Лекции по истории Греко-Восточной Церкви

Источник

Содержание

Том I I. Вступление. О византинизме в церковно-историческом отношении Сущность византинизма вообще и главные моменты его исторического развития Анализ содержания церковного византинизма 1. Православие и точное соблюдение догматов и канонов 2. Система христианско-теократического государства и её последовательное развитие от Константина Великого до последних Палеологов, – цезаропапизм и папизм неприложимы к Византии 3. Церковно-религиозный характер Византии 4. Церковно-религиозный характер византийской науки и просвещения 5. Византийское монашество и его идеалы II. Духовное просвещение и богословская наука в Византии с половины IX до половины XV В. (843–1453г.) II. 1. Историческое значение торжества Православия II. 2. Когда совершилось торжество Православия II. 3. Подъём духовного просвещения в Византии во второй половине IX в. Причины развития духовного просвещения в Византии в IX в. II. 3. 1. Свободное самоопределение Византийской церкви в области духовного просвещения II. 3. 2. Факт разделения Церквей и его значение для духовного просвещения в Византии, в связи с новыми задачами научно-богословской деятельности II. 3. 3. Миссионерская деятельность Византийской церкви в связи с ростом духовного просвещения II. 3. 4. Выдающиеся церковные деятели византийского просвещения в IX в. и их значение для его подъёма и развития III. Деятельность византийских иерархов, клириков и монахов на поприще духовного просвещения и богословской науки в X-XV в. III. 1 Заключительное суждение о Византийских патриархах X-XI в. в их отношении к духовному просвещению и богословской науке IV. Епархиальные архиереи, клирики и монахи – на служении духовному просвещению и богословской науке в Византии IX-XV в. IV. 1. Епархиальные архиереи и клирики IV. 2. Византийские монахи V. Отношение императоров к духовному просвещению в Византии IX-XV в. V. 1. Император Лев VI Мудрый, его отношение к духовному просвещению и литературные церковно-богословские труды V. 2. Император Константин VII Порфирородный и его заслуги в области духовного просвещения V. 3. Отношение к просвещению византийских императоров в конце Х и в первой половине XI в. V. 4. Заслуги династии Комнинов в области духовного просвещения V. 5. Династии Ангелов и Ласкарисов в их отношении к духовному просвещению V. 6. Династия Палеологов в отношении к духовному просвещению в Византии XIII-XV в. VI. Школы в Византии с середины IX до середины XV в. VI. 1. Начальные школы VI. 2. Средние школы VI. 3. Византийская академия Том II VII. Учёное богословское общество в Византии VII. 1. Богословская наука в Византии VII. 2. Догматика, полемика и апологетика VII. 2.1. Патриарх Фотий VII. 2.2. Никита Византийский VII. 2.3. Полемика греческих богословов против латинян в XI в. VII. 2. Толкование Священного Писания VII. 3. Аскетика и мистика Приложение I. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита I II III Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита, описанные Каллистом, святейшим архиепископом Константинополя Примечания Приложение II. Преподобный Феодор Студит, его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность Глава первая. Юность преп. Феодора и первоначальная его деятельность в Саккудионском монастыре Глава вторая. Михианские споры в Византии и участие в них преп. Феодора Глава третья. Борьба преп. Феодора Студита против иконоборства Глава четвёртая. Преп. Феодор Студит как организатор монастырского общежительного строя Глава пятая. Богословско-литературная-деятельность преп. Феодора Студита Глава шестая. Кончина преп. Феодора Студита О монашестве Делания иноков Схима Старчество От издательства Послесловие А. В. Маркидонова  

 

Се бо и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́.

Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся.

Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя.

Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти.

Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.

Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от Мене́.

Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя.

Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся.

Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й.

Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́.

Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши.

Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т.

Псалом 50, стихи 8, 10–14


Источник: Лекции по истории греко-восточной церкви / чит. студент. Спб. дух. акад. доц. акад. И.И. Соколовым в 1903-4 г. : В 2-х томах. - Санкт-Петербург: Изд. Олега Абышко, 2005. / Т. 1. - 384 с.; Т. 2. – 352 с. – (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»).

Комментарии для сайта Cackle