Источник

Глава 8

(Рим.8:1) «Итак,.. ныне» , поскольку пришел Ходатай наш и Умилостивитель за нас, «нет... никакого осуждения» нам, – которое от закона могло бы быть. Кому же нет? – Только «тем, кои суть во Христе» , если только опять «по плоти... не пойдут». То есть: которые, по совершении покаяния получили очищение и уже не грешат более, для них после крещения нет соблазна или препятствия со стороны того закона, который, когда имел их подвластными себе, хотя бы они и униженно просили его, тем не менее предал бы их смерти. И если блюстители закона не давали им возможности покаяния, то провозвестники Евангелия не делают этого. Правда, и в Новом Завете есть правосудие, как и в Ветхом была благодать, ибо начаток того и другой был в обоих заветах; но между тем, как суровость правосудия того (Ветхого Завета) укротила и подчинила всякого человека долгу, напротив – изобилие благодати сего (Нового Завета) истребила и отринула долговые записи всех.

(Рим.8:2) «Ибо закон духа» , вера то есть чрез крещение, "освободил тебя», чрез освобождение его, "от того закона греха и смерти» .

(Рим.8:3) «Ибо немощное было в законе»: или Моисея называет немощным, поскольку нуждался в очищении за совершенное им при камне преступление (Исх.17:6); или священников и жертвенные священнодействия, потому что они не могли очистить грехов, пока не пришла Единственная Жертва и умертвила грех во плоти Своей; или же самый закон был немощен, поскольку никому не мог отпускать греха. Итак, бессилен был закон, так как не мог оказать виновным милосердия и сострадания, – как бы немощный, который не может совершить ничего сильнее себя. Он рабствовал, поскольку чрез раба дан был, а – раб никоим образом не может освобождать раба, ибо оба имели нужду в истинной свободе Сына. «Чрез плоть, – говорит, – послал... Бог Сына Своего в подобие плоти греха" . Плотью грехов называет грех, так как он облекся плотью, сообразно плоти их. Собрав воедино грех, который был долгом закону, – и введши, заключил его в самой плоти Своей, – и Умерший умертвил его. Посему и сказал: «осудил грех в самой плоти" Своей.

(Рим.8:4) «Дабы ...правда... закона исполнялась в нас» , ибо уже не в той безнадежности пребываем, какую имеем в законе. Вот, говорит, вместо закона стало то, что вы считаете противным ему, – ибо «не по плоти ходим, – то есть проводим жизнь, – мы», как тогда, «но по духу» , как и закон требовал. Ему соответствует (удовлетворяет) наша теперешняя праведность, а не прежний наш грех.

(Рим.8:5) «Ибо,.. по плоти... живущие , – говорит, – о плотском помышляют» . У тех, кои окружены грехом, и помыслы их подражают делам их; та же участь и тех, кои совершают доброе.

(Рим.8:6) Награда одних состоит в смерти, а других – в жизни.

(Рим.8:7) «Потому что мудрование плоти враждебно есть Богу.» Но закон божественный любезен Богу, а плотской враждебен Тому и другому (Богу и закону Божию): и Богу не благоугоден, и закону не повинуется.

(Рим.8:8) Вы же, бывшие тогда против закона, теперь соделались духовными и подчинились закону, – хотя обрезанные и хранители субботы считали бы нас противниками закона за то, что ненужные заповеди закона упразднены свыше. Ведь, если бы он не только убил, но также и спас, то надлежало бы ему прежде в сердцах быть написанным. Ты же заметь, что не есть он ни полная правда, ни той правды в нем нет, которая говорит: что кажется злом тебе, не делай ближнему (Деян.15:20, 29, Тов.1:10, 4:15).

(Рим.8:9) «Вы же... во плоти не находитесь (есте), но в духе», то есть, – не находитесь под древним законом, но под наблюдением нового. Если же дел нового закона нет в вас, то сей подлинно не есть Христов.

(Рим.8:10) "Если же Христос в вас» чрез дела вселится, то «тело мертво ради греха" .

(Рим.8:11) «А если... Дух" Его, коего вы восприняли в себя чрез крещение, дарами Своими, «вселится в вас», то «Он оживотворит и... смертное тело ваше, ради живущаго Духа Его в вас" .

(Рим.8:12) «Итак, не повинуйтесь плоти» , то есть не подчиняйтесь прежнему отчаянию. Называет их плотью, потому что они совершали дела плотские.

(Рим.8:13) «Если же по плоти поживете» , то есть, если пойдете по прежнему образу жизни, то опять «умрете» после оживотворения вашего. «Если же духом» , то есть духовным житием, "дела плоти умертвите», то чрез эту жизнь, вами усвоенную, вы пребудете (живы).

(Рим.8:14) "Ибо все, кто Духом Божиим водятся" , то есть те, кои вращаются в духовных предметах, "сии суть сыны Божии» .

(Рим.8:15) «Ибо вы не приняли духа рабства» , который вас, конечно, подверг бы рабству закона, «но приняли Духа» , который ведет вас к совершенству, поскольку к «усыновлению» зовет вас, – «в коем (коим) взываем: Авва, отче» наш. Это – то же самое, что он непрестанно говорил: «от Бога Отца нашего» (1Кор.1:3), как и – «сонаследники... Христа» (Рим.8:17).

(Рим.8:16) «Ибо Сам... Дух свидетельствует духу нашему» , именно – намерению нашему, «что мы» делами нашими «(есмы) чада» и рабы со Христом.

(Рим.8:17) Ибо, «если состраждем вместе с Ним» чрез распятие плоти нашей, то «будем сопрославляемы» во время откровения Его.

(Рим.8:18) Ведь «не равнаго суть достоинства страдания сего времени, сравнительно с будущею славою" , которой сильно желают все твари и которую они мучительно ожидают.

(Рим.8:19) Все твари с надеждою ожидали тех сынов, которые долженствовали быть рождены в жизнь воскресения, чтобы ради них ожить и им (тварям).

(Рим.8:20) «Ибо суете... твари подчинились.» Тварями названы люди, покланяющиеся тварям; как (подобное же говорит): «сравнялся со скотами и подобен сделался им" (Пс.48:13). Впрочем, подчинились, «не желая», ибо существовала вина. И «подчинил их в надежде» : это была, или семья Адама, которая подчинена была в надежде: «будете... богами» (Быт.3:5); или люди, которые подчинились почитанию тварей в надежде, что они суть боги.

(Рим.8:21) "И сами твари» в надежде "освобождаются от того рабства тления в свободу» , которая дастся «сынам (чадам) в день славы... Бога». Говорится (здесь), что твари получают освобождение, так что они прославятся вместе с нами в день славы нашей за то, что уничижены с нами в день уничижения и страдания нашего.

(Рим.8:22) "Ведаем, – говорит, – что все твари стенают и мучатся доныне» , ибо того требует уничижение их. Ведь, все твари с того времени, как подчинил их себе человек в надежде, что Бог есть солнце и луна с прочими всеми тварями, – вздыхали потом и вздыхают и ожидают рождения сынов в воскресение жизни, могущих познавать тварей, как тварей и Творца, как творца.

(Рим.8:23) «Но и мы сами» , кои имеем смешение духа, – поскольку при достижении совершенства не смешение некое является в нас, но всецело усовершает нас Божество, – "и мы сами , – говорит, – имея... духа» , в этом духе "ожидаем искупления тела нашего» .

(Рим.8:24) поскольку в сей надежде усыпаем (умираем). «Надежда же» , которая состоит в видении, не есть надежда. Ведь, мы отнюдь не видим ее, как Адам дерево свое; иначе – чего стали бы мы ожидать и надеяться?

(Рим.8:25) Если же надеемся на невидимую славу, то в терпении ожидаем до того времени, когда облекаемся ею.

(Рим.8:26) поскольку, говорит, сам Дух помогает немощи нашей», именно – в час испытания нашего, «ибо... о чем молиться как должно, не ведаем», то есть не знаем, что нам полезно; «но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями» , без слов, чем являет Свое промышление «о нас» .

(Рим.8:27) Испытующий же сердца ведает, какое намерение (есть у) духа; «потому что по воле Божества ходатайствует за святых» : те, говорит, кои говорили языками, молились духом, – и Сам Дух знал и то, что на языках они знали и Сам говорил (1Кор.14).

(Рим.8:28) «Так как любящим Бога... все благопоспешествует к добру», то есть, и в искушении, и без искушения, – тем, коим в призвании сего дня дал обетование чрез Авраама.

(Рим.8:29) «Потому что коих предузнал" , то есть с того дня, как дал им обетование, призвал (предопределил) тех... сообразными становиться Сыну Своему», поскольку Он – Сын и мы сыны. "Дабы , – говорит, – был... Он первородным между многими братьями» .

(Рим.8:30) "Коих же предопределил , – то есть язычников, – сих призвал" чрез обетование (евангелия), "сих и оправдал» чрез веру и крещение. "Коих же оправдал, их и прославил» чрез дары Духа.

(Рим.8:31–32) «Если, затем, Бог за» язычников, то кто станет прекословить из-за нас? И, если «собственнаго Сына не пощадил, то как с Ним не дарует нам и всего» , что обещал нам?

(Рим.8:33–34) «Кто будет обвинять» за язычников, зачем они избраны Богом? Кого Бог оправдывает чрез очищение, то кто может осуждать их по закону?

(Рим.8:35–36) «Итак, кто отлучит нас от Христа? Скорбь?.. или голод?» и прочее.

(Рим.8:37) "Но это все , (в этом всем), преодолеваем» , поскольку пострадали ради «Возлюбившаго нас» .

(Рим.8:38–39) «Ибо... уверен... я» , и содержу твердо, «что ни смерть, ни жизнь,.. ни другая... тварь» (т.е. порождение) или страданий или Антихриста, "не возможет нас... отлучить... от любви... Христовой».


Источник: Творения / Ефрем Сирин : в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 2014. / Т. 7. Толковательные писания. – 344 с. / Толкование на послания божественного Павла : к Римлянам. 10-58 с. ISBN 978-5-4249-0036-5

Комментарии для сайта Cackle