Источник

Глава 17

1–19. Увещание к умеренности в пользовании благами жизни и к благоразумному пользованию даром слова. 10–20. Увещание к миролюбию предостережение от высокомерия и склонности к спорам. 21–28. Притчи разного содержания, предостережение против болтливости.

Притч.17:1. Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.

Притч.17:2. Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.

Притч.17:3. Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь.

Притч.17:4. Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.

Притч.17:5. Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].

Притч.17:6. Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их.–

Притч.17:6a. –[У верного целый мир богатства, у неверного – ни обола.]

Притч.17:7. Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному – уста лживые.

Притч.17:8. Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.

Притч.17:9. Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса (Руфь 2.14) и воды (1Цар 25.11) приятнее обильных роскошных яств в домах полных несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб – при всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье – своею рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения – даже преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2). Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне, так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего, тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного (ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль Притч 14.31, во второй – мысль Притч 11.21 и Притч 16.5. В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного дерева (ср. Пс 127.1). В ст. 7–8 противоположение ничтожества глупости – нечестия и высокой ценности мудрости – благочестия: последняя здесь представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч 10.12), тогда как противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения людей (сн. Притч 16.28–29).

Притч.17:10. На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.

Притч.17:11. Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.

Притч.17:12. Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.

Притч.17:13. Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

Притч.17:14. Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.

Притч.17:15. Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом.

Притч.17:16. К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.–

Притч.17:16a. –[Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]

Притч.17:17. Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

Притч.17:18. Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

Притч.17:19. Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

Притч.17:20. Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его лишь к физическому воздействию (ст. 10).

Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих нечестивого ангелов (ст. 11, сн. Пс 34.5–6, 77.49). Образ ст. 12 для глупого, нечестивого и злого человека – медведица, потерявшая детей, след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в книге Сираха (Сир 25.16–22). В ст. 13 воспрещается воздавать злом за добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. Притч 3.33). Ст. 14 представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 – по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср. Притч 24.24; Ис 5.23). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. Притч 6.1–5, 11.15. В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. Сир 28.9). Для ст. 20 ср. Притч 6.14.

Притч.17:21. Родил кто глупого, – себе на гóре, и отец глупого не порадуется.

Притч.17:22. Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

Притч.17:23. Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

Притч.17:24. Мудрость – пред лицем у разумного, а глаза глупца – на конце земли.

Притч.17:25. Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей.

Притч.17:26. Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

Группа притчей разнообразного содержания начинается часто повторяемой у Премудрого мыслью о том, что дети – или источник радости или причина великих огорчений для родителей (ст. 21, сн. Притч 10.1, 15.26, 23.24). Ст. 22 говорит о несомненном влиянии веселого или подавленного настроения духа человека на его тело (ср. Притч 15.13). Ст. 23 – о подкупе в суде (ср. Притч 21.14). В ст. 24 противополагаются друг другу сосредоточенное изучение предмета разумным (ср. Притч 4.25) и рассеянное блуждание глупца по разнообразным отдаленным предметам. Ст. 25 сн. ст. 21 и Притч 10.1. Ст. 26 осуждает противодействие злых людей праведным и вельможам или властям, как представителям законности.

Притч.17:27. Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

Притч.17:28. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным.

Похвала умеренному употреблению дара слова. Ст. 27 напоминает Притч 10.19 (сн. Иак 1.19). Мысль ст. 28 о том, что молчание – верное средство прослыть мудрым, даже и для глупца, – встречается напр., в Иов 13.5.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с. / Книга притчей Соломоновых. 538-654 с.

Комментарии для сайта Cackle