Источник

Глава 16

Повелевает же ему Бог не вступать в супружество и не рождать детей, потому что и рождающие и рождающиеся преданы будут голоду, язве, избиению и рабству. Повелевает также и с радую­щимся не радоваться, и с печалящимся не печалиться. Ибо говорит:

Иер.16:5. Отъях мир Мой от людей сих, рече Господь, милость Мою и щедроты Мои.

(Иер.16:6). «И умрут велицыи и малии в земли сей». Сказует же, что умершие не удостоятся погребения, не будет над ними обычного плача, а плачущее не получат никакого утешения. Угрожает также лишить город веселий всякого рода, так что не слышно будет никакого гласа, ни на браках, ни на пиршествах, ни при чем либо другом, что в жизни людям доставляет радость. И когда, говорит Бог, спросят и скажут: за какую вину впали мы в cии бедствия? напомни нечестие отцов, покажи, на что отважились сами они, и объясни, что согрешили они более отцов, ведя жизнь не по Моему закону, но следуя собственным своим помыслам. Посему-то, говорит Бог,

Иер.16:13. Изрину вас от земли сея в землю, её же не весте вы и отцы ваши, и послужите тамо богом чуждим день и нощь, иже не дадут вам милости.

Поскольку любите богов не существующих; то изгоню вас из отечественной земли, и предам врагам, чтобы с ними вместе служили вы прелести. Впрочем, обещает и возвращение, и говорит, что в это время будут песнословить Бога, не прежние воспоминая благодеяния, и не об освобождении от египетского рабства станут рассказывать, но будут все дивиться возвращению из Вавилона.

(Иер.16:16). «Се, Аз послю рыбари многи», глаголет «Господь, и уловят их: и по сем послю многие ловцы, и уловят их на всяком холме, и от пещер каменных». Сим выразил неизбежность наказания; потому что враги, подражая рыбарям и ловцам, всех их уловят в сети свои, захватят и тех, которые покусятся укрыться на горах.

Иер.16:17. Яко очи Мои на всех путех их: не сокровены суть от лица Моего, и не утаена суть беззакония их от очию Моею.

Все вижу, все, что ни делается, не сокрыто от Меня.

Иер.16:18. И воздам им первее сугубая беззакония и грехи их, ими же оскверниша землю Мою в мертвечинах мерзостей своих.

Как человеколюбивый, наказание называет «сугубым» в рассуждении грехов; по самой же справедливости не понесли они и тех наказаний, каких были достойны. «Мертвечинами» же «мерзостей» называет заклание сыновей и дочерей, принесенных в жертву идолам. Так показав нечестие народа, предвозвещает обращение язычников:

Иер.16:19. Господь крепость моя, и помощь моя, и прибежище мое в день зол: к Тебе язы́цы npибегнут от последних земли, и рекут: воистину лживых стяжаша отцы наши идолов, и несть в них пользы.

Сподобившиеся такого о них попечения, пользовавшиеся «учением» закона и Пророков, продолжали нечествовать и жить беззаконно; а язычники, не пользовавшиеся таким о них промышлением, едва услышали апостольскую проповедь, бежали прелести и пришли к свету боговедения. Напоминая тебе прежнюю притчу, взываю:

Иер.16:20. Еда сотворит себе человек боги, и тии не суть бози?

(Иер.16:21). «Сего ради, се, Аз покажу им во время сие руку Мою, и знаему сотворю им силу Мою, и познают, яко имя Мне Господь». Задолго прежде, говорит Бог, предсказываю им будущее, и наперед научаю их, какова сила Моя; потому что перемену сию произведу в них посредством малого числа людей незначительных.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle