Источник

Глава 3

2Кор.3:1. Не­ужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?

«Зачинаем ли паки нас самех извещавати вам?» Ибо не нам следует сказать это, а вам, которые в точности знаете, что касается и до нас, и до них. И Апостол продолжает уязвлять их словом.

«Или требуем, якоже нецыи, извещавателных посланий к вам, или от вас!» А сим дает им понять, что некоторые из оных обманщиков и им выхвалены были другими, и от них напутствованы одобрительными к другим посланиями. И поскольку к поражению их достаточно было сказанного, то Апостол в последующих словах предлагает врачевство и говорит:

2Кор.3:2. Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками.

«Послание [бо] наше вы есте, написанное в сердцах наших, знаемое и прочищаемое от всех человек». Не имеем нужды в посланиях; о нас свидетельствуют самые дела; и есть у нас одушевленное послание, которое говорит вам в нашу пользу; это – вера ваша, прославляемая везде, и на суше и на море; потому что мы, избавив вас от заблуждения, привели к свету Боговедения. Сие выражают и последующие слова.

2Кор.3:3. вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

«Являемы, яко есте послание Христово служеное нами». И что я говорю – наше? Вы – послание Самого Спасителя нашего, изречения самой проповеди Его, а мы только служители писмен.

«Написано не чернилом, но Духом Бога жива, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных». Оставив учащих противному, Апостол переходит к действительности и показывает различие двух заветов, ибо один начертан был на скрижалях каменных, а другой написан на разумных сердцах.

2Кор.3:4. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа.

2Кор.3:5. Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить чтo от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.

«Надеяние же таково имамы Христом к Богу, не яко доволни... от себе помыслити что, яко от себе». Благовременно упомянул Апостол о Боге всяческих, потому что проповедующие противное утверждали, будто бы Бог печется о сохранении закона. Посему говорит: смело уповаем на Бога всяческих, потому что Христос дерзновение сие дал нам; о себе же не думаем высоко и не из собственных своих помыслов слагаемую предлагаем проповедь.

2Кор.3:6. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

«Но доволство наше от Бога: Иже и удоволи нас служители быти Нову Завету, не писмени, но духу»; потому что Сам Бог всяческих преподал нам силу, достаточную к тому, чтобы служить благодати Духа. Ибо предлагаем не ветхие писмена закона, но новый дар Духа.

«Писмя бо убивает, а Дух животворит». Апостол о том и другом выразился, взирая на конец, потому что закон наказывал преступающих, а благодать животворит верующих. Потом сравнение сие делает с большею ясностию.

2Кор.3:7. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей.

2Кор.3:8. То не гораздо ли более должно быть славно служение духа?

«Аще ли служение смерти писмены, образовано в каменех, бысть в славу, яко не мощи взирати сыном Израилевым на лице Моисеово, славы ради лица его престающая: како не множае паче служение Духа будет в славе?» Апостол служение закона нарек служением смерти, потому что закон наказывал преступников. Посему говорит он: если и там, где наказание и смерть, и писмена, начертанные на камнях, сообщающий это приял такую славу, что взирающие на лицо его не выносили издаваемого им сияния, то тем паче исполнятся большей славы служащие Божественному Духу. Ибо «служением Духа» Апостол назвал служащих Духу, как и, наоборот, «служением смерти» служивших закону, то есть Моисея, так как делает сравнение Моисея и проповедников благодати, и показывает, что тот сообщил написанные скрижали, а последние преподают благодать Всесвятого Духа, что закон наказывает, а благодать животворит, что слава, данная в удел Моисею, продолжалась малое время, а слава проповедников пребывает вовеки и что там один Моисей приобщился славы, а здесь приобщаются не апостолы только, но и уверовавшие чрез них. Потом Апостол, чтобы показать превосходство благодати, производит сравнение в обширнейшем виде.

2Кор.3:9. Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.

«Аще бо служение осуждения, слава, много паче избыточествует служение правды в славе». Закон осуждал согрешающих, а приемлющая их благодать оправдывает верою, потому что приводит к Божественному крещению и дарует отпущение грехов. Посему если послуживший первому стал причастником славы, то гораздо паче служители, последнего исполнятся большей славы.

2Кор.3:10. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.

«Ибо не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу». Ибо такова слава, соблюденная последним, что, взирая на них, славу, данную в удел Моисею, иной по всей справедливости не назовет и славою. Свет от светильника хотя ночью кажется весьма сильным, однако же среди полудня делается неприметным и не почитается даже светом. Потом сравнивает Апостол еще иначе:

2Кор.3:11. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.

«Аще бо престающее, славою: много паче пребывающее, в славе». Апостол назвал закон «престающим», как утративший силу свою с пришествием Владыки Христа, а дар благодати «пребывающим», как дар, который не будет иметь конца. Посему если закон, говорит он, сподобился славы, то, конечно, во много крат большей славы сподобится дар благодати.

2Кор.3:12. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением.

«Имуще убо таково упование, многим: дерзновением действуем». Знаем великость славы и нимало не сомневаемся, но с дерзновением показываем превосходство благодати.

2Кор.3:13. А не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего

«И не якоже Моисей полагаше покрывало на лицы своем, за еже не мощи взирати сыном Израилевым на конец престающаго». Не имеем нужды в покрывале, как Моисей, потому что беседуем с верующими, а все верующие пользуются лучом умного света. Дает же, говоря сие, видеть, что божественный Моисей, предвозвещая неверие иудеев, наложил на лицо себе покрывало, научая тем, что не в состоянии они будут увидеть конец закона, потому что конец закона – Христос в оправдание всякому верующему. Сие и сказал Апостол: «за еже не мощи взирати сыном Израилевым на конец престающаго». Ибо «престающим», то есть теряющим свою силу, назвал закон, а концом престающего – проповеданного под законом, то есть Христа. Потом показывает истинность дерзновения.

2Кор.3:14. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

«Но ослепишася помышления их». Не другой кто ослепил их, но сами подпали сей болезни по самопроизвольному рассуждению.

«Даже бо до сего дне тожде покрывало в чтении Ветхого Завета пребывает не откровено, зане о Христе престает». Закон до сего дня носит на себе облик Моисеев, и лежит на нем покрывало для предприемлющих читать его без веры.

2Кор.3:15. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их.

«Но даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердцы их лежит». Апостол Моисеем называет закон, а покрывалом – неверие. Научает же, как можно снять покрывало.

2Кор.3:16. Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

«Внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало». Моисей, беседуя с народом, имел наложенное нa нем покрывало, но, приступая к Богу, снимал с себя покрывало. Посему и ты также, если пожелаешь возвести взор к Богу, то избавишься от покрывала неверия. Кто же есть тот, к кому должно возвести взор?

2Кор.3:17. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

«Господь же Дух есть». Апостол показал равночестие Бога и Духа. Ибо Моисей обращал взор к Богу, а мы обращаем к Духу. Но не упомянул бы о Духе, намереваясь показать превосходство нового пред ветхим, если бы знал, чтo Дух Святой есть тварь. Ибо если Он тварь, по учению Ария и Евномия, и мы приступаем к Духу, а Моисей к Богу и Отцу, то значит, что наше гораздо ниже ветхого. Если же не ниже, а выше, и гораздо выше, то следует, что Дух Святой не тварь, но равномощен и равночестен Отцу. Но, водясь бесстыдством, говорят, что здесь Господь назван Духом, а не Сам Дух Господом. Неразумия и бесстыдства исполнено это. Ибо божественный Апостол произвел полное сравнение писмени и духа; говорит: «написано не чернилом, но Духом Бога жива» (2Кор.3:3); и еще: «не писмени, но Духу», и потом: «писмя бо убивает, а Дух животворит», и еще: «како не паче служение Духа будет в славе?» Посему явно, что божественный Апостол Всесвятого Духа нарек Господом. О сем свидетельствует и последующее, ибо говорит Апостол:

«А идеже Дух Господень, ту свобода». Если бы Господа называл Духом, то сказал бы: «а идеже» Господь. Но сказано не так; напротив того, Апостол наименовал Самого Духа Господня, потому что Им преподается благодать Господня. И чтобы не почел кто Духа служебным, по необходимости прибавил, что Дух есть Господь.

2Кор.3:18. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

«Мы же еси откровенным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа». Моисей один пользовался славою, а здесь пользуются все верующие. Он имел покрывало по немощи иудеев, а мы, предлагая учение верным, не имеем нужды в покрывале, но откровенным лицом взираем на славу Господню, потому что не обложены гноем неверия. Из сего привлекаем на себя немалое сияние славы, а сие свойственно приобретшим чистое сердце. Ибо как прозрачная вода отпечатлевает в себе лица смотрящихся, и круг самого солнца, и свод небес, так чистое сердце делается как бы некоторым отпечатлением и зеркалом Божией славы. Так и Господь сказал: «блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Апостол же сказал: «от славы», то есть Духа Божия, «в славу», то есть нашу, как бы говоря: «От Него приемлем»; сие и присовокупил: «яко от Господня Духа». И из сего явствует, что в сказанном пред сим Духа назвал он Господом.


Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И.Сидорова // Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 310-364.

Комментарии для сайта Cackle