Источник

Двадцать четвертый день.
Поучение 1-е. Св. мучен. Савва Стратилат и дружина его.

(О причинах, побуждающих нас любить ближних).

I. Св. мученик Савва, память коего творится ныне, родом готф, был стратилатом, или воеводою, при римском царе Аврелиане, в III-м веке. Приняв истинную веру и сделавшись ревностным служителем Христовым, он «посещал христиан, заключенных в темницах, помогал им милостынею и увещевал к терпению и твердости». Аврелиан, узнав, что Савва христианин, призвал его на суд. Савва смело исповедывал веру свою и, сняв с себя знаки воинского сана, бросил их и объявил, что готов страдать за имя Христово. Его подвергли страшным мучениям: жестоко били, опаляли огнем раны его, опускали его в котел с кипящею смолою. Но Господь охранял и защищал верного служителя Своего. Подкрепляемый силою свыше, Савва мужественно вытерпел страдания и вышел невредимым из кипящей смолы. Видя это чудо, семьдесят воинов уверовали и стали громогласно исповедать Иисуса Христа. По повелению царя, они были казнены и радостно приняли смерть за веру свою.

Св. мученика Савву отвели в темницу, где ночью, во время молитвы, Сам Господь явился ему. Исполненный новою силою, св. Савва вытерпел еще ужаснейшие истязания и был наконец потоплен в реке.

II. Св. Савва стратилат, посещавший темницы и помогавший и словом и делом заключенным в них св. мученикам за Христа, несмотря на великую опасность для себя, учит нас, братия, христианской любви друг ко другу.

Любовь к ближним искренняя, совершенная, от души – редкое явление. История рода человеческого дорожит примерами любви, охотно записывает их, но, к сожалению, мало встречает таких великих людей, для которых все ближние – братья, друзья. Эгоизм, самолюбие повсюду встречаются, а опытов любви к ближним надобно искать долго. Их легко найти только среди святых Божиих, особенно среди древних христиан.

Это не делает людям, а особенно нам – христианам, чести. Нам надобно вырвать из себя сердце грубое, а приобресть сердце благостное и всемерно стараться возгревать в душах наших священный огнь любви к ближним. К сему побуждают нас важные причины.

а) Первая причина, побуждающая нас любить ближних, состоит в том, что мы одинакой с ближними природы. Все мы состоим из души и тела, все созданы прекрасно, возвышенно, по образу и по подобию Божию. Одни у нас основные законы ума и нравственности. Всем нам приятно внимание к нам наших ближних, всем нам тягостно презрение, оказываемое нам другими. Голод, холод, нищета каждому из нас чувствительны и неудобосносны. Что же из сего следует, что мы едино-естественны с ближними нашими? То, что мы должны любить ближних наших, по закону единства нашей природы. Этот закон весьма силен, ибо и "звери подобных себе любят. Как же нам, людям, не любить подобных нам людей? Мы – слава природы по дарам – должны быть славою природы и по исполнению законов ея.

б) Вторая причина, побуждающая нас любить ближних, состоит в том, что мы все чада Божии и братья о Господе. У нас один Отец небесный – Бог. Миллионы народов, рассеянных по лицу земли, суть члены одного великого семейства, у которого глава – Святая Троица. Всех нас Бог любит, о всех нас промышляет, всех нас питает и поит, всех нас учит как жить, как достигать благополучия на земле и как приобресть вечное блаженство на небе. Так как мы чада Божии и братья о Господе, то и должны любить друг-друга, как естественно братьям любить себя взаимно. О том человеке худо думают, который не любит единокровного брата своего. Тут предполагают крайнюю злобу сердца. Что же должно сказать о нас, если мы не будем любить ближних наших – братьев о Господе? Нельзя не укорить нас в мрачном жестокосердии, исключающем нас из числа детей Божиих и друзей человечества.

в) Но главная причина, побуждающая нас любить ближних, есть воля Божия: Бог хочет, чтобы мы любили ближних. И мы непременно должны исполнить волю нашего Создателя и Владыки вселенныя. Где же, "Бог повелевает нам любить ближних? В святом Евангелии. «Возлюбиши ближняго своего, яко сам себе» (Мар. 12, 30), говорит Иисус Христос. И сия заповедь так важна, что занимает второе место после заповеди о любви к Богу. А евангелист Иоанн Богослов замечает, что, без исполнения заповеди о любви к ближнему, невозможно и исполнение заповеди о любви к Богу. «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть» (1Иоан. 4, 20). Поэтому, чтоб нам не сделаться пред Богом виновными, чтобы не остаться с сердцами чуждыми повиновения и любви к Богу Создателю нашему, Царю нашему, мы должны умножать любовь к ближним нашим, если ее имеем, а если не имеем, то должны, при помощи благодати Божией, возбуждать ее в сердце нашем.

II. Будем помнить, сл.! что мы все единого естества, что мы братья о Господе, что любовь к ближним предписана нам законом Божиим, и помня сие, украсим жизнь нашу любовию к ближним. Это украшение придаст величия нашей природе, обрадует наших ближних, будет в веселие ангелам и Самому Создателю нашему Богу. Аминь. (Сост. по Ч.-М. и кн. «Слова и речи» Иакова, архиеп. нижегородского и арзамасск., ч. 3-я, изд. 4-е, 1853 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle