Источник

Память преподобного Фалалея

Память 27 февраля

Святой Фалалей был родом из Киликийской1658 области. Презрев мирскую суету, он сначала пришел в обитель преподобного Саввы Освященного. Возлюбив постнические подвиги иноческого жития, он принял ангельский образ и за свою добродетельную жизнь удостоился сана пресвитера. Спустя несколько лет, он пришел в Гавалу, один из Сирийских городов, принадлежавший к Лаодикийской митрополии. В расстоянии двадцати стадий от города была большая могила. На ней стояло пришедшее уже в ветхость языческое капище, окруженное древними гробницами; здесь обитало множество нечистых духов. Все проходившие мимо боялись сего места, ибо нечистые духи не только страшили путников привидениями, но часто даже нападали на них и причиняли много зла и людям и животным. Слыша об этом, преподобный Фалалей отправился туда и поселился там. Он построил себе небольшую палатку и жил в ней, подвизаясь в посте, умерщвляя плоть лишениями, молясь непрестанно день и ночь. Не могли перенести такого соседства нечистые духи. Собравшись целым полчищем, они с великой яростью устремились на святого мужа, старались устрашить его дикими голосами, грозили ему, и всякими кознями пытались заставить святого оставить то место, которое они издавна считали своим. Но крепкий своей верой в Бога, преподобный Фалалей, ограждаясь молитвой и крестным знамением, бодро стоял, как храбрый и непобедимый воин и попирал немощную силу злых духов.

Так долгое время, каждый день и особенно по ночам, мужественно боролся святой с нечистыми духами и, наконец, с Божьей помощью победил их. Они бежали со стыдом, не будучи в состоянии одолеть непобедимого воина Христова.

Изгнав бесов, угодник Божий построил себе совсем не по своему росту келлию малую и тесную, всю два локтя в высоту и один в ширину; в ней он не только не мог стоять, но даже и сидеть обычно: преподобный Фалалей был высокого роста, посему, сидя в своей келлии, он всегда принужден был голову пригибать к коленам. В такой тесноте он прожил около десяти лет. В то время его посетил епископ Киринейский Феодорит и застал преподобного Фалалея за чтением Евангелия. Когда епископ спросил его, почему он избрал себе такой образ жизни, святой отвечал:

– Я – великий грешник; веруя, что меня в будущей жизни должны постигнуть великие мучения, я и изобрел для себя добровольно столь малое узилище, надеясь, что этими небольшими стеснениями я избавлюсь от вечных мук.

Беседуя с ним, епископ получил для себя великую пользу.

Бог даровал преподобному Фалалею и дар чудотворения: преподобный по своим молитвам мог исцелять недугующих всякими болезнями и исцелял не только людей, но и скот. Поэтому многие приходили к нему, как к целебному источнику, и обретали у него здравие не только телесное, но и душевное, так что многие из окрестных эллинов обратились ко Христу Богу. Среди христиан, живущих в пределах города Гавалы, было много язычников. Все они просветились святою верою, будучи приведены к познанию истины чудесами святого Фалалея. При помощи этих новообращенных христиан, преподобный разорил языческое капище и уничтожил могилы. Очистив это место от бесовских скверн, он построил здесь храм Божий во имя всех святых мучеников и завел в нем ежедневное богослужение во славу Божию. Прочее время своей жизни он проводил в тех же подвигах, что и раньше и, угодив Богу, преставился в преклонной старости. Святой Софроний Иерусалимский так пишет о сем преподобном в «Лимонаре»1659:

«Авва Петр, пресвитер лавры святого Саввы, поведал нам о авве Фалалее Киликийском, что сей блаженный отец шестьдесят лет был иноком и никогда не прекращал слёз, говоря:

– Сие время дал нам, братия, Бог на покаяние и если мы его погубим, то за это будем строго судимы».

Преподобный Фалалей скончался около 460 года, пребыв в иночестве 60 лет.

* * *

1658

Киликия – юго-восточная провинция Малой Азии, составлявшая некогда одну из цветущих областей Римской империи, граничит на востоке с Сирией, на севере – с Каппадокией и Ликаонией, на западе – с Писидией и Памфилией, на юге – со Средиземным морем и заливом. Ныне эта область принадлежит Турции.

1659

«Лимонарь» (греч. – луг, пажить) – весьма распространенное сочинение греческого инока Иоанна Мосха ( 622 г.). В монастырях Палестины, Сирии, Египта, Кипра, Константинополя и Рима Мосх собрал массу повествований о жизни христианских подвижников, а также их изречения и нравоучения, и всё это изложил в своем Лимонаре, послужившем одним из первоисточников для агиографических сочинений позднейших времен. «Лимонарь» окончен Мосхом был в Риме, куда его сопровождал ученик его инок Софроний патриарх иерусалимский. Окончив «Лимонарь», Мосх передал его в распоряжение Софрония.


Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

Комментарии для сайта Cackle