Простое Евангельское слово

Источник

Проповеди протоиерея Григория Дьяченко

Содержание

Предисловие

Предисловие к переизданию

Неделя Святой Пасхи Светлое Христово Воскресение Пасхальное Евангелие Слово Святителя Иоанна Златоуста Пасха Ветхозаветная и Пасха Новая Христианская Об обычае Христосования во Святую Пасху Праздник Воскресения Христова – Радость Всех Радостей Воскресение Христово – торжество веры, добродетели и упования Чем стали ад, земля и небо после Воскресения Христова? Что есть Воскресение мертвых? Светлое Воскресенье в Иерусалиме Храм Святого Гроба Господня в Иерусалиме О схождении Благодатного огня Светлое Воскресенье на Афоне Празднование Пасхи в Древней Руси Артос Неделя антипасхи Явление Господа Святому Апостолу Фоме Антипасха Взгляд Церкви на неверие Апостола Фомы О твердости и постоянстве веры Рассказы из Церковной истории о силе Веры Рассказы о любви русских к православной вере Наказание за неверие Благодетельный сон Неделя святых жен-мироносиц Святые Жены-Мироносицы у гроба Господня Равноапостольная Мария Магдалина Пример живой любви к Богу Любовь христианская – закон человеческого сердца Милости хочу, а не жертвы Женщина как Мать-Христианка Женщины в первые века христианства Мужество христианских жен во времена гонений Образ девицы-христианки Девицы – помощницы в семье О страсти к нарядам О согласии в семейной жизни Милостыня и молитва – помощь усопшим Неделя о расслабленном Исцеление расслабленного при овчей купели Покаяние и молитва – лучшее врачевание наших болезней О причинах болезней Терпи до конца Счастливый страдалец Жертва хваления мученика Христова Девица, окрещенная ангелами Бывают ли ныне явления ангелов? Благодатная помощь по молитвам к Святителю Феодосию Черниговскому Неделя о самаряныне Иисус Христос и самарянка о поклонении Богу в Духе и Истине Жажда спасения Притча о спасении Краткие правила, как душу спасать О пути ко спасению Соблюди заповеди и тем спасешь свою душу Спасается тот, кто в единении с Православной Церковью Кара Божия за хулу на Церковь Храм Божий – страх Божий Богоявленская вода Неделя о слепом Исцеление слепорожденного Непостижимы судьбы Твои, Господи! Должны мы силнии немощи немощных носити Голос спасающей благодати Исцеление слепой Без скорбей не войти в Царство Небесное Неделя святых отец Первосвященническая молитва Иисуса Христа О Вселенских Соборах Примеры любви к истинному Богопознанию Совершенствуемся ли мы в познании Святой веры? Любящим Бога все содействует ко благу Святая Православная Церковь – единая истинная Чудо по молитве Святителя Василия Великого Неделя святой Пятидесятницы Иисус Христос в последний день праздника Кущей Сошествие Святаго Духа Об обычае в праздник Святой Троицы украшать храмы и дома Кто жаждет, иди ко Мне и пей Любовь к правде Божией Свет Христов Спасение грешника благодатию Божией Небесный огонь сошел в потир во время литургии Неделя всех святых Как нам спастись? Любовь родителей к своим детям через любовь к Богу Во всяком звании можно угодить Богу К святости призваны все христиане Примеры заступничества святых Неделя 2-я по Пятидесятнице Призвание Господом первых учеников О послушании слову Христову Всякому доброму делу покровительствует сам Бог и его святые Всякий честный труд угоден Богу Избрание во епископа совершается по воле Божией Не оскорбляйте священника! Неделя 3-я по Пятидесятнице Ищите сокровищ небесных, я не земных Против роскоши в одежде и убранстве Вразумление юноши, сомневавшегося в промысле Божием Таинственный голос Чудесное спасение от пожара Не заботься о дне грядущем Хлеб наш насущный даждь нам днесь! Притча о двух господах Спасительная лепта Неделя 4-я по Пятидесятнице Об исцелении слуги сотника Тайна безропотного служения Воистину велик Бог христианский О нищете духовной, или о христианском смирении О христианском смирении Богу все возможно Неделя 5-я по Пятидесятнице Исцеление двух бесноватых О бытии злых духов Нарушение обета по искушению от диавола Главный враг наш – диавол Случай из священнической практики О духовных средствах борьбы со злыми духами Дерзайте, и Бог поможет вам Неделя 6-я по Пятидесятнице Исцеление расслабленного Нет зла злее греха Во время болезни исповедуйтесь и причащайтесь Святых Таин Христовых Духовное врачевство Наказанный и помилованный грешник Хульные помыслы не вредят тем, кто ими пренебрегает Размышление о хульных помыслах Как иноки освободились от хульных помыслов Неделя 7-я по Пятидесятнице О чудесном исцелении слепцов Утешительное послание преподобного Феодора Студита к слепцу Евдокиму Спафарию Духовные очи прозревают от благочестивой жизни Благодушное перенесение болезни У Бога милости много, но подается она только смиренным Не ищите славы от людей Остерегайтесь клеветников Неделя 8-я по Пятидесятнице О насыщении Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек Каждое дело нужно начинать с благословением Долг благодарности Чудеса божественного промысла Неделя 9-я по Пятидесятнице О чуде хождения Господа по морю Галилейскому Многое в жизни зависит от нашей веры Против страха привидений Галилейское море Неделя 10-я по Пятидесятнице Исцеление бесноватого О кознях диавола и о молитвенном делании Смирение – оружие против диавола Именем Иисуса Христа и крестным знамением побеждается диавол Польза поста В беде призывай Бога и молись Святым угодникам Сила веры истинного христианина Греховное рабство Неделя 11-я по Пятидесятнице Притча о должнике немилосердном Христианин, прощай всегда? Прежде сам прости Ненавистник губит и душу свою, и тело О злорадовании Бог в долгу не останется Я – судия праведный Много я тебе должен, Господи! Скоро ли будет второе пришествие Христово? Неделя 12-я по Пятидесятнице Евангельское повествование о богатом юноше Что нужно делать. Чтобы наследовать живот вечный? Разумна ли наша забота о «черном дне»? Сделав добро – не кайся Пагубность сребролюбия Святой праведный Филарет Милостивый О подвигах святых, узким путем достигших Царства Небесного Совершенствуйся на пути к царству небесному Неделя 13-я по Пятидесятнице Притча о винограднике и виноградарях Горькая участь нераскаянных грешников Непостижимость судеб Божиих Вечные мучения О долготерпении Божием Господь долго терпит, да больно бьет Церковь – живой союз Христа с верующими О беспечности человека в деле спасения Непрестанно думай о своем спасении  

 
Предисловие

К изданию в свет настоящей книги мы имели следующие побуждения.

Во-первых, доселе не было издано такого сборника, который содержал бы в себе рассказы и статьи общедоступного характера, расположенные по Евангельским чтениям во дни Воскресные и Праздничные всего года, и служил бы педагогическим подспорьем в руках пастыря-проповедника при ведении внебогослужебных собеседований по предмету Евангельских чтений или всей Евангельской истории. Прочитать после или во время беседы краткий рассказ, который в силу своей живости и наглядности был бы доступен простым слушателям и помогал бы им лучше запомнить предложенное объяснение, а равно и служил бы некоторым отдыхом и разнообразием после утомительного напряжения внимания, есть прием, о пользе коего едва ли нужно много говорить. Довольно сказать, что сборник рекомендуется Святейшим Синодом, практикуется большинством пастырей-проповедников и крайне сочувственно встречается слушателями, жадно внимающими таким рассказам. Подыскивать всякий раз подходящий рассказ или статейку, часто при бедности сельской церковно-приходской библиотеки и отсутствия достаточного времени для пастыря, обремененного и законоучительством в церковно-приходской школе, и требоисправлением часто по разбросанному приходу, и церковным письмоводством, и ведением собственного хозяйства, весьма неудобно. Вот почему мы думаем, что настоящая наша книга, идущая навстречу этой потребности, не будет излишнею. Это тем более, что при довольно значительном числе сборников духовно-назидательных рассказов доселе не было издано ни одного, приспособленного к Евангельским чтениям, как Воскресным, так и Праздничным, и притом всего года. Настоящий свод рассказов и статей является первым опытом в этом роде.

Во-вторых, мы убеждены, что подобное собрание духовно-назидательных рассказов и статей, вмещающих и выясняющих не некоторые только, а все главнейшие догматические и нравоучительные истины, наглядно научающих человека его обязанностям к Богу, ближним и самому себе, показывающих в живом и доступном изложении силу и величие христианской веры, красоту и мощь христианской любви к людям – к врагам и друзьям – и ко всему окружающему, спасительность христианской надежды, которая дает крепость духу переносить все невзгоды жизни, терпеливо нести крест, посланный премудрым и всеблагим Промыслом Божиим, не отчаиваться и не малодушествовать в ожидании вечных, небесных благ в будущей жизни, – что подобный сборник будет благовременен и полезен и для простого, грамотного народа как средство отвлечь его от нечистых и недостойных христианина удовольствий во дни праздничного отдыха, о разумном провождении которого заботятся и правительство, и духовенство, и все добрые люди, ревнующие о религиозно-нравственном развитии народа как залоге его благоденствия. Статьи мрачного характера мы старались, по возможности, не вносить в предлагаемый сборник. Исключения, весьма редкие, допущены тогда, когда надобно было указать грозное вразумление Божие нарушителям Его святого закона. На каждый воскресный и праздничный день мы дали столько полных назидания и живого интереса рассказов и статей, что прочтение их вполне может занять праздничный досуг христианина и доставить ему высокое духовное удовольствие и несомненную пользу.

В заключение мы считаем своим долгом сказать, что настоящее собрание духовно-назидательных рассказов и размышлений может быть полезно для пастырей не только при ведении внебогослужебных собеседований по Евангельской истории, как нами упомянуто выше, но и по изъяснению катехизиса Православной Церкви и вообще, на наш взгляд, при ведении бесед и поучений всякого рода, ибо всякое исходящее с церковной кафедры назидание не должно быть отвлеченным рассуждением, мало доступным пониманию слушателей, но должно возбуждать к добродетели указанием на примеры святых Божиих человеков (см.: Определение Святейшего Синода в Церковных ведомостях за 1890 г. № 26), а подобных примеров, взятых не только из жизни древних христиан, но и из жизни православного русского народа, живые образцы христианского благочестия которого проводили жизнь свою в тех же условиях, в которых живут и слушатели их, в нашем сборнике весьма достаточное количество. Это последнее обстоятельство должно, как нам кажется, сообщить нашей книге характер особенной назидательности, убедительности и живого интереса.

Да поможет Господь, чтобы заключающиеся в этой книге семена христианской веры и благочестия пали на добрые сердца и принесли обильный плод во славу Божию!

1890 г. февраля 1-го дня. Священник Григорий Дьяченко

Предисловие к переизданию

Духовно-нравственное наследие протоиерея Григория Дьяченко известно многим православным читателям. Будучи настоятелем Трифоновского храма в Москве, он удивлял своих современников обилием изданных трудов, которые отличались особой простотой при изъяснении Священного Писания и изложении Евангельской истории. Многие пастыри хотели иметь их как пособие для живой, наглядной, краткой, простой, назидательной, но в то же время содержательной церковной проповеди. Его книги неоднократно переиздавались и огромными тиражами расходились по России.

Основание для проповеди как церковного учительства положено Самим Господом Иисусом Христом. Совершая дело спасения людей, Он оставил заповедь апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф. 28, 19–20). В этих словах апостолам, а в их лице и их преемникам, пастырям Церкви, указаны три главных служения: учить (научите), священнодействовать (крестяще) и руководить (учаще блюсти). Учительство поставлено Иисусом Христом на первое место, потому что оно первым пробуждает в душах людей веру в Бога. Наставления Господа о важности церковного учительства, примеры святых апостолов и отцев Церкви, правила Вселенской Церкви – все говорит о значимости церковной проповеди.

Труды протоиерея Григория Дьяченко и служили пастырям таким пособием для проповеди в виде живой церковной беседы с широким кругом православных верующих. Рассказы, размышления и статьи, собранные в них, имели, прежде всего, религиозно-нравственную воспитательную цель.

Данный сборник составлен с целью разъяснения Евангельских зачал, читаемых за праздничными и воскресными богослужениями. Эти Евангельские чтения раскрывают сущность Православной веры и предлагаются Церковью для поучения и назидания ее чад в благочестии.

При работе над этой книгой протоиерей Григорий Дьяченко, учитывая особенную сложность изъяснения Евангельских чтений, где всякая неточность может привести к опасным недоразумениям, придерживался авторитетных толковников Слова Божия, таких, как святитель Филарет, митрополит Московский, святитель Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, Иннокентий, архиепископ Херсонский, Филарет, архиепископ Черниговский, протоиерей Родион Путятин, известный пастырь-проповедник, и многих других, издававших свои проповеднические труды.

Кроме того, значительная часть поучений была составлена по Словам, поучениям и беседам, помещенным в журналах «Душеполезное чтение», «Христианское чтение», «Воскресное чтение», «Руководство для пастырей», «Странник», «Кормчий» и некоторых других. Отдельные статьи написаны по Словам и беседам святых отцев Восточной Церкви, например святителя Иоанна Златоустого, и отечественной, преимущественно святителя Тихона Задонского и святителя Димитрия Ростовского.

Полнота историй и размышлений, помещенных в сборнике, способствовала углублению понимания духовных основ Православия у современников составителя. И сегодня, по прошествии многих десятилетий, книга продолжает помогать читателю просветиться Евангельским светом и обрести желание идти вместе с Церковью Христовой путем спасения – противостоять разрушительному духу нашего времени.

Принимая во внимание, что книга переиздается спустя столетие, издатели позволили себе изменить прежнее название книги «Праздничный отдых христианина» на «Простое Евангельское Слово».

В процессе подготовки сборника редакцией были внесены следующие изменения:

– орфография и пунктуация в целом приближены к современной;

– текст отредактирован, заменены некоторые архаичные слова и выражения;

– в отдельных рассказах опущены устаревшие исторические факты и реалии;

– рассказы и поучения, изъясняющие Евангельские чтения, дополнены новыми;

– в начало каждой Недели помещены Евангельские зачала.

При оформлении цитат из Священного Писания редакция придерживалась следующих требований:

а) пунктуация текстов Священного Писания воспроизведена по тексту издания: Библия на церковно-славянском языке. Российское Библейское общество. М., 1993;

б) написание строчных и прописных букв текстов Священного Писания приводится по изданию: Библия. Российское Библейское общество. М.: 1995. [На рус. яз.;

в) при полном совпадении текста цитаты и Библии дается ссылка, например: (Мк. 6, 12). Если же текст совпадает не полностью, то указывается ссылка: (ср.: Мк. 6, 12).

Переиздавая этот сборник, надеемся, что он окажется весьма полезным пастырям как пособие для проповедей, для ведения собеседований по Евангельской истории и по изъяснению катехизиса Православной Церкви, а также широкому кругу читателей, тем более, что подобного рода сборников рассказов по Евангельским чтениям Воскресных и Праздничных дней, и притом всего года, можно встретить не так много.


Источник: Простое евангельское слово : Рассказы и размышления на евангельские чтения в воскресные и праздничные дни / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Изд. Московского подворья Введенской Оптиной Пустыни. - Москва : 1-я Образцовая. типография, 2006-. / Кн. 1. - 2006. - 670, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle