Источник

Двадцать первый день.
Св. Иаков, епископ и исповедник.

(Об исповедании веры).

I. Подвизаясь в иночестве с молодых лет, св. Иаков, память коего совершается ныне, был поставлен епископом за свою строгую жизнь и ревность к вере Христовой. Во время иконоборства он с твердостию защищал иконопочитание, за что и был подвергнут гонению: мучители растерзали ему ударами грудь и хребет, и наконец он был сослан в заточение, в котором и скончался (в VIII в).

II. Св. Иаков есть мужественный исповедник учения православной церкви относительно иконопочитания и учит и нас быть такими же исповедниками Христовой веры и законов церковных. Господь сказал: иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мат. 10, 32).

а) Заповедь об исповедании Иисуса Христа пред человеками обязательна, братие мои, не для одних избранных, а для всякого верующего во Христа; равно как и Господь Иисус Христос исповедует пред Отцем Своим только тех, которые сами исповедали Его пред человеками. А иже постыдится Его и словес Его пред человеки, того и Сын человеческий постыдится пред ангелы Божиими. Стало быть, и мне, и тебе, возлюбленный собрат мой, и каждому христианину необходимо быть исповедником Христовым.

б) Истинный христианин и не может не быть исповедником. Глагол веры не в сердце только, а и в устах его: близ ти глагол есть во устех твоих и в сердце твоем, сиречь глагол веры, его же проповедаем. (Рим. 10, 8). Истинно верующий невольно глаголет устами, потому что верует сердцем: веровах, темже возглаголах, говорит св. Давид. В совершенном согласии уст и сердца и состоит истинная вера; от сего происходит и оправдание и спасение наше: аще бо исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердцы твоем, спасешися. Что вера без исповедания? Светильник под спудом, ничего не освещающий; мало того, это светильник безъелейный, скоро угасающий. Ибо кто не хочет являть своей веры в словах и делах своих, у того вера мертва, не оживлена любовию к Тому, в Кого верует.

в) Но если, вопреки всем глумлениям нечестивых, ты исповедуешь в И. Христе и только в Нем одном Божию силу и Божию премудрость, единого истинного Сына Божия и Спасителя мира, единую надежду своего спасения, единый источник своего истинного величайшего счастия до гроба и за гробом; если готов пребыть с Ним, не изменять Ему, не отступать от Него ни мыслию, ни словом и тогда, когда бы все оставили Его и бежали, хранить св. заповеди Его, славословить и благодарить Его и тогда, когда бы весь мир глумился над тобою, преследовал тебя насмешками и презрением, – исповедывать Его своим Господом и Богом и тогда, когда бы это исповедание стоило тебе самой жизни; если всегда во всем ты являешь себя истинным сыном церкви Христовой, исполняешь ее св. заповеди и уставы, соблюдаешь ее священные обряды, участвуешь в богослужениях и таинствах ея, повинуешься ее пастырям, хотя бы весь мир издевался над тобою, хотя бы поведение твое всему свету казалось юродством: то ты истинный исповедник Христов. За то и Господь Иисус Христос исповесть тебя пред Отцем Своим – Своим истинным учеником и последователем, Своим другом и братом.

г) Кто, напротив, стыдится выказывать пред другими плоды веры сердечной, кто, например, стыдится даже изобразить на себе как должно св. знамение креста Христова или преклоняться пред святою иконою Господа Иисуса Христа и пречистой Его Матери, потому что этого не допускают обычаи света; кто уклоняется даже от храма Божия и собрания верующих, потому что это не принято в свете, и частое хождение в храм Божий назовут, пожалуй, ханжеством и лицемерием; кто, боясь людских пересудов и насмешек, не хочет являться везде и всегда тем, чем он есть и должен быть, т.е. истинным христианином и православным сыном церкви Христовой; кто скрывает свои сердечные убеждения и стыдится высказать их в кощунствующей среде безумных нечестивцев, и, таким образом, невольно как бы подлаживается под тон неверия: тот должен страшиться, чтоб не пало на него грозное слово Господне: аще кто постыдится Мене и словес Моих в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми (Марк. 8, 38).

III. Пример св. Иакова да научит и нас, братие, мужественно исповедывать веру Христову. (Сост по «Полн. собран. проповед.» Димитрия, архиеп. херсон. и одесск., т. II, изд. 1889 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle