Источник

I. НЕДУГ ОРГАНОВ ПОЗНАНИЯ

Характер познания обусловлен устроением, природой и состоянием органов познания. На всех своих ступенях познание органически зависит от органов познания. Человек не является творцом Истины, поэтому акт познания – это акт усвоения уже объективно данной Истины. Это усвоение имеет органический характер: оно подобно прививанию черенка виноградной лозы к стволу, жизни на этом стволе и от него (Ин.15:1–6). Поэтому познание – плод на дереве личности. Какое дерево, таков и плод; каковы органы познания – таково и познание.

Анализируя человека в его эмпирической данности, святой Исаак Сирин находит, что его органы познания больны. Зло – болезнь, которой страдает душа, а значит и все органы познания1. Зло имеет свои чувства, это страсти (τα πάθη), а «страсти – недуг души»2. Зло и страсти не принадлежат природе души; они – наносное3 и неприродное дополнение души4.

Чем являются страсти сами по себе? Они суть «как бы некая твердая сущность»5. Причины страстей – житейские вещи6. Страсти – это жажда богатства, накопления вещей, телесные наслаждения, честолюбие, властолюбие, надмение благолепием власти, желание наряжаться и нравиться, стремление к человеческой славе, страх за тело7. Все эти страсти имеют одно наименование: (ο κόσμον) ­­ мир8. «Мир – плотское житие и мудрование плоти»9. Страсти – это нападения, которые совершают на человека вещи сего мира; благодать – единственная сила, которая может их отразить10. Когда страсти угнездятся в человеке, то искореняют его душу11. Они приводят в замешательство ум, наполняют его фантастическими видениями и желаниями12, поэтому и мысли у него смущенные, фантастические. «Мир – блудница»13, которая своими душепагубными прелестями завораживает душу, разрушает ее невинность, уничтожает Богом данную ей чистоту, и она, нечистая и развратная, рождает нечистое сознание.

Больная душа, больной ум, больное сердце, больная воля – одним словом: больные органы познания могут рождать, создавать, производить лишь больные мысли, больные чувства, больные желания, больное сознание.

* * *

1

Επιστολη 4, с.380. Του οσίου πατρος ημων ᾿Ισαακ του Σύρου Τα ευρεθέντα ασκητικά εκο. Νικηφάρου του Θεοτόκη εν Λειψία 1770, ανατυπούμενα επιμ. ´Ιωακειμ Σπετσιέρη, ΑθΖναι 1895. Все ссылки на указанное издание.

2

Там же, Λόγοζ 83, с.317.

3

Там же.

4

Логос 82, с.314.

5

Логос 69, с.271.

6

Логос 6, с.32.

7

Логос 30, с.132.

8

Там же, с.131.

9

Там же, с.132.

10

Логос 38, с.164.

11

Логос 26, с.112.

12

Логос 56, с.227.

13

Логос 85, с.329.


Источник: Путь богопознания : Гносеология святого Исаака Сирина / Преподобный Иустин (Попович) ; Пер. и ком. Докт. Филолог. Наук, проф. И.А. Чароты. – Минск : Свято-Елисаветинский монастырь, 2003. – 63 с. (Сербское богословие XX века).

Комментарии для сайта Cackle