Кондак на Вознесение Господне

Источник

Содержание

1. Церковно-славянский перевод П. Мироносицкого 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова 3. Вступительная статья Похилько А.В. 4. Русский перевод Похилько А.В.

 

1. Церковно-славянский перевод П. Мироносицкого

1.

Еже о нас исполнив смотрение1, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы2.

2.

На горе Елеонстей освятив ученики3, на небеса вознеслся еси, Господи, обетовав им научение4 и вопия им: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

3.

Земная на земли оставльше и сущая от персти праху уступающе, приидите, воспрянем, и на высоту возвысим очеса и мысли, вперим взоры и чувствия вкупе к небесным вратóм, смертнии. Помыслим быти на горе Елеонстей и взирати на Избавителя на облаце носима5. Отсюду бо Господь на небеса востече. Отсюду Любодаровитый дáры раздаяше апостолом Своим, утешив 6 яко отец, и утвердив я, наставив, яко сыны и глаголав им: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

4.

На землю Сшедый, якоже един весть, восходя от земли паки, имже образом весть, поят ихже возлюбил есть, и на гору высокую возведе ихже собра, да горе имеюще главы и мысли, от всех дольних укрыются. Темже возшедше на гору Елеонскую, (якоже таинник Лука повествует 7 ) окружиша Благодетеля. Подъемь же Господь руце якоже орел криле, покры гнездо, еже согре8, и глаголет птенцем Своим: Аз осених вас от всех зол. Яко убо Аз возлюбих вас, Мене возлюбите. Не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

5.

Свыше на вы, ученицы Мои, яко Бог и Творец мира всего простираю длани Своя, яже беззаконнии простроша, и связаша и пригвоздиша. Вы же подклоньше рукам Моим главы своя, уразумейте, познайте вся, яже совершаю Аз. Яко бо крестя вас, рукополагаю вы ныне, и благословив посылаю просвещенныя и умудренныя. На главах ваших благолепие и хвала, в душах же ваших просвещение, якоже написано: от Духа бо Моего излию на вас 9 , и будете приятни, научени и избранни, верни и свои Мне. Не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

6.

Сия рек, печаль довольну и многу нанесе Спас апостолом. И восплакашася скоро и из глубины воздыхающе, глаголаху ко Учителю: оставляеши ны, Щедре, разлучаешися от любящих, сия бо вся, яко в путь шествуяй, провещал еси нам, глаголы бо сии отшествие знаменуют, и сего ради тýжим ныне. Понеже бо с Тобою быти ищем, лица Твоего желаем, услаждает бо души наша. Уязвихомся, пленихомся сладчайшим Твоим лицезрением, никтоже бо Бог, разве Тебе, не удалися от любящих Тя, пребуди с нами и глаголи нам: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

7.

Оставихом вся житейская10 и от сих убежахом якоже нýждею, да Тя приобрящем. На земли яко странни и пришельцы явихомся; от нас первый Петр, друг Твой быв, от всех отчуждися, яже имяше некогда. Андрей же паки, брат его, егда Тя обрете, áбие от сущих в мире удалися и крест Твой на рáму взят. Таковое убо рачение оставити хощеши, Господи, и тщишися презрети ны и не помянути ктому. Да не будет, Царю, да не посмеются нам ненавидящии ны, да не возопиют к нам: где есть глаголавый: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

8.

Не брежеши ли, Избавителю, и не помышляеши ли любве сынов Зеведеовых? Помяни, Человеколюбче, како послушаша божественнаго Твоего глагола и не преслушаша, не рекоша в сердцы своем: Кто есть сей повелевый? но паче родителя своего предсудиша Тя11. Матфей же паки мытницы прибыток яко скудость велию вменяше, егда богатство Твое возлюби12; Фома же Близнец и жизнь свою возненавиде13. И вси мы единою рехом: яко паче всех любим Тя. Не лиши убо нас, пребуди с нами, вся исполняяй, объими нас и возопий нам: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

9.

Слышав же Христос апостолов и видев рыдание возлюбленных, абие восприят я, и яко отец сыны своя ущедри и возопи к ним: не плачите, о друзи! се не время есть слез, ни день рыдания, но час радования, ко Отцу бо Моему вземлю криле Мои и в скинии Моей упокоюся, твердь бо небесную сотворих Аз скинию, скинию, не описующую, но обходящую Мя якоже рече Исаия: постави Бог небо яко камáру и яко скинию обитати14. Не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

10.

Бýдите убо светли и радующеся ныне, и веселия зрак вземше, песнь нову воспойте; ибо вся, яже бывают, вас ради бывают, вас ради снидох, и вся претерпех, да вам угождý, и стяжáсте Мя. Вас ради паки на небеса восхожду, да уготовлю вам место, идеже подобает Ми с вами быти, у Отца бо Моего обители многи суть15: овы убо имущи прáотцев, другия же исполнены праведных, иныя же пророк. Едину же, яже вам, никтоже весть доселе: сию убо вам уготоваю и вас прииму: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

11.

Ныне востаните прóсти, станите крепцы и непорочным оком воззрите на сие вознесение, еже видяще, о теле (Моем) мыслите, не о Божестве: плоть бо, юже зрите, сия достизáет в горняя, Божества же Моего исполнь всяко место. Но купно с плотию возносимою, видимою, и невидимое Мое возносится, Аз бо соединихся видимому. Един есмь невидимый вкупе и зримый; Аз есмь, егоже видите, и воистину не изменяюся, якоже рече Писание16; и безсмертен есмь, и подобен вам, превыше вас, и посреде вас. Не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

12.

Егда сия Христос глагола другóм, мáнием повелевает Архангелом Своим, да уготовают пречистым стопам Его восход не проходен доселе. И сии повеление приемше, яко первии Ангели, всем сущим на высоте вопияху началом: возьмите врата, расширите небесныя и преславныя двери, Господь бо Славы грядет!17 облацы прострите плещы Восходящему! ефире (воздýше), благоуготови себе пред Грядущим тобою, отверзитеся небеса, и небеса небес, приимите Сего, яко грядет к вам, глаголяй сущым с Ним: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

13.

Повинувшеся абие сущии на высоте и отверзше вкупе вся высоты, Престоли, Господствия, с Началы и Властьми, текоша в сретение и уготовивше скоро облак, яко колесницу, на Елеон послаша его. Пришед же семо, приемлет яко на лоно восходящаго облаки и творящаго я дождеточити. Приемь же Его, носит, паче же носится, сам бо носимый носяще носящаго, яко Марию прежде, и сию бо Писание Облак именует18, егоже соблюде Обитаяй, рекий другом: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

14.

Уже не унывает от апостол ни единый, но вкупе вси помышляют о сих, яже совершишася. Вси бо устремиша на высоту лѴ17;ца своя, видяще вознесение. Абие убо облак подъемший, яко на лоно, бысть яко носило нозе непорочней. И яко риза небо растерзася, и Иже от Марии прóйде верхý, ликóм огненным предыдущым, поющым: потщися, Господи, готов престол Твой19, взыде, подъемлися на крилý ветреню20 и на лоно Отца гряди. Престол бо Твой, яве тойжде есть, на немже живеши, егоже не оставляеши, аще и сущым нѴ17;зу вопиеши: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

15.

Яко видеша вернии вся бывшая, в той час, Давидски воспевше реша: воистину взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трýбне21. Поющим же им и горе зрящим вкупе, се двóица ангел прииде к ним, имже образом учѴ17;т и книга Деяний: яко Содетелю вознесшуся и святым зрящим, предстаста яко мужа два белá видом вопиюща: что стоитé? что зрѴ17;те? что хóщете видети? се седит Бог на престоле Своем, воцарися над нами вопияй вам: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

16.

Не ужасайтеся ктому, о! галилéане, Иисус бо Христос, Иже вознесеся, такожде приидет, яко видесте Его горе восходяща. Яве бо вознесеся, не преложися, не яко Енох древле 22 . Енох бо, той преставися от земных, не сподобися же небесных, но в селениих праведных, тамо приложися. Илия же, седяй на огненней колеснице взыде, яко на небо23, якоже пишется, но не достиже небесé. Бог же Енохов, и Бог Илиин, возшед на небеса, возвести вам: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

17.

Егда же слышаху глаголы сия, ученицы Избáвителевы, друг другу реша: воистину свидетелие вернии Христова вознесения сии суть, яко небеснии! Аще бо не видели быша Сего на престоле седяща, не пришли быша возвестити нам. Над ангелы господствует, и ангелы Своими творит человеколюбная смотрения: возсиявый от Марии родися, и рождение Его ангели возвестиша; воскрéсе, и воскресéние Его ангели благовестистиша; вознесеся на небеса, и божественное и честнóе вознесение Свое, ангелы благими яви нам Рекий: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

18.

Укрепимся убо мы на льстивыя, вооружимся вкупе на обидящия, вси потрудимся поборающе крепце, дóндеже тыя сокрушим. Рцем дéрзностно к сынóм погибельным: где есть, егоже во гробе имели естé мертва? где есть Сей, егоже воини соблюдаху и егоже стрежаху ваша печати? кáмо преложися? кáмо вознесеся? кто Сего украдé? кто же Сего унесé? похищен ли есть из гроба? Како ныне от тверди послá возвестити нам: не бойтеся их, не победят бо вас сии, яко бо глаголах вам, не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

19.

Ученицы Избáвителевы, тако помышляюще, Господу и Богу вознесшуся, тогда снидоша с горы, радующеся купно и веселящеся и достигше дóлу, якоже глаголет Писание, падше поклонишася Вышнему Богу, и исполнишася хвалений, гласы возсылаху горе, восхваляюще Елеóн-гóру, яко сих сподобися: гору Синайскую превзошел еси славою, тá бо прият словеса Моисеова, ты же Самого Бога; на той закон бе, на тебе благодать, Моисея же создавшая и рекшая нам: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

20.

Коль превыше еси Ливана! Фавор и Ермон умаляются пред тобою, яко не содела им Человеколюбец, яже на тебе сотвори. Сия убо рекше ученицы Избавителевы, возведше горе очеса и руки своя, умоляху Царя небесных и земных, вопиюще сице: Едине безгрешне, мир даждь нам, и Твоему мирови нами, не терпѴ17;т бо враг видети яже о нас бываемая благая. Сего убо от нас Ты отжени, рекий нам: не разлучаюся от вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Источник: Преподобнаго Романа СладкопевцаКондак на Вознесение Господне. / Пер. с греч. П. Мироносицскаго. // «Приходское чтение». – СПб. – 1914 г. – № 2. – С. 49–56. (Безплатное приложение к № 17 неоффициальной части «Церковных Ведомостей».)

2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова24

Кондак, глас 6-й.

Исполнив домостроительство спасения нашего за нас, и соединив земное с небесным, Ты вознесся во славе, Христе, Боже наш, никаким образом (от нас) не отлучаяся, но пребывая неизменным, и вопия к любящим Тебя: «Я с вами, и никто на вас»

Икосы:

1) (Τὰ τῆσ γς) Земное оставив на земле, и бренное предав персти, приидите, смертные, воспрянем, и возведем на высоту (свои) очи и помышления, прострем взоры свои, (а) вместе и чувствования, к небесным вратам. Вообразим, что мы находимся на горе Елеонской и взираем на Искупителя, носимаго на облаках. Ибо отсюда Господь восшел на небеса; там (на горе) Он, Даролюбец25, раздал дары апостолам Своим, утешив их, как Отец, и утвердив их26, наставив (их) как сынов (своих), и сказав им: «Не отлучаюсь Я от вас; Я с вами, и никто на вас».

2) ("О τν γῆν) Снисшедший на землю, как Один (сие) знал, восходя от нея опять, как Он знал, вознес тех, которых собрал, дабы они, возносясь на высоту телом (πόδας), вместе и мыслями (своими), забывали, наконец все земное. Почему они, быв возведены на гору Елеонскую, как повествует ученик (Христов) Лука, окружили (своего) Благодетеля. И Господь, воздев руки (Свои), как орел крылья, покрыл (ими) гнездо Свое (первоначальную церковь Свою) (νεοσσιάν), которое Он согревал, и говорит птенцам Своим: «Я защищал вас от всех зол; посему, как Я возлюбил вас, так вы возлюбите Меня. Не отлучаюсь Я от вас; Я с вами, и никто на вас».

3) ("Yπεράνωθεν) «Я, как Бог и Творец всего мира, простираю над вами, ученики мои, с высоты длани Мои, которыя беззаконные (люди) распростерли, привязали и пригвоздили. Итак вы, подклонив главы под руки Мои, уразумейте, познайте это, что Я (ныне) совершаю. Ибо, как-бы крещая, Я теперь возлагаю на вас руки, и благословив посылаю (вас) просвещенными, умудренными. На главах ваших (теперь) благолепие и похвала, а в душах ваших просвещение, как написано: »ибо от Духа Моего изливаю на вас» (Иоил. 2:28), и вы Мне приятны,-вы наученные (Мною и Мои) избранные, верные и присные (Мои). Не отлучаюсь Я от вас; Я с вами, и никто на вас».

4) (Ταῦτα λέξας) Сказав это, Спаситель (чрез сие) навел на апостолов сильную и великую печаль; и онн тотчас заплакали, и возстенав от глубины (души), сказали к Учителю (своему): „Оставляя нас, Милостиве, Ты удаляешься от любящих (Тебя); ибо о сем Ты, как уже идущий (на небеса), высказал нам. Слова сии означают (Твое) отшествие (от нас), и посему мы печальны. Ибо, если мы желаем находиться с Тобою,-(значит) мы любим Лице. Твое; ибо оно привлекает (к Тебе) души наши. Мы уязвлены (любовию), мы привлечены сладчайшим лицезрением Тебя; ибо нет Бога, кроме Тебя; не удаляйся от возлюбленных Твоих, пребывай (долее) с нами, и скажи нам: «Не удаляюсь Я от вас: Я с вами, и никто на вас».

5) (A­πολύτομεν) «Оставляем мы всю жизнь (земную), и бежим от нея как бы чрез силу, чтобы только приобрести Тебя. На земле мы сделались странниками и пришельцами. Из нас Петр, соделавшись другом Твоим, первый отказался от всего, что имел он некогда. Также и Андрей, кровный (родной брат) (αυνάιμων)27 его, как скоро обрел Тебя, так же отказался от (всего) мирскаго, и взял на рамена крест Твой. Итак столь великое (к Тебе) расположение (наше) Ты хощешь оставить, Господи, и спешишь презреть нас, как забывший (нас). Да не будет (сего), Царь (небесный)! Да не посмеются над нами ненавидящие нас, да не возопиют к нам: где рекший (вам): Не отлучаюсь Я от вас; Я с вами, и никто на вас?»

6) (Παρορς) „Не внемлешь Ты, о Искупитель, и не помышляешь о любви (к Тебе) сынов Зеведеевых. Вспомни, Человеколюбче, как они (скоро) услышали Божественное слово Твое, и не вознерадели о том, что слышали,– не говорили в сердцах (своих): „Кто сей призвавший нас?“ Напротив они предпочли Тебя даже и отцу (своему). Матфей же, притом, самое богатство мытаря почел за великую (для себя) бедность, поскольку возлюбил Твое богатство. А Фома, близнец, и (самую) жизнь возненавидел. И вот мы однажды сказали (Тебе): мы любим Тебя паче всего. Итак не лиши нас, пребуди с нами, Ты, все исполняющий; приими нас в объятия Свои28 и воскликни к нам: «Не отлучаюсь Я от вас; Я с вами, и никто на вас».

7) (Ἐπακούσας δὲ) Христос же, выслушав апостолов, и видя плачь любящих Его, тронулся, и, как Отец, сжалился над детьми Своими, и воскликнул: „Не плачьте, возлюбленные, ибо время не слез; теперь не день плача, а час радости. Ибо Я возношу крыле Мои ко Отцу, и успокоюсь в селении Моем. Ибо селением Моим Я соделал твердь небесную,-селение не описывающее, но окружающее, (περικυκλοῦσαν με) Меня, как говорит Исаия: Бог поставил небо, как бы (раскинув) шатер (ὡς καμάραν29) (Ис. 40:22), и живет в нем, как в селении Своем;-(это) Я, Который сказал: Не отлучаюсь от вас; Я с вами, и никто на вас».

8) (Ἱλαροί) «Теперь же вы будьте веселы и светлы, и восприняв радостное лице, воспойте новую песнь. Ибо все, что бы ни сделалось, делается для вас. Для вас Я сошел, и прошел все чтобы вполне удовлетворить вам, и дабы вы приобрели Меня. Для вас Я опять восхожу на небо, да уготовлю место, где должно Мне (вечно) пребывать вместе с вами. Ибо много обителей на небеси у Отца Моего: одне, имеющия (быть населенными) отцами; другия, имеющия наполниться праведниками, а иныя – пророками. Вашу же обитель – никто доселе не видел. Итак Я уготовлю оную, (и когда уготовлю), тогда и вас (туда) возьму. Не отлучаюсь Я от вас; Я с вами, и никто на вас“.

9) (Νῦν ἀνάστητε ὀρθοὶ) «Ныне возстаньте прямо и стойте крепко; и непорочным оком познайте сие вознесение, созерцая которое, помыслите, что (это вознесение) Тела (Моего), а не Божества; ибо Плоть, которую вы видите,-она (самая) поспешает к небеси: ибо Моим Божеством исполнено всякое место. Но однакож с вознесением видимаго (Тела) совозносится и невидимое Мое (естество Божеское, соединенное неслитно и не раздельно с душею человеческою); ибо (таковое, Богочеловеческое, естество соединено с видимым (Телом Моим). Один Я невидим и вместе видим. Я Тот (Самый), Которого вы видите, и совершенно не изменяюсь, как говорит Писание (Мал. 3:6). Я и Безсмертен, и подобен вам; – выше вас, и посреди вас; не отделяюсь от вас; Я с вами, и никто на вас».

10) (Ὃτε τυτα) Когда Христос сказал сие возлюбленным (ученикам Своим), после того дает знать архангелам, дабы они приготовили пречистым стопам Его восхождение к небеси, не проходимое (дотоле); и первые (чины) ангелов, как им (сие) повелено было, всем, сущим на высоте (небесной) Началам воскликнули: «Подъимите врата (Пс. 23:7, 9), и растворите двери небесныя и славныя; ибо Господь Славы идет. Вы, облака, подстелите хребты (ваши) Сему восходящему; ты, вышний воздух (эфир) приготовься для Имеющаго шествовать чрез тебя. Отверзитесь вы, небеса, и небеса небес; восприимите Его: ибо Он идет к вам, глаголющий (к вам, как) Своим: Не отлучаюсь от вас; Я с вами, и никто на вас».

11) (Ὑπακούσαντες) Сущие на высоте (небесной, ангельские чины), выслушав сие с повиновением, и отверзши вместе все высоты небесныя,-Престолы, Господства, с Началами и Силами, поспешили на встречу, и скоро (постлав), как колесницу, облако препроводили оное на гору Елеонскую. И оно (облако), сошедши на сию гору, вместило тогда в себя Правящаго облаками и Соделывающаго их дожденосными. Итак, подъявши, оно носило, более же – (само) было носимо. Ибо Он, носимый, нес (оное) носящее Его, как некогда Марию (Деву); поскольку Писание называет Ее облаком (Ис. 19:1), которое сохранил Обитавший (в нем), Рекший возлюбленным (ученикам Своим): «Не отлучаюсь от вас; Я с вами, и никто на вас».

12) ("Ραθομεὶ) Никто из апостолов (в сие время) не остается безпечным; но они совокупно разсуждали о совершившемся; ибо все подняли к высоте (небесной) лица свои, взирая на вознесение (Господа). При сем тотчас облако, подложив хребты (свои), соделалось возницею для пречистых ног (Господа); небо же, на подобие хитона, расторглось, и (Сын) Марии восшел на высоту (небесную) в предшествии огненных ликов, вопиющих: «Поспеши, Владыко; ибо Престол Твой готов, взыди, вознесись на крылах ветров, и поспеши внити в недра Отчия. Ибо (это) по истине всегда есть престол Твой, на котором Ты обитаешь, и котораго не оставляешь, хотя и вопиешь к земнородным (τοῖς κάτω): Не отлучаюсь от вас; Я с вами, и никто на вас».

13) (Ὤς δέ) 30 Ибо, как скоро верные увидели случившееся, Давидски о сем поя сказали: «по истине взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (Пс. 46:6.). Когда они вместе пели и смотрели вверх, то одна двоица ангелов, как учит книга Деяний пришла к ним. Ибо, когда возносился Создатель, и святые смотрели, предстали в образе человеческом два светлые (Ангела), вопиющие: «что стоите, и на кого смотрите, что хотите видеть? Вот Бог сидит на престоле Своем. Он царствовал над вами, возопив: „Не отлучаюсь от вас; Я с вами, и никто на вас“».

14) (Μὴ θαμβῆσθε) «Не ужасайтесь же, Галилеяне. Ибо Христос как восшел, так и приидет, – как вы видели Его идущаго на небо. Потому что явно вознесся сей Христос, а не преложился, не как прежде Енох, земным быть престал, не сподобился небеснаго, но поселился в жилищах праведных. Илия же, возседающий на огненной колеснице, взошел, но не достигнул неба, как написано: но до неба (4Цар. 2:11). Бог же Еноха и Бог Илии вознесся на небеса, объявив нам: „Не отлучаюсь от вас, Я с вами, и никто на вас“».

15) (Ἀλλ ς κουσαν) Но ученики Искупителя, как скоро выслушали слова сии; то сказали между собою: «По истине, сии верные свидетели вознесения Христова – как небесные (духи). Ибо, если бы они не видели Сего возседающаго на престоле, то не сошли бы к нам вниз, чтобы возвестить нам. Он владычествует над ангелами, а (посему) чрез ангелов приводится в исполнение Его человеколюбивое (о нас) домостроительство. Происшедши от Марии, Он родился, и о Рождестве Его объявили ангелы; Он воскрес, и о Воскресении (Его) возвестили ангелы; Он вознесся на небеса, и Свое Божественное и святое Вознесение Он объявил нам чрез добрых ангелов: „Не отлучаюсь Я от вас; Я с вами, и никто на вас“».

16) (Νευρωθῶμεν) «Итак укрепимся мы против заблуждающих. Вооружимся единодушно на злокозненных. Все мы употребим свои усилия; постоянно будем бороться, до тех пор, пока сокрушим их. Скажем смело к сынам погибели: „Где Тот, Котораго вы во гробе считали мертвым? Где Оный, Котораго стерегли воины и охраняли печати ваши? Куда Он преложился? Куда взят? Кто украл Его? И кто Его унес? Кто похитил из гроба? Каким образом Он с тверди (небесной) послал к нам и объявил нам: „Не бойтесь их; они не победят вас; ибо, как Он сказал вам: Не отлучаюсь от вас; Я с-вами, и никто против вас“».

17) (Ὁι τοῦ ρύστου μαθηταὶ) По вознесении Господа и Бога, ученики Искупителя, размышляя таким образом, сходят тогда с горы с радостию и веселием, и поспешив к низу, как учит Писание, падши поклонились Вышнему Богу, и, исполненные хвалы, вознесли гласы песнословия к (самой) горе, как прославляющие (гору) Елеонскую за то, что она удостоилась толикой (чести), говоря (к ней): „Ты превзошла (достоинством) гору Синайскую: ибо та воспринимала глаголы Моисея, ты же глаголы Самаго Бога; на той (дан) был закон, а на тебе-благодать; та явила Моисея, – сия же, которая сказала нам: „Не отлучаюсь от вас; Я с вами, и никто на вас.“»

18)περάνω) «Посему ты выше Ливана; Фавор и Ермон (Ἑρμονιεὶμ) становятся меньше тебя; ибо Человеколюбец на них не совершил того, что совершил в тебе». Таким образом, сказав сие, ученики Искупителя остановились здесь словами своими, и, возведши горе очи и руки свои, умилостивляли Царя неба и земли, вопия: «Едино Безгрешно, мир подаждь нам и, чрез нас, миру Твоему; ибо враг (наш) не терпит видеть (что либо) доброе, содеянное нами; но отжени его от нас, Ты, Рекший: „Не отлучаюсь Я от вас; Я с вами, и никто на вас“».

Источник : Кондаки и икосы Св. Романа Сладкопевца. Перевод диакона Сергия Цветкова. М.: 1881. С. 148–154

3. Вступительная статья Похилько А.В.

Православная Церковь выкристаллизовывала свое богослужение на протяжении многих веков. Став фундаментом церковной жизни с первых дней существования христианства, оно вобрало в себя полноту Священного Предания Церкви, включающую, помимо Евхаристии и других таинств, вероучение в его наиболее чистой, яркой и доступной форме.

Одним из звеньев в цепи литургического развития стали кондаки. Дошедшие до нас произведения этого жанра принадлежат в основном VI и более поздним векам. Тем не менее можно вполне уверенно считать, что кондаки восходят к христианской поэзии и гомилетике IV века. Уже преподобный Ефрем Сирин и святитель Григорий Богослов преподносили христианские истины в поэтической форме, делая их неотъемлемой частью общественной и частной молитвы. Традиционная проповедь как важный элемент богослужения продолжает эффективно сосуществовать с другими литургическими формами с самых ранних времен. Кондак же является проповедью в стихах.

Слово «кондак» происходит, вероятно, от греческого «κοντός» – «шест», так как на шест или трость накручивался свиток с текстом песнопения. Традиционно кондак состоит из вступления (προοίμιον – греч. «вступление») и нескольких строф – икосов (οΐκος – греч. «дом»), которые заканчиваются рефреном, выражающим основную мысль всего произведения. Кондак исполнялся певцом на мелодию гласа, а рефрен повторял хор или же верующие в храме. Весьма вероятно, что пение кондака имело место на утреннем богослужении после чтения Евангелия.

Начиная с VIII века кондаки стали постепенно вытесняться канонами, на наш взгляд, передающими богословие в более совершенном виде. Тем не менее следы наиболее популярных кондаков сохранились в богослужении в виде вступления и первого икоса, исполняемых на утрени после шестой песни канона.

Наиболее известным автором в истории жанра, безусловно, является преподобный Роман Сладкопевец, родившийся в сирийском городе Эмесса в конце V века. В царствование императора Афанасия I (491–518), ставший к тому времени диаконом и служивший в Бейруте, Роман перебрался в Константинополь и поселился при храме Пресвятой Богородицы в Кирах. Именно там он прославился как составитель кондаков и стал известен как «Сладкопевец». Скончался преподобный не ранее 555 года и, вероятно, не позднее кончины императора Юстиниана в 565 году31. Таким образом, его жизнь может быть рассмотрена в контексте богословских споров, предшествовавших Халкидонскому собору (451) и последовавших за ним.

На этом Соборе Вселенская Церковь определила православное учение о единой ипостаси Христа в двух совершенных природах, божественной и человеческой. Однако ожидаемого примирения православных и монофизитов не произошло. Спор не обошел стороной и богослужение, которое использовали в своих целях представители обоих направлений. Например, даже в Константинополе Трисвятая песнь звучала в двух версиях – православной и монофизитской. Последняя имела прибавление, сделанное патриархом Антиохийским Петром Гнафевсом, – «распятый за нас» – и предполагавшее несколько толкований. Другой Антиохийский патриарх-монофизит, Севир, составлял песнопения на гласы, подобные тем что существуют в современном Октоихе. В этих песнопениях он проповедовал свои воззрения.

Дальнейшая история Византийской империи характеризуется многочисленными попытками добиться примирения двух направлений. Во главе этих попыток, как правило, стояли императоры. Тем не менее, последствия споров того периода видны и по сей день в существовании разделенных Церквей Востока.

Данный конфликт отчасти нашел отражение в поэзии святого Романа, верного последователя халкидонского учения. Безусловно, имея в виду популярность своих стихов и их богослужебное использование, преподобный с особой ответственностью излагал богословские истины, которые должны были отпечатываться в умах его современников и последующих поколений христиан. Мы не находим открытой антиеретической полемики в его произведениях, но все они выдержаны в исключительно строгом соответствии с выработанными на Соборах православными догматами. Тот факт, что кондаки существовали еще долгое время после Песнопевца, свидетельствует, что Церковь впитала в свою литургическую жизнь предложенную святым Романом форму передачи православного богословия. В более широком плане мы лишний раз убеждаемся в том, что именно богослужение является универсальным способом проповеди богословия. Богослужение – это живое богословие.

Преподобный Роман Сладкопевец не был изобретателем кондаков, но уникальность его творчества состоит в успешной ассимиляции достижений семитской гимнографической традиции и переносе их на византийскую почву32. Святой Роман воспринял три поэтические жанра, употреблявшиеся сирийскими гимнографами, которыми также пользовался преподобный Ефрем Сирин: мемра – стихотворный парафраз Евангелия; мадраша – многострофное произведение учительного характера с акростихом и рефреном; согита – поэма, построенная на монологах и диалогах33. Святой Роман использовал не античные стихотворные размеры, основанные на чередовании долгих и кратких гласных, а тонические, построенные на принципе чередования строк с повторяющимся количеством слогов и ударений различной дли- тельности34. Явившийся в результате поэтический стиль соединил элементы народной греческой поэзии, которая легко усваивалась простыми людьми, и традиционных жанров сирийской поэзии.

Среди литературных источников творчества святого Романа следует перечислить Септуагинту, Евангелие, в том числе «Диатессарон» – четвероевангелие на сирийском языке, апокрифическое Евангелие Никодима, другие канонические книги Нового Завета и апокрифы, творения преподобного Ефрема Сирина и других сирийских авторов, сочинения святых Каппадокийцев, святых Афанасия Александрийского, Кирилла Иерусалимского, Василия Селевкийского, Дорофея Газского и в особенности толкования и проповеди святителя Иоанна Златоуста35.

В синаксаре на день памяти преподобного Романа говорится о 1000 кондаках, принадлежащих его перу. Однако в сохранившихся манускриптах только 89 приписываются святому Роману, из которых лишь 60 кондаков признаются подлинными36. Большинство из них основано на событиях ветхозаветной и евангельской истории. Все они характеризуются наличием яркой сюжетной линии, которая содержит помимо исторического повествования его богословскую интерпретацию. Рефрен использовался автором по-разному: он мог выражать главную богословскую мысль произведения или праздника, либо же его тон мог противоречить основному настроению кондака, подчеркивая антиномичный и парадоксальный характер сюжетов, причем «один смысловой полюс философско-теологической антиномии локализовался в основном тексте, а другой – в рефрене»37.

Среди подлинных произведений преподобного Романа мы находим и кондак на Вознесение. Его структура характерна для этого жанра: он состоит из 2 вступительных строф и 18 икосов, сюжет которых базируется на повествовании книги Деяний (Деян. 1:9–13) и Евангелия от Луки (Лк. 24:50–53) и включает сюжеты, упоминаемые в других Евангелиях.

Так, в икосах 1–9 мы знакомимся с чувствами и переживаниями апостолов непосредственно перед Вознесением, а также с тем ответом и утешением, которые подает им Христос. В икосах 10–12 описано само Вознесение, которое затем проповедано и объяснено ангелами, а также усвоено апостолами, о чем повествуют икосы 13–16. Наконец, в икосах 17 и 18 история завершается описанием радости апостолов после вознесения Спасителя и их возвращения в Иерусалим.

Помимо новозаветных источников автор широко использовал Псалтирь, которая традиционно предоставляет большое количество пророческих образов, нашедших отражение в христианском богослужении. Например, фраза «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани» (Пс. 23:7–8), которая встречается в икосах 1 и 10, уже у святого Иустина Философа упоминается в контексте Вознесения Христа38. В том же контексте используется и стих 6 псалма 46: «Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс. 6:46).

Ссылки на пророческие книги встречаются в икосах 3, 4, 7, 9, 11, 12, 18. Часть образов заимствована из Пятикнижия и других исторических книг Ветхого Завета39, причем, автор цитирует текст Септуагинты не дословно, а свободно интерполирует его в избранный им поэтический ритм40.

Рефрен «Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас» скомпилирован из двух отрывков – Мф. 28и Рим. 8:31.

Таким образом, поэма во многом представляет собой творческое переложение цитат и образов, взятых из Священного Писания. Соответствие Писанию является основным критерием при определении рамок литургического творчества.

Богословская кульминация повествования прослеживается в икосе 9: взирая на «вознесение... постигайте тело – не Божество. Плоть, которую вы видите, достигает вышних, ибо Моим Божеством преисполнено всякое место...» Из этого отрывка следует, что Вознесение явилось решающим моментом в искупительном подвиге Христа и в прославлении человеческой природы, «воссевшей одесную Отца». Однако путь к этому пролегал через жизнь и страдания, в которых и заключался этот искупительный подвиг: «Ради вас Я сошел и прошел через все, чтобы угодить вам и чтобы вы приняли Меня. Ради вас Я опять восхожу на небеса, чтобы приготовить место, где Мне должно пребывать с вами...» (икос 8). Вознесение стало символом обожения и прославления человеческого естества – как души, так и тела, – знаком его возвращения в рай после грехопадения. Именно поэтому в уста ангелов вложен стих 7 из псалма 23, в котором говорится об открытии райских дверей.

Еще более глубокое толкование христологического догмата содержится в следующих строках: «Но вместе с этим видимым возносимым [телом] восходит Мое незримое [Божество], ибо Я соединился с видимым [телом]. Я являюсь невидимым и вместе с тем зримым...» (икос 9), – в которых святой Роман подчеркивает единство Божества и человечества в Ипостаси Христа. Союз этот настолько неразделен, что, несмотря на то что Божеством Его всякое место преисполнено, во Христе Оно восходит вместе с человечеством.

Автор предлагает описание единства Христа: «Я Тот Самый, Которого вы видите, и не изменился... Я бессмертен и [одновременно] подобен вам, пребываю] над вами и среди вас...» (икос 9). Здесь он подчеркивает полноту и неизменность Божества, а также полноту человеческой природы, которая не растворилась, но сохранила свои свойства при неслиянном соединении в обожении. Являясь смертной как творение, она обрела бессмертие во Христе.

Богословие кондака отразилось и в рефрене. В нем мы видим не просто утешительное обещание Господа всегда пребывать с верными учениками и последователями и охранять их, которое было дано в ответ на «стенания и плач» апостолов при виде покидающего их Учителя. Помимо этого внешнего и чувственного значения, в рефрене святой Роман ярко выразил халкидонский догмат о том, что человеческая природа остается в постоянном соединении и общении с божественной природой в едином Лице Иисуса Христа. Более того, во Христе она является причастной всей Святой Троице. Союз человека с Богом распространяется на все человечество, и особенно в Евхаристии верующие достигают этого единства, о котором Христос сказал: «Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами». Кондак как часть утреннего богослужения наряду с другими литургическими текстами служил подготовительным этапом к Евхаристии. Именно в ее контексте слова рефрена приобретают полноценный сотериологический смысл.

Таким образом, данный кондак передает основную идею праздника Вознесения – завершение искупительного подвига Христа, обожение и прославление человеческой природы в Его Ипостаси, которые проецируются и на Его последователей. На примере данного кондака мы можем наблюдать, как богословие передается и оживает в богослужении. Становясь неотъемлемым элементом литургии, оно приобретает огромное значение в бытии каждого верующего, усваиваясь в его непосредственном духовном опыте.

Предлагаемый читателю перевод выполнен по редакции кондаков преподобного Романа Сладкопевца, изданной в серии «Христианские источники»41 и приводимой в настоящей публикации параллельно русскому тексту. Мы не ставили перед собой задачу передать поэтический слог и рифму оригинала, но старались преподнести как можно более близкий к тексту перевод и, соответственно, смысл. Мы сохранили оригинальное построчное деление текста. В некоторых случаях используется звательный падеж традиционных обращений (например, «Господи») и устоявшиеся славянские выражения (например, «никто против вас», «приидите», «Исполняющий»).

В квадратных скобках помещены русские слова, проясняющие смысл переведенного текста. В подстрочных примечаниях расположены ссылки на те места Священного Писания, которые прямо или косвенно упомянуты в тексте, а также комментарии к переводу.

Источник : Журнал «Церковь и время». 2002. №4 (21). С. 47–53.

4. Русский перевод Похилько А.В.

(Имеющий следующий акростих: недостойного Романа 42)

Глас 6

Вступление 1

Ради нас исполнив смотрение

И земное соединив с небесным43,

Ты вознесся во славе44, Христе Боже,

Ни откуда не отлучаясь, но пребывая неотступно

И взывая к любящим Тебя:

«Я с вами, и никто против вас». 45

Вступление 2

На горе Елеонской освятив учеников,

Ты вознесся на Небо, Господи,

Обетовав [преподать] им учение46, и взывая к ним:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

1

Оставив земное на земле,

Уступив прах праху,

Приидите, воспрянем

И возведем взгляды и мысли на высоту;

Мы, смертные, устремимся взорами и чувствами

На небесные врата;

Представим, что мы на Елеонской горе

И смотрим на Искупителя, на облаке парящего47:

Оттуда Господь возвратился на небеса,

Там любящий одаривать раздал дары Своим апостолам.

Он взлелеял [их] как отец и воззвал к ним,

Он направил [их] как сынов и сказал им:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

2

Сошедший на землю так, как Он один ведает,

И взошедший от нее вновь так, как Он (один) знает.

Он возвел тех, кого возлюбил,

И привел тех, кого собрал, на возвышенную гору,

Чтобы, имея главы и мысли, устремленные ввысь,

Все низкое они предали забвению.

Итак, взойдя на Елеонский холм,

Они окружили Благодетеля, как описывает таинник Лука.

Господь же, подняв руки как крылья,

Как орел накрыл гнездо, которое согревал48,

И говорит птенцам:

«Я покрыл вас от всякого зла;

И как взлелеял Я вас, возлюбили ли вы Меня?

И Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас.

3

С высоты, превышающей Вас, о Мои ученики,

Как Бог и Создатель всего мира

Я простираю Свои ладони,

Которые беззаконники распростерли, связали и пригвоздили.

Так вы, склоняя головы под Мои руки,

Внимайте, знайте, возлюбленные, что Я совершаю:

Ибо, словно крестя, возлагаю на вас ныне руки

И, благословив, посылаю просвещенными и умудренными.

На главы ваши похвалу и благолепие,

На души ваши просвещение, как написано,

Изолью от Духа Моего49,

И вы будете приятны Мне,

Наученные и избранные, родные и верные50,

И Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

4

Сказав сие, Спаситель причинил апостолам

Большую скорбь.

Тотчас же они возрыдали

И, стеная из глубины, сказали Учителю:

«Ты оставляешь нас, Милосердный? Ты разлучаешься с любящими [Тебя]?

Ты сказал нам это так, будто собираешься уходить;

Слова сии означают отход,

И потому мы беспокоимся, поскольку желаем пребывать с Тобой.

Мы ищем [лицезрения] Твоего лика, ибо он услаждает наши души51;

Мы опьянены, окованы сладостью Твоего лицезрения.

Нет Бога кроме Тебя52,

Не удаляйся от любящих Тебя,

Останься с нами53 и скажи нам:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

5

Мы все в жизни оставили54

И убежали от этого как от насилия.

Чтобы приобрести Тебя,

Мы стали пришельцами и чужестранцами на земле55.

Первый из нас, Петр, став Твоим другом,

Расстался со всем, что имел прежде56.

Андрей, его единокровный [брат], когда обрел Тебя,

Все в мире немедленно бросил и подъял Твой крест на плечи57.

Такое самоотречение Ты хочешь презреть, Господи,

И спешишь оставить нас, как бы погрузившись в забвение?

Да не будет, о Царь,

Да не посмеются над нами ненавидящие нас58,

И да не воскликнут нам: «Где есть Сказавший59:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас»»?

6

Ты презираешь, о Избавитель, и ни во что вменяешь

Дружбу сыновей Заведеевых?

Вспомни, Человеколюбец,

Как они послушались Твоего божественного слова и не пренебрегли [им]60;

Они не сказали в сердцах [своих]: “Кто [есть] этот зовущий?”,

Но даже предпочли Тебя [своему] родителю,61.

Матфей, опять же, вменил доход от мытарства

В убыток, поскольку возжелал Твоего богатства62.

Фома же Близнец и жизнь возненавидел63.

И мы все вместе сказали: “Мы любим больше всего Тебя”64,

Поэтому не лишай нас,

Прими нас в объятья, все Исполняющий65,

Обними нас и воззови к нам:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас»».

7

Спаситель, выслушав апостолов

И узрев стенания возлюбивших [Его],

Обратился к [ним]

Как отец к своим сыновьям, сжалился и воскликнул:

«Не плачьте, возлюбленные, не время для слез

И не день для сетований.

Это час радости, ибо Я лечу к Своему Отцу66

И упокоеваюсь в Своем шатре,

Ибо твердь небесную Я соделал шатром,

Шатром неописуемым, окружающим Меня,

Как Исаия воспел:

“Небо как свод утвердил Бог

И живет как в шатре”67 Тот, Который говорит своим [друзьям]:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

8

Теперь будьте веселыми и светлыми

И, приняв радостный вид,

Воспойте новую песнь68,

Ибо все что ни бывает, ради вас бывает.

Ради вас Я сошел и прошел через все,

Чтобы угодить вам и чтобы вы приняли Меня69.

Ради вас Я опять восхожу на небеса,

Чтобы приготовить место, где Мне должно пребывать с вами,

Ибо множество обителей в вышине у Моего Отца;

Часть из них вмещает отцов, другие полны праведников,

Иные – пророков,

Вашей же обители еще никто не знает,

Я приготовлю ее и возьму вас [туда]70,

И не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас.

9

Теперь восстаньте, стойте твердо71

И непорочными очами взирайте

На это вознесение,

Видя которое, постигайте тело – не Божество.

Плоть, которую вы видите, достигает вышних72,

Ибо Моим Божеством преисполнено всякое место.

Но вместе с этим видимым возносимым [телом]

Восходит Мое незримое [Божество], ибо Я соединился с видимым [телом].

Я являюсь невидимым и вместе с тем зримым.

Я Тот Самый, Которого вы видите, и не изменился73,

Как сказано в Писании.

Я бессмертен и [одновременно] подобен вам,

[Пребываю] над вами и среди вас,

И Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

10

Когда Христос сказал сие возлюбленным,

Он дал знак архангелам,

Чтобы они приготовили

Его непорочным стопам непроходимый [доселе] путь восхождения.

И после того как им было приказано, первые из ангелов

Воскликнули всем Началам в вышине:

«Возьмите врата и раскройте широко двери

Небесные и славные, ибо грядет Господин славы74.

Облака, подставьте спины Восходящему75;

Горний воздух, приготовь себя Путешествующему сквозь тебя;

Будьте отворены, небеса;

Небеса небес, принимайте Его76,

Потому что идет к вам Тот, Который сказал Своим [друзьям]:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

11

Послушавшись немедленно, те, кто в вышине,

И отверзая тут же все горнее,

Престолы, Господствия

С Началами и Силами устремились навстречу [Ему]

И, подставляя поспешно облако как колесницу.

Посылают его на Елеон.

И вот оно сошло принять в себя

Управляющего облаками и делающего [так, чтобы они] рождали дожди77.

Приняв [Его], оно понесло [Принятого], скорее же [само] было понесено [Им],

Ибо Он, будучи несом, понес [облако], принявшее [Его],

Как однажды Марию,

Ибо и Ее Писание называет облаком78,

Хранимым Вселившимся [в него], Который сказал возлюбленным:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

12

Не был беспечен ни один из апостолов,

Но [все] внимали тому, что совершалось.

Вместе они возвели

Лица горе, наблюдая вознесение.

Облако, подставляя спину,

Стало колесницей [Его] безупречным стопам79.

Небо, подобно хитону, разорвалось,

И Тот, Кто [родился] от Марии, взошел на высоту, и огненные хоры предшествовали Ему,

Воспевая: «Поспеши, Господи, готов престол Твой80,

Взойди, будь вознесен крыльями ветра81

И войди во утробы Отца.

Он всегда есть Твой престол,

На котором Ты пребываешь и [которого] не покидаешь,

Даже если взываешь к тем, кто [находится] внизу:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

13

Итак, когда верные увидели совершающееся,

Они тотчас воспели подобно Давиду:

«Подлинно взошел

Бог при восклицании, Господь при гласе трубы""82.

Когда они вместе воспевали и созерцали высоту,

Пара ангелов пришла к ним,

Как об этом учит книга Деяний:

Когда Создатель возносился и святые пристально смотрели [на это],

Им предстали два светлых [ангела] в подобии людей,

Воскликнувших: «Что вы стоите? Во что всматриваетесь? Что желаете уразуметь?

Вот Бог восседает на Своем престоле,

Над нами воцарился Тот, Кто воззвал к вам83:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

14

Не изумляйтесь, галилеяне,

Ибо Иисус Христос как был вознесен,

Так же и придет,

Как вы Его видели в вышине84.

Он был вознесен, а не перенесен.

Христос [вознесся] не как в древности Енох:

Енох был перенесен от земного,

Но не был удостоен небесных благ]; он был причтен к скинии праведных85.

Илия же, сидя на огненной колеснице,

Взошел и не достиг неба, как написано,

Но “как бы неба”86.

Бог же Еноха и Бог Илии,

Восходя на небеса, возгласил к нам:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

15

Тотчас, услышав эти слова,

Ученики Спасителя сказали друг другу:

«Воистину верные свидетели

Вознесения Христова эти небесные [существа].

Если бы они не видели Его на небесах в вышине,

То не сошли бы доле проповедать нам.

Взошедший из Девы господствует над Ангелами и через Ангелов делает известным

Человеколюбивое смотрение.

Он был рожден, и Его рождение явили Ангелы87.

Он был воскрешен, и [Его] восстание вновь открыли Ангелы88.

Он взошел на небеса,

И Свое божественное и сияющее вознесение

Он явил нам через благих Ангелов89.

Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас.

16

Противостанем же обольстителям,

Вооружимся толпою против клеветников.

Все потрудимся,

Неустанно поборемся, пока не сокрушим их.

Скажем дерзновенно [сынам] погибели90:

“Где Тот, Которого вы имели мертвым во гробе?

Где Тот, Которого охраняли воины

И стерегли ваши печати? Как Он был украден? Как Он вознесся?

Кто Его похитил? Кто Его унес?

Он был украден из могилы?91 Как же ныне из небесной тверди

Он послал к нам [Ангелов]

И объявил нам: Не бойтесь их,

Они не победят вас92, как Я вам сказал:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

17

Ученики вознесшегося Спасителя, Христа и Бога,

Размышляя об этом,

Сошли с горы, радуясь вместе и торжествуя;

И внизу, как учит Писание,

Они поклонились в вышних Богу

И направили речи, исполненные хвалы, к горе93.

Так они превознесли Елеон, поскольку он столь прославился:

«Ты превзошел Синайскую гору, – сказали они, –

Ибо она запечатлела следы Моисея,

Ты же [запечатлел следы] Самого Бога.

На [Синае] был закон, на тебе же – благодать94.

[Эта благодать] взрастила Моисея и сказала нам:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

18

Также ты превыше Ливана95,

Фавор и Ермон тебе уступают96,

Поскольку Человеколюбец не совершил

На них того, что сотворил на тебе».

Сказав сие, ученики Создателя

Ограничились этими словами

И, возведя к вышине очи и руки,

Взмолились к Царю небесных и земных,

Взывая: «О Безгрешный, подай нам Твой мир97

И через нас Твоему миру, по ходатайствам родившей Тебя.

Ибо враг не выносит

Видеть бывающее от нас благо,

Но отгони его от нас, Ты, сказавший:

«Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас».

Источник : Журнал «Церковь и время». 2002. №4 (21). С. 54–75.

* * *

1

Т.е. исполнив все дело нашего искупления. 

2

Последние два стиха, являющиеся припевом ко всем остальным икосам, очевидно, написаны св. Романом под влиянием слов ап. Павла, Рим. 8:31аще Бог по нас, кто на ны (Срав. Мф. 28:20Аз с вами есмь во вся дни…). 

3

Т. е. пред самым Вознесением освятив учеников Своих благословением (Лк. 24:50).

4

Срав. Ин. 14:26Утешитель Дух Святый, Той вы научит всему. 

5

Срав. Деян. 1:9Зрящым им взятся, и облак подъят Его от очию их. 

6

Κολακεύσας – букв. «ласково говорит». 

7

Песнопевец имеет в виду книгу Деяний (Деян. 1:9–12), а не Евангелие от Луки, где нет упоминания о горе Елеонской. 

8

Срав. Втор. 32:11Яко орел покры гнездо свое и на птенцы своя возжеле, простерл криле свои и прият их. 

10

Мф. 19:27: се мы оставихом вся и вслед Тебе идохом. 

11

Мф. 6:22: абие оставльша корабль и отца своего, по Нем идоста. 

17

Здесь песнопевец относит к величественному событию Вознесения Господа слова Пс. 23:7, 9

18

Ис. 19:1Седит Господь на облаце легце. Чудный пророческий образ, преднаписавший Деву Богоматерь, как легкое облачко, неоднократно применен церковными песнотворцами в Богородичных песнопениях. Так, в первом тропаре 5-ой песни канона на Успение Божией Матери читаем: …апостольский лик служити Тебе, Облаку легкому, собирашеся. Полнее и величественнее пророческий образ использован в известном ирмосе: Седяй в славе… во (на) Облаце легце прииде Иисус пребожественный

22

 Быт. 5:24И угоди Енох Богу, и не обретошеся, зане преложи Его Бог.

23

4Цар. 2:11И взят бысть Илия вихром яко на небо.

24

Переведено из Analecta sacra К. Pitri с греч. языка. Акростих из начальных букв каждаго икоса: τοῦ ταπεινοῦ Ρωμανοῦ. Творение св. Романа Сладкопевца. В Anal. sacr. помещен еще следующий кондак: Освятив учеников (Своих) на горе Елеонской, Ты вознесся на небеса, Господи, возвестив им учение (Свое) и вопияв к ним: не отлучаюсь Я от вас; Я с вами, и никто на вас.

25

Φιλόδορος-Так переведено в кондакарии XI в. См. кондакарий архимандрита Амфилохия, стран. 150.

26

В Anal. Sacrä στηρίξας,-в Афонск. конд. βοήσας.

27

По древнему правописанию в Афон. Кондакарии написано άνεμον.

28

Περικύκλωσοω ὑμς; сих слов в Афон. Кондакарии нет.

29

Καμάρα-знач. всякое место, имеющее кровлю, и сводами.

30

Сей и следующий за ними 14 икосы заимствованы из кондакария архимандрита Амфилохия. Стран. 49.

31

Менологий Василия II (PG 117, 81). О жизни и творчестве св. Романа см.: Успенский Н. Роман Сладкопевец и его кондаки. Журнал Московской Патриархии, № 11, 1966. С. 63–68; № 1, 1967. С. 69–79. О кондаках преп. Романа см.: Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы М., 1997. С. 221–232. Иларион (Алфеев), игумен. Христос – Победитель ада. СПб., 2001. С. 149–151; 170–196.

32

Иларион (Алфеев). игумен. Указ. работа. С. 150.

33

Wellesz Egon. А History oi Byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1961. P. 184–185. Успенский H. Роман Сладкопевец и его кондаки. Журнал Московской Патриархии, № 1, 1967. С. 69.

34

Иларион (Алфеев), игумен. Указ, работа. С. 178.

35

Petersen W. L. The Diatessaron and Ephraem Syrus as Sources of Romanos the Melodist. Corpus Scriptorum Chrisitanorum Orientalium 475. Subsidia 74. Louvain, 1985. P. 3.

36

Archimandrite Ephrem Lash. St Romanos and the Kontakion. Kontakia On the Life of Christ, St Romanos the Melodist. New York, 1998. P. xxvii.

37

Аверинцев С. Назв. соч. С. 230.

38

Святой Иустин Философ и Мученик. Первая апология, секции 31, 50, 51; Диалог с Трифоном Иудеем, секции 17, 36. М., 1996.

39

Икосы 2, 11, 14, 17.

40

См.: икосы 3, 7, 9, 13.

41

Romanos le Мelode, Hymnes. Tome V. Ed. J. Grosdidier de Matons. Sources Chretiennes 283. Paris, 1981. P. 125–171.

42

Курсивом отмечен акростих данного произведения. В греческом оригинале каждая буква акростиха соответствует начальной букве каждого из 18 икосов, исключая вступления.

45

Рефрен скомпилирован из двух отрывков: Мф. 28и Рим. 8:31.

53

Ср.: Лк. 24:29.

60

Фраза "ού παρήκουσαν« дословно переводится как «не преслушались».

65

В кондаке мы приводим славянский перевод данного греческого выражения (ср.: «Вся Исполняяй», молитва «Царю Небесный»), хотя в русском переводе оно бы звучало: «все Заполняющий» или «Который все преисполняет». Славянский перевод отчетливей передает богословскую идею о том, что Господь не просто заполняет Собою мир, но придает ему полноту, совершенство. Ср.: Иер. 23:24. Впрочем, здесь мы не планируем открывать дискуссию о превосходстве одного перевода над другим.

67

Ис. 40:22. Дословно в Синодальном переводе цитата звучит так: «...Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья».

71

Призыв звучит подобно возгласам диакона перед важными моментами православного богослужения. Ср.: 1Кор. 15:58.

87

Мф. 1:20–23; Лк: 2:8–17.

95

Ср.: Пс. 71:16.


Источник: Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторые недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы и стихиры его же на препразднственные и попразднственные дни пред рождеством Христовым и по рождестве Христове / Пер. диакона Сергия Цветкова. - Москва : тип. Л.Ф. Снегирева, 1881. 201 с. / Кондак на Вознесение Господне. 148-154 с.

Комментарии для сайта Cackle