Азбука веры Православная библиотека протоиерей Григорий Дебольский Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Том 1

Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Том I

Источник

Том 2→

Содержание

Предисловие к 6-му изданию

Начало, важность и разделение дней богослужения

Праздники

Праздники церковные

Великие двунадесятые

Великие недвунадесятые

Праздники церковные средние

Праздники церковные малые

Праздники гражданские

Высокоторжественные и торжественные

Праздники церковные табельные

Праздники общие, местные и храмовые

Непереходящие и переходящие

Дни Господни, Богородичны и святых

Богослужение в праздники

Главный предмет богослужения в праздники

Бдение в праздники

Праздничное облачение церкви

Освещение церкви в великие праздники

Пение в великие праздники

Праздничная трапеза

Славление

Достойное хранение праздников

Начало и окончание дневного празднования для православных христиан

Часть I. Праздники и дни церковные непереходящие Праздники и дни Господни и Пресвятой Богородицы Праздники Господни Праздники Господни в память спасительных событий, относящихся к земной жизни воплотившегося Господа нашего Иисуса Христа и к явлениям Божества День Рождества Христова Событие Рождества Спасителя Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Поведение христиан в праздник Святки Обрезание Господне Событие и древность праздника Предмет праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Сретения Господня Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Крещения Господня и Богоявления Событие праздника Наименование и древность праздника Важность празднества Продолжение и богослужение праздника Водоосвящение Поучительность праздника Поведение христиан в праздник День Преображения Господня Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Перенесения Нерукотворенного Образа Господня от Эдесса в Константинополь Праздники Господни в честь событий, напоминающих о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа Праздники в честь и память Животворящего Креста Господня День Воздвижения Креста Господня День явления знамения Креста во Иерусалиме День Происхождения Древа Креста Господня День Положения Ризы Господней Праздники Пресв. Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Софии – Премудрости Божией День Почаевской иконы Богородицы День Сямской иконы Богородицы Дни Курской иконы Богородицы День Мирожской иконы Богородицы День Покрова Пресвятой Богородицы День Псково-Покровской иконы Богородицы День Ефесской, или Корсунской иконы Богородицы День Иерусалимской иконы Богородицы День Филермской иконы Богоматери Дни Седмиезерной иконы Богородицы День Яхромской иконы Богоматери День иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» День Киккской иконы Богоматери «Милостивая» День Купятицкой иконы Богоматери День Знамения иконы Богоматери в Новгороде День Абалацкой иконы Богоматери День Новодворской иконы Богородицы День Ватопедской иконы Богоматери День Елецкой иконы Богоматери День Далматской иконы Богоматери День Ченстоховской иконы Богоматери Дни Лиддской или Римской иконы Богородицы День Муромской иконы Богоматери День Виленской иконы Богоматери День Ильинской-Черниговской иконы Богородицы День Максимовской иконы Богоматери Дни Иверской иконы Богородицы Иверской на Афоне Иверской в Москве Иверской в Валдайской обители День Киево-Печерской иконы Богоматери Дни Свенской иконы Богоматери День Старорусской иконы Богоматери День Жировицкой иконы Богоматери День Ярославской Печерской иконы Богоматери День Оранской иконы Богоматери День Боголюбской иконы Богородицы День Тихвинской иконы Богородицы День иконы Богородицы «Троеручица» День Ахтырской иконы Богоматери День Феодотьевской иконы Богоматери Дни Казанской иконы Богородицы День Устюжской иконы Богородицы День Колочской иконы Богородицы День Коневской иконы Богоматери День Чирской, или Псковской иконы Богоматери Дни Святогорских икон Богородицы День Галичской иконы Богоматери Дни Смоленской иконы Богоматери День Гребневской иконы Богоматери День Игрицкой иконы Богоматери День Югской иконы Богоматери День Шуйской иконы Богоматери День Толгской иконы Богоматери День Страстной иконы Богоматери День Семигородной иконы Богоматери День Владимирской Ростовской иконы Богородицы Дни Псково-Печерской иконы Богородицы День Овиновской иконы Богородицы Дни Феодоровской-Костромской иконы Богородицы 14 (27) марта День Донской иконы Богородицы День Грузинской иконы Богоматери День Петровской иконы Богоматери Дни Владимирской иконы Богоматери 26 августа (8 сентября) 23 июня (6 июля) 21 мая (3 июня) Заключение Часть II. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св. апостола Иакова Алфеева День св. апостола Симона Зилота День св. апостола Иуды Иаковлева День святого апостола Матфия Дни св. славных и всехвальных апостолов и евангелистов День св. ап. и евангелиста Матфея День св. ап. и евангелиста Марка День св. ап. и евангелиста Луки Дни св. евангелиста Иоанна Богослова День Собора св. дванадесяти апостолов Дни св. апостолов из лика семидесяти День св. ап. Иакова, брата Господня по плоти День святого апостола Варнавы День Собора св. семидесяти апостолов Дни св. равноапостольных День св. равноапостольной Марии Магдалины День св. равноапостольных Константина и Елены День св. равноапостольного Владимира Дни св. отцов и пастырей Церкви Дни св. отцов, учителей и святителей Вселенских День святого Василия Великого День святителя Григория Богослова Дни святого Иоанна Златоустого День трех св. Вселенских святителей Дни св. отцов и пастырей, именуемых только по имени своих епархий День св. Николая Мирликийского Дни Славянских учителей и святителей Дни св. Мефодия и Константина Дни св. отцов и пастырей российских Дни св. отцов и пастырей Всероссийских Дни российских св. отцов и пастырей, называемых только по имени своих епархий Заключение Дни св. мучеников Различия и наименования св. мучеников День св. мучеников ветхозаветных – Маккавеев Дни св. мучеников новозаветных День св. младенцев 14 000, Христа ради избиенных Дни св. священномучеников Дни св. преподобномучеников и преподобномучениц Дни св. мучеников и мучениц Дни св. страстотерпцев День св. Многострадальца Дни св. бессребреников День св. Параскевы Пятницы День св. Узорешительницы Анастасии Дни св. Начертанных Дни св. исповедников Дни св. великомучеников и великомучениц Дни св. преподобных Различные наименования св. преподобных I. Преподобные, подвизавшиеся в мире, – аскеты II. Св. преподобные, в удалении от мира подвизавшиеся, – монашествующие Дни св. праведных День св. праведных Иоакима и Анны День св. праведных Захарии и Елисаветы Дни св. благоверного Александра Невского Его преставление Перенесение его мощей День св. праведного Филарета Дни св. праотцев Дни св. отцов и матерей Дни св. самобратий Дни св. чудотворцев Дни св. прозорливых Дни св. блаженных Дни св. Мироточивых Дни св. приснопоминаемых Дни св. Новых или Новоявленных Праздники церковные и храмовые Храма Воскресения Христова Праздники гражданские Обновление Царьграда Дни нового лета Начало индикта День Нового года Дни царские Дни (викториальные) побед и избавлений от бедствий
Предисловие к 6-му изданию

При недостатке руководств, объясняющих установления различных богослужебных дней в Православной Кафолической Восточной Церкви, и при усердном желании многих знать знаменование, время, повод и цель установления священных дней, этот первый опыт изъяснения их, в шестой раз изданный, ясно показывает, что в нем нуждаются ищущие духовного назидания и просвещения.

Говоря о днях богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви, сочинитель старался преимущественно о том, чтобы мысли ее о священных днях, содержащиеся в Священном Писании, в разных богослужебных книгах, в правилах Соборов и писаниях Св. отец, передать в связи и в том порядке, в каком она сообщает. Сторонние пособия употребляемы были только там, где они могли служить подтверждением или пояснением того, что предлагает Церковь.

Протоиерей Григорий Дебольский

Πολλοὶ τὰς μέν ἑορτὰς ἄγουσι καὶ τὰ ὀνόματα αὐτῶν ἴσασι. δὲ ὑποδέσεις, ὅδεν ἑτέχδησαν, ἀγνόουσιν.

«Многие храняг праздники и названия их знают, а повода, по которому установлены они, не знают».

Св. Иоанна Злат. беседа ХХІV на Богоявление

Начало, важность и разделение дней богослужения

Богослужение составляет необходимую и существенную потребность и принадлежность истинного христианина и истинной Церкви Божией. К служению Богу мы призваны и самым бытием своим, как творения Божии, кои все поведают (Пс.18:2), – а тем более мы, одаренные разумом и совестью, должны поведать имя Божие, – и неисчислимыми для нас благодеяниями Промысла Божия и спасения, воспоминания коих составляют предмет богослужения. Писание говорит нам: несте свои: куплени бо есте ценою. Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор.6:19–20). И многоразличными нашими немощами телесными и душевными, от коих труждающиися и обремененнии могут обрести для себя истинный покой только в Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе (Мф.11:28–29).

Богослужение бывает частное, к участию в котором не обязываются все, и общественное, к которому члены Церкви приглашаются благовестом. Богослужение общественное требует места и времени: посему Церковь Божия всегда имела и имеет священные места и времена. На небеси, по свидетельству Писания, святые окрест Престола славы Божией поют неумолкную песнь непостижимому величию Божию (Ис.6:1–3; Откр.4:8). На земле по сотворении мира Бог освятил для богослужения седьмой день (Быт.2:3); потом законом, данным Моисею на Синае, богослужение распространил на все дни, повелев ежедневно освящать утро и вечер принесением Богу молитвы и жертвы (Исх.29:38–41; Чис.28). Иисус Христос, сошедший на землю совершить волю Отца Небесного, и св. апостолы, избранные ученики Господа, своим примером и учением показали для верующих высокую важность и необходимость установления и хранения дней общественного богослужения.

Начало и основание христианского богослужения положил Сам Господь наш Иисус Христос, особенно установлением таинства Святейшей Евхаристии и повелением совершать сие таинство в Его воспоминание. Исполняя заповедь Иисуса Христа, Церковь Христова от первых времен своих непрерывно творит воспоминание Господа и, подобно Церкви Небесной и ветхозаветной, совершает богослужение свое постоянно, освящая каждый день и час своими св. молитвами. Первые ученики Господа, говорит св. Лука, пребывали во учении апостол, и во общении, и в преломлении хлеба, и в молитвах, по вся дни единодушно в церкви (Деян.2:42, 46). От времен апостольских доныне Церковь Православная ежедневно воссылает мольбы ко Всевышнему. Как в царстве природы Господь ежедневно дает нам хлеб насущный для тела, так в царстве благодати ежедневно питает и укрепляет нас духовно богослужением Св. Церкви.

Ежедневно призывая во храм Божий, Церковь Христова своим богослужением, близким уму и сердцу нашему, могущественно отрешает нас от мирских забот, шума и рассеяния ежедневной жизни, обновляет и укрепляет наше духовное общение и единение с Богом и ближними; воспитывает и приучает нас в духе ее, сообразно дням богослужения, ею соблюдаемым в продолжение недели и года, располагать нашим временем, делами и чувствованиями. Богослужебный храм для православного народа есть лучшее и постоянное училище христианской веры и жизни.

Слыша ежедневный зов к богослужению, и не только ежедневно, но и всякий день неоднократно бываемый, от всего сердца должны мы благодарить Бога, усыновившего нас Прав. Церкви, непрестанно предстательствующей о нас и о всем мире, приносящей свои молитвы и жертвы за нас и без нас и восполняющей наши обязанности к Богу и ближним, – и сколько можно чаще посещать храмы Божии.

С богослужением ежедневным Прав. Церковь от времен апостольских соединила различные священные воспоминания во славу Божию, в честь святых, в освящение живущих и в память умерших, – отчего произошли различные дни богослужения в продолжение недели и года, как то: праздники, дни постные, недели и дни седмицы.

Праздники

Все христианские праздники и дни богослужения Прав. Церкви обыкновенно разделяются на церковные и гражданские, на табельные и нетабельные, на общие и местные, переходящие и непереходящие, на Господни, Богородичны и святых.

Праздники церковные

По началу установления своего праздники делятся на церковные и гражданские.

Церковными можно назвать те праздники и дни богослужения, для коих началом установления служили события преимущественно церковные; таковы дни Господни, Богородичны, Святых и проч.

Церковные праздники по важности воспоминаний делятся на великие, средние и малые. От этого зависит различие Божественной службы, совершаемой в праздники церковные, и знаков, коими они отмечаются в Церковном Уставе и Святцах1.

Праздники церковные великие

Великие церковные праздники снова разделяются на три разряда: к первому принадлежит высочайший праздник христианства – Пасха, ко второму – двунадесятые, к третьему – великие недвунадесятые.

Великие двунадесятые

Двенадцать из великих праздников называются двунадесятыми. Они установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресв. Богородицы: посему одни из них называются Господними, а другие – Богородичными. Двунадесятые праздники Господни и Богородичны, по течению церковного года, следующие: 1) день Рождества Пресв. Богородицы; 2) Воздвижения Честного Креста; 3) Введения во храм Пресв. Богородицы; 4) Рождества Христова; 5) Крещения Господня и купно Богоявления; 6) Сретения Господня; 7) Благовещения Пресв. Богородицы; 8) царского Входа Господня в Иерусалим; 9) Вознесения Господня; 10) день Пятидесятницы; 11) Преображения Господня и 12) Успения Пресв. Богородицы. В XIV веке Никифор Каллист наименования двунадесятых праздников изложил в стихах2.

Высочайший праздник христианства и кругом его двунадесятые изображаются, по древнему обычаю Прав. Церкви, все вместе на одной доске. Так изображаемы были главные праздники уже в XI веке. В творениях Иоанна, митрополита Евхаитского, есть стихи на изображение главных праздников Церкви. Иконы дванадесяти праздников бывают в каждом прав. храме.

Примечание. Нельзя не заметить, что благочестивые цари русские с особенною заботливостью пеклись о том, чтобы во святых храмах находились иконы дванадесяти праздников. В 1627 году образа 12 праздников царской грамотой повелено было дать в Никольскую церковь Ныробского погоста в Пермской губернии3.

Великие недвунадесятые

Третьего разряда великие праздники суть: день Покрова Пресв. Богородицы 1 (14) октября; Обрезания Господня 1 (14) января; Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля); день Петра и Павла 29 июня (12 июля) и Усекновения главы Предтечи 29 августа (11 сентября).

Все вообще великие праздники, двунадесятые и недвунадесятые, отличаются в Церковном Уставе полным праздничным знаком красного креста в красном круге 🕀.

Праздники церковные средние

Средние церковные праздники двоякого вида. Первого вида средние праздники имеют отличительным знаком красный крест в полукружии 🕁. Таковы дни: св. Иоанна Богослова 26 сентября (9 октября) и 8 (21) мая; св. Иоанна Златоустого 13 (26) ноября; св. Николая Мирликийского 6 (19) декабря; св. трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого 30 января (12 февраля); св. великомученика Георгия 23 апреля (6 мая) и другие.

Второго вида средние праздники имеют отличительным знаком красный крест без полукружия 🕂. Таковы дни: Положения ризы Господней 10 (23) июля; Владимирской иконы Богоматери 21 мая (3 июня) и 26 августа (8 сентября); Тихвинской 26 июня (9 июля); Казанской 8 (21) июля и 22 октября (4 ноября); Смоленской 28 июля (10 августа); Архистратига Михаила 8 (21) ноября; обретения главы Предтечи Христова 24 февраля (9 марта) и 25 мая (7 июня); св. пророка Илии 20 июля (2 августа); св. апостолов из лика 12 и евангелистов 30 июня (13 июля); св. равноапостольных Константина и Елены 21 мая (3 июня); св. Владимира 15 (28) июля; св. святителей Вселенских: Василия Великого 1 (14) января, Григория Богослова 25 января (7 февраля) и св. Златоуста 27 января (9 февраля); святителей всея России: Петра 21 декабря (3 января), Алексия 12 (25) февраля, Ионы 15 (28) июня, Филиппа 9 (22) января, Димитрия, митрополита Ростовского 21 сентября (4 октября); св. преподобных и богоносных отец: Сергия Радонежского 25 сентября (8 октября), Димитрия Солунского 26 октября (8 ноября), Антония Великого 17 (30) января, Антония Киево-Печерского 10 (23) июля, Федоосия Печерского 3 (16) мая и другие.

Праздники церковные малые

Малые церковные праздники также двух видов. Первого вида малые праздники имеют отличительным знаком три точки в красном полукружии 🕃. Таковы дни: зачатия Предтечи Христова 23 сентября (6 октября), св. трех святителей Петра, Алексия и Ионы 5 (18) октября и другие.

Второго вида малые праздники имеют знаком три точки в полукружии черном 🕃; например, дни: св. Богоотец Иоакима и Анны 9 (22) сентября, св. первомученицы Феклы 24 сентября (7 октября) и другие.

Праздники гражданские

Гражданскими праздниками можно назвать те дни богослужения, для которых началом установления служило событие гражданское, соединенное с церковным. Таковы: дни Нового года, дни царские, дни установления знаков отличия, или кавалерские, дни побед, или викториалъные, и дни избавления от бед.

Высокоторжественные и торжественные

Некоторые из гражданских праздников, и именно дни царские, по важности воспоминаемых событий разделяются на высокоторжественные и торжественные, отличаются в некоторых месяцесловах знаком короны ♔.

Праздники церковные табельные

Праздники церковные и гражданские и все дни богослужения по важности своих воспоминаний и по особенному некоторых из них назначению разделяются на табельные и нетабелъные. Название табельных дней произошло от круга обращения луны. Древле при начале каждого года в некоторых местах означали буквами на выставленных всенародно таблицах (tabella), или табелях, число лет, протекших от начала текущего круга луны, по коему определялось: в какие дни имеют быть новомесячия и другие числа текущего года4.

Примечание. Пример таких табелей можно находить в постановлениях Карфагенского Собора, который извещал христиан о времени празднования Пасхи5.

По употреблению в настоящее время, табельные дни суть те, в кои, согласно с заповедью Церкви, закон гражданский освобождает нас от дел житейских, к каким кто призван в обществе, для беспрепятственного служения Богу: судебные места – от собраний, исключая чрезвычайные случаи, и училища – от учения; запрещает производить казенные и другие общественные работы, исключая особенные случаи, и вообще запрещает отправление должностей и службы, исключая только нижних полицейских мест, коих должности и служба касаются общей тишины и спокойствия. Крестьянам закон запрещает работать в праздники и тем лишать себя возможности бывать в церквах и слушать слово Божие.

Дни, кои по предписанию закона гражданского должно посвящать отдохновению от трудов и набожному благоговению, суть: все воскресные и также первый день нового года 1 (14) января; день Богоявления 6 (19) января; Сретения 2 (15) февраля; Благовещения 25 марта (7 апреля); Николая Чудотворца 9 (22) мая; ап. Петра и Павла 29 июня (12 июля); Преображения Господня 6 (19) августа; Успения Богородицы 15 (28) августа; Усекновения главы св. Предтечи 29 августа (11 сентября); Рождества Богородицы 8 (21) сентября; Воздвижения Креста 14 (27) сентября; Иоанна Богослова 26 сентября (9 октября); Покрова Богородицы 1 (14) октября; Казанской иконы Богоматери 22 октября (4 ноября); Введения во храм Богородицы 21 ноября (4 декабря); Николая Чудотворца 6 (19) декабря; 25, 26 и 27 числа декабря (7, 8 и 9 января) для праздника Рождества Христова; сверх сего, те числа, в кои бывают пяток и суббота Сырной недели, Четверток, Пятница и Суббота Страстной седмицы; Пасхальная (Светлая) неделя вся; день Вознесения Господня и день Святого Духа, и те числа, в кои празднуются дни рождения и тезоименитства государя императора и государыни императрицы, день тезоименитства государя наследника; день восшествия на престол, день венчания и миропомазания на царство6.

Праздники общие, местные и храмовые

Дни богослужения по месту хранения их разделяются на общие, равно торжественно отправляемые всею Православною Церковью, – таковы праздники церковные великие, средние и малые, дни царские и проч., – и на местные и храмовые, совершаемые с особенною торжественностью в некоторых местах во дни, ознаменованные явлениями особенного Промысла Божия, и во дни освящения храмов или чаще во дни Господа, Пресвятой Богородицы и святых, которым посвящаются храмы православных христиан.

Непереходящие и переходящие

Дни богослужения всеобщие и местные по времени хранения их разделяются на непереходящие, кои постоянно бывают в одни и те же числа месяца, и переходящие, кои ежегодно бывают в разные числа. Порядок первых большею частью зависит от праздника Рождества Христова, последних – от праздника Пасхи.

Дни Господни, Богородичны и святых

Но как все праздники – всеобщие и местные, непереходящие и переходящие – и все дни богослужения совершаются Церковью одни во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа, другие в честь Божией Матери, третьи в честь прочих святых: поэтому все церковные дни богослужения по цели празднования троякого рода, т. е. дни Господни, дни Пресвятой Богородицы и дни святых. В этом порядке они излагаются ниже в настоящем сочинении.

Богослужение в праздники
Главный предмет богослужения в праздники

Празднование и вообще богослужение Православной Церкви, по заповеди Иисуса Христа, состоит главным образом в благодарственном и радостном воспоминании искупительной победы Иисуса Христа, и с Ним – всех верующих в Него, над грехом и смертью. Эта победа, восстановившая единение Бога с человеками для нашей вечной блаженной жизни, предызображена в таинстве Св. Причащения, которое положено Господом в основание христианского богослужения и с которым соединены Вселенскою Церковью все священные воспоминания о многоразличных благодеяниях, явленных роду человеческому, – или непосредственно от Бога, или чрез святых Его, – и моления о живущих и умерших. Чем выше воспоминания Церкви, тем важнее, светлее и торжественнее праздники. Самый же день Пасхи, или Воскресения, как собственно день оправдания нашего пред Богом (Рим.6:25) и Божественного прославления Тела и Крови Христовых, таинственно соединяющих нас с Богом, есть праздников праздник и торжество торжеств, – есть и первый между неделями года и днями седмицы, и последний, как образ вечного блаженного с Богом единения, к которому приготовляют и ведут нас все дни богослужения и без которого все они для нас неполны. Ибо Писание глаголет: аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша (1Кор.15:14, 17).

Предпразднства и навечерия праздников

Считая для себя какой-либо день важным, мы обыкновенно всегда ожидаем его, предварительно за несколько времени говорим и по прошествии его продолжаем вспоминать о нем. Так Православная Церковь, благоговея пред высокосвященными событиями великих праздников, предварительно, за несколько дней предначинает сии праздники, события их предвозвещая в своем богослужении песнопениями, например: с 1 (14) дня августа Церковь предначинает праздник Воздвижения Креста, поя с этого дня на утренних богослужениях: «Крест начертав Моисей»; с 21 ноября (4 декабря) – праздник Рождества Христова пением: «Христос раждается, славите», и проч. предпразднствами, которыми Церковь вводит нас ближайшим образом в воспоминание ожидаемого праздника. Предварительные песнопения и предпразднства приняты Церковью, подобно ветхозаветной, которая, по установлению Божию, имела приготовления к своим праздникам (1Макк.10:34; Ин.11:55), и подобно пророчествам и прообразованиям ветхозаветным, которые указывали на будущие события7. Некоторые из великих праздников, напр. Пасха, Рождество Христово, Богоявление, предначинаются навечериями, т. е. богослужением предварительным накануне или в навечерие праздника.

Бдение в праздники

Богослужение в праздники различается преимущественно составом вечерни и утрени. Во дни богослужения, не имеющие праздничных знаков8, на вечерне пение: «Господи, воззвах к Тебе»9 разделяется на 3 песнопения, а на утрене каждая песнь канона10 – на 411. В праздники же малые, средние и великие продолжительность и торжественность богослужения вечернего и утреннего постепенно увеличивается. В малые праздники второго вида вечернее пение «Господи, воззвах к Тебе» умножается на 6 песнопений; а равно и каждая песнь канона на утрене – на 6. В малые праздники первого вида сверх того поется на утрене великое славословие, т. е. «слава в вышних Богу». В средние праздники второго вида торжественность богослужения умножается на утрене полиелеем и каноном, в котором каждая песнь распространяется на 8 песнопений.

Слово полиелей – греческое, происходит от слов πολυς – многий и ελεος – милость, потому что в сии дни на утреннем богослужении произносятся 134 и 135 псалмы, в которых многократно повторяются слова: яко благ, яко в век милость Его. Посему в Церковном Уставе полиелей переводится «многомилостиво»12.

Еще более продолжительность и торжественность богослужения увеличивается в средние праздники первого вида соединением вечерни и утрени, которое называется всенощным бдением. На вечерне бдения пение «Господи, воззвах к Тебе» полагается на 8, и кроме того, постановлено совершать литию и благословение хлебов, а на утрене – помазание благословенным елеем, и каждую песнь канона разделять на 15 песнопений.

Лития значит всенародное усерднейшее моление, сопровождаемое многократным повторением: «Господи, помилуй». Для совершения ее постановлено исходить в притвор храма или из храма, посему она называется в Церковном Уставе исхождением. Церковь постановила совершать литию в праздники – без сомнения, потому, что они напоминают об особенных нам благодеяниях Божиих и побуждают нас умолять Господа и святых об избавлении нас от зол и о продолжении к нам милостей небесных.

После литии бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея – потребностей временной жизни и принадлежностей священнодействий. Благословение сих четырех видов обыкновенно называется благословением хлебов, потому что на сосуде для благословения хлебы занимают отличное и более видное место. Благословение их установлено древле для того, чтобы по благословении раздавать хлеб и вино молящимся для вкушения в подкрепление сил ко всенощному бдению, взамен обыкновенной вечерней трапезы, которая отлагалась древле участвовавшими во всенощном бдении.

На всенощном богослужении в праздники по целовании Евангелия или иконы бывает помазание верующих благословенным елеем. Это действие есть не таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости к нам Божией и святых, воспоминаемой Церковью в праздники. Елей с греческого значит и «милость».

Особенно продолжительность и торжественность бдения усугубляется в великие недвунадесятые и двунадесятые праздники. Всенощное бдение в великий праздник по важности его начинается ранее, бывает продолжительнее и совершается торжественнее. При радости всегда бывает бодрствование: так духовному веселию великого праздника всегда прилично бодрствование, а во времена гонений древних христиан нужен был и мрак ночи. Бдение в великий праздник ради великой духовной радости возвещается благовестом более продолжительным и менее косным, нежели в простые дни13, начинается ранее, потому что бывает продолжительнее, по обилию духовных песнопений, и отправляется торжественнее, по обилию сих священных пений, собственно в честь праздника. По словам Церковного Устава, в великий праздник бывает «вся служба праздника», без прибавления иных воспоминаний и хвалений, как это установлено в меньшие праздники, в кои бдение совершается с приложением канона на утрене в честь Богородицы14. В великие двунадесятые праздники каждая песнь канона утреннего содержит в себе 17 или 18, а в высочайший праздник христианства – в день Пасхи – 19 песнопений. Пение канона почти одно составляет Светлую утреню.

Праздничное облачение церкви

В великие праздники для совершения торжественного богослужения Церковь облекается в одежды светлые или, смотря по высоте праздника, во весь светлейший сан, как говорится в Церковном Уставе об облачении пасхальном15. Праздничные священные одежды поучительно изображают честь и славу празднуемых, живую благодарность и радость празднующих, светлость и красоту христианских подвигов (Исх.28:2), кои и коими должны мы прославлять Бога на земле, дабы достигнуть на небеси обетованного единения с Ним и вечного ликования со святыми, предстоящими Престолу Божию в белых одеждах вечного света и славы (Откр.7:9–17).

Освещение церкви в великие праздники

Радости и торжеству приличен свет: посему Прав. Церковь в великие праздники совершает богослужение при полном освещении храмов, так что высочайший праздник христианства называется Светлым. Обилием света в великие праздники Церковь выражает обилие живой радости и благодарности Богу и святым за благодеяния, ею воспоминаемые, и обилие вечного небесного света, в коем торжествуют Господь и святые на небесах, присно славимые Церковью (1Тим.6:16; Мф.13:43).

Пение в великие праздники

Хвалу Богу и святым в великие праздники Церковь выражает преимущественно пением, которое особенно прилично духовному веселию празднующих. Пение есть выражение и свидетельство радости, как говорит ап. Иаков: благодушествует ли кто? Да поет (Иак.5:13). В светлое торжество Пасхи чтение совсем почти не слышится; тогда пение при богослужении бывает неумолкно, подобно немолчному пению святых на небеси, достигших блаженного и полного единения с Богом (Ис.6:3; Откр.4:8).

Молитвенные поклонения в праздники

Торжествующим приличнее стоять прямо, дабы самим положением тела выражать значение торжества. Посему Православная Церковь постановила: «При богослужении в неделю, т. е. в воскресный день, и во Владычний праздник, и в Пятидесятницу колена не преклонять»16. Так Церковь торжествует свои великие праздники с первых времен христианства. О древнем обыкновении христиан не преклонять колен в великие праздники свидетельствуют Постановления апостольские17; писатели: II века – св. мученик Иустин18, Тертуллиан19; III – св. Петр Александрийский20; IV – св. Василий Великий21, Амвросий Медиоланский22; правила Вселенских Соборов – Первого и Шестого23, и др.

Праздничная трапеза

Отпуская верующих в великие праздники из храма молитвы к телесной трапезе, Православная Церковь, сообразно духовной радости, с древних времен благословляет ослаблять или совершенно разрешать пост24. Ибо пост приличен сетующим о грехах своих (2Цар.12:16–18), а не духовно веселящимся (Неем.8, 9–12; 2Ездр.9:51–52; Лк.15:23).

Славление

В некоторые великие праздники богослужение Православной Церкви не ограничивается совершением его только во храмах, но вносится и в самые жилища верующих священнослужителями, которые, по древнему благочестивому обычаю, с животворящим крестом и со св. иконами славят Бога и Господа Христа и святых в домах прихожан, сопровождая это молитвенное славословие благословением, иногда и окроплением св. водою. Такое славление Христа Спасителя и святых в великие праздники есть весьма приличное продолжение достойного празднования, бывшего в общественном доме молитвы, и поучительно напоминает нам, что мы не должны оканчивать молитвенных славословий и благоговения праздника в храмах, но продолжать и дома – в знамение особенной благодарности Богу за Его неизреченные к нам милости, воспоминаемые Церковью в великие праздники, ощутительные для нас и в наших жилищах; и тем охранять и распространять взаимное духовное единение, освящение, назидание и утешение, преимущественно приличные святому и высокому торжеству Церкви. Действительно, при славлении священнослужители имеют благоприятный случай исполнять свои священные обязанности, возлагаемые на них Церковью и обществом гражданским для блага христиан: вносить освящение в их жилища и семейства, по возможности назидать христианское домашнее поведение своих прихожан; делать поучительные для них замечания о хранении обычаев веры и благочестия, например: отвращать прихожан своих, как повелевает закон священникам, от всяких суеверных обрядов25; наблюдать за правильным и благоговейным хранением св. икон в домах26 и проч. Домашнее славление Господа особенно утешительно для больных, дряхлых, увечных и престарелых, кои, быв удалены от церковного общения с другими во храмах богослужения, всегда жаждут слышать Божественные глаголы Церкви и видеть своих духовных отцов; желают разделять с ними праздник, как дети со своими родителями. Таким образом, посредством славления Церковь духовно соединяет всех членов своих – и бывших, и не бывших в храме при богослужении – и над всеми распространяет свое спасительное осенение. Древле для охранения определенного порядка славления внимательно наблюдали сами патриархи наши и даже цари27.

Достойное хранение праздников

Светло торжествуя в великие праздники, Прав. Церковь внушает нам иметь непременное участие в ее торжестве – быванием при ее богослужении и вообще поведением, достойным священного времени. В праздники, особенно великие, она внушает нам освобождаться от ежедневных работ и занятий своего звания для беспрепятственного, радостного общения с Богом, святыми, между собою и для освящения себя. Если чувство благодарности к благодетелям нашим обязывает нас оставлять свои дела и жилища и являться к ним лично в известные дни для засвидетельствования своей признательности, то не более ли мы, всегда обязанные благодарить Верховного своего Благодетеля, призываемся, особенно во дни воспоминания великих Его благодеяний для нас, оставлять свои житейские дела и являться в дом Божий для общего и единодушного славословия Господа и святых и духовного веселия с Церковью? С духовным веселием несовместна ни житейская заботливость, ни телесное утомление, ни зависимость от нужд, а тем более от прихотей плоти; посему в праздники мы должны, сколько можно, иметь ослабу и покой от дел житейских и духовное господство во имя Господа – над всеми телесными трудами, нуждами, заботами, а особенно страстями, отлагая это земное бремя и духом пребывая и успокоиваясь в Боге. Господство духа, проистекающее в праздники из духовного общения с Господом, заключается в делах во славу Божию, для нашего освящения и для блага ближних, а именно: в молитве, богомыслии, чтении Священного Писания и писаний Св. отец, в благочестивых разговорах и в делах любви христианской, распространяющих благодатное утешение, особенно приличное праздникам. Может нисходить даже до употребления лучшей одежды, на что Церковь указывает светлым облачением храма и священнослужителей при праздничном богослужении; до употребления лучшей пищи, как многократно позволяет в праздники Устав Церкви; и телесного покоя во дни праздничные большего, нежели в работные, особенно «труда ради бденного» в праздники великие.

Духовного господства и покоя в Боге в великие праздники требует заповедь Божия: Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя: день же седмый суббота Господу Богу твоему (Исх.20:8–10). По смыслу заповеди Божией, надобно во дни праздничные прекращать мирские и житейские дела, и особенно работы тяжкие и открытые (Иер.17:22), для коих назначены будни, и беспрепятственно посвящать себя на дела веры, благочестия и человеколюбия. Сообразно с заповедью, Иисус Христос во дни Своей земной жизни преимущественно святил праздники участием Своим в богослужении (Лк.4:16; Ин.5:14) и делами милосердия, внушая не отлагать в праздники вообще дел крайней необходимости (Мф.12:10–13; Лк.13:14–17) и, без сомнения, не простирать покоя от дел до совершенного прекращения занятий легких и домашних. По примеру Иисуса Христа, апостолы и первенствующие христиане во дни праздничные также участвовали в богослужении (Лк.24:53; Деян.20:7), по силам своим оказывали благотворения в пользу Церкви и бедных (1Кор.16:1–3; Рим.12:13) и предали нам правила – и самим освобождаться в праздники, и освобождать служащих нам от трудов для служения Богу28.

О ревности первых христиан к общественному богослужению во дни праздничные свидетельствуют древние писатели II века: св. мученик Иустин, Тертуллиан29 и даже Плиний – язычник, живший в первом веке30. Иустин говорит, что «в день недельный, или воскресный, бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам и селам»31. Благочестивой ревности древних христиан быть в праздники при богослужении не силен был ослабить даже страх гонений. Если днем не могли они без опасности сходиться для общественного богослужения, то собирались ночью32. Только тяжкая болезнь, тюремное заключение, ссылка или другая подобная крайность удерживали их от участия в общественном богослужении. Но и в таком случае они не лишались вовсе духовного общения с верными, бывшими во храме Божием. Оставаясь дома или находясь в другом месте, удаленном от места христианских собраний, они проводили часы, назначенные для богослужения, в молитвах и, если можно было, получали от Церкви Св. Дары, над коими во время богослужения совершено благодарение33. Таким образом, древле все христиане духовно соединялись в праздники – и бывшие, и не бывшие при общественном богослужении.

К христианскому поведению во дни праздничные древле подавали верующим собою и своими законами пример и побуждения благочестивые цари. Равноапостольный Константин Великий, по свидетельству Евсевия, «в самых чертогах своих устроил род церкви Божией и личным усердием подавал пример вступавшим в нее. Он брал в руки священные книги, читал и размышлял о богодухновенных истинах, потом со всем своим собранием совершал установленные молитвословия. Приличным временем для богослужения он считал спасительный день воскресения, как истинно Господень и первый. Тогда являлись в собрание Церкви диаконы и пресвитеры, посвященные на служение Богу и украшенные непорочностью жизни и всякою добродетелью. Копьеносцы и телохранители, вооруженные преданностью и верностью, учителем благочестия имея самого царя, не менее также чтили день воскресный и спасительный и в этот день совершали угодные царю молитвы. Совершать это блаженный царь побуждал и прочих подданных, молитвенно выражая свое желание мало-помалу сделать всех людей благочестивыми. Для сего всем, находившимся под властью римлян, внушал он усердие – прекращать во дни Господни свои занятия. К ревностному хранению сих дней он располагал и всех своих воинов. Тем из них, кои соделались причастниками Божественной веры, давал во дни Господни свободу от службы, дабы они беспрепятственно бодрствовали в церкви Божией, и чтобы никто не мешал им тогда совершать свои молитвы. Прочим же, кои еще не приняли Божественного учения, предписал он: в воскресные дни собираться на открытых площадях, в предместии города, и там, по данному знаку, всем вместе возносить к Богу предварительно выученную молитву. “Воинам, – говорил император, – надобно надеяться не на копья, не на вооружение, не на силу телесную; им более всего надобно знать, что податель всякого блага и самой победы есть Бог, Которому, следовательно, и должны они возносить узаконенные молитвы, воздевая руки горе́ к небу, а очи ума вознося еще выше – к Небесному Царю, и Его-то, Подателя победы, Спасителя, Хранителя и Помощника, умоляя о помощи”. Константин Великий и сам святил, и подданных своих наставлял святить не только день воскресный еженедельный, но также праздник Пасхи, дни мучеников и другие христианские события»34.

Древние христиане святили праздничные дни не одним участием в богослужении, но и делами христианского благотворения и милосердия, и как все члены Церкви Христовой, – каждый порознь, по своему усердию и силам, так самое правительство своими благотворениями меньшей братии Христовой подавало верующим высокий образец евангельской любви, особенно приличной священным дням. Христианские государи, вообще запрещая отправлять в праздники дела судебные, от сего запрещения исключали судопроизводство по делам благотворения и милосердия к ближним. Константин Великий первый из государей постановил, чтобы в судилищах его империи во дни праздничные производимы не были дела судебные, кроме дел христианской любви, например отпущения рабов на волю. «Сколь недостойно, – говорил равноапостольный царь, – в день солнца, всеми чтимый, заниматься тяжбами и спорами, столь приятно и утешительно в этот день исполнять особенно то, что должно быть посвящено Богу. Итак, пусть все в праздничный день пользуются правом: одни – приобретать себе свободу, а другие – давать; кроме же сих дел, других не совершать в праздник»35. Самое провозглашение отпущения рабов на волю, как дело богоугодное, совершалось и освящалось древле в Церкви36. Императоры Валентиниан 1 (364–375) и Валент (364–378) строгость хранения св. праздников простерли до того, что не позволяли в оные, под угрозою наказания, взыскивать никакого долга – ни казенного, ни частного37. Онорий (395–423) и Феодосий II (408–450), предписывая долг христианского человеколюбия, дозволяли еще в праздники судопроизводство по делам морских грабителей, расхищавших жизненные припасы, привозимые из Африки в Рим, потому что такое расхищение было весьма гибельно для благосостояния целого Рима, а преследованием хищников нельзя было медлить38. Онорий и Феодосии II предписывали судьям, чтобы они в праздничные дни посещали узников и выведывали от них, оказывают ли им темничные стражи предписанный законами долг человеколюбия. Также предписывали водить узников в праздники под верной стражей в бани и снабжать их, равно и других, не имевших насущного хлеба, необходимым пропитанием, выдавая тем и другим деньги на ежедневное необходимое содержание. За неисполнение этих священных обязанностей милосердия и человеколюбия к узникам и нищим судьи подвергались денежному взысканию39. В кодексе Феодосия и Юстиниана постановлено было: «Судопроизводство прекращать в священные дни Пасхи (недель Страстной и Светлой), которые седмичным числом ей предшествуют и последуют; также во дни Рождества Христова и Богоявления; во дни воспоминания св. апостолов, страдания коих назидают христиан: в эти святейшие дни не дозволять и зрелищ. Для подобного хранения причислить и дни солнца, еженедельно возвращающиеся, кои предки справедливо назвали Господними. В сии дни всем необходимо иметь одинаковое благоговение, так чтобы во время их не было разбирательства тяжеб у стряпчих, определенных судьями и добровольно избираемых; равно и во дни нашего рождения и восшествия на престол. В продолжение 15 дней Пасхи прекращать и подвоз годовых съестных припасов, и взыск общественных и частных долгов»40.

К особенному христианскому долгу человеколюбия в праздничные дни Церковь древле обязывала и епископов, побуждая их в сии дни посещать узников лично или наведываться о них через диаконов и своими увещаниями и посильным вспоможением облегчать участь их41.

Согласно с постановлениями Вселенской Церкви, наш отечественный закон гражданский предписывает всем нам посвящать известные праздничные дни, церковные и гражданские, «отдохновению от трудов и набожному благоговению»42.

Запрещая в праздники обыкновенные и для временной жизни полезные труды, Церковь с большею еще ясностью и строгостью запрещает в праздники нескромные и соблазнительные увеселения, кои поселяют в уме и сердце нашем мысли и чувствования, несовместные с христианским благоговением, приличным священному празднованию Церкви Христовой. Запрещение мирских забав и веселостей в праздники можно видеть частью в отеческих поучениях и Соборных правилах, частью в императорских постановлениях43. Отцы Церкви в своих сочинениях многократно внушают, чтобы мы в праздники, прекращая дела житейские, не предавались роскоши и неге, подобно иудеям или язычникам, но праздновали духовно и свято, проводя время трезво, скромно, целомудренно, поучаясь в слове Божием и благотворя ближним44. Св. Григорий Богослов говорит: «Празднует иудей, но по писмени: ибо он, гоня закон телесный, в закон духовный не постиже (Рим.9:31). Празднует язычник, но по плоти и внушению своих богов и демонов, из коих последние, по собственному признанию язычников, суть виновники порочных страстей, а первые почтены были богами за оные; посему и праздники их состоят в любострастии, дабы самый грех, как бы некое достохвальное дело, служил в честь того, под чью защиту прибегает постыдная страсть. Празднуем и мы, но так, как угодно Св. Духу; а Ему угодно, чтобы мы говорили и делали что-нибудь доброе. В этом и состоит наше празднование, т. е. в стяжании для души вечных и постоянных благ, а не преходящих и гибнущих»45, и пр. Отцы Африканской Церкви, бывшие на Карфагенском Поместном Соборе в 418 году, определили: «Подобает просить христианских царей, да воспретится представление позорищных игр в день воскресный и в прочие светлые дни христианской веры, тем более, что в продолжение восьми дней Св. Пасхи народ охотнее собирается на конористалище, нежели в церковь. Должно переменить определенные для позорищ дни, когда они встречаются с праздничными, и никого из христиан не надобно принуждать к сим зрелищам»46. Благочестивейшие государи, вполне понимая важность священных дней и прошений пастырей, обязывали своих подданных к непременному хранению дней священных. В кодексе Феодосия II касательно христианского хранения священных дней постановлено: «В праздники никто из судей не должен быть ни на зрелище, ни в цирке, ни на травле зверей, разве только во дни нашего рождения и восшествия на престол. Никто в день солнца не должен давать зрелища народу и, удаляясь от торжества Церкви, нарушать набожное благоговение47. В день воскресный, который есть первый в седмице, в день Рождества Христова и Богоявления, также во дни Пасхи и Пятидесятницы во всех городах должно удалять от народа всякую забаву зрелищ и цирков и заботиться о том, чтобы все мысли христиан заняты были делами богоугодными. Если кто еще доселе увлекается или неразумием иудейского нечестия, или грубым заблуждением и безумием язычества, тому да будет известно, что есть особенное время для молитвы и особенное – для увеселения. Да будет ведомо, что и во дни нашего рождения и восшествия на престол приносится подданными честь нашей кротости наиболее тогда, когда всей империей воздается слава совершенствам и благодеяниям Бога всемогущего»48. В кодексе Юстиниана сказано: «В праздники ничего не должны усвоять себе ни театральные сцены, ни плачевные зрелища травли»49.

Согласно внушениям и постановлениям Cв. отец и Соборов и древним постановлениям гражданским, наш отечественный закон запрещает в великие и священные дни мирские увеселения и вообще предписывает «воздерживаться в эти дни от беспутной жизни более, нежели в другие, праздновать с благоговением и чистотою и ходить в церковь к слушанию службы Божией, а особливо литургии»50.

Начало и окончание дневного празднования для православных христиан

Каждый великий праздник Прав. Церкви начинается всенощным бдением, которое состоит из вечерни и утрени и освящает навечерие и утро празднуемого дня; посему прав. христианину должно начинать с вечера свое благоговение, свойственное празднику. Конечно, совершенно неприлично вместо всенощного бдения с Церковью тратить время в суетных бдениях для удовольствия, которые, начинаясь не по-христиански, нередко продолжаются и оканчиваются несогласно с правилами Прав. Церкви. Навечерием начавши благоговение к празднику, вечером же должны и оканчивать священие праздника. Св. Иоанн Златоуст и после участия в богослужении не советует тотчас предаваться делам житейским. «Вышедшим из церковного собрания, – говорит святитель, – не следует тотчас по приходе домой приниматься за дела, удаленные от духа сего собрания, но надлежит взять в руки Библию, призвать к себе жену и детей и беседовать с ними о том, что произнесено было во храме. Если никто по выходе из бани не захочет прямо идти на торжище, чтобы не повредить полезному действию бани торжищными занятиями, то тем паче выходящим из церковного собрания не следует поступать подобным образом»51. О начинании и продолжении священного празднования в древней грамоте Варлаама, митрополита Ростовского и Ярославского, писанной игумену Кирилло-Белозерского монастыря Антонию в 1647 году на основании указа царя Алексея Михайловича и Соборного уложения, сказано: «В субботу преставати от всякаго дела, как начнут благовестить в соборной церкви к вечерни, за три часа до ночи, и торговати покинуть, и ряды затворити, и в домах, по то же время оставить дело, а наутрее в воскресный день до пятаго часа пополудни рядов не отпирать, а как 4 часа дня минует, и в то время всякими товарами и харчем торговать, и ряды отворити; того ради да не соединитися православным христианам с жиды, потому что жидове в воскресный день не торгуют, но постятся; а скотской корм, овес и сено продавать по вся дни невозбранно; а в Господские праздники то же творите, как и в воскресные дни»52.

Наутрия, попразднства, или отдания праздников

Церковь как за несколько дней предначинает в богослужении своем предвозвещать об ожидаемом великом празднике, так по прошествии дня праздничного не тотчас прекращает, но продолжает воспоминания событий праздников наутриями и попразднствами, или отданиями.

В продолжение благоговейного празднования, Прав. Церковь после торжества в честь некоторых великих священных событий в хвалебных и благодарственных песнях своих прославляет иногда в наутрия праздников избраннейшие орудия Промысла, чрез кои празднуемые события совершились. Так, в наутрие после праздника Рождества Богородицы Церковь прославляет праведных Иоакима и Анну; после праздника Благовещения Богородицы – Архангела Гавриила; на другой день после Рождества Христова собирается восхвалять Матерь Спасову; после Сретения Господня – Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу; на другой день после Крещения Господня – Иоанна Крестителя, и проч.

Воспоминания событий праздников великих Церковь оканчивает попразднствами, или отданиями, кои бывают через несколько дней после праздников и которые приняты Церковью, подобно ветхозаветной, имевшей по внушению Божественному особенные заключения праздников (Лев.23:35–36).

 

 

* * *

1

О церковном разделении праздников на великие, средние и малые и о различии церковной службы в оные см. Устав Церк., гл. 47.

2

De dominicis et hebdomadibus graecorum. 11, Allatii.

3

Историч. актов том III, № 149, изд. Археограф. ком. 1841 г.

4

Опыт о времясчислении Штейнгеля, кн. 2, гл. 5, § 223.

5

Карф. Собора прав. 43, 62.

6

Свода законов том XIV, ст. 29, 32.

7

Как некоторые священные события, предсказанные и прообразованные в Ветхом Завете, воспоминаются Церковью не в великие праздники, то события и сих праздников предваряются песнопениями; напр., праздник Происхождения Древ Креста 1 (14) августа.

8

О праздничных знаках см. выше праздники церковные, праздники гражданские.

9

Пение «Господи, воззвах к Тебе» заимствуется из псалмов 140, 141, 129 и 116 и называется иногда стихирами на «Господи, воззвах», т. е. песнопениями, кои предваряются стихами, избранными из сих псалмов.

10

На утреннем богослужении каноном называется определенный состав пения во славу Бога и в честь святых.

11

Церк. Устав, гл. 47.

12

Церк. Устава гл. 17, о стихологиях. В царской грамоте об уложении Собора, бывшего в 1651 году, сказано: «Полиелеос – хвалите имя Господне». См. Историч. актов Археограф. экспедиции том IV, № 327. По пению полиелея, коим начинается и отличается служба праздника, часто называют ее полиелейной, праздник – полиелейным, равно и колокол, которым призывают к богослужению, – полиелейным.

13

Церк. Устава гл. 2, 50.

14

Церк. Устава гл. 47.

15

В главе 50.

16

См. Церк. Устава гл. 2, лист 7 на обороте.

17

Кн. 2, гл. 59.

18

Quaest. ad orthodox. 115.

19

О молитве, XVII.

20

Прав. 15.

21

Прав. 91.

22

Serm. 61.

23

20-е прав. 1-го Вселенского и 90-е прав. 6-го Вселенского Собора.

24

64-е прав. св. апостол. 55-е прав. Трулл. Собора. Церк. Устава гл. 32–33, 35.

25

Свода законов том XIV, часть 4, стр. 33, 38–39, 59, 64.

26

Там же, стр. 121, 123–124, 126.

27

Грамотою Московского патриарха Иосифа в 1650 г. 20 марта было постановлено, чтобы там, «где при церкви два священника или более, служба была во всю Светлую седмицу и чтобы нечередные священники ходили с образы; где же один священник, там он, отправив службу в воскресный день и в понедельник, потом ходил с образы по приходу». См. Собран. Историч. актов Археограф. экспед. т. IV, № 326. – В 1655 г. грамотою царя Алексея Михайловича о выдаче руги на Покровский девичий монастырь предписывается в росписи оной давать славленого и от св. воды (Историч. акт. т. IV, № 47). Древле славили у царя в навечерие 25 декабря. См. патриаршие выходы при Алексее Михайловиче в Дополнении к историч. акт., т. V. – Император Петр 1 именным указом 1724 г. 16 августа запретил было священникам как от монастырей, так и от приходских церквей ходить незванными в дома со св. водою и для славления, кроме праздника Р. X. Но древний обычай доселе удержался.

28

Constit. Apostol. lib. V, 2. Lib. VIII, 33.

29

Во второй части послания к жене, IV. Также в кн. de fuga in persecutione.

30

Epist. XCVII, lib X.

31

В 1-й апологии, 87.

32

Tertul. de fuga in persecutione, 13, Plin. lib. X, epist. XCVII.

33

В 1-й апологии Иустина, 87.

34

Евсев. О жизни Констант., кн. IV, гл. 17–19, 22–23.

35

Cod. Theod. lib. II, tit. VIII, leg. I. II. Cod. Justin, lib. III, tit. XII, I, II.

36

Карф. Собора прав. 73. Сократ. 1, 9. Cod. Theod. lib. IV, tit. VII, I. I.

37

Cod. Theod. lib. VIII, tit. VIII, leg. I и III. Lib. IX, tit. VII, lex. X, XIII. Cod. Justin, lib. III, tit. XII, I. II.

38

Cod. Theod. lib. VIII, tit. V. 1. XIII. Cod. Justin, lib. Ill, tit. XII, 1. X.

39

Cod. Theod. lib. IX, tit III, 1, VII. Cod. Justin, lib. Ill, tit. XII, 1. VII.

40

Cod. Justin, lib. III, tit. XII, I. VII. Кормч. ч. 2, гл. 44, гран. 7, гл. 1.

41

20-е прав. V Аврелианского Собора, бывшего в 549 году.

42

Свода закон. том XIV, ч. 4. ст. 29.

43

Cod. Theod. lib. XV, tit. V, leg. II и V.

44

Augustin. in psalm. XCI. Ambros. serm, XVII.

45

В слове на Пятидесятницу.

46

Прав. 72.

47

Cod. Theod. lib. XV, tit. V, 1. 2.

48

Там же, I. V.

49

Lib. III, tit. XII, 1. II. Кормч. часть 2, гл. 44.

50

Свода законов том XIV, ч. IV, ст. 29.

51

Из 5-й беседы на Еванг. от Матф.

52

Акт. Имп. Акад. наук, том 4, № 19, издан. в 1836 году.


Источник: Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви / [Соч.] прот. Г.С. Дебольского. - 9-е изд. Т. 1-2. - Санкт-Петербург: И.Л. Тузов, 1894. / Т. 1. – XVI, 664 с.

Комментарии для сайта Cackle