Источник

Рождественский цикл

Рождественский пост

Период подготовки к Рождеству Христову, называемый Рождественским постом, начинается 15/28 ноября, за сорок дней до Рождества Христова. Точную дату появления Рождественского поста установить невозможно. На Западе первые упоминания о посте перед Рождеством относятся к V-VI векам. На Востоке сорокадневный Рождественский пост упоминается в IX веке (хотя в это время его продолжительность была еще предметом разногласий).

Одной из особенностей богослужения в период Рождественского поста является то, что в некоторые дни (19, 26 и 29 ноября, 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря) оно по своему покаянному характеру должно напоминать великопостное богослужение: в эти дни Устав предписывает читать молитву преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Кроме того, период Рождественского поста характеризуется обилием памятей ветхозаветных праведников и пророков как провозвестников Рождества Спасителя. В течение поста совершается память пророков Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила.

Рождественская тематика вводится в литургические тексты постепенно. По воскресеньям и праздникам, выпадающим на Рождественский пост, начиная с Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утренях в качестве катавасий поются ирмосы рождественского канона «Христос раждается, славите». За шесть дней до Рождества на вечерне после стихир на «Господи, воззвах» поется стихира «Вертепе, благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа». Предпразднство Рождества начинается за 5 дней до праздника: в эти дни рождественская тематика в богослужебных текстах становится доминирующей.

Последние два воскресенья перед Рождеством носят названия «Недели святых праотец» и «Недели святых отец»: они посвящены воспоминанию о ветхозаветных праведниках, которые своим духовным и нравственным подвигом подготовили мир к пришествию Спасителя. В Неделю святых отец за литургией читается начало Евангелия от Матфея, содержащее родословную Иисуса Христа.

Евангелист Матфей не случайно начинает свое повествование о Рождестве Христовом с перечисления предков Спасителя. Тем самым он показывает, что Иисус Христос был настоящим и полноценным человеком, представителем Своего народа. Он был плоть от плоти еврейского народа и вместе с тем совершенным Богом. Имена ветхозаветных праведников перечисляются в Евангелии также потому, что все они жили верой в грядущего Спасителя. Об этом говорится в словах апостола Павла, читаемых в Неделю святых отец: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие... Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... (Евр. 11:8–9, 17). Вся жизнь праотцев, о которых упоминается в Евангелии, была пронизана верой в Бога и ожиданием Спасителя: именно в этом заключается смысл чтения родословной Иисуса Христа в воскресенье, предшествующее Рождеству.

Список праотцев в богослужебных текстах начинается с первозданного Адама, которого Церковь прославляет как отца всех людей:

Адама перваго почтим рукою почтеннаго Зиждителя, и всех нас праотца уже бывшаго, и в скиниах небесных со всеми избранными почивающа.

Почтим первого Адама, который был почтен рукой Создателя, был праотцем для всех нас, а ныне почивает в небесных скиниях со всеми избранными.

Авель прославляется как первый мученик, пострадавший от «скверноубийственной руки» своего брата; Ной – как сохранивший невредимым Божий закон; Авраам – как «друг Божий», удостоившийся видения Святой Троицы, «якоже есть мощно человеку видети Троицу» (насколько видение Троицы возможно человеку); Исаак – как «образ Христовы Страсти» (прообраз страданий Христа). Об Иакове говорится, что он «брася со Ангелом, ум зря Бога наречеся» (боролся с Ангелом и был наречен «умом, видящим Бога»); об Иосифе – что он был брошен в ров «во образ закланнаго и в рове положеннаго Христа»; об Иове – что он был «кроток, незлобив, прав, совершен, непорочен». Поименно перечислены в каноне Недели праотец ветхозаветные праведники и благочестивые женщины, угодившие Богу, а также пророки, «Авраамовы внуцы» (потомки Авраама), предвозвестившие Духом Святым Слово Божие, происшедшее по плоти из колена Иудина. Особое место в службах Недели праотец и Недели святых отец отводится Даниилу и трем отрокам в печи вавилонской как прообразу рождества Христова, не опалившего «утробу Девичу».

Пресвятая Богородица в этих службах прославляется как плод всего предыдущего развития человеческого рода, как лучшая из женщин, как Та, Которую предвозвещали пророки и патриархи:

Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь: хвалятся в славе святии, яко от семени их плод благославен, без Семене Рождшая Тя...

Верой Ты оправдал праотцев, через них обручив Себе Церковь от всех народов. Хвалятся в славе святые, ибо от их семени Плод славный – без семени Родившая Тебя...

: Явися Яже от века на земли проповедаемая пророки в вещаниих, Дева Богородица, Юже патриарси мудрии, и праведных собори возвещают. С ними же сликовствует и жен благолепие: Сарра, Ревекка, Рахиль, и Анна же, и славная Мариам Моисеова купно. С ними же срадуются и мира концы...

Явилась Дева Богородица, Которую издревле проповедали на земле пророки в своих предсказаниях, Которую мудрые патриархи и соборы праведников возвещают. С ними ликуют и благолепные женщины: Сарра, Ревекка, Рахиль, Анна и вместе с ними Мариам, (сестра) Моисея. С ними радуются и все части света...

Рождество Христово

Праздник Рождества Христова – второй по значению в православном церковном календаре после Пасхи, праздник встречи человека с Богом воплотившимся. Величайшее чудо Боговоплощения в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу. В глубоком молчании ночи Слово Божие воплотилось на земле: так воплощается Оно в молчаливых глубинах человеческой души – там, где умолкает разум, где истощаются слова, где ум человека предстоит Богу. Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле, и лишь волхвы и пастухи вместе с Ангелами вышли навстречу Ему: так тихо и незаметно для других рождается Христос в человеческой душе, а она выходит Ему навстречу, потому что возгорается в ней звезда, ведущая к Свету.

Двадцать веков назад Бог решил особым образом вмешаться в историю человечества и Своим рождением от Девы повернул весь ход истории. С тех пор Он вновь и вновь рождается в душах тысяч людей и изменяет, преобразует и преображает всю их жизнь, делая их верующими из неверующих, святыми из грешных, спасающимися из погибающих.

Величию события пришествия в мир Спасителя соответствует продолжительность его празднования: включая 5 дней предпразднства и 6 дней попразднства, Рождество длится 12 дней. Кроме предпразднства, у Рождества Христова есть еще один день, называемый Навечерием, или (в просторечии) сочельником. Устав предписывает в этот день строгий пост – полное воздержание от пищи до окончания вечернего богослужения (на практике, однако, вечерня обычно совершается в утренние часы). Богослужение Навечерия и самого праздника представляет собой единый литургический цикл, распространяющийся на двое суток. Подобная структура богослужения встречается еще лишь дважды в году: на Богоявление, которому также предшествует Навечерие, и на Пасху, которой предшествует Великая Суббота.

В Рождественский сочельник часы совершаются отдельно от других служб: на каждом часе читается Апостол и Евангелие. Вечерня соединяется с литургией Василия Великого; на вечерне читаются 8 паремий, содержащих пророчества о пришествии в мир Спасителя. Всенощное бдение под Рождество состоит из великого повечерия и утрени. В самый день праздника совершается литургия Иоанна Златоуста. Порядок богослужения меняется, если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, а Рождество – соответственно на воскресенье или понедельник. В этом случае часы совершаются в пятницу, в сочельник служится литургия Иоанна Златоуста и вечерня совершается не до, а после литургии; литургия же Василия Великого переносится на самый день праздника. Если праздник Рождества Христова выпадает на воскресенье, воскресная служба опускается полностью.

В Навечерие Рождества Христова, по окончании Божественной литургии, на середину храма выносится свеча, священнослужители встают перед ней и вместе с народом поют тропарь и кондак Рождества:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока, Господи, слава Тебе!

Рождество Твое, Христос Бог наш, озарило мир светом разума, ибо через него служители звезд были научены звездой поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя с высоты востока. Господи, слава Тебе.

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

: Сегодня Дева рождает Сверхсущностного и земля приносит вертеп Неприступному, Ангелы с пастухами воспевают славословие, а волхвы путешествуют со звездой, ибо ради нас родился Младенец – Превечный Бог.

Эти песнопения затем звучат на великом повечерии, на утрени и на литургии Рождества, а также в последующие дни вплоть до отдания.

Часть рождественского богослужения составляет осмысление ветхозаветных прообразов пришествия в мир Господа Спасителя. Этой теме посвящены восемь паремий, читаемых на вечерне. Цикл ветхозаветных чтений включает:

1) библейский рассказ о сотворении мира (Быт. 1:1–13);

2) пророчество Валаама о звезде от Иакова (Чис. 24:2–3, 5–9, 17–18);

3) пророчество Михея о рождении князя Израильского в Вифлееме (Мих. 4:6–7, 5:2–4);

4) пророчество Исаии об отрасли от корня Иессеева (Ис. 11:1–10);

5) пророчество Варуха о Мессии (Вар. 3:36–38, 4:1–4);

6) толкование видения Навуходоносора о колоссе на глиняных ногах (Дан. 2:31–36, 44–45);

7) пророчество Исаии о рождении Младенца, чье имя – Бог Крепкий (Ис. 9:6–7);

8) пророчество Исаии о рождении Сына от Девы (Ис. 7:10–16, 8:1–4, 8–10).

В богослужебных текстах Навечерия и самого праздника Рождества Христова подробно говорится об обстоятельствах, сопутствовавших пришествию в мир Господа Спасителя. Прежде всего, авторы текстов обращают внимание на взаимоотношения между Иосифом Обручником и Девой Марией после того, как стало известно, что у Нее родится Младенец. Диалоги между Иосифом и Марией, включенные в рождественское богослужение, как бы приоткрывают завесу над тем, что происходило в душе Иосифа, когда он узнал о беременности Пресвятой Девы.

Другая тема, которая звучит в богослужебных текстах: перепись населения, проходившая в Иудее по повелению римского императора Августа (см.: Лк. 2:1–5). В Евангелии упоминается только об Иосифе и Пресвятой Деве, пришедших в Вифлеем в связи с переписью, но богослужебные тексты говорят об участии в ней Христа, причем – участии добровольном. Христос вписывает Свое имя в книгу, содержащую имена людей, для того чтобы эти имена были вписаны в книгу жизни и чтобы разорвано было «рукописание» человеческих грехов:

Написався с рабы Владыка, прегреше-      Ты записался вместе с рабами, о Вла-

ний рукописание раздрати хотя, и напи-         дыка, желая разорвать рукописание

сати вся в книзе живущих, умерщвлен-           грехов и записать в книгу жизни всех,

ныя украдением змия...                            умерщвленных обманом змия...

В одной из рождественских стихир, принадлежащей перу придворной поэтессы Кассии, проводится параллель между объединением Римской империи под владычеством одного императора, следствием чего явилась политическая стабилизация в стране и духовное объединение людей вследствие Боговоплощения:

Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста: и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися. Под единем царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества язы́цы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым: написахомся вернии именем Божества, Тебе, вочеловечшагося Бога нашего...»

Когда Август стал единовластным правителем на земле, прекратилось многовластие людей, а когда Ты вочеловечился от Чистой, упразднилось идольское многобожие. Под единым царством оказались города мира, и в единую власть Божества уверовали народы. Люди записывались по повелению кесаря, а мы, верующие, записались именем Божества – Тебя, вочеловечившегося Бога нашего...

Богослужебные тексты обращают внимание на одно из обстоятельств рождения Спасителя: для Марии и Иосифа не нашлось места в гостинице. Это обстоятельство трактуется как указание на то, что Христос явился в мир как странник, Который с самого момента Своего рождения не имеет, где приклонить голову (Мф. 8:20). Для Него не было «обиталища» в человеческом сообществе, Он был в нем «иностранцем», и поклонение Ему воздали такие же странники, как Он:

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение, и место ни едино же бе обиталищу: но якоже красная палата вертеп Цapицe показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Некогда Мария, как происходящая от семени Давида, записывалась со старцем Иосифом, нося во чреве Зачатого без семени, и не было Ей места в гостинице, но пещера явилась для Царицы словно прекрасный дворец. Христос рождается, чтобы воскресить (в людях) прежде падший образ (Божий).

...Кого ищете вы? Яко вижду бо от инодальныя страны приидосте, персский образ и мудрование имуще. Странен исход и шествие сотвористе: и к Странствовавшему свыше, и странно в Мя всельшемуся, яко весть, со тщанием приидосте Тому поклонитися...

...«Кого вы ищете? Ибо Я вижу, что вы пришли из далекой чужой страны, а вид и нрав у вас персидский. Странный исход и путешествие вы совершили и поклонились Тому, Кто странствовал свыше и странным образом в Меня вселился, как Ему только известно...»

Тема избиения младенцев иудейским царем Иродом занимает существенное место в рождественских богослужебных текстах. Один из дней попразднства специально посвящен памяти Вифлеемских младенцев, которые почитаются как первые мученики за Христа. В литургических текстах, посвященных этой теме, говорится не только о невинно убитых Иродом младенцах, но и о самом Ироде. В качестве главного источника его преступлений называется отсутствие у него веры в Бога. Вся жизнь этого человека проходила только в земной перспективе. Для него не существовало Бога, он не боялся Его, поэтому для достижения земных целей он не останавливался ни перед чем, даже перед страшным злодеянием. Упразднение Иудейской державы, утрата ею политической независимости и переход на вассальное положение рассматриваются как следствие преступлений Ирода (хотя хронологически независимость была утрачена Иудеей значительно раньше, а окончательное разграбление Иерусалима произошло значительно позже – в 70-м году по Р.Х.):

Безумен муж рече: несть Бог. Иже неистовства исполнився конечнаго, христоубийством недугует. Разума же дерзости ю отпад, ко убиению младенец неискусозлобных всего себе вооружи, и землю оскверни кровьми.

Безумный человек сказал: Бога нет. Исполнившись безудержным гневом, он впадает в недуг христоубийства. Потеряв же разум из-за дерзости, он полностью вооружился для убийства незлобивых младенцев и землю осквернил кровью.

Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем, Иудейская держава упразднися. Да играют младенцы, за Христа закалаеми, Иудея да рыдает: глас бо слышан бысть в Раме, Рахиль, плачущи, рыдает, якоже пишет, по чадех своих, младенцы бо избив, Ирод пребеззаконный исполняше Писание, Иудею насыщая неповинныя крове; и земля убо червленяшеся кровьми младенцев, от язык же Церковь таинственне очищается и в красоту одеяется. Прииде истина, Бог явися в сени седящим, от Девы родивыйся, во еже спасти нас.

Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, Иудейское царство упразднилось. Да радуются младенцы, приносимые в жертву за Христа, Иудея же да рыдает, ибо глас в Раме слышен, как написано, Рахиль плачет и рыдает о детях своих, ведь беззаконнейший Ирод, убив младенцев, исполнял пророчество, насыщая Иудею невинной кровью, и земля окрасилась кровью младенцев, Церковь же, (собранная) из разных народов, таинственно очищается и облекается в красоту. Пришла истина, Бог явился сидящим во тьме, родившись от Девы, чтобы спасти нас.

Богослужебные тексты свидетельствуют о том, что, едва родившись, Христос оказывается вовлеченным в конфликт между царством мира сего и Царством Божиим. Он еще ничего не совершил, а Его уже хотят убить. Он еще не научился говорить, а уже вынужден бежать в землю изгнания. И вся Его земная жизнь будет отмечена непрекращающейся враждой мира сего. За все доброе, что Он сделал для людей, эта вражда воздаст Ему оскорблениями, лжесвидетельством, предательством, жестокими мучениями и в конце концов возведет Его на крест.

Хотя обстоятельствам рождения Спасителя и отдельным героям рождественской истории (Иосифу, Ироду, волхвам, пастухам, младенцам) уделено достаточное внимание в богослужебных текстах, все-таки их основной темой является богословское осмысление самого события Боговоплощения. В центре внимания авторов литургических текстов стоит именно Христос – Тот, навстречу Кому христиане призываются выйти:

Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите; Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.

Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Воспойте Господу, вся земля, и с весельем воспойте, люди, ибо Он прославился.

Эти слова почти буквально воспроизводят начало рождественской проповеди святителя Григория Богослова, которую Устав предписывает читать на утрени в день Рождества:

Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Воспойте Господу, вся земля (Пс. 95:1). И чтобы сказать обоим вместе: да возвеселятся небеса, и да торжествует земля (Пс. 95:11) ради небесного, потом земного (см.: 1Кор. 15:47)! Христос во плоти – с трепетом и радостью возвеселитесь... Бесплотный воплощается, Слово облекается плотью, Невидимый видится, Неосязаемый осязается, Вневременный получает начало, Сын Божий становится Сыном Человеческим.

Христос – новый Адам, пришедший спасти Адама первозданного, а в его лице все человечество:

Крепостию Божества срастворився человеком, единением неслитным, плоти в подобии, Спасе, Адама обновляеши и спасаеши восприятием.

Разрешися связанный Адам, свобода же всем верным даровася, пеленами, Спасе, повиваему Тебе.

По образу и по подобию, истлевша преступлением видев Иисус, приклонив небеса сниде, и вселися во утробу девственную неизменно, да в ней истлевшаго Адама обновит...

Силой Божества Ты соединился с людьми неслитным единением в подобии плоти, Спаситель, обновляешь Адама и спасаешь благодаря восприятию (на Себя его человеческой природы).

Освобожден связанный Адам, а всем верующим дарована свобода благодаря тому, что Тебя, Спаситель, повивают пеленами.

Увидев, что (Адам, созданный) по образу и по подобию (Божию), вследствие преступления подвергся тлению, Иисус, приклонив небеса, сошел и вселился, не претерпев изменения, в девственную утробу, чтобы в ней обновить подвергшегося тлению Адама...

Не менее существенное место в рождественском богослужении занимает тема Божией Матери – второй Евы. Если первая Ева исходатайствовала смерть всему миру, то вторая Ева освобождает род человеческий от проклятия, став Матерью воплотившегося Бога:

Богородице Дево, рождшая Спаса, упразднила еси первую клятву Евину: яко Мати была еси благоволения Отча, носящи в недрех Божие Слово воплощенное...

Богородица Дева, родившая Спасителя! Ты упразднила первое проклятие Евы, так как была Матерью благоволения Отца, носив во чреве воплощенное Слово Божие...

Существенное место в богослужебных текстах занимает тема истощания Божества (как мы помним, эта тема была одним из лейтмотивов рождественской проповеди Григория Богослова):

Нищ богатый бывает, обогащая иже злобою обнищавшия, Человек Бог познавается от Девы неискусобрачныя кроме преложения...

Видел еси нашу болезнь и озлобление, Щедрый Христе, и не презрил еси нас, но истощил еси Тебе Самаго, не отступив Родителя, и вселился еси во утробу Неискусобрачную.

Младенца, воплощаема из Нея, Предвечнаго Бога, Всенепорочная зрящи, руками держащи, и облобызающи часто, и радости исполняющися, провещаваше Ему: Боже Вышний, Царю Невидимый, како зрю Тя и разумети таинства не могу, безмерныя нищеты Твоея? Вертеп бо малейший и сей чуждий внутрь вмещает Тя, рождшагося, и девства не решивша...

Богатый становится нищим, обогащая тех, кто обнищал из-за злых дел. Бог, не претерпевая изменения, становится Человеком от Девы, не познавшей брака...

Милосердный Христос, Ты видел нашу болезнь и несчастье и не презрел нас, но истощил Самого Себя, не отступив от Своего Родителя, и вселился в утробу Непричастной браку.

Видя Младенца, Превечного Бога, воплощаемого из Нее, держа Его на руках, часто целуя и наполняясь радостью, Всенепорочная говорила Ему: Боже Всевышний, Царь Невидимый, как вижу Тебя и не могу понять таинства безмерной нищеты Твоей. Ибо маленькая пещера, да и та чужая, вмешает Тебя – родившегося и не нарушившего Мое девство...

Восприятие Богом человеческого естества в богослужебных текстах трактуется как начало его обожения (что опять же заставляет вспомнить Григория Богослова):

Всесовершенный раждается, яко Младенец пеленами повиваемь, и безначальный от Девы приемлет начало, обожити приятие иский...

: Всесовершенный рождается, как Младенец повиваемый пеленами, и безначальный получает начало от Девы, желая обожить воспринятое...

Особой глубиной богословского содержания отличаются стихиры, исполняемые на вечерне в праздник Рождества Христова. В них подчеркивается, что рождение Богомладенца от Девы Марии восстановило связь между Богом и человеком, утраченную через грехопадение. Христос явился в мир как «Свет от Света», чтобы восстановить помраченный грехом образ Божий в человеке и озарить весь мир сиянием Своего Божества:

Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и Херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от негоже произгнан бых преслушания ради; неизменный бо образ Отечь, образ присносущия Его, зрак раба приемлет, от Неискусобрачныя Матере прошел, не преложение претерпев, еже бо бе пребысть, Бог Сый истинен, и еже не бе прият, Человек быв человеколюбия ради. Тому возопиим: рождейся от Девы Боже, помилуй нас.

Царство Твое, Христе Боже, Царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде, воплотивыйся от Духа Святаго и от Приснодевы Марии вочеловечивыйся, свет нам возсия, Христе Боже, Твое пришествие; Свет от Света, Отчее сияние, всю тварь просветил еси, всякое дыхание хвалит Тя. Образ славы Отчия, Сый, и прежде Сый, и возсиявый от Девы, Боже, помилуй нас.

Придите, возрадуемся о Господе, говоря о нынешней тайне, ибо разделяющая ограда разрушена, пламенный меч отходит, и Херувим отступает от древа жизни, и я вкушаю райскую пищу, от которой был отогнан из-за преслушания. Ибо неизменный образ Отца, образ Его вечной сущности, принимает облик раба, рождаясь от Матери, не знавшей брака. Он не претерпевает изменения, ибо остается Тем, Чем был, – Богом истинным. Но Он принимает то, чем не был, ибо становится Человеком из человеколюбия. Воскликнем Ему: родившийся от Девы, Боже, помилуй нас.

Царство Твое, Христос Бог, Царство всех веков, и власть Твоя во всяком роде и роде. Воплотившийся от Святого Духа и вочеловечившийся от Приснодевы Марии, Христос Бог, Твое пришествие озарило нас светом. Свет от Света, сияние Отца, Ты просветил все творение. Все дышащее восхваляет Тебя. Образ славы Отца, Сущий и Вечный, воссиявший от Девы, Боже, помилуй нас.

Рождество Христово представлено как событие вселенского значения, объединяющее все творение. В славословии Бога и благодарении Ему сливаются Ангелы и люди, и все творение вместе с волхвами приносит от себя дары родившемуся в Вифлееме Младенцу:

Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели пение; небеса звезду; волсви дары; пастырие чудо; земля вертеп; пустыня ясли; мы же Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас.

Что Тебе принесем, Христос, за то, что Ты ради нас явился на земле как Человек? Ибо каждая из созданных Тобою тварей приносит Тебе благодарность: Ангелы – пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – удивление, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву. Превечный Боже, помилуй нас.

На второй день Рождества совершается Собор Пресвятой Богородицы – собрание, или богослужение в честь Той, Которая родила Превечного Бога, даровавшего спасение всему миру. В этот день почти целиком повторяется рождественское богослужение с вкрапленными в него особыми песнопениями в честь Божией Матери.

В Неделю по Рождестве Христовом Церковь совершает память Иосифа Обручника, Давида-царя и Иакова, брата Господня. Церковь прославляет Иосифа как человека, который стал хранителем девства Пресвятой Богородицы, сопровождал Святую Деву в Египет, а по возвращении в Назарет взял на себя заботы по воспитанию Младенца Иисуса. Царь Давид прославляется как один из предков Спасителя, «богоотец», «из него бо произыде жезл – Дева, и из Нея возсия цвет – Христос». Иаков, брат Господень, как считается, был сыном Иосифа от первого брака: после воскресения Спасителя он стал первым епископом Иерусалимским и одним из первых мучеников за Христа.

Обрезание Господне

На восьмой день после Рождества, 1/14 января, празднуется Обрезание Господне. Обрезание было установлено Богом как знак завета Божия с Авраамом и его потомками (см.: Быт. 17:12; Лев. 12:2–3). Родившийся в Вифлееме Богомладенец был обрезан в восьмой день; тогда же Он был наречен Иисусом (см.: Лк. 2:21, 1:31). Апостол Павел говорит об обрезании как о прообразе крещения (см.: Кол. 2:11–12).

В богослужебных текстах праздника подчеркивается, что воплотившийся Бог принял обрезание из послушания ветхому закону. Принятие обрезания было одним из этапов Божественного истощания, начавшегося в Вифлееме и закончившегося на Голгофе:

На Престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, сего ради и обрезан был еси, яко человек осмодневный.

Иисус, восседающий горе на огневидном Престоле вместе с Твоим безначальным Отцом и Божественным Духом, Ты соблаговолил родиться на земле от непричастной браку Отроковицы, Матери Твоей. Поэтому Ты и обрезан был, как человек, на восьмом дне жизни.

Не устыдеся Всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися, но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению, ибо закона Творец законная исполняет и пророков проречения, яже о Нем.

Всеблагой Бог не устыдился обрезаться плотским обрезанием, но всем дал Самого Себя в образ и пример для спасения, ибо Творец закона исполняет то, что предписано законом, и то, что предрекли о Нем пророки.

Обрезание было необходимо как знак принадлежности к ветхому Израилю. Но после того как Христос из послушания ветхому закону принял обрезание, оно стало ненужным для спасения, ибо Церковь наполнилась язычниками:

Обрезание преста, отнележе Христос волею обрезася, язык множество спасая благодатию.

Обрезание прекратилось с тех пор, как Христос добровольно принял обрезание, спасая благодатью множество язычников.

Обрезание Господа в восьмой день является образом того «восьмого дня», невечернего Царства Божия, которое ожидает верующих за порогом смерти:

Осмерица дней, носящая образ будущаго, Твоею, Христе, просвещается и освящается вольною нищетою, в сей бо законно обрезался еси плотию.

Восьмерица дней, носящяя образ будущего, просвещается и освящается Твоей добровольной нищетой, Христос, ибо в этот день Ты по закону был обрезан плотью.

Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию.

День, в который Владыка был плотью обрезан, изображает вечную жизнь будущего «восьмого века».

В восьмой день по рождении, когда младенца надлежало обрезывать, происходило также наречение ему имени. Богомладенцу было дано имя Иисус (см.: Лк. 2:21), о котором апостол Петр говорит, что нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:12):

Во осмый день обрезуется яко Младенец Владыка, Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь.

В восьмой день Владыка обрезывается, как Младенец, и получает имя Иисус, ибо Он Спаситель мира и Господь.

О значении наречения имени Иисус родившемуся в Вифлееме Спасителю мира говорит святитель Димитрий Ростовский в Слове на Обрезание Христово:

Обоженному Младенцу было наречено при обрезании имя Иисус, которое было принесено с неба Архангелом Гавриилом в то время, когда он благовестил о зачатии Его Пречистой Деве Марии, прежде чем Он зачат был во чреве... Пресвятейшее имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия, дано было при обрезании Христу Господу, что и служило извещением о нашем спасении; ибо имя Иисус значит «спасение»... Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков в Тройческом Совете было предуготовано, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем Иосифом... Это имя, как солнце, озарило своим сиянием мир... Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную... Сила имени Иисусова теперь открылась, ибо то дивное имя Иисус привело в удивление Ангелов, обрадовало людей, устрашило бесов...

Праздник Обрезания Господня совпадает с днем памяти святителя Василия Великого, одного из самых почитаемых отцов Церкви. В богослужебных текстах этого дня Василию уделено даже большее внимание, чем Обрезанию, а в некоторых текстах обе священные памяти соединяются в единое молитвенное прославление:

Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует, дает спасение днесь миру. Радуется же в вышних и Создателев иерарх, и светоносный, божественный таинник Христов Василий.

Господь всех претерпевает обрезание и, как Благой, обрезывает человеческие прегрешения и дарует сегодня спасение миру. Радуется же на небе иерарх Творца, светоносный и божественный служитель таинств Василий.

Ко Христову Рождеству достойно осмый спряжеся, святителя всеславная память, юже почитающе верою, поем Господа и превозносим во веки.

К Рождеству Христову достойно присоединился восьмой день – преславная память святителя, почитая которую с верой, воспеваем Господа и превозносим вовеки.

В качестве катавасии на утрени в день Обрезания Господня поются ирмосы канона Богоявления. Таким образом, рождественские торжества практически без перерыва перетекают в празднование Богоявления.

Богоявление

Богоявление, или Крещение Господне, совершается спустя двенадцать дней после Рождества, 6/19 января. Как мы говорили выше, Богоявление первоначально было праздником, когда одновременно вспоминалось рождение Христа от Девы и Его Крещение от Иоанна в Иордане. Лишь в конце IV века на христианском Востоке Рождество стали праздновать отдельно от Богоявления. Однако изначальное родство обоих праздников оставило свой след в православном богослужении. Структура богослужений обоих праздников идентична: и тому и другому празднику предшествует Навечерие, когда часы совершаются отдельно и служится литургия Василия Великого, соединенная с вечерней, на которой читаются соответствующие событию паремии. В случае совпадения Богоявления с воскресеньем или понедельником богослужебный строй меняется точно так же, как на Рождество в подобном случае.

О связи между Рождеством и Богоявлением говорит и святитель Григорий Богослов в проповеди, которую церковный Устав предписывает читать на утрени в праздник Богоявления:

Мы уже отпраздновали достойным образом Рождество... Ныне же другое деяние Христово и другое таинство... Христос просвещается – озаримся и мы с Ним! Христос погружается в воду – сойдем и мы с Ним, чтобы с Ним выйти!.. Приходит Иисус, освящающий, может быть, и самого Крестителя, но во всяком случае – всего ветхого Адама, чтобы похоронить его в воде... Восходит Иисус из воды и возносит с Собою мир и видит разверзающиеся небеса (Мк. 1:10), которые Адам закрыл для себя и своих потомков...

Связь между Рождеством и Богоявлением прослеживается и во многих богослужебных текстах, в которых два праздника сравниваются между собой: проводится параллель между событиями, сопровождавшими рождение в мир Спасителя, и событиями, связанными с Его Крещением от Иоанна:

: Светел убо мимошедший праздник, светлейший же, Спасе, приходящий: он Ангела имеяше Благовестника, и сей Предтечу обрете предуготовителя. Он кровем изливаемым, яко безчаден, рыдаше Вифлеем: и сей, водам благословенным, многочадна познавается купель.

: Спаситель! Прошедший праздник был светел, но наступающий еще светлее. Тот был предвозвещен Ангелом, а этот предуготован Предтечей. Тогда проливалась кровь, и Вифлеем, лишившись детей, рыдал, а ныне воды благословляются и купель становится многочадной.

Тогда звезда волхвом возвести, ныне же Отец миру Тя показа...

Тогда звезда возвещала о Тебе волхвам, ныне же Отец показал Тебя миру...

Светлейший солнца бысть прешедший праздник Рождества Христова, ясен и пресветел показася приходяй Божественнаго явления Его. Во он пастырие, со Ангелы славословяще, поклонишася Богу вочеловечшемуся: в сем же Владыце Иоанн прикоснувся десною рукою, с трепетом глаголаше: освяти мене и воды, Единый имеяй велию милость.

Прошедший праздник Рождества Христова был светлее солнца, и наступающий день Его Божественного явления ясен и сверхсветел. В тот день пастухи, славословя вместе с Ангелами, поклонились вочеловечившемуся Богу, в этот же день Иоанн, прикоснувшись к Владыке правой рукой, с трепетом говорил: освяти меня и воды, Единый, имеющий великую милость.

В литургических текстах подчеркивается, что если благодарят, то к Рождеству Христову освятилась вся земля то в Крещении Господнем было освящено естество воды:

Земля освятися Рождеством Твоим святым, Слове, поведающим небесем звездою славу Твою. Ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крешшуся, и род земнородных к первому взыде паки благородию.

Земля освятилась Твоим святым Рождеством, Слово, когда небеса через звезду возвестили славу Твою. Ныне же, когда Ты крестился плотью, благословляется естество воды и род человеческий возвращается к первоначальному благородству.

Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2), наполняя воду Своей животворной энергией. Но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти и в водах великого потопа погибло ветхое человечество. Библейский потоп в христианской традиции является символом обновления – смерти ветхого человека и рождения человека нового.

Перед пришествием Христа на землю Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием. Иисус Христос пришел к Иордану не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить Иорданские воды, преобразить их и наполнить жизнью. И вода смерти, напоенная человеческим грехом, стала источником жизни, потому что Сам Бог Своей человеческой плотью сходил в нее и наполнил ее Своим Божеством.

В память о Крещении Спасителя в Навечерие Богоявления и повторно в самый день праздника совершается великое освящение воды. Об этом чинопоследовании речь пойдет особо – в разделе, посвященном таинствам и обрядам Православной Церкви.

В богослужебных текстах Крещение Господа в Иордане рассматривается как неотъемлемая часть Божественного плана спасения человечества. Богу надлежало не только принять на Себя человеческую плоть, но и сойти в воды Иордана, чтобы привести к свету сидящих во тьме:

Из Девы возсиявый в Вифлееме плотию, ко Иордану ныне тщится, скверну отмыти земнородных, к свету приводя во тьме сущия, крещением божественным. Спасти хотя заблуждшаго человека, не не сподобился еси в рабий зрак облещися: подобаше бо Тебе, Владыке и Богу, восприяти наша за ны, Тебе бо крещшуся плотию, Избавителю, оставления сподобил еси нас. Огнем Божества Невещественным в плоть вешественну одеявся, Иорданскою облагается водою воплощейся от Девы Господь...

Воссиявший во плоти в Вифлееме от Девы ныне спешит к Иордану, чтобы омыть скверну людей, приводя находящихся во тьме к свету через божественное крещение. Желая спасти заблудшего человека, Ты не погнушался облечься в образ раба, ибо Тебе, Владыке и Богу, подобало ради нас воспринять наше (естество). Когда же Ты крестился плотью, то нас удостоил отпущения (грехов). Нематериальным огнем Божества облачившись в материальную плоть, Господь, воплотившийся от Девы, погружается в воды Иордана...

Прообразами крещения, согласно христианской традиции, являются различные события Ветхого Завета. Некоторые из них перечислены в подборке паремий, читаемых на вечерне перед началом литургии Василия Великого (в большинстве эпизодов присутствует вода):

1) рассказ о сотворении мира (Быт. 1:1–13);

2) повествование о переходе евреев через Чермное море (Исх. 14:15–18, 21–23, 27–29);

3) рассказ о превращении Моисеем горьких вод Мерры в сладкие (Исх. 15:22–25);

4) рассказ о том, как Иордан расступился перед священниками, несшими ковчег Завета (Нав. 3:7–8,15–17);

5) рассказ о вознесении Илии на небо (4Цар. 2:6–14);

6) повествование об очищении Неемана (4Цар. 5:9–14);

7) призыв Исаии к духовному очищению (Ис. 1:16–20);

8) рассказ о том, как Иаков готовился к встрече с Исавом (Быт. 32:1–10);

9) рассказ о том, как младенец Моисей был извлечен из воды (Исх. 2:5–10);

10) рассказ о том, как роса сходила на руно Гедеона (Суд. 6:36–40);

11) рассказ о жертвоприношении Илии (3Цар. 18:30–39);

12) рассказ о том, как Елисей сделал здоровыми воды Иерихона (4Цар. 2:19–22);

13) пророчество Исаии о новозаветной Церкви (Ис. 49:8–15).

В богослужебных текстах упоминаются те же самые прообразы, однако к ним добавляются еще некоторые, в частности повествование о всемирном потопе (см.: Быт. 7), история спасения евреев, помазавших косяки домов жертвенной кровью (см.: Исх. 12:21–23), и рассказ о явлении Бога Моисею в неопалимой купине (см.: Исх. 3:1–5):

Вемы, первее всепагубный потоп милостивно Тя всех во тлю привести, о, тревеликия сотворяя и странная! Ныне же потопльша, Христе, грех за благосердие и человеческое спасение.

Соблюдаемся благодатию, вернии, и печатию. Яко бо губителя, бежаша прага евреи, древле окровавлена, тако и нам исходное божественное сие пакибытия баня будет. Отсюду и Троицы узрим свет незаходимый.

Уведехом Моисею купиною явленная, гряди, странными уставы соделанная: яко бо спасеся, огнь носяши, Дева, светоносна рождши Благодетеля, во Иорданских же струях явленна.

Знаем, что прежде Ты, творящий великие и необычайные дела, милостиво навел всегубительный потоп, чтобы всех предать тлению. Ныне же Ты потопил грех по Своему милосердию и ради спасения людей.

Сохраняет нас, верные, благодать и печать (крещения). Ибо как евреи, помазав косяки дверей кровью, избежали губителя, так и для нас исходом будет эта божественная купель вечной жизни. Благодаря ей мы узрим незаходимый свет Троицы.

Мы узнали, что явленное Моисею в купине совершилось необычайным образом, ибо Дева, нося огонь, была сохранена и родила светоносного Благодетеля, явленного ныне в струях Иорданских.

Некоторые богослужебные тексты включают в себя монологи или диалоги действующих лиц крещенской истории. Беседа Иоанна Предтечи и Христа (см.: Мф. 3:13–15) воспроизводится, в частности, в следующих текстах:

Како простру руку и прикоснуся верху Держащаго всяческая? Аще и от Марии еси Младенец, но вем Тя, Бога Превечнаго, по земли ходиши, певаемый от Серафим, и раб Владыку крещати не научихся. Непостижиме Господи, слава Тебе.

«Как протяну руку и коснусь головы Вседержителя? Хотя Ты – Младенец от Марии, но знаю, что Ты – Бог Превечный. Ты ходишь по земле, но Тебя воспевают Серафимы, и раб не умеет крестить Владыку. Непостижимый Господи, слава Тебе».

Пророче прииди ко Мне, простри руку, и крести Мя скоро.

: «Пророк, подойди ко Мне, протяни руку и без промедления крести Меня».

Пророче остави ныне, и крести Мя хотяща, исполнити бо приидох всяку правду.

«Пророк, оставь теперь и крести Меня желающего этого, ибо Я пришел исполнить всякую правду».   

Река Иордан в литургических текстах персонифицируется, подобно тому, как это бывает на мозаиках и фресках, изображающих Крещение Господне. Автор одного из текстов вступает в разговор с Иорданом:

Иордане реко, что удивился еси, зря Невидимаго нага? Видех и вострепетах, – рече, – и како бо Сего не хотех устрашитися и зайти? Ангели Его устрашишася, зряще, ужасеся небо, и земля вострепета, и смятеся море, и вся видимая и невидимая. Христос явися на Иордане освятити воды.

«Иордан-река, что ты удивился, узрев Невидимого нагим?» Отвечает: «Я увидел и затрепетал, да и как мне Его не убояться и не скрыться?» Ангели устрашились, видя Его, небо ужаснулось, земля затрепетала, море смутилось и все видимое и невидимое: Христос явился на Иордане, чтобы освятить воды.

Основное внимание авторов литургических текстов уделяется богословскому осмыслению Крещения Господня в сотериологической перспективе. Подчеркивается, что, в отличие от тех людей, которые приходили к Иоанну креститься во очищение грехов, Христос не нуждался в таком очищении, так как был безгрешен. Он сошел в воды Иордана не для очищения, а для того, чтобы освятить эти воды, а людей через Таинство крещения омыть от греховной нечистоты:

Скверну омываяй человеков, сим очишся во Иордане, имже, восхотев, уподобися, еже бе пребыв, сущия во тьме просвещаяй Господь...

Господь омылся в Иордане, чтобы омыть скверну людей – тех, которым Он добровольно уподобился, оставшись тем, чем был, но озарив находившихся во тьме...

Погружение в воду – символ смерти, а выход из воды – символ духовного обновления и воскресения. Вместе с Христом в воды Иордана сходит ветхий Адам, олицетворяющий все человечество:

Безначальне, струям спогребшася Тебе, Слове, новаго преводиши, истлевшаго лестию, Сего несказанно от Отца прием глас державен: Сей возлюбленный, равен же Мне Отрок естеством.

Подвергшегося тлению из-за обмана (диавола), но погребенного вместе с Тобою в струях (Иордана), Ты, безначальное Слово, делаешь новым, неизреченным образом слыша от Отца властный голос: «Сей возлюбленный Отрок равен Мне по естеству».

Благодаря тому что Христос принял крещение в Иордане, стало возможным крещение «водою и Духом», которое открывает верующим вход в Церковь. Избиение младенцев в Вифлееме лишило ветхозаветную Церковь ее чад, но крещение дарует новозаветной Церкви новых чад:

Неплодная древле и безчадная люте, днесь веселися, Христова Церковь: водою и Духом сынове тебе родишася...

Некогда неплодная и ужасным образом лишившаяся детей, Христова Церковь, ты ныне веселишься, ибо от воды и Духа у тебя родились сыновья...

В Древней Церкви Богоявление называли «днем светов», а Таинство крещения – «просвещением». Свою крещенскую проповедь святитель Григорий Богослов посвящает главным образом теме Божественного света. В богослужебных текстах эта тема также находит отражение:

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Свет от Света, возсия мирови Христос, Спас наш, явлейся Бог. Сему, людие, поклонимся.

Истинный Свет явися, и всем просвещение дарует. Крещается Христос с нами, Иже всякия вышши чистоты. Влагает священие воле, и душам сие очищение бывает, земное являемое, и выше небес разумеваемое. Банею спасение, водою же Дух: погружения ради, иже к Богу наш восход бывает. Чудесна дела Твоя, Господи, слава Тебе.

Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет Твой озарил нас, сознательно воспевающих Тебе: Ты пришел и явился, Свет неприступный.

Свет от Света воссиял миру – Христос, Спаситель наш, явившийся Бог. Ему поклонимся, люди!

Истинный Свет явился и всем дарует просвещение. Крестится вместе с нами Христос, Который выше всякой чистоты. Воде Он дарует освящение, и она становится очищением для душ. То, что явлено, происходит на земле, но то, что за этим уразумевается, выше небес. Купелью подается спасение, а водою Дух: через погружение совершается наше восхождение к Богу. Чудесны дела Твои, Господи, слава Тебе.

Праздник Крещения Господня являет Иисуса Христа как Богочеловека, обладающего двумя природами. Как человек Он приходит креститься, а как Бог делает крещение спасительным для всего рода человеческого:

О преславнаго чудесе! Иже Духом Святым крещаяй и огнем на Иордан грядет креститися от Иоанна: Бог не наг, ниже человек прост, но во двою естеству, един Тойжде Сын Единородный, ищай убо крещения, яко человек, от смертнаго, взимая же, яко Бог, грех мира, и подая всем велию милость.

О преславное чудо! Тот, Кто крестит Духом Святым и огнем, приходит креститься на Иордан от Иоанна: Бог, но не бесплотный, и не просто человек, а в двух естествах один и Тот же Сын Единородный. Ибо как человек Он просит крещение от смертного, а как Бог берет на Себя грех мира, даруя всем великую милость.

Крещение Иисуса от Иоанна во Иордане было первым в истории человечества событием, когда были явлены три Лица Святой Троицы: Господь Иисус Своей плотью погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:13–17). Тринитарный аспект праздника нашел отражение в основных богослужебных текстах, посвященных этому событию:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

Троицы явление во Иордане бысть, Самое бо Пребожественное Естество, Отец, возгласи: Сей крещаемый – Сын возлюбленный Мой, Дух же прииде к Подобному...

Явльшуся Тебе во Иордане, Спасе, и крещшуся Тебе от Предтечи, Христе, возлюбленный Сын свидетельствован был еси, темже и Собезначален Отцу явился еси, Дух же Святый на Тя схождаше, Имже и просветившеся, вопием: славу Богу, Сущему в Троице.

Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, явилось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал справедливость этих слов. Явившийся и просветивший мир, Христос Бог, слава Тебе!

На Иордане была явлена Троица, ибо Само Сверхбожественное Естество, Отец, возгласило: «Сей принимающий крещение – Сын Мой возлюбленный». Дух же сошел на подобного Ему...

Когда Ты, Спаситель Христос, явился на Иордане и крестился от Предтечи, Ты был засвидетельствован как возлюбленный Сын, а потому явлен и Собезначальным Отцу, Дух же Святой сходил на Тебя. Будучи просвещены Им, воскликнем: слава Богу, Сущему в Троице.

Подобно тому как за Рождеством следует Собор Пресвятой Богородицы, на второй день празднования Крещения Господня совершается Собор Иоанна Предтечи. В этот день Церковь вспоминает того, о ком Сам Христос сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11:11).

Сретение Господне

Последним праздником рождественского цикла является Сретение Господне, совершаемое 2/15 февраля. Если бы порядок церковных праздников строго соответствовал хронологии евангельских событий, Сретение должно было бы приходиться на период между Обрезанием и Богоявлением. Однако дата Сретения – 40-й день после Рождества – была установлена исходя из того, что событие, вспоминаемое в этот день, произошло через 40 дней после рождения Спасителя. В результате Сретение празднуется спустя почти месяц после Богоявления, возвращая мысль молящихся к продолжению рождественской истории.

На Сретение Церковь вспоминает событие, о котором рассказывается в Евангелии от Луки (см.: Лк. 2:22–38). В богослужебных текстах говорится о Симеоне, который держал на руках Создателя вселенной. Автор текстов влагает в уста Симеона слова благоговейного изумления перед Божественным величием Младенца Иисуса. Симеон говорит о своей близкой кончине и о том, что, сойдя во ад, он возвестит Адаму рождение Мессии:

Глаголи, Симеоне, Кого нося на руку в церкви радуешися? Кому зовеши и вопиеши: ныне свободихся, видех бо Спаса моего? Сей есть от Девы рождейся, Сей есть от Бога Бог Слово, воплотивыйся нас ради и спасый человека, Тому поклонимся.

Священнаго священная Дева принесе во святилище святителю, простер же руце, Симеон прият Сего, радуяся, и возопи: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, Господи.

Адаму известити хотяй иду, во аде живущу, и Еве принести благовестие, Симеон вопияше, со пророки ликуя...

Говори, Симеон, Кого нося на руках в храме, ты радуешься? К Кому взываешь и вопиешь: «Ныне освободился, ибо увидел Спасителя моего»? Сей – родившийся от Девы, Сей – Бог Слово от Бога, воплотившийся ради нас и спасший человека. Поклонимся Ему.

Священная Дева принесла Священного в святилище к святителю. Протянув же руки, Симеон принял Его с радостью и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка Господи, по слову Твоему с миром».

«Я добровольно иду, чтобы оповестить Адама, живущего в аду, и принести радостную весть Еве», – восклицал Симеон, ликуя с пророками...

Неоднократно в литургических текстах проводится параллель между Симеоном и Моисеем. Вождь народа израильского мог видеть лишь «задняя Божия» (см.: Исх. 33:22–23), а старец Симеон на своих руках держит Бога воплотившегося и взирает на Него открытым лицом:

На горе Синайстей древле виде Моисей задняя Божия, и тонкий Божественный глас сподобися во мраке же и вихре слышати. Ныне же Симеон воплощеннаго Бога непреложне нас ради на руки прият и радостно тщашеся ити от сущих зде к животу вечному...

Некогда Моисей на горе Синай видел Бога сзади и удостоился во мраке и буре слышать тонкий Божественный голос. Ныне же Симеон взял на руки Бога, воплотившегося ради нас без изменения (собственного естества), и с радостью спешит перейти от здешнего к жизни вечной...

Подчеркивается, что Младенец, принесенный в храм Иосифом и Марией, не кто иной, как Тот, Кто дал закон Моисею. Из послушания закону Он на восьмой день принял обрезание, а теперь приносится в храм Господень к Самому Себе, в дом Отца и Свой собственный дом:

Днесь древле Моисею в Синаи закон подавый законным повинуется велением, нас ради, яко Милосерд, по нам быв. Ныне Чистый Бог яко Отроча Свято, ложесна разверз чистыя, Себе Самому яко Бог приносится, законныя клятвы свобождая и просвещая души наша.

Сегодня Тот, Кто некогда Моисею на Синае даровал закон, повинуясь повелениям закона, ради нас, Милосердный, стал таким, как мы. Ныне Чистый Бог, как Святой Младенец, разверзши девственную утробу, приносится Себе Самому как Бог, освобождая нас от законного проклятия и просвещая наши души.

Особенностью Сретения Господня является то, что этот праздник – одновременно Господский и Богородичный. О том, что это Господский праздник, свидетельствует, прежде всего, содержание основных богослужебных текстов, а также некоторые литургические особенности, в частности произнесение входного стиха за литургией на малом входе. С другой стороны, при совпадении Сретения с воскресным днем воскресная служба не отменяется, что является признаком Богородичных праздников. Кроме того, если кондак Сретения обращен ко Христу, то тропарь начинается обращением к Божией Матери:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды – Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Радуйся, Благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, праведный старец, принимая в объятия Того, Кто освобождает наши души и дарует нам воскресение.

Пресвятая Дева прославляется в богослужебных текстах Сретения как «небесная дверь», «престол херувимский» и «облак света», ибо Она носит на руках Единородного Сына Божия. В соответствии с принятой традицией на Сретение облачаются в голубые ризы, что подчеркивает восприятие этого праздника как Богородичного.

Сретением завершается рождественский цикл церковных праздников. Дата Сретения – неподвижная, однако она часто совпадает с каким-либо священным воспоминанием, относящимся к подвижному кругу. Если Пасха поздняя, то Сретение выпадает на период до начала пения Постной Триоди. Если же Пасха ранняя, то оно может совпасть с одной из подготовительных недель Великого поста. При совпадении даты Сретения с одним из дней сырной седмицы, его попразднство сокращается и длится столько, сколько осталось дней до начала поста (обычная длина попразднства Сретения – 7 дней). При совпадении даты Сретения с сырной Неделей попразднство исчезает вообще, а при совпадении с понедельником первой седмицы Великого поста Сретение переносится на предыдущий день – Неделю сырную (Прощеное воскресенье).


Источник: Православие / Митрополит Иларион (Алфеев). - В 2 т. - 4-е изд. - Москва : Издательский дом «Познание», 2021. / Т. 2: Храм и икона, Таинства и обряды, богослужение и церковная музыка. - 976 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle