Источник

НЕДЕЛИ ПО ПАСХЕ (до отдания Пасхи)

Недель по Пасхе, начиная с Недели Фоминой и до Пятидесятницы, считается семь, а до отдания Пасхи – шесть.

По своим воспоминаниям эти Недели и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа на Своих учеников и апостолов. Все Недели по Пасхе до отдания Пасхи, имеют воспоминание особого события, но одновременно посвящены и воспоминанию Воскресения Христова, что отражено в службах этих Недель и следующих за ними седмиц.

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ – СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ

После второй Недели и седмицы по Пасхе – Фоминой, следует Неделя святых жен-мироносиц. В эту Неделю Пятидесятницы Церковь воспоминает жен-мироносиц и тайных учеников Христовых – праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, которые «истиннейшая суть и содержательнейшая, еже по нам догмата»582 и которые явились свидетелями смерти и Воскресения Господа.

Воспоминая свидетельниц и свидетелей погребения и Воскресения Господня, Церковь своим богослужением в 3 Неделю по Пасхе как бы поставляет нас на Голгофе у Креста, с которого снимают Пречистое Тело праведные Иосиф и Никодим, а затем в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где мироносицы первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа. Церковь воспевает в настоящем богослужении крест, спасительную смерть и славное Воскресение Господа, а также святые подвиги ныне воспоминаемых учеников и учениц Христа, этим нас научая, что первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления должен быть и теперь, как всегда, Сам Господь, пострадавший за нас и Воскресший.

Особенно трогательно описываются в богослужении этой Недели святой подвиг, преданность и любовь к Своему Учителю и Господу святых жен-мироносиц. «Почто мира с милостивыми слезами, о, ученицы растворяете?» (тропарь «Ангельского собора»). «Почему вы смешиваете миро со слезами жалости?» – так, по изображению церковной песни, говорил святым женам-мироносицам Ангел Господень, когда они пришли ко Гробу. Миро – драгоценная благовонная мазь, стоившая очень дорого, на которую святые жены потратили, может быть, все свои сбережения, чтобы помазать им Тело Спасителя, не надеясь на то, что Он взглянет на них Своими закрывшимися, как они думали, на веки, благодарными очами. Миро и слезы – последний дар их любви и благоговения к Небесному Учителю.

Ближайшие ученики разбежались от страха перед схватившими Христа врагами, лучший из них отрекся от Него трижды, а они – робкие, слабые женщины, но сильные любовью и состраданием, не оставляют Божественного Страдальца, не отрывают глаз от креста, на котором в мучениях истаевает Его жизнь. После смерти Спасителя они – одни из всего множества Его последователей и слушателей – безбоязненно находятся при Его погребении, будучи не в силах оставить Его гроб. По прошествии субботы они покупают благовония и несут их ко гробу своего Учителя.

Пример жен-мироносиц показывает, как много тепла, милосердия и любви Господь вложил в душу женщины, которая благодаря этому способна на великие дела любви и самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как заповедует апостол, «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1Петр. 3, 4).

Евангелие, читаемое на Литургии этой Недели, повествует о погребении Господа, Его воскресении и явлении женам-мироносицам. Оно научает нас тому, что вера и усердие не остаются без вознаграждения. Усердие мироносиц к Спасителю было, прежде всего, вознаграждено радостной вестью о Его воскресении и явлением Воскресшего. А «поступок благоразумного Иосифа, положившего Тело Господа в новом гробе, – говорит святой Григорий Нисский, – да будет для нас правилом, чтобы мы, получив дар Тела и Крови Христовых, не принимали Его в нечистое одеяние совести и не полагали во гробе сердца, исполненного мертвых костей и всякой нечистоты».

На воскресной утрене после «Бог Господь» поются песнопения Великой Субботы – три тропаря: «Егда снизшел еси к смерти», «Благообразный Иосиф», «Мироносицам женам», но с тем отличием, что присоединяется прославление Воскресения Господня.

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ – О РАССЛАБЛЕННОМ

В четвертую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного, пребывавшего в недуге тридцать восемь лет (Ин. 5,1–14). Это чудо Иисус Христос совершил во второй год Своей проповеди во время иудейской пятидесятницы.

Поскольку исцеление расслабленного было совершено в годовой иудейский праздник, то и воспоминается оно в настоящие праздничные дни. Вместе с тем, в исцелении расслабленного мы видим благовестие о силе и славе Христа Распятого и Воскресшего, который озарил Вселенную светом Своего Воскресения, который для всех есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1, 23–24).

В дни Пятидесятницы Церковь представляет нам эти Евангельские события, в которых ясно видны и Божия сила, и Божия премудрость (ср.: Апостол на Литургии – Деян. 9, 32–42). В исцелении расслабленного Церковь видит образ обновления жизни всего человечества чрез Воскресение Христово.

Вместе с воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона прославляется также святой Архистратиг Михаил как предводитель Небесного воинства, служащего верующим. Поэтому Евангелие Недели о расслабленном благовествует о том, что Ангел Господень «возмущаше воду» в купальне Силоамской.

В среду 4 седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы, то есть половина времени, прошедшего от Пасхи до Пятидесятницы. Преполовение соединяет два великих христианских торжества – Пасху и Сошествие Святого Духа. «Празднику преполовляющуся, Твоего, Христе, Воскресения и Божественнаго пришествия Святаго Твоего Духа, сошедшеся, чудес Твоих воспеваем таинства».583 В этот день воспоминается событие из жизни Христа Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и о таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения. «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, – яко всем, Спасе, возопил еси: «Жаждай да грядет ко Мне и да пиет». Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе».

Вся служба Преполовению совершается по Триоди. Накануне праздника Преполовения совершается великая вечерня. Но стихословится не «Блажен муж», а рядовая кафизма: на вечерне бывает вход с кадилом и читаются три паремии. На утрене полиелея нет, но поется великое славословие. Канон – по Триоди. Канона Пасхи нет. Катавасия «Море огустил еси». Вместо «Честнейшую Херувим» – на утрене и вместо «Достойно» – на Литургии поется не «Светися, светися», а ирмос: «Чужде матерем девство». В этот день после Литургии обычно совершается водоосвящение в воспоминание Божественного учения о живой воде Святого Духа.

Преполовение празднуется 8 дней. Отдание – в среду 5 седмицы. На отдание за Литургией поется задостойник: «Чужде матерем девство». Между праздником Преполовения и его отданием поется задостойник: «Ангел вопияше» и «Светися, светися».

ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ – О САМАРЯНЫНЕ

Воскресное богослужение пятой Недели и службы ряда следующих седмичных дней посвящены евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женой самарянкой, беседе, происходившей в первый год Его евангельской проповеди во дни Пятидесятницы, когда Господь шел после Пасхи из Иудеи в Галилею (Ин. 4, 5–42). Эта беседа относится ко дням Пятидесятницы и служит вместе с тем ясным свидетельством Божественной славы Воскресшего Господа, подающего «воду живую, изсушающую источники грехов» и «скверны душевныя омывающую» (канон и Синаксарь 5 Недели по Пасхе).

В службах праздника говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой, ликом совершенно перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращая на прямой, истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», у Которого Она просила воду жизни, и, «напившись обильно водой Премудрости Божия», унаследовала Царство Небесное и явилась «вечно приснославной»584. Служба самаряныни поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник и вторник – служба попразднства Преполовения, в среду – отдание Преполовения.

ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ – О СЛЕПОМ

В эту Неделю воспоминается, как Иисус Христос в третий год Своей Евангельской проповеди в праздник Кущей и в праздник обновления храма во Иерусалиме (Ин. 7:2, 10:22) даровал зрение слепорожденному (Ин. 9, 1–41). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света податель, от Света сый Свет»585. Песнопения службы повествуют и о другом чуде – о духовном прозрении слепого, о постепенном возрастании его веры в Господа Иисуса Христа. Песнопения службы Недели о слепом, составленные богодухновенными отцами, проникнуты глубокими мыслями и святыми чувствами. Здесь мы находим и глубокое сострадание к несчастному, для которого с самого рождения был закрыт мир Божий со всей его дивной красотой, и трепетное благоговение перед несказанным всемогуществом Господа, Который отверз очи слепому. Слышится в них скорбь о духовном ослеплении фарисеев, которые даже после такого великого несомненного чуда не прозрели своими духовными очами и продолжали в слепой злобе говорить о Христе: «Не от Бога этот Человек».

Служба приводит христианина к осознанию того, что каждый человек подвержен духовной слепоте и омрачил грехом свои душевные очи. «Душевныма очима ослеплен, к Тебе Христе прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме Свет Пресветлый»586.

Воспоминание чуда над слепорожденным совершается Церковью в шестую Неделю по Пасхе, в понедельник, вторник и среду шестой седмицы по Пасхе.

Отдание праздника Пасхи совершается в среду 6 седмицы по Пасхе. Одновременно начинается предпразднство Вознесения Господня, которое длится только один день.

Служба отдания праздника Пасхи совершается подобно службам отдания двунадесятых праздников. В последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени и Литургии бывает таким же, как и в Светлую седмицу: священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит начальный возглас и затем поет стихи: «Да воскреснет Бог» и прочее. Но отпуст с Крестом бывает только после Литургии (отпуст после Литургии произносится полный, пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый» с воспоминанием святого дня). На отдание Пасхи поются также и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. Перед службами – звон торжественный, напоминающий пасхальные дни.

На утрене после кафизм поется постоянная для всех дней Святой Пасхи воскресная песнь: «Воскресение Христово видевше». Канонов три: пасхальный, Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня. На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поется ирмос 9 песни пасхального канона с припевами, как на Пасху, и после канона – ексапостиларий пасхальный: «Плотию уснув» (дважды), а второй ексапостиларий – из службы Недели о слепом.

Часы читаются обычные (трипсалмные), а не пасхальные.

После Литургии священнослужители поднимают Плащаницу с Престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую «гробницу»). Особого чина для перенесения Плащаницы Уставом не положено.

* * *

582

Синаксарь в Неделю святых жен-мироносиц.

583

Вторник недели о расслабленном, стихира вечерни.

584

Неделя о самарянке, утреня, 2-й канон, п. 1, 1; 3, 2; кондак.

585

Неделя о слепом, Синаксарь.

586

Неделя о слепом, кондак.


Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle