Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


святитель Кирилл Иерусалимский

Тайноводственные поучения

   

Содержание

I. К новопросвещенным, на слова из Петрова Соборного первого послания, от сего места: «трезвитеся, бодрствуйте» (1 Пет. 5:8), даже до конца того послания. II. О крещении. На слова Апостола из послания к Римлянам, от сего места: «или не разумеете, яко, елицы во Христа Иисyса крестихомся, в смерть Его крестихомся?» До сего места: «несте бо под законом, но под благодатию» (Рим. 6:3, 14). III. О миропомазании. На слова из Иоаннова Соборного послания первого, от сего места: «и вы помазание имате от Бога, и весте вся» IV. О Теле и Крови Христовой. На слова из Павлова послания V. Из Петрова Соборного послания: «темже отложше всяку злобу, и всяку лесть, и клевету» и проч. (1 Пет. 2:11).  

 

I. К новопросвещенным, на слова из Петрова Соборного первого послания, от сего места: «трезвитеся, бодрствуйте» (1 Пет. 5:8), даже до конца того послания.

1. Желал я и прежде, о истинные и вожделенные чада Церкви, беседовать с вами о духовных сих и небесных тайнах. Но понеже точно знал, что зрение паче слуха уверяет, то и ожидал я настоящего времени, дабы найти вас чрез сей искус более приготовленными к слушанию проповедуемого, и тем бы удобнее ввести вас мне в светлейший и благовоннейший цветник сего рая. Да и подлинно вы учинились более способными к принятию сих Божественных таин, сподобясь Божественного и животворного крещения. И поелику должно предложить трапезу совершеннейшего учения, то мы потщимся тому научить вас, дабы вы познали сих таин силу, совершившуюся над вами в оный вечер крещения.

2. Вы сперва взошли в преддверие крестительного притвора, стоя лицом к Западу слушали, по повелению простирали руку, и как бы находящегося тамо сатаны отрицались. Но надлежит вам знать, что в истории Ветхого Завета находится прообразование сего. Ибо когда Фараон, сей жесточайший и бесчеловечный мучитель, угнетал свободный и благородный народ Еврейский, тогда Бог послал Моисея извести их от тяжкого рабства Египетского. И кровию агнца мазаны были «праги» и «подвои» дверей, дабы всегубитель прошел мимо домов, имеющих знамение крови (Исх. 12:22, 28): а таким образом чудесно спасен, был народ Еврейский. Но когда враг преследовал уже освобожденных, и увидел море для них сверхъестественным действием разделившееся, бежал однако поспешно за ними; тогда, внезапно будучи покрыт волнами, потоплен в водах Чермного моря (Исх. 14:22, 30).

3. Молю тебя прейти от сих вещей древних к новым, от прообразования к истине. Там Моисей, по повелению Божиюо, в Египет пришедший: здесь Христос, от Отца в мир посылаемый. Там Пророк, да изведет из Египта народ угнетаемый: здесь Христос, да избавит человеков, грехом отягощаемых в мире. Тамо кровь Агнца отвратила губителя: здесь кровь Агнца пречистого (1 Пет. 1:19) Иисуса Христа, соделалась прогнанием бесов. Тот мучитель гнал до моря оных древних людей: и тебя лютый, безстыдный, и началозлобный сей демон, преследовал даже до оных спасительных вод. Тот в море потоплен, а сей в спасительной воде исчезает.

4. Но еще ты слышишь, повелевается тебе, простерши как будто к находящемуся близ тебя руку, сказать: «отрицаюся тебе сатано». Хочу сказать и то, для чего вы лицом к Западу стояли: ибо сие нужно. Понеже место видимой тьмы есть Запад, сатана же, будучи тьма, во тьме и державу имеет: для того прознаменовательно смотря на Запад, вы отрицаетесь того темного и мрачного князя. Что же стоя всяк из вас говорил? «Отрицаюся тебе сатано», тебя злого и лютейшего мучителя. Ты говоришь: я уже силы твоея не боюся. Ибо ее разрушил Христос, приобщився крове и плоти моея, да чрез сие упразднит смертию смерть, да не буду я чрез все житие повинен работе (Евр. 2:15). «Отрицаюся тебе» лукавого и злохитрейшего змия. «Отрицаюся тебе» коварного, под притворством дружества соделавшего всякое беззаконие и произведшего в наших прародителях отступление от Бога. «Отрицаюся тебе сатана», всякой злобы изобретателя и споспешника.

5. Потом во втором речении научаешься говорить: «и всех дел твоих». Дела же сатаны — всякий есть грех, которого и отрицаться нужно: подобно как от мучителя кто убежав, убегает всячески также и оружия его. Итак, всякий род греха относится к делам диавола. Впрочем и сие ведай, что все сказанное тобою, наипаче в сей страшный час, написано в Божиих книгах. Итак, если ты сему что либо противное сделаешь, яко преступник, осужден будешь. Посему ты отрицаешься дел сатанинских, всех, говорю, деяний и помышлений, противных разуму.

6. Засим говоришь ты: «и всея гордыни твоея», Гордыня сатаны есть всякие неистовые зрелища и конскиея бегания, ловли со псами и всякая таковая суета, от коей избавиться моля Святый Пророк глаголет к Богу: «отврати очи мои, еже не видети суеты» (Пс. 118:37). Да не будет вожделенно для тебя зрелищное неистовство, где ты увидишь наглости шутов, производимый с бесстыдством и со всяким непотребством, увидишь неистовые женоподобных мужей плясания. Да не будет вожделенно тебе также безумие тех, которые в ловлях предают себя зверям, для прихоти своей окаянной утробы. Таковые, дабы угодить своему чреву яствами, сами по справедливости бывают пищею зверей неукротимых. А правильнее сказать, они для своего чрева, которое бог их (Флп. 3:19), собственную жизнь свою погубляют чрез единоборство. Убегай и конских ристаний, зрелища неистового, убивающего души: потому что все сие гордыня диавола есть.

7. Еще же и то, что в идольских празднествах приносимо было, мяса ли то, или хлебы, или что другое подобное сему, оскверненное призыванием демонов нечистых, причитается к гордыне диавола. Ибо как хлеб и вино Евхаристии, прежде Святого призывания покланяемой Троицы, были простым хлебом и вином; по совершении же призывания хлеб соделывается телом Христовым, а вино бывает кровиюо Христовою: так равно и сия брашна гордыни сатанинския, будучи по своему естеству простыми, скверными делаются чрез призывание демонов.

8. После сего ты говоришь: и «всего служения твоего». Служение же диаволу есть молитва, совершаемая в капищах: все бывающее для чествования бездушных идолов: зажигание свеч, или каждение при источниках и реках, так как иные, прельщены быв сновидеными или бесами, приходили на оные воды в чаянии обрести уврачевание и телесных недугов: или что иное такого рода: ты к сему не приобщайся. Птицегадание, чарование, предсказывания, или привески на шее против очес призора, или на листах написания, волхвования, или иные злые хитрости, и другие сим подобные непотребства, суть служения диаволу. Итак, бегай сего: ибо если ты в оное впадешь, по отвержении сатаны и по сочетании со Христом; то испытаешь большую жестокость мучителя, который прежде с тобою поступал как будто с домашним своим, послабляя тебе в тяжком рабстве, а ныне сильно преогорчен тобою: и Христа лишишься, и от сатаны большую злобу к себе увидишь. Не слышал ли ты древнего повествования о Лоте и его дщерях (Быт. 19:15, 30)? Не спасся ли он со дщерями, когда ушел в гору: а жена его не превратилась ли в столп соляной, дабы остаться ей вечным памятником злого изволения, и обращения взора назад (Быт. 19:26)? Внимай убо ты себе (Втор. 4:23), и не обращайся паки вспять, «возложив руку на рало» (Лк. 9:62), и зря вспять на сланое жизни сея деяние: но беги в гору (Быт. 19:17) ко Христу Иисусу, ко оному «камню без рук отторгшемуся» (Дан. 2:35, 45) и исполнившему вселенную.

9. Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз и древнее согласие с адом (Ис. 28:15): тогда отверзается тебе рай Божий, на Востоке насажденный (Быт. 2:8), откуда за преступление изгнан был наш праотец (Быт. 3:23). Означая сие, обратился ты от Запада к Востоку, стране света. В то время тебе повелено сказать: «верую во Отца, и Сына, и Святаго Духа, и во едино крещение покаяния». О чем в первых поучениях, сколько благодать Божия споспешествовала, пространно тебе сказано.

10. Итак, сими словами утверждаем будучи, трезвися. Ибо «супостат наш диавол», как недавно читано, «яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1 Петр. 5:8). Да и подлинно в прежние времена «пожирала смерть превозмогающая» (Ис. 25:8): но при Святой «бане пакибытия» отъял «Бог всяку слезу от всякаго лица» (Ис. 25:8). Ибо ты более не будешь плакать, совлекшись ветхого человека: но возрадуешься (Ис. 61:10), облекшись в ризу спасения, во Христа Иисуса (Рим. 13:14).

11. И сие произошло с вами в преддверии Церкви. Когда же Божиим изволением в последующих тайноводствах внидем во Святая Святых: тогда познаем образы вещей, совершающихся тамо. Богу же Отцу слава, держава и величество, с Сыном и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

II. О крещении. На слова Апостола из послания к Римлянам, от сего места: «или не разумеете, яко, елицы во Христа Иисyса крестихомся, в смерть Его крестихомся?» До сего места: «несте бо под законом, но под благодатию» (Рим. 6:3, 14).

1. Полезны нам повседневные тайноводства, и новейшее учение о вещах новейших: а наипаче вам, обновленным из ветхого человека в нового. Почему я, как самая нужда требует, предложу вам следующее за вчерашним тайноводством, дабы вы уразумели, какие вещи изображаются тем действием, которое совершено вами во внутреннем притворе.

2. Итак, не медля по входе вашем, вы сложили с себя ризу, и сие значило: «совлещися ветхого человекам с деяньми его» (Кол. 3:9). По сложении ризы, вы были наги, подражая и в оном Христу, на Кресте обнаженному, чрез оное обнажение «совлекшему Начала и Власти, и с дерзновением на Кресте восторжествовавшему над ними» (Кол. 2:14-15). А поелику в членах ваших таились противные силы, то и не подобает вам более носить оные ветхие ризы, не сии, говорю, всеконечно, чувственные, но «ветхого человека, тлеющаго в похотех прелестных» (Еф. 4:22). В какового человека да не облекается паки душа, единожды оного совлекшаяся, но да повторяет слово, которое в Песнях Песней говорит невеста Христова: «совлекохся ризы моем, како облекуся в ню» (Песн. 5:3). О дивная вещь! Вы были наги пред очами всех, и не стыдилися. Подлинно вы носили образ первозданного Адама, который был наг в раю, и не стыдился. (Быт. 2:23).

3. Потом совлекшись, вы были помазаны елеем заклинательным, от верха главы даже до ног, и соделались общниками доброй маслины, Иисуса Христа. Ибо отсекшись от дикой маслины, вы прицепились к доброй маслине, и приобщилися туку доброй маслины. Итак, заклинательный елей означал участие во умащении Христовом, которое отражает всякий след сопротивной силы. Как дуновение Святых, подобно сильнейшему пламени, палит и гонит бесов: так и заклинательный сей елей, призыванием Бога и молитвою, такую приемлет силу, что не только, попаляя следы грехов, очищает, но и все невидимые лукавого силы изгоняет.

4. После сего вы были ведомы ко Святой купели Божественного крещения, каким образом Христос от Креста к предлежащему гробу. И вопрошаем был всякий из вас, верует ли во имя Отца, и Сына, и Святого Духа? И вы исповедали спасительное исповедание, и погружались троекратно в воду, и паки из воды появлялись. И здесь вы знаменательно изобразили тридневное погребение Христово. Ибо как Спаситель три дни и три нощи пребыл во чреве земли (Мф. 12:40), так и вы первым из воды появлением изобразили первый день, а погружением первую ночь Христова пребывания в земле. Ибо как человек ночью более не видит, а днем во свете обращается: подобно и в погружении, как в ночи, вы ничего не видели, а в появлении из воды, как во дни были. И в то же время вы умирали и рождались: и оная спасительная вода была вам и гроб и матерь. И что Соломон о других вещах сказал, сие к вам приличествует. Тамо сказал: «время раждатися, и время умирати» (Еккл. 3:2); о вас же напротив: «время умирати и время раждатися». И единое время совершило и то и другое: и смерть и рождение ваше вкупе стеклися.

5. О странное и чудное дело! не истинно мы умерли, не истинно погребены были, ниже истинно по распятии воскресли, но во образе подражание, а во истине спасение. Христос был истинно распят, истинно погребен, истинно и воскрес: и все сие дал нам по благодати, да подобием приобщившись Его страданиям, самою истиною приобрящем спасение. О человеколюбе непостижимое! Христос, на пречистых руках и ногах Своих принял гвоздие, и претерпел страдание: а мне, хотя я не болел и не страдал, спасение дарует по единому общению страстей Его.

6. Итак, никто не помышляй, что якобы крещение есть благодать оставления грехов токмо, каково было Иоанново крещение: но оно есть и благодать усыновления. Понеже вы заподлинно знаете, что оно есть как оставление грехов, и подаяние дара Святого Духа, так и страстей Христовых изображение. Ибо для сего и Павел недавно вопия говорил: или «не разумеете, яко елицы во Христа Иисyса крестихомся, в смерть Его крестихомся! Спогребохомся убо Ему крещением в смерть» (Рим. 6:3, 4). Cие говорил он к тем, которые полагают, что в крещении хотя совершается отпущение грехов и усыновление, но не бывает общения Христовых страстей в подобии.

7. Посему, дабы мы уразумели, что Христос все, что ни претерпел, для нас и для нашего спасения претерпел самою истиною, а не привидением, и что мы бываем общники Его страдания, Павел вопиял со всякою известностию: «аще бо снасаждени быхом подобию смерти Его, то и Воскресения будем» (Рим. 6:5). Изрядно же сие слово, «снасаждени»: ибо как здесь [1]1 насадился виноград истинный, то и мы, приобщившись крещением смерти, сделались ему снасажденными. Обрати же с великим вниманием свою мысль на слова Апостола. Ибо не сказал: «аще снасаждени быхом смерти», но «подобию смерти». Ибо истинно ко Христу относится смерть, потому что истинно душа разлучилась от тела: и истинное погребение, потому что чистою плащаницею повито было Его Святое тело (Мф. 27:59), и все в Нем истинно совершилось. В вас же подобие смерти и страданий: а спасения не подобие, но истина.

8. Уразумевши сие довольно, сохраняйте в памяти, молю вас: да и я недостойный скажу о вас: «люблю же вас яко всегда мене помните, и предания яже предах вам, держите» (1 Кор. 11:2). Силен же есть Бог, Который «представил вас яко от мертвых живыми» (Рим. 6:13), дати вам, в «обновлении жизни ходити»: (Рим.6:4) ибо Тому слава и держава, ныне и во веки. Аминь.

III. О миропомазании. На слова из Иоаннова Соборного послания первого, от сего места: «и вы помазание имате от Бога, и весте вся» (1 Ин. 2:20) до сего места: «и не посрамимся от Него в пришествии Eго» (1 Ин. 2:28).

1. Во Христа крестившись, и во Христа облекшись (Гал. 3:27), вы Сыну Божию сообразными (Рим. 8:29) учинились.Поскольку Бог, предопределивший (Еф. 1:5) вас во усыновление, учинил сообразными телу славы Христовы (Флп. 3:21). Соделавшись же причастниками Христу (Евр. 3:14), вы достойно именуетеся Христинами, то есть помазанными: и о вас Бог сказал: «не прикасайтеся помазанным Моим» (Пс. 104:15). Помазанными же вы соделались, когда прияли тождеобразие Святого Духа: и все на вас образно, то есть в подобии, совершилось, потому что вы образ Христа. Он, омывшись в реке Иордане, и преподав от пота своего Божественного благоухание водам, возшел от них: и было на Него существенное наитие Святого Духа, когда на подобном подобное опочивало. Так и вам, когда вышли вы из купили священных вод, преподано помазание, сообразное тому, которым Христос помазался. Оное же есть Дух Святый, о коем и блаженный Исаия, в своем пророчестве, говорил от лица Господня: «Дух Господень на мне, Егоже ради помаза мя, благовестити нищим посла мя» (Ис. 61:1).

2. Ибо елеем, или миром телесным Христос от человек не был помазан: но Отец, предпоставив Его во Спасителя всему миру, помазал Духом Святым, как Петр говорит: «иисyса, иже от Назарета, Егоже помаза Бог Духом Святым» (Деян. 10:38). И Давид пророк вопиял, вещая: «престол Твой Боже в век века: жезл правости, жезл царствия твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззакони: сего ради помаза тя Боже Бог твой елеем радости паче причастник твоих» (Пс. 44:7–8). И каким образом Христос воистинну был распят, погребен и воскрес; а вы чрез крещение в подобии, и сраспяться, и спогребстись, и восстать с Ним удостоились: так и в Миропомазании. Он духовным елеем радости помазался, то есть Духом Святым, который елеем радости нарицается, потому что есть виновник духовной радости: вы же помазались миром, сделавшись общниками Христу и причастниками.

3. Но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и Святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твое чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается.

4. И во первых помазаны вы были на челе, чтобы избавиться вам от стыда, каковый первый преступник человек обносил повсюду (Быт. 3:7–8). «И чтоб откровенным лицем вы славу Господню созерцали» (2 Кор. 3:18). Потом на ушах: дабы получить вам для слышания Божественных таин ухо, о коем сказал Исаия: «и приложи ми Господь ухо, еже слышати» (Ис. 50:4). И Господь Иисус во Евангелии: «имеяй уши слышати, да слышит» (Мф. 11:15). После на ноздрях: дабы вы, Божественным облагоухавшись миром, возглаголали: «Христово благоухание есмы Богови в спасаемых» (2 Кор. 2:15). Далее на персях: да «облекшеся» в «броня правды, станете противу кознем диавольским» (Еф. 6:14, 11). Ибо как Христос по крещении и по наитии Святого Духа, изшед победил супостата (Мф. 4:1, и след.): так и вы по Святом Крещении, и по таинственном Миропомазании, «облекшеся во все оружие» Святого Духа, стали против силы супостата, и оную побеждаете, восклицая: «вся могу о укрепляющем мя Xристе» (Флп. 4:13).

5. Сего Святого Миропомазания удостоившись, вы нарицаетесь Христианами, оправдывая возрождением и самое имя. Ибо, прежде нежели вы сподобились оной благодати, вы сего наименования собственно достойными не были, а стремились к тому, чтобы вам быть «Христианами».

6. Ведать же вам надлежит, что Миропомазания сего прообразование находится в Ветхом Писании. Ибо когда Божие повеление Моисей передавал своему брату (Лев. 8:1-2) и поставлял его в первосвященника, то по измытии водою помазал его (Лев. 8:6, 12): и сей был назван «помазанником» (Лев. 4:5), то есть от помазания образовательного. Так и Соломона, возводя на царство, Архиерей помазал, по измытии «в Гионе» (3Цар. 1:39, 45) Но «сия убо образы прилучахуся онем» (1 Кор. 10:11). Вам же необразно, истинно: потому что вы от Святого Духа истинно помазаны. Начало вашего спасения Христос: ибо Он истинно есть «начаток», вы же «примешение. Аще же начаток Свят», явствует, что и в примешение перейдет «Святость» (Рим. 11:16).

7. (Cие помазание) сохраните непорочно; ибо «оно само учит вы о всем» (1 Ин. 2:27), если в вас пребудет, как ныне слышали вы блаженного Иоанна говорящего, и много о сем помазании любомудрствующего. Ибо оно есть священие, телу духовное хранение, и души спасение. О сем от древних времен блаженный Исаия, предсказывая, говорил: и «сотворит Господь всем языком на горе сей» (Ис. 25:6); горою же называет он Церковь, как и в другом месте, когда говорит: «и будет в последняя дни явлена гора Господня» (Ис. 2:2). «Испиют вино, испиют радость, помажутся миром» (Ис. 25:6, 7). И чтобы утвердить тебя, слушай, что говорит он о сем Мире, как о таинственном: «предаждь сия вся языком: совет бо Господень на вся языки» (Ис. 25:7). Итак вы, сим Святым помазавшись миром, соблюдите оное в себе непорочно и неукоризненно: успевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Иисусу Христу, Коему слава во веки веков. Аминь.

IV. О Теле и Крови Христовой. На слова из Павлова послания к Коринфянам: «аз же приях от Господа, еже и предах вам», и проч. (1 Кор. 11:23.).

1. Даже одно сие блаженного Павла учение довольно к тому, чтобы удостоверить вас о Божественных тайнах, коих сподобясь, вы соделались Христу стелесными и скровными. Ибо теперь вопиял Апостол: «яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и дая ученикам Своим, рече: приимите ядите, сие есть тело Мое» (1 Кор. 11:23–24). «И прием чашу, и хвалу воздав рече»: (приимите) «пийте, сия есть кровь Моя» (Мф. 26:27). А когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: «сие есть тело Мое», после сего кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: «сия есть кровь Моя», кто когда усомнится и скажет, что сие не кровь Его?

2. Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино (Ин. 2:1, 10), сходное с кровию: и недостоин ли веры, когда вино в кровь претворяет? Если зван быв на брак телесный, совершил Он сие преславное чудо: не паче ли «сынам брачным» (Мф. 9:15) даровав Свое тело и кровь Свою в наслаждение, требует исповедания нашего.

3. Почему со всякою уверенностью примем сие, как тело и кровь Христову. Ибо во образе хлеба дается тебе тело, а во образе вина дается тебе кровь? дабы приобщився тела и крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо таким образом бываем и Христоносцами, когда тело и кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, «бываем Божественнаго естества причастницы» (2 Пет. 1:4).

4. Некогда Христос, беседуя, говорил к иудеям: «аще не снесте Моея плоти, и не пиете Моея крови, живота не имате в себе» (Ин. 6:53). Они же не духовно услышав реченное, но соблазнившись, «идоша вспять» (Ин. 6:61–62, 66), думая, что к плотоядению склоняет их.

5. Были и в Ветхом Завете хлебы предложения: но оные, как относились к Ветхому Завету, отменены. А в Новом Завете существует хлеб «небесный» и «чаша спасения» (Пс. 115:4), освящающие душу и тело. Ибо как хлеб сходствует с телом, так слово душе приличествует.

6. Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми: ибо оные тело суть и кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет сие, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился тела и крови Христовы.

7. И объясняет тебе Давид сего (таинства) силу, говоря: «уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне» (Пс. 22:5). А слова его означают сие: прежде Твоего пришествия, трапезу человекам бесы уготовляли, нечистую и скверную (Мал. 1:7), исполненную диавольской силы: но по Твоем пришествии, о Владыко! «уготовал еси предо мною трапезу». Когда человек говорит Богу; «уготовал еси предо мною трапезу», что иное значит, если не таинственную и мысленную трапезу, которую Бог нам уготовал «сопротив,» то есть из противного противную, и сопротив бесов? И весьма справедливо. Ибо оная общение имела с демонами, а сия — общение с Богом. «Умастил еси елеем главу мою» (Пс. 22:3). Елеем умастил твою главу на челе, чрез печать, которую ты имеешь от Бога: дабы ты был «образ печати, Святыня Господня» (Исх. 28:36). «И чаша Твоя упоявающи ля, яко державна» (Пс. 22:5). Видишь ли, что здесь говорится о той чаще, которую взял Иисус в руки, благодарил, и сказал: «сия есть кровь Моя, яже за многия изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28).

8. Почему и Соломон, о сей гадательствуя благодати, в Екклезиасте говорит: «прииди, яждь в веселии хлеб твой» (Еккл. 9:7), (то есть, духовный хлеб. И чрез слово «прииди» именует спасительное и блаженнотворное призывание). «И пий во блазе сердцы вино твое», то есть, вино духовное. «И елей на главу твою да излиется» (Еккл. 9:8). (Видишь ли, как и таинственное назнаменовал Миропомазание?) «И во всяко время да будут ризы твоя белы, яко угодна Богу творения твоя» (Еккл. 9:8). Ибо прежде нежели приступил ты к благодати, «суета суетствий» (Еккл. 1:2) были дела твои. Когда же совлекся ты ветхих одежд и облекся духовно в белые, то надлежит во всякое время носить белое. Совсем не то мы говорим, что якобы тебе надлежит во всякое время облачаться в белые одежды, но в белые в истинном смысле и светлый, (то есть духовный): нужно тебе одеваться, дабы говорил ты с блаженным Исаиею: «да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя» (Ис. 61:10).

9. Cие узнав и удостоверився, что видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но тело Христово: и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но кровь Христова: как о сем древле и Давид воспевая говорил: и «хлеб сердце человека укрепит, умастити лице елеем» (Пс. 103:15). Укрепляй сердце твое, причащаясь того яко духовного: умащай лице души твоей. Имея оное откровенным в чистой совести и «созерцая славу Господню», о когда бы приходил ты «от славы в славу» (2 Кор. 3:18), о Христе Иисусе! Коему честь, и держава, и слава во веки веков. Аминь.

V. Из Петрова Соборного послания: «темже отложше всяку злобу, и всяку лесть, и клевету» и проч. (1 Пет. 2:11).

1. По Божию человеколюбию, в прошедших собраниях довольно вы слышали о крещении, миропомазании, и причащении тела и крови Христовой: ныне же к последующему должно перейти нам, и сегодня положить венец духовному созиданию вашей пользы.

2. Итак, вы видели диакона, подающего умыться Иерею и Пресвитерам, окружающим жертвенник Божий. Но совсем не ради телесной скверны подавал он воду, не для сея причины. Ибо мы с плотскою скверною не входим в Церковь. Но умовение знаменует, что надлежит вам очистить себя от всех грехов и беззаконий. Ибо как руки суть образ деяния, то чрез умовение оных изображаем следовательно чистоту и непорочность деяний. Не слышал ли ты блаженного Давида, сие самое тайноводственно излагающего: «умыю в неповинньех руце мои, и обыду жертвенник твой. Господи» (Пс. 25:6)? Итак, умывать руки значить быть неповинным осуждению за грехи.

3. Потом вопиет Диакон: обымите «друг друга, и друг друга целуем»: не думай, чтобы сие целование одинакое было с теми лобзаниями, какия на торжище между приятелями взаимно бывают. Не таково сие лобзание: оно души взаимно соединяет, и между собою совокупляет непамятозлобием. Итак, целование сие знаменует соединение душ и отгнание всякого памятозлобия. Посему-то сказал Христос: «аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братем твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф. 5:23–24). Следовательно, лобзание есть примирение, и потому свято, как негде блаженный Павел вопиял, говоря: «целуйте друг друга лобзанием Святым» (1 Кор. 16:20); и Петр, «лобзанием любве» (1 Пет. 5:14).

4. После того иерей возглашает: «горе» (/имеим») «сердца». Ибо воистинну в тот страшный час надлежит горе иметь сердце к Богу, а не доле к земле, и к земным вещам. Потому сие возглашение то же есть, как бы повелевал иерей, чтобы все в час оный оставили житейские попечения и домашния заботы, а имели бы сердце на небе к Человеколюбцу Богу. На сие вы ответствуете: «имамы ко Господу», согласуясь на оное повеление чрез ваше исповедание. Итак, здесь никто не должен предстоять в таком расположении, чтобы устами говорил: «имамы ко Господу», а умом бы помышлял о житейских попечениях. И всегда надлежит помнить Бога, а если сие ради человеческой немощи невозможно, по крайней мере, в оный час о том с любовию попещися должно.

5. Далее говорит иерей: «благодарим Господа». Поистинне долженствуем благодарить Бога, что нас недостойных призвал в толикую благодать; что «врагов сущих примирил нас» (Рим. 5:10); что удостоил нас «Духа сыноположения» (Рим. 8:15). На сие говорите вы: «достойно и праведно». Ибо воссылая благодарение, мы совершаем достойное и праведное дело: Бог же не по правде, но выше правды действуя, облагодетельствовал нас, и толиких благ сподобил.

6. Посем воспоминаем небо, землю и море, солнце и луну, звезды и всю тварь, словесную и бессловесную, видимую, и невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господствия, Начала, Власти, Престоли, Херувимов многоочитых (Иез. 10:21 и 1, 6), как бы говоря с Давидом: «возвеличите Господа со мною» (Пс. 33:4). Поминаем же и Серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия Престола, и двумя крылами закрывающих лице, двумя же ноги, а двумя летаюших, и восклицающих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис. 6:2–3). И для того преданное нам от Серафимов Богословие сие повторяем, да соделаемся причастниками песнопения купно с премирными воинствами.

7. После сего, освятив себя духовными сими песнями, молим Человеколюбца Бога, да ниспослет Святого Духа на предлежащие дары: да сотворит «хлеб убо тело Христово, а вино кровь Христову». Ибо всеконечно то, чего коснется Дух Святый, освящается и прелагается.

8. Потом, по совершении духовной жертвы, безкровной службы, при той же самой жертве умилостивительной, молим Бога о всеобщем мире церквей, о благосостоянии мира, о Царях, о воинах и сподвижниках, о находящихся в немощах, о утомляемых трудами, и вообще о всех, требующих помощи, молимся мы все, и сию приносим жертву.

9. После поминаем и прежде почивших, во первых Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше. Потом и о преставльшихся Святых Отцах, и Епископах, и вообще о всех из нас прежде почивших, веруя, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как Святая предлежит и страшная жертва.

10. Хочу я вас и примером уверить. Ибо я знаю, многие говорят: какая, польза душе, с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве? И что если бы какой Царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец соплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога.

11. По окончании сего, ту молитву, которую Спаситель предал ученикам Своим, читаем, с чистою совестно нарицая Бога Отцем, и произнося: «Отче наш, Иже еси на небесех» (Мф. 6:9). О превеликое человеколюбие Божие! Тем, которые от Него удалились, и были в крайней против Его злобе, такое даровал забвение оскорблений, и причасти благодати, что и Отцем Его называют: «Отче наш, Иже еси на небеспх». Небесами же Tе быть могут, которые носят «образ небеснаго» (1 Кор. 15:49), и в которых Бог «вселился и ходит» (2 Кор. 6:16).

12. «Да святится имя Твое». Свято по естеству имя Божие, говорим ли мы то, или не говорим. Но, поелику в согрешающих иногда оскверняется, по оному: «вами имя Мое всегда хулится во языцех» (Ис. 52:5; Рим. 2:24). Для того молимся, чтобы в нас имя Божие святилось: не потому, что будто, не быв святым, начнет оно быть святым, но потому, что в нас оно святым делается, когда сами освящаемся и достойное святыни делаем.

13. «Да приидет Царствие Твое». Чистая душа с дерзновением сказать может: «да приидет царствие Твое». Ибо кто слышал Павла говорящего: «да не царствует убо грех в мертвеннем теле вашем» (Рим. 6:12), и кто очищает себя деянием, и мыслию, и словом, тот может сказать Богу: «да приидет Царствие Твое».

14. «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Божественные и блаженные Ангелы Божии, творят волю Божию, как Давид воспевая сказал: «благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его» (Пс. 102:20). Посему ты, моляся, говоришь сие в таком значении: как во Ангелах Твоя бывает воля, так и на земли во мне да будет, Владыко!

15. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Хлеб наш обший не есть насущен. Хлеб же сей Святый есть насущный: вместо того чтобы сказать, на существо души устрояемый. Сей хлеб не во «чрево входит», а «афедроном исходит» (Мф. 15:17), но во весь твой состав разделяется, на пользу тела и души. А слово «днесь» говорится вместо на «всяк день», как и Павел сказал: «дондеже, днесь, нарицается» (Евр. 3:13).

16. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Ибо многие мы имеем прегрешения. Потому что согрещаем словом и мыслею, и делаем очень многое, достойное осуждения. И «аще речем, яко греха не имамы, лжем» (1 Ин. 1:8), как говорит Иоанн. Итак, мы с Богом полагаем yсловие, моляся, чтобы простил нам грехи, как и мы ближним долги. Итак, помышляя, что вместо чего мы получаем, да не медлим, и да не откладываем прощать друг другу. Бывающие нам оскорбления малы суть, легки и удобопростительны: а от нас бывающие Богу велики суть, и Его токмо человеколюбия трсбующие. Итак, блюдися, чтобы для малых и легких противу тебя согрешений ты не затворил самому себе от Бога прощение тягчайших твоих прегрешений.

17. «И не введи нас во искушение» (Господи)! О том ли Господь научает нас молиться, чтобы нисколько не быть нам искушенными? И как же сказано в одном месте: «муж не искушен, не искусен есть» (Сир. 34:10; Рим. 1:28)? и в другом: «всяку радость имейте братие моя, егда во искушения впадаете различна» (Иак. 1:2)? Но войти во искушение, не значит ли быть поглощену искушением? Потому что искушение подобно есть некоему потоку, трудному для перехождения. Следовательно, которые, находясь во искушениях, не погружаются в оных, те переходят, как искуснейшие плаватели, не быв потопляемы ими: а которые не таковы, те вшедши погружаются, как например, Иуда, вшедши во искушенние сребролюбия, не переплыл, но погрузившись, утонул телесно и духовно. Петр вшел во искушение отвержения: но вшедши не погряз, а мужественно преплыв, от искушения свободился. Послушай еще и в другом месте, как всецелый лик Святых благодарит за избавление от искушения: «искусил ны еси Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Ввел ны еси в сеть: положил еси скорби на хребте нашем. Возвел еси человеки на главы наша: проидохом сквозеп огнь и воду, и извел еси ны в покой» (Пс. 65:10–12). Видишь ли их дерзновенно радующихся о том, что пришли, а не увязли? «И извел еси ны», говоря, «в покой». (Там же 12). Войти им в покой, значит освободиться от искушения.

18. «Но избави нас от лукаваго». Если бы оное: «не введи нас во искушение», то же значило, что совсем не быть искушаему, то не придал бы, «но избави нас от лукаваго». Лукавый же есть сопротивный бес, от которого избавиться молимся. По исполнении же молитвы говоришь ты, «аминь». Запечатлевая чрез аминь, что значит «да будет» все, что в Богоданной сей молитве содержится.

19. По совершении сего говорит иерей: «Святая Святым». Святая суть предлежащие дары, принявшие наитие Святого Духа. Святы и вы, сподобившиеся Духа Святого. Итак, Святая Святым приличествуют. На сие вы говорите: «един Свят, един Господь Иисус Христос. Ибо» поистинне един Свят, кто по естеству Свят. И мы Святы, но не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве.

20. После того вы слышите певца, песнью Божественною призываюшего вас ко причащению Святых таин, и говорящего; «вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33:9). Не телесному вкусу давайте судить о сем, никак, но вере несомненной. Ибо вкушающим, не хлеб и вино вкушать повелевается, но противообразное, тело и кровь Христову.

21. Итак приходя, не с простертыми дланями, ниже с разведенными перстами приступай: но левую руку сделав престолом правой, как хотящей Царя подъять, и согнувши длань, прими тело Христово и тут же скажи; «аминь». Итак с опасением, освятив очи твои прикосновением Святого тела, причастися, остерегаясь, чтобы от оного ничего не погубил ты. А если что погубишь, тем как бы собственного своего члена лишишься. Ибо скажи мне, если бы кто дал тебе опилки золота, не стал ли бы ты оные держать со всяким опасенем, храня, чтобы чего не утратить из них и не сделать урону? Не с большим ли опасением то, что злата и камней драгоценных честнейше есть, блюсти ты должен, чтобы у тебя ни единая крупица не упала?

22. Потом, по причащении тела Христа, приступи и к чаше крови: не простирая руки, но наклонясь, и во образ поклоненья, и почтения, говоря «аминь», освятися и крови Христовой причашаяся. И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаяся руками, освяти и очи, и чело, и прочая чувства. Наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобившего тебя толиких таинств.

23. Держите сии предания непорочно, и беспреткновенными себя храните. От причастия сами себя не отлучайте. Ради скверны грехов не лишайте себя сих Священных и Духовных Таин. «Бог же мира да освятит вас всесовершеных» («во всем»)«; и всесовершенно ваше тело, и душа, и дух, в пришествие Господа нашего иисyса Христа да сохранится» (1 Сол. 5:23). Коему да будет слава, честь и держава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

   

1   Разумей гроб Господень, пред которым св. Кирилл преподавал учение.