Источник

Глава 7

1–23. Нравственные наставления Екклезиаста. 24–29. Развращенность женщины.

Еккл.7:1. Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рожде­ния.

Еккл.7:2. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой при­ложит это к своему сердцу.

Еккл.7:3. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делает­ся лучше.

Еккл.7:4. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья.

Еккл.7:5. Лучше слушать обличе­ния от мудрого, нежели слушать песни глупых;

Еккл.7:6. потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это – суета!

До 7-ой главы то отношение к жизни, которому научал Екклезиаст, то «лучшее», что находил он в жизни, было указано им кратко и обще. Благодаря этому, его наставления могли подать повод к слишком одностороннему пониманию. Могло показаться (так не раз и случалось), что Екклезиаст приглашает к эпикурейскому наслаждению жизнью, к извлечению из нее всевозможных удовольствий и особенно чувственных. Его «ешь, пей, веселись» могло быть понято, как призыв к разнузданному веселью на жизненном пиру, как приглашение брать от жизни возможно больше наслаждений, не смущаясь мыслью о неизвестном будущем. Глава седьмая устраняет всякую возможность такого перетолкования и устанавливает истинный смысл наставлений Екклезиаста.

Внушая «веселиться», он имел в виду не то легкомысленное, пошлое веселье среди мирских забав и развлечений, которое оставляет по себе ощущение пустоты и нравственной неудовлетворенности, но светлое, праздничное настроение, которое во всем совершающемся видит проявление Божественного Разума и, потому, умеет извлекать минуты чистой, безмятежной радости даже из самых страданий, будут ли они чужие или собственные. Внутренний опыт научил Екклезиаста, что созерцание человеческих страданий и даже смерти вызывает в душе ту особенную полноту нравственного чувства, которая создает более прочное счастье, чем все пошлые развлечения, столь же кратковременные, как треск тернового хвороста (ст. 6). Человек научается тогда понимать истинный смысл жизни, примиряться со злом, не бояться смерти, оставаться безмятежно радостным при всех обстоятельствах жизни. В виду этого, Екклезиаст советует предпочитать день смерти дню рождения, дом плача – дому пира, сетование – смеху, обличения мудрых – песням глупых. «При печали лица сердце делается лучше», точнее с еврейского: делается веселее, счастливее (ср. Еккл 11.9; Суд.19:9; Руфь 3.7).

Еккл.7:7. Притесняя других, мудрый делает­ся глупым, и подарки по­ртят сердце.

«И подарки портят сердце». Разумеются, преимущественно, подарки должностным лицам.

Еккл.7:8. Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.

Еккл.7:9. Не будь духом тво­им по­спешен на гнев, по­тому что гнев гнездит­ся в сердце глупых.

Еккл.7:10. Не говори: «отчего это пре­жние дни были лучше нынешних?», по­тому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.

Екклезиаст предостерегает от того угрюмого и нетерпеливого недовольства, которое во всем старается отыскать дурное.

Еккл.7:11. Хороша мудрость с наслед­с­т­во­м, и особен­но для видящих солнце:

«Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце». Частица מך имеет здесь, как в Еккл 2.16, значение «ровно как», «подобно». Следовательно, можно перевести: хороша мудрость как и наследство, и преимущественнее (наследства) для видящих солнце, т. е. для людей.

Еккл.7:12. потому что под сенью ее то же, что под сенью серебра; но пре­восход­с­т­во знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею.

Преимущество мудрости в том, что она дает жизнь, – жизнь не только истинно-нравственную, но и физическую, поскольку отвращает человека от страстей, губящих тело.

Еккл.7:13. Смотри на дей­с­т­во­вание Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?

Еккл.7:14. Во дни бла­го­получия по­льзуйся бла­гом, а во дни несчастья раз­мышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог ска­за­ть про­тив Него.

«Не мог сказать против Него». ויכצא (как в Еккл 3.22, 6.12) значит: после него. Следует перевести: не мог сказать после себя. Для того Бог посылает человеку благополучие и несчастье, чтобы он не знал будущего и чувствовал постоянную зависимость от Бога.

Еккл.7:15. Всего насмотрел­ся я в суетные дни мо­и: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем.

Еккл.7:16. Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?

«Не будь слишком строг», буквально: не будь слишком праведен. В этих словах некоторые видели выражение стоического принципа жить сообразно с природой и стоического понятия о добродетели, как искусстве μεσος ἔχειν – держаться средины. На самом же деле, продолжая развивать свою прежнюю мысль о разумном наслаждении жизнью, Екклезиаст предостерегает здесь лишь от излишнего педантизма и узкого ригоризма, в силу превратных нравственных понятий стремящегося изгнать из жизни все невинные радости, вполне дозволенные удовольствия.

Еккл.7:17. Не пред­авайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?

Однако, в стремлении к счастью человек не должен переходить границы дозволенного, так как всякий грех ускоряет не только нравственную, но и физическую смерть.

Еккл.7:18. Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; по­тому что кто бо­ит­ся Бога, тот избежит всего того.

Мудрый человек сумеет найти средину и избежать крайностей бездушного ригоризма и нравственной распущенности, разумно пользуясь жизнью и оставаясь праведным. Некоторые толкователи находят здесь намеки на фарисейский ригоризм и распущенность саддукеев.

Еккл.7:19. Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.

Еккл.7:20. Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;

Еккл.7:21. поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услы­шать тебе раба твоего, когда он злословит тебя;

Еккл.7:22. ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других.

Еккл.7:23. Все это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня.

Ту же мысль выразил Соломон в своей молитве – именно в словах: «ибо нет человека, который не грешил бы» (3Цар 8.46). Эта мысль легко связывается с последующими стихами, в которых внушается снисходительность к людям; но связь ее с предшествующим не ясна. А, между тем, 20-й стих начинается частицей יכ (ki), которая указывает на то, что этот стих содержит обоснование предшествующей мысли. Ход мыслей вероятно таков: необходимо заботиться о приобретении мудрости, охраняющей человека и от излишней строгости и от нравственной распущенности, так как нет человека на земле, который делал бы и не грешил.

Еккл.7:24. Далеко то, что было, и глубоко – глубоко: кто по­стигнет его?

Еккл.7:25. Обратил­ся я сердцем мо­им к тому, чтобы узнать, исследо­вать и изыскать мудрость и ра­зу­м, и по­знать нечестие глупости, невежества и безумия, –

Начало стиха правильнее перевести так: «далеко то, что есть, и глубоко-глубоко», т. е. далеко и глубоко отстоит от человеческого ведения все существующее, «дела, которые делает Бог» (Еккл 3.11). Ср. Иов 28.12–22.

Еккл.7:26. и нашел я, что горше смерти женщина, по­тому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы; добрый пред Богом спасет­ся от нее, а грешник уловлен будет ею.

Вникая глубже в причину греха, несчастия, безумия, Екклезиаст находит, что она находится отчасти в женщине. Женщина – сеть и силки для человека слабого.

Еккл.7:27. Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим.

Еккл.7:28. Чего еще искала душа моя, и я не нашел? – Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщины между всеми ими не нашел.

Отсюда Екклезиаст заключает, что женщина вообще в нравственном отношении испорченнее и развращеннее мужчины. Осуждение женщины у Екклезиаста не безусловно. В другом месте (Еккл 9.9) жизнь с женой он считает одним из благ, доступных человеку.

Еккл.7:29. Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие по­мыслы­.

Екклезиаст предупреждает возможный неправильный вывод из его предшествующих рассуждений. Бог, сотворивший человека правым, не есть виновник нравственной развращенности людей вообще и женщин в частности. Бог создал человека правым, т. е. нравственно здоровым, способным идти правым путем и не грешить. «А люди пустились во многие помыслы», буквально: выдумки, мудрования (Ср. 2Пар 26.15: «и сделал он в Иерусалиме искусно придуманные машины».).


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с. / Книга Екклезиаста. 656-700 с.

Комментарии для сайта Cackle