73. Слово в Неделю о слепом192

«Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник» (Ис. 62, 1).

Так говорил ветхозаветный пророк Исаия этот исполненный чрезвычайно нежной и попечительной любви пастырь народа своего. Этот народ, по собственным словам пророка, «сомкнул очи свои, да не узрит очами, и не услышит ушами, и не уразумеет сердцем, и не обратится, чтобы Господь исцелил его» (Ис. 6, 10). Даже вожди его ослепли: «навел на них Господь дух усыпления»; будучи преданы отвратительным страстям, они отвращаются от слов пророка, говоря: «Кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери?» (Ис. 28:8–9, 29:9–10).

И, однако, пророк не перестает вразумлять и увещевать этот народ и настолько близко принимает к сердцу судьбы его, что себя самого и детей своих считает лишь «указаниями и предзнаменованиями» спасения Божия для Израиля (Ис. 8, 18). Он безутешно оплакивает падение и поражение «дщери» народа своего, хотя это «народ мятежный, дети лживые, ...которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть» и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное, ...а на Святаго Израилева не взирают и к Господу не прибегают» (Ис. 30:9–10, 31:1), которые «зачинают зло и рождают злодейство, высиживают змеиные яйца и ткут паутину, ...осязают как слепые, ...ходят ощупью, ...ожидают суда, и нет его, ожидают спасения, но оно далеко от них» (Ис. 59:4–5, 10–11).

И при подобном упорстве народа пророк не теряет веры в то, что «святое семя» Израиля сохранится в нем и «будет корнем», от которого исходят жизненные соки для древа, «краеугольным камнем», служащим основанием для Сиона (Ис. 6:13, 28:16); что придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, и Он вложит Духа своего в сердца их (Ис. 59, 20–21); взойдет над Иерусалимом свет Его (Ис. 60, 1); дастся сынам его «вместо унылого духа – славная одежда», и застроят они «пустыни вековые, восстановят древние развалины» (Ис. 61, 3–4); Сион снова приобретет благоволение от Господа, и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о нем Бог его, назовут сынов его «народом святым, искупленным, ...взысканным и не оставленным» (Ис. 62:5, 12) Господом, Который «в дни древние» чрез Ангела Своего спасал их, «взял и носил» и вложил Святого Духа Своего в Моисея, пастыря овец своих (Ис. 63, 9–11).

Таков образ ветхозаветного пророка, пастыря, бывшего лишь прообразом Того Единого Истинного Пастыря (Иез. 34, 23), Которому предуготовляли путь пророки, т. е. Христа. Когда «все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Ис. 53, 6), Он пришел подъять на рамена Свои всякую заблудившуюся овцу и возложил «на Себя грехи всех нас». Меч должен был «поразить Пастыря, и рассеются овцы стада» (Зах. 13, 7); но Он, как добровольно принесший Себя в «жертву умилостивления», должен был увидеть «семя долгоживотное» (Ис. 53, 10), собрать во двор овчий и ины овцы, кроме Израиля, «яже не суть от двора сего», т. е. языческие народы, имевшие уверовать во Христа (Ин. 10, 16).

Эти образы Истинного Пастыря Христа и других, которые до Него, как вышеназванный пророк, и после Него «дверью входили во двор овчий», должны постоянно иметь пред своими очами все мы, которые желаем принять на себя служение пастырства, чтобы не уподобиться «прелазящим инуде» во двор овчий, которые «татие суть и разбойницы» (Ин. 10:1, 8). Еще находясь в стенах этого учебного заведения, должны мы предуготовить себя к тому, чтобы усвоить себе настроение этих истинных пастырей. Видя повсюду духовную слепоту людей, покрываемых мраком страстей своих, должны мы теперь еще снимать покровы ослепления с души своей, дабы не оказаться вождями слепыми слепых (Ин. 9, 39–41). Видя повсюду окружающую нас неправду мира, не участниками должны мы делаться той же неправды, но, как можно более, хранить себя от прикосновения ее, чтобы сохраниться неоскверненными в мире тогда, когда себя самих должны будем «посвятить» и принести в духовную жертву за грехи мира (Ин. 17, 15–19).

Видя постоянное упорство и противление истине людей мира, еще теперь должны мы заботиться о том, чтобы не сделаться повинными в том же противлении, дабы беспрепятственно могли мы молиться о чужих неправдах и врачевать их. А чтобы легче было проникнуться этим настроением, свойственным истинному пастырю, должны мы чаще вспоминать те образы истинных пастырей, которые мы видели. Пусть будут эти образы для нас источником утешения во времена скорби, источником назидания во времена сомнений и недоумений, источником мужественного дерзновения во время борьбы с соблазнами мира (Ин. 16, 33)!

Братие! Сохраним в памяти своей эти образы, дабы не сбылось над нами слово пророка, столь много встретившего претыканий от слепоты народа своего, который говорит от лица Господа: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня (т. е. язычники)... всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 1–2). Будем, напротив, пока есть еще время, «созидать себе новое сердце и дух нов» (Иез. 18, 31), дабы, очистивши сердце свое от нечистот его, получить возможность оживлять «кости сухие», которые суть дом Израилев, т. е. все верующие, призванные в Церковь Христову! Аминь.

* * *

1

Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

192

УЕВ. 1902.

Комментарии для сайта Cackle