архиепископ Павел (Лебедев)

(24.12.1827–05.05.1892)
архиепископ Павел (Лебедев)
архиепископ Павел (Лебедев)

Архиепископ Казанский и Свияжский. Духовный писатель и проповедник.

Биография

В миру - Лебедев Петр Васильевич, родился 12 декабря 1827 года в Тверской губернии в семье причетника.

В 1843 года по окончании Тверской семинарии поступил в Петербургскую академию, которую окончил в 1853 году первым по списку.

28 июня 1853 года пострижен в монашество, 5 июля возведен в сан иеродиакона, 26 сентября - во иеромонаха.

29 апреля 1855 года получил ученую степень магистра.

6 ноября 1857 года назначен инспектором Петербургской семинарии.

14 сентября 1858 года возведен в сан архимандрита.

С 15 октября 1859 года - инспектор и профессор догматического богословия Петербургской академии. На него обратил внимание святитель Филарет (Дроздов), который был очень высокого мнения о его способностях и нравственных качествах, несколько раз в письмах рекомендовал его высокопоставленным лицам.

23 августа 1861 года назначен ректором Смоленской семинарии и настоятелем Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. Здесь он оказался под началом у епископа Антония (Амфитеатрова), который высоко оценил молодого архимандрита. Позже, когда владыка Антоний стал Казанским архиепископом, он предсказывал отцу Павлу, что тот будет одним из его преемников в Казани.

С 20 декабря 1866 года - ректор Петербургской семинарии.

8 сентября 1868 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Петербургской епархии.

С 29 августа 1869 года - епископ Ладожский, первый викарий той же епархии.

С 23 июня 1871 года - епископ Кишиневский и Хотинский.

1 апреля 1879 года возведен в сан архиепископа.

С 16 июля 1882 года - архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Св. Синода.

Должность экзарха Грузии была очень высокой, вполне вероятно, владыка Павел стал бы столичным или московским митрополитом. Но произошел трагический случай. Во время посещения Тифлисской духовной семинарии на архиепископа Павла бросился с ножом семинарист и тяжело его ранил; позднее семинарист был признан невменяемым. Об этом эпизоде не писали в газетах, но он стал широко известен на Кавказе. В результате обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев принял решение удалить владыку Павла с Кавказа.

С 29 сентября 1887 года - архиепископ Казанский и Свияжский.

В Казани владыка Павел полностью поддерживал Николая Ивановича Ильминского и его систему инородческого образования. В церковно-приходских школах Казанской епархии обучение официально продолжали вести по системе Ильминского, рукополагалось много священников из инородцев. Владыка поддержал открытие в 1889 году миссионерских курсов при Казанской духовной академии. С 1890 года инородцев, имевших педагогическое образование и хорошо показавших себя в земских школах, стали принимать сразу в четвертый класс Казанской духовной семинарии.

По воспоминаниям чувашского просветителя Ивана Николаевича Яковлева, владыка Павел так и не оправился от раны, полученной при покушении, и часто болел. При этом в Казани мало кто знал об этом, потому что свое состояние владыка Павел скрывал и очень много служил.

Видимо, из-за состояния здоровья архиепископ Павел, известный в прежних местах своего служения многочисленными поездками, за пять лет служения в Казани лишь один раз выезжал в приходы: 8-9 сентября 1891 года он посетил села: Елышево, Мамадышского уезда, Старая Икшурма, Шармаши, Янцовары, Русские Казыли, Русская Серда, Кулаево, Лаишевского уезда.

Осенью 1891 года владыка болел так тяжело, что сдал все дела Никанору, викарному епископу Чебоксарскому. Зимой его состояние здоровья улучшилось, но в середине апреля 1892 года Павел тяжело заболел воспалением легких (именно легкие были сильно повреждены в результате удара ножом в Тифлисе). Испытывая тяжелые боли, владыка неустанно молился.

Скончался 23 апреля 1892 года, в четыре утра, с чтением молитвы Богоматери. Погребен в правом Борисоглебском приделе кафедрального Благовещенского собора города Казани.

Был беспристрастным, доступным, в делах церкви непоколебимым, строгим и справедливым администратором, не допускавшим протекции, пристрастия и лести. Бескорыстный, нестяжательный, щедрый к неимущим и бедным. Требовательный в делах, строгий к нарушителям своих обязанностей. Однако никогда не оставлявший наказываемых на произвол судьбы, помогая им стать на ноги, и поддерживая невинную семью. Был иногда вспыльчив, но милосерд.

Ревностно трудился на поприще духовно-просветительной деятельности. При 15 монастырях им были учреждены школы для малолетних сирот духовенства.