Источник

Двадцать второй день.
Поучение 2-ое. Св. великомученица Анастасия Узорешительница.

(О побуждениях к состраданию узникам).

I. Прославляемая ныне св. Анастасия узорешительница отличена наименованием «узорешительницы» потому, что она добровольно приняла на себя особый подвиг благотворения узникам, облегчения участи заключенных в темницах. Св. Анастасия происходила из богатого и знатного рода и жила в третьем веке по Рождестве Христовом. Отец ея, как это нередко случалось в те времена, был язычник, а мать тайно исповедада веру во Христа. Наученная под покровительством своей матери еще в юных летах христианской вере, будущая великомученица вполне усвоила главнейший завет Спасителя о любви к Богу и ближним. Ея впечатлительная, еще юная душа проникнулась тем духом любви и сострадания ко всем несчастным и страдающим, который по преимуществу отличает евангельское учение от всех других верований. Лишившись матери, Анастасия против своей воли была выдана отцем замуж за сановитого сенатора римского Помплия. Не встретив от грубого язычника никакого себе сочувствия, она тайно от мужа старалась посильно помогать заключенным Христа ради в темницу. С этою целию она переменяла свои обычные светлыя одежды на нищенское платье, обходила темницы, подкупая продажных стражей, являлась к томившимся в заключении невинным страдальцам, омывала их раны и вообще помогала им, насколько позволяли время и обстоятельства. Прошло несколько времени, и самоотверженные подвиги Анастасии стали известными ее мужу. Не понимая по ожесточению своего сердца высоту подвигов ея, Помплий подвергал за это свою жену тяжким побоям и лишению свободы. Однако, ничто не могло ослабить святой ревности Анастасии к служению узникам: она все же улучала время навещать темницы. Последовавшая затем смерть мужа дала возможность св. Анастасии всецело предаться избранным ею подвигам. В то время исповедники Христа находились в весьма бедственном положении. На царском престоле римского государства восседал тогда император Диоклитиан, жесточайший гонитель христиан. По его приказанию, христиан отыскивали и во множестве бросали в темницы в ожидании страшной казни, так что христианскими узниками переполнились все темницы. В это опасное время Анастасия во всей широте проявила свою любовь и сострадание к узникам. Располагая достаточными средствами, перешедшими к ней по наследству, она не жалела никаких трат, чтобы только утешить чем-нибудь мучеников за Христа. Укрепляемая сама верою и надеждою на Христа, она смело переходила из города в город, из страны в страну. Оставив свойственную женщинам боязливость и опасение, святая подвижница всюду и везде, где появлялась, проникала в темницы, приносила для узников с собою пищу и одежду и, задаривши златом сторожей, иногда снимала со св. мучеников за Христа железные оковы, протиравшие до костей тело невинных страдальцев. Являясь, как светлый ангел-утешитель, под мрачными сводами темниц, св. Анастасия приносила с собою узникам не только телесное облегчение, но и ободрение, утешение и радость их душам. Она подолгу беседовала с неповинными страдальцами за имя Христово, своими одухотворенными речами вливала в них силу терпения и таким образом предуготовляла их к получению мученического венца. Послужив многим во благо, св. узорешительница и сама не избегла общей участи истинных последователей Христовых. Взятая под стражу за сочувствие и вспоможение христианам, св. Анастасия открыто исповедала свою веру во Христа, несмотря на прещения, угрозы и коварные обещания со стороны языческих властей. Оставшись до конца непоколебимою в своей христианской вере, она вместе с другими исповедниками претерпела мученическую кончину и чрез все это стяжала себе вечное блаженство на небе и непрестанное прославление верующими на земле.

II. Ублажая св. великомученицу Анастасию, всю жизнь свою посвятившую служению узникам, не забудем, христиане, что пример святой может иметь приложение и к нашей христианской деятельности, давая сильные «побуждения к нашему христианскому состраданию несчастным узникам».

а) Правда, в наше время нет таких узников, какими наполнялись темницы в мрачные века гонений на христиан. Теперь нет таких узников, которые бы томились в заключении за веру Христову. Тем не менее Спаситель наш, Господь Иисус Христос, Сам претерпевший ради нашего спасения и биения и заушения, узы и осуждение на крестную смерть, служение находящимся в темничном заключении и оковах вменяет христианам в отличительную заслугу. На последнем всеобщем и страшном суде Он вспомнит о тех, которые при своей жизни благотворили и узникам. «В темнице бех и приидосте ко Мне», скажет Он, Премилосердый, стоящим одесную Его. «Господи», спросят удостоившиеся Его милостивого и для всех вожделенного приговора, – «когда же мы видели Тебя в темнице и навестили Тебя?» И отвещав Царь речет им: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 36 и д.).

Имея в виду эти слова Спасителя, христиане всегда считали своею священною обязанностью оказывать благотворения заключенным в темницу.

б) Наши предки, особенно христолюбивые цари и знатные бояре в навечерия, а также и в самые дни великих праздников имели благочестивый обычай посещать темницы, выкупать должников и подавать обильную милостыню узникам, побуждая и нас следовать их св. примеру. И доселе еще в больших городах находятся между богатыми их жителями сострадательные люди, которые на большие праздники посылают заключенным в темницы щедрую от себя жертву – вещественные припасы. Сколько радости и утешения, вероятно, проливает всякий раз в душу узников это живое участие к их участи людей посторонних!

в) Наконец заповедь Господа, повелевающего любить ближних наших как самих себя, побуждает нас не оставаться равнодушными к несчастной участи заключенных в темницы. Положим, между ними встречаются часто закоренелые преступники, запятнавшие себя ужасными злодеяниями. Но можно ли даже и таких лишать всякого сострадания? Ведь и они украшены образом и подобием Божиим, – ведь и за них Христос страдал, – ведь покаяния и исправления их и теперь ждет Господь. И Ему, Господу милосердия, будет угодно, чтобы мы и от закоренелых преступников не отвращались, но подавали им руку братской помощи и содействовали обращению их на путь истины словами и делами любви христианской, которая и закоренелых грешников нередко исторгала из власти врагов нашего спасения и делала их чадами и наследниками царствия небеснаго. А что сказать о тех, которые случайно подверглись искушению совершить преступление, которые лишились свободы по неразумению, или которых довела до тюрьмы тяжелая жизненная доля? Все такие, без сомнения, уже заслуживают в глазах каждаго, даже младенчествующего сердцем христианина, христианского милосердия. Да и ничто так сильно и спасительно не трогает душу преступника, ничто так не исправляет его, как проявление к нему сострадательных о нем забот, соединение справедливого суда над ним с христианским милосердием к нему. Каждая оказанная ему милость побуждает преступника видеть и оценить в других одно добро, заставляет раскаяваться в причинении ближнему зла или вреда, сознавать свою вину и нужду в самоисправлении. Посему-то, соблюдая правду или справедливость, наш государственный суд не упускает из своего внимания и милосердия, старается действовать так, чтобы в каждом деле встречались по возможности милость и истина, соединялись правда и милосердие по слову псалмопевца: «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася». (См. Воскр.день за 1892 г.).

III. Да подражаем же, возлюблен. братие, св. Анастасии узорешительнице и будем по мере наших сил оказывать христианское сострадание несчастным нашим братьям, томящимся в темницах, приводя их чрез то к Богу и к вечному спасению. (Сост. свящ. Г. Д-ко по указ. источникам).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle