Фрагмент с вопросами и ответами о рождении Сына Божия от Отца

Источник

ФРАГМЕНТЫ ИЗ ПОСЛАНИЯ К СИКСТУ, ПАПЕ РИМСКОМУ, НАЧИНАЮЩЕГОСЯ СЛОВАМИ: «Я ПОЛУЧИЛ ПОСЛАНИЕ ВАШЕ»1.

Бога сокровенного, Иисуса Слово, Которого язычники, не ведая, однако достойно почитают, иудеи распяли на кресте, хотя им надлежало бы покланяться Слову: они не узнали Его. Слову же надлежало покланяться, как Слову Отца. И пусть никто не думает, будто я защищаю почитающих идолы. Я говорю только в защиту тех, которые в Элладе признавали неведомого Бога, как причину (бытия)2.

А великий Дионисий, муж славный и красноречивый, познав Его из писаний, которые были о Нем, пожелал принят крещение от апостола со всем домом своим3. Сделавшись затем главою священноначалия (sacerdotalis ordinis), он прославился своим сочинением «О божественном богословии»4. Он был учеником Павла, устами которого Христос проповедал евангелие язычникам. Книга этого знаменитого мужа ясно свидетельствует о том, как славен был великий Дионисий, написавший книгу «О богословии», о которой у нас теперь речь. Впрочем, никто и не отрицает этого; даже те, которые полагают противное, если внимательно и вдумчиво прочтут это философское и божественное произведение, то, руководясь истинным свидетельством этого учителя, находящимся пред нашими глазами, без всякого затруднения поймут, что эти божественные писания принадлежат не какому-либо иному мужу, а именно великому Дионисию, который, будучи одарен божественным вдохновением, с великим благочестием стоял во главе афинской церкви.

Да и какой иной учитель, после Иерофея, божественного наставника его5, был тогда сильнее в слове того, который писал так возвышенно о богословии и так правильно о науках? Кто другой глубже Дионисия проник в тайны, сокрытые в божественных писаниях, в чем могут убедиться те, которые тщательно и с любовью к истине читают находящиеся у нас его творения? Вот почему он заслуживает доверия даже и тогда, когда сам свидетельствует о себе самом, как, например, в послании к святому епископу смирнскому Поликарпу, который мужественно подвизался за веру и был слушателем евангелиста Иоанна, возлюбленного ученика Господа нашего. Он послал к Поликарпу список послания, написанного им. о софисте Аполлофане, который осуждал его за то, что он пишет против языческой религии. В самом начале этого послания он говорит: «насколько я знаю, я ничего не говорил против эллинов или против других, так как полагаю, что для добрых людей достаточно, если они в состоянии будут познать самую истину и рассказать, в чем она состоит». И немного ниже: «хорошо, как мне кажется, зная это, я не спешил говорить против эллинов или против других, но для меня достаточно, – и пусть дарует мне это Бог, – если я сначала сам узнаю об истине, а потом, узнав, надлежащим образом объясню то, что узнал. А ты говоришь, что софист Аполлофан порицает меня и называет отцеубийцей за то, что я нечестиво пользуюсь против эллинов тем, что принадлежит эллинам»6.

Доказав, что софист Аполлофан ложно порицает его за то, будто он нечестиво, как казалось Аполлофану, пользуется языческою философией для защиты христиан, он обвиняет затем самого Аполлофана за то, что тот, опираясь на (божественные) законы природы, отвергает божественную мудрость, хотя наученный ею некогда и сам пророчествовал, как это было тогда, когда оба они находились в Илиополе. Увидев затмение, происходившее во время страданий великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Аполлофан, удивившись такому чуду и благоразумно исследуя значение этого солнечного затмения, сказал Дионисию: «воистину это божественные знамения, славный Дионисий»7! Такое значение имеет и самое имя того, кто написал упомянутое послание.

* * *

1

Фрагменты эти сохранились на сирийском языке в рукописях Британского музея (кодексы 12151 и 12152) и напечатаны с латинским переводом у Питры в Analecta sacra, t. IV, p. 172–173 и 414–415 и в Prolegomena, p. XXIV. В первой из поименованных рукописей некто Георгий, пресвитер константинопольской церкви, родом из Босры, ссылается на эти фрагменты в доказательство подлинности творений св. Дионисия Ареопагита и называет свидетельство александрийского епископа таким аргументом, который «должен замкнуть уста всем противникам». Ср. Pitra, ibid, р. XXIII.

3

Ibid, ст. 34.

4

Без сомнения, автор фрагмента имеет в виду одно из приписываемых св. Дионисию Ареопагиту творений: Περμυστικς θεολογίας πρς Τιμόθεον (De mystica theologia ad Timotheum). См. Migne, Patrologiae graecae t. III, ed. 1857, coll. 997 – 1064.

5

Автор творений, приписываемых Дионисию Ареопагиту, часто упоминает о своем наставнике Иерофее и всегда отзывается о нем с величайшими похвалами. См. Sancti Dionysii Areopagitae De divinis nominibus, cap. И ^ X, cap. III S B и III, cap. IV § XIV, cap. X § II; De coelesti hierarchia, cap. VI § II. Migne, Patrologiae graecae t. III, col. 648, 681, 684, 7i3, 937, 200.

6

Ср. греческий текст послания Дионисия Ареопагита к Поликарпу в издании Миня, Patrologiae graecae t. III, col. 1077 – 1082.

7

В послании к Поликарпу нет слов, которые бы точно соответствовали словам Аполлофана; аналогичные же по смыслу слова: τοσατά ἔστι τοτότε καιροτὖπερφυκαμόνῳ Χρισττπαναιτίῳ δυνατά (Migne, ibid, col. 1081), очевидно, принадлежат автору послания, а не Аполлофану.


Источник: Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского, в русском переводе / Пер., примеч. и введ. свящ. А. Дружинина под ред. э. о. проф. Л. Писарева. - Казань : Казанск. духовная акад., 1900. - 190 с. / Фрагмент с вопросами и ответами о рождении Сына Божия от Отца. 176 с.

Комментарии для сайта Cackle