Записки по дидактике

Источник

Содержание

Общая дидактика О задаче начальной школы Об обязанности учителя не только учить, но и воспитывать детей Понятие о воспитании, виды воспитания О счастии и пользе воспитанника как основной цели воспитания О природосообразности воспитания О гуманности воспитания Следствия отрешения воспитания от религии О воспитании христианском как единственно правильном и сообразном с природою человека Мысли преосвященного Феофана о христианском воспитании Соответствие «учения» в древнерусской школе идеалу христианского воспитания Возвращение к этому направлению в школе церковноприходской Сочувствие этому направлению некоторых русских педагогов и писателей Обязанность учителя школы воспитывать детей в духе христианского благочестия Соответствие вышеуказанной задаче воспитания программы церковноприходской школы Сравнительное значение в достижении этой задачи трудов учителя и учительницы О качествах учителя начальной школы О необходимости подготовки к учительству путем практическим и теоретическим Что читать учителю О необходимости для учителя наблюдательности и уменья применяться к личным особенностям воспитанников О темпераментах О значении личности учителя и его нравственных качеств в учебновоспитательном деле О призвании учителя О добросовестности учителя О любви к детям О недостаточности одной природной симпатии О христианской любви и ее отличительных качествах: постоянстве, терпении, самоотвержении О справедливости О приветливости в обращении О религиозной вере учителя О значении внешности учителя Об отношении учителя к родителям учащихся и к заведующему школою священнику Об общих качествах обучения Общее замечание о природосообразности обучения О наглядности обучения Как понимать наглядность О возбуждении самостоятельности учащихся Замечание о вопросах, делаемых учителем, и ответах учеников О равномерном воздействии обучения на все познавательные силы учащихся Замечание об употреблении двух главных форм обучения – излагательной и вопросноответной О воздействии обучения, кроме ума, и на прочие силы души О порядке и последовательности обучения О методичности обучения, о значении метода в обучении Общее замечание о благотворном влиянии на ученика самого обучения и личности учителя О слове и надзоре О дисциплине и других учебновоспитательных средствах О дисциплине, понятие о ней Значение дисциплины Средства ее поддержания Различные взгляды на дисциплину и их крайности О других второстепенных учебновоспитательных средствах О пересадке учеников О наградах и наказаниях Замечание о теории так называемых естественных наказаний О телесных наказаниях О самостоятельных работах и о наблюдении за учениками вне школы О способе их задавания О проверке их Замечание об одновременном занятии учителя с двумя или тремя отделениями О наблюдении за самостоятельным чтением учеников вне школы и за их поведением вне школы О связи школы со своими бывшими учениками О преподавании Закона Божия О пользе и значении знакомства с приемами преподавания Закона Божия для учителя школы О характере преподавания Закона Божия в школе Как начинать обучение Закону Божию Предметы школьного обучения Закону Божию О вступительных беседах по Закону Божию – их содержании, значении и характере Об изучении молитв Средства практического научения молитве Приемы изучения молитв; о разных взглядах на это изучение Сравнительная оценка этих взглядов О порядке заучивания молитв наизусть О порядке, в каком должны быть изучаемы молитвы О преподавании Священной Истории О главнейшем средстве преподавания Священной Истории – рассказе и о качествах, требуемых от рассказа О порядке преподавания Закона Божия, о системах: совместной, последовательной и концентрической Об изучении Священной Истории Ветхого Завета, о значении его и сторонах, требующих особенного внимания Изучение Священной Истории Нового Завета и Церковной Истории Об употреблении картин и других наглядных пособий О преподавании катехизиса Состав катехизиса в школе Приучение к связности изложения О точности изучения катехизиса О жизненности изучения катехизиса Замечания об изучении катехизиса по «Начаткам» Об изъяснении богослужения О характере изъяснения богослужения Предметы, требующие особенного изъяснения Тело и Кровь Христовы силою Духа Святаго О системах преподавания Закона Божия – совместной, последовательной, концентрической О соединении отделений на уроках Закона Божия О самостоятельных работах по Закону Божию Конспект вступительной беседы с детьми младшего отделения по Закону Божию Конспект урока по изучению молитв в младшем отделении Ход урока Конспект урока по Священной Истории в среднем и младшем отделениях Предмет урока – рассказ о грехопадении первых людей. Конспект урока по катехизису в старшем отделении Ход урока Конспект примерного урока по катехизису в старшем отделении Конспект урока по богослужению в среднем и старшем отделениях Конспект примерного урока по изъяснению богослужения в старшем отделении О преподавании славянского языка О значении церковнославянского языка в школе для религиознонравственного воспитания и умственного развития О месте, занимаемом славянским языком среди других предметов церковноприходской школы С какой грамоты начинать обучение – с русской или славянской Можно ли учить славянской грамоте по старинному буквосочетательному методу О приемах обучения славянской грамоте Об изучении азбуки О материале для первоначального чтения Об ознакомлении с надстрочными знаками и цифрами О качествах, требуемых от славянского языка О приемах обучения чтению правильному и выразительному, об исправлении ошибок, о примерном чтении самого учителя О приемах перевода со славянского языка на русский, о практическом ознакомлении со славянскими формами и оборотами О приучении к связности перевода Замечание об объяснении непонятных слов и мыслей читаемого, в частности – Псалтири Замечание о совместных работах с двумя отделениями О самостоятельных работах Конспект примерного урока по славянской грамоте в младшем отделении Конспект примерного урока по славянской грамоте в среднем отделении Конспект урока по славянскому языку в старшем отделении Конспекты уроков по Закону Божию и славянскому языку Конспект урока по славянскому языку в среднем отделении совместно со старшим на педагогических курсах 10 июля 1908 года Конспект урока по Закону Божию в младшем и среднем отделениях совместно со старшим, данного на педагогических курсах в г. Петрозаводске 9 июля 1908 года Конспект урока по катехизису в старшем отделении совместно со средним, данного на педагогических курсах в г. Петрозаводске 12 июля 1908 года Конспект урока по катехизису в старшем отделении совместно со средним и младшим на педагогических курсах в г. Петрозаводске 15 июля 1908 года Конспект урока по славянскому языку в старшем отделении, данного на педагогических курсах в г. Петрозаводске 21 июля 1908 года Конспект урока по Закону Божию, данного на педагогических курсах для учителей церковных и министерских школ в г. Житомире 6 июля 1911 года Конспект урока по Закону Божию во всех отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 8 июля 1911 года Конспект урока по изъяснению Богослужения в старшем отделении совместно со средним, данного на педагогических курсах в г. Житомире 11 июля 1911 года Конспект урока по Закону Божию во всех трех отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 13 августа 1911 года Конспект урока по Закону Божию во всех отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 16 августа 1911 года Некоторые, более трудные объяснения повторяются попутно детьми разных отделений. Конспект урока по Богослужению в старшем и среднем отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 17 августа 1911 года Конспект урока по Закону Божию во всех отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 6 июля 1912 года Конспект урока по Закону Божию, данного на педагогических курсах в г. Житомире 7 июля 1912 года Конспект урока по Закону Божию, данного на педагогических курсах в г. Житомире 9 июля 1912 года Приложение Речи, произнесенные архиепископом Фаддеем в семинариях, гимназиях и церковных школах, на открытии и закрытии педагогических курсов Слово при открытии педагогических курсов для учителей и учительниц земских школ Слово при закрытии педагогических курсов для учителей и учительниц земских школ Слово на молебне при закрытии курсов для учителей церковноприходских школ Речь, сказанная окончившим курс воспитанникам и воспитанницам Олонецкой гимназии на молебне Несколько слов о необходимости для проповедника тщательного изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета и пользования им в проповедях Речь от Братства святого благоверного князя Александра Невского при гимназии Речь на молебне по окончании учебных занятий в Олонецкой Духовной семинарии Речь, сказанная воспитанницам Олонецкого Епархиального женского училища 15 июня 1908 года на молебне по окончании курса Речь на закрытии педагогических курсов для учащихся церковных школ Олонецкой епархии Речь на молебне пред началом учебных занятий в 1908–1909 учебном году в Олонецкой Духовной семинарии Речь на молебне по окончании занятий в церковных школах г. Житомира Действия Духа Святаго в душе человека. Духовному юношеству Духовному юношеству, оканчивающему курс семинарии Речь при закрытии педагогических курсов для учительниц церковных и министерских школ в г. Владимирволынске Речь при закрытии педагогических курсов в Житомире Речь при закрытии певческо-педагогических курсов


Источник: Творения : в 2 т. / Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. - Тверь : Булат, 2002-. (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви). / Т. 2. Записки по дидактике. - 2003. - 335 с. ISBN 5-902112-17-6

Комментарии для сайта Cackle