Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


профессор Михаил Николаевич Скабалланович

Толковый Типикон

Часть 1

   

Содержание

    От автора
История богослужебного устава. А. богослужебный устав – до появления полных списков его (I-VIII вв.) Ветхозаветно-Еврейское богослужение Ветхозаветное храмовое богослужение Чин жертвенного псалмопения Псалмы дневные и праздничные Значение и характер ветхозаветного храмового пения Обряды праздника кущей Синагогальное богослужение Предначинательные псалмы и молитвы Шема Благословения, шемонеесре Чтение законов и пророков Синагогальное пение Внешние знаки молитвы в синагоге Богослужение терапевтов Всенощные и трапезы терапевтов Пение терапевтов I век. Апостольское богослужение Богослужение по деяниям Составные части апостольского богослужения Развитие апостольского богослужения Богослужение по 1 кор Совершители апостольского богослужения Дар языков по деяниям и 1 кор. За апостольским богослужением Различные понимания дара языков Сущность и особенность дара языков Значение и достоинство дара языков Следы языкоговорения в древнем и теперешнем богослужении Свобода и норма в апостольском богослужении Богослужение по Апокалипсису Праздники в апостольский век Воскресный день Пасха и пост II век Источники Богослужение по письму Плиния Утреня по письму Плиния Агапа по Плинию Агапа по «Учению 12 апостолов» и другим памятникам Литургия и агапа по св. Иустину Мученику Агапа по Лукиану Дни богослужения Часы молитвы Чин службы Составные части богослужения. Молитва Песнопения Чтение Святого писания. Образование новозаветного канона Евангелие и апостол Способ чтения Святого Писания Проповедь Церковный год во II в. воскресенье Пасха Св. Ириней о Пасхе Пасхальный пост Пасхальные споры Среда и пятница Пятидесятница Мученические памяти III век Источники Апостольские постановления, как переработка канонических памятников III в Завещание (testamentum) Господа нашего Иисуса Христа Агапа в III в Агапа по Клименту Александрийскому Агапа по Тертуллиану Агапа по Минуцию Феликсу и Оригену Агапа по Киприану Агапа по «завещанию» Агапа по канонам Ипполита и Египетским Начатки, как материал для Агап Утреня по тертуллиану Утреня по «завещанию» Епископская утреня «завещания» Возглашение диакона (утреня диаконская) Подготовительная часть литургии и связь ее с утреней Пресвитерская или будничная утреня по «завещанию» Полунощница и утреня вдовиц по «завещанию» Часы и дни совершения евхаристии Преждеосвященные Дары Молитвенные часы по писателям III в Молитвенные часы по каноническим памятникам III в Чин часов III в Составные части богослужения Чтение Св. Писания Перикопы Чтец Поучения Молитвы Напевы Развитие песнотворчества Песнописцы и песни III в Церковный год III в. праздники и будни Воскресенье Суббота Среда и пятница Пост вообще Удлинение Пасхального поста Пасха по писателям III века Пасха по каноническим памятникам III века Пасха по «завещанию» Пятидесятница Богоявление Мученические памяти IV-V века. (начало) Уничтожение агапы Суточные службы IV-V вв Вечерня и утреня по апостольским постановлениям Иерусалимское богослужение IV в. По «паломничеству», приписываемому сильвии Утреня и часы по сильвии Вечерня по сильвии Воскресное богослужение по сильвии Суточное богослужение по другим писателям IV-V в Количество и виды служб Возникновение 1-го часа Будничная утреня по Василию Великому Субботнее бдение по Кассиану Бдения Воскресное богослужение по Кассиану Дни литургии и приобщения Литании Элементы богослужения IV-V вв Молитва Пение Псалтирь Виды псалмопения. Общее пение Одиночное пение Респонсорное или ипофонное пение Антифонное пение Восточные песнописцы Латинская гимнография Напевы Богослужебное чтение в IV-V вв Сформирование канона Количество чтений из ветхого и Нового Завета Перикопы Евфалий Величина перикоп Праздничные чтения Лекционарии Церемониальная сторона чтений Читавшие лица Возглас мир всем Вонмем Обряды чтения Чтение неканонических книг Проповедь Время проповеди Проповедывавшие лица Возгласы и обряды сопровождавшие проповедь Монашеское богослужение Начало монашества Отшельничество Пр. Павел Фивейский IV-V века. (продолжение) Пр. Антоний Дальнейшее отшельничество. Пр. Сисой Великий Влияние Египетских отшельников на монастырские уставы. А) Пост Б) Сон и одежда В) Молитва Отшельнический устав Анахоретские монастыри древнего христианского египта Нитрия Келлии Скит Другие анахоретские монастыри египта Пр. Пахомий и его монастыри Внутренний строй пахомиевых монастырей Устав, данный ангелом Правила пр. Пахомия в позднейших редакциях Правила пр. Пахомия, переведенные бл. Иеронимом Египетские киновии по бл. Иерониму Египетские киновии по пр. Иоанну Кассиану Богослужение в Египетских киновиях по кассиану Отношение Египетского монашества к церковной песне Палестинские монастыри. Пр. Иларион Лавры пр. Харитона Лавра пр. Евфимия и киновия пр. Феоктиста Пр. Герасим Происхождение и особенности палестинского устава Спудеи Сирско-месопотамское монашество Сирско-месопотамское монашеское богослужение Устав св. Василия (малоазийские монастыри) Константинопольские монастыри а) Неусыпающих и б) Студийский В) Спудеи константинопольские IV-V века (окончание) Церковный год в IV-V вв Воскресенье Суббота Среда и пятница 40-ца. Удлинение предпасхального поста Богослужение 40-цы Оглашение в 40-цу Покаяние и причащение в 40-цу Законы о 40-це Предпоследняя неделя 40-цы Страстная неделя Суббота Лазарева Вербное воскресенье Первые дни страстной седмицы Великий четверг Великая пятница Великая суббота Пасха Пасхальная седмица Фомина неделя Вознесение Пятидесятница Седмица 50-цы и пост после нее Неподвижные праздники Рождество Христово и Богоявление Сретение Воздвижение и обновление храма воскресения Богородичные праздники. Успение и Благовещение Мученические памяти Месяцесловы а) Филокала Б) Полемия сильвия В) Сирский Г) Карфагенский Д) Готский Лики святых в месяцесловах Службы святым День всех святых Поминовение усопших Памяти трясений, побед и посвящения епископа Посты 4 времен Движение против почитания мучеников и монашества VI-VIII века Характер периода Преподобный савва освященный Строй саввиных монастырей Преподобный феодосий киновиарх Завещание преподобного саввы Судьба саввиной лавры и ее богослужебное значение Воскресное бдение на синае и в Палестине (посещение Нила Мосхом и Софронием) Кондаки и каноны Часослов VIII в Инославное богослужение Несторианское богослужение Армянское богослужение Богослужение коптов и абиссин Маронитское богослужение Богослужение западной церкви Соборно-приходское зап. богослужение VI-VIII в.в Антифоны, респонсории и коллекты Западное монастырское богослужение Ночная служба Утреня (laudes) в западных монастырях Часы Вечерня Повечерие Римский чин Другие западные чины богосл. Амвросианский чин Мозарабский чин Галликанский или лионский чин Церковный год Месяцесловы: а) псевдо-иеронимов Б) малый римский и в) силоский Константинопольский VIII в Несторианский церковный год Армянский церковный год Копто-абиссинский церковный год Круг важнейших («двунадесятых») праздников Рождественский пост Церковная песнь Тропарь и стихира (пр. Авксентий) Кондак Преподобный роман и другие творцы кондаков Творцы канонов Размер церковной песни Западная гимнография Осмогласие Б. Богослужебный устав с появления полных списков его. С IX века Устав Великой Константинопольской Церкви и песненное последование Вечерня и утреня по типиконам великой Константинопольской церкви IX-XI в Песненная вечерня Песненная утреня Паннихида по уст. Вел. Ц. Тритекти Литания Другой тип богослужения. Святогробский типикон Монастырское богослужение IX и следующих веков Студийский устав Суточное богослужение в студийском монастыре пр св. Феодоре Ипотипосис и диатипосис и суточное богослужение по ним Синайский канонарь Ктиторский студийские типиконы Вечерня по ктиторскому студийскому типикону Утреня по ктиторскому студийскому типикону Часы и повечерие в студийских уставах Иерусалимский устав по Никону Черногорцу Район и редакция иерусалимского устава Характер суточного богослужения по иерусалимскому уставу Вечерня и утреня смешанного типа Часы Междочасия С IX века. (продолжение) Повечерие Ночные часы и чин 12 псалмов Трехчастное повечерие Малое повечерие Великое и будничное повечерия Полунощница Чин изобразительных Скитские уставы Чин 12 псалмов и пения псалтири Карейский устав и часослов фикары Русский скитский устав Влияние скитского устава Месяцесловы: Константинопольский Поместные месяцесловы: грузинский, антиохийский, неапольский, сицилийский Редакции константинопольского месяцеслова. Месяцеслов великой церкви Месяцеслов императора василия Евергетидский месяцеслов Студийский месяцеслов Иерусалимский месяцеслов Римо-католический церковный год Деление праздников Римо-католический табель праздников Рождественский пост Успенский пост Песнописцы Русские песнописцы Латинская гимнография Дисциплинарная часть уставов Монастырская дисциплина у преподобного Феодора, в ипотипосисе и диатипосисе Дисциплинарная часть Святогорского устава Дисциплинарная часть студийско-алексиевского устава Дисциплинарная часть древний ктиторских типиконов Типикон императрицы ирины в дисциплинарном отношении Дисциплинарная часть в Иерусалимском типиконе по грузинским и древнегреческим рукописям Дисциплинарная часть по поздним греческим и славянским Иерусалимским типиконам Марковы главы Сводки кратких песнопений в типиконах и т.п. материал План типикона в исторической выработке План греческих печатных изданий иерусалимского типикона Состав и план славянских рукописей иерусалимского типикона Печатный издания славянского иерусалимского типикона Нынешний греческий типикон Объяснительное изложение типикона Заглавие книги Значение слова «типикон» Смысл заглавия История заглавия Полное надписание типикона 1-я глава типикона «чин малыя вечерни» (малая вечерня и сопутствующие ей службы в воскресенье). Содержание и разделение 1-й главы типикона Благовест Смысл благовеста История благовеста Вид благовеста к малой вечерне Время благовеста Порядок благовеста Обычное начало Значение его Начальный возглас священника История начального возгласа Состав обычного начала Сокращение обычного начала История обычного начала История отдельных молитв обычного начала Девятый час Характер службы Чин часа вообще История службы часа вообще Чин и содержание 9-го часа История 9-го часа Типикон о 9-м часе под воскресенье Малая вечерня Общий характер службы История Начальный возглас и псалом Стихиры на Господи воззвах Малые догматики Прокимен Стихиры на стиховне Тропарь, ектения и отпуст Изменения в чине от совпадения памятей Вечерняя трапеза Богослужебный характер трапезы Две трапезы Чин вечерней трапезы История 2-я глава типикона «всенощное бдение» (великая вечерня и утреня воскресные, часы, литургия и чин о панагии) Время для всенощной Характер благовеста Молитва благовеста Значение каждения Особенности настоящего каждения: Облачение священнослужителей Каждение алтаря «возстаните» или «повелите» Каждение среднего храма Каждение притвора Начальный возглас «Господи, благослови» «Слава святей» Предначинательный псалом Пение «приидите поклонимся» Характер и содержание предначинательного псалма Способ исполнения псалма Действия священника на предначинательном псалме Светильничные молитвы Великая ектения Ектения Великая ектения. Характер и содержание ее История великой ектении. Ектения в 1 клим Первоисточник великой ектении Ектения на абиссинской литургии Ектения на коптской литургии Ектения на сирской литургии Ектения на мозарабской литургии Ектения на литургии Евангелиста Марка Ектения на несторианской литургии Ектения армянской литургии Ектения Амвросианской литургии Ектения завещания и апостольских постановлений Великая ектения на литургии ап. Иакова Древние варианты великой ектении «Господи помилуй» на ектении Возглас Развитие возгласа Великая ектения на вечерне Молитвы за мир и царя на древней вечерне Место великой ектении на древней вечерне Кто произносит великую ектению на вечерне? Блажен муж Кафизма на вечерне Образ исполнения «блажен муж» «блажен муж» в древних уставах Малая ектения на вечерней кафизме История малой ектении Действия священнослужителей на вечерней кафизме 1-я часть великой вечерни в историческом развитии Господи воззвах Гласы Псалмы «Господи воззвах» Начальный припев Стихиры Каждение на Господи воззвах Количество стихир Состав стихир в воскресенье Догматики Распределение стихир между хорами Вход Его смысл Чин входа История входа Отличие вечернего входа от литургийных Особенности вечернего входа в историческом развитии Свете тихий Содержание песни Происхождение песни Образ исполнения Древние уставы о свете тихий Прокимен вечерний Понятие о прокимне История прокимна Возгласы пред прокимном История их Исполнение прокимна По древним уставам Прокимен воскресной вечерни 2-я часть вечерни Сугубая ектения Ее содержание История сугубой ектении Троекратное «Господи помилуй» Сугубая ектения на вечерне Кто произносит сугубую ектению на вечерне Сподоби Господи История молитвы Способ исполнения Просительная ектения История ее Главопреклонение Лития Общая история ее Исхождение на литию Исхождение по древним уставам Литийные стихиры Литийные стихиры по древним уставам Литийные молитвы История литийных молитв Возвращение литии По древним уставам Стиховны История их Стиховны воскресны История их Отмена и сокращение Ныне отпущаеши История употребления Трисвятое Трисвятое на древней вечерне ОтпусТительный тропарь вечерни История Богородице дево История Образ исполнения По древним уставам Сокращение и отмена Благословение хлебов История обряда Буди имя Господне благословенно История Способ исполнения По древним уставам Чтение великое Возникновение его Чин великого чтения Древние уставы о великом чтении Хлеболомление и почерпание Древние уставы о благословении хлебов Историческая основа вечернего благословения хлебов и вина Инославные вечерни Начало утрени Звон к утрене По древним уставам Начальные стихи утрени История их План утрени 1-я часть утрени Шестопсалмие Происхождение его Способ исполнения Исполнение в древности Утренние молитвы История их Чтение их Древние уставы об утренних молитвах Великая ектения на утрене По старым уставам Бог Господь Древнее употребление пс. 117 и «Бог Господь» Образ исполнения «Бог Господь» по древним уставам Тропари на Бог Господь По древним уставам Воскресные тропари История их Кафизмы утрени Сидение за кафизмами Чин кафизмы Ектении малые на кафизмах По древним уставам Седальны Воскресные седальны по древним уставам Чтения по кафизмам История их Непорочны или полиелей Непорочны Способ исполнения История непорочных Полиелей История его Каждение на непорочных и полиелее Ангельский собор История тропарей «ангельский собор» Малая ектения на полиелее Возглас полиелейной ектении в древности Ипакои История его Воскресные ипакои По древним уставам Полиелейное чтение Степенны История степенн Звон к Евангелию По старым уставам Прокимен утрени По древним уставам Воскресные прокимны утрени История их Евангелие Яко свят Возникновение Всякое дыхание История И о сподобитися Возникновение Предуготовительные к Евангелию возгласы История их Устав чтения утреннего Евангелия Историческая справка Воскресные утренние Евангелия История От Евангелия до канона Воскресение Христово Древнее употребление 50-й псалом Способ исполнения Всегдашнее употребление его на утрене Припевы к 50-му псалму История их Целование Евангелия Возникновение обычая Чин целования Развитие чина Спаси Боже По старым уставам Канон Слово «канон» и его настоящее применение Библейские песни канона История употребления Способ исполнения Способ исполнения в древности Припевы Давность практики Ирмос и тропари История Канон воскресной утрени Время происхождения На сколько каждый канон? По старым уставам Катавасия История Катавасия «отверзу» Время введения Порядок пения и напев канона Когда и почему перестали петь тропари канона? Напев канонов на воскресной утрене Историческая справка Каждение в начале канона по старым уставам Междопесния Древность междопесния Ектении по 3 и 6 песни Варианты возгласов и старые уставы о ектениях Седален и чтение по 3 песни По старым и другим уставам Кондак и икос по 6 песни История Воскресные кондаки и икосы История Пролог История 8-я песнь По древним уставам 9-я песнь. Облачение к ней По старым уставам Честнейшая История Напев По старым уставам Пред величит По старым уставам Поклоны на честнейшую По старым уставам Каждение на честнейшую По старым и др. Уставам Ектения по 9 песни Изначальность ее возгласа Свят Господь История Светилен История Ексапостиларий воскресны История Хвалитны История употребления Чин пения хвалитных псалмов История употребления Хвалитные стихиры История Воскресные хвалитные стихиры История Славословие великое Слава тебе, показавшему нам свет По старым уставам Содержание великого славословия История Трисвятое (великое) История Пение великого славословия По старым уставам Воскресный тропарь История их Конечные ектении утрени Сугубая ектения на утрене История ее Произнесение ее По старым уставам Просительная ектения на утрене Историческая справка Отпуст Чин отпуста Предварительные возгласы и молитвословия Отпуст в собственном смысле История отпуста Многолетствование История Лития утренняя История Оглашение студитово Библиография Чин оглашения История Инославные утрени Практическая осуществимость всего устава всенощной (примечание) Первый час Отношение его к бдению Отношение его к утрене Состав и содержание 1-го часа История часа 1-й час в воскресенье По старым уставам Третий час Содержание часа История часа Шестой час Содержание часа История часа Изменяемые части литургии (воскресной) Изобразительные Содержание изобразительных псалмов История Исторические справки Блаженны. Содержание Напев Чин пения Приидите поклонимся Значение блаженн История употребления Тропари и кондаки История употребления Прокимен и аллилуиарий Прокимен В западной церкви Прокимны воскресные История Аллилуиарий Чин пения аллилуиа История евангельского аллилуиа и аллилуиария Воскресные аллилуиарии История их Прокимны и аллилуиарии при двух памятях Апостол и Евангелие История Возгласы пред Евангелием Воскресные литургийные чтения Отступка История недельных зачал Римско-католические и протестантские воскресные литургийные чтения Армянская система чтений Достойно История Причастен История Чин о панагии Смысл и содержание чина История чина о панагии 3-я глава типикона «о святем, имущем бдение, аще прилучится в неделю» (в нейже чин благословения колива) О святем, имущем бдение в неделю Содержание главы История главы Чин благословения колива История чина  

 
От автора
   История – лучшая учительница, и самое глубокое толкование Типикона это будет его историческое толкование. С самого начала имея в виду дать Типикону главным образом историческое объяснение, автор хотел было представить последнее в виде исключительно мелких замечаний на отдельные пункты и частности Типикона. Но если бы дело свести только к этому, то такое толкование нельзя было бы назвать историческим, поскольку история есть нечто целое и единое. Посему автор счел за лучшее те из исторических объяснений Типикона, которые можно было связать в одно, заключить в одну большую главу, чтобы при рассмотрении и анализе самого Типикона, не повторяя того, что сказано в этой последней, ограничиваясь лишь ссылками, останавливаться только на мелких деталях. Итак толкование Типикона в самых основах и существенных чертах его уже дается читателю «Вступительной главой» к нему. Это не предисловие к Толковому Типикону, и не введение к нему, это самая основная и существенная часть его. Автор надеется, что она достойна своего почетного заглавия «главы» Типикона, хотя только вступительной. Автор уверен, что кто будет иметь охоту или терпение (то или другое будет зависеть не только от интереса к богослужению, но и от степени общих церковно-исторических познаний читателя), кто будет иметь терпение или охоту прочесть эту «главу», у того спадет завеса пред многими тайнами и загадками Типикона, то почувствует, что Типикон наполовину и в главном истолкован и от последующего содержания книги будет ждать объяснения таких, например, частностей, почему на вечерни сугубая и просительная ектении положены после входа и повторяют прошения великой или почему на 9 часе в великий пост положены только три поклона. Только ответов не подобные вопросы придется искать в будущем выпуске нашей книги тому, кто прочтет внимательно этот ее выпуск, если только это чтение не подготовит и к самостоятельному разрешению таких недоумений.
   Автор не боится, что научный характер книги затруднит понимание ее со стороны кого-бы то ни было, интересующегося церковным Типиконом и изучающего его. Иная газетная статья может представить обилием иностранных слов и специальных терминов более препятствий к уразумению, чем простое изложение настоящей книги, старающееся нисколько однако не жертвовать научными целями, как и науки, не ищущей доступа в широкие массы.


Часть 1