Кондак на Богоявление Господне 2-й (св. Иоанну Крестителю)

Источник

(2-й на Богоявление по Sources Chretiennes, на Собор Иоанна Крестителя по Минее)

Содержание

1. Церковно-славянский текст Минеи (7/20 января) 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова

 

1. Церковно-славянский текст Минеи (7/20 января)

Кондак, глас 6:

Плотскаго Твоего пришествия убоявся, / Иордан страхом возвращашеся; / пророческое же служение исполняя,/ Иоанн трепетом спряташеся; / Ангельския чини ужасахуся, / зряще Тя, во струях плотию крещаема; / и вси, сущии во тьме, озаряхуся, / воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся.

Икос:

Ослепшу Адаму во Едеме, явися Солнце из Вифлеема/ и отверзе ему зеницы, омыв сия Иорданскими водами/. Очерневшему и омраченному Свет возсия неугасимый/. Уже ему несть нощь, но всегда день, / еже ко утру утро, / его ради родися/; к вечеру бо сокрыся, якоже пишет/, обрете зарю, возставляющую того. / Иже к вечеру падый изменися мрака/ и достиже ко утру Явльшагося и Просветившаго вся.

2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова

Святому Иоанну Крестителю на 7-е января1.

Кондак, глас 6-й.

Иордан, убоявшись Твоего во плоти пришествия, страшно возвращался назад (течением вод своих); Иоанн же, совершая пророческое (свое) служение исполнялся трепетом: ангельские чины ужасались, видев Тебя крещающагося в водах (иорданских), и все сущие, во тьме просвещались светом, воспевая Тебя Явившагося и Просветившаго все.

Икосы.

1) (Τῶ τυφλωθέντι) Ослепшему в Едеме Адаму (Быт. 3:8) явилось из Вифлеема Солнце, и отверзло ему зеницы, омывши их водами Иордана, (ему) потемненному и омраченному возсиял свет неугасимый; уже нет ему ночи, но все день (Зах. 14:7); что пред утром было (т. е. мрак), для него сделалось (совершенным) утром; ибо к вечеру он (Адам) сокрылся, как написано. Падший к вечеру нашел зарю, его просвещающую; он освободился от мрака и скоро достиг утра, – Явившагося и Просветившаго все.

2) (Ὅτε) Как скоро повредился добровольно Адам, вкусив от плода слепотворнаго, -тотчас невольно обнажился. Ибо повредивший (диавол) раздел его, нашедши его как бы слепаго. Итак он был наг и убог, и осязанием искал схватить раздевшаго его. Сей же, смотря на него смеялся, как он простирал повсюду длани (свои) и искал одежды. Но после обнажения, увидев сего, Милосердый по естеству (Своему) пришел, вопия к нему: «Я принимаю тебя обнаженнаго и убогаго, иди ко Мне, Явившемуся и Просветившему все.»

3) (Ὓμνησον) Воспой, воспой сего Адам, поклонися пришедшему к тебе; ибо, когда ты уходил (от Него), Он тебе явился, чтобы созерцать, осязать и принять Его. Он Тот Самый, Котораго ты убоялся, когда был обольщен; для тебя Он уподобился тебе; сошел на землю, чтобы вознести тебя на небо; сделался смертным, чтобы ты был (подобным) Богу, и чтобы оделся в прежнее благолепие. Желая открыть (тебе) опять Едем, Он поселился в Назарете. Посему воспой Его ты, человек, и поя радуйся о Явившемся и Просветившем все.

4) (Τῶ Ἀβραὰμ) Когда Бог явился Аврааму, сидящему под дубом Мамврийским, то Он был видим на подобие Ангела, не объявив Себя, чем Он был (по существу Своему); ибо он (Авраам) не перенес бы сего (величия существа Божия). Нам же ныне не так (как прежде), но самолично (явился Бог). Ибо Слово сделалось плотию; там гадания, здесь – ясность; отцам пророков, патриархам (были) образы, (нам же) верным – сама Истина. Некогда Бог повелел Аврааму совершить жертвоприношение, но мы созерцаем то, что Он хощет, и держим Явившагося и Просветившаго все.

5) (Ἄνω) На верху лествицы Иаков видел Бога: но то было ему во сне; с ним боролось ночью не естество Божеское, но человеческое подобие. Ныне же не подобие, но истинныя дела Первороднаго подтвердили древния видения, и тогда (во сне) Боровшийся, пришед во очию, во очию явился миру бодрствующему и не дремлющему: – это уже не призрак и не сон, ибо у нас теперь не ночь, – мы днем созерцаем Слово воплощенное, Явившееся и Просветившее все.

6) (Πάνυ) Моисей, очень известный любовию (своею), искал видеть Любящаго (Бога), и говорил с молением: «если Ты меня любишь, явись мне». Однакож он не удостоился лицезрения Господня, но (видел) задняя Его (Исх. 33:22), и это несовершенно: ибо это было малое отверстие, отколе он видел, что видел. И что можно видеть смотрящему чрез отверстие, если не часть (только) ив того, что хочет он видеть? Слава Тебе, Спасителю, что Ты явил Себя всем нам не отчасти, но всего созерцаемаго Творца, Явившагося и Просветившаго все!

7) (Ἔφησεν) Сын Амосов, Исаия, сказал, что он видел некогда Бога, превознесеннаго на высоком троне, и жилище (Его), исполненное славы Его. Он видел со умилением сердца, как пророк, не телесными очами. Мы же телесными очами созерцаем Господа Саваофа, поя Ему песнь шестокрылатых (Серафимов): «Свят, Свят воплотившийся, Свят есть Бог». Трижды называем мы святым (ἁγιάζωμεν) Единаго Святаго святых, Явившагося и Просветившаго все.

8) (Ἴσχυσαν) Очи земнородных могли созерцать небесное Лице, зеницы бренных видели светлый лучь невещественнаго Света, Котораго царя и пророки не видели, но видеть желали (Мф. 13:17). Мужем желаний назван Даниил, поскольку он жаждал созерцать Того, Kотораго мы созерцаем (Дан. 9:23). Сильно возжелал сего суда Давид (Пс. 118:20); и что прежде было сокрыто, ныне можно понять, – Явившагося и Просветившаго все.

9) (Νέος) Новое явилось нам небо, на которое взошел Бог всех; ибо тело Безтелеснаго пророк назвал небом небесе (Пс. 67:34). Ибо родился ли Он, был ли в пеленах, Он есть небо непорочное, то есть (это) небо – не небесное тело; ибо Он родился от Девы Марии и стал едино с Богом, а как, – мы не знаем. Ибо мы не мечтаем, как многие, говорящие: «мы знаем Сына!» Ибо кто думает, что он знает, еще не узнал, как должно, Явившагося и Просветившаго все.

10) (Ὄφελον). О, еслибы мы узнали, что близко к нам! Нет ничего у нас (общаго) с тем, что Превыше нас. Близ нас слово (Втор. 30:14) для чего же нам далеко, искать? Поучимся тому, что́ имеем. Ибо в вере заключается все то, что мы ищем. Куда нам подниматься к верху? Никто нас да не соблазнит; Мария указала нам прямую стезю; ибо Сыном Своим она назвала Господа (рожденнаго) истинно от Нея, как мы научились, воплощеннаго от Нея и от Духа Святаго, Явившагося и Просветившаго все.

11) (Ὓψωσον) Вознеси рог наш, Иисусе; ибо мы крепко держимся (всего) Твоего, (что Ты нам заповедал), проповедуя смело: «с нами Бог, разумейте язы́цы!» (Ис. 8:8–9) Смотрите , что еще пророк сказал: «увидят Тебя народы, и возскорбят» (Авв. 3:10), «Вот мы болезновали, и родили дух спасения Твоего, который Ты дал всем» (Ис. 26:18). Ибо на земле мы говорим о небесном. Видела (Тебя) всякая плоть и, подобно как прежде, ныне она опять процвела. Возвеселись тварь, созерцающая Создателя своего, Явившагося и Просветившагося все.

12) (Ὕμνησα) Воспел я Богоявление Твое; сотвори для меня ясное знамение, – очисти мепя от тайных (моих прегрешений) (Пс. 18:13), ибо растлевают меня сокровенныя раны. Пошли невидимо для сокрытой раны моей невидимый пластырь. Припадаю к Тебе, Спасе, и я, как кровоточивая (жена), прикасаясь к краю одежды Твоей, и говоря: «если прикоснусь только, буду здрав» (Мк. 5:28). Итак не соделай тщетною мою веру (в Тебя), Врачу душ. Открываю (пред Тобою) немощь мою, да обращу во спасение (свое) Тебя, Явившагося и Просветившаго все.

* * *

1

Переведены с греч. яз. из Analecta sacra в первый раз на русский язык: Творение св. Романа Сладкопевца, в Афонском кондакарии помещенное в числе только пяти икосов, из которых первые 3 те же самые, какие в analecta sacra; 4-й икос, начинающийся с слова: ὅψωμαι, котораго нет в anal. sacr., 5-й тот же самый, который помещен последним и в anal. sacra. – В предлагаемом собрании икосов из начальных букв каждаго икоса, кроме последняго 12-го, акростих Τοῦ ταπεινοῦ.


Источник: Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторые недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы и стихиры его же на препразднственные и попразднственные дни пред рождеством Христовым и по рождестве Христове / Пер. диакона Сергия Цветкова. - Москва : тип. Л.Ф. Снегирева, 1881. 201 с. / Кондак на Богоявление Господне 2-й (св. Иоанну Крестителю). 47-51 с.

Комментарии для сайта Cackle