Беседа на святое Богоявление

Источник

Мужи христолюбивые, страннолюбивые и братолюбивые, окажите и сегодня гостеприимство моему слову и, отверзши слух ваш как врата, вместите в них мою речь, и приимите от меня спасительную проповедь о погружении Христа, которое было в реке Иордане, чтобы вам более возжелать столько к нам снисходящаго Владыку. Ибо, если и прошло торжество явления Спасителя, однако благодать Его навсегда пребывает. Итак, насладимся его ненасытными душами, ибо прекрасна ненасытимость в спасительных вещах, прекрасна. Приидите же все из Галилеи на Иордан и устремимся вместе со Христом. Блажен спутешествующий пути жизни. Приидите, мысленными стопами достигнем Иордана и увидим Крестителя Иоанна, крестящаго Того, Кто не требует крещения, да дарует нам благодать крещения. Приидите, узрим образ нашего возрождения, сеннописанный в тех водах. Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан креститься от него (Матф. 3, 3). О, сколь великое смиренномудрие Владыки! Какое снисхождение! Царь небес притек к Предтече своему, не двигая небесных воинств и не предпосылая предтечами безплотных сил; но просто приходя в образе воина, приходит к своему воину; приходит к нему, как один из многих. Искупитель сочисляет себя с пленниками, и судия поставляет себя вместе с виновными; присовокупляет себя к погибшим овцам пастырь добрый, который ради заблудшей овцы снисшел с небес и небес не оставил, и с плевелами смешано небесное семя, безсеменно произрасшее. Посему Иоанн Креститель, увидевши Его и узнавши [в Немъ] Того, Которого от чрева матери познал и поклонился, и ясно уразумев, что это – Тот, ради Которого он в утробе матери превыше возраста взыграл, нарушая пределы естества, он скрыл свою десницу под одеждою, и подклонив голову, как любящий владыку раб, такими словами провещал к Нему: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне (Матф. 3, 14)? Что Ты делаешь, Владыко? Зачем изменяешь порядок вещей? Зачем с рабами требуешь от твоего раба того, что свойственно рабам? Зачем хочешь получить то, в чем не нуждаешься? Зачем отягчаешь Твоего раба столь многим снисхождением? Мне надобно креститься от Тебя . Ты же не имеешь нужды креститься от меня; худшее лучшим благословляется, а не лучшее худшим благословляется и освящается. Светильник возжигается от солнца, а не солнце от светильника освещается. Глина скудельником приготовляется, но не скудельник глиной образовывается. Создание создателем возобновляется, а не создатель созданием исправляется. Немощный врачем врачуется, а не врач от немощнаго принимает попечение. Нуждающийся у богатаго заимствуется, а не богатый от беднаго вспомоществуется. Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне . Разве я не знаю, кто Ты и от кого возсиял и откуда пришел? Разве я, поскольку Ты соделался сообразным мне, отрину величие Твоего Божества? Разве я, поскольку Ты настолько снисшел ко мне, насколько сделался близким по телу, и всего меня носишь в Себе, чтобы спасти всего человека, могу не заметить ради видимаго в Твоем теле умопостигаемаго в [Твоемъ] Божестве? Разве, поскольку ради моего спасения Ты облекся в мой начаток, я не познаю Тебя, одевающагося светом, как одеждою? Разве, поскольку Ты носишь сродную мне плоть и являешься людям, чтобы они возмогли видеть Тебя, сокроется от меня сияние блистающаго Твоего Божества? Разве, поскольку вижу в Тебе свой образ, отвергну божественное, невидимое и непостижимое существо Твое? Знаю Тебя, Владыко! Знаю Тебя ясно! Знаю Тебя, наученный Тобою; ибо никто не может познать Тебя, если не вкусит Твоего просвещения. Знаю Тебя, Владыко, ясно, ибо видел Тебя духовно, прежде чем увидел сей свет. Когда Ты, будучи всецело в безплотных недрах небеснаго Отца, был всецел и в утробе Твоей рабы и матери, а я во утробе Елисаветы, как в темнице естеством был содержим и связан неразрешимыми узами младенчества, то взыгрався, я торжествовал, предпразднуя рождество Твое. Посему, если прежде рождества Твоего я проповедывал пришествие Твое, разве не познаю явления Твоего после рождества Твоего? Будучи в утробе учителем о Твоем пришествии, неужели ныне, при совершенном познании, буду младенчествовать? Не могу не почитать Тебя, покланяемаго всей тварью; не могу не проповедывать Того, на Кого небо указало звездою и земля чрез волхвов приветствовала, ангельские лики, радуясь по причине снисхождения Твоего к нам, воспели, и пастыри, ночевавшие на поле, воспрославили архипастыря словесных овец. Не могу молчать в Твоем присутствии, ибо я – глас, глас – говорит – вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень. Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Я, родившись, разрешил неплодство родившей меня матери и, будучи еще младенцем, сделался врачом безмолвия моего отца, получив от Тебя с детства благодать чуда. Ты же, родившись от Девы Марии, как восхотел и как един ведаешь, не разрушил девства ея, но и сохранил его и ей даровал наименование матери. Ни девство не воспрепятствовало рождеству Твоему, ни рождество не нарушило девства; но две противоположнейшия вещи, рождение и девство, стеклись в единый союз, потому что это возможно для Тебя, Создателя естества. Я только человек, причастный божественной благодати, Ты же Бог и человек, поскольку по естеству человеколюбив. Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? – Ты, сущий в начале и к Богу и Бог, Ты – сияние Отчей славы, Ты – совершенный образ совершеннаго Отца, Ты – свет истинный, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир , Ты – сущий в мире и пришел туда, где был, Ты плотью соделался, но не обратился в плоть, Ты обитал среди нас и рабам Своим явился в образе раба, Ты небо и землю Своим святым именем соединил как бы мостом, – Ты приходишь ко мне? Ты – столь великий к таковому? Царь к предтече? Владыка к рабу? Но если Ты не устыдился родиться в смиренных пределах человечества, однако, я не могу прейти меры естества. Знаю, каково разстояние между землею и Зиждителем; знаю, каково различие между глиной и создателем; знаю, насколько Ты, Солнце правды, выше меня, светильника Твоей благодати. Если и чистое облако тела объемлет Тебя, но я познаю Твое владычество. Исповедую свое рабство, проповедую Твое великолепие, познаю Твое совершенное владычество, познаю свое недостоинство. Я недостоин разрешить ремень сапога Твоего , и как я дерзну прикоснуться к чистой Твоей главе? Как я простру десницу мою на Тебя, простершаго небо как кожу и утвердившаго землю на водах? Как возложу мои рабские персты на божественную Твою главу? Как омыю непорочнаго и безгрешнаго? Как просвещу свет? Какую молитву произнесу над Тобою, принимающим и молитвы не ведущих Тебя?

Крестя других, я крещу их в Твое имя, чтобы веровали в Тебя, грядущаго со славою. Крестя же Тебя, кого воспомяну? В чье имя крещу Тебя? Во имя Отца? Но Ты всего Отца имеешь в Себе и весь Ты в Отце. Во имя Сына? Но нет, кроме Тебя, другого по естеству Сына Божия. Во имя Святаго Духа? Но Он всегда соприсущ Тебе, как единосущный с Тобою, единохотящий, единомысленный, единомощный и единочестный и с Тобою от всех принимает поклонение. Крести, если хочешь, Владыко! Крести меня – крестителя. Возроди того, кто в Тебе имеет причину своего рождения. Простри Твою страшную десницу, которую Ты Сам уготовал Себе, и увенчай главу мою Твоим прикосновением, чтобы поспешая увенчанный впереди Твоего царства, как предтеча, непрестанно благовествовал грешникам, вопия к ним: Се агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоан. 1, 29). Иордан река, воспой и взыграй со мною, стройно подвигни потоки, как игралища, ибо у тебя стоит твой Зиждитель с телом. Видел ты некогда Израиля, переходящаго чрез тебя, и, разделивши воды, остановился, ожидая прохождения народа. Ныне же сильнее разделяйся и теки медленнее и объемли непорочные члены Того, Кто тогда провел иудеев.

Горы и холмы, равнины и стремнины, моря и реки, благословите Господа, входящаго в Иордан реку: ибо Он эти воды посылает освящение всем водам. Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Матф. 3, 15). Остави ныне: воздай, креститель, молчание времени Моего домостроительства; научись хотеть того, чего Я [хочу], научись совершать для Меня служение, к которому Я побуждаю. Не любопытствуй о том, чего Я хочу. Остави ныне : не проповедуй еще Моего Божества, не прославляй твоими устами Моего царства, чтобы мучитель, узнавши, не убежал от своего замысла против Меня. Предоставь диаволу подходить ко Мне, как ко всякому другому, и сталкиваться и получать благовременное поражение. Предоставь Мне исполнить цель, ради которой Я пришел на землю. То, что совершается ныне в Иордане, есть таинство. Мои тайны – для Меня и для Моих. Таинство есть – не Мою нужду исполнять, но помышлять об уврачевании уязвленных. Таинство есть – в этих водах преднаписать небесные источники пакибытия человеческаго. Остави ныне . Когда увидишь Меня, богоприлично производящаго в Моих творениях то, что Мне угодно, тогда к совершившемуся приспособь [соответствующия] песни; когда увидишь Меня очищающим прокаженных, тогда наименуй меня Зиждителем естества; когда увидишь Меня хромых соделывающим бегающими, тогда с благоподвижными ногами и ты приведи в порядок язык свой для Моего благохваления; когда увидишь Меня словом изгоняющим демонов, тогда поклонись Моему царству; когда увидишь Меня словом мертвых из гробов пробуждающим, тогда и Меня с возставшими прославь, как Подателя жизни; когда увидишь Меня одесную Отца сидящим, тогда богословствуй обо Мне, как сопрестольном и совечном и единочестном Отцу и Святому Духу. Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду . Я – законоположник и Сын законоположника, и Мне надлежит прежде пройти чрез все установленное, и затем повсюду предложить доказательства Моего дара. Мне надлежит исполнить закон и затем подать благодать. Мне надлежит представить тень и потом истину. Мне надлежит уничтожить ветхий завет и тогда проповедать новый и начертывать на сердцах человеческих и подписывать Моею кровию и запечатлевать Моим Духом. Мне надлежит взойти на крест и быть пронзенному гвоздями и претерпеть то, что только возможно претерпеть, и страданием исцелить страсти, и древом уврачевать происшедшее для людей чрез древо уязвление. Мне надлежит сойти и до самаго основания ада ради содержимых там мертвых. Надлежит Мне тридневною смертью Моей плоти низложить державу долговременной смерти. Надлежит Мне возжечь светильник Моего тела для сидящих во тьме и сени смерти. Надлежит Мне взойти плотию туда, где есмь Божеством. Надлежит Мне привести ко Отцу Адама во Мне царствующим. Надлежит Мне это совершить, ибо ради этого Я и поставлен над Моими тварями. Мне надлежит креститься этим крещением ныне, и потом даровать всем людям крещение единосущной Троицы. Одолжи Мне, Креститель, твою десницу для настоящаго домостроительства, как Мария одолжила Мне для рождения утробу Свою. Погрузи Меня в струи Иордана, как родившая повила Меня младенческими пеленами. Дай Мне крещение, как Дева млеко; прикоснись к Моей главе, которую чтут серафимы; прикоснись к [главе] сродной твоей деснице; прикоснись к [главе], могущей по своему естеству быть удержанной; прикоснись к уготованной Мною и Отцем для этого; прикоснись к Моей главе, благочестно прикасающийся к которой никогда не обуревается. Крести Меня, имеющаго крестить верующих водою и Духом и огнем, – водою, могущею омывать нечистоты грехов, Духом, могущим соделать перстных духовными, огнем, который по естеству сжигает терния беззаконий. Креститель, услышавши эти слова и остановив свою мысль на цели спасения и вмещая в себе таинство, которое принял, повиновался Божию велению, ибо он был благочестив и благопослушлив, и простерши трепещущую слегка и радуюшуюся свою десницу, крестил Владыку.

Когда же иудеи, присутствующие вблизи и вдали, размышляли и самимь себе и другим говорили: разве мы напрасно думали, что Иоанн лучше Иисуса? разве мы напрасно считали его превосходнее того? Само крещение не дает ли о крестителе лучшаго свидетельства? Не крестил ли он, как превосходящий, и не крестился ли тот, как низший. Когда они об этом шумно говорили между собою и не разумели тайны Домостроительства, единый Господь и по естеству Отец Единороднаго, единый знающий точно Того, Кого Он един родил безстрастно, исправляя заблуждающееся подозрение иудеев, отверз небесныя врата и послал Духа Святаго в виде голубя на главу Иисуса, показуя перстным новаго Ноя и Зиждителя Ноя и благого кормчаго для обуреваемаго естества, и Сам с неба вопиет, явственно говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный . Сей – Иисус, а не Иоанн, крестившийся, а не креститель, – рожденный прежде всякаго временнаго пространства от Меня, а не от Захарии, от Марии рожденный по плоти, а не от Елисаветы явившийся сверх надежды; ненарушеннаго девства невозделанный плод, а не отрасль нарушеннаго неплодия; с вами обращавшийся, а не в пустыне воспитанный. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих , Сын единосущный, а не иносущный; единосущный Мне по невидимому и единосущный вам по видимому, кроме греха. Сей есть создавший со Мною человека. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих . Не иной есть сей Мой Сын и иной Сын Марии; но сей есть Сын Мой возлюбленный , видимый и умопостигаемый. Сей есть Сын Мой возлюбленный. о нем же благоволих, того послушайте (Матф. 3, 17; Марк. 1, 11). Если Он скажет: Аз и Отец едино есма (Иоан. 10, 30), – того послушайте. Если Он скажет: видевший Меня видел и Отца (Иоан. 14, 9), – Того послушайте. Если Он скажет: пославший Меня больше Меня (Иоан. 14, 28), – согласуйте этот глас с домостроительством. Если он скажет: кого Мя глаголют быти человецы Сына человеческаго, – отвечайте Ему: Ты еси Христос Сын Бога живаго (Матф. 16, 13). Этими словами, подобно грому сходящими с неба от Отца, просветился род человеческий. [Люди] познали различие Творца и твари, Царя и воина, Художника и художества, и, утвердившись верою, пришли чрез крещение Иоанново к крещаюшему Духом и огнем Христу, истинному Богу нашему. С Ним Отцу слава со всесвятым животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Источник: Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика : [Перевод / Предисл. А.И. Сидорова, Е.А. Карманова]. - [Репр. изд.]. - М. : Паломник, 1996. - Х, 211, 391 с. (Библиотека отцов и учителей церкви; 4). / Беседа на святое Богоявление. 150-156 с.

Комментарии для сайта Cackle