Толкование на пророка Софонию

Источник

Глава 1 2 3

 

 

После благочестивого и боголюбивого царя Езекии, воцарившийся сын его Манассия дошел до крайнего предела нечестия, а также сделал, что и народ совратился в беззаконие и служение идолам. Сын же его Амон, царствовав не многое время, последовал злочестию отца, но не поревновал его покаянию. Он также, как и отец, обучал народ всякого рода порокам. Рожденный им треблаженный Иосия возлюбил путь прямо противоположный их пути; преуспевал во всяком благочестии и во всякой добродетели, служение Богу предпочитая всему в совокупности. При нем составил пророчество богомудрый Софония. Да и божественный Иеремия начал пророчествовать в тринадцатый год его царствования. Предсказывает же сей чудный Пророк о том, что́ будет с Иерусалимом и коленом Иудиным. Предвозвещает скорби и соседственным с Иудеями иноплеменникам, и предрекает конечную гибель Ассириянам. Потом предвозвещает возвращение народа Божия и будущее по Владычнем вочеловечении спасение всех народов. Таково вкратце содержание пророчества. Начинается же пророчество так:

Глава 1

Соф.1:1. Слово Господне, еже бысть к Софонии сыну Хусиину, сыну Годолиину, Амориину, Езекиину, во дни Иосии сына Амоня царя Иудина.

Соф.1:2. Оскудением да оскудеют вся от лица земли, глаголет Господь:

Соф.1:3. Да оскудеет человек и скоти, да оскудеют птицы небесныя и рыбы морския.

И доказывая справедливость пророчества, присовокупляет Пророк:

и да изнемогут нечестивии, и изъиму беззаконныя от лица земли, глаголет Господь.

За нечестие и беззаконие людей истреблю и то, что́ для людей создано и на их сотворено потребу, то есть, роды бессловесных. Так как им на служение сотворил Я и птиц, и рыб и скот; то с ними вместе погублю и сие. Ибо не будет в этом потребности, когда не станет пользующихся. И показывая, чем раздражен и на что гневается, присовокупляет:

Соф.1:4–5. И простру руку Мою на Иуду, и на вся живущия в Иерусалиме: и изъиму от места сего имена Ваалова, и имена жреческа со жерцами, и покланяющихся на покровех воинству небесному.

Исчислением грехов доказана справедливость наказаний. Но и наказание исполнено человеколюбия; потому что Бог обещает избавление от заблуждения и забвение не только служения идолам, но и самого наименования их. «Воинством» же «небесным» назвал сонм небесных светил; потому что им, желая лучше их видеть, приносили жертвы на кровлях домов.

И кленущихся Господем, и кленущихся царем своим (χατά Μελχμ),

Соф.1:6. и уклоняющихся от Господа, и не ищущих Господа, и не придержащихся Господа.

Иный спросит, может быть: почему Бог устами другого Пророка заповедует отъять «от уст мерзости» Вааловы, клясться же повелевает так: «живет Господь во истине» (Иер. 4:1, 2); а здесь угрожает наказанием кленущихся Господем. Но не трудно найти и скорое решение вопроса. Ибо сказано о клянущихся Господом и о клянущихся царем своим. А царем (Μελχμ) назывался аммонитский идол, как находим и у других Пророков, и в третьей книге Царств. Сказано: «и хождаше Соломон в след Астарта мерзости Сидонския, и в след царя их, идола сынов Аммоних» (3Цар. 11,5). Посему наказанием угрожает Бог тем, которые клянутся вместе и истинным Богом и Господом, и идолами; а поэтому согласны между собою пророчества. В одном говорит Бог: «аще отимеши мерзости Вааловы от уст твоих, и кленешися, живет Господь, во истине» (Иер. 4, 1); а здесь укоряет тех, которые наружно показывают, что служат Богу, предпочитают же служение идолам. Так, после угрозы скорбным срасстворяет угрозу увещанием, чтобы не совратились в тягчайшие пороки, отчаявшись в спасении.

Соф.1:7. Убойтеся от лица Господа Бога, зане близ день Господень, яко уготова Господь жертву Свою, и освяти званныя Своя.

«Жертвами» пророческое слово называет многократно и избиение беззаконных; а сие найти можно и у других Пророков, и у Богомудрого Иезекииля. «Званными» же именует врагов. Сказал Пророк: «освяти», вместо: определил. Так и устами Исаии говорит: «освященни суть: и Аз веду их» (Ис. 13, 3), то есть, на это определены. А как действительно святое отделяется и отлучается от скверного, так и определенных понести наказание, как отделенных на сие самим Богом всяческих, называет освященными. Так и жертвою наименовал не в точном значении слова. Так и слово: «анафема», имеет двоякий смысл; ибо означается оным не только посвящаемое Богу, но и отчуждаемое от Бога.

Соф.1:8. И будет, в день жертвы Господни, и отмщу на князи, и на дом царский, и на вся оболченныя во одеяния чуждая:

Соф.1:9. И отмщу яве на вся предвратныя в день той, исполняющия храм Господа Бога своего нечестием и лестию.

Поскольку определение о наказании произнесено во дни Иосии, царя богочестивого, и царь сей не подлежал ответственности в этом, но дети и потомки его, живя беззаконно, понесли наказание за дела, на какие отважились; то справедливо сказал: «отмщу» не на царя, но «на дом царский и на князи». Под «одеяниями» же «чуждыми,» по словам некоторых, разумеется приобретенное хищением и любостяжательностию, а по словам иных, делаемое по крайнему непотребству; потому что и мужи, живя беззаконно, облекаются в одежды женские, и жены, преданные похотливости, носят одежды мужские. Но мне кажется, что слово пророческое даст разуметь и нечто другое. Закон запрещает одежды тканые из льна и шерсти (Втор. 22, 11). Вероятно же, что величавшиеся богатством и преданные роскоши в одежде подражали соседним народам, и на льняных хитонах делали вокруг какие-нибудь разновидные и излишние украшения из шерсти багряного цвета; а сие прямо было противно божественному законоположению. Посему Бог угрожает и им и тем, которые с нечестием и лестию входят в божественный храм. А словом: «лесть» Пророк дает разуметь, что, по видимости, имели они благочестие, в тайне же любили служение идолам. За сии-то ваши беззакония, сказано в пророчестве,

Соф.1:10. Будет в день он, глаголет Господь, глас вопля от врат избодающих и плачь от вторых, и сотрение велие от холмов.

Когда враги разобьют городскую стену и отворят врата; тогда с восклицанием и воплем побежите укрыться в стенах святилища. Когда же и врата храма станут также отперты для врагов; предадитесь плачу и будете поражаемы. И если некоторые из вас займут вершины гор, или войдут в высокие домы, то подвергнутся той же гибели.

Соф.1:11. Плачите живущии в посеченней, яко уподобишася вси людие Ханаану, и потребишася вси величающиися сребром.

«Посеченным» пророк назвал Иерусалим, по причин постигшего его бедствия, и повелевает его оплакивать, потому что опустел жителями. Поскольку поревновали нечестию Хананеев; то претерпели и конечную гибель подобно Хананеям; и нимало не помогло им богатство.

Соф.1:12. И будет в той день, изыщу Иерусалима со светильником,

то есть, никто из подлежащих наказанию не избежит казни; но всех предам на заклание. Выражено же это иносказательно, и образ речи взят с тех, которые употребляют светильник при отыскивании чего-либо потерянного, и не выпускают его из рук, пока не найдут.

и отмщу на мужи не радящия о стражбах своих,

«Стражбами» называет установленное законом, что закон повелевал хранить.

глаголющия в сердцах своих: не имать блага сотворити Господь, ниже имать озлобити.

Здесь осуждает отвергающих промысл, осмеливающихся говорить, что все случайно, утверждающих, что Бог всяческих и не благотворит, и не наказывает. Им Пророк угрожает расхищением, истреблением домов и бесплодностью трудов. Ибо говорит:

Соф.1:13. И созиждут жилища, и не имут подойти в них, и насадят винограды, и не имут пити вина их.

И чтобы не подумали, что наказание будет отложено, присовокупил:

Соф.1:14. Яко близ день Господень великий, близ и скор зело,

Пророк назвал день великим, потому что подвергнутся в оный не какому либо легкому вразумлению, но решительному наказанию. Потом, чтобы привести слушателей в больший страх, описывает самый тот день.

глас дне Господня, горек и жесток учинися.

Соф.1:15–16. Силен день гнева, день той, день скорби и нужды, день безгодия и исчезновения, день тмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и вопля на грады твердыя, и на углы высокия.

«Углами высокими» называет Пророк башни; «трубами» же и «воплем» наименовал нашествие врагов; «тмою, мраком, облаком» и «мглою» – приражение бедствий, при наступлении которых и солнце для взирающих на него не будет светло и день ясен; но все покажется исполненным мрака. И поясняя сие, Пророк присовокупил:

Соф.1:17. И оскорблю человеки, и пойдут яко слепи,

Потом показал и причину:

зане Господеви прегрешиша: и излиется кровь их яко персть, и плоти их яко лайна:

то есть, не удостоятся и того, что́ установлено законом; не будет им и погребения.

Соф.1:18. и сребро и злато их не возможет изъяти их в день гнева Господня; потому что огнем рвения Его поядена будет вся земля: зане скончание и тщание сотворит на вся живущия на земли.

И богатство не поможет богатым; потому что не получат за деньги избавления от бедствий, но, как огнем каким, истреблены будут Божиим гневом, который населяющих землю подвергнет внезапной гибели. Так угрожает им горестями, а потом предлагает увещание прибегнуть к покаянию.

Глава 2

Соф.2:1. Соберитеся, и свяжитеся язык ненаказанный,

Соф.2:2. прежде неже быти вам якоже цвету мимоходящу в день, прежде неже приити на вы гневу ярости Господни.

Иные, не поняв сего места, слово: «свяжитеся», перевели: вместе умоляйте; но в большей части списков читается: «свяжитеся». В слове сем подразумевается врачевание посредством врачебных составов и перевязок, понимаемое в смысле переносном. Ибо мы находим сие и у Богомудрого Исаии. Показывая неисцелимость язв народа иудейского, взывает он: «несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания» (Ис. 1, 6). Посему, «свяжитеся», говорит Пророк, врачебными составами и перевязками покаяния, вы неведущие доброго и необучившиеся сему, предварите «лице Его во исповедании» (Псал. 92, 2), чтобы подобно весенним цветам не изгибнуть и вам, когда постигнет вас Божий гнев.

Соф.2:3. Взыщите Господа вси смирении земли

Обратите взор на ничтожность своего естества, на праотца своего – персть, и взыщите Создателя, богато оделившего вас столькими благами. Потом учит Пророк, каким способом можно взыскать Бога:

суд содевайте, и правды взыщите, взыщите кротости, и отвещайте я.

Держитесь прямодушия и справедливости, возлюбите жизнь скромную и умеренную, и примите за правило следовать сему до конца; ибо сие значит: «отвещайте я». Потом Пророк показывает и плод от сего.

яко да покрыетеся в день гнева Господня.

Соф.2:4. Зане Газа расхищена будет, и Аскалон во исчезновение будет: и Азот в полудни отвержется, и Аккарон искоренится.

Если приступите к упомянутому выше покаянию, то вы приобретете спасение, а города иноплеменные потерпят предсказанные бедствия.

Соф.2:5. Горе живущим на ужи морстем, пришелцы Критстии: слово Господне на вас Ханаане, земле иноплеменников, и погублю вы от жилища:

Соф.2:6. И будет Крит пажить стадам, и ограда овцам. Ужем морским

называет Пророк приморскую страну; потому что «ужем» в Божественном Писании называется участок, по обычаю ужем вымеривать землю и отделять каждому должную часть. Посему, так как Филистимлян, ведущих род от Ханаана, оставил Бог в приморской стране, как бы некую часть наследства отделив им землю сию; то Пророк назвал их «ужем морским», а переселившихся с Крита – «пришельцами;» потому что, как вероятно, в приморские города приходили некоторые из Крита, и поселялись там. Посему и «Ханааном», и «ужем морским», и «Критом,» и «пришельцами Критскими» Пророк наименовал приморские земли в Палестине, которым угрожал запустением.

Соф.2:7. И будешь уже морское оставшим дому Иудина: на них пожируют в домех Аскалоних, к вечеру витати имут от лица сынов Иудиных: яко присети их Господь Бог их, и возврати плен их.

Это пришло в исполнение по возвращении из плена; ибо в книгах Маккавейских находим, что Ионафан и Симон, овладев Газою, Аскалоном и Птоломаидою, подчинили их своей власти. Точное же и непререкаемое исполнение пророчества можно видеть по вознесении Спасителя нашего и после проповеди святых Апостолов; ибо они, изшедши из Иудеи, превитали в городах сих «к вечеру», то есть, прежде скончания вечера, когда Бог всяческих призрел на язычников, и освободил их от горького рабства и плена. После сего Пророк произносит приговор на Моавитян и Аммонитян; потому что они, будучи в сродстве с Израилем и ведя род от Лота, радовались бедствиям народа Божия, и изрекали хулы на Бога всяческих, будто бы Иудеи не получили от Него никакой помощи. Потому говорит Бог:

Соф.2:8. Слышах поношения Моавля, и укоризны сынов Аммоних, о нихже поношаху людем Моим, и величахуся на пределы Моя.

Соф.2:9. Сего ради живу Аз, глаголет Господь сил Бог Израилев: зане Моав яко Содома будет, и сынове Аммона яко Гоморра, и Дамаск оставлен яко стог гуменный, и разорен вовек: и прочии людей Моих расхитят я, и оставшии языка Моего наследят их.

Соф.2:10. Сие им за досаждение их, зане поносиша и возвеличишася на люди Господа Вседержителя.

Моавитяне и Аммонитяне имели своих царей, а Дамаск царствовал над всею Сириею; но все они низложены Вавилонянами; одним только Иудеям Бог всяческих даровал возвращение чрез персидского Кира. Они снова пришли в цветущее состояние, возвратили себе прежнюю власть, и содержали в страхе все оные народы; Иудеи владели землею сих народов, и они не в силах были противиться Иудеям. Посему-то Божие слово предвозвещает, что Моавитяне и Аммонитяне будут преданы конечному разорению, и Дамаск уподобится оставленному на гумне стогу. Сие-то потерпели они в нашествие Халдеев. И о «Дамаске» говорит Пророк, что «будет разорен во век», потому что с сего времени на все последующее время утратит у себя царскую власть, не будет более обладать покорными ему народами; но сделается данником прежде царствовавших Вавилонян, Персов, Македонян, и ныне царствующих Римлян. Однако же и здесь пророчество прияло точное исполнение чрез священных Апостолов и их преемников – святых. Ибо их и Божественный Апостол нарек «останком». Представив пророчества, ясно возглашающее: «аще будет число сынов Израилевых яко песок морский, останок спасется» (Рим. 9.27). Апостол толкует оное, говоря: «тако убо и в нынешнее время останок по избранию благодати бысть» (Рим.11, 5.). Тоже вещает Владыка и устами блаженного Софонии: «и оставшии языка Моего наследят их». Потом истолковывает это яснее.

Соф.2:11. Явится Господь на них и потребит вся боги языков земных: и поклонятся Ему кийждо от места своего, вси острови язычестии.

Слова сии не дают места бесстыдному возражению Иудеев. Если скажут они что, по возвращении из Вавилона, многие из язычников, уверовав в Бога всяческих, в иерусалимском храме совершали законное служение; то ясно изобличены будут во лжи своей. Пророческое слово говорит, что «поклонятся Ему кийждо от места своего». А сие делается не по закону, но по евангельскому учению; потому что закон всех собирал в оный единый храм; Господь же в евангелии говорит Самаряныне: аминь, аминь, сказываю тебе «жено, яко грядет час, егда» не в Иерусалиме и не на этом месте, но на всяком месте «поклонятся Отцу» (Иоан. 4, 21–23). Тоже взывает и Богомудрый Софония: «явится Господь на них», то есть, на всех упомянутых прежде иноплеменниках, Филистимлянах, Моавитянах, Аммонитянах, жителях Дамаска, и на всех прочих народах, «и потребит вся боги языков земных, и поклонятся Ему кийждо от места своего вси острови язычестии», то есть, города не только находящиеся на твердой земле и приморские, но и те, которые среди моря. К сему присовокупляет Пророк:

Соф.2:12. И вы мурини язвени оружием Моим будете.

Означает же словом сим полчище демонов, сокрушенное приражением спасительного креста, и поражение Божиею карою людей, очерненных в душе и богоборных. Так, предвозвестив спасение язычников, Пророк обращает речь к последовательности исторических событий, и угрожает гибелью Ассириянам, потому что Ниневия не понесла еще наказания.

Соф.2:13–14. И прострет руку Свою на север, и погубит Ассирианина, и положит Ниневию во исчезновение безводно яко пустыню: Пожируют посреде ея стада, и вси зверие земнии, и хамелеоны, и ежеве во гнездах ея вогнездятся: и зверие возвыют в разселинах ея, и вранове во вратехь ея, зане кедр возношение ея.

Признаками запустения служит все пред сим сказанное: и пастбища стад, и поселение разных зверей, и гнезда воронов. Но все это, говорит Пророк, потерпит Ниневия за высокомерие души; потому что высокомерие ее уподоблялось кедру. Потом, яснее изображая сие, Пророк присовокупляет:

Соф.2:15. Сей град презорливый,

то есть, всякий город и всякое царство почитавший ничтожным и малым,

живяй на уповании,

думавший, что никогда не потерпит ничего скорбного,

глаголяй в сердцы своем: аз есмь, и несть по мне еще:

Потом, посмеиваясь над Ниневиею, говорит:

како бысть во исчезновение, пажить зверем?

и что́ бывает обыкновенно,

Всяк мимоходяй сквозе его позвиждет, и воздвигнет руце свои.

потому что у людей в обычае при постигших сверх чаяния несчастиях свистать и поднимать вверх руки. Так, предсказав о Ниневии, Пророк обращается снова к Иерусалиму.

Глава 3

Соф.3:1. О светлый и избавленный граде, голубице!

Подлинно слез и сетования достоин город, который в счастии был знаменит и славен, неоднократно спасаем Богом всяческих, и изобиловал духовными дарованиями. Ибо предполагаю, что Пророк в именовании «голубицею» дает разуметь, или это самое, или благолепие и красоту города; потому что и голубь животное красивое. А вероятно Пророк выразил и то, что, как голубь охотнее селится в домах стоящих отдельно, так и вы Иерусалимляне, когда живете благочестиво, усердно посещаете посвященный Богу храм. Потом Пророк описывает прегрешения; и во первых непослушание:

Соф.3:2. Не услыша гласа,

потом грубость нрава:

неприят наказания,

сверх того неверие:

на Господа не упова, и к Богу своему не приближися

а после сего зверство и несправедливость князей:

Соф.3:3. Цари его в нем яко львы рыкающе,

беззаконие и насилие судей:

судии его яко волцы аравийстии, не оставляху наутро

лживость и безбожие прорицателей:

Соф.3:4. Пророцы его ветроносцы, мужи презорливи,

(ибо пророками называет лжепророков); потом нечестие и гнусную жизнь священников:

священницы его сквернят святая, и нечествуют в закон.

Но когда, говорит Пророк, на все это отваживаются в Иерусалиме,

Соф.3:5. Господь праведен посреде его, и не имать сотворити неправды: утро утро даст суд Свой в свет: и не укрыся, и не весть неправды во истязании, ниже в распри обиды.

Скоро Господь наложит наказание на тех, которые отважились сделать столько худого; ибо словами: «утро утро», Пророк выразил скорость; и словом: «во свет »– то, что совершится сие явно, а не тайно. И соделает сие Господь, низлагая дерзость неправды, и не попуская ей превозмогать до конца.

Соф.3:6. В растление низложих величавыя, изчезоша углы их: опустошу пути их весма, еже непроходити: изчезоша гради их, занеже ни единому быти, ни жити.

Как здания связываются углами, так власть опирается на успех в делах. Посему, предавая растлению живущих горделиво, высоту их низложу на землю; так что память о них не перейдет к потомкам, и города их предам совершенному запустению. После таких угроз Человеколюбец снова увещевает и советует убояться сказанного и принять сей приличный для них урок – избегнуть угрожающей гибели, какую породило беззаконие, не медлить и не отлагать, но скорее принести покаяние. Ибо говорит:

Соф.3:7. Готовися, утреннюй,

в скорости принеси покаяние.

истле все листвие их.

Не бойся Ассириян, которых множество поразил Я у врат твоих; потому что и «листвие их», то есть, избегших сего наказания, предам Вавилонянам.

Соф.3:8. Сего ради потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего во свидетельство: зане суд Мой в сонмища языков еже прияти царей, еже излияти на ня гнев ярости Моея: зане огнем рвения Моего поядена будет вся земля.

Не думай, что нерадею о делах человеческих; но жди, и увидишь, что востану, разсужу правдиво, сокрушу неправедные царства, и Моею ревностию, как бы неким огнем, очищу вселенную. И еще яснее представляя сие, присовокупил:

Соф.3:9. Яко тогда обращу к людем язык в род их, еже призывати всем имя Господне, работати Ему под игом единем.

Акила, Феодотион и Симмах перевели это яснее; и Акила и Феодотион говорят: тогда ко всем народам обращу избранные уста, а Симмах: тогда обращу к народам чистые уста; чистыми же устами называет уста именующие не богов, но Бога. Подобное сему изрек Бог и устами Исаии: «языцы немотствующии скоро научатся глаголати мир» (Ис. 32, 4): и еще: «и ясен будет язык гугнивых» (Ис. 35, 6). Посему, оные народы, обученные многобожию, обратит и соделает избранными и чистыми, так что все призовут имя Господне, и все народы поработают Господу «под игом единем». И даже

Соф.3:10. От конец рек ефиопских, прииму молящия Мя: сыны разсеянных принесут жертвы Мне.

Обитающие на крайних пределах земли, приняв учение всюду рассеянных Мною проповедников, принесут Мне жертву хвалы. Так перевел и Симмах: от концов рек ефиопских, молясь Мне чада рассеянных Мною принесут Мне дар; то есть, став чадами рассеянных Мною во все народы проповедников благочестия, принесут Мне духовные дары.

Соф.3:11. В день он не имаши постыдитися от всех начинаний твоих, имиже нечествовал еси в Мя: яко тогда отъиму от тебе укоризны досаждения твоего, и ктому не имаши приложити величатися на горе святей Моей.

Когда совершится сие, и язычники сподобятся спасения, тогда и вы, живущие в Иерусалиме, верою прияв спасение, освободитесь от прежнего злочестия, не будете презирать заповедей Моих и величаться ветхозаветным храмом. А поскольку не все Иудеи вняли в последствии евангельскому учению; то и сие ясно предсказывает Пророк.

Соф.3:12–13. И оставлю в тебе люди кротки и смиренны, и будут благоговети о имени Господни. Останцы Израилевы, и не сотворят неправды, и не возглаголют суетных, и необрящется во устех их язык льстив: зане тии пожируют, и угнездятся, и не будет устрашаяй их.

И сие ясно указует нам на лик апостольский, ублажая Который, Владыка сказал: «блажени кротции, яко тии наследят землю» (Матф. 5, 5); и еще: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Матф. 11, 29). Их-то и и блаженный Софония называет людьми «кроткими и смиренными»: потому что не таковы Израильтяне, но «людие буии и немудри» (Втор. 32, 6.), и по словам другого Пророка: «жила железна выя» их и «чело их медяно» (Ис. 48, 4). Сих-то свободных от неправды Пророк называет имеющими язык чуждый льсти. Посему, приобретши себе такой народ вместо злонравного, дерзкого, и злочестивого,

Соф.3:14. Радуйся дщи Сионова зело, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля.

Бог соделал тебя чистою от идолов, и освободил от служения губительным демонам.

Соф.3:16. Во время оно речет Господь Иерусалиму: дерзай Сионе, да не ослабеют руце твои.

Соф.3:17. Господь Бог твой в тебе, Сильный спасет тя: наведет на тя веселие и обновит тя в любви Своей, и возвеселится о тебе во украшении, яко в день праздника.

Соф.3:18. И соберу сотреныя твоя:

Знаю, что иные понимали это о возвращении из Вавилона и обновлении Иерусалима, и не противоречу ими сказанному; потому что пророчество приличествует и совершившемуся тогда. Но точное событие можно находить по вочеловечении нашего Спасителя; ибо тогда сокрушенных сердцем уврачевал Господь банею пакибытия, тогда обновил естество человеческое, столько возлюбив нас, что и душу Свою отдал за нас; ибо «больши сея любве, – говорит Господь, – никто же может показать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоан. 17, 13); и еще: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Иоан. 3, 16). Потом Пророк угрожает и тем, которые поносили тогда Иерусалим, и которые в последствии на тоже самое осмелились против проповедников истины; потому что пророчество имеет двоякий смысл.

горе, кто приимет нань поношение.

Соф.3:19. Се Аз сотворю в тебе Мене ради, глаголет Господь, во время оно, и спасу утисненную и отриновенную прииму, и положу я в похваление, и имениты по всей земли, и непостыдятся

Соф.3:20. Во время оно, егда добро вам сотворю, и во время егда прииму вы: зане дам вы имениты и в похваление во всех людех земли, внегда возвращати Ми пленение ваше пред вами, глаголет Господь.

Спасение человеков зависит от одного Божия человеколюбия; потому что не в награду правды приобретаем оное, но оно – дар Божией благости. Посему говорит Владыка: «Мене ради» и спасу, и прииму, и бывшую Мне чуждою усвою Себе, и соделаю ее именитою и у всех славною, освобожу от прежнего стыда, и прежних пленников и рабов учиню свободными и Моими домашними. Сие же, как сказал я, даровал и возвратившимся тогда из Вавилона, и после сего дарует всем человекам; потому что порабощенные древле диаволу, избавившись от оного горького рабства, забыв прелесть многобожия, стали мы своими Богу, сделавшись именитыми, по сему пророчеству, у Греков и варваров, и «бывшие иногда далече» стали «близ», по слову божественного Апостола (Ефес. 2, 13).

Поэтому и нам надлежит покориться апостольскому увещанию, ясно взывающему: «свободою, ею же Христос нас свободи, стойте, и не паки под игом работы держитеся» (Гал. 5, 1). Ибо таким образом освободимся от горького властительства мучителева, и, служа нашему Владыке, сподобимся царства небесного, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу и со Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 5. - В типографии В. Готье, 1857. - 394 с. / Толкование на пророка Софонию. 46-65 с.

Комментарии для сайта Cackle