Источник

Кишиневские Епархиальные Ведомости

Кишиневские Епархиальные Ведомости стали выходить 1 июля 1867 г., два раза в месяц, по цене 6 р., обычными тетрадями в цветной обложке.

Первый № вышел под редакцией ректора семинарии архимандрита Варлаама (Чернявского, впоследствии епископа минского) и профессора семинарии М. Скворцова. С 1 февраля 1906 г. выходят еженедельно. Первый год издания был подписной, а не гражданский, и закончился июнем 1868 г., а с 1 июля 1868 г. нумерация пошла на новый год, с № 1; но с концом года этот неудобный порядок был изменен и в 1869 г. 1 января вышел № 1. Первое время журнал печатался в двух параллельных текстах на русском и молдаванском языках. Статьи без перевода появлялись, как редкое исключение, и при том только в приложении. В 1869 г. статьи без перевода стали появляться и в самом журнале, все в более и более значительном количестве: переводились только статьи преимущественно назидательные и общедоступные, да продолжение прежних. С этим стал несколько меняться и характер печатаемого материала: появились, видимо, кандидатские диссертации новых преподавателей из студентов Академии, или же, быть может, магистерские прежних; характер журнала делался все более книжным, научным. Стали появляться также историко-статистические материалы, миссионерские статьи. С 1872 г. переводы прекратились. С № 2 редактором остался один Скворцов.

Михаил Иванович Скворцов, сын известного профессора – протоиерея И. М. Скворцова; по окончании киевской Академии в 1849 г. он служил в Одессе инспектором Дух. Училищ и – с 1853 г. – в Елисаветграде ректором Дух. Училища; в 1866 г. перешел в кишиневскую Семинарию преподавателем философских предметов, а после преобразования Семинарии в 1870 г. занял должность помощника инспектора. Скончался 1 декабря 1871 г. В «Киш. Е. В.» им напечатано (1867 – 1871 гг.) объяснение воскресных апостолов в порядке годичного круга («Киш. Е. В.» 1871 г. № 23). С № 13 за 1870 г. стал подписываться вторым редактором П. Цаховский, с № 22 за 1871 г. сделавшийся единоличным. С № 2 за 1872 г. к нему присоединился М. Ганицкий, оставшийся с № 3 за 1875 г. также единоличным.

Михаил Антонович Ганицкий, сын священника киевской епархии, по окончании курса киевской Дух. Академии в 1867 г. поступил на службу в кишиневскую Семинарию, в 1883 г. перешел в законоучители кишиневских гимназий, а в июне 1885 г. назначен ректором Семинарии и возведен в протоиереи; скончался 18 сентября 1886 г., («Киш. Е. В.» 1886 г. № 19). Его самостоятельное редакторство продолжалось недолго. Уже с № 5 за 1875 г. он вернулся на прежнее место второго редактора и оставался на нем до конца 1880 г. Первым же редактором стал священник Хрисанф Иванович Бочковский; уроженец полтавской епархий, сын причетника, он по окончании в 1861 г. киевской Академии поступил преподавателем в кишиневскую Семинарию, в 1864 г. принял священство, в 1887 г.; выслужив пенсию, оставил учебную службу, всецело посвятив себя епархиальной деятельности, с 1893 г. был кафедральным протоиереем, скончался 21 октября 1903 г. («Киш. Е. В.» 1903 г. № 22). При нем вторыми редакторами, после Ганицкого, были: Л. Шпановский в 1881 г. №№ 1 – 14, П. Чудецкий, с № 17 за 1881 г. по № 8 за 1883 г. и М. Епури с № 11 за 1883 г. по № 10 за 1885 г.

Макарий Иванович Епури, сын псаломщика кишиневской епархии, по окончании курса киевской Академии в 1873 г. назначен преподавателем кишиневской Семинарии, в 1885 г. назначен смотрителем кишиневского дух. училища, скончался в ночь с 22 на 23 октября 1901 г. («Киш. Е. В.» 1903 г. № 23). С № 18 1887 г. протоиерея Бочковского заменил преподаватель семинарии.

Авксентий Георгиевич Стадницкий; сын священника кишиневской епархии, по окончании семинарского курса в 1880 г. он был год учителем единецкого духовного училища, в 1881 г. поступил в киевскую Академию и по окончании академического курса в 1885 г. назначен был преподавателем в кишиневскую Семинарию. В 1895 г. за сочинение: «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх молдовлахийский (1808–1812 г.г.) и митрополит кишиневский (1813–1821), Кишинев 1894», удостоен степени магистра богословия. Затем он решил принять монашество и был назначен инспектором новгородской духовной Семинарии; пострижен в Петербурге 30 декабря 1895 г.с именем Арсений. После этого был ректором новгород. Семинарии, инспектором и ректором московской Духовной Академия, 28 февраля 1899 г. хиротонисан во епископа волоколамского, оставаясь ректором Академии; 5 декабря 1903 г. назначен на псковскую кафедру, в 1904 г. получил в киевской Академии степень доктора церковной истории за «Исследования и монографии по истории молдавской Церкви» (Спб. 1904), удостоенные в 1906 г. Академиею Наук Уваровской премии. В конце 1905 г. назначен был председателем Учебного Комитета при Св. Синоде, с оставлением на псковской кафедре, с 20 февраля 1907 г. оставил должность в Комитете по случаю избрания членом Государственного Совета, при чем возведен в архиепископа (о нем см. «Киш. Еп. Вед.» 1896 г. № 2; 1899 г. й 7; 1904 г. №№ 23 и 24). [В 1906 г. был членом Предсоборного Присутствия и состоял в нем председателем I-го Отдела – о реформе духовно-учебных заведений]. С его редакторства «Кишиневские Епарх. Ведомости» получили более жизненный характер; появилось много статей назидательного содержания, стали разрабатываться практические вопросы епархиальной жизни – о расколе, сектантстве, библиотеках, церковной школе, содержании духовенства, церковно-свечной операции и т. п. Сам редактор напечатал в «Киш. Еп. Вед.» за время своего редакторства множество статей.

Важнейшие: о церковном чтении (1887 г.), о посте по учению св. Василия в. (1887 г.), поездка в Новонямецкий мн-рь (1887 г.), деятельность первого всероссийского миссионерского противураскольнического съезда в Москве в 1887 году (1887 г.), Иосиф Рабинович, как представитель нового еврейского толка (1887 г.), меры к развитию просвещения в Бессарабии по присоединении ее к России в 1812 году (1888 г.), попытка открытия первого женского училища в Бессарабии (1888 г.), краткий очерк истории происхождения и образования песнопения православной церкви с его богослужебной и музыкальной стороны, I-IX вв. (1888 г.), о заслугах св. Владимира для просвещения России (1888 г.), записка И. С. Аксакова о бессарабских раскольниках (1888 г.), характер церковного чтения, пения и исполнения церковных песнопений в древней христианской церкви (1888 г.), обычай двуименности в древней Руси (1888 г.), материалы для истории кишиневской Семинарии (1888, 1890 и 1892 г.г.), состояние раскола и сектантства в Бессарабии (1888 – 1891 г.г.), о священных одеждах священнослужителей (1889 г.), происхождение обычая гадания накануне св. Андрея (1889 г.), семидесятипятилетие кишиневской Семинарии (1889 г.), о деятельности митрополита Гавриила по управлению молдовлахийским экзархатом, 1808–1812 г.г. (1889 г.), по вопросу о почитании дней воскресных и праздничных в Бессарабии, – материалы для биографии митрополита Гавриила (1889 г.), об иконе Божией Матери, именуемой Троеручицей (1890 г.), о христианском мире (1890 г.), об отношении между верою и знанием (1890 г.), Амфилохий, епископ хотинский (1890 г.), разбор книги «История молдавской и сочавской митрополии и митрополичьей кафедры в Яссах, Константина Ербичяну» (1890 г.), страдания св. великомученика Иоанна Нового, глаголемого сочавского, мученного в Белграде (Аккермане), с историческими примечаниями (1891 г.), воззвание митрополита Гавриила, первого архинастыря Бессарабии, к духовенству вверенной ему паствы (1891 г.), бессарабская старина: о причинах нежелания жителей бессарабской области строить церкви (1891 г.), деятельность второго миссионерского противораскольнического съезда в Москве в 1891 году (1891 г.), архимандрит Анфим, игумен киприановского монастыря (1892 г.), бессарабская экзаршеская типография при кишиневском архиерейском доме (1892 г.), материалы для истории кишиневского архиерейского дома (1892 г.), материалы для истории инославных исповеданий в Бессарабии (1892 г.), разбор изданной П. Н. Батюшковым книги «Бессарабия», историческое описание, Спб. 1892 (1892 г.), пятисотлетие памяти преподобного Сергия Радонежского (1892 г.), учреждение викариатства для Бессарабии (1893 г.), воззвание Амфилохия, епископа хотинского, к архимандриту Киево-Печерской лавры Зосиме (1893 г.), проплаво-измаильская епархия (1893 г.), пастырское наставление Гавриила, митрополита кишиневского и хотинского, соборянам о достойном исполнении ими своих обязанностей (1893 г.), исторический очерк благородного пансиона, учрежденного при кишиневской Семинарии в 1814 году (1895 г.), об образовании характера, как цели воспитания (1900 г.). Кроме того, напечатано в «Ведомостях» немало мелких статей, касающихся преимущественно румыно-русских отношений. Отдельными изданиями – кроме упомянутых уже диссертации магистерской и докторской, – вышли следующие труды преосвященного Арсения: 1) Дневник студента-паломника на Афон, Киев 1886; 2) Положение православного духовенства в Румынии, Кишинев 1889; 3) Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях, Кишинев 1891; 4) Журнал секунд-майора фон-Раана о войне при завоевании Молдавии и Валахии в 1787 – 1790 г.г., с историческими и топографическими примечаниями, Кишинев 1892; 5) Архимандрит Андроник, игумен Новонямецкого монастыря в Бессарабии, Кишинев 1895; 6) Из современной церковной жизни в Румынии, Сергиев Посад 1891; 7) В стране священных воспоминаний, – описание путешествия во Св. Землю совершенного летом 1900 г. со студентами московской Духовной Академии и некоторыми профессорами, Москва 1902. Слова и речи печатались в «Кишиневских Еп. Ведомостях», «Новгородских Еп. Вед.», «Московских Церковных Ведомостях», «Богословском Вестнике», «Церковных Ведомостях» и «Псковских Епарх. Ведомостях».

С № 1-го 1896 г. редактором стал ректор Семинарии, протоиерей Александр Васильевич Яновский; сын священника волынской епархии, по окончании курса петербургской Дух. Академии в 1873 г. был преподавателем таврической Семинарии, с 1874 г. – по избранию духовенства – смотрителем кременецкого Дух. Училища, с 1883 г. инспектором подольской Дух. Семинарии, с 1886 г. – ректором кишиневской Семинарии, 26 октября 1905 г. уволен по прошению от духовно-учебной службы и 31 октября определен настоятелем Покровской церкви в г. Одессе; оставил в Кишиневе самые добрые о себе воспоминания («Кишин. Еп. Вед.» 1905 г. № 23). С № 23 за 1905 г. редактором стал преподаватель семинарии Иосиф Пархомович.

За 40 лет «Киш. Е. В.», кроме сообщений и заметок из текущей действительности, дали значительное количество статей по многим отраслям богословских знании.

По Священному Писанию: Экклезиаст Соломона (1868 – 1869 гг.), 53 гл. пр. Исаии (1898 г. №№ 16 – 17), Книга Иова (1888 г. с № 16 в приложении), Книга Притчей Соломоновых (1869 г. с № 12), Псалмы 15, 39, 44, 67, 71, 88, 94, 108, 109 (1880–1882 гг.), Песнь Песней (1870 г. с № 16), Евангелие от Матфея (1868–1871 гг.), объяснение Апостола по церковному кругу (1867–1871 гг.), Послание Ап. Павла к галатам (1869 г.), богословские заметки, содержащие толкования отдельных мест и выражений (1886 г. с № 17). Отрывки из святоотеческих творений: из Августина (1897, 1899 гг.), Ефрема Сирина (1898, 1900 гг.), Иоанна Златоуста (1897 – 1899 гг.), Тихона Задонского (1897, 1900 гг.).

Из евангельской истории: о состоянии человеческого рода пред пришествием Спасителя (1870 г.), Иисус Христос – перевод соч. Прессансэ (1868–1870 гг.), изображение Иисуса Христа (1908 г. № 31–32). От Гефсимании до Голгофы (1884 г, с № 5).

Из церковной истории: Иаков, брат Господень (1898 г. №№ 20–21), Иустин философ и его апология (1870–1871 гг.), соч. Иринея Лионского против ересей (1870 г. с 8), праздники в первые три века (1884 г. с № 7), Пятидесятница (1887 г. №№ 17–19), внешний вид Иисуса Христа и некоторых святых (1869 г. №№ 8–10), преп. Анна Кашинская (1909 г. №№ 23. 24. 27), св. муч. Христофор и его изображения (1908 г. 37:38, в прил.), преп. Нил сорский (1908 г. №№ 20. 21. 27–30), краткий исторический очерк развития церковного пения (1908 г. №№ 15–16. 22–23. 31–32 в прил.), очерк истории пения (1888 г. №№ 21–22), духовное образование в России (1880 – 1881 гг.), австрийское священство (1884 г. с № 13), протопоп Аввакум (1869 г. с № 19), Амвросий белокриницкий (1884 г. с № 13), Анатолий Мартыновский (1899–1903 гг.), архим. новонямецкий Андроник (1894 г. 17–21, 23; 1895 г. № 5), Екатерина II (1897 г. 3–7), Иннокентин Борисов (1900 г. № 24; 1901 г. №№ 1–2), Иннокентий Вениаминов (1898 г. №№ 8 – 9), о. Иоанн кронштадтский (1909 г. №№ 1. 2. 8), м. молдавский Иосиф II (1902 г.), м. Иосиф Семашко (1868 г. №№ 11–12 в прилож.), Станислав Ожеховский (1870 г. с № 11), Паисий Величковский (1883 г. 4, 8; 1898 г. №№ 18 – 24), Серафим саровский (1902–1903 гг.), Софроний, патр. иерус. (1868–1869 гг.).

По богословию: сборник догматических отрывков (1867–1871 гг.), о браках (1875 г. №№ 12–16), об антихристе (1896 г. №№ 13–16), обязанности к другим (1869 г.), семейная нравственность христиан (1886 г. с № 14), о любви к Богу (1868 г. №№ 5–10), обязанности в отношении к внешнему благополучию (1869 г. с № 11), христианское отношение к женщине (1908–1909 г. г.), исповедь (1909 г. 11. 17; 1907 г. №№ 10. 12).

По проповедничеству: Иоанн Златоуст, как проповедник (1867 – 1868 гг.), уроки проповедничества в истории евангельской и апостольской (1888 г. №№ 1–12), учительство мирян (1893 г. №№ 17–19), катехизические поучения (1886 г. в прилож.).

По предметам воспитания и обучения: о нравственном воспитании детей по Иоанну Златоусту (1868 г. с № 21), сельский священник и народная школа (1876 г. с № 10), законоучитель в церкви и его ученики (1876 г. №№ 9–11), обучение закону Божию в народной школе (1882 г. № 24; 1883 г. с № 1), родной язык (1879–1880 гг.).

Из церковной практики: ответы на недоуменные вопросы (1892–1894 гг.), церковно-свечной вопрос в России (1895 г. №№ 1 – 5).

Из миссионерской области: обличение древнерусских суеверий (1878 г. с № 8), местные суеверия (1873 г.), о мерах против развития сектантства (1894 г), история русских рационалистических сект (1894 и 1895 гг.), беседы и материалы о старообрядчестве (1897, 1898, 1900 гг.).

Путешествия: Афон (1886 г. с № 16), афонский русский Пантелеймоновский монастырь (1868–1870 гг. историч. акты).

Наибольшее место занимает, во всяком случае, местная история. Не повторяя цитат, упомянутых в очерке истории епархии, следует указать, как более значительные, статьи: о происхождении молдаван (1898 г. №№ 11–15), из истории румын (1884, 1885 гг.), православное духовенство в Румынии (1889 г. №№ 18–21), румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях (1891 г. №№ 9–12), молдовлахийские господари и их историческое значение (1884–1885 гг.), бессарабская старина (1891–1897 гг.), былое Бессарабии (1903 г, №№ 10–20), материалы по истории Бессарабии (1879 г. с № 2, 1892 г. №№ 4, 12), исторический очерк благородного пансиона при кишиневской Семинарии (1895 г. №№ 19–24), журнал секунд-майора Раана при завоевании Молдавии и Валахии (1892 г. Х№ 1–12 в прилож.), хотинская епархия (1890 г. № 21), молдовлахийский экзархат (1884 г. № 12, 1893 г. № 6), проилаво-измаильская епархия (1893 г. № 20), молдавское книгопечатание (1907 г. №№ 2–5), бессарабские богослужебные книги на румынском яз. (1908 г. №№ 29–32. 39), молдавский язык и молдавское церковное пение (1907 г. № 27–28; 1908 г. № 46; 1909 г. № 17), молдавский журнал Люмин-торюд (1908 г. №№ 3. 8. 15. 20), народные обычаи в Бессарабии (1870 г.), католическая пропаганда в Буковине (1887 г. №№ 13 – 15), викарии кишиневской епархии (1908 г. №№ 39 – 52), с. Киперчены (1870 г. с № 5), имения в Бессарабии, принадлежащие заграничным монастырям (1890 г. №№ 4 – 7), монастыри в Бессарабии, упраздненные (1898 г. в №№ 16 – 17), гиржавский (1875 г. №№ 5 – 7), измаильские (1898 г. № 24), курковский (1896 г. с № 7), новонямецкий (1880 г. №№ 19 – 22), шабский (1871 г. № 7), 1872 г. №№ 13 – 22, 1876 г. № 18), чудотворные иконы – гербовецкая (1893 г. №№ 9 – 10; 1896 г. № 21, 1908 г. № 38), нямецкая (1896 г. № 4), из истории молдавского книгопечатания в Бессарабии (1907 г. №№ 3 и след.), о местоположении древнего Орхея (1907 г. №№ 9 – 11), древнейшие церкви бессарабской губернии (1907 г. №№ 43 – 45. 50; 1909 г. №№ 9. 10. 13. 18. 19. 22. 23), летоппсь церкви с. Ходжи Курды (1908 г. №№ 19. 29 – 30), П. А. Крушеван (1909 г. №№ 24. 28). Духовные стихотворения печатались в 1893, 1894 и 1908 гг. в особом изобилии. В 1892 г. напечатан очерк 20-летия «Ведомостей» (№№ 18, 20, 22 – 24). Заслуживают также внимания статьи: главнейшие проблемы этики в философском освещении (1908 г. №№ 19 – 23), типы духовенства в современной беллетристике (1907 – 1908 г. г.), об «Иуде» Андреева (1908 г. №№ 15 – 17), воспоминания из семинарской жизни (1908 г. XX 5. 7. 13. 27 – 30. 51–52), о псаломщических курсах (1908 г. №№ 22 – 23. 36. 37), по социализму и рабочему вопросу (1907 г.). В последнее время в приложении к «Ведомостям» издаются назидательные листки христорождественского братства с переводом на молдаванский язык.

С № 5 за 1906 г. «Киш. Е. В.» превратились, согласно постановлению съезда духовенства, в еженедельное издание (1906 г. дал 48 №№) и стали отдавать свои страницы преимущественно духовно-публицистическому материалу, столь вообще оживившемуся в ожидании Собора. Умелое ведение хозяйственной части дает возможность редакции, при 975 подписчиках, покрывать расход по изданию объемистых тетрадок епархиального органа и выдавать гонорар сотрудникам, рассчитываемый по пяти разрядам, от 6 р. 24 к. до 31 р. 20 к. за лист («Киш. Е. В.» 1908 г. № 9).

С. Рункевич.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle