Источник

Глава 28

Путешествие жен мироносиц ко гробу, возвращение их оттуда и явление им Воскресшего (Мф.28:1–10). Подкуп стражей (Мф.28:11–15). Явление Воскресшего ученикам в Галилее (Мф.28:16–20).

Мф.28:1. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

«По прошествии субботы»: суббота – седьмой последний день еврейской недели, день праздничный, в который по закону нельзя было ничего делать, а должно было оставаться в покое (4-я заповедь десятословия: ср. Лк.23:56). – «Первого дня недели»: т.е. новой недели, следовательно, по нашему в воскресенье. – «Мария Магдалина и другая Мария» (см. прим к Мф.27:56; ср. Синаксар в день Пасхи): «первее убо воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо сидящей у гроба с Магдалиною, якоже глаголет Матфей – Мф.27:61. Но да не сомнилося бы (чтобы не показалось сомнительным) воскресение за еже к матери присвоения (из-за того, что свидетельство о таковом величайшем событии присвоено матери), евангелисты глаголют: первее явися Магдалини Марии (Мк.16:9), она же и на камне Ангела виде... И просто рещи, различно еже на гроб жен прихождение бысть, в них же бе и Богородица, та бо есть юже Иосиеву глаголет Марию Евангелие. Иосифов же бе сын сей Иосии»): Мироносиц был целый сонм (ср. Лк.23:49,55,24:1,10), и евангелисты не поименовывают всех их, а только немногих из них по своему усмотрению (ср. Мк.16:1; Лк.24:1,10; Ин.20:1). – «Посмотреть гроб»: как видно, они не знали о том, что ко гробу приставлена стража и он запечатан. Они приготовили масти и ароматы, чтобы помазать возлюбленного Учителя своего, и, взяв их, пошли посмотреть гроб Его, чтобы узнать, могут ли они исполнить свое благочестивое намерение, и если окажется возможность, то исполнить (ср. Лк.23:55–56,24:1; Мк.16:1–2).

Мф.28:2–4. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

«Сделалось великое землетрясение»: это еще до прибытия жен ко гробу (ср. Мк.16:2–4). Землетрясение это, вероятно, было только около гроба и не простиралось далеко, ибо цель его была устранить стражей (ср. Злат.). – «Отвалил камень»: ср. прим. к Мф.27:60. – «Одежда бела»: небесные существа являются обыкновенно облеченными в белое (Деян.1:10; Откр.3:4–5,4:4,7:13,14). Белое у евреев было символом чистоты и невинности. – «Стрегущие пришли в трепет»: была глухая ночь, и вдруг это великое землетрясение и внезапное явление светоносного Ангела; конечно, это должно было сильно устрашить стражу. – «Стали как мертвые»: омертвели от страха, как бывает это при сильном внезапном испуге. Потом, пришедши несколько в себя, гонимые страхом, они разбежались (ст. Мф.28:11).

Мф.28:5–7. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

«Обратив речь к женщинам»: когда они подошли ко гробу. – «Не бойтесь»: «прежде всего освобождает их от страха... и словами и взором, ибо в светлом показался виде, как принесший радостную весть» (Злат.). Такое ободрение было необходимо для жен прежде всего, ибо они были в страхе от чудесного явления (ср. ст. Мф.28:8; Мк.16:5; Лк.24:5). – «Распятого»: «не стыдится назвать распятым, ибо это есть высочайшее наше благо» (Злат.). – «Как сказал»: Господь неоднократно говорил ученикам Своим о воскресении, и жены, сопутствовавшие им, без сомнения, знали о сем (например, Мф.16:21 и дал. Мф.17:22–23 и др.). – «Подойдите, посмотрите место»: приглашает войти в самую пещеру, чтобы посмотреть место, где лежал Господь. Гробные пещеры бывали иногда очень обширны, и в них бывало несколько мест, на которых клали умерших. Эти места были род лавок или диванов каменных, высеченных около стен пещеры, и отделялись иногда перегородками. Как обширна была гробная пещера Спасителя, не говорится нигде; говорится только, что она была новая, в которой еще ни один покойник не был положен (Лк.23:53; Ин.19:41), и следовательно, ни в каком случае, места его нельзя было смешать с местами других. – «Предваряет вас в Галилее»: Господь Сам обещал ученикам Своим по воскресении Своем предварить их в Галилее (Мф.26:32); это, конечно, не исключает Его явления ученикам в Иерусалиме для их уверения. В Галилее Господь действительно торжественно явился ученикам Своим и послал их на всемирную проповедь (ст. Мф.28:16–20, ср. Ин.21:1 и д.). – «Я сказал вам»: уверение в истине воскресения Христова и всего сказанного женам.

Мф.28:8. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

«Поспешно»: соответственно повелению Ангела идти «скорее» (ст. Мф.28:7), для того, чтобы скорее сообщить ученикам радостное известие. – «Со страхом и радостью»: «со страхом – оттого, что видели поразительное, с радостью оттого, что слышали благовествование» (Евф. Зиг.). «Видели ужасное и страшное дело – гроб пустой, в котором прежде при их глазах положено тело. Посему и привел их (Ангел) видеть сие, дабы могли они быть свидетельницами того и другого, и гроба и воскресения... Посему и радуются, и дивятся» (Злат.).

Мф.28:9–10. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

«Иисус встретил их»: Иисус воскресший прежде явился одной Марии Магдалине еще при гробе (Ин.20:14–17, ср. Мк.16:9), а это было уже второе Его явление. – «Радуйтесь»: удаляет страх и усиливает чувство радости о воскресении. – «Ухватились за ноги Его»: простерлись пред Ним ниц к ногам Его; это положение людей, просящих усиленно о чем-либо (4Цар.4:37). – «И поклонились Ему»: ср. прим. к Мф.8:2; воздали Ему великое почтение и свидетельство любви своей к Нему: «прикосновением твердо уверились в Его воскресении и поклонились Ему» (Злат.. – «Не бойтесь»: жены, вероятно, поражены были еще большим страхом, внезапно увидев явившегося из области смерти, и потому Он «опять и Сам прогоняет страх, уготовляя удобнейший путь вере» (Злат.). – «Братьям Моим»: особенно трогательное и нежное название в устах Воскресшего из мертвых и готового идти к Отцу, прославленного Мессии, который не стыдится называть их братьями (Евр.2:11–12). – «Шли в Галилею»: см. прим. к ст. Мф.28:7.

Мф.28:11. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

«Некоторые из стражи»: вероятно, начальники или главные из приставленной стражи, которые должны были донести о случившемся, так как они подлежали ответственности по военным законам римским за оставление места стражи. – «Первосвященникам»: а не Пилату, так как они поставлены были на стражу не по распоряжению правителя, а по распоряжению первосвященников – врагов Христовых.

Мф.28:12–14. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

«Собравшись со старейшинами» и пр.: дело показалось им так важным, что они собрали Синедрион, составили совет, как поступить в этом случае, и ничего лучшего не могли выдумать, как подкуп стражей. – «Довольно денег дали воинам»: «они купили кровь Его, когда Он был жив; а по Его распятии и воскресении опять деньгами же стараются подорвать истину воскресения» (Злат.). – «Ученики Его украли»: «так истина ясна и очевидна, что они не умеют и солгать. Их слова совершенно невероятны и никакого правдоподобия не имели. Каким образом украли Его ученики, сии бедные и простые люди, которые не смели даже показаться?.. Да и не была ли на гробе положена печать? Не окружали ли то место со всех сторон столько стражей и воинов и простых иудеев? Не подозревали ли и они сего же самого, не беспокоились ли, не бдели ли, не заботились ли? Да и для чего украсть им? Для того ли, чтобы выдумать учение о воскресении? Но как бы пришло на мысль выдумать что-нибудь подобное людям, которые любили жить в неизвестности? Да и как они отвалили камень запечатанный? Как укрылись от такого множества?.. Да и какая была бы им польза, если бы Иисус Христос не воскрес?» (Злат., ср. Феофил.).– «Когда мы спали»: за такую бдительность стража, конечно, подвергалась наказанию по законам, но враги Господа обещались уладить дело. – «Мы убедим его»: они могли обещать воинам, что правитель их не накажет, так как знали, что и сам-то правитель может быть подкуплен, и – притом он после праздника должен опять возвратиться в Кесарию, свое обычное местопребывание, и там, конечно, не обратит внимания на подобный слух, если бы он и дошел до него, тем более, что как язычник он, конечно, не склонен был верить воскресению и скорее всего поверил бы, что распятый точно украден учениками ночью.

Мф.28:15. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

«Слово сие»: т.е. что ученики ночью украли тело Иисуса. «Смотри опять, какую любовь к истине имеют ученики! Как они не стыдятся сказать, что такой слух разнесся против них» (Злат.). – «До сего дня»: до времени написания Евангелия (см. предисловие).

Мф.28:16–17. Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

«Одиннадцать учеников»: за исключением (двенадцатого) Иуды – предателя удавившегося, вместо которого еще не был избран для восполнения сонма двенадцати новый апостол, избранный уже после вознесения Спасителя (Деян.1:15–26). – «На гору»: ни здесь, ни в других местах Нового Завета эта гора не называется. Не Фавор ли это, на котором произошло славное Господне преображение, как проображение того славного состояния Господа, в каком Он теперь явился ученикам? – «Иные усумнились»: «если некоторые усумнились, то и в сем случае подивись их любви к истине, что они не скрывали своих погрешностей, даже в последние дни с ними случившихся. Впрочем и сии были утверждены явлением» (Злат.). Эти сомнения учеников, о которых так часто упоминается в Евангелиях, суть одно из сильнейших доказательств, что они не увлекались какою-либо мечтою, не были в исступлении (экзальтации), а тщательно исследовали истину воскресения.

Мф.28:18–20. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

«Дана мне всякая власть на небе и на земле»: как единородный Сын Божий и Бог, Творец и Промыслитель всего, Он от начала мира по божеству Своему имел всякую власть на небе и на земле. Теперь же, по воскресении, Он восприял таковую же власть над всеми и по человечеству, как Искупитель мира. – «Итак, идите»: поскольку теперь все в Моей власти, то идите, Я буду вашим защитником и покровителем; хотя вы слабы, но Я всесильный с вами, не бойтесь ничего. – «Научите все народы»: теперь уже не ограничивает их проповедь только иудеями, как прежде (ср. Мф.10:5–6); но говорит: учите все народы, ибо весь мир искуплен, и должен быть призван в царство Христово. – «Крестя»: крещение есть символ вступления крещаемого в церковь Христову, причем невидимым действием Святого Духа очищаются грехи человека и возрождается он в жизнь новую, святую. – «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»: это учение не могло быть новым для учеников, так как Христос нередко поучал их и о Боге Отце и о Себе, как Сыне, и о Духе Святом, и так как ученики, без сомнения, знали, что при крещении Христовом Бог Отец гласом Своим свидетельствовал о Христе, как о Сыне Своем, и Дух Святой сходил в виде голубине. – «Блюсти все»: и учение, и постановления, и заповеди, так как знание и соблюдение их есть необходимое условие христианской жизни. – «Я с вами» и пр.: «не видишь ли опять силы Его? И не видишь ли притом, с каким снисхождением Он говорит это? Не с ними только будет находиться, говорит Он, но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Ибо апостолы не могли пребыть до скончания века, но Он говорит ко всем верным, как бы к одному телу. Не говорите Мне, сказал Он, о препятствиях обстоятельств. Я с вами и Я, разрушающий все препятствия» (Злат.). «Итак, Господь обещает Свое пребывание до скончания века и нам, и тем, которые будут после нас; однако не в том смысле, что до скончания века будет, а после скончания не будет. Нет, тогда-то особенно и будет Он пребывать с нами, и притом яснейшим образом: ибо речение – до, где ни встречается в писании, не исключает того, что будет после. – Возблагодарим же Господа, пребывающего с нами здесь, нам ныне доставляющего всякое благо, и еще совершеннейшим образом желающего пребывать с нами в бесконечные века. Ему подобает всякое благодарение и слава и честь во веки веков» (Феофил.). – «Аминь» (ср. прим. к Мф.6:13): т.е. истинно, так; все, что в сем Евангелии написано, есть несомненная и непреложная истина.

Указатель церковных евангельских чтений на все дни года

Во святую и великую неделю Пасхи, на литургии Иоанна Ин.1:1–17.

В ту же неделю вечера, Иоанна Ин.20:19–25;

Понедельник Ин.1:18–28; Вторник Лк.24:12–35; Среда Ин.1:35–51; Четверг Ин.3:1–15; Пятница Ин.2:12–22; Суббота Ин.3:22–33.

Неделя 2, о Фоме; на утрени Матфея Мф.28:16–20.

На литургии Иоанна Ин.20:19–31.

Понедельник Ин.2:1–11; Вторник Ин.3:16–21; Среда Ин.5:17–24; Четверг. Ин 5:24–30; Пятница Ин.5:30–6:2; Суббота Ин 6:14–27.

Неделя 3, о Мироносицах; на утрени Марка Мк.16:9–20.

На литургии Марка Мк.15:43–16:8.

Понедельник Ин.4:46–54; Вторник Ин.6:27–33; Среда Ин.6:35–39; Четверг Ин.6:40–44; Пятница Ин.6:48–54; Суббота Ин.15:17–16:2.

Неделя 4, о расслабленном; на утрени Луки Лк.24:1–12.

На литургии Иоанна Ин.5:1–15.

Понедельник Ин.6:56–69; Вторник Ин 7:1–13; Среда Ин.7:14–30; Четверг Ин.8:12–20; Пятница Ин.8:21–30; Суббота Ин 8:31–42.

Неделя 5, о Самарянине; на утрени Иоанна Ин.20:1–10.

На литургии Иоанна Ин.4:5–42.

Понедельник Ин.8:42–51; Вторник Ин.8:51–59; Среда Ин.6:5–14; Четверг Ин.9:39–10:9; Пятница Ин.10:17–28; Суббота Ин.10:27–38.

Неделя 6, о слепом; на утрени Иоанна Ин.20:11–18.

На литургии Иоанна Ин.9:1–38.

Понедельник Ин.11:47–57; Вторник Ин.12:19–36; Среда Ин.12:36–47; Четверг Вознесения Господня: на утрени Мк.16:9–20; на литургии Лк.24:36–58; Пятница Ин.14:1–11; Суббота Ин.14:10–21.

Неделя 7, святых Отец; на утрени Иоанна Ин.21:1–14.

На литургии Иоанна Ин.17:1–13.

Понедельник Ин.14:27–15, 7; Вторник Ин.16:2–13; Среда Ин.16:15–23; Четверг Ин. 16:23–33; Пятница Ин.17:18–26; Суббота Ин.21:15–25 и за упокой Ин.5:24–30.

Неделя Пятидесятницы; на утрени Иоанна Ин.20:19–23.

На литургии Иоанна Ин.7:37–52, 8:12.

Понедельник 1 Мф.18:10–20; Вторник Мф.4:25–5, 13; Среда Мф.5:20–26; Четверг. Мф.5:27–32; Пятница Мф.5:33–41; Суббота Мф.5:42–48.

Неделя 1, всех Святых; на утрени Матфея Мф.28:16–20.

На литургии Матфея Мф.10:32–33, 37–38, 19:27–30.

Понедельник 2 Мф.6:31–34, 7:9–11; Вторник Мф.7:15–21; Среда Мф.7:21–22; Четверг Мф.8:23–27; Пятница Мф.9:14–17; Суббота Мф.7:1–8.

Неделя 2, на утрени Марка Мк.16:1–8.

На литургии Матфея Мф.4:18–23.

Понедельник 3 Мф.9:36–10, 8; Вторник Мф.10:9–15; Среда Мф.10:16–22; Четверг Мф.10:23–31; Пятница Мф.10:32–11,1; Суббота Мф.7:24–8:4.

Неделя 3, на утрени Марка Мк.16, 9–20.

На литургии Матфея 6:22–33.

Понедельник 4 Мф.11:2–15; Вторник Мф.11:16–20; Среда Мф.11:20–26; Четверг Мф.11:27–30; Пятница Мф.12:1–8; Суббота Мф.6:14–23.

Неделя 4, на утрени Луки Лк.24:1–12.

На литургии Матфея Мф.8:5–13.

Понедельник 5 Мф.12:9–13; Вторник Мф.12:14–16, 22–30;; Среда Мф.12:38–45; Четверг Мф.12:46–13:3; Пятница Мф.13:4–9; Суббота Мф.9:9–13.

Неделя 5, на утрени Луки Лк.24:12–35.

На литургии Матфея Мф.8:28–9:1.

Понедельник 6 Мф.13:10–23; Вторник Мф.13:24–30; Среда Мф.13:31–36; Четверг Мф.13:36–43; Пятница Мф.13:44–54; Суббота Мф.9:18–26.

Неделя 6, на утрени Луки Лк.24:36–53.

На литургии Матфея Мф.9:1–8.

Понедельник 7 Мф.13:54–58; Вторник Мф.14:1–13; Среда Мф.14:35–15:11; Четверг Мф.15:12–21; Пятница Мф.15:29–31; Суббота Мф.10:37–11:1.

Неделя 7, на утрени Иоанна Ин.20:1–10.

На литургии Матфея Мф.9:27–35.

Понедельник 8 Мф.16:1–6; Вторник Мф.16:6–12; Среда Мф.16:20–24; Четверг Мф.16:24–28; Пятница Мф.17:10–18; Суббота Мф.12:30–37.

Неделя 8, на утрени Иоанна Ин.20:11–18.

На литургии Матфея Мф.15:14–22.

Понедельник 9 Мф.18:1–11; Вторник Мф.18:18–22, 19:1–2, 13–15; Среда Мф.20:1–16; Четверг Мф.20:17–28; Пятница Мф.21:12–14, 17–20; Суббота Мф.15:32–39.

Неделя 9, на утрени Иоанна Ин.20:19–31.

На литургии Матфея Мф.14:22–34.

Понедельник 10 Мф.21:18–22; Вторник Мф.21:23–27; Среда Мф.21:28–32; Четверг Мф.21:43–46; Пятница Мф.22:23–33; Суббота Мф.17:24–18:4.

Неделя 10, на утрени Иоанна Ин.21:1–14.

На литургии Матфея Мф.17:14–23.

Понедельник 11 Мф.23:13–22; Вторник Мф.23:23–28; Среда Мф.23:29–39; Четверг Мф.24:13–28; Пятница Мф.24:27–33, 42–51; Суббота Мф.19:3–12.

Неделя 11, на утрени Иоанна Ин.21:15–25.

На литургии Матфея Мф.18:23–35.

Понедельник 12 Мк.1:9–15; Вторник Мк.1:16–22; Среда Мк.1:23–28; Четверг Мк.1:29–35; Пятница Мк.2:18–22; Суббота Мф.20:29–34.

Неделя 12, на утрени Матфея Мф.28:16–20.

На литургии Матфея Мф.19:16–26.

Понедельник 13 Мк.3:6–12; Вторник Мк.3:13–19; Среда Мк.3:20–27; Четверг Мк.3:28–35; Пятница Мк.4:1–9; Суббота Мф.22:15–22.

Неделя 13, на утрени Марка Мк.16:1–8.

На литургии Матфея Мф.21:33–42.

Понедельник 14 Мк.4:10–23; Вторник Мк.4:24–34; Среда Мк.4:35–41; Четверг Мк.5:1–20; Пятница Мк.5:22–24, 35–6:1; Суббота Мф.23:1–12.

Неделя 14, на утрени Марка Мк.16:9–20.

На литургии Матфея Мф.22:1–14.

Понедельник 15 Мк.5:24–34; Вторник Мк.6:1–7; Среда Мк.6:7–13; Четверг Мк.6:30–45; Пятница Мк.6:45–53; Суббота Мф.24:1–13.

Неделя 15, на утрени Луки Лк.24:1–12.

На литургии Матфея Мф.22:35–46.

Понедельник 16 Мк.6:54–7, 8; Вторник Мк.7:5–16; Среда Мк.7:14–24; Четверг Мк.7:24–30; Пятница Мк.8:1–10; Суббота Мф.24:34–44.

Неделя 16, на утрени Луки Лк.24:12–35.

На литургии Матфея Мф.25:14–30.

Понедельник 17 Мк.10:46–52; Вторник Мк.11:11–23; Среда Мк.11:23–26; Четверг Мк.11:27–33; Пятница Мк.12:1–12; Суббота Мф.25:1–13.

Неделя 17, на утрени Луки Лк.24:36–53.

На литургии Матфея Мф.15:21–28.

Понедельник 18 Лк.3:19–22; Вторник Лк.3:23–4,1; Среда Лк.4:1–15; Четверг Лк.4:16–22; Пятница Лк.4:22–30; Суббота Лк.4:31–36.

Неделя 18, на утрени Иоанна Ин.20:1–10.

На литургии Луки Лк.5:1–11.

Понедельник 19 Лк.4:37–44; Вторник Лк.5:12–16; Среда Лк.5:33–39; Четверг Лк.6:12–19; Пятница Лк.6:17–23; Суббота Лк.5:17–26.

Неделя 19, на утрени Иоанна Ин.20:11–18.

На литургии Луки Лк.6:31–36.

Понедельник 20 Лк.6:24–30; Вторник Лк.6:37–45; Среда Лк.6:46–7:1; Четверг Лк.7,17–30; Пятница Лк.7:31–35; Суббота Лк.5:27–32.

Неделя 20, на утрени Иоанна Ин.20:19–31.

На литургии Луки Лк.7:11–16.

Понедельник 21 Лк.7:36–50; Вторник Лк.8:1–3; Среда Лк.8:22–35; Четверг Лк.9:7–11; Пятница Лк.9:12–18; Суббота Лк.6:1–10.

Неделя 21, на утрени Иоанна Ин.21:1–14.

На литургии Луки Лк.8:5–15.

Понедельник 22 Лк.9:18–22; Вторник Лк.9:23–27; Среда Лк.9:44–50; Четверг Лк.9:49–56; Пятница Лк.10:1–15; Суббота Лк.7:2–10.

Неделя 22, на утрени Иоанна Ин.21:15–25.

На литургии Луки Лк.16:19–31.

Понедельник 23 Лк.10:22–24; Вторник Лк.11:1–10; Среда Лк.11:9–13; Четверг Лк.11:14–23; Пятница Лк.11:23–26; Суббота Лк.8:16–21.

Неделя 23, на утрени Матфея Мф.28:16–20.

На литургии Луки Лк.8:26–39.

Понедельник 24 Лк.11:29–33; Вторник Лк.11:34–41; Среда Лк.11:42–46; Четверг Лк.11:47–12:1; Пятница Лк.12:2–12; Суббота Лк.9:1–6.

Неделя 24, на утрени Марка Мк.16:1–8.

На литургии Луки Лк.8:41–56.

Понедельник 25 Лк.12:13–15, 22–31; Вторник Лк.12:42–48; Среда Лк.12:48–59; Четверг Лк.13:1–9; Пятница Лк.13:31–35; Суббота Лк.9:37–43.

Неделя 25, на утрени Марка Мк.16:9–20.

На литургии Луки Лк.10:25–37.

Понедельник 26 Лк.14:12–15; Вторник Лк.14:25–35; Среда Лк.15:1–10; Четверг Лк.16:1–9; Пятница Лк.16:15–18, 17:1–4; Суббота Лк.9:57–62.

Неделя 26, на утрени Луки Лк.24:1–12.

На литургии Луки Лк.12:16–21.

Понедельник 27 Лк.17:20–25; Вторник Лк.17:26–37; Среда Лк.18:15–17, 26–30; Четверг Лк.18:31–34; Пятница Лк.19:12–28; Суббота Лк.10:19–21.

Неделя 27, на утрени Луки Лк.24:12–35.

На литургии Луки Лк.13:10–17.

Понедельник 28 Лк.19:37–44; Вторник Лк.19:45–48; Среда Лк.20:1–8; Четверг Лк.20:9–18; Пятница Лк.20:19–26; Суббота Лк.10:32–40.

Неделя 28, на утрени Луки Лк.24:36–53.

На литургии Луки Лк.14:16–24.

Понедельник 29 Лк.20, 27–44; Вторник Лк.21,12–19; Среда Лк.21, 5–7, 10–11, 20–24; Четверг Лк. 21,28–33; Пятница Лк.21, 37–22, 8; Суббота Лк. 13,18–29.

Неделя 29, на утрени Иоанна Ин.20:1–10.

На литургии Луки Лк.17:12–19.

Понедельник 30 Мк.8:11–21; Вторник Мк.8:22–26; Среда Мк.8:30–34; Четверг Мк.9:10–16; Пятница Мк.9:33–24; Суббота Лк.14:1–11.

Неделя 30, на утрени Иоанна Ин.20:11–18.

На литургии Луки Лк.18:18–27.

Понедельник 31 Мк.9:42–10:1; Вторник Мк.10:2–12; Среда Мк.10:11–16; Четверг Мк.10:17–27; Пятница Мк.10:23–32; Суббота Лк.16:10–15.

Неделя 31, на утрени Иоанна Ин.20:19–31.

На литургии Луки Лк.18:35–43.

Понедельник 32 Мк.10:46–52; Вторник Мк.11:11–23; Среда Мк.11:23–26;Четверг Мк.11:27–33; Пятница Мк.12:1–12; Суббота Лк.17:3–10.

Неделя 32, на утрени Иоанна Ин.21:1–14.

На литургии Луки Лк.19:1–10.

Понедельник 33 Мк.12:13–17; Вторник Мк.12:18–27; Среда Мк.12:28–37; Четверг Мк.12:38–44; Пятница Мк.13:1–8; Суббота Лк.18:2–8.

Неделя 33, о мытаре и фарисее: на утрени воскресное.

На литургии Луки Лк.18:10–14.

Понедельник 34 Мк.13:9–13; Вторник Мк.13:14–23; Среда Мк.13:24–31; Четверг Мк.13:31–14:2; Пятница Мк.14:3–9; Суббота Лк.20:45–21:4.

Неделя 34, о блудном сыне; на утрени воскресное.

На литургии Луки Лк.15:11–32.

Понедельник 35 Мк.11:1–11; Вторник Мк.14:10–42; Среда Мк.14:43–15,1; Четверг Мк.15:1–15; Пятница Мк.15:22–25, 33–41; Суббота Лк.21:8–9, 25–27, 33–36; и за упокой Ин.5:24–30.

Неделя 35, мясопустная; на утрени воскресное.

На литургии Матфея Мф.25:31–46.

Понед. сыр. нед. Лк.19:29–40, 22:7–39; Вторник Лк.22:39–42, 45–23:1; Четверг Лк.23:1–31, 44–56; Суббота Мф.6:1–13; и Отцев Мф.11:27–30.

В среду же и пятницу не бывает литургии.

Неделя 36, сыропустная; на утрени воскресное.

На литургии Матфея Мф.6:14–21.

Евангелия суббот и недель святого Великого поста

Суббота первая поста:

На литургии Марка Мк.2:23–3:5. И святому – Иоанна Ин.15:17–16:2.

Неделя первая поста:

На утрени воскресное. На литургии Иоанна Ин.1:43–51.

Суббота вторая поста:

Марка Мк.1:35–44. И за упокой – Иоанна Ин.5:24–30.

Неделя вторая поста:

На утрени воскресное. На литургии Марка Мк.2:1–12. И святому – Иоанна Ин.10:9–16.

Суббота третья поста:

Марка Мк.2:14–17. И за упокой – Иоанна Ин.5:24–30.

Неделя третья поста:

На утрени воскресное. На литургии Марка Мк.8:34–9:1.

Суббота четвертая поста:

Марка Мк.7:31–37. И за упокой – Иоанна Ин.5:24–30.

Неделя четвертая поста:

На утрени воскресное. На литургии Марка Мк.9617–31. И преподобному Матфея Мф.4:25–5,12.

Суббота пятая поста:

Марка Мк.8:27–31. И Богородице – Луки Лк.10:38–42, 11:27–28.

Неделя пятая поста:

На утрени воскресное. На литургии Марка Мк.10:32–45. И преподобной – Луки Лк.7:36–50.

Суббота шестая, Лазарева:

Иоанна Ин.11:1–45.

Неделя ваий, или цветоносная:

На утрени Матфея Мф.21:1–11, 15–17. На литургии Иоанна Ин.12:1–18.

Святой и великий понедельник:

На утрени Матфея Мф.21:18–43. На лтургии Матфея Мф.24:9–35.

Святой и великий вторник:

На утрени Матфея Мф.22:15–23, 39. На литургии Матфея Мф.24:36–26:2.

Святая и великая среда:

На утрени Иоанна Ин.12:17–50. На литургии Матфей Мф.26:6–16.

Святой и великий четверг:

На утрени Луки Лк.22:1–39. На литургии Матфея Мф.26:1–20. Иоанна Ин.13:3–17. Матфея Мф.26:21–39. Луки Лк.22:43–45. Матфея Мф.26:40–27:2.

Евангелий 12 святых страстей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Еванг. 1. Ин.13:31–18:1; Еванг. 2. Ин.18:1–28; Еванг. 3. Мф.26, 57–75; Еванг. 4. Ин.18:28–19, 16; Еванг. 5.Мф.27:3–32; Еванг. 6.Мк.15:16–32; Еванг. 7. Мф.27:33–54; Еванг. 8. Лк.23:32–49; Еванг.9 Ин.19:25–37; Еванг. 10. Мк.15:43–47; Еванг. 11. Ин.19:38–42; Еванг. 12.Мф.27:62–66

Последование часов святой и великой пятницы

Час 1: Мф.27:1–56. Час 3:Мк.15:16–41. Час 6:Лк.23:32–49. Час 9: Ин.18:28–19, 37.

В святую и великую пятницу на вечерни

Матфея Мф.27:1–38; Луки Лк.23:39–43; Матфея Мф.27:39–54; Иоанна Ин.19:31–37; Матфея Мф.27:55–61.

Во святую и великую субботу

На утрени Матфея Мф.27: 62–66. На литургии Матфея Мф.28:1–20

Евангелия утренние воскресные

Еванг. 1. Мф.28:16–20; Еванг. 2. Мк.16:1–8; Еванг. 3. Мк.16:9–20; Еванг. 4. Лк.24:1–12; Еванг. 5. Лк.24:12–35; Еванг. 6.Лк.24:36–53; Еванг. 7. Ин.20:1–10; Еванг. 8. Ин.20:11–18; Еванг. 9. Ин.20:19–31; Еванг. 10. Ин.21:1–14; Еванг. 11. Ин.21:15–25.

Евангелия общие святым Служба Пресвятой Богородице

На утрени Луки Лк.1:39–49:56. На литургии Луки Лк.10, 38–42, 11:27–28.

Служба святых небесных бесплотных сил

Луки Лк.10:16–21, или Матфея Мф.13:24–30, 36–43.

Служба святых пророков общая

Матфея Мф.23:29–39, или Луки Лк.11:47–54.

Служба апостолов общая

Служба святителя

Иоанна Ин.10:9–16.

Служба святителей общая

На утрени Иоанна Ин.10:1–9. На литургии Матфея Мф.5:14–19, или Иоанна Ин.10:9–16.

Служба преподобных и Христа ради юродивых

Матфея Мф.11:27–30, или Луки Лк.6:17–23.

Служба мученика

Луки Лк.12:2–12, или Иоанна Ин.15:17–16:2.

Служба мучеников общая

Матфея Мф.10:16–22, или Луки Лк.21:1–19.

Служба священномученика Луки Лк.12:32–40.

Служба священномучеников общая

Служба преподобномученика

Марка Мк.8:34–38.

Служба преподобномучеников общая

Служба святых мучениц общая

Матфея Мф.15:21–28, или Марка Мк.5:24–34.

Служба преподобных жен общая

Матфея Мф.25:1–13, или Луки Лк.7:36–50.

Служба исповедников

Луки Лк.12:8–12.

Служба безмездников

Матфея Мф.10:1, 5–8

Евангелия за упокой

Понедельник Ин.5:17–24; Вторник Ин.5:24–30; Среда Ин.6:35–39;Четверг Ин.6:40–44; Пятница Ин.6:48–54; Суббота Ин 5:17–24.

Евангелия на разные случаи

Евангелия на освящение елея

Первое Лк.10:25–37; Второе Лк.29:1–10; Третье Мф.10:1, 5–8; Четвертое Мф.8:14–22; Пятое Мф.25:1–13; Шестое Мф.15:21–28; Седьмое Мф.9:9–13.

Августа в 1-й день, на освящение воды; Иоанна Ин.5:1–4.

На освящение церкви: Иоанна Ин.10:22–28.

На основание и обновление града: Матфея Мф.16:13–18.

Во время бездождия: Матфея Мф.16:1–6.

Во время безведрия: Матфея Мф.7:7–11.

В страх труса: Матфея Мф.8:23–27.

Во время язв: Луки Лк.4:37–44.

В общенуждии: Марка Мк.11:23–26.

За Императора и за людей во время брани: Марка Мк.11:23–26.

В нашествие варвар: Луки Лк.13:1–9.

О умирении и соединении православной веры: Матфея Мф.7:7–11.

О умирении и соединении Церкви: Марка Мк.11:23–26.

За творящих милостыню: Матфея Мф.7:7–11.

В запалении огня: Луки Лк.12:48–59.

Над болящим

Первое: Матфея Мф.8:14–23.

Второе: Марка Мк.5:24–34.

Третье: Иоанна Ин.4:47–54.

На пострижение монахов: Матфея Мф.10:37–42.

На всякое прошение

Матфея Мф.7:7–11, или Марка Мк.11:23–26, или Луки Лк.18:2–8.

На крещение человеков: Матфея Мф.28:16–20.

Во время брака: Иоанна Ин.2:1–11.

Исповеданию: Матфея Мф.9:9–13, или Луки Лк.15:1–10.

Жен исповеданию: Иоанна Ин.8:3–11.

Над имущим дух недуга

Матфея Мф.8:28–34, или Мф.17:14–18, или Марка Мк.5:1–20, или Мк.6:17–31, или Луки Лк.9:37–43.

На погребение мирян: Иоанна Ин.5:24–30.

На погребение монахов: Иоанна Ин.5:24–30.

На погребение иереев

Еванг. 1. Иоанна Ин.5:24–30.

Еванг. 2. Иоанна Ин.5:17–24.

Еванг. 3. Иоанна Ин.6:35–39.

Еванг. 4. Иоанна Ин.6:40–47.

Еванг. 5. Иоанна Ин.6:48–54.

На погребение младенцев: Иоанна Ин.6:35–39.

Последование в мир: Иоанна Ин.14:10–21, 14:21–27.


Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томах) / Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с. / Книга первая. Евангелие от Матфея. ISBN 985-6503-68-х

Комментарии для сайта Cackle