Владимир Русак

Источник

Богослужебная жизнь

Богослужебные книги.

В XVIII веке продолжалось исправление богослужебных книг. В числе важнейших обязанностей Синода Регламентом было предусмотрено:

а) рассмотреть акафисты, молебны и службы, составленные за последнее время, особенно в Малороссии, противные Священному Писанию, и непристойные запретить;

б) употребить все меры, чтобы и пристойные из них, но ненужные, не вводились в практику и напрасно не отягощали совести человеческой;

в) рассмотреть истории святых, нет ли между ними ложных (вроде повести об “аллилуйя” в житии Евфросина);

г) искоренить суеверные обычаи (вроде празднования пятницы в Стародубском полку, когда под именем пятницы водили в крестном ходу простоволосую бабу и т. п.).

При Петре I эти меры проводились в жизнь настолько решительно, что это вызвало даже недовольство со стороны благочестивых людей, приверженцев старины. Со второй половины XVIII века в этом деле стали поступать более осторожно. Из богослужебных чинов и последований были пересмотрены и исправлены:

1. Чин избрания и рукоположения архиерейского (1725).

2. Чин принятия иноверцев и еретиков (1744).

3. Последование в Неделю Православия (1761).

4. Чин умовения ног (1765).

5.Чин Мироварения(1767).

6. Обе Триоди.

Несколько служб и акафистов были составлены заново:

1. Служба в память о Полтавской битвы (1709).

2. Служба Феодоровской иконе Божией Матери (1777).

3. Чин исповедания (1766).

4. Чин исповедания отроков (1769).

5. Акафисты преп. Сергию, князю Даниилу и святителю Алексию (1795).

6. Службы святым: Феодосию Тотемскому, евангелисту Иоанну,

Димитрию Ростовскому, Стефану Пермскому (с акафистом).

С 1767 года было установлено священническое, а не монашеское погребение архиереев.

Во избежание неисправностей в богослужебных книгах, в книгах Священного Писания и в Кормчей, все эти книги должны были издаваться не иначе, как с разрешения Синода в синодальных и подведомственных Синоду типографиях – московской и петербургской, и в лаврских – киево-печерской и почаевской.

Праздники

Новые праздники, установленные в рассматриваемый период, можно свести к двум группам:

1. По случаю благодеяний Божиих Церкви и Отечеству:

а) победа в Полтавской битве (1709);

б) прекращение моровой язвы (чумы) (1771).

2. В связи с прославлением новых святых:

а) Димитрия Ростовского (открытие мощей в 1752);

б) Феодосия Тотемского († 1568);

в) Иннокентия Иркутского († 1731);

г) перенесение мощей святого Александра Невского (праздник установлен В 1729).

д) равноапостольных Мефодия и Кирилла.

В царствование имп. Александра I, 9 февраля 1805 года, были торжественно открыты мощи святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. Празднование ему установлено еще и 26 ноября. В 1840 году этот день был Высочайше включен в число табельных дней Иркутска. В 1902 году и день открытия мощей установлено праздновать не только церковно, но и граждански.

После войны 1812 года было установлено после литургии 25 декабря совершать благодарственное моление в воспоминание избавления Церкви и Державы нашей от нашествия галлов и с ними двунадесяти языки.

В царствование имп. Николая I, в 1826 году, Высочайше повелено было открыть для поклонения мощи мучеников Литовских Антония, Иоанна и Евстафия (†1347).

6 августа 1832 года торжественно открыты мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского (†1703). Память празднуется 23 ноября и 7 августа. На сороковой день после прославления в Воронеж для поклонения мощам прибыл сам император Николай Павлович.

В царствование Александра II, 13 августа 1861 года, были открыты мощи и причислен к лику святых святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец (†1783).

В 1866 году установлено празднование святым угодникам Волынским (2 мая) в воспоминание спасения Александра II в Париже от пули Березовского. В 1881 году, после кончины государя, празднование было перенесено на 10 октября – день возвращения Православной Церкви Почаевской Лавры в 1831 году.

В 1785 году празднование святителю Филиппу было присоединено к святителям Петру, Алексию и Ионе (5 октября). Празднование стало не только московским, но всероссийским.

В царствование имп. Николая II состоялись прославления:

1) В 1896 – святителя Феодосия Углицкого (†1696) (9 сентября).

2) В 1897 – священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского и иже с ним в 1472 году латинянами утопленных (8 января).

3) В 1903 – преподобного Серафима Саровского (†1833) (19 июля).

4) В 1911 – святителя Иоасафа, епископа Белгородского (†1754) (4 сентября).

5) В 1913 – святителя Гермогена, патриарха Московского (12 мая).

6) В 1914 – святителя Питирима, епископа Тамбовского (†1698) (28 июля).

7) В 1916 – святителя Иоанна, митрополита Тобольского (†1715) (10 июня).

В начале века было установлено празднование преподобному Иову Почаевскому (6 мая). В 1909 году состоялось торжественное перенесение из Киево-Печерской Лавры в Полоцк мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой (†1173). В том же году было восстановлено празднование княгине Анне Кашинской (†1337).

Император Николай II, лично способствовавший прославлению преподобного Серафима и святителя Иоанна Тобольского, присутствовал с Царской Семьей в Сарове на торжествах прославления угодника.

Вскоре после открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского Государь прибыл поклониться его святым останкам. В 1911 году Государь посетил Чернигов для поклонения мощам святителя Феодосия.

Церковное зодчество

Из выдающихся церковных сооружений, построенных в этот период, можно назвать:

Петропавловский собор (1733), ставший усыпальницей императоров, Собор Александро-Невской Лавры (1790), Казанский собор в Перербурге, Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим), восстановленный имп. Елизаветой и Екатериной II, Собор Андрея Первозванного (1761) в Киеве.

В XIX веке обе столицы украсились многими величественным православными храмами.

30 мая 1672 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского (†383) родился основатель новой столицы Петр Великий. В его честь в 1768 году был заложен Исаакиевский собор.

Работы прервались с кончиной Екатерины II. Перемены в плане вносились последующими императорами. В 1817 году был утвержден план перестройки, сделанный французом Монфераном. Николай I опять внес в него изменения. Собор закончен был в 1858 году. В соборе два придела – князя Александра Невского и великомученицы Екатерины. Он представляет искусное подобие собора Петра и Павла в Риме.

Император Павел I в 1800 году задумал соорудить в Петербурге Казанский собор. Эта ответственная работа была поручена крепостному графа Строганова А. Воронихину (1760–1814). Александр I в 1801 году заложил первый камень. 15 сентября 1811 года состоялось освящение этого величественного собора.

Андреевский собор в Кронштадте освящен в 1817 году (архит. А. Захаров).

Единоверческая Никольская церковь в Петербурге – в 1827 году.

Сооружены великолепные Преображенский (1828) и Троицкий (1838) соборы в Петербурге.

Император Александр I при вторжении Наполеона в Россию дал обет воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя. Указ о сооружении был подписан в декабре 1812 года в Вильне, когда он узнал о том, что последние части разбитой наполеоновской армии изгнаны из пределов России.

Были представлены многие проекты. Утвержден план архит. А. Витберга. Николай I в 1832 году избрал новый проект архит. К. Тона. В 1839 году в присутствии государя состоялась закладка храма. Через 20 лет постройка была готова. В 1860 году приступили к украшению внутренней части храма. 26 мая 1883 года в присутствии Александра III храм был освящен. Он вмещал в себя 10.000 человек.

Этот всероссийский памятник Богу за победу в Отечественной войне был разрушен большевиками в 30-х годах XX столетия, а остатки материала от него пойдут на строительство московского метро.

В Киеве восстановлена древняя Десятинная церковь в честь Рождества Божией Матери, разрушенная татарами в 1240 году.

В 1896 году освящен долго строившийся величественный Владимирский собор.

В Херсонесе, на месте крещения князя Владимира в 1891 году освящен Владимирский собор.

В Варшаве в 1877 году и позднее были построены два собора. Александро-Невский разрушен поляками.

В Вятке, в Орле, в Риге, Вильно, Самаре, Томске и других городах строились и освящались изумительные церковные постройки.

Значительные вспоможения на дело восстановления и строительства церквей отпускали после нашествия французов правительство и Синод. После воссоединения в 60-х годах униатов, правительство щедро помогало храмам Западного края, пришедшим в жалкое состояние под властью поляков.

В XIX и XX веках были сооружены многочисленные русские храмы в европейских городах: в Веймаре (1804), Риме (1823), Потсдаме (1829), Афинах (1855), Висбадене (1855), Ницце (1859), Париже (1861), Карлсруэ (1865), Женеве (1866), По (1867), Праге (1874), Дрездене (1874), Брюсселе (1876), Вене (1878), на шипкинских высотах в Болгарии (1879), Баден-Бадене (1882), Копенгагене (1883), Франценсбадене (1889), Берлине (1892), Ментоне (1892), Биаррице (1892), Каннах (1894), Штутгарте (1895), Карлсбаде (1897), Меране (1897), Вене (1899), Гомбурге (1899), Дармштадте (1899), Софии (нач. XX в.), Гамбурге (1901), Киссингене (1901), Герберсдорфе в Силезии (1901), Мариенбаде (1902), Флоренции (1903), Бад Наугейме (1905), Бухаресте (1909), опять в Ницце, опять в Лейпциге (1913) во имя святителя Алексия в память русских воинов, погибших в 1813 году в лейпцигской битве народов.

Вместе с разными обществами и частными лицами жертвенное участие в храмостроительстве принимали Государи и члены Царствующего Дома.

В 1859 году в Петербурге было организовано “Общество вспоможения беднейшим церквам и монастырям” под покровительством императрицы Марии Александровны.

Согласно отчету обер-прокурора Синода, к 1908 году в России было 51.413 церквей, из них:

735 соборных,

1.765 монастырских,

38.588 приходских и окружных,

2.173 домовых при учебных заведениях,

415 единоверческих,

5.280 приписных и упраздненных,

2.457 кладбищенских.

Иконописание

Петр I обращал внимание церковного руководства на необходимость улучшения писания икон. Для надзора за иконописцами в 1707 году он учредил особый приказ во главе с архитектором и иконным мастером Зарудным. Впоследствии наблюдение за иконописанием было поручено Синоду.

При имп. Елизавете был издан указ об употреблении по всем церквам приличных икон, священных сосудов и облачений. Неискусно написанные иконы велено было отбирать.

Правительство обратило внимание на иконы даже в частных домах, в крестьянских избах. Надзор поручался знающим священникам с предоставлением им права отбирать неправильно написанные.

Над иконописцами велено было поставить (из лучших мастеров) смотрителей. Религиозные эстампы могли продаваться только с разрешения архиереев. Синод распорядился:

а) не допускать в церквах икон резных и литых, кроме распятий и

некоторых лепных изображений на высоких местах;

6) не изображать на иконах вместо священных лиц символов;

в) не допускать в иконописные цехи раскольников;

г) не изменять в древних церквах иконописи и других предметов старины.

Печатные изображения подчинялись духовной цензуре.

В течение XVIII века древний кустарный иконописный промысел во Владимиро-Суздальской области сокращается и сосредотачивается в трех больших селах Вязниковского уезда: Палехе, Мстере и Холуе.

С начала XIX века иконописание там приобретает новую силу. В Холуе было до семисот иконописцев. В 1899 году из 3.500 жителей села иконописанием занимались 452 человека. Здесь существовало разделение труда: одни только подготовляли доски (“грунтовщики”), другие – писали только лики (“личники”), третьи – прорисовывали одеяние, затем – те, кто “убирали” икону украшениями из фольги и т. д. Благодаря дешевизне миллионы икон расходились по России. Но такая технология уже больше смахивала на ремесло, промышленность, чем на иконописание.

Высший уровень холуйского мастерства примерно равнялся среднему уровню мастерства в соседнем Палехе. Здесь из 1.431 жителя в 1894 году писанием икон занимались 250 мужчин и 120 подростков. Ежегодно в то время готовилось до 10.000 икон, ценой от одного рубля до 100 и выше. Знаменит Палех и своими фресками. Многие палехские мастера принимали участие в ответственейших реставрациях фресок в других местах страны.

В Мстере к концу XIX века иконописанием было занято 1.300 человек. Там иконописный стиль создавался вкусами и потребностями старообрядцев. Они же были и иконописцами-старинщиками, хорошо подновляли старые иконы и писали новые под старый стиль.

В 1858 году для образования иконописцев при Академии художеств предложено было учредить особый класс. Около того же времени у нас начал вырабатываться особый стиль иконописи по византийским и древнерусским образцам с теми же иконописными приемами (технологией).

В 1901 году был Высочайше утвержден Комитет попечительства о русской иконописи под председательством гр. С. Шереметева. Комитету предоставлялось право открывать иконописные школы, содействовать устройству при школах и вне их артелей иконописцев, издавать руководства для иконописцев, открывать иконные лавки, организовывать выставки, устраивать музеи и т. д.

В 1903 году Комитет повел борьбу с промышленным производством икон (литография Фесенко в Одессе, фирма Жако и Бонакер в Москве выпускали тысячи “икон” на бумаге и жести). Борьба оказалась безуспешной.

В 1905 году Комитетом был издан первый том “Лицевого иконописного подлинника”, содержащего в себе иконографию Спасителя, два тома “Иконописного сборника”.

В 1913 году в Москве была устроена выставка древних икон, приуроченная к 300-летию Дома Романовых, и в том же году – Романовская церковно-археологическая выставка в Чудовом монастыре. Художественное значение русской иконописи впервые получило должную оценку. Эти выставки были самым крупным событием в русской художественной жизни за последние годы.

Церковное пение

Церковное пение стало совершенствоваться особенно со времени имп. Елизаветы, большой его любительницы. Ею заведен был при дворе превосходный хор. Но церковному пению много вредило подражание западным образцам и светской музыке.

До половины XVIII века в нем сильно было, начавшееся еще при царе Алексее, малороссийское влияние (хотя и в нем уже проявлялось западное влияние, но все же оно было во многом родным и церковным). После этого придворная капелла попала в руки итальянских и немецких композиторов, которые увлекали за собой и русских регентов.

Подобному направлению развития церковного пения особенно способствовал пышный век имп. Екатерины II, при которой русское городское богослужение повсюду заполнялось чисто светскими оперными мотивами. В сельских храмах, наоборот, замечался другой недостаток – плохое знание и искажение даже самых обыкновенных церковных напевов.

Первая нотная книга – Ирмологий – была напечатана во Львове в 1772 году. В том же году, в Москве были напечатаны:

1) Азбука нотная, 2) Октоих нотный, 3) Ирмологий нотный и Обиход нотный.

Лучшим духовным композитором, представителем национального направления в церковной музыке этого времени, считается М. Березовский (1745–1777).

Подражателями западного стиля в церковном пении можно назвать Веделя, Дехтярева и Давыдова.

В первые десятилетия XIX века выдающееся значение в области церковного пения приобрел Димитрий Степанович Бортнянский (1752–1825), директор Придворной Певческой Капеллы. По его представлению Синод постановил:

1) партесное пение петь в церквах только по печатным нотам; 2) печатать партесные сочинения самого Бортнянского, а других известных сочинителей – только с одобрения Бортнянского.

Бортнянский получил право цензурировать все духовно-музыкальные произведения, предназначенные для исполнения за богослужением (по смыслу указа трудно было понять, дается ли это право лично Бортнянскому или как директору Капеллы и переходило ли это право на его преемников).

Он сделал безуспешную попытку разработать древние напевы. Из старинной церковной мелодии, служившей ему как бы канвой, он создавал нередко почти новую мелодию с итальянским оттенком. Более всего Бортнянский известен, как автор многочисленных церковных концертов.

Велико значение и прот. Петра Турчанинова (1779–1856), одного из самых видных духовных композиторов. С 1803 года он – регент петербургского митрополичьего хора, а затем учитель пения в школе Придворной Певческой Капеллы.

Панихидное пение, употребляемое повсеместно, написано почти все о. Петром. Его сочинения считаются образцами духовной музыки в православном мире. Благодаря ему в новой многоголосной форме были возрождены древние напевы. Переложения знаменного и киевского распева, сделанные Турчаниновым, до сих пор не сходят с клироса.

После Бортнянского директором Капеллы был А. Львов (1799–1870), автор гимна «Боже, Царя храни». Он явился проводником немецкого влияния в русском церковном пении. Благодаря ему был издан полный круг богослужебных песнопений по придворному напеву для смешанного хора.

Свой обиход Львов старался ввести в повсеместное употребление, не считаясь с местными традициями и напевами. Более известен т. н. “бахметьевский обиход” – обиход Львова, отредактированный его преемником Н. Бахметьевым (1807–1891).

Вторая половина прошлого столетия знаменательна еще тем, что в это время пробудился интерес к церковному пению не только с практической стороны, но и со стороны теоретической и археологической.

По инициативе кн. В. Одоевского в Московской Консерватории была учреждена кафедра истории русского церковного пения. Возглавил ее прот. Д. Разумовский.

В 1869 году он выпустил первую часть своего капитального труда “Церковное пение в России”.

Из светских композиторов к древним распевам обратился П. Чайковский, который на этой основе составил “Всенощную”. Она довольно сильно отличается от его же “Литургии”, сочиненной в свободной манере.

“Литургия” была напечатана в крупнейшем в России нотном издательстве П. Юргенсона без разрешения на то Придворной Капеллы, только с согласия духовной цензуры. Капелла со своим директором Бахметевым возбудила против издательства Юргенсона судебный процесс, который проиграла. Судебное решение, наконец, уточнило смысл указа, который преемники Бортнянского неправомочно относили и к себе.

Решение суда имело огромное значение для церковного пения. С этого времени как духовные композиторы, так и регенты освобождались от необходимости следовать одностороннему стилю Капеллы и бахметьевскому обиходу с их итало-немецкой тенденцией.

В 80-х годах Амвросием (Ключаревым), в бытность его епископом Дмитровским было основано “Общество любителей церковного пения”.

В период с 1885 года до революции на состояние церковного пения сильное влияние оказали два специальных духовно-музыкальных учебных заведения – Придворно-певческая капелла в Петербурге и Синодальное училище в Москве.

Управляющим капеллы стал М. Балакирев, его помощником – Н. Римский-Корсаков. Регентский класс был поставлен на серьезную профессиональную основу.

В Москве обстоятельства сложились еще лучше. В стенах училища оказались три выдающихся личности: директор – С. Смоленский, регент хора – В. Орлов и исключительной силы композитор – А. Кастальский (1864–1926). Само училище из заурядной певческой школы превратилось в серьезный музыкально-педагогический институт с 9-классным курсом и приготовительным классом.

Регентом Синодального хора в 1886 году становится В. Орлов. При настойчивой его работе хор достиг высокой степени совершенства. В 1899 году хор с огромным успехом выступал в Вене. В обширную программу входили произведения Бортнянского, Львова, Турчанинова, Гречанинова, Кастальского.

К концу столетия произошел резкий поворот в сторону восстановления древних распевов, преимущественно знаменного. И заслуга в этом принадлежит именно А. Кастальскому, ставшему во главе московской школы духовных композиторов.

В 1901 году Орлов был назначен директором училища вместо Смоленского, а на его место стал А. Кастальский. Творчество Кастальского полностью служило созданию национальной музыки в церкви.

В 1910–17 годах синодальный хор под управлением Н. Данилина достиг в своем развитии необычайного мастерства. Его Выступления в Италии, Австрии, Германии и в Варшаве имели неизменный огромный успех.

Длительная церковно-певческая практика долгое время признавала только мальчиков для исполнения сопрановой и альтовой партий. Впервые женские голоса в церковные хоры были введены в Петербурге в начале XX века А. Архангельским.

Многие хоры славились своим мастерством в России в начале XX века: Ф. Иванова (Чудовский монастырь, храм Христа Спасителя), И. Юхова (Москва), А. Архангельского (Александро-Невская Лавра, Исакиевский и Казанский соборы в Петербурге), хоры Калишевского, Надеждина, Кошица (Киев), Рукавишникова (Нижний Новгород), Касторского (Пенза). Все архиерейские хоры по епархиям также отличались высоким мастерством исполнения и голосами.

В 1911 и 1913 годах по инициативе архиеп. Арсения (Стадницкого) в Новгороде созывались съезды учителей пения духовно-учебных заведений епархии. Итогом работы съездов было издание нотного пособия “Спутник псаломщика. Песнопения годичного круга богослужений с требоисправлениями”, выдержавшего три издания на родине и одно за рубежом трудами русского монастыря в Джорданвиле (США) в 1959 году.

Монастырское музыкальное творчество, более близкое по духу к национально-самобытному стилю, вылилось в самостоятельные распевы: Киево-Печерской Лавры, Почаевского, Валаамского и Старо-Симоновского монастырей.


Источник: История Российской церкви : Со времени основания до наших дней / Русак В.С. - Джорданвиль, 1993. — 580 с.

Комментарии для сайта Cackle