Азбука верыПравославная библиотекасвященноисповедник Никодим (Милаш) » Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


священноисповедник Никодим (Милаш)

Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями

Правило 68 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Правило 69 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Правило 70 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора

Правило 69 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора

    Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу.
    (Лаод. 19, 44).
   В виду таинственности приносимой в алтаре безкровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь (θυσιαστήριον, βήμα) всякому, кто не принадлежал к клиру. «Алтарь предназначен только для священных лиц (το θυσιαστήριον μоνοις τοις ιερωμένοις άφώρισται, altare solis sacratis hominibus destina-tur)»1240, — вот общее правило церкви, как восточной, так и западной. Трулльские отцы теперь это лишь узаконяют. В XII веке поднят был вопрос о том, может ли монах (конечно, не принадлежащий еще к клиру) войти в алтарь, причем патриарх константинопольский Николай, в первом своем каноническом ответе, высказывает мнение, что монаху не следует возбранять вход в алтарь, в виду чести монашеского чина (δια την του μοναχικου σχήματος σεμνоτητα), однако только тогда, когда надлежит зажигать свечи и лампады1241. Из этого видно, как строго соблюдалось предписание этого правила; это и поучительно в том отношении, как следовало бы обращать на это внимание и ныне, и вообще всегда.
   Исключение допускает правило только для царской особы, притом на основании какого-то древнего предания (κατά τίνα πάλαιαν παράδοσιν), когда император пожелает принести Богу дар. Что этот обычай существовал гораздо раньше этого собора и что, следовательно, был действительно древний, — свидетельствуют следующие слова императора Феодосия Младшего, содержащиеся в актах III Всел. Собора: «Мы, которые всегда нужным числом государственных оруженосцев окружены, и которым не приличествует быть без оруженосцев, когда однако входим в храм Божий, оставляем вне храма оружие и даже снимаем с головы диадему императорского величества; когда же приносим дары, вступаем в св. алтарь, причем по принесении оставляем его и занимаем принадлежащее нам место»1242. То же самое повествует Феодорит о Феодосии Великом, который, по выдержании публичного покаяния, наложенного на него св. Амвросием, вошел в храм и затем, когда наступил час приношения, вошел в св. алтарь, чтобы и ему, по обычаю, принести Богу дары1243. Подобное свидетельство находим и у Созомена1244. Этот обычай соблюдался в православной церкви во все последующие века, так что царям всегда дозволено было входить в алтарь, и в алтаре как Божиим помазанникам причащаться, наравне с священнослужителями.

1240   Толкования Зонары и Вальсамона на это правило в Аф. Синт., II, 466; ср. архим. Иοанн в толк. на то же прав., упом. соч., II, 459—460,
1241   Аф. Синт., IV, 417.
1242   Ср. Van Εspеn., упом. соч., р. 425.
1243   Hist. eccl., V, 17.
1244   Hist. eccl., VII, 25.

Правило 68 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Правило 69 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Правило 70 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора