Толкование на Послание Иеремии

Источник

Глава 1

Предисловие. О послании Иеремии

1. Неподлинность послания. Послание Иеремии, написанное на греческом языке, на самом деле не принадлежит великому иудейскому пророку. Это доказывается, во-первых, тем, что его совсем нет в еврейской Библии, в сирийском переводе Пешито и даже в некоторых списках LXX-ти; во-вторых, самое содержание послания не имеет почти ничего общего с содержанием книги пророка Иеремии, и, в-третьих, наконец, язык послания далеко не похож на блестящий язык книги пророка Иеремии. Кроме того, в послании своем Иеремия не мог употребить таких неточных выражений как семь родов вместо семидесяти лет (для обозначения периода вавилонского плена) и тому под.Неизвестный автор послания, по-видимому, иудей-еллинист – составил его и назвал Иеремииным, вероятно, чтобы придать ему больше значения в глазах читателей. Вероятнее всего, что послание написано во Фригии – в нем находятся довольно ясные следы знакомства автора с фригиийским языческим культом.

2. Содержание послания. Автор послания хочет предостеречь своих единоплеменников, иудеев, от увлечения идолослужением. Для этого он изображает идолов как простых бесчувственных истуканов, которые ничего не видят и не слышат и с которыми можно сделать что угодно. Неправильно потому называются они богами: их даже сами халдеи не чтут как следует. Они не в состоянии даже спасти от опасности себя самих, и даже дикие звери лучше их, потому что у них есть инстинкт самосохранения.Все послание состоит из 72-х стихов и может быть разделено на 4 части: 1) надписание (ПослИер.1:1); 2) вступление (ПослИер.1:2–6); 3) главная часть послания – рассуждение о ничтожестве идолов и суетности идолослужения (ПослИер.1:7–71) и 4) заключение (ПослИер.1:72).

3. Достоинство послания. У наших православных богословов иногда высказывается мысль, что послание Иеремии – каноническое (Митр. Макарий – во Введении в прав. Богословие, Смарагдов, Афанасьев). Это, несомненно, отражение католического воззрения, по которому это послание действительно является произведением Иеремии. Но большинство толкователей наших совершенно справедливо считают это послание неканоническим (митр. Филарет Моск., митр. Арсений Киев., и др).

4. Источники и пособия. Кроме указанных в предисловии к книге Иеремии общих трудов о пророке Иеремии, здесь можно указать на пробную лекцию проф. Жданова «О послании Иеремии» (Прибавл. к Твор. Св. Отцов 1888, IV, 441–466).

Глава 1

ПослИер.1:1–72. Ничтожество и бессилие идолов.

ПослИер.1:1. Список послания, которое послал Иеремия к пленникам, отводимым в Вавилон царем Вавилонским, чтобы возвестить им, что повелено ему Богом.

ПослИер.1:1–6. Здесь содержится надписание и вступление к книге.

1. Странным представляется, что Иеремия обращается с посланием к тем иудеям, с которыми он сам находился, когда они были отведены в плен (Иер.40:1), и к которым он мог бы обратиться с устными наставлениями.

ПослИер.1:2. За грехи, которыми вы согрешили пред Богом, будете отведены пленниками в Вавилон Навуходоносором, царем Вавилонским.

ПослИер.1:3. Войдя в Вавилон, вы пробудете там многие годы и долгое время, даже до семи родов; после же сего Я выведу вас оттуда с миром.

3. Евреи должны пробыть в Вавилоне даже до семи родов. Это выражение очень неопределенное и употребляется в разных значениях. Если бы пророк Иеремия писал о времени продолжительности плена, то он, конечно, определил бы это время так, как и в своей книге, т. е. 70-ю годами. (Иер.25:11).

ПослИер.1:4. Теперь вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых и деревянных, носимых на плечах, внушающих страх язычникам.

4. Опять и здесь представляется странным, что евреи только в плену увидят изображения языческих богов. Нет, эти изображения были им хорошо известны и до отведения в плен.

ПослИер.1:5. Берегитесь же, чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам, и чтобы страх пред ними не овладел и вами. Видя толпу спереди и сзади их поклоняющеюся перед ними, скажите в уме: «Тебе должно поклоняться, Владыко!»

ПослИер.1:6. Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших.

6. Ангел – это, может быть, архангел Михаил, защитник и представитель народа еврейского (Дан.12:1). Упоминая об этом ангеле, Бог этим указывает на то, что евреям не для чего искать защиты у языческих богов – у них есть Богом данный им защитник.

ПослИер.1:7. Язык их выстроган художником, и сами они оправлены в золото и серебро; но они ложные, и не могут говорить.

ПослИер.1:7–15. Чтобы показать ничтожество идолов, писатель изображает способ приготовления идолов и полное бессилие идолов, которые не могут воспользоваться ни языком, какой им приделывают, ни скипетром и мечом, какие влагаются в их руки.

ПослИер.1:8. И как бы для девицы, любящей украшение, берут они золото, и приготовляют венцы на головы богов своих.

ПослИер.1:9. Бывает также, что жрецы похищают у богов своих золото и серебро и употребляют его на себя самих;

ПослИер.1:10. уделяют из того и блудницам под их кровом; украшают богов золотых и серебряных и деревянных одеждами, как людей.

ПослИер.1:11. Но они не спасаются от ржавчины и моли, хотя облечены в пурпуровую одежду.

ПослИер.1:12. Обтирают лице их от пыли в капище, которой на них очень много.

ПослИер.1:13. Имеет и скипетр, как человек – судья страны, но он не может умертвить виновного пред ним.

ПослИер.1:14. Имеет меч в правой руке и секиру, а себя самого от войска и разбойников не защитит: отсюда познается, что они не боги; итак, не бойтесь их.

14. По мнению Вигуру, здесь изображается статуя вавилонского бога Бела-Меродаха, но, как видно из снимков с этой статуи, Меродаху не влагали в руки ни скипетра, ни меча.

ПослИер.1:15. Ибо, как разбитый сосуд делается бесполезным для человека, так и боги их.

ПослИер.1:16. После того, как они поставлены в капищах, глаза их полны пыли от ног входящих.

ПослИер.1:16–53. Когда идол помещен в капище, то он стоит недвижимо, не имея силы защититься от пыли, которая лезет ему в глаза, от червей, которые точат его одежду, от копоти курений, от летучих мышей и кошек. Идолы носятся жрецами и переносят все безобразия, какие пред ними чинят жрецы и распутные женщины. Тем более они не могут оказать никакой пользы стране.

ПослИер.1:17. И как у нанесшего оскорбление царю заграждаются входы в жилье, когда он отводится на смерть, так капища их охраняют жрецы их дверями и замками и засовами, чтобы они не были ограблены разбойниками;

17. Здесь указывается на обычай, по которому у оскорбителя величества дом запечатывался, чтобы все имущество потом могло в целости поступить в царскую казну.

ПослИер.1:18. зажигают для них светильники, и больше, нежели для себя самих, а они ни одного из них не могут видеть.

ПослИер.1:19. Они как бревно в доме; сердца их, говорят, точат черви земляные, и съедают их самих и одежду их, – а они не чувствуют.

ПослИер.1:20. Лица их черны от курения в капищах.

ПослИер.1:21. На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки.

ПослИер.1:22. Из этого уразумеете, что это не боги; итак, не бойтесь их.

ПослИер.1:23. Если кто не очистит от ржавчины золота, которым они обложены для красы, то они не будут блестеть; и когда выливали их, они не чувствовали.

23. У вавилонян не было идолов, только обложенных золотом, а почти исключительно каменные или глиняные. Очевидно, автор был незнаком с вавилонским культом.

ПослИер.1:24. За большую цену они куплены, а духа нет в них.

ПослИер.1:25. Безногие, они носятся на плечах, показывая чрез то свою ничтожность людям; посрамляются же и служащие им;

25. Вавилонские идолы были с ногами.

ПослИер.1:26. потому что, в случае падения их на землю, сами собою они не могут встать; также, если бы кто поставил их прямо, не могут сами собою двигаться и, если бы кто наклонил их, не могут выпрямиться; но как перед мертвыми полагают перед ними дары.

ПослИер.1:27. Жертвы их жрецы продают и злоупотребляют ими; равно и жены их часть из них солят, и ничего не уделяют ни нищему, ни больному.

ПослИер.1:28. К жертвам их прикасаются женщины нечистые и родильницы. Итак, познав из сего, что они не боги, не бойтесь их.

ПослИер.1:29. Как же назвать их богами? женщины приносят жертвы этим серебряным и золотым и деревянным богам.

ПослИер.1:30. И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами:

30. О жрецах вавилонских ничего подобного неизвестно. Скорее это может быть сказано о фригийских жрецах. – Евреям было запрещено разрывать одежды (Лев.10:6), брить бороду (Лев.19:27), тем более священникам (Лев.21:5).

ПослИер.1:31. ревут они с воплем пред своими богами, как иные на поминках по умершим.

31. Ревут… как на поминках по умершим. Язычники, по свидетельству Епифания (Ancorat.), принося к гробнице умершего кушанье, громко кричали: «встань, Гектор, ешь и пей!»

ПослИер.1:32. Некоторые из одежд их жрецы берут себе и одевают ими своих жен и детей.

ПослИер.1:33. Если испытывают от кого-либо злое или доброе, не могут воздать; не могут поставить царя, ни низложить его.

ПослИер.1:34. Равно ни богатства, ни даже мелкой медной монеты они не могут дать. Если кто, обещав им обет, не исполнил бы его, не взыщут.

ПослИер.1:35. От смерти человека не избавят, ни слабейшего у сильного не отнимут;

ПослИер.1:36. человеку слепому не возвратят зрения; человеку в нужде не помогут;

ПослИер.1:37. вдове не окажут сострадания, и сироте не сделают добра.

ПослИер.1:38. Камням из гор подобны эти боги деревянные и оправленные в золото и серебро, – и служащие им посрамятся.

ПослИер.1:39. Как же можно подумать или сказать, что они боги?

ПослИер.1:40. К тому же сами Халдеи обращаются с ними непочтительно: они, когда увидят немого, не могущего говорить, приносят его к Ваалу и требуют, чтобы он говорил, как будто он может чувствовать.

ПослИер.1:41. И не могут они, заметив это, оставить их, потому что не имеют смысла.

ПослИер.1:42. Женщины, обвязавшись тростниковым поясом, сидят на улицах, сожигая курение из оливковых зерен.

42. Курение из оливковых зерен или отрубей было жертвою богине Гекате. Этим курением фригийские женщины хотели привлечь к себе внимание проходивших мужчин. – На улицах. Опять и это более подходит к Фригии. В Вавилоне женщины, служившие богине Мелитте развратом, сидели в «рощах».

ПослИер.1:43. И когда какая-либо из них, увлеченная проходящим, переспит с ним, – попрекает своей подруге, что та не удостоена того же, как она, и что перевязь ее не разорвана.

ПослИер.1:44. Все, совершающееся у них, ложно. Посему как можно думать или говорить, что они боги?

ПослИер.1:45. Устроены они художниками и плавильщиками золота; не чем иным они не делаются, как тем, чем желали их сделать художники.

ПослИер.1:46. И те, которые приготовляют их, не бывают долговечны;

ПослИер.1:47. как же сделанные ими могут быть богами? Они оставили по себе ложь и срам своим потомкам.

ПослИер.1:48. Когда постигают их война и бедствия, жрецы совещаются между собою, где бы им скрыться с ними.

ПослИер.1:49. Как же не понять, что те не боги, которые самих себя не спасают ни от войн, ни от бедствий?

ПослИер.1:50. Так как они деревянные и оправленные в золото и серебро, то можно познать, что они ложь; всем народам и царям сделается ясным, что это не боги, а дела рук человеческих, и в них нет никакого действия божественного.

ПослИер.1:51. Кому же после сего не понятно, что они не боги?

ПослИер.1:52. Царя стране они не поставят, дождя людям не дадут;

ПослИер.1:53. суда не рассудят, обидимого не защитят, будучи бессильны,

ПослИер.1:54. как вороны, находящиеся между небом и землею. Ибо и в том случае, когда подверглось бы пожару капище богов деревянных или оправленных в золото и серебро, жрецы их убегут и спасутся, – а они сами, как бревна в средине, сгорят.

ПослИер.1:54–71. Чтобы показать ничтожество идолов и выразить к ним свое презрение, писатель сравнивает их со жрецами и разбойниками. Жрецы могут спастись во время пожара, а идолы не могут. Не могут идолы и защитить себя от разбойников, которые снимают с них разные украшения. Гораздо могущественнее идолов хороший государь или какая-либо полезная домашняя вещь. Могущественнее идолов разные силы природы, исполняющие свое назначение. Идолов можно сравнить только с огородным пугалом или с разлагающимся трупом.

54. Как вороны… это конец 53-го ст. Боги сравниваются с воронами, которые представляют собою довольно больших птиц, но совершенно бессильных и бесполезных.

ПослИер.1:55. Ни царю, ни врагам они не могут противостать. Как же можно принять или подумать, что они боги?

ПослИер.1:56. Ни от воров, ни от грабителей не могут охранить самих себя эти боги, деревянные и оправленные в серебро и золото:

ПослИер.1:57. превосходя их силою, они снимают золото и серебро и одежды, которые на них, и уходят с добычею, а эти себе самим не в силах помочь.

ПослИер.1:58. Поэтому лучше царь, выказывающий мужество, или полезный в доме сосуд, который употребляет хозяин, нежели ложные боги; или лучше дверь в доме, охраняющая в нем имущество, нежели ложные боги; или лучше деревянный столп в царском дворце, нежели ложные боги.

ПослИер.1:59. Солнце и луна и звезды, будучи светлы и посылаемы ради потребности, благопослушны.

ПослИер.1:60. Также и молния каждый раз, как является, ясно видима; также ветер во всякой стране веет.

ПослИер.1:61. И облака, когда повелит им Бог пройти над всею вселенною, исполняют повеление.

ПослИер.1:62. Тоже огонь, свыше ниспосылаемый для истребления гор и лесов, делает, что назначено; а эти не подобны им ни видом, ни силами.

ПослИер.1:63. Почему же можно подумать или сказать, что они боги, когда они несильны ни суда рассудить, ни добра делать людям?

ПослИер.1:64. Итак, зная, что они не боги, не бойтесь их.

ПослИер.1:65. Царей они ни проклянут, ни благословят;

ПослИер.1:66. знамений не покажут на небе и пред народами; не осветят, как солнце, и не осияют, как луна.

ПослИер.1:67. Звери лучше их: они, убегая под кров, могут помочь себе.

ПослИер.1:68. Итак, ни из чего не видно нам, что они боги; посему не бойтесь их.

ПослИер.1:69. Как пугало в огороде ничего не сбережет, так и их деревянные, оправленные в золото и серебро боги.

ПослИер.1:70. Равным образом их деревянные, оправленные в золото и серебро боги подобны терновому кусту в саду, на который садятся всякие птицы, также и трупу, брошенному во тьме.

ПослИер.1:71. Из пурпура и червленицы, которые истлевают на них, вы можете уразуметь, что они не боги; да и сами они будут наконец съедены и будут позором в стране.

ПослИер.1:72. Итак, лучше человек праведный, не имеющий идолов, ибо он – далеко от позора.

72. Заключение утверждает читателей послания в той мысли, что праведный человек не станет чтить идолов и не навлечет на себя позора.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с. / Книга Послание Иеремии. 634-640 с.

Комментарии для сайта Cackle