О постановлениях монастырских

Источник

Содержание

Введение

Книга первая. Об одеянии монашеском Глава 1 Глава 2. О препоясании монаха Глава 3. Об одежде монаха Глава 4. О кукулях египтян Глава 5. О колониях египтян Глава 6. О шнурках Глава 7. О епанчах Глава 8. О милоти, козлиной коже Глава 9. О жезле Глава 10. Об обуви Книга вторая. О правилах ночной молитвы и псалмопения Глава 1 Глава 2. О разном числе псалмов для пения в разных областях Глава 3. О соблюдении однообразного правила по всему Египту и об избрании начальников над братьями Глава 4. По всему Египту и Фиваиде соблюдалось одно правило – читать двенадцать псалмов Глава 5. О чтении двенадцати псалмов по наставлению ангела Глава 6. Об обычае прочитывать двенадцать молитв Глава 7. О чине и молитве Глава 8. О совершении молитвы после псалма Глава 9. О качестве молитвы Глава 10. О молчании и краткости молитв, совершаемых у египтян Глава 11. В каком порядке у египтян читаются псалмы Глава 12. Почему, когда один поет, прочие в собрании сидят, и с какой ревностью после того в кельях своих проводят время в бдении далее до рассвета Глава 13. Почему не следует спать после ночной молитвы Глава 14. Как заниматься рукоделием и совершать молитвы в своих кельях Глава 15. В каком молчании всякий возвращается в свою келью по окончании молитв и какому укору подвергается тот, кто поступает иначе Глава 16. Никому не позволялось молиться с отлученным Глава 17. Будильник в урочный час должен будить братьев на молитву Глава 18. С вечера субботы до вечера воскресенья не преклоняют колен Книга третья. О правилах, касающихся дневных молитв и псалмопения Глава 1 Глава 2 Глава 3. Почему на всем востоке служба, которая совершается в третьем, шестом, девятом часу, состоит только из трех псалмов и молитв, и почему именно в эти часы совершается богослужение Глава 4. Утреннее богослужение, которое у нас называется первым часом, установлено не по древнему преданию, а во времена преподобного Кассиана Глава 5. После утренних молитв не следует ложиться спать Глава 6. Старцы ничего не изменили в древнем порядке псалмов, когда установили утреннее богослужение Глава 7 Глава 8. О порядке бдения с вечера субботы Глава 9. Почему установлено бдение в вечер субботний и почему не совершается пост в субботу на всем Востоке Глава 10. Почему у западных пост соблюдается и в субботу Глава 11. Чем отличается воскресное богослужение от службы других дней Глава 12. В какие дни за ужином не читается псалом, как бывает за обедом Книга четвертая. О правилах касательно отрекающихся от мира Глава 1 Глава 2. У египтян пребывают в киновиях до глубокой старости Глава 3. Какому испытанию должен подвергаться желающий поступить в киновию Глава 4. Почему от вступающего в монастырь не принимали никакого имущества Глава 5. Почему вступающие в монастырь должны переменить свою одежду Глава 6. Почему скинутая одежда хранится экономом Глава 7. Почему принятый в монастырь не скоро причисляется к братству Глава 8. Чему сначала младшие учатся, чтобы после могли преуспевать в подавлении страстей Глава 9 Глава 10. Какое послушание молодые оказывали даже в том, что относится к естественным потребностям Глава 11. Какая пища у египтян считается лакомой Глава 12. С какою поспешностью, оставляя все, идут на то дело, на которое призывает ударяющий в дверь Глава 13. У египтян считалось преступлением называть что-либо своим Глава 14. Если кто и много зарабатывал своим трудом, то никто не присваивал себе ничего лишнего Глава 15. О неумеренном старании иметь много своих вещей Глава 16. О правилах наказания за погрешности Глава 17. Кто установил в киновиях чтение во время обеда братьев, и как соблюдается молчание у египтян Глава 18. Кроме общего стола не позволялось употреблять никакой пищи и питья Глава 19. Как в Палестине и Месопотамии братья исполняют ежедневные послушания Глава 20. О трех чечевичных зернах, найденных экономом Глава 21. О добровольном услужении некоторых братьев Глава 22. Об исполнения ежедневных послушаний у египтян Глава 23. О послушании аввы Иоанна, за которое он удостоился дара прозорливости Глава 24. О сухом деревце, которое авва Иоанн поливал по приказанию старца Глава 25. О сосуде с маслом, выброшенном аввою Иоанном по приказанию старца Глава 26. Как авва Иоанн по приказанию старца силился сдвинуть большой камень Глава 27. О смирении и послушании аввы Муция, который по приказанию старца намеревался бросить своего сына в реку Глава 28. Как открылось игумену, что Муций совершил дело Авраамово, и как Муций назначен был игуменом монастыря Глава 29. О послушании одного брата, по приказанию аввы продававшего корзины Глава 30. О смирении аввы Пинуфия, который, оставив свою киновию, ушел в дальний монастырь, в котором жил в послушании как новоначальный Глава 31. О новом уходе аввы Пинуфия в Вифлеемский монастырь Глава 32. Какое правило авва Пинуфий дал брату, которого принял в свой монастырь Глава 33 Глава 34. Наше самоотвержение есть не что иное, – как духовное умерщвление и образ распятого Глава 35. Крест наш есть страх Господень Глава 36. Отречение наше не принесет нам пользы, если будем привязываться к тому, от чего отреклись Глава 37. Дьявол всегда наветует нашему концу; но мы должны всегда блюсти его голову Глава 38. Отрекающийся от мира должен приготовиться к искушениям и подражать немногим Глава 39. В каком порядке надо восходить к совершенству Глава 40. Монах должен брать примеры для совершенства не у многих, а у одного или немногих Глава 41. Что пребывающему в общежитии особенно нужно соблюдать Глава 42. Монах должен ожидать терпеливости не от добродетели других, а от своего великодушия Глава 43. Краткое изложение способа, как монах может восходить к совершенству Книга пятая. О духе чревобесия Глава 1. Переход от постановлений киновитян к борьбе против восьми главных пороков Глава 2. Причины пороков во всех находятся, но не все их знают, и для открытия их мы нуждаемся в помощи Божией Глава 3. Первая война должна вестись против духа чревобесия Глава 4. Свидетельство аввы Антония, которым научает, что всякую добродетель надо заимствовать у того, кто в совершенстве владеет ею Глава 5. Не могут все соблюдать одно правило поста Глава 6. Не одним вином омрачается ум Глава 7. Немощь плоти не может препятствовать чистоте сердца Глава 8. Как можно желать и употреблять пищу Глава 9. Как надо поститься Глава 10. Для сохранения чистоты души и тела недостаточно одного воздержания от пищи Глава 11. Похоти сердечные подавляются только с отсечением пороков Глава 12. В духовной борьбе нужно подражать борьбе телесной Глава 13. Если не освободимся от порока чревоугодия, никак не можем вступить в борьбу внутреннего человека Глава 14. Как можно победить страсть чревоугодия Глава 15. Для сохранения чистоты сердца монах должен быть всегда внимателен к себе Глава 16. Монах не может вести битвы духовной, если не одержит победы над плотью Глава 17. Основание духовного ратоборства состоит в борьбе с чревобесием Глава 18. Какими подвигами святой апостол получил венец славы Глава 19. У подвижника Христова не прекращается борьба, пока он находится в теле Глава 20. Монах не должен изменять время принятия пищи, если хочет вступить в подвиг борьбы Глава 21. О внутреннем мире монаха и духовном воздержании Глава 22. Нам надо упражняться в телесном воздержании, чтобы через него перейти к духовному посту Глава 23. Какова должна быть пища монаха Глава 24. В Египте ради посещения братьев прекращают ежедневный пост Глава 25. О воздержании одного старца, который шесть раз так умеренно принимал пищу, что еще чувствовал голод Глава 26. О другом старце, который в своей келье никогда один не принимал пищи Глава 27. Похвала аввам Песию и Иоанну Глава 28. Того же аввы Иоанна предсмертное наставление Глава 29. Об авве Махете, который во время духовного собеседования никогда не спал, а во время разговоров о земном засыпал Глава 30. Того же старца мнение о том, что не следует никого осуждать Глава 31. Обличение того же старца, когда он увидел, что братья во время духовного собеседования засыпали, а при рассказе пустой басни пробуждались Глава 32. О письмах, сожженных до прочтения Глава 33. О решении вопроса, которое авва Феодор испросил молитвою Глава 34. О мнении того же старца, который учил, что монах может приобрести знание священного писания не исследованием его, а молитвою и чистотою сердца Глава 35. Обличение того же старца, когда в полночь пришел в мою келью Глава 36. Описание пустыни диолкосской, в которой пребывали отшельники Глава 37. Человеколюбие аввы Архебия Глава 38. Тот же Архебий трудами рук своих уплатил долг матери Глава 39. Один старец с притворством доставил работу авве Симеону, когда тот был праздным Глава 40. Об отроках, которые, неся к больному смоквы, с голоду умерли в пустыне, не вкусив их Глава 41. Мнение аввы Макария касательно поста и подавления страстей Книга шестая. О духе блуда Глава 1 Глава 2. О главном средстве против духа блуда Глава 3. Насколько уединение содействует преодолению страсти блудной Глава 4. Какое различие между чистотою и воздержанием, и пребывают ли всегда вместе то и другое Глава 5. Блудная напасть не может быть побеждена одним человеческим старанием Глава 6. Об особенной благодати Божией, необходимой для достижения чистоты Глава 7. Пример из мирского ристалища Глава 8. Сравнение с готовящимися вступить в борьбу на земном поприще Глава 9. Какую чистоту сердца мы должны всегда иметь перед очами Божиими Глава 10. Каков признак совершенной и всецелой чистоты Глава 11. От какого порока происходит ночное обольщение Глава 12. Чистота плоти не может быть приобретена без чистоты сердца Глава 13. Возникающие плотские помыслы тотчас надо изгонять из сердца Глава 14. Мы должны стараться не восхвалять целомудрие, а изъяснять действие его Глава 15. Добродетель целомудрия апостол называет святынею Глава 16. О другом свидетельстве апостола о той же святости Глава 17. Надежда на высшую награду должна усиливать оберегание целомудрия Глава 18. Целомудрие основывается на смирении, а знание на целомудрии Глава 19. Отзыв св. Василия Великого о качестве своего девства Глава 20. Из чего познается совершенная непорочность души Глава 21. Как достигнуть совершенной чистоты Глава 22. До какой степени может быть доведено целомудрие нашего тела, или каков признак очищенного духа Глава 23. Средства для приобретения совершенной чистоты сердца и тела Книга седьмая. О духе сребролюбия Глава 1 Глава 2. Болезнь сребролюбия гибельна Глава 3. Какая польза бывает для нас от естественных страстей Глава 4. Без оскорбления для Творца можем сказать, что в нас есть некоторые природные пороки Глава 5. О пороках, которые без врожденного пожелания допускаются по нашей испорченности Глава 6. Болезнь сребролюбия, принятая однажды, с большим трудом изгоняется Глава 7. Какими пороками сребролюбие порождается, и сколько зол оно порождает Глава 8. Сребролюбие препятствует всем добродетелям Глава 9. Монах, имеющий деньги, не может пребывать в киновии Глава 10. Какой труд для сребролюбия должен совершить оставляющий монастырь Глава 11. Под предлогом сохранения денег ищут сожительства с женщинами Глава 12. Пример одного холодного монаха, опутанного сетями сребролюбия Глава 13. Разоблачая пороки, какую пользу приносят старцы молодым Глава 14. Троякая болезнь сребролюбия Глава 15. Худо отрекающийся чем отличается от не отрекающегося Глава 16. Предлог к оправданию тех, которые не хотят оставить свое имущество Глава 17. О самоотвержении апостолов и первенствующей церкви Глава 18. Если хотим подражать апостолам, то не должны руководствоваться своим мнением, а следовать их примеру Глава 19. Изречение св. Василия Великого об одном сенаторе Глава 20. Быть побежденным сребролюбием – бесчестно Глава 21. Как победить сребролюбие Глава 22. Иной, и не имея денег, может считаться сребролюбивым Глава 23. Пример Иуды Глава 24. Сребролюбие может быть побеждено только нестяжательностью Глава 25. О погибели Анании, Сапфиры и Иуды, которой они подверглись из-за сребролюбия Глава 26. Сребролюбие причиняет духовную проказу Глава 27. Свидетельства из Священного Писания, из которых желающий совершенства научается не возвращать себе того, от чего отказался при вступлении в подвиги самоотвержения Глава 28. Над сребролюбием не иначе можно одержать победу, как нестяжательностью Глава 29. В чем должна состоять монашеская нищета Глава 30. Средства против недуга сребролюбия Глава 31. Сребролюбие можно победить только живущему в киновии, и как можно здесь жить Книга восьмая. О духе гнева Глава 1 Глава 2. О тех, которые говорят, что гнев не вреден, если гневаемся на согрешающих, потому что и о самом Боге говорится, что гневается Глава 3. Какие действия человеческие приписываются Богу Глава 4. Как надо судить о качествах и членах человеческих, приписываемых неизменяемому и бестелесному Богу Глава 5. Какая кротость приличествует монаху Глава 6. О неправедном или праведном возбуждении гнева Глава 7. В чем необходим для нас гнев, или какими примерами блаженного Давида гнев спасительно допускается Глава 8. Гневаться надо на самих себя Глава 9. О каком солнце говорится, чтобы оно не зашло в гневе нашем Глава 10. О тех, которые и на закате солнца не прекращают гневаться Глава 11. Притворно скрывающий свой гнев грешит так же, как и обнаруживающий его Глава 12. Гнев и на короткое время непозволительно иметь Глава 13. О братском примирении Глава 14. Также и ветхий закон запрещает иметь гнев не только в действии, но и в мыслях Глава 15. Говорится о тех, которые причины своей нетерпеливости перекладывают на других Глава 16. Спокойствие нашего сердца зависит не от произвола другого, а от нас Глава 17. С каким намерением надо удаляться в пустыню Глава 18. Нетерпеливы и раздражительны бывают и те, кого люди не трогают Глава 19. О подавлении гнева по евангельскому учению Глава 20. Как надо понимать гнев напрасный Глава 21. Средства к искоренению гнева Книга девятая. О духе печали Глава 1 Глава 2. С какою заботливостью надо лечить болезнь печали Глава 3. С чем сравнивается душа, съедаемая печалью Глава 4. От чего, или каким образом рождается печаль Глава 5. Смущение происходит в нас от порочности нашей Глава 6. Никто внезапно не подвергается падению, но мало-помалу намеренно уклоняясь от правды, наконец погибает Глава 7. Для достижения совершенства нужно не удаляться от общения с братьями, а всегда вооружаться терпением Глава 8. Если нравы наши будут исправлены, то мы можем сойтись со всеми Глава 9. О другом роде печали, которая приводит к отчаянию в спасении Глава 10. В чем бывает полезна нам печаль Глава 11. Как отличить полезную печаль ради Бога от дьявольской, смертоносной Глава 12. Кроме спасительной печали ради Бога, которая рождается тремя способами, всякая другая печаль должна быть отвергнута Глава 13. Какими средствами нужно изгонять печаль из сердца Книга десятая. О духе уныния Глава 1 Глава 2. Как уныние вкрадывается в сердце монаха и какой вред причиняет духу Глава 3. Уныние чем побеждает монаха Глава 4. Уныние ослепляет ум, делает неспособным к созерцанию добродетелей Глава 5. Двоякое уныние бывает Глава 6. Как зловредны бывают действия уныния Глава 7. Свидетельства апостола о духе уныния Глава 8. Бесчинным бывает тот, кто не хочет заниматься делом рук своих Глава 9. Не только апостол, но и бывшие с ним работали своими руками Глава 10. Апостол для того и работал своими руками, чтобы нам представить пример трудолюбия Глава 11. Апостол не только примером, но и словами, проповедуя, увещевал работать Глава 12. Апостол, не довольствуясь одним увещеванием, присоединил еще власть и повеление Глава 13. О словах апостола: мы слышали, что некоторые из вас поступают бесчинно Глава 14. Слова апостола пресекают многие пороки Глава 15. Об оказании снисхождения праздным и нерадивым Глава 16. Погрешающих мы должны исправлять не с ненавистью, а с любовью Глава 17. Разные свидетельства, которыми апостол доказывает, что надо трудиться и что он сам занимался работою Глава 18. Апостол работал столько, сколько нужно было ему и другим, бывшим с ним, на пропитание Глава 19. Как надо понимать слова: блаженнее давать, нежели принимать Глава 20. О празднолюбивом брате, побуждавшем других выйти из киновии Глава 21. Разные свидетельства Св. Писания об унынии Глава 22. Египетские монахи так работают своими руками, что не только своим потребностям удовлетворяют, но подают и заключенным в темницах Глава 23. По причине празднолюбия в западных странах Европы нет монашеских киновии Глава 24. Об авве Павле, который каждый год дело рук своих в огне сжигал Глава 25. Слова аввы Моисея, сказанные мне, чтобы прогнать уныние Книга одиннадцатая. О духе тщеславия Глава 1 Глава 2. Тщеславие искушает монаха не только с плотской стороны, но и с духовной Глава 3. Тщеславие как многообразно Глава 4. Как тщеславие нападает на монаха с правой и с левой стороны Глава 5. Каким сравнением поясняется свойство тщеславия Глава 6. Тщеславие не совершенно истребляется и в пустыне Глава 7. Тщеславие когда будет низложено, тогда еще сильнее восстает Глава 8. Тщеславие не ослабляется ни пустынею, ни возрастом Глава 9. Тщеславие бывает опаснее, когда соединяется с добродетелями Глава 10. Пример царя Езекии, как он стрелою тщеславия был поражен Глава 11. Пример царя Озии, пораженного проказою Глава 12. Разные свидетельства о тщеславии Глава 13. Каким образом тщеславие искушает монаха Глава 14. Как тщеславие внушает присвоить себе степень клирика Глава 15. Как тщеславие опьяняет ум Глава 16. Страсти не иначе можно исцелить, как узнав их корни и причины Глава 17. Монах должен избегать женщин и епископов Глава 18. Средства против тщеславия Книга двенадцатая. О духе гордости Глава 1 Глава 2. Два рода гордости Глава 3. Гордость все добродетели губит Глава 4. По причине гордости Люцифер из архангела сделался дьяволом Глава 5. Побуждения ко всем порокам происходят от гордости Глава 6. Гордость по порядку борьбы бывает последняя, а по времени и началу – первая Глава 7. Гордость есть такое зло, что самого Бога имеет противником Глава 8. Как Бог посрамил гордость дьявола добродетелью смирения Глава 9. Как можем победить гордость Глава 10. Никто не может достигнуть совершенства добродетелей или обещанного блаженства только своими силами Глава 11. Примером Давида и благоразумного разбойника подтверждается вышесказанное Глава 12. Нет никакого труда, который мог бы равняться обещанному блаженству Глава 13. Предание старцев о способе приобретения чистоты Глава 14. Помощь Божия подается трудящимся Глава 15. У кого мы должны учиться пути к совершенству Глава 16. Без милосердия Божия и воодушевления мы не можем приступить к труду достижения совершенства Глава 17. Разные свидетельства, которыми доказывается, что без помощи Божией мы ничего не можем совершить для спасения Глава 18. Мы укрепляемся благодатью Божией не только в естественном состоянии, но и в ежедневном строительстве нашего спасения Глава 19. Такое понимание благодати Божией передано древними отцами Глава 20. Один брат за богохульство предан нечистому духу Глава 21. Пример иудейского царя Иоаса, который за гордость подвергся наказанию Глава 22. Всякая гордая душа подвергается духовным непотребствам для посрамления Глава 23. Совершенства нельзя достигнуть иначе как смирением Глава 24. Кого искушает духовная гордость и кого – плотская Глава 25. Описание плотской гордости Глава 26. Кто положил порочное основание, тот ежедневно опускается в худшее состояние Глава 27. Изложение пороков, рождающихся от гордости Глава 28. О гордости одного брата Глава 29. Признаки, по которым узнается, что плотская гордость есть в душе Глава 30. Кто от гордости сделался холодным к благочестию, тот желает иметь преимущество перед другими Глава 31. Как можем победить гордость или достигнуть совершенства Глава 32. Каким образом гордость может быть подавлена истинным смирением Глава 33. Средства против гордости  

 
Введение

В Писании говорится, что мудрейший Соломон, удостоившийся получить от Бога такую мудрость, что, по свидетельству Самого Господа, не было подобного ему между предшественниками и не могло быть даже между потомками, намереваясь построить храм Господень, просил помощи у тирского царя, и с помощью присланного им сына одной вдовы – Хирама – устроил благолепие в храме и драгоценные сосуды (3Цар 4, 7). Так и ты, блаженнейший архипастырь, намереваясь создать истинный, духовный и вечный храм Богу, в состав которого войдут не камни бесчувственные, но собор святых мужей, и, желая посвятить Богу драгоценнейшие сосуды, которые будут составлять не золото и серебро, но святые души, сияющие незлобием, правотою и целомудрием, приглашаешь меня, ничтожного, для содействия тебе в этом святом деле. Желая, чтобы общежительные монастыри в твоей области были устроены по правилам восточных, а особенно египетских монастырей, несмотря на то, что сам ты столь совершенен в добродетели и разуме и вообще столь богат духовными дарами, что желающие совершенства могут получить достаточное назидание не только от твоего учения, но и от одной жизни, – от меня, убогого словом и знанием, ты требуешь изложения тех монастырских правил, которые я видел в Египте и Палестине и о которых слышал от отцов, чтобы братья нового твоего монастыря могли узнать образ жизни, какой ведут там святые. Мне сильно хочется исполнить твое желание, впрочем, я повинуюсь тебе не без страха, во-первых, потому, что образ жизни моей совсем не таков, чтобы я мог объять умом этот возвышенный и святой предмет; во-вторых, потому, что теперь не могу точно припомнить тех правил, которые знал или соблюдал, живя в молодые годы среди отцов восточных, так как подобные предметы удерживаются в памяти путем исполнения их; а в-третьих, потому, что я не умею хорошо объяснить их, хотя и могу вспомнить о некоторых. Кроме того, об этих правилах уже говорили мужи, отличившиеся умом, красноречием и самой жизнью своей. Василий Великий, Иероним и другие, из которых первый на вопросы братьев о разных правилах общежительных ответил на основании Св. Писания, а другой не только свое сочинение издал, но еще и изданные на греческом языке перевел на латинский. После красноречивых произведений этих мужей мое сочинение обличило бы во мне самонадеянность, если бы меня не воодушевляла надежда на твою святость и уверенность в том, что и тебе угодно мое лепетанье, и братству новоустраиваемого монастыря может быть полезно. Итак, блаженнейший архипастырь, только одушевляясь твоими молитвами, я принимаюсь за дело, тобою мне поручаемое, и стану излагать для нового монастыря те правила, о которых не рассуждали наши предки, писавшие обыкновенно только о слышанном, а не о том, что они сами делали. Здесь я не буду говорить о тех чудесах отцов, о которых я слышал или был свидетелем которых, потому что чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни. Сколько возможно правдивее расскажу я о правилах монастырских, о происхождении восьми главных пороков и о том, как можно, поучению отцов, искоренить эти пороки, потому что я имею целью повествование не о чудесах Божиих, а о том, как исправить наши нравы и проводить жизнь совершенную. Постараюсь исполнить твое предсказание, и если в здешних странах найду что-нибудь не соответствующее древним правилам, то исправлю это по правилам, какие существуют в древних египетских и палестинских монастырях, потому что не может быть никакое новое братство на Западе в стране Галлии лучше тех монастырей, которые основаны святыми и духовными отцами от начала апостольской проповеди. Если замечу, что какие-нибудь правила египетских монастырей будут здесь неисполнимы по суровости воздуха или по трудности и разности нравов, то заменю их, насколько возможно, правилами монастырей палестинских или месопотамских, потому что если правила будут соразмерны силам, то их и с неравными способностями можно будет исполнять без труда.


Источник: О постановлениях монастырских / Труд преподобного Иоанна Кассиана, переведенный святителем Игнатием Брянчаниновым. - Москва : Правило веры, 2016. - 384 с.

Комментарии для сайта Cackle