Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


архиепископ Аверкий (Таушев)

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета
Соборные Послания

Соборное Послание Апостола Иакова

   

Содержание

    Значение наименования некоторых Посланий «Соборными»
Соборное Послание Апостола Иакова Сведения об авторе Назначение послания, время и место написания его Повод к написанию послания Подлинность послания Иаковлева Общий характер послания и его содержание Экзегетический разбор послания святого Апостола Иакова. Глава первая Учение об искушениях 1:2—4 О мудрости и молитве 1:5—8 О ничтожности богатства 1:9—11 Источники искушений — наша греховность 1:12—18 Обуздание гнева и языка 1:19—26 Сущность подлинного благочестия 1:27 Экзегетический разбор послания святого Апостола Иакова. Глава вторая Увещание к нелицеприятному отношению к ближним 2:1—13 Взаимоотношение между верой и добрыми делами 2:14—26 Экзегетический разбор послания святого Апостола Иакова. Глава третья Против самозваного учительства и от необузданности языка 3:1—14 Истинная и ложная мудрость 3:15—18 Экзегетический разбор послания святого Апостола Иакова. Глава четвертая Обличительная речь против вожделений 4:1—3 Против дружбы с миром 4:4—10 Против злословия и самонадеянности 4:12—17 Экзегетический разбор послания святого Апостола Иакова. Глава пятая Обличение жестокосердных богачей 5:1—6 Наставление о долготерпении и злостраданиях 5:7—13 Таинство елеосвящения 5:14—15 Исповедание грехов 5:16—18 Об обращении заблуждающихся 5:19—20 Первое Соборное Послание Апостола Петра Сведения об авторе Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель Место и время написания послания Содержание послания Экзегетический разбор Первого послания святого Апостола Петра. Первая глава Надписание и приветствие 1:1—2 Славословие Богу за благодать возрождения 1:3—5 Должно радоваться в скорбях 1:6—9 Изыскания пророков 1:10—12 Увещание к святости жизни и взаимной любви 1:13—25 Экзегетический разбор Первого послания святого Апостола Петра. Вторая глава Наставления о духовном возрастании 2:1—3 Укрепление в вере 2:4—10 О добродетельной жизни 2:11—12 Покорность властям 2:13—17 Повиновение слуг господам 2:18—20 Пример страданий Господних 2:21—25 Экзегетический разбор Первого послания святого Апостола Петра. Третья глава Нравственные наставления женам 3:1—6 Наставления мужьям и всем христианам 3:7—17 Христос пострадавший, сошедший во ад, воскресший и вознесшийся 3:18—22 Экзегетический разбор Первого послания святого Апостола Петра. Четвертая глава Наставления христианам 4:1—11 О неповинном злострадании 4:12—19 Экзегетический разбор Первого послания святого Апостола Петра. Пятая глава Наставления пастырям и пасомым 5:1—9 Апостольское Благословение и приветствия 5:10—14 Второе Соборное Послание Апостола Петра Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания Время и место написания послания Подлинность этого послания Содержание послания Экзегетический разбор Второго Послания Петрова. Первая глава Надписание и приветствие 1:1—2 Восхождение по добродетелям 1:3—9 Убеждение в твердости указанием на кончину 1:10—15 Преображение Христово 1:16—18 Ветхозаветное пророчество 1:19—21 Экзегетический разбор Второго Послания ПетроваВторая глава Лжепророки и лжеучители 2:1—3 Примеры божественного наказания 2:4—9 Подробнейшая характеристика лжеучителей 2:10—16 Продолжение характеристики лжеучителей 2:17—19 Горе лжеучителям 2:20—22 Экзегетический разбор Второго Послания ПетроваТретья глава Лжеучители и лжеучения, о втором пришествии Христовом 3:1—15 Апостол Павел 3:16 Последние наставления 3:17—18 Первое Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова Сведения об авторе Подлинность первого послания Святого Апостола Иоанна Время и место написания послания Иоаннова Первоначальное назначение послания, побуждение к написанию его Содержание послания Экзегетический разбор первого послания Иоаннова. Первая глава Несомненная истинность благовествования о Слове жизни 1:1—4 Бог — свет, общение с Ним через Сына Его 1:5—10 Экзегетический разбор первого послания Иоаннова. Вторая глава Христос — умилостивление за грехи всего мира 2:1—2 Познание Его и общение с Ним, как со светом в любви 2:3—11 Возможность этого общения для всех 2:12—14 Любовь мира — противоположна Христианской любви к Богу 2:15—16 Последняя година, антихрист и антихристы 2:17—19 Истинное учение Христово, в противоположность антихристианскому 2:20—29 Экзегетический разбор первого послания Иоаннова. Третья глава Сыны Божьи и дети диавола 3:1—10 Братская любовь и ненависть 3:11—18 Успокоение сердца в Боге 3:19—22 Вера и любовь 3:23—24 Экзегетический разбор первого послания Иоаннова. Четвертая глава Дух Божий и духи-обольстители 4:1—6 Любовь Божья и любовь к Богу и ближним 4:7—21 Экзегетический разбор первого послания Иоаннова. Пятая глава Победа верующего над миром 5:1—5 Три свидетеля об одном на Небе и на земле 5:6—9 Внутреннее свидетельство верующего 5:10—13 Дерзновение верующего 5:14—15 Согрешающий брат 5:16—19 Заключение 5:20—21 Второе Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова Экзегетический разбор второго послания Иоаннова Третье Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова Экзегетические разбор третьего послания Иоаннова Соборное Послание Апостола Иуды Сведения об авторе Подлинность послания святого Апостола Иуды Повод к написанию послания Время и место написания послания святого Иуды Содержание соборного послания святого Апостола Иуды Экзегетический разбор соборного послания святого Апостола Иуды  

 
Значение наименования некоторых Посланий «Соборными»
   Под именем «Соборных» разумеются семь посланий, написанных святыми Апостолами: одно — Иаковом, два — Петром, три — Иоанном Богословом и одно Иудой. В составе священных книг Нового Завета они обыкновенно помещаются в наших православных изданиях непосредственно после книги Деяний. Название «соборные» дано этим посланиям не самими их писателями. Так они названы Церковью впоследствии, но несомненно очень рано. По свидетельству церковного историка Евсевия (V,18), еще писатель второго века Аполлоний, обличая какого-то монтаниста, выразился, что он, в подражание Апостолу Иоанну, написал соборное послание.
   В каком смысле название «соборный», («кафоликос») присвоено вышеперечисленным Апостольским посланиям?
   Один из древнейших христианских писателей Климент Александрийский называет «соборным» послание Апостольского собора в Иерусалиме, обращенное к христианам Антиохии, Сирии и Киликии, о чем повествует 15 глава кн. Деяний. Так как это послание обращено не к каким-либо частным лицам или отдельным церквам, а ко всем христианским общинам вообще, то ясно, что «соборный» здесь употреблено в смысле «окружной». Из этого можно заключить, что и послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды потому называются «соборными», что они обращены не к отдельным церквам, как например, послания святого Апостола Павла, а ко всем христианам. «Соборными» в смысле «окружных» называются первое Петрово и первое Иоанново послания у Оригена и Дионисия Александрийского. Весь же состав посланий, известных теперь под именем «соборных», назван этим именем в первый раз у историка Евсевия. Хотя второе и третье послание Иоанна имеют частное назначение и потому не подпадают под такое понимание наименования «соборных», они присоединены к первому соборному посланию Иоанна, как его дополнения.
   Как в приложении к Церкви со словом «соборный» стали соединять значение истинной, подлинной, православной Церкви («Экклисиа кафолика» — Церковь соборная), так в приложении к этим посланиям с именем «соборный» стали соединять понятие послания истинного, подлинного, канонического, заключающего в себе неизменное правило для истинно-христианской жизни. В этом значении называет «соборным» послание Иуды Ориген; такой же смысл влагает в это название по отношению ко всем этим посланиям Евсевий.
   Все семь посланий названы, таким образом, в первый раз историком Евсевием соборными в смысле посланий окружных и имеющих подлинный канонический характер в отличие от подложных посланий. Постепенно это название было принято всеми и вошло во всеобщее употребление.
   Отличительный характер соборных посланий, по сравнению с посланиями святого апостола Павла в том, что они содержат более общие и основные вероучительные наставления, в то время, как содержание посланий Апостола Павла соответствует обстоятельствам тех местных церквей, которым он пишет, и имеет, таким образом, более специальный характер, хотя, конечно, не утрачивает своего значения для всех времен и мест в жизни Христовой Церкви.
   Кроме того, в посланиях Павла выпукло очерчивается личность самого Апостола, нередко с историческими указаниями на разные обстоятельства его жизни, с выражением его собственных настроений и чувств радости, скорби, негодования и т. д. Между тем, в соборных посланиях личности писателей не акцентируются: там прямо предлагаются общеобязательные для христиан правила веры и благочестия.


Соборное Послание Апостола Иакова