Источник

Глава 3

Иоанн Креститель и его проповедь (Мф.3:1–12). Крещение Христово (Мф.3:13–17).

Мф.3:1–2. В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

«В те дни»: не в те дни, когда Господь только что поселился в Назарете, ибо Иоанн Креститель был только полугодом старше Спасителя по возрасту, и, по свидетельству Ев. Луки, Иоанн явился с проповедью при Пилате, когда и Христу, пришедшему к нему креститься, было лет около 30 (Лк.3:23). «В писании весьма часто употребляется такой образ речи: в те дни, когда говорится не только о таких происшествиях, которые тотчас последовали, но и о таких, которые были по истечении многих лет» (Злат.). Вообще это – переходный в повествованиях оборот речи, не показывающий строгой хронологической последовательности (ср. Лк.2:1). Если он и обозначает в рассматриваемом месте связь предшествующего с последующим, то эту связь можно выразить так: в то время, как Иисус Христос жил еще в Назарете, приходит Иоанн и пр. – «Иоанн Креститель»: сын праведных Захарии и Елисаветы (Лк.1:5 и д.), названный Крестителем оттого, что, как предтеча Христов, проповедуя покаяние для принятия участия в царстве Христовом, он приходящих к нему крестил, т.е. погружал в воде, употребляя сие как символ очищения душевного (см. прим. к Мф.3:11). – «Проповедует в пустыне»: проповедовать значит возвещать, в особенности волю Божию, поучать, изъяснять публично. Поучения Иоанна, сохраненные в Евангелиях, состоят по большей части из кратких изречений, которых притом очень немного. – «Пустыней «Иудейской» называлось пространство в несколько верст на запад от Мертвого моря, пересекаемое горами и несколькими небольшими речками, которые разделяли всю эту пустыню на пять частей, называвшихся: Фекое, Енгеди, Зиф, Маон и Вирсавия. Слово пустыня не означает местности, совершенно лишенной обитателей; это собственно местность мало обитаемая по своей относительной дикости, гористая, сухая, испещренная скалами и утесами, лесистая и мало возделанная. В пустыне иудейской были и поселения, хотя небольшие (Нав.15:61,62; 1Цар.25:1,2). – Доселе еще указывают в нескольких верстах на юге от Вифлеема в дикой местности пещеру, в которой жил Иоанн, и источник, из которого он пил.

«Покайтесь»: покаяние – чистосердечное сознание и исповедание грехов, рождается от печали или скорби о грехах (2Кор.7:10) и предполагает непременное намерение оставить путь греховный и проводить жизнь по закону Божию, праведно. Раскаивающийся искренно сокрушается о своих грехах, потому что они губят его душу и оскорбляют Бога. Креститель проповедью о покаянии призывает иудеев, исповедав грехи свои, переменить жизнь порочную на жизнь чистую, чтобы быть достойными войти в царство Мессии, ибо Мессия уже явился устроить новое Царство Божие в мире, хотя не от мира сего (Ин.18:36). Вот почему и сам явившийся Мессия проповедь свою в своем новом царстве начал словом о покаянии (Мф.4:17). – «Приблизилось Царство Небесное»: выражения – Царство Небесное, Царство Божие, Царство Христово – встречаются часто в книгах новозаветных и означают в сущности одно и то же – Царство Христово на земле и на небесах, т.е. царство благодати на земле, в церкви Христовой, и царство славы на небесах, первое – как начало, второе – как полное совершение и окончание. В Ветхом Завете было ожидание этого царства, о котором ясно предсказывали пророки (например, Ис.11:1–10. Иер.31:31 и д. Дан.7:13,14 и др.). Но иудеи пред пришествием Спасителя, слишком грубо и чувственно понимая образные изображения пророками царства Мессии, извратили понятие о сем царстве духовном и привнесли в него ложные, чисто чувственные понятия: думали, что царь сего царства явится как политический завоеватель и освободитель еврейского народа из-под ига римлян, что с явлением Мессии воскреснут все мертвые, будет суд, при чем враги Иудеев будут осуждены и истреблены, а иудеи станут великим и славным народом, которому покорятся все другие народы и пр.т. т.п. Господь Иисус, особенно в притчах своих, а иногда и в простом учении, часто касался сего предмета, обличая неверность таковых понятий. Без сомнения, и Иоанн Креститель, истинно веровавший и верно понимавший духовность царства Мессии, с целью показать его дух и силу, проповедь о сем царстве начинает словом покаяния: покайтесь, перемените жизнь, исправьтесь, чтобы оказаться достойными сего царства, ибо оно уже близко, наступает, открывается и – царь сего царства явился уже среди народа, хотя ни народ, ни сам Иоанн еще не знают его (Ин.1:26,30–33).

Мф.3:3. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

«Он – тот»: речь евангелиста, а не Иоанна Крестителя. Евангелист поясняет именно, кто был Иоанн по призванию своему в отношении к Мессии – Царю открывающегося царства. – «Он – тот, о котором сказал Исаия»: глас и пр.: слова заимствованы из книги пророка Исаии (Ис.40:3). В этом месте пророк изображает ближайшим образом возвращение евреев из плена вавилонского под непосредственным водительством самого Бога. Бог представляется как царь – предводитель своего народа (как войска), при возвращении его на родину из плена. Было в обычае и у восточных народов, когда войско под предводительством царя было в походе, посылать вперед вестников – объявлять приближение их, приготовлять им нужное, устранять препятствия на пути, устроять дороги, уравнивать неровности, понижать холмы, возвышать долины и пр. Изображая будущее возвращение иудеев, пророк Исаия употребляет образы, заимствованные от этого обычая: он представляет вестника, который в пустынях, отделяющих Вавилон от Иудеи, возвышая голос свой, повелевает уравнять путь Господу, предводящему народ свой при возвращении из плена вавилонского (полнее это место приведено у Лк.3:4–6). В смысле преобразовательном, который истолковывает здесь евангелист, под Господом, предводившим народ свой при возвращении из плена, разумеется Мессия, освободивший человечество из плена греха, проклятия и смерти; под вестником – Иоанн Предтеча, приготовлявший иудеев к принятию Мессии, предвозвещавший пришествие Его и устранявший препятствия к принятию иудеями Царя – Мессии своего.

Мф.3:4. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

«Одежду из верблюжьего волоса»: это не тот тонкий волос верблюда, из которого ныне делают изящную одежду, а волос длинный, толстый и колючий, из которого в древности делали грубую ткань, из каковой и ныне на Востоке делают одежду, употребляемую бедными классами жителей и монахами. Так пророк Иоанн Креститель «располагал к покаянию и словом, и самим видом своим, ибо носил одежду плачевную. Говорят, что верблюд есть животное среднее между чистым и нечистым: он чист потому, что отрыгает жвачку, и нечист потому, что имеет нераздвоенные копыта. Поскольку же Иоанн приводил к Богу и мнимочистый народ иудейский и нечистый языческий, и был срединой между Ветхим и Новым Заветом, то он и носил одежду из верблюжьих волос» (Феофил.). – «Пояс кожаный»: вместо более или менее ценного пояса, какой употребляли жители Востока, перехватывая им свои длинные и широкие одежды, Иоанн носил простой кожаный пояс, уподобляясь в этом случае прообразовавшему его древнему великому пророку Илии (4Цар.1:8).

«Акриды»: вид саранчи – очень обыкновенная пища на Востоке, которую дозволено было законом Моисеевым употреблять и евреям (Лев.11:22). Особенно бедные классы народа в Аравии питались саранчой, и то обстоятельство, что Иоанн питался ею, показывает, что он был беден или по строгости жизни употреблял пищу бедных. Саранча – это небольшое крылатое насекомое, которого видов довольно много. Особенно на Востоке она появляется иногда в огромном количестве, так что тучи ее затмевают свет солнца; и когда она садится на землю, то поедает все снедомое и опустошает огромные пространства земли; поэтому саранча – бич восточных стран. Некоторые виды ее на Востоке доселе употребляются в пищу. Бедуины и арабы собирают ее в большом количестве и употребляют, приготовляя различным образом: жарят, варят, коптят, сушат, солят, предварительно очистив ее известным образом. Об употреблении ее в древности свидетельствуют, кроме вышеуказанного закона Моисеева, Плиний (hist, natur. 6, 30. 1, 29), и блаж. Иероним (ad. lovin. 2. 6). Потому несколько странно, что некоторые ученые, зная об употреблении в пищу саранчи и зная, что это была пища бедных, не решались под акридами здесь разуметь саранчу, почитая ее пищею неприличною для Иоанна. Впрочем, «некоторые думают, что акриды суть верхушки травы, которая иначе называется мелагра, а иные разумеют под сим дикие яблоки» (Феофил., ср. Афан.В.). – «Дикий мед»: это был, вероятно, мед диких пчел, находившийся в изобилии в скалах и в дуплах деревьев пустыни (ср. Феофил.). Был также еще род меда, называвшийся диким медом или лесным медом (1Цар.14:27), производившийся небольшими насекомыми и полагавшийся на листьях деревьев, откуда он стекал в изобилии на землю, и который, говорят, еще доселе встречается в Аравии. Могла быть также сим именем названа жидкость медоподобная, истекавшая из некоторых деревьев, как-то: пальм и фиги. «Дикий мед – весьма горький и противный всякому вкусу» (Афан.В.).

Мф.3:5–6. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

«Иерусалим – Иудея»: жители Иерусалима и Иудеи. – «Вся»: усиленное выражение вместо – многие или весьма многие (ср. Мф.2:3). – «Окрестность Иорданская»: жившие по ту и другую сторону Иордана, т.е. кроме собственно Иудеи, жители прилегавших к Иордану с той и другой стороны областей – Самарии и Галилеи – с запада, Итуреи, Трахонитиды и Галаада с востока. – «Крестились»: крестить (βαπτι’ςῶ) значит погружать в воду, омывать водою (ср. Мк.7:4). Омовение есть очищение; потому омовение тела как у иудеев, так и других восточных народов, было в некоторых случаях религиозным обрядом и символически обозначало, сверх чистоты телесной, очищение души, т.е. оставление грехов и преступлений, обновление жизни. У иудеев крещение совершалось иногда над прозелитами, т.е. язычниками, принимавшими еврейскую религию, и было в этом случае знаком отречения крещаемого от прежней его религии и вступления в новую. Впрочем, несправедливо производить крещение Иоанново от этого именно обычая: этот обычай, как общий, вошел в употребление уже после Иоанна Крестителя, именно после разрушения второго храма иерусалимского. Пока стоял храм, присоединение прозелитов совершалось большею частью посредством обрезания и принесения жертвы, чему предшествовало, как и принесений всякой жертвы, предписанное законом очищение; женщин же крестили. Впрочем, мнения о сем, по неодинаковости древних известий, не одинаковы; но во всяком случае крещение Иоанново, как религиозное очищение посредством погружения в реку – чему предшествовало притом исповедание грехов, – было действием совершенно особенным, отличным от обыкновенных очищений, новым. У иудеев того времени было убеждение, что право крестить будут иметь только Мессия, когда придет, и предтеча Его – Илия или другой какой-либо пророк (Ин.1:25).

«В Иордане»: Иордан – главная река Палестины. Он берет начало свое в горах ливанских, на север от Палестины, и течет по прямому почти направлению чрез всю Палестину от севера к югу. Пересекая небольшое озеро Мером, он впадает потом в озеро Геннисаретское или Тивериадское, иначе называемое Галилейским морем. Вытекая отсюда, Иордан протекает долиною иорданскою на протяжении более 100 верст и впадает в Мертвое море. – «Исповедуя грехи свои»: исповедание грехов в некоторых случаях предписано было законом Моисеевым (Лев.16:29. и дал. Чис.5:7) и, следовательно, не было делом новым и необыкновенным для иудеев; оно было ново только при той обстановке, при которой совершалось. Значение и силу сего крещения и исповедания бл.Феофилакт выражает так: «хотя и крестились, но Иоанново крещение не имело силы отпущать грехи. Иоанн проповедовал только покаяние и приготовлял к оставлению грехов, т.е. вел к крещению Христову, которым даруется отпущение грехов».

Мф.3:7. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

«Фарисеев и саддукеев»: это были две самые многочисленные и влиятельные секты иудейские, возникшие не очень задолго до времени земной жизни Спасителя. – Фарисеи (от еврейского слова фараш – отделял) назывались так потому, что они отделяли себя от прочих самым строгим исполнением религиозных обязанностей (ср. Феофил.); отличались от прочих и своими некоторыми особенными верованиями, и своею внешностью. Кроме писанного закона Моисеева, они принимали еще великое множество преданий, которые будто бы переходят из рода в род также от законодателя Моисея, только устно, не будучи записаны, и соблюдали их так же строго, как и закон Моисеев писаный. Эти предписания закона неписаного касались большею частью внешней обрядности, внешнего благоповедения, и имели для них такую силу, что ради них они изменяли даже закон писаный там, где он не сходился с ними, за что, между прочим, и обличал их Христос (например, Мф.15:2–10). Исполняя мелочные требования предания, они пренебрегали иногда существенными правилами закона и правды (см. Мф.23) и, приказывая исполнять их другим, сами иногда не исполняли. Вследствие всего этого, являясь народу набожными, исполняющими строго наружные обряды, они были по большей части лицемерами, святошами, были и горды, и сварливы, и честолюбивы, и вообще весьма повреждены нравственно. Нет сомнения, что и из числа их были люди сердечно веровавшие и убежденные в святости закона и потому нравственные, вроде, например, Никодима (Ин.3:1), или Савла (впоследствии Ап. Павла), или Гамалиила, учителя его (ср. Деян.5:34; может быть, также: Мк.15:43; Лк.2:25,23:51; Ин.3:1,7:50,19:38–42); но вообще члены секты были испорченной нравственности; впрочем, своей внешнею набожностью они имели величайшее влияние на народ и стремились руководить его нравственным направлением. – Саддукеи имя свое получили, говорят, от Садока – раввина, славившегося лет за 260 до Р. Хр., ученика Антигона Соха, председателя иудейского Синедриона, или верховного судилища. Этот Антигон проповедовал, между прочим, что человек обязан служить Богу совершенно бескорыстно, без надежды на награду и не из страха наказания по смерти. Садок же, односторонне поняв учение своего учителя, начал проповедовать, что будущей загробной жизни вовсе нет; нет и наград праведным и наказания грешникам, и на этом учении основал секту, называвшуюся от имени его Саддукейскою. Основные пункты учения ее следующие: нет ни воскресения, ни ангелов, ни духов (Мф.22:23. Деян.23:8); душа человеческая уничтожается вместе со смертью тела; нет божественного провидения, а все зависит от свободной воли человека. Саддукеи отвергали всякие предания, принимаемые фарисеями и прочими иудеями, и принимали только письменный закон. Саддукеи были не так многочисленны, как фарисеи, но они были более богаты, и потому пользовались уважением и имели значительное влияние, особенно в высших классах, и занимали иногда высокие места.

Фарисеи и саддукеи (многие) шли к Иоанну «креститься»: они вместе с народом ожидали наступления царства Мессии и, услыша о проповеди Иоанна, «многие» приходили к нему креститься, чтобы быть готовыми вступить в сие царство, хотя и не крестились (Лк.7:30), может быть, потому, что им не легко было исповедовать грехи свои, чего требовал Иоанн, наравне с грешным, по их мнению, и презираемым ими народом (Ин.7:49); может быть, они приходили также, искушая или уловляя Иоанна, что можно заключить из повествования евангелиста Иоанна о посольстве фарисеев к Иоанну Крестителю около этого времени (Ин.1:19–25). – «Сказал им»: «фарисеи и саддукеи шли ко крещению не с доброю мыслию, как прочие, потому Иоанн и обличает их» (Феофил., ср. Злат.). – «Порождения ехиднины»: ехидна – из породы змей. Говорят, что нет змеи, укушение которой было бы столь ядовито, как ужаление ехидны; ужаленный ею почти тотчас умирает (ср. Деян.28:6). Змей и ехидна на языке библейском служат образом хитрости или лукавства и злости (Мф.12:34, 23:33; Ис.14:29, 59:5; Пс.57:5), иногда впрочем и образом мудрости служит змей (Мф.10:16). Здесь, очевидно, по связи речи и по характеру ее обличительному, ехидна представляется образом лукавства и злости; выражение: порождения (или дети) ехиднины значит – лукавые и злые люди (скверные), развращенные, негодные в самом своем корне или основании, как бы в утробе матери еще повредившиеся.

«Бежать от будущего гнева»: будущий гнев означает божественный гнев на нечестивых, сопровождаемый наказанием их. У евреев была вера, что Мессия, явившись, произведет суд и одних добрых сделает блаженными, а других подвергнет наказанию, – верование истинное, но неправильно понималось ими сие: они думали, что язычники будут осуждены и подвергнуты наказанию, а иудеи, особенно фарисеи, будут оправданы и осчастливлены. Иоанн же говорит, что гневу, а следовательно, и осуждению, подвергнутся все непокаявшиеся, даже фарисеи, мнимые праведники. Бежать от сего гнева – значит стараться избегнуть осуждения, которому обречены нераскаянные. Креститель выражает удивление, как эти фарисеи и саддукеи думают избежать этого осуждения, будучи так испорчены нравственно, что не могут уже измениться и обновиться духом, переменить свои убеждения и образ жизни, хотя и идут к нему креститься. Видно, он глубоко прозирал их испорченность и вместе с тем строгой речью хотел показать народу эту испорченность, чтобы предохранить его от вредного влияния их. Впоследствии Христос Сам то же выразил им словами: «порождения ехидны! как вы можете говорить доброе, будучи злы» (Мф.12:34).

Мф.3:8. сотворите же достойный плод покаяния

«Плод покаяния»: дерево часто представляется образом человека, именно – дерево плодовитое и с плодами добрыми означает человека добродетельного, дерево бесплодное – человека лишенного добродетелей, дерево с дурными плодами – человека, делающего злое, грешника (Мф.7:17 и д. Мф.12:33, 21:43; Ин.15:8,16 и др.). Сотворить достойный плод покаяния значит: поступать так, жить так, как должно человеку, принесшему покаяние, с обещанием нравственного исправления, нравственной перемены к лучшему, т.е. делать добрые дела, мыслить правильно о предметах веры и жить благочестиво по духу и уставам наступающего (в то время) царства Мессии. «Потому что не достаточно избежать греха, но надобно показать и великую добродетель: не возвращайтесь же к прежним порокам. Мы уже не в таком положении, как прежние пророки; настоящие обстоятельства отличны от прежних и выше: ибо ныне грядет сам Судия и Господь царства, дабы возвести вас к высшему любомудрию, воззвав на небо» (3лат., ср. Феофил.).

Мф.3:9. и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

«И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам». Иудеи, в особенности фарисеи, полагали, что они праведны пред Богом и сделаются участниками в царстве Христовом только потому, что они – потомки Авраама, праведного и друга Божия. Одно это преимущество происхождения они считали своим преимуществом и для вступления в царство Мессии, точно также как на происхождении своем от свободной Сарры, а не от рабыни Агари, они основывали заключение, что они – народ свободный, а все прочие народы – рабы (Ин.8:33–37,39,53. ср. Рим.9:7 и д.). Иоанн говорит им, что это преимущество их, без внутренних добродетелей, имеет мало цены в очах Божиих: ибо Всемогущему возможно даже из этих камней, лежащих на берегу Иордана, воздвигнуть чад, достойных Авраама, вместо фарисеев гордых, лицемерных и недостойных своего праведного праотца. Права рождения или происхождения суть ничто для участия в царстве Мессии; нужны истинные добродетели. Некоторые под камнями иносказательно разумеют воинов римских, приходивших также к Иоанну (Лк.3:14), или язычников вообще, которых Бог предположил призвать вместо неверных иудеев в царство Христово (ср. Злат. и Феофил.). Ср. учение Ап. Павла о сыновстве Авраамовом: Рим.4:6,9 и дал. Гал.4«Детей Аврааму», т.е. «подражающих добродетелям Авраама, и удостаиваемых части или награды его в Царстве Небесном» (Евф. Зиг.). Ср. ниже Мф.8:11,12. «Впрочем сими словами он не возбранял им называться потомками оных святых, но возбранял слишком на сие полагаться, пренебрегая добродетельною жизнию» (Злат.).

Мф.3:10. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

«Секира (топор) при корне дерев»: положение секиры при корне дерева есть символическое обозначение намерения срубить дерево, – не очистить только сухие или излишние сучья, но срубить под корень (ср. Злат.). Это – образ суда над Иудеями и отделения достойных вступить в царство Христово от недостойных; приносящие добрый плод деревья, т.е. добродетельные люди, будут оставлены, как достойные вступить в царство Христово; не приносящие доброго плода, т.е. люди худые, не имеющие добродетелей а полагающиеся, например, на происхождение от Авраама и лицемерные, истребятся, как истребляются негодные деревья; мало того, что они будут срублены, но еще и повержены в огонь, т.е. преданы будут вечному мучению в огне гееннском (ср. Мф.25:41–46). «Сказав всякое, сим самым истребляет всякую надежду на благородство предков. Будь, говорит, потомок самого Авраама, имей своими сродниками бесчисленных патриархов, но если сам ты не принесешь плода, то двойное понесешь наказание» (Злат.). «Не сказал – не приносившее, но – не приносящее, потому что непрестанно должно приносить плоды добродетели» (Феофил.). Смысл всего изречения: суд для отделения достойных участия в царстве Христовом от недостойных близок, ибо пришел уже сам Христос, и люди будут судимы по образу их собственной жизни и духовного расположения; люди дурные будут отвергнуты и преданы наказанию.

Мф.3:11–12. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

«Крещу в воде в покаяние»: погружаю в воду для обозначения доброй перемены в образе мыслей и жизни, т.е. для обозначения намерения, по покаянии и исповедании грехов, отказаться от прежней греховной жизни и превратного образа мыслей и начать жить; богоугодно, приготовляясь к принятию царства Мессии. Крещение Иоанна есть только внешнее символическое действие, обозначающее решимость на новую добрую жизнь, но еще не дарующее благодатных сил к тому, как дарует их крещение христианское (ср. Феофил.). – «Идущий за мною», т.е. Мессия – Христос Иисус (Ин.1:15,27,30). – Сильнее меня: смысл этих слов определяется дальнейшими. «Он будет крестить» и пр.

«Я не достоин понести обувь Его»: обувь или точнее сандалии (ὐποδὴματα). Чтобы прикрыть подошву ноги от камней и всего острого, от горячего песка и вообще от всего могущего причинить вред или неприятность, к подошве ноги приноровляли небольшую дощечку, называвшуюся сандалией. Вместо деревянных пластинок употребляли также пластинки из коры древесной и кожи, приготовляя их особенным образом; эти пластинки привязывали к ноге ремнями или веревками, причем верх ноги оставался непокрытым. Сандалии были разных видов, иногда приготовлялись искусно и украшались. При входе в дом их обыкновенно снимали, а при выходе опять надевали; снимать и надевать их обыкновенно было делом низших служителей в доме, а равно и носить их за господином. Выражение Иоанна: «я недостоин понести обувь Его» – означает, таким образом, уничижение Иоанна пред Господом Иисусом: он считает себя недостойным быть последним слугою у Господа, показывая тем несравненное величие лица Иисуса Христа и свое крайнее смирение.

– Духом Святым: третье лицо достопоклоняемой Троицы, очищающее и обновляющее душу человека. Крещение Духом Святым означает не внешнее только символическое действие, каково было крещение Иоанново, но внутреннее действие Святого Духа на дух крещаемого, действие очищающее и обновляющее душу человека, при прощении ему грехов (Ин.3:5). – «Огнем»: под огнем здесь разумеется то же очищающее и воспламеняющее душу действие Святого Духа. «Присоединением слова и огнем еще более выражает силу и неудержимость благодати» (Злат.). Частнее под огненным крещением разумеется испытание на суде. – Он «крестит вас Духом Св. и огнем»: под огненным крещением разумея испытание на суде, по сказанному у апостола: «коегождо дело, яково – же есть, огонь искусит», и еще: «день бо явит, зане огнем открывается»» (1Кор.3:13.; Вас.В. 3, 285). Прилагают также понятия крещения огнем к тем бедствиям и гонениям, какие претерпевали и претерпевают христиане от неверных, так как огонь на языке библейском служит также образом бедствий (ср. Лк.12:49).

«Лопата в руке Его»: лопата – земледельческое орудие, которым между прочим веют хлебные семена, отделяя их от плевел. – «Гумно»: для молотьбы семян небольшое, открытое со всех сторон, плотно убитое или утоптанное ногами место среди поля, обыкновенно на возвышенности (ср. Быт.50:10–11). У народов восточных, где не нужно было сушить хлеб, на гумне не было никакого строения, не было ни стен, ни изгороди. Возвышенные места выбирались для сего потому, что на них удобнее было веять хлеб, отделяя при помощи ничем незадерживаемого ветра семена от плевел. – «Очистить»: отделить семя от плевел и соломы, и первое поместить в житницу, а последние сжечь «огнем неугасающим», т.е. который не угаснет, доколе не истребит все назначенное к истреблению. Гумно означает здесь прежде всего народ Иудейский, пшеница – лучшую часть народа, людей добродетельных и достойных участия в царстве Христовом, плевелы или солома – худшую часть народа, людей нечестивых, которые нередко представляются в Писании под образом праха, возметаемого ветром (Иов.21:18; Пс.1:4; Ис.17:13), и под образом плевел, сожигаемых огнем (Ис.5:24). Смысл образа или уподобления: суд и отделение добрых, достойных участвовать в царстве Мессии от нечестивых, недостойных сего, близок; первые будут под особенным охранением Божиим, последние преданы будут мучению. Относясь первоначально: к иудейскому народу пред открытием царства Мессии, сии выражения, а равно предшествующие – о суде и отделении благочестивых от нечестивых, награде первых и наказании последних, имеют полное приложение и к членам царства Христова во все времена; окончательный же суд, на котором будет отделена пшеница от плевел, праведных от грешников, последует при кончине мира (ср. Мф.13:37–43, 25:31–46).

Мф.3:13. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

«Тогда», т.е. когда Иоанн проповедовал пришествие Мессии и крестил народ (Мф.3:1–12). – «Из Галилеи»: по возвращении из Египта, Иисус поселился в Назарете галилейском (Мф.2:23) и оттуда пришел к Иоанну, имея около 30 лет от роду (Лк.3:21–23). – «Креститься»: не по тем побуждениям, по которым крестился от Иоанна народ, ибо безгрешный не имел нужды исповедовать грехи свои и креститься в покаяние. Он принял крещение 1) для того, чтобы освятить своим примером крещение, которое со временем должно было сделаться таинством при вступлении человека в христианскую Церковь; 2) для того, чтобы Он был явлен Израилю (Ин.1:31) и миру, как истинный обетованный Мессия – Христос, явлен свидетельством Бога Отца, сошествием Святого Духа и прямым указанием на Него, как на Мессию, предтечи Иоанна (Ин.1:31–34); 3) «крестится чистый, дабы нас омыть и показать нам, что, приступая к крещению, должно наперед очиститься, дабы впоследствии не осквернить крещения, падая в грех по худому навыку» (Феофил.).

Мф.3:14. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

«Удерживал» и пр.: по Ин.1:33. Креститель имел откровение, что Тот, на Кого он увидит сходящим Духа, есть Мессия, а прежде Его не знал. Но еще до времени исполнения сего откровения, Иоанн удерживал Иисуса от крещения и считал себя недостойным крестить Его. Это произошло, без сомнения, по таинственному пророческому прозрению души его, что он, еще прежде сошествия Духа, предузнал в Иисусе Мессию, подобно тому, как быв еще во чреве матери радостно взыграл, когда Дева – Матерь Господа – пришла к его матери (Лк.1:41–44). – «Мне надобно» и пр.: если один из нас должен быть крещен другим, то мне надобно креститься от Тебя, как достойнейшего. «Предтеча имел нужду очиститься от Господа, ибо и он, происходя от Адама, заимствовал от него скверну, порожденную преслушанием, а воплотившийся Христос очистил всех» (Феофил.).

Мф.3:15. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

«Оставь теперь»: не препятствуй, не удерживай. – «Исполнить всякую правду»: все, что нам – Мне и тебе – должно исполнить, как обязанность, как долг. Если Я не крещусь от тебя, и ты не крестишь Меня, то останется нечто, что по божественному определению должно исполниться, неисполнившимся. Ср. о цели крещения Христова в примеч. к стиху Мф.3:13.

Мф.3:16. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

«Отверзлись небеса»: не духовное только, но и чувственное, непостижимое разверзение небес или свода небесного, откуда низошел в чувственном виде голубине Дух, и слышан был голос. – «Ему», т.е. Иисусу, на которого долженствовал низойти Дух Святой. «И увидел»: т.е. Иоанн (Ин.1:33–34) «Духа Божия» – третье лицо достопоклоняемой Троицы. – «Как голубь»: голубь у иудеев был образом чистоты, невинности (Мф.10:16) и кротости или нежности (Пс.54:7). «Сошел в виде голубя, по причине незлобия и кротости голубя. Притом голубь есть самая чистая птица, так что он и не садится там, где есть нечистота; так и Дух Святой. С другой стороны, как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучец, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов, в виде голубя. Там сучец масличный, здесь милость Бога нашего» (Феофил.).

Мф.3:17. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

«Глас с небес»: от Бога Отца. Этот голос повторился при преображении Господа (Мф.17:5); был также глас с неба ко Господу незадолго до Его смерти, и – тогда многие приняли его за гром (Ин.12:28–30). Это было торжественное объявление Иисуса Мессиею – Христом, – «Сын Мой Возлюбленный»: таково название, данное Самим Богом Иисусу Христу. Слово Сын употребляется в смысле обозначения отношения воплотившегося Слова к Отцу, – что Слово, ставшее плотью, есть Сын Божий, т.е. что Иисус есть воплотившееся второе лицо Пресвятой Троицы, равночестное Отцу и Духу. – «В Котором (все) Мое благоволение»: указание полноты любви Отца к Сыну. «Поскольку оный глас: Сей есть Сын мой возлюбленный, многим мог казаться относящимся к Иоанну, так как не было прибавлено – сей крещаемый, но сказано просто Сей, да и по самому достоинству Крестителя слышавший слова сии удобнее мог прилагать оные к крестившемуся: то Дух Святой сошел в виде голубя, дабы низвести на Иисуса, и показать всем, что слово Сей изречено не об Иоанне крестившем, но об Иисусе крестившемся» (Злат.).


Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томах) / Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с. / Книга первая. Евангелие от Матфея. ISBN 985-6503-68-х

Комментарии для сайта Cackle