Сборник «Святые отцы о молитве и трезвении». Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу

Предисловие к сборнику Феофана Затворника

Глава 1. Святого Василия Великого наставления о молитве и трезвении Глава 2. Святого Иоанна Златоуста наставления о молитве и трезвении Глава 3. Святого Ефрема Сирианина Наставления о молитве и трезвении Глава 4. Св. отца нашего Иоанна Лествичника. Слово о молитве, с пояснениями оного Глава 5. Преподобного Нила Подвижника Синайского. Слово о молитве Глава 6. Исихия пресвитера Иерусалимского к Феодулу. Душеполезное и спасительное слово о трезвении, борьбе с помыслами и молитве Глава 7. Преподобного отца нашего Филофея Синайского. 40 глав о трезвении Глава 8. Св. Исаака Сирианина о молитве и трезвении Глава 9. Св. великих старцев Варсонофия и Иоанна. Наставления о молитве и трезвении  

 

Предисловие к сборнику Феофана Затворника

Предлагаемый сборник обязан своим происхождением следующему случаю. Некто из боголюбцев, любящих внимать себе и с Богом молитвенно беседовать, рассказывал о себе, что он, бывая вынужден иногда хлопотать много по хозяйству и по должности, всегда ослабевает во внимании и охлаждается в молитве. Как, говорит, ни скорбно это, но сладить с собою не бываю я в силах. Но потом, как только улучу свободное время, запираюсь в своей комнате и, положив конец всем делам и хлопотам, только молюсь, читаю и размышляю о Боге и вещах божественных. Милостив Бог, – прежнее настроение мирное опять возвращается. Читаю я в это время все только о молитве, то в одной, то в другой книге. Сказав это, он выразил желание, что хорошо было бы когда бы все это собрано было в одну небольшую книжку. Тогда не для чего было бы рыться в разных книгах.

И се – собрано, хоть отчасти, но довольно достаточно для цели. Побуждением служило не одно желание означенного боголюбца, но особенно то, что и другие многие боголюбцы бывают в подобных же обстоятельствах, а книг тех, в которых пишется о молитве, не имеют под руками, чтоб почитать и восстановить в себе молитвенное настроение. Между тем такое чтение есть наилучшее средство к умиротворению ума и отрезвлению сердца, Почитает, – и подогреет желание молитвы. Помолится, пока теплится сердце, -и опять за чтение, чтобы, подогревшись им, снова стать на молитву.

Вот по какому поводу и побуждению – этот сборник! Но и без того, в нем всякий, желающий установиться в молитве, найдет потребное к тому наставление.

В нем все говорится о духе молитвенном. Что же касается до правил и чина молитвословного, то для этого нет нужды в особых наставлениях. Эти правила и чины указаны в церкви, и исполняются всеми, даже и не так усердно внимающими молитве. Ходят в церковь и дома молятся по молитвенникам. И нет никого, мало-мальски себя помнящего, кто бы не исправлял каждодневно молитв, как бы то ни было.

При всем том нельзя однако ж не дивиться, как так бывает, что целый век молимся, а молиться, как должно, все же не умеем. Предлагаемый сборник напомнит об этом, изображая достодолжную молитву, а кто возжелает достигнуть совершенства в ней, чтоб она и в его душе была достодолжною, того научит, как в сем успеть.

Венец сборника составляет толкование молитвы Господней. И его происхождение похоже на предыдущее. Несколько лиц докучали – дать изъяснение сей молитвы. По сознанию бессилия хорошо своим умом и словом сделать это, предположено собрать под каждое слово молитвы, что говорили о нем св. отцы, и предложить вниманию христолюбивых молитвенников. И предлагается.

Так произошли две половины сборника.

Иной, может быть, пожалеет, что сборнику не дана какая-нибудь система. – Об этом была мысль. Но спрошен был один из великих молитвенников, Святитель Божий теперь уже блаженной памяти, – не лучше ли дать систему сборнику? Ответ получен такой: не идет к сему делу система. Система производится такими силами, которые находятся совсем в другой области, нежели в какой действуется молитва. Потому это будет смешение не сродных стихий. Сборник составляется для назидания, а не для умствования. Ищущему же назидания не система нужна, а указание дела. У него свой в сердце созидается молитвенный строй, – и всякое вычитанное указание тотчас в сердце, а не в голове, находит свое место. Система будет ему только мешать, – и даже охлаждать дело молитвы. – Этому нельзя противоречить, – и сборник составлен без системы.

Сопровождаем его желанием, да даст Господь всем читающим найти в нем благопотребное для созидания в сердце их духа молитвенного.

Комментарии для сайта Cackle