свящ. Вадим Маркин

Источник

Лекция 4

Период четвертый – Воскресение Господа Иисуса Христа

Воскресение 9 апреля, 30 год

Иерусалим и окрестности

Ночь

Воскресение537 Господа нашего Иисуса Христа.

Стихира на хвалитех в неделю утра, 5 гл.:

“Господи, запечатану гробу от беззаконников, прошел еси из гроба, якоже родился еси от Богородицы: не уразумеша, како воплотился еси, безплотнии Твои ангели: не чувствоваша, когда воскрес еси, стрегущии Тя воини ...”.

Мф. 28, 2–4: Великое землятресение при схождении Ангела Господня с небес. Отваление камня от двери гроба. Трепет стерегущих воинов.

Ин. 20, 1: Мария Магдалина первая538 приходит ко гробу, когда было еще темно и видит отваленный камень.

Ин. 20, 2: Мария Магдалина сообщает Петру и Иоанну, что во гробе нет тела Иисуса.

Раннее утро

Явление Господа Пресвятой Деве Марии.

Краткая историческая справка – Явление Воскресшего Спасителя Божией Матери:

Святое Евангелие, повествуя о явлении Спасителя женам-мироносицам, Апостолам, совершенно умалчивает о Матери Божией. Такое умолчание вызывает невольный вопрос: неужели Господь Иисус Христос, во время предсмертных мук на кресте поручивший Свою Матерь попечениям своего возлюбленного ученика (Ин. 19, 26–27) и тем исполнивший долг сыновней любви и почтения к Ней, мог забыть о Ней в день Своей славы? Святая Церковь разрешает этот вопрос благочестивого недоумения, содержа в своем предании то верование, что Божией Матери прежде жен-мироносиц сообщено было ангелом о воскресении Господа и – что Ей, возстав от гроба, Христос явился прежде всех. Выражение этого верования Церкви находим в пасхальных богослужебных песнопениях. Всем известен припев на 9-ой песни пасхального канона: “Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево радуйся, и паки реку радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся”. Еще яснее указанное верование Церкви выражается в пасхальном богородичном каноне: для примера приведем 2 ст. (“И ныне”) 1-ой песни: “воскресшего видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы, Благодатная Чистая, и еже радуйся первее яко всех радости вина восприяла Еси, Богомати Всенепорочная”. В Храме Воскресения в Иерусалиме, недалеко от гроба Господня, указывают место явления Спасителя Своей Матери; в настоящее время здесь находится католический придел явления Христа Богоматери. – Как же объяснить, что евангелисты ничего не говорят об ангельском благовестии Богородице о воскресшем Господе, ни о явлении Ей Сына? Святой Иоанн Богослов, благовествуя о явлениях Господа по воскресении, вносит в свое повествование два замечания, которые показывают, что святые евангелисты из земной жизни Иисуса Христа передали не все, в виду невозможности передать всего (Ин. 21, 25), а только, то что наиболее служило к укреплению веры в Него, как Сына Божия (Ин. 20, 30–31). С другой стороны в Евангелии после описания обстоятельств, относящихся к Рождеству Христову, о Божией Матери вообще говорится очень редко и очень мало (лк. 11, 43–51; Ин. 2, 2–5; Мф. 12, 47; Ин. 25–27), и конечно это не потому, что нечего было сообщать о Ней, а потому, что проникнутая в высшей степени духом смирения (Лк. 1, 48), Она жила сосредоточенною, сокровенною от взоров людских жизнию (Лк. 2, 19), и Ей не могло быть приятным ее нарушение. Поэтому святые евангелисты, соблюдая желание Богоматери, и не говорили подробно о Ней, ибо Она более всего любила молчание.

Лк. 24, 1–8: Жены-мироносицы539 приходят ко гробу с приготовленными ароматами и видят его пустым. Явление им двух ангелов с радостным благовестием о Воскресении540 Христа и повелением сообщить541 об этом всем ученикам.

Краткая историческая справка – Кувуклия:

Среди обширного храма Воскресения, под высоким его куполом устроена часовня, или малая церковь, а по-гречески кувуклия, обложенная желтым мрамором, с разнообразными украшениями по стенам и куполом по середине. Образована она из природной скалы и заключает неоцененное сокровище христиан – живоносный гроб Христов.

Кувуклия разделена на два отделения: первое именуется приделом Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова; оное в длину и ширину около 5-ти аршин; на середине его стоит мраморная ваза, в которую сложена часть от того камня, который Ангел отвалил от дверей гроба. Во время служения патриарха на этот камень возлагается серебренная доска, служащая вместо престола.

Низкий и узкий вход вышиною 7 четвертей, шириною 4 четверти, ведет в пещеру гроба Господня, которая тоже мала, длиною и шириною около 3-х аршин, так что три человека, не более могут стоять пред гробом. Три стороны его прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором; верх покрывает тоже мраморная доска, как бы разделенная по средине. Над святым гробом поставлена икона, изображающая воскресшего Христа, Победителя смерти и ада. В придел Ангела и из оного в пещеру гроба Господня входят без обуви, по уважению к святому месту. С трепетным благоговением и неизреченною радостию молятся поклонники у гроба Спасителя, взывая со Святой Церковью: “Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый – радуйтеся, и Твоим Апостолам мир даруяй, падшим подаяй Воскресение”.

На гробе Господним ежедневно бывают одна за другою три литургии: первая в два часа по полуночи, греческая, по реченному в Святом Евангелии: “Зело заутра во едину от суббот приидоша на гроб” (Мк. 16, 2); за нею вторая – армянская и третья – латинская. Верхняя доска на гробе Господним служит во время литургии престолом и жертвенником, а при служении патриарха полагается на нее серебренная доска. Гроб Господень длины 11 четвертей, вышины 60 сантиметров; но это не вся вышина его, ибо он углублен. Он украшен множеством лампад, подсвечников, а также вазами с цветами. Сзади кувуклии находится небольшая коптская часовня, в коей совершается богослужение по воскресным дням.

Веяние сугубой благодати Божией в пещере святого гроба приводит человека в особенное любвеобильное состояние: здесь он готов на всякое исполнение заповедей и повелений Господа своего, готов отказаться от всех земных пристрастий и любимых привычек, готов не обинуясь сказать: “Господи! Согрешил я много, прости меня, прошу Твоей благодатной помощи, дабы отселе начать жизнь новую, Тебе угодную”. Но особенно сладостно предстоять при совершении Божественной литургии на гробе Господнем и молиться о себе и близких своих. Тайный голос говорит, что смиренно возносимая молитва при гробе Спасителя скоро бывает услышана Им.

Ин. 20, 3–10: Иоанн и Петр542 у гроба.

Ин. 20, 11–18: Мария Магдалина стоит у гроба. Явление543 Воскресшего Христа.

Мк. 16, 8: Жены-мироносицы вначале находятся в ужасе и не говорят ничего ученикам.

Мф. 28, 9–10: Явление Воскресшего Спасителя женам-мироносицам на пути от гроба к Апостолам.

Лк. 24, 9–11: Жены-мироносицы сообщают Апостолам о Воскресшем Спасителе, но те не верят им.

Пророчества о Воскресении Господнем:

Пс. 15, 9–11: “Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании; ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек”.

Пс. 29, 4: “Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу”.

Ос. 6, 1–3: В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: “пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны. Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю”.

Мф. 28, 11–15: Донесение стражи. Подкуп544 стражи фарисеями.

Краткая историческая справка – Римская стража:

Дисциплина в Римской армии была жесткой. В исторических трудах приводятся 18 видов проступков, за которые солдаты наказывались смертью. Они включали: переход разведчиков на сторону врага, дезертирство, потерю оружия, неповиновение в военное время, выход из лагеря за вал или стену, разжигание бунта, отказ защищать офицера или уход с поста, уклонение от призыва, убийство, побои, причиненные начальнику, или оскорбление генерала, бегство с поля боя, если это могло послужить примером для других, выдача врагу военных планов, ранение другого солдата мечом, нанесение себе увечий или попытка самоубийства без веского основания, уход с ночного поста; казни подлежал также сломавший жезл центуриона (сотника) или ударивший его во время наказания, бежавший из гарнизонной тюрьмы и нарушавший спокойствие”.

Профессор Карри приводит примеры римской военной дисциплины из анналов истории: “В 418 г. знаменосец, отставший от армии во время битвы, был убит собственной рукой генерала; в 390 году заснувший на посту был сброшен с Капитолийского холма; в 252 году виновный в халатности был подвергнут телесному наказанию и разжалован; в 195 году отставший от нападающей армии пронзен копьем... Вышеупомянутые наказания дают основания говорить о них как о “суровых”.

Теперь понятно, что “проспать” воины просто не могли.

Лк. 24, 34 и 1Кор. 15, 5: Явление Спасителя Симону Петру.

Путь в Эммаус545

Вторая половина дня, к вечеру

Лк. 24, 13–32: Явление Воскресшего двум546 ученикам.

Иерусалим

Ночь

Сионская горница

Лк. 24, 33–35: Клеопа и Лука сообщают Апостолам о явлении им Воскресшего Спасителя.

Лк. 24, 36–49 и Ин. 20, 19–24: Явление547 Христа десяти апостолам, Фома548 отсутствует549.

Ин. 20, 25: Фома не верит Апостолам.

Воскресение 16 апреля

Ин. 20, 26–29: Новое явление Христа одиннадцати апостолам в присутствии Фомы.

Галилея

Берег Галилейского озера

Утро

Ин. 21, 1–14: Третие явление Спасителя ученикам550.

Ин. 21, 15–19: Восставление Петра на Апостольское служение. Заповедь о пасении овец.

Ин. 21, 20–24: Слово Спасителя об Иоанне Богослове.

30 год по Р.Х.

Гора в Галилее551

Мф. 28, 16–20: Новое явление552 Воскресшего Спасителя. Благословение Апостолов на всемирную проповедь.

1Кор. 15, 7: Явление Спасителя Апостолу Иакову, брату Господню.

Четверг 18 мая

Иудея

Гора Елеонская вблизи Вифании

Лк. 24, 50–53: Вознесение553 Господне.

Пророчества о Вознесении Господнем:

Пс. 23, 7–10: “Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он Царь славы”.

Пс. 67, 19: “Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога”.

Пс. 109, 1: “Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”.

Пс. 117, 19: “Отворите мне врата правды: войду в них, прославлю Господа”.

Пророчества о земной жизни, смерти и Воскресения Спасителя:

Пс. 21: “1 Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида.

2 Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.

3 Боже мой! я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения.

4 Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля.

5 На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;

6 к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.

7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.

8 Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:

9 `он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему́.

10 Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.

11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой.

12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.

13 Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,

14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.

15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.

16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.

17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.

18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;

19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.

20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;

21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;

22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.

23 Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.

24 Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,

25 ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.

26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.

27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!

28 Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,

29 ибо Господне есть царство, и Он – Владыка над народами.

30 Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.

31 Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:

32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь”.

Ис. 53: “1 [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?

2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.

7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.

8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.

9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.

10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.

11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем”.

Ин. 20, 30–31; 21, 24–25: Заключение Евангелия от Иоанна. Цель написания Евангелия.

30 год по Р.Х.

Прославленный Спаситель по Вознесении

Деян. 7, 55–56: Видение первомученника554 Стефана555.

Деян. 26, 12–15: Видение апостола Павла556 на пути в Дамаск.

Деян. 22, 17–21: Видение апостола Павла в Храме;

57 г. по Р.Х.

Успение Божией Матери.

Краткая историческая справка – Успение Божией Матери:

Недалеко от вершины Вознесения горы Елеонской показывают то место, где Пресвятая Богородица получила благовестие от Архангела Гавриила, вручившего Ей пальмовую ветвь и возвестившего, что по воле Божией, чрез три дня последует Ее славное переселение на небо.

По завещанию, Божия Матерь была погребена апостолами в Гефсимании. Ныне здесь находится храм Успения Божией Матери.

Спустясь по 12-ти ступеням каменной лестницы, находимся на довольно обширной площади, пред живописным зданием Гефсиманского храма. С благоговейным трепетом и радостию вступим в самое святилище. Широкая лестница 48-ю ступенями ведет вниз, в храм Пресвятой Богородицы, к Ее святому гробу, над коем некогда существовала великолепная церковь и монастырь, во имя честного успения Богоматери. Здесь находится каменный смертный одр Богородицы. Это ложе имеет отличие в том, что пронизано отверстиями – символом захоронения девственниц, существовавшем у древних евреев, что еще раз подтверждает приснодевство Марии.

Здания эти, начиная от Кедрского потока, занимали все обширное пространство над пещерами греческою и латинскою, до того места, где теперь разведен сад. При спуске к гробу Пресвятой Богородицы, через 5 ступеней справа видны заложенные двери, которые вели в помянутую церковь, разоренную турками.

Спустясь по 15-ти ступенями к гробу Пресвятой Богородицы, видим в углублении направо два престола устроенные над гробницами святых праведных родителей Богородицы Иоакима и Анны, а с левой стороны, в углублении же, престол над гробницею святого Праведного Иосифа, обручника Девы Марии. Помолясь пред мощами праведников, сходим в самый низ пещеры. Здесь в восточной части видим дивную картину: по всему своду обширной галереи блистают гирлянды зажженных лампад, золотых и серебренных, повешенных во все стороны, которые, во мраке подземелья, горят как яркие звезды на небе во время ночи. Посреди галереи стоит отдельно каменная пещера в виде небольшой часовни, и сквозь малую дверь исходит из нее яркий свет горящих во множестве лампад: это гробница Приснодевы Богоматери, иссеченная в природной скале, как и гроб Спасителя: а с левой стороны от входа находится алтарь армян. Гроб Божией Матери покрыт белою мраморною плитою с синими жилками. На нем, как и на гробе Господнем, совершается Божественная литургия; святая Гробница служит престолом. С южной стороны гробовой пещеры отведено особое место для молитвы мусульман, которые чтут Пречистую Деву как Матерь великого Пророка; мусульманки даже просят от гроба Богоматери освященной ваты и елея, употребляя оные, как врачество в болезнях детей своих. “Отныне ублажат Мя вси роди”, прорекла Преблагословенная, и пресвятое имя Ее чтится всеми: все прибегают к ее небесному ходатайству и несомненно сподобляются его. Живущие в Иерусалиме христиане в день субботний обязанностью считают слушать литургию у гроба Богоматери.

В день празднования успения Владычицы мира (15 августа) бывает соборное торжественное Богослужение; плащаница, с изображенным на ней ликом Приснодевы, торжественно переносится сюда из Гефсиманского подворья чрез Сион, следуя тем путем, коим несено было в Гефсиманию для погребения пречистое тело Богоматери; над плащаницею, в воспоминание приснопамятного успения Владычицы мира, совершается пение 17-й кафизмы на греческом и арабском языке.

95 г. по РХ

остров Патмос

Откр. 1, 9–20: Видение557 апостола Иоанна Богослова.

Второе пришествие Спасителя

Откр558. 22, 20: “Гряду скоро!”.

Пророчество о втором пришествии во славе:

Пс. 49, 3–6: Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря. От призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: “Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве”. И небеса провозгласят правду Его; ибо судия сей есть Бог”.

Зах. 14, 4–8: “И будет в тот день, не станет света; светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет”.

Пророчества о всемирном и вечном владычестве Спасителя:

Пс. 2, 8: “Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе”.

Пс. 44, 6–7: “Остры стрелы Твои, (Сильный,) – народы падут пред Тобою, – они – в сердце врагов Царя. Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего”.

Пс. 71, 8: “Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли”.

Ис. 9, 7: “Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это”.

Дан. 7, 14: “Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится”.

Домашнее задание

Выписать в тетрадь и выучить наизусть:

Ин. 20, 19–23: Первое явление ученикам Воскресшего Спасителя.

Ин. 20, 26–29: Второе явление ученикам с Фомой Воскресшего Спасителя.

Ин. 21, 15–19: Вопрошение к Петру и восстановление его в Апостольстве.

Мф. 28, 16–20: Четвертое явление Спасителя ученикам. Благословение Апостолов на всемирную проповедь.

Лк. 24, 50–53: Вознесение Господне.

Повторить вопросы:

1. События утра первого дня после Ветхозаветной Пасхи.

2. Явление Воскресшего двум ученикам по пути в Эммаус.

3. Явление Христа десяти апостолам.

4. Новое явление Христа Одиннадцати апостолам в присутствии Фомы.

5. Явление 7 ученикам. Восстановление Петра и поручение ему всего стада Христова.

6. Благословение Апостолов на всемирную проповедь.

7. Вознесение Господне.

Контрольные вопросы по четвертому периоду – Воскресение Господа Иисуса Христа

1. Когда Воскрес Спаситель мира?

2. Кто первым и при каких обстоятельствах услышал благовестие о Воскресении Христовом?

3. Кто из жен-мироносиц в первый день по субботе пришел ко гробу?

4. Рассказать о встрече жен-мироносиц с ангелами у гроба.

5. Кому впервые явился Воскресший Спаситель?

6. Рассказать обстоятельства первого явления Воскресшего Спасителя.

7. Рассказать обстоятельства при которых Петр и Иоанн увидели пустой гроб.

8. Обстоятельства донесения стражи об исчезновении Погребенного.

9. Показать на карте селение Эммаус.

10. Когда произошло событие явления Воскресшего Спасителя двум ученикам на пути в Эммаус?

11. Рассказать о Клеопе и Луке.

12. Рассказать обстоятельства явление Воскресшего двум ученикам по пути в Эммаус.

13. Когда и где произошло событие явления Христа десяти апостолам?

14. Наизусть: Ин. 20, 19–23: Первое явление ученикам Воскресшего Спасителя.

15. Обстоятельства явления Христа десяти апостолам.

16. Когда произошло явление Христа Одиннадцати апостолам.

17. Наизусть: Ин. 20, 26–29: Второе явление Воскресшего Спасителя ученикам с Фомой.

18. Рассказать обстоятельства явления Христа одиннадцати апостолам в присутствии Фомы.

19. Где произошло явление 7 ученикам?

20. Кто из 7 учеников был в момент третьего явления Спасителя Апостолам?

21. Событие явления 7 ученикам.

22. Наизусть: Ин. 21, 15–19: Вопрошение к Петру и восстановление его в Апостольстве.

23. Где произошло событие четвертого явления Спасителя ученикам и благословение их на всемирную проповедь?

24. Наизусть: Мф. 28, 16–20: Третие явление Спасителя ученикам. Благословение Апостолов на всемирную проповедь.

25. Когда и где произошло событие Вознесения Господа.

26. Показать на карте гору Елеонскую.

27. Наизусть: Лк. 24, 50–53: Вознесение Господне.

28. Евангелист Иоанн о цели написания Евангелия.

29. Видение первомученника Стефана.

30. Видение апостола Павла.

31. Видение апостола Иоанна Богослова.

Главные вехи Священной Истории Нового Завета (повторение)

Приложения

Приложение “Исторические свидетельства о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа”

Факт воскресения Христа к концу своей жизни признал не кто иной, как Фридрих Энгельс. А именно, в предисловии к переизданию своих сочинений он пишет:

“Новейшие каппадокийские открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие события мировой истории, и то, что казалось ранее достойным внимания мифологов, должно будет отныне привлечь внимание историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес в истории, о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе”.

За каппадокийскими открытиями, убедившими даже Энгельса, последовал еще ряд открытий, причем не менее, а более важных.

Начнем с Иосифа Флавия. Он, как известно, один из наиболее надежных исторических свидетелей. Карл Маркс говорил: “Достоверная история может писаться лишь на основе таких документов, как произведения Иосифа Флавия и равноценные им”.

Вот свидетельства Иосифа Флавия: “В это время выступил Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать Его человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял Его на кресте, поколебались те, которые впервые Его возлюбили. На третий день Он снова явился к ним живой”.

Сделаем небольшую оговорку. Сто лет назад это свидетельство Флавия было взято под сомнение. Дело было в следующем: сначала было известно только два варианта рукописи Флавия. В одном из них слова “на третий день Он явился к ним живой” были, а в другом отсутствовали. И на этом основании Б. Бауэр (1809–1882 гг.), а затем и его последователи решили, что в первом варианте эти слова, вероятно, были позднее вписаны христианами. Так возникла легенда об интерполяции у Иосифа Флавия. Однако позднее были найдены еще три варианта, и эти позднейшие находки привели к совершенно иному выводу: расхождения между первым и вторым вариантами объясняются не позднейшей вставкой, впиской в первый вариант, а потерей части страниц во втором варианте, в котором оказались отсутствующими еще целые две главы, что и выяснилось из найденных позднее трех вариантов, в которых у Флавия строки о воскресении Иисуса Христа имеются во всех трех. Помимо этого, чрезвычайно важно еще одно обстоятельство. Мировой ученый Ю. Вельгаузен (Вельхаузен, совр., – ред.) вместе с другим крупнейшим филологом Де Сессони привели еще одно неоспоримое доказательство, что строки Флавия написаны им самим, а не являются позднейшими вставками христиан. Дело в том, что Иосиф Флавий писал очень своеобразным языком, с соблюдением всех особенностей, что подделать его невозможно. Но, конечно, окончательный удар сомнениям в подлинности его рукописей нанесла именно находка этих трех вариантов его произведений.

В настоящее время никто из ученых не повторяет домыслов о вписках у Флавия.

Лабиритиос (Лабириниос) в момент воскресения Христа оказался со своими чиновниками недалеко от этого места (места погребения Христа). Ясно видевшие падение камня, закрывавшего гроб, поднявшуюся над этим местом необыкновенно ярко сияющую фигуру, Лабиритиос вместе со своими спутниками и сторожами бросились сообщать об этом властям.

Грек Гермидий (Гермизий), занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, писал также и биографию Пилата. Его сообщения заслуживают особого внимания по двум причинам. Во-первых, они содержат чрезвычайно много надежных данных по истории Палестины и Рима и легли в основу Истории Иудеи. Кроме того, показания Гермидия ценны еще и тем, что он тоже во время воскресения Христа находился вблизи того места, сопровождая одного из помощников Пилата. Важно добавить, еще одно обстоятельство. Гермидий вначале был настроен против Христа, и как он сам говорил, уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Христу. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле. Но вышло иначе.

“Приблизившись ко гробу и находясь в шагах ста пятидесяти от него, – пишет Гермидий, – мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит из движущегося сверху сияющего облака. Оно опустилось ко гробу и над землей там показался человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от нас по тропинке шла женщина, она вдруг закричала: “Открылось! Открылось!”. И в это время нам стало видно, что действительно очень большой камень, приваленный ко входу в пещеру, как бы сам собою поднялся и открыл гроб (открыл вход в пещеру гроба). Мы очень испугались. Потом, некоторое время спустя, свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились ко гробу, то оказалось, что там уже нет тела погребенного человека”.

В день суда над Христом, когда жена Пилата послала к нему людей, через которых убеждала мужа не выносить смертного приговора Христу (ибо она всю ночь страдала из-за Него), она спрашивала его: “Чем ты искупишь свою вину, если осужденный тобою действительно Сын Божий, а не преступник?”. – Пилат ответил ей: “Если Он Сын Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю, – будет запрещение чеканить мое изображение на монетах, пока я жив”. Нужно объяснить, что быть изображенным на монетах считалось в Риме чрезвычайно высокой честью. Свое обещание Пилат выполнил. Когда было установлено, что Христос воскрес, Пилат действительно запретил изображать себя на монетах. Это сообщение Гермидия полностью подтверждается вещественными доказательствами. Из римской нумизматики известно, что в Иерусалиме в это время были изготовлены монеты с изображением кесаря с одной стороны и без изображения Пилата с другой (стали чеканить монеты только с изображением кесаря).

Сириец Ейшу (Эйшу), известный врач, близкий к Пилату и лечивший его относится к числу наиболее выдающихся людей своего времени. Видный медик и натуралист, пользовавшийся широчайшей известностью на Востоке, а потом в Риме, он оставил произведения, которые составили целую эпоху в науке. Недаром историки науки, в том числе американский ученый Киггерист, считают, что Ейшу по праву занимает место как врач рядом с Гиппократом, Цельсом, Галеном, а как анатом – рядом с Леонардо да Винчи и Везалием (1514–1562 гг.); только малоизвестный язык, на котором он писал, помешал его признанию. Далее важно то, при каких обстоятельствах Ейшу наблюдал описанное им. По поручению Пилата он с вечера накануне воскресения находился вблизи гроба вместе с пятью своими помощниками, которые всегда сопутствовали ему. Он же был свидетелем погребения Христа. В субботу он дважды осматривал гроб, а вечером по приказанию Пилата отправился сюда с помощниками и должен был провести здесь ночь. Зная о пророчествах относительно воскресения Христа, Ейшу и его помощники-медики интересовались этим и с точки зрения естествоиспытателей. “Мы все – врачи, стража, – пишет Ейшу, – были здоровы, бодры, чувствовали себя так, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и мы все видели это собственными глазами”. Далее следует описание воскресения... Вообще Ейшу был скептиком. В своих трудах он неизменно повторял выражение, которое потом благодаря ему вошло в пословицу на Востоке: “Чего я сам не видел, то считаю сказкой”.

Один из крупнейших в мире знатоков античности академик В. П. Бузескул (1858–1931 гг.) говорил: “Воскресение Христа подтверждено историческими и археологическими находками с такой несомненностью, как существование Ивана Грозного и Петра Великого... Если отрицать воскресение Христа, то нужно отрицать (причем с гораздо большим основанием) существование Пилата, Юлия Цезаря, Нерона, Августа Трояна, Марка Аврелия, русских князей Владимира и Ольги, Александра Невского, Ивана Калиты, Даниила Галицкого, Юрия Долгорукова и многих других”.

Для краткости ограничимся лишь перечнем других источников (приводим здесь, и далее в сокращении, – ред.): Епифаний Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммон Александрийский... Сабеллин Грек, Исаакий Иерусалимский... Константин (Констанций) Тирский и другие. Это только те, кто жили во время Христа, причем находились в Иерусалиме или в непосредственной близости от него и явились очевидцами самого воскресения или неопровержимых фактов, подтверждающих его.

Чрезвычайно показательно, что ряд свидетельств о воскресении мы находим у еврейских авторов того времени, хотя вполне понятно, что евреи (не принявшие христианства) склонны всячески замалчивать факт воскресения. Среди еврейских писателей того времени, прямо говоривших о воскресении, находим таких надежных авторов, как Уриста Галилеянин, Ганон Месопотамский, Шербрум отец, Фернан (Ферман) из Сарепты, Манания врач, Навин Антиохий (Антиохийский), Маферкант.

Маферкант был одним из членов синедриона, казначеем. Именно из его рук Иуда получил за предательство тридцать сребреников. Но когда после воскресения Христа среди иудеев поднялась тревога, Маферкант был первым из членов синедриона, прибывшим на место для расследования. Он убедился, что воскресение совершилось. Ему пришлось быть у гроба Господня перед самым моментом воскресения: он прибыл сюда для оплаты стражи, стоявшей у гроба (наемная стража получала оплату, так сказать, сдельно, после несения каждого караула). Он видел, что гроб Христа надежно охраняется. Выплатив деньги, он ушел, стража осталась до конца смены... но не успел Маферкант далеко отойти, как раздался удар грома и громадный камень был отброшен неведомой силой. Возвратясь назад ко гробу, Маферкант увидел исчезающее сияние над гробом. Все это им описано в сочинении “О правителях Палестины”, которое принадлежит к числу наиболее ценных и правдивых источников по истории Палестины.

В общей сложности, по подсчетам крупнейшего знатока римской исторической литературы, академика И. В. Нетушила (1850–1929 гг.) число вполне надежных свидетельств о воскресении Христа превышает двести десять; по нашим подсчетам, это число еще больше – двести тридцать, ибо к данным Нетушила нужно добавить еще те исторические памятники, которые были обнаружены после выхода его работы.

Конечно, воскресение Христово – основное, важнейшее событие, после которого все остальное в религии имеет как бы второстепенное значение. В самом деле, раз Христос воскрес, значит Он Бог. В настоящее время для каждого сколько-нибудь сведущего историка факт воскресения неоспорим. Не только крупные, но и просто добросовестные историки не высказывают уже больше никакого сомнения по этому поводу.

Картографический материал

Карта 1: Путешествия ветхозаветных патриархов

Карта 2: Путешествие Евреев из Египта в землю Ханаанскую

Карта 3: План города Иерусалима

Карта 4: Схема Иерусалимского храма

Карта 5: Палестина времени земной жизни Господа Иисуса Христа

Карта 6: Галилея у Геннисаретского озера

Синхронизация событий Библейской Истории и Истории Древнего мира

Перечень кратких исторических справок, данных в конспекте

Список иллюстраций

Рисунки:

Репродукции:

Репродукция 1: Евангелие апракос. 1693 г., БАН, Арх. ком. 339, л. 837

Географические карты:

Карта 1: Путешествия ветхозаветных патриархов

Карта 2: Путешествие Евреев из Египта в землю Ханаанскую

Карта 3: План города Иерусалима

Карта 4: Схема Иерусалимского храма

Карта 5: Палестина времени земной жизни Господа Иисуса Христа

Карта 6: Галилея у Геннисаретского озера

Перечень мер

Фут – англ., в буквальном переводе означает “ступня”. 1 фут ­­ 1/7 сажени ­­ 12 дюйм ­­ 0,3048 метр

Верста – русская мера длины. 1 верста ­­ 500 саженям ­­ 1,0668 км.

Стадия – 1 стадия ­­ 186 метров.

Вершок – первоначально равнялся длине фаланги указательного пальца. 1 вершок ­­ 4,45 см.

Миля – старая русская мера длины. 1 миля ­­ 7,468 км.

Римская миля – мера длины – 1478,70 метра ­­ 0,2 географической мили.

Локоть –

Английская миля – распространена главным образом в морском деле. 1 морская миля ­­ 1,853 км.. 1 сухопутная миля ­­ 1,609 км.

Планирование преподавания. Сетка часов

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

I. Священное Писание.

II. Антоний, Митрополит “Опыт христианского православного катехизиса”.

III. Вейсман А.Д. “Греческо-русский словарь”, Москва, 1991, репринт 1899 г., Санкт-Петербург.

IV. Евсевий Памфил. Церковная история. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1993.

V. Лопухин А.П. “Библейская история Ветхого Завета”, Монреаль, 1986 г..

VI. Макдауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства (Исторические свидетельства, факты, документы христианства), Москва, 1992, “Соваминко”.

VII. Минея. Издание Московской Патриархии, 1983 г.

VIII. Никифор, Архимандрит “Библейская энциклопедия”, издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990 г., репринт, Москва 1891.

IX. Никон (Смирнов), игумен, “От Галилеи до Фиваиды”.

X. Полный православный богословский энциклопедический словарь, издание Московского Патриархата, Москва 1992 г., репринт, издательство П. П. Сойкина.

XI. Программы преподавания Московской Духовной Семинарии.

XII. Талызин В.И. “Конспект по Основному Богословию для 4-го класса Московской Духовной Семинарии, Загорск, 1957 г..

XIII. Христианские Чтения, 1841, ч. 1.

XIV. Аверкий, Архиепископ. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. “Сатис”, Санкт-Петербург, 1995.

XV. Спутник поломника по Святым местам;

XVI. Реальный словарь классической древности, Фр. Любкера, С-Пб, изд. Тов-ва М. О. Вольф, 1888;

* * *

537

События Воскресения Христа, вопреки устоявшемуся современному мнению, пришедшему к нам из католической церкви, происходили до землятресения, когда воины еще спали. В Евангелии не рассказано о самом Воскресении, т.к. нет свидетелей этого явления.

538

Мария Магдалина шла не одна, а вместе с другими женами-мироносицами.

539

Среди жен-мироносиц, пришедших рано утром ко гробу были Мария Магдалина, Иоанна, Мария, мать Иакова, Соломия (о Соломии говорит апостол и Евангелист Марк – 16, 1) и другие.

540

Приложение “Исторические свидетельства о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа” смотри на стр. 1.

541

В слове ангелов к женам-мироносицам апостол Марк (16, 6–7) передает такие слова: “Идите, скажите ученикам Его и Петру”.

542

Не с одинаковым чувством покинули ученики опустевший гроб своего Учителя; “Петр не нашел в нем света Воскресения и вынес из него только удивление, – “пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему” (Лк. 24, 12), Иоанн вошел во гроб и обрел хотя невидимый, но действительный внутренний свет веры в Воскресение Христово” (Ин. 24, 8) (святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский).

543

Направо, к северу от кувуклии, шагах в 20-ти, находится означенное мраморным кругом место, над коим горят неугасимые лампады. Здесь явился Господь по воскресении Своем Марии Магдалине, как повествуется о сем в Святом Евангелии. По мысли святителя Григория Богослова “Еве, которая пала первая, первой надлежало приветствовать Христа” – Искупителя падшего человечества.

544

Святитель Иоанн Златоуст говорил: “Купив кровь Христа, когда Он был жив, по распятии и воскресении Его (они) опять деньгами же старались подорвать истину воскресения”.

545

Эммаус – небольшое селение на северо-запад от Иерусалима, в 11 километрах от Иерусалима (60 стадий). Это селение нельзя смешивать с другим Эммаусом, который иначе называется Никополем и отстоит от Иерусалима на 33 километра (176 стадий). На месте Эммауса, о котором говорит святой Лука, теперь видна груда развалин, называемых Гебеби, и между ними остатки древнего храма, бывшего на месте дома Клеопы, одного из двух учеников, бывших в Эммаусе с воскресшим Спасителем.

546

Клеопа, вероятно, был мужем Марии, двоюродной сестры Богоматери. Думают, что вместе с Клеопой, в Эммаус шел сам апостол Лука, который и описал данное событие.

547

Этим явлением в самый день Воскресения, Господь, по мысли святителя Иоанна Златоустого, “положил основание святому дню Господнему, в замену ветхозаветной Субботы, которой настал конец”. Первыми словами Воскресшего обществу верующих было приветствие мира: “Мир всем”!

548

Фома – один из двенадцати апостолов, называемый иначе Дидим, или Близнец. По преданию, апостол Фома проповедывал Евангелие в Восточной Индии, и здесь претерпел мученичество. В Индии, на Малабарском берегу, доселе еще находится значительное число христиан, именующих себя христианами апостола Фомы. Память его совершается Церковью 6/19 октября, и первое воскресение после Светлой седмицы называется Фоминым воскресением, а вся седмица Фоминою.

549

Упадок духа апостола Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день Воскресения. Все кончено, все распалось, – думал он.

550

Этими учениками были Симон Петр, Фома Близнец, Нафанаил, сыновья Заведеевы Иаков и Иоанн и два других ученика.

551

Вполне возможно, что это явление происходило не в Галилее, а в Иудее, в местечке, называемом Галилеей – одной из вершин Елеона, называемой так, потому что здесь останавливались Галелеяне. По другому толкованию это была гора Фавор.

552

При этом явлении присуствовало более 500 братьев (см. 1Кор. 15, 6).

553

На месте вознесения Господня ныне находится арабская мечеть. В центре мечети находится камень, на котором стоял пл вознесении Спаситель. На этом камне указывают отпечаток стопы Христа.

554

На половине спуска в долину Иосафатову указывают место побиения камнями святого первомученика Стефана, означенное небольшим камнем, вросшим в землю; а несколько шагов выше и то место, где стоял юноша Савл (Апостол Павел), который стерег одежды убийц святого Стефана. Предание повествует, что Пресвятая Богородица смотрела на побиение святого Стефана с возвышения по направлению к горе Елеонской.

555

Имя Стефан означает “венец”. Апостол и первомученник Стефан, первый из 7 диаконов, поставленных апостолами. Савл Тарсийский, будущий апостол Павел, сторожил одежду людей, убивающих святого Стефана. Мощи первомученника Стефана были открыты близ Иерусалима в 415 году. Память его празднуется 4/17 января и 27 декабря/9 января; обретение мощей – 15/28 августа и перенесение – 4/17 августа.

556

Имя Павел значит “меньший”. Апостол Павел сначала носил еврейское имя Савл, что значит “выпрошенный”, “вымоленный”, и только после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, главного города Киликии и пользовался правами Римского гражданина. По происхождению своему он был еврей и принадлежал к колену Вениаминову, а по воспитанию и вероисповеданию – фарисей, как и его отец. Савл был воспитан при ногах Гамалиила, одного из известнейших законоучителей того времени. Вероятно Савлу было 22–25 лет от роду, когда Господь Иисус Христос начал Свое общественное служение. Ни один апостол не оставил нам столько писаний как апостол Павел (14). Память святого апостола Павла Святая Церковь празднует 29 июня/12 июля.

557

Видение святаго Апостола и Евангелиста Иоанна произошло на острове Патмос, куда, по очень древнему преданию, святой Апостол Иоанн был изгнан Домицианом в 95 году. Патмос – небольшой скалистый остров, лежащий на юго-запад от Самоса. На протяжении многих веков он был колонией для монашествующих. Здесь существует хорошая гавань, близ которой находится небольшой город с огромным монастырем Иоанна Богослова, где на месте явления Иоанну Спасителя стоит церковь.

558

Книга Апокалипсис или Окровение – последняя книга Священного Писания. Она написана апостолом Иоанном Богословом на острове Патмос, куда он был сослан Доминицианом за свидетельство об Иисусе Христе. На месте пребывания святого Апостола находится большой православный монастырь.


Источник: Руководство к изучению Священной библейской истории Ветхого и Нового Завета / Сост. священник Вадим Маркин. – М., 2004. – 331 с.

Комментарии для сайта Cackle