Глава XIV
Приезд патриархов алекс. и антиох. в Москву и встреча их. – Прием патриархов у царя и беседа их наедине. – Соборное засед. 7 Ноября. – Новая сказка о подписи патр. грамот, привезенных Мелетием и греком Стефаном. – Соб. зас. 28 Ноября и призвание патр. Никона на собор. – Соб. зас. 30 Ноября, вторая и третья посылка от собора за Никоном. – Два последние дня патр. Никона в Воскресенском м., отправление его на собор и обстоятельства пути. – Приезд патр. Никона в Москву и явление его на собор 1 Декабря.
31 Октября объявлен был церемониал встречи в Москве патриархов: александрийского Паисия и антиохийского Макария. Торжественный вход их в столицу был 2 Ноября 1666 г303. Для встречи их назначены были три места: 1) за земляным городом, у покровских ворота, находился Павел митрополит сарский и подонский с митрополитами, Григорием никейским и Космою амасийским, тремя архиепископами, двумя епископами, с архимандритами, игуменом и протопопами; 2) на лобном месте был митрополит казанский Лаврентий с митрополитом Феодосием сербским, одним архиепископом и одним епископом, с архимандритами, двумя игуменами и протопопом архангельским, и 3) у соборной церкви Успения встречали митрополиты, Питирим новгородский, Иона ростовский, Паисий газский, архиепископ рязанский Иларион, епископ черниговский Лазарь Баранович, с архимандритами, игуменами, соборным протопопом, 20 священниками избранными и восемью дьяконами, и на всех трех местах с крестами и образами304. Придя к успенскому собору, патриархи вошли в церковь и слушали здесь молебное пение, а потом пошли на Кирилловское подворье. По городу выстроены были стрельцы, а встречали патриархов за городом стрелецкие головы с их приказами.
4 Ноября патриархи были приняты на аудиенции у великого государя в грановитой палате, и государь говорил речь, в которой, коснувшись подвигов мучеников и страстотерпцев, пострадавших за Веру и церковь Христову, применял их к подвигам трудного путешествия патриархов через земли агарян. «И сице вас благочестне – говорил Алексей Михайлович – яко самих святых верховных апостол Петра и Павла приемлем, тако вас любезне, яко ангелов Божьих объемлем, веруя, что всемощный промысл вашим сюда пришествием всякое в верных сомнение искоренить, всякое, желаемое благочестивыми, благое исправление насадить и святую российскую церковь и всех верных возвеселить и утешить. Воздавая благодарение Богу, укрепившему ваше преблаженство толикий труд подьяти, ради общего спасения, о святой и прелестной двоице, что вас наречем, толик душеспасительный труд подъемших, толикия святые подвиги сотворших, архипастыри пречестнейшие! Херувимы ли? ибо на вас почил есть Христос. Серафимы ли? ибо непрестанно прославляете Его».
В этот день патриархи были у царского стола. На другой день, 5 числа, в 6 часу ночи патриархи были у великого государя в столовой избе, сидели до 10 часа и говорили с ним наедине.
7 числа у царя было заседание, на котором присутствовали патриархи, митрополиты и все архиереи, бояре, окольничие и думные люди; государь говорил патриархам об отшествии с Москвы патриарха Никона, а власти подали о том сказки и выписку из правил (т. е. постановление московского собора 1660 г. о низложении патриарха Никона). Затем были собраны и приготовлены для собора патриаршие грамоты, привезенные Мелетием и греком Стефаном Юрьевым по делу Никона.
16 Ноября отобраны были сказки, в которых митрополиты газский Паисий и амасийский Косма показали, что на грамотах, привезенных от Константинопольского патриарха Дионисия к великому государю греком Стефаном Юрьевым, подписи действительно руки патриарха Дионисия и сходны с подписями на двух свитках присланных прежде к великому государю с Мелетием; а иконийский митрополит Афанасий подписи константинопольского патриарха Дионисия на грамотах, привезенных греком Стефаном, отвергал, подписи же патриарха Дионисия на свитках, привезенных Мелетием, признавал за действительные, а прочих патриархов подписи не их руки. Стефан Юрьев показал, что две грамоты, которые привез он к великому государю, суть подлинные, подписаны константинопольским патриархом Дионисием и присланы от него с постельничим Андроником в Яссы к Юрью Урсаку и об них знает Иван Кондратов305. О грамотах же патриарха Дионисия, по поводу посольства к нему келаря Чудова монастыря Саввы, и иерусалимского патриарха Нектария, от 20 Марта 1664 г., касательно призвания Никона на патриаршество, – на соборе не упоминалось.
28 Ноября опять было у царя заседание, на котором были патриархи, митрополиты, все архиереи, архимандриты, игумены, бояре, окольничие и думные люди; государь говорил о самовольном отшествии Никона с патриаршего престола в новоустроенный от него Воскресенский монастырь, вследствие чего соборная церковь остается без пастыря девятый год, и чтобы патриархи учинили о том по правилам апостолов и святых отец и по своему рассмотрению. Патриархи сказали, что на основании правил следует патриарха Никона призвать на собор и спросить для чего он оставил патриарший престол и ушел в Воскресенский монастырь? Между тем сделаны были приготовления к допросам Никона и при совещании с патриархами поставлено несколько вопросов, как и что отвечать Никону, если он спросит патриархов – на каком основании они хотят его судить и уполномочены ли они на то от цареградского патриарха? Если Никон будет отпираться от свидетельских сказок архиереев, и других лиц расспрашивать ли тех свидетелей?306
Для призвания Никона на собор, посланы были к нему в Воскресенский монастырь Арсений архиепископ псковский и с ним два архимандрита, Сергий – Спасского Ярославского монастыря, и Павел Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. На другой день, 29 числа, посланные духовные, приехав в Воскресенский монастырь, известили Никона о своем приезде, и он велел им идти к нему в келью. Здесь они говорили Никону от имени патриархов и всего собора, чтоб он ехал в Москву для ответа о всяких духовных делах, до него касающихся, и чтобы ехал смиренным образом и не ослушался. «Я поставлен на патриарший престол – отвечал Никон – не от александрийского и не от антиохийского патриархов, а от константинопольского; александрийский и антиохийский патриархи и сами живут не в Александрии и не в Антиохии, один живет в Египте, а другой в Дамаске»307. Никон между прочим заметил, что собор не по правилам поступил, послав за ним, бывшим крайним архиереем, архимандритов. Архимандрит Сергий, выступив вперед, стал говорить: «дай нам ответ, идешь или нет? Мы тебе говорим не по правилам, а по государеву указу». – «Идти я не отказываюсь, а слушать тебя не хочу». – «Как, ты нас бесчестишь». – «С вами есть архиерей – говорил Никон – с ним я объяснюсь, а с вами чернцами и говорить не хочу, так как вы неправильно пришли». – «Скажи нам – стал говорить архиепископ – что возвестить великому государю – будешь ли ты на соборе или не изволишь?»308 – «Если патриархи александрийский и антиохийский по соглашению с константинопольским и иерусалимским патриархами пришли в Москву для духовных дел, то я, как соберусь, поеду в Москву для духовных всяких вещей известия ради». – Посланные объявили Никону, что они без него ехать в Москву не могут и немедленно послали гонца в Москву с донесением к царю, которое получено было в Москве в тот же день в 12 часу ночи309.
30-го Ноября собрались у царя в столовой палате патриархи, митрополиты, епископы и прочие духовные, бояре и думные люди. Крутицкий митрополит Павел подал патриархам донесение, присланное от архиепископа Арсения, которое было прочитано; в нем приведены были вышеозначенные речи Никона касательно патриархов и что Никон хотел собраться и ехать в Москву, но времени своим сборам не определил310.
Ответ Никона показался досадительным. Алексей Михайлович обратился к патриархам, чтобы они учинили по правилам св. апостол и соборов. Патриархи говорили, что по правилам следует призывать Никона на собор до трех раз и потому назначить к нему еще две посылки: во второй раз послать архимандрита с келарем, а в третий – архимандрита с соборным старцем, и чтобы они, приехав в Воскресенский монастырь, явились к архиепископу Арсению и с ним вместе шли к патриарху Никону и говорили ему от имени их, вселенских патриархов, чтоб он ехал в Москву на собор для всяких церковных вин. Собор постановил послать к Никону во вторую посылку Владимирского Рождественского монастыря архимандрита Филарета и с ним Ново-Спасского монастыря келаря Варлаама Палицына; в третью посылку Спаса Нового монастыря архимандрита Иосифа и с ним Чудова монастыря соборного старца311.
Затем государь приказал читать так называемый свиток, иначе сказать правила или ответы патриархов, учиненные ими на 25 вопросов и доставленные к царю с Мелетием312. Присутствовавшие на соборе патриархи Паисий и Макарий сделали пояснение правил, касательно власти царской и патриаршей, о чем сказано во 2-й главе означенного свитка: патриарх должен подчиняться царю во всех гражданских делах, и никак не сопротивляться ему, но чтобы был в единогласии и единомыслии с царем, чтобы в государстве был мир и тишина, чтобы не было двуначалия; что патриарх не должен вступаться в царские дела, но обязан оказывать царю послушание. Так, и мы – говорили патриархи – послушали призвания твоего царского величества и пришли в царствующий град Москву313. Патриархи констатировали посланные царю свитки, что они действительно ими подписаны, и обратились к царю и всему собору с вопросом: «виновен ли по этим свиткам бывший патриарх Никон в оставлении патриаршего престола»? – Митрополиты и весь собор, бояре и думные люди отвечали, что бывший патр. Никон по тем их патриаршим свиткам виновен, во всем и от патриаршества должен быть отлучен, и что составленные бывшим в Москве, по отшествии Никона от патриаршего престола, собором выписки из правил св. апостол и св. отец во всем согласны с патриаршими свитками.
После этого Алексей Михайлович подал патриархам челобитную Никона, которую он писал к нему по отшествии с патриаршества о рыбных ловлях, пожалованных Иверскому, Воскресенскому и Крестному монастырям на море в Кольском остроге, и в которой Никон написал на него, великого государя, клятвы и укоризны. Эту челобитную патриархи оставили у себя314.
Соборное заседание на этом было окончено.
Возвратимся еще раз в Воскресенский монастырь и посмотрим, что там в это время происходило.
Когда посланные к Никону архиепископ с архимандритами удалились на гостиный двор, чтобы написать донесение в Москву, Никон стал готовиться к служению литургии и велел готовиться к сослужению с ним архимандриту и всему священному клиру. В монастыре служили вечерню. По совершении обычного вечернего правила перед совершением божественной литургии, Никон отдал приказание взять с собою в Москву книги: правила св. апостол и св. отец, псалтирь и возражение его на вопросы боярина Стрешнева и ответы газского митрополита Паисия, кроме того крест для преднесения пред ним. Настало утро 30 Ноября. Никон приказал благовестить к утрене и пошел в церковь: здесь он призвал своего духовника, исповедался пред ним и после утрени, сам со всем причтом совершив таинство елеосвящения, помазал себя, весь причт и братию освященным елеем. В то время, когда Никон находился у себя в кельи и читал молитвы ко святому причащению, архиепископ с архимандритами послали к нему с вестью, что им нужно быть к нему по государеву делу. Никон не принял их и отвечал: «теперь я готовлюсь к Царю Небесному», и тотчас велел благовестить к литургии. Никон, как бы сознавая, что он в последний раз совершает божественную службу, приказал собраться к нему в келью монастырским властям и всему клиру и в предшествии их, с пением, торжественно, как подобало по чину патриаршему, отправился в церковь, при которой была устроена св. Голгофа, и служил обедню. В церковь явились архиепископ и архимандриты, из которых Сергий в то время делал суждение о новоисправленных книгах и о греческом пении, так как Никон велел своим певцам петь обедню на греческом языке киевским распевом. Призвав к себе своего иподиакона Германа, Никон послал его сказать Сергию, чтобы он вышел из церкви. Архиепископ с архимандритами, поговорив между собою пошли из церкви. Строитель Воскресенской обители предчувствуя, что он уже не возвратится в нее, посвятил последние минуты своего пребывания в ней беседе с братией и, по заамвонной молитве, читал долго поучение, наставляя свою паству переносить с терпением всякие беды и напасти. Но всему бывает время; наступило время и для отпуста святой литургии; – Никон, подав мир и благословение окружавшей его братии, направился в свою келью, и здесь на крыльце его уже ожидали те же архиепископ и архимандриты, присланные к нему от собора. – «Что же ты нас здесь держишь – говорили Никону, в особенности же сильно наступал архимандрит Сергий – ни отказу, ни приказу не сделаешь». – «Я тебя не слушаю» – отвечал ему Никон и прошел в свою келью. Здесь он обратился к архиепископу: «Скажи по какому государеву делу ты присылал ко мне сегодня утром». – «Святейшие патриархи александрийский и антиохийский и весь освященный собор – отвечал архиепископ – велели тебе говорить, чтобы ты изволил прийти в Москву на собор и дал бы ответ, зачем ты оставил свой патриарший престол? Если же не пойдешь, то мы известим о том великому государю». – «Слава Богу! я готов и иду – сказал Никон и приказал закладывать сани. День склонялся уже к вечеру. Вся монастырская братия и все живущие в монастыре вышли проводить своего владыку; прощание было трогательное, все были в слезах. Выехав из монастыря, Никон велел остановиться на холме, носившем название горы Елеонской, где был водружен крест. До этого места Никона провожал весь монастырь; здесь он, вышед из саней, велел дьякону читать ектенью и сотворил молитву за царя, за весь царский дом и за всю братию, еще раз подал благословение всем его провожавшими и, простившись с ними еще раз, отправился в путь. Провожавшие Никона были такого настроения, что он уже не вернется в монастырь и им более не видать его, поэтому, расставаясь с Никоном, все провожавшие его плакали о нем. Никон был конвоируем посланными за ним стрельцами, под командою полковника Евстафьева, которые ехали впереди Никона, а позади Никона ехали архиепископ и два архимандрита. Близ села Чернова, за две или за полторы версты от него, встретил Никона посланный к нему от собора архимандрита Филарет. – «Стойте»! – раздался его голос315. Поезд остановился и архимандрит читал Никону: благочестивейший государь и святейшие патриархи александрийский и антиохийский советом всего освященного собора посылали к тебе преосвященного Арсения архиепископа псковского с архимандритами и указали тебе сказать, чтоб ты ехал к Москве вскоре; и ты великого государя указу и святейших патриархов повеления не послушал, к Москве не поехал, отказал нечестно, и тем непослушанием великому государю учинился непослушен и святейших патриархов и весь собор обесчестил. И великий государь, за премногое свое беззлобие и долготерпение, и святейшие патриархи и преосвященный собор, презревши твои досады и непослушание, прислали к тебе второе архимандрита Филарета, чтоб тебе приехать к Москве декабря во 2-й день, в другом, или в третьем часу ночи, а чтоб не ранее другого и не позже третьего часа; приехав стоять на Архангельском подворье в Кремле у Никольских ворот, и ехать тебе смирным образом в десяти человеках или меньше»316. – «Лжешь, что я обесчестил посланных и к Москве не еду – возражал Никон – вы меня бесчестите, что за мною, краснейшим архиереем, архимандриты приезжаете». – «Мы исполняем повеление царя, святейших патриархов и собора – отвечал Филарет, – а ты что же противишься»? – «Некому на вас жаловаться, разве одному Богу, и свидетели тому небо и земля: «слышу небо и внуши земле»! – заключил Никон. Отправились далее. Приезжают в село Черново; здесь опять встречает посланный от собора к Никону архимандрит Новоспасского монастыря Иосиф и тот велит остановиться. Было уже темно. Иосиф потребовал огня, чтобы прочитать имевшуюся с ним от собора к Никону бумагу, в которой заключалось то же, что читал Никону и архимандрит Филарета и к тому еще прибавлено: «после же посланных к тебе архиерея и архимандритов, послали к тебе владимирского архимандрита Филарета, ты и того обесчестил и к Moскве нейдешь, и тебе бы быть к Москве Декабря 3-го числа, чтобы пришествие твое было скромное, но с большим числом людей и за три или за четыре часа до света, или вечером часа в три или четыре». «Ох, лжи и неправды исполненные! давно ли отошел от нас владимирский архимандрит, он и теперь с нами, и чем обесчещен, и как я не еду? горе вашей лжи и неправде! и для чего велите мне быть ночью и с малым числом людей»? – Я подначальный человек, мне что приказано, то я и говорю». Поехали далее. В Тушине конвоировавший Никона с отрядом стрельцов полковник останавливает поезд: «как нам ехать, когда был указ великого государя, чтобы нам быть к Москве Декабря 3-го числа? Мы пошлем гонца спросить о том, а сами остановимся и здесь ночуем.» – «Делайте, что хотите» – сказал Никон и велел приготовить для него отдельный дом. Сыскали избу, которую занял Никон со своими людьми. Чтобы успокоить себя от нравственных тревог и новых огорчений, которые Никону пришлось испытать в пути, он стал совершать вечерню.
После краткого отдыха, которым воспользовался Никон для подкрепления сил, пришел царский указ, чтобы ехать не мешкав. Приехали в Москву, как было приказано, за четыре часа до света и въехали в Смоленские ворота на Старокаменный мост. Здесь зажжены были фонари, чтобы осмотреть приехавших с Никоном. Все они были направлены к Архангельскому подворью, находившемуся в Кремле у Никольских ворот, которые, при приближении поезда, тотчас затворились. Один из клириков, сопровождавших патриарха Никона, написавший его житие, иподьякон Шушера ехал перед повозкой патриарха верхом на коне, имея в руках большой крест. Никон сказал ему на пути: если его, Шушеру, будут куда-либо брать, то чтобы он крест отдал самому ему, Никону, в руки. Увидав, что Никольские ворота заперты, Шушера сказал: «для чего затворили ворота»? «Есть великого государя дело» – проговорил полковник, и тотчас к нему подбежали два стрельца и сказали ему, указывая на Шушеру: «он и есть». – «Сойди с коня и отдай крест – сказал полковник Шушере, – а сам поди, есть до тебя государево дело». – Только что Шушера слез с коня и отдал крест Никону, как его подхватили стрельцы, и он чуть не на воздухе летел с ними, едва касаясь земли и не успевая за ними переставлять ног. Шушеру привлекли в караульню у Старокаменного моста, оттуда повели вверх и представили царю. Шушера говорит, что великий государь, находясь с ним наедине, спрашивал его о недоведомых делах: но на все вопросы царя он отвечал неведением и ему пришлось испытать трехлетнее заключение и потом десятилетнюю ссылку317.
Время было уже под утро, когда Никона с воскресенской братией поместили на Архангельском подворье, и он здесь пел утреню.
Местность – где находилось означенное подворье в Кремле – называлась Лыков двор. Лишь только Никон занял отведенное для него помещение, как к Никольским воротам был поставлен сильный караул и двор был окружен многочисленной стражей, никого не пускали ни на двор, ни со двора, и мост, ведущий к воротам, был разобран. Это было сделано для того, чтобы прекратить всякое сообщение с этой местностью318.
1 Декабря, в субботу, было заседание собора во дворце, в столовой палате, под председательством царя. Царское и патриаршие места были богато украшены319. «В 3 часу дня – говорят официальные документы – великий государь изволил идти в столовую избу, а перед ним, великим государем, несли в раковинном ящике под серебряным атласом два свитка за руками вселенских четырех патриархов», которые привез Мелетий в первую посылку его в Константинополь; эти свитки были переведены на русский язык и переплетены вместе с подлинными в малиновый бархатный переплет320; царь приказал положить их на стол, перед которым назначено было сидеть патриархам. Вместе с тем принесены были и письма патр. Никона. За государем следовали бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Вскоре, после государя, на заседание явились патриархи александрийский Паисий и антиохийский Макарий, митрополиты: Питирим новгородский, Лаврентий казанский, Иона ростовский, Павел сарский, Феодосий сербский, Паисий газский, Григорий никейский, Косма амасийский, Афанасий иконийский и Филофей трапезондский; семь архиепископов, в том числе синайский Анания, приехавший в Москву с патриархами; четыре епископа, тридцать архимандритов и девять игуменов321. Войдя в столовую палату, патриархи говорили входную молитву и осеняли всех в ней присутствовавших.
За тем государь сел на своем царском месте, патриархи заняли места подле государя по левой стороне в креслах, прочие же духовные поместились на скамьях по правой стороне, а бояре, окольничие и думные дворяне сели по левой стороне от царского места также на скамьях322.
Царь обратился к патриархам: «патриарх Никон в Москву приехал и нужно за ним послать, чтобы призвать его на собор; хочет он идти на собор со крестом и евангелием; так ли ему следует прийти, или прийти смиренным образом, на соборе ему сидеть ли и где, и если он не сядет или на собор не пойдет, то что с ним делать»? – Патриархи: «Нужно послать за Никоном архиерея и двух архимандритов, a придти ему на собор с чем он хочет, и как придет, следует ему мало посидеть, а потом стоять; сидеть ему на лавке, по правую сторону от государева места, а если не сядет, то как хочет; если же по зову на собор не пойдет, то следует судить его заочно».
От собора послали за Никоном Мефодия епископа мстиславского, архимандрита Саввы-Сторожевского монастыря Варлаама и другого архимандрита (неизвестно какого) Иосифа и приказали им сказать Никону, чтоб он шел на собор скромным образом, креста и евангелия с собой бы не брал; если же не послушает, то епископу Мефодию велено было прислать о том с вестью, а самому дожидаться указа от собора323.
Царь стал говорить патриархам, что патриарх Никон на него, государя, полагает судьбы Божии за то, что патриархи и собор велели ему приехать в Москву с небольшим числом людей. Алексей Михайлович предупредил патриархов на случай, если Никон на соборе будет говорить, что у него взят клирик, который нес пред ним крест, во время пути его из Воскресенского монастыря в Москву, то человек этот взят за то, что он в десятилетнее время пребывания Никона в означенном монастыре переносил ему всякие вести и чинил многую ссору, и Никон за того человека его, государя, поносит и бесчестит: «царь де меня мучит – говорит он – велел отнять того малого из-под креста». Государь объявил, что Никон перед отправлением в Москву в Воскресенском монастыре исповедался, причащался и маслом освящался. Патриархи, услышав об этом, выразили удивление324. Царь продолжал свою речь к патриархам: «Никон говорит, будто псковский архиепископ из Воскресенского монастыря писал ложно, что он, Никон отговаривался идти на собор и их патриархов бесчестил, и будто он того не говорил»325.
Между прочим, посланные от собора, войдя к Никону и по обычаю, сотворив молитву, говорили ему: – Царское величество, святейшие вселенские патриархи и весь освященный собор призывают тебя на собор. – «Аз готов есмь» – отвечал Никон и тотчас собрался идти, приказав одному из монахов, именем Марку, нести пред ним животворящей крест. Увидав, что Никон идет со крестом, посланные стали удерживать его и говорили, что ему не следует идти со крестом, так как собор этот, на который он призывается, не инославных, а православный. Никон отвечал на это текстами св. писания о благодатной силе и значении креста326. Вследствие пререканий с Никоном по этому предмету явился на собор посланный от епископа Мефодия архимандрит Иосиф и объявил, что патриарх Никон идти на собор не преслушен, но идти со крестом, говорит, что крест есть христиан похвала. Патриархи решили идти Никону со крестом327. Какая же была причина означенному соборному требованию и неуступчивости Никона, чтобы оставить крест и явиться на собор «смирным обычаем?» Шушера говорит, что на coбopе было совещание чтобы при входе Никона на соборное заседание никому перед ним не вставать, а всем сидеть. Но при появлении его с крестом, присутствовавшим на соборе конечно пришлось бы встать, что и последовало.
Никон сел в свои сани, в которых приехал из Воскресенской обители и отправился на собор в преднесении пред ним креста. Все пространство, где следовал Никон, было занято народом до того многочисленным, что с трудом очищался путь для шествия его. Доехав до Успенского собора, в котором в то время совершалась божественная литургия и церковные двери были открыты, Никон вышел из саней и хотел было зайти в церковь, но лишь только стал подходить, как двери церковные от него затворили. Никон, сделав поклонение перед св. храмом, последовал далее к церкви Благовещения, где также совершалась обедня, но только стал он подходить к ней, как двери и этой церкви от него затворили. Никон наконец достиг дворца и поднялся в верх328.
Никон явился на собор в преднесении креста, и, став близ царского места, читал входную молитву и молитву о здравии благочестивейшего государя и всего царского семейства, о святейших патриархах и о всех христианах. В то время как Никон совершал молитву царь и все присутствовавшие на соборе стояли. Окончив молитву, Никон поклонился до земли великому государю трижды, а патриархам дважды, за тем поклонился на обе стороны, где сидели архиереи и бояре. Патриархи пригласили Никона сесть. Окинув взором палату соборного заседания, Никон говорил: – «места, где бы мне сидеть, я здесь для себя не вижу, а с собою не принес. Я пришел узнать – для чего меня звали329.
Государь сошел со своего места и став перед патриархами говорил: «От начала Московского государства ни от кого не было такого бесчестия, какое учинил бывшей патриарх Никон; для своих прихотей, самовольно, без нашего повеления и без соборного совета, соборную церковь оставил и патриаршества отрекся, без всякой причины, никем гоним, и от того учинились многие смуты и мятежи, а соборная церковь вдовствует без пастыря девятый год. Допросите его, святейшие патриархи, для чего он патриаршеский престол оставил и ушел в Воскресенский монастырь?» – Патриархи объяснялись через толмача, которыми при этом случае был архимандрит Дионисий. На вопрос их Никон отвечал: «я хиротонисан на патриарший престол от константинопольского патриарха: есть ли у вас совет и согласие со вселенскими патриархами, константинопольским и иерусалимским, чтоб меня судить? Если есть – я готов дать вами ответ.» – «Совет и согласие с патриархами константинопольским и иерусалимским у нас есть» – отвечали патриархи и указали на свитки, которые положены были перед ними на столе.
Никон обратился к царю и к патриархам, чтоб удалить из соборного заседания недругов его, митрополитов Питирима новгородского и Павла крутицкого, которые – как говорил Никон – хотели отравить и удавить его. Питирим и Павел отвечали патриархам, что Никон говорит на них то, чего у них и в помышлении не было, что это ложь и об этом есть у великого государя дело черного дьякона Феодосия. Царь подал это дело патриархам и сказал, что о порче патр. Никона от митрополитов новгородского и крутицкого ему государю не известно.
«Какая причина, патриархи спросили Никона, что ты соборную церковь и паству свою оставил и патриаршества отрекся?»
Никон рассказал известную историю с окольничим Богданом Матвеевичем Хитрово: «когда приезжал к великому государю грузинский царь Теймураз и у государя был стол, в то время я посылал домового человека князя Дмитрия Мещерского для устройства церковного чина, и Хитрово ударил Мещерского палкой, Мещерский сказался нашим человеком и послан от нас а Хитрово повторил удар, сказав при том: не дорожися патриархом. Я написал великому государю письмо и просил, чтобы в той обиде на Богдана Матвеевича дать оборону, но его царское величество обороны дать не изволил, а писал ко мне, что он со мною увидится и о том переговорит; прошло три дня и великий государь со мною видеться не изволил. В праздник Казанской Божьей Матери на крестный ход и на праздник Ризы Господней в соборную церковь ко всенощному пению и к литургии великий государь не пришел, а приходил ко мне князь Ромодановской и говорил: великий государь на тебя гневен за то, что ты пишешься великим государем и запретил тебе так писаться. Но я писался так по повелению государя. Услышав же, что государь гневен на меня, я соборную церковь оставил и от престола ушел и жил на Воскресенском подворье три дня, ожидая присылки от великого государя; но как присылки не было, то я поехал с Москвы в Воскресенский монастырь».
Царь Алексей Михайлович объяснил патриархам: «бывший патриарх Никон, писал ко мне и просил обороны на окольничего Богдана Матвеевича Хитрово в то время, как у меня был грузинский царь и в ту пору сыскивать и оборону давать было некогда, а что он, Никон, говорит, будто присылал своего человека для устройства порядка над духовным чином, то на Красном крыльце в ту пору церковного чина не было и строить было нечего, окольничий зашиб его патриаршего человека за невежество, что он пришел не вовремя и учинил смятение, и бесчестие это к патриарху Никону не относится; в праздники Казанской Божьей Матери и ризы Господней ко всенощному и к литургии я выхода не имел за многими государственными делами, а он Никон, осердяся на то, престол свой оставил и патриаршества отрекся; я посылал к нему боярина князя Алексея Никитича Трубецкого и окольничего Родиона Матвеевича Стрешнева говорить ему – для чего он с патриаршества сошел, и чтоб он на свой патриарший престол возвратился, но он им в том отказал». – Никон: «бояре мне того не говорили, чтоб я возвратился». – Царь продолжал: «князя Юрья Ромодановского посылал я к Никону говорить, чтоб он великим государем не писался, потому что прежние патриархи так не писались; если же я в письмах к Никону и называл его великим государем, то я писал так почитая его, а того, что будто я на Никона гневен говорить не приказывал. Обращаясь к Никону, царь говорил: «писал ты, Никон патриарх, ко мне и патриаршего престола отрекся: будешь ты великий государь один, а я, Никон, как один из простых епископов, и то письмо отдано тебе назад. – «Я так не писал» – говорил Никон. – Ромодановский сказал, что он о государевом гневе Никону не говорил.
Стал говорить Родион Матвеевич Стрешнев: «с боярином князем Алексеем Никитичем Трубецким был я послан к патриарху Никону на Воскресенское подворье, и мы говорили ему, чтобы он возвратился на свой престол, но он нам в том отказал и патриаршества отрекся; а когда мы были у патриарха Никона в Воскресенском монастыре, то он говорил, что он впредь патриархом быть не хочет; что когда его избирали на патриаршество, в то время он положил на себя клятву, что ему на патриаршестве быть только три года». – Никон: «я того не говорил».
Патриархи спросили Никона: «какие обиды тебе были от великого государя?» – «Обид никаких не было – отвечал Никон – но как великий государь стал гневаться и перестал ходить в церковь, – поэтому я и патриаршество оставил». – С тем же вопросом патриархи обратились к архиереям, и они отвечали, что от великого государя патриарху Никону никаких обид не было. – «Я об обиде не говорю – возразил Никон – а говорю о государеве гневе; не я один, и прежние патриархи – как Афанасий Александрийский и Григорий Богослов – также бегали от царского гнева». – «Другие патриархи оставляли престол, да не так, как ты – говорили патриархи – ты отрекся и сказал, что впредь не будешь патриархом, а если будешь патриархом – анафема будешь». – Никон: «я так не говорил, а говорил, что за не достоинство свое иду; а если бы я отрекся патриаршества с клятвою, то не взял бы с собою и святительской одежды». – Патриархи: «когда посвящают, говорят: достоин, а ты, Никон, как снимал с себя святительские одежды, говорил: не достоин». – Никон: «Это на меня затеяли». – Стал говорить царь: «бывший патриарх Никон писал на меня к святейшим патриархам многие бесчестия и укоризны, а я на него патриархам никакого бесчестия не написал, а писал и просил, чтобы они пришли на рассуждение, а об Никоновых делах ничего к ним не писал». – Царь просил патриархов, чтобы они допросили Никона: все ли истинно писал он в своих грамотах и за церковные ли догматы стоял? патриарха Иосифа за святейшего и братом своим почитает ли и церковные вещи продавал ли? – «В грамотах что ни написано, то написано, – отвечал Никон – а писал я правду, за церковные догматы стоял, Иосифа патриарха почитаю за патриарха, а свят ли он, того не знаю. Церковные вещи продавал я по государеву указу».
Царь указал читать статьями перевод грамоты Никона, писанной по-гречески к цареградскому патриарху Дионисию. В ней сказано, что Никон послан был в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа, «его же мучи царь Иван неправедно». – «Для чего он, Никон, – говорил царь – такое бесчестие и укоризну написал на царя Ивана Васильевича, а о себе не написал, как он извергнул без собора епископа коломенского Павла, содрал с него святительскую одежду и сослал в Хутынский монастырь, где он пропал безвестно. Допросите его, святейшие патриархи, по каким правилам он это учинил». Никон сказал: по каким правилам, извержен епископ Павел – того он не упомнит, а есть о том дело на патриаршем дворе. – Крутицкий митрополит Павел заявил, что такого дела на патриаршем дворе нет, епископ Павел отлучен без собора.
В грамоте написано: когда просили Никона принять патриаршество, тогда он в соборной церкви говорил царю, властям и боярам, чтоб они дали слово, что будут исполнять евангельские догматы, правила и царские законы и в том ему обещались. – Против этого царь возражал: «Никон патриарх в то время говорил только про одни догматы, а о правилах и законах не говорил и в письме своем о том написал ложно». – Никон: «обо всем этом я говорил при поставлении меня на патриаршество, говорил и в другое время». – Далее в грамоте писано, что великий государь стал вступаться в архиерейские дела. Алексей Михайлович обратился к патриархам – «допросите бывшего патриарха Никона: в какие архиерейские дела я вступаюсь?» Никон отвечал, что он писал – того не упомнит.
Прочитано было, что Никон оставил патриаршество вследствие государева гнева и, отправляясь в Воскресенский монастырь, он ничего с собою не взял. – Царь опять просил патриархов допросить Никона: уходя с патриаршего престола, кому он объявлял о его госудереве гневе? Какая была к Никону от него государя, немилость или обида? Посылал ли к нему царь, чтоб он с патриаршего престола сошел и как Никон, осердясь без всякой причины, оставлял престол свой – в то время в соборной церкви отрекался ли от патриаршества? – Никон повторил, что великий государь перестал ходить в церковь на патриаршее служение, и это он принял за немилость к себе; с патриаршества сошел он собою, а не по царскому приказанию, патриаршества не отрекался; о государеве гневе Никон объявлял небу и земле и, уходя из Москвы, кроме саккоса и митры, с собою ничего не взял. – Патриархи говорили Никону: «хотя бы Богдан Матвеевич и зашиб твоего человека, но ты мог и стерпеть, следуя в этом случае примеру Иоанна милостивого, который от раба терпел; если же был на тебя государев гнев, то об этом тебе бы следовало посоветоваться с архиереями и к великому государю посылать ходатаев бить челом о прощении, а не сердиться». – Никон: «я для того и не советовался с архиереями, чтобы государя на гнев не привести». – Патриархи продолжали: «что великий государь на праздники в церковь Казанской Богоматери и в Успенский собор прийти не изволил, то великому государю в церковь ходить не всегда досужно, он бывает занят государственными делами». – Хитрово в свое оправдание сказал: «во время стола, когда у великого государя был грузинский царь, по государеву указу я уряжал и царский чин исполнял, и в то время пришел бывшего патриарха Никона человек, которого я зашиб по незнанию и в том просил у Никона патриарха прощения, и он меня простил». Объяснения прочитанной из грамоты статьи продолжались; патриархи спросили архиереев и бояр: «была ли какая обида от великого государя патриарху Никону или нет»? Архиереи и бояре отвечали: от великого государя Никону никакой обиды не было; пошел он с престола не от обиды, а с сердца, и притом отрицался с клятвою: снимая панагию говорил – если и помыслю в патриархи, да буду анафема; власти его умоляли, чтоб он не сходил с престола, но он их не послушал; о государеве гневе в то время ничего не говорил, а когда поехал с подворья в Воскресенский монастырь, то люди его за ним повезли много сундуков с рухлядью и из патриаршей казны послано ему денег две тысячи руб.
В грамоте написано о соборном уложении, о суде Монастырского приказа; Никон говорил, чтоб эту книгу искоренить и за то его хотели убить. – Царь говорил Никону: «ту книгу подписали: патриарх Иосиф, митрополиты и прочие архиереи и весь собор и твоя, Никонова, рука к той книге приложена, когда ты был архимандритом; почему ты не сделал во время своего патриаршества, чтобы в Монастырском приказе духовных судили архиереи или архимандриты и почему другие статьи также не исправил, а теперь делаешь на ту книгу укоризны, и кто тебя хотел убить? – Никон: «к той книге тогда я руку приложил по неволе». Прочитано о посылке Никоном в Иерусалим и во св. гору Афонскую со многою казною ради святых древних книг. – Царь спросил Никона: «где теперь те книги, которые привезены из Палестины»? – «Те книги остались на патриаршем дворе, из них я с собою ничего не взял».
Прочитано в грамоте, что посланы были к Никону боярин князь Никита Одоевской с товарищами и с ними газский митрополит Паисий, да сотворит суд над ним; а газский митрополит хиротонисан в дьяконы и попы от папежа и верует по-римски, живет бесчинно, а на соборе председательствует и называется наместником вселенских патриархов. Стал говорить царь: «газский митрополит и боярин посланы были к Никону не для суда, а выговаривать ему его неправды, что он писал ко мне со многим бесчестием, с укоризною и клятвою, и на молебне клал мои грамоты под евангелие; газский митрополит ставленную грамоту имеет и принес клятву, что он живет истинно и отец его духовный в том засвидетельствовал; грамоты об отлучении его от Иерусалимского патриарха не было; на соборе он председателем не был и наместником от вселенских патриархов не назывался; а спросите Никона, святейшие патриархи, для чего он мои грамоты клал под евангелие и за кого обидящего он молился и клял». – «Молился я – отвечал Никон – за обидящего, а не клял, и государевы грамоты в то время под евангелие клал; газскому митрополиту по правилам служить не следует, так как он епархию свою оставил и живет на Москве многое время, дьякон его Агафангел говорил мне, что Паисий иерусалимским патриархом отлучен и проклят, о том и грамота есть от того патриарха; таких мужиков есть много у меня; а боярин князь Никита Иванович говорил мне государевым словом, что Иван Сытин хочет меня зарезать». – «Напрасно Никон молился за обидящего – говорил царь – и под евангелие клал мои грамоты, от меня никакой обиды ему не было; а газский митрополит служит за свидетельством отца своего духовного до рассуждения святейших патриархов; с боярином же Никитою Ивановичем об Иване Сытине таких слов, как показывает, Никон, я к нему не приказывал.» – Одоевской подтвердил «про Ивана Сытина я того не говорил, а Никон говорил мне: если вы хотите меня зарезать, то зарежьте, – и грудь свою обнажал.» – Антиохийский патриарх (друг Паисия) заступился за него: «что газский митрополит в дьяконы и попы ставлен в Иерусалиме, об этом я подлинно знаю» – сказал Макарий.
Читали далее о посылке государевых грамот в монастыри, касательно доставления из них сведений кто что ведает о Никоне, или что из которого монастыря он взял, движимого или недвижимого имущества, золотые или ефимки. – «В монастырь посланы грамоты – говорил царь – только о книгах и о церковных вещах, которые Никон взял в монастыри своего строения, а о другом ни о чем не написано». «О золотых и ефимках – сказал Никон – монастыри писано».
Читано о Никоновом приходе в Москву вследствие вестей, что татары близ Москвы. – «Царь: «для чего он, Никон, утаил и в грамоте своей не написал, что он в то время был мною принят и дьяку Алмазу Иванову говорил, что он престола своего отрекся?» Дьяк Алмаз Иванов выступил свидетелем против Никона: «в пришествие Никона на Воскресенское подворье я был послан к нему, и он в то время мне говорил, что он только имени своего не отрекся». Никон о свидании с царем ничего не сказал, а против Алмаза говорил, что об отречении он Алмазу ничего не говорил.
Прочитали о посылке государевых грамот к патриархам, что великий государь посылает к ним многие дары и кто от них приезжает, тех содержат тайно. – Царь: «грамоты ко вселенским патриархам я посылал, в них было писано, чтоб они пришли и умирили церковь, даров к ним не посылал и присылаемых от них тайно не держал, кроме Савелья Дмитриева; а Савелий сидел за то, что привез от иерусалимского патриарха грамоту, в которой писано многое к ссоре, сидел он не за караулом, а в набережных хоромах, корму и питья давалось ему довольно; а Никон в своих грамотах ко вселенским патриархам и прежде и теперь писал многие непристойные слова и к черкашенину послал много золотых, чтобы его, Никона, племянника провез с собою и отпустил к цареградскому патриарху». «Черкашенину золотых я не посылал – говорил Никон – а золотые дал на дорогу своему племяннику, которого послал с грамотою к цареградскому патриарху, но он на дороге пойман».
По порядку дошли до Зюзинского дела. В грамоте Никона сказано, что он в Черневе, при возвращении посоха, говорил окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу и дьяку Алмазу Иванову: если царское величество к нему, Никону, будет справедлив, то посох тот будет ему в благословение и в отмщение противникам его; если же от его царского величества будет к нему несправедливость, то посох тот будет во свидетельство и в отмщение всякой неправды. «Никон бывший патриарх – стал говорить царь – с престола своего пошел никем гоним, к Москве приходил никем зовом и из соборной церкви увез было чудотворца Петра митрополита посох, а ребята его оттрясали прах от ног своих; и то он какое добро учинил? и ребята его какие учители, что так делали? а Никита Зюзин писал к Никону воровски, затеяв, за то он и сослан, и он не только ссылки, но и смертной казни достоин был, потому что призывал Никона патриарха к Москве, без моего повеления и учинил многую смуту; а что у Никиты жена умерла, то учинилось от Никона, он прислал ко мне Никитино письмо, а Никон имел его, Никиту, за друга. Почему Никон евангельской заповеди не исполнил, как сказано: положите душу свою за други своя. А что он написал в грамоте о посохе, будто он то в Черневе говорил, то он написал ложно, того он не говорил». Никон: «Никитино письмо послал я к великому государю в свое оправдание, а люди мои прах от ног своих оттрясали ли – того я не видал; приезжавшие же за посохом в Чернево меня томили, а иных хотели побить до смерти». – Царь: «Никона в Черневе задерживали за тем, что он посоха не хотел отдать, а как посох отдал, так его и отпустили; а до смерти побивать никого не велено и не биты, про то он затевает и говорит ложно». При этом царь поднес патриархам дело о пришествии патриарха Никона к Москве, и патриархи – это дело приняли.
Было прочитано в грамоте: которые люди за него, Никона, доброе слово молвят или какие письма объявят, тех в заточение посылают: поддьякон Никита умер в железах, поп Сысой погублен с женою и детьми, митрополит иконийский Афанасий в Симонове монастыре заключен, Феофан архимандрит святогорский в Кириллове монастыре заключен с дружиною его, строитель Аарон в Соловецкий монастырь заключен, Василий дьякон в Сибирь сослан, Севастьян, который грамоту привез от иерусалимского патриарха вверху в палатах заключен и иные многие мукам преданы. – Царь: «поддьякон Никита ездил от Никона патриарха к Зюзину с сорными письмами, и за то он сидел за караулом и умер от болезни, а не от желез; поп Сысой, ведомый вор и ссорщик, за многие его плутовства сослан; строитель Аарон сослан за то, что говорил обо мне непристойные слова; и другие, которые объявились в государственных или в каких ссорных делах, те в ссылках и за караулами бывали. А что Никон написал в своей грамоте, будто за него многие люди мучены, о том допросите его, святейшие патриархи, кто мучен был?» – Никон: «мне про то сказывали». – Царь: «сказывал кто-нибудь на ссору, а тебе бы ссорным речам не верить и вселенским патриархам ложно не писать».
Прочитано: царское величество поставил свое повеление над священным чином, чтобы не принимали от Никона благословение; велел быть собору и на том соборе благословением газского митрополита Паисия назначили крутицкого митрополита Питирима в Новгород митрополитом, поправши божественный закон, а на его место поставили митрополитом чудовского архимандрита Павла и других епископов к иным епархиям. – Царь: «написал это Никон в укоризну, что Питирим переведен в Новгород. А как он был на патриаршестве и сам перевел Лаврентия из Твери в Казань в митрополиты и других многих переводил от места к месту, – для чего он сам так делал? а чтобы к благословению Никона не ходить, – о том я никому не приказывал». – Никон: «если я переводил от одного места на другое, то я это делал не по правилам, в неведении». – Питирим: «ты, Никон, и сам на новгородскую митрополию возведен на место живого митрополита Авфония». – Никон: «Авфоний митрополит был без ума, чтоб и тебе также быть без ума».
Далее читано: от сего беззаконного собора перестало на Руси соединение со святой восточной церковью, и от благословения вашего отлучились, но от римских костелов начаток приняли своею волею, а с тех пор как Русь приняла св. крещение от восточной церкви до сего времени не было ни одного случая, чтобы русская церковь соединялась с западным костелом; теперь все делается царским хотением: когда кто хочет поставляться в дьяконы или пресвитеры – пишет челобитную и царским повелением на той челобитной подпишут: по указу государя царя поставить его попом или другим каким чином. – Царь: «Такие великие укоризны и неправды бывший патриарх Никон затеял, забыв страх Божий, и писал ложно, будто в Московском государстве перестало соединение с восточною церковью и тем письмом своим Никон соборную церковь обесчестил, меня и весь освященный собор, синклит и всех православных христиан от благочестивой веры и от благословения святейших вселенских патриархов отчел и причел к римским костелам и к католической вере; укоряя газского митрополита, назвал всех еретиками. Если бы то затейное и ложное Никоново письмо дошло до цареградского патриарха, тогда бы всем православным христианам пришлось быть под клятвою; оно пронеслось бы по многим местам и многих людей привело бы в сомнение, и за то должно всем стоять и умирать и от того очиститься, так как и в прежнее время за благочестивую веру умирали. А что Никон написал, что челобитные пишут на мое имя – то это не вновь учинилось, а из стари так велось, что меж патриаршества писали челобитные на государево имя и будто хиротонисают моим словом, то Никон написал неправду». К царскому голосу присоединились митрополиты и прочие архиереи, весь освященный собор, бояре и думные люди и били челом патриархам, чтоб допросить Никона – для чего он так писал и их всех назвал еретиками – Патриархи спросили о том Никона. «Отлучниками от вселенских патриархов – стал говорить Никон – написал потому, что газский митрополит Паисий Питирима митрополита из его митрополии перевел в другую, а на его место поставил другого митрополита и других архиереев переводил из одного места в другое, a Паисию этого делать не довелось, он иерусалимским патриархом отлучен и проклят; а хотя бы газский митрополит и не еретик был, ему на Mocкве долго оставаться не для чего, я его за митрополита не почитаю, у него и ставленой грамоты нет, и мужик наденет на себя мантию, и он такой же митрополит; а писал я все то про газского митрополита, а не о православных христианах». Архиереи и бояре, обличая Никона, говорили ему: «у тебя в грамоте написано не об одном газском митрополите, ты писал, и о великом государе, и обо всех нас и назвал всех еретиками и в том твоем злочинстве и несправедливой укоризне пусть рассудят святейшие патриархи». «Только бы ты Бога боялся – обращаясь к царю Никон сказал – и ты бы не так со мною поступал».
Прочитали далее, что по хиротонии дают ставленникам ставленые грамоты и пишут, что хиротонисан повелением великого государя; созывают соборы, избирают и поставляют в архиереи, осуждают и отлучают по его же государеву указу. – «Ставленникам дают ставленые грамоты – говорил царь – как бывало и прежде, также и в архиереи избирают и поставляют, а до кого доведется, того осуждают и отлучают власти собором, а не по моему указу; Никон написал обо мне неправду».
Прочитано, что великий государь из патриаршей казны берет на свои расходы деньги, а с митрополичьих, епископских и монастырских имений берут по его, государеву, указу людей на службу, хлеб и деньги берут не милостиво, и ничто бывает в пользу. – На это говорил царь: «из патриаршей казны, если что и взято, то взято взаймы, многое уплачено, а остальное будет заплачено; со властей и с монастырей браны даточные люди и взамен даточных деньги и хлеб был бран против прежнего, как и при нем, Никоне, бывало, и бесчинно ничего не раздавалось. А он, Никон, будучи на патриаршестве на каком основании брал со властей и с монастырей подводы и подати к строению Воскресенского монастыря и на тот же предмет из патриаршей казны деньги посылал? и что он Никон к тому строению брал и посылал, и то ничто ему не в пользу, только людей своим строением отяготил, а окончания ему не учинил». – Никон: «со властей и монастырей денег я не сбирал и подвод не брал». – Архиереи опять обличали Никона: «деньги за даточных людей с нас сбирал и на строение Воскресенского монастыря посылал, без государева указа, самовольно».
Прочитали о епископе Мефодии, что он поставлен в Оршу и Мстиславль и послан в Киев митрополитом, а Киевская митрополия изначала была под благословением константинопольского патриарха. – «Епископ Мефодий послан в Киев не митрополитом – возражал царь – а блюстителем, это сделано по нужде, что киевский митрополит, оставя свою епархию, из Киева ушел в Польшу, а тамошняя страна без пастыря быть не может, городов и людей в ней много, а от Москвы удалена, и о поставлении Мефодиевом я писал к константинопольскому патриарху; а когда Никон был на патриаршестве, он и сам поставил в Полоцк епископа, а полоцкая епископия исстари под благословением цареградского патриарха». Никон оправдывался: при царе Феодоре Ивановиче в Полоцке было благочестие и епископов туда ставили московские патриархи, а ныне там уния, а не благочестие». – Архиереи говорили: «в Полоцке ныне благочестие, а не уния».
Прочитали о митрополите Питириме, что он на патриаршеское место становился и на седалище сидел, на которых прежние патриархи и он, Никон, стоял и сидел; а когда в Москве были патриархи константинопольский, антиохийский и иерусалимский, они на патриаршеском месте не становились и на седалище не сидели. – «По отшествии Никона патриарха – говорил Питирим – в соборной церкви в божественные службы я стоял и сидел на каких местах подобало, а на патриаршеском месте я не становился и не садился; в неделю же ваий действовал по указу великого государя, а не собою». Антиохийский патриарх сказал: когда он во время патриаршества Никона был на Москве, то во время божественной литургии выше или ниже Никона сидел, того не упомнит. – Никон: «Питириму митрополиту действовать в неделю ваий не довелось, то действо патриаршеское». – Царь, обращаясь к Никону: – когда ты был в Новгороде митрополитом, ты и сам действовал, а во время твоего патриаршества в Новгороде, Казани и Ростове, также митрополиты действовали». – Никон: «Я то делал неведением».
Наконец прочитано было, что боярин Семен Лукьянович Стрешнев научил собаку сидеть и передними ногами ругаться благословению Божию и называл ту собаку Никоном патриархом, и Никон за то его проклял и от христианства отлучил, а царское величество ни во что вменил. – Царь: «бывший патриарх Никон ко мне о том не писал, а боярин Семен Лукьянович говорил мне с клятвою, что того не бывало». – Архиереи: «Никон проклял боярина Семена Лукьянова напрасно, без собора». – Боярин Петр Михайлович Салтыков: «Никон патриарх боярина Семена Лукьяновича от клятвы разрешил и простил, и грамоту к нему прощенную прислал».
В конце грамоты прочитано: Писана в строении нашем в Новом Иерусалиме Воскресенского монастыря. – Патриархи спросили Никона – для чего он так пишет? – Никон говорил, что в грамоте переведено не так, а потом сказал, – хотя у него и написано в Новом Иерусалиме, но здесь подразумевается горний Иерусалим.
На этом соборное заседание окончилось. Все время царь и Никон оставались на ногах. Патриархи велели Никону идти на подворье, и он, уходя, обратился к Алексею Михайловичу: «Бог тебя судит; я узнал на избрании своем, что ты, государь, будешь ко мне добр только до шести лет, а потом я буду возненавиден и мучен». – Царь: «допросите, святейшие патриархи, Никона, почему это он узнал на избрании своем». На вопрос патриархов Никон ничего не отвечал. – Стал говорить Никону рязанский архиепископ Иларион: «сказывал ты, что видел звезду метлою и от того будет Московскому государству погибель; скажи – от какого духа ты узнал о том? – И в прежнем законе такие знамения бывали – отвечал Никон – авось на Москве то и сбудется. Господь пророчествовал на горе Елеонской о разорении Иерусалима за четыреста лет. С этим Никон и вышел из соборного заседания330.
* * *
Примечания
У архим. Аполлоса в кр. начерт. жизни и деяний патр. Никона (Москва, 1839 г., стр. 55) неверно переложен сентябрьский год на январский и сказано, что патриархи прибыли в Ноябре 1667 г.
В жизнеопис. патр. Никона, изд. Воскр. м. 1879 г. Стр. 251 сказано: «здесь же встретил их (патриархов) и сам царь Алексей Михайлович». Но при встрече патриархов царя не было. (См. подр. описания встречи в приложениях).
Показания газского м. Паисия, амасийского м. Космы, иконийского м. Афанасия и грека Стефана Юрьева.
Две записки касательно распоряжений по приготовлению к допросам Никона.
Черн. зап. о собор, засед. 28 и 30 Ноября 1666 г. Донес. apxиеп. псков. Арсения, посл, к патр. Никону для призвания его на собор.
Житие патр. Никона писан. бывш. при нем клириком стр. 94.
(Госуд. Арх.). Прибыт. в Москву патриархов и суд над патр. Никоном. (Зап. о событ. 2–30 Ноября. – Донес. царю А. М. apxиеп. псков. Арсения. – Чернов. зап. о соб. засед. 28 и 30 Ноября).
Там же.
Госуд. Арх. Прибыт. патриархов в Москву и суд над патр. Никоном, см. записку о событ. 2–30 Ноября и черн. зап. особ. Засед. 28 и 30 Ноября. – В ист. Р. Церк. Митр. Макария, т. XII, стр. 694–695, сказано: патриархи указали послать к Никону для 2-го приглашения Влад.-Рожд. архим. Филарета да чуд. соб. старца священника Лаврентия, а для 3-го пригл. – новоспасск. архим. Иосифа да спасского протопопа из дворца Онисима.
См. в приложениях.
Госуд. Арх. Прибыт. патриархов в Москву и суд над патр. Никоном. (См. изъяснение патриархами, прибывш. в Москву, правил, излож. в патр. свитках).
Зап. о событиях 2–30 Ноября и черн. зап. о соборн. засед. 28 и 30 Ноября.
Житие патр. Никона пис. бывшим при нем клириком, стр. 95–98.
Собр. Зак. т. I № 397.
Житие патр. Никона. пис. бывшим при нем клириком стр. 98–101. В ист. р. церк. Митр. Макария, т. XIIстр. 699. о Шушерине сказано: «он-то, как узнали, и был главным агентом Никона во всех сношениях его с Москвой и передавал ему оттуда про государя всякие вести». Ссылка сделана на Шушерина, но он в своей монографии этого не говорит, а говорит только, что по взятии его, он был представлен государю и с ним оставлен наедине. «Начал же великий государь – сказывает Шушера – вопрошити мя о недоведомых вещах; мне же отрицающуюся и ничто же ведети глаголющу великий государь глагола ми: ты ныне мне не учнеши глаголати, а не мне скажеши же»…
Там же. стр. 102.
В жизнеоп. патр. Никона (изд. Воскр. м.) стр. 260 сказано, что день этот был воскресный, но это не верно. Не верно также сказано и в житии патр. Никона, пис. бывшим принем клириком, что Никон был призван на собор в первы раз 2 Декабря в воскресенье.
В этом виде они сохранились до сего времени в Моск. Гл. Арх. М. И. Д. (Славянский перевод см. в приложениях).
Имена всех духовных и мирских лиц значатся в документе. (См. прилож.) В Собр. зак. т. I № 397 в статье: Соб. Деяние о низложении патр. Никона показано кроме вышеозначенных еще четыре митрополита: Иосиф астраханский и терский (но он был архиепископ, а не митрополит), Даниил варнийский, Епифасий грузинский и Феофан хийский, и вообще список всех духовных лиц показанных здесь во многом разнствует с документом Госуд. Арх.
Госуд. Арх. Приб. патриархов в Москву и суд над патр. Никоном (См. зап. о событ, 2–30 Ноября и о заседании собора 1 Декабря).
Подр. зап. о сооб. засед. 1 Декабря.
В ист. России Соловьева т. XI стр. 322 весь этот рассказ отнесен к соб. заседанию 5 Декабря.
Подр. зап. о соб. засед. 1 Декабря.
Житие патр. Никона писан. бывшим при нем клириком, стр. 103–104.
Подр. зап. о соб. засед. 1 Декабря.
Житие патр. Никона, пис. бывшим при нем клириком стр. 105–106.
Зап. о событ. 2–30 Ноября и о соб. зас. 1 Декабря.
Зап. о событ. 2–30 Ноября и о соб. засед. 1-го Декабря; Зап. с некот. подробностями о соб. засед. 1-го Декабря. (Госуд. Арх. Прибыт. в Москву патриархов и суд над патр. Нивоном).
