Кондак об Иуде предателе

Содержание

1. Перевод диак. Сергия Цветкова 2. Перевод П.И. Цветкова 3. Перевод С.С. Аверинцева (фрагменты)

 

1. Перевод диак. Сергия Цветкова

Во святый Великий четверток1 (об Иуде предателе)

Кондак, глас 3-й.

Отче небесный, Любвеобильне, Человеколюбче, Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все подъявший на Себя и всех приемлющий.

Икосы:

1) (Λεοπότου) (Беззаконный) Иуда, Христе Боже, котораго ноги омывают длани Владычни, как тать, втайне изострил лукавый язык (свой): но избави от таковаго безчеловечия (нас), во храме (ἐν τῶ ὄικω) Богородицы поющих: Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все подъявший на Себя и всех приемлющий.

2) (Τίς ἀχούσας) Кто услышав не оцепенел бы от ужаса, или кто не содрогнулся бы, узрев Иисуса, с коварством лобзаемаго, Христа, по зависти продаемаго, Бога добровольно емлемаго? Какая земля перенесла (эту) дерзость? И какое море могло остаться на своем месте, видя (такое) нечестие? Как выдержало небо, как мог находиться вместе с ним воздух, и как устоял мир в то время, когда над (Божественным) Судиею составлялся (коварный замысел), когда Он был продаваем, и наконец когда Он был предан? Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все на Себя подъявший и всех приемлющий.

3) (Ὃτε) Когда он (Иуда) умыслил коварство, в то время приготовил для Тебя убийство, – он, прежде лобзавший, и потом отвергшийся Тебя; Тобою призванный, и оставивший Тебя; увенчанный (званием апостола), и оскорбивший Тебя! Тогда Ты, Благоутробне, Долготерпеливе, желая показать убийце безконечное Свое человеколюбие, наполнил (водою) умывальницу, преклонил Свою шею, сделался рабом (Своего) раба. А Иуда простер к Тебе ноги (свои), дабы Ты, о Боже, омыл их! Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все на Себя подъявший и всех приемлющий.

4) (Ὓδασι) Ты омыл водами ноги, скоро текшия на предание Тебя, и напитал таинственным брашном врага милосердия Твоего и лишеннаго благословения Твоего. Ты возвысил беднаго дарами (благодати), умножил жалкаго (грешника) щедротами, обогатил, облаженствовал орудие демонское. Ибо на языке своем он имел освобождение от трудов, а вместо сею отделился (от Тебя), и (об этом) нисколько не поскорбел (сей) убийца. Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, всс подъявший на Себя и всех приемлющий.

5) (Τίς εἰδε) Кто когда либо видел, чтобы ему умывали ноги, и он попирал бы пятою того, (кто омывает его)? Кто слышал, чтобы питаемый им вьючный скот понуждался (когда либо) сбросить (с себя) всадника своего? Господь омыл, напитал; а (он), этот льстец, побежал, заскрежетал как дикий, неукротимый (вепрь) (Пс. 79:14). Ясли (духовныя) наполнены (спасительными дарами благодати); а он, жестокосердный, вдруг бежит от (Своего) Владыки, и подставляет хребет свой именно для того, чтобы возсел (на него) сатана. Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все подъявший на Себя и всех приемлющий.

6) (Ἂδικε) Нечестивый, жестокий, непримиримый, разбойник, предатель, страшный злодей! Что такое случилось, по чему ты отверг Его? Что такое потерпев (от Спасителя), ты так (дурно) о Нем помыслил; что видев (от Него худаго), так возненавидел Его? Не называл ли тебя братом Своим, не именовал ли Тебя другом Своим Знавший (прежде), что ты совершишь такое хитрое злодеяние? Хранение денег в мещце Он доверил Тебе – и, среди всего этого, ты вдруг оказался безсовестным (злодеем) в отношении к Нему. Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все на Себя подъявший и всех приемлющий.

7) (Πέτρος) Когда Единородный (Сын Божий) предстоял в готовности умывать ноги (ученикам Своим), тогда Петр отказывался, говоря: Господи, Господи, Ты ли мои умыеши нозе (Ин. 13:6). Была (здесь), и наполнялась (водою) умывальница; Спаситель стоял, и опоясывался, Искупитель, как наемник. Видя сие, ангельские чины с изумлением вопияли. Но (все это) нисколько не тронуло безстыднаго (человека), и он всецело направил себя к закланию. Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все на Себя подъявший и всех приемлющий.

<икос, вероятно, пропущен>

8) (Ἳσταντο) Огненные (духи) (Пс. 103:4; Евр. 1:7) предстояли со страхом, и невидимые (ангельские) лики ужасались, видя (Господа) Непостижимаго, добровольно преклоняющаго колена, и служащаго персти (т. е. бренному человеку). (Тогда архангел) Гавриил говорил со страхом: «Святые ангелы, собеседники (мои), посмотрите и ужаснитесь. Петр простирает ногу, – и Рожденный от девическия утробы берет и омывает ее, и не одного только Петра Он омывает, но вместе с ним и Иуду. Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все на Себя подъявший и всех приемлющий».

9) (Νίπτει) «(Это, безмерно великое), Море обмывает (береговой Свой) камень, (эта необъятная) Пучина отмывает (от него) грязь, и (сим действием) не уничтожает его состава, напротив, – укрепляет его силу и очищает его произволение. Смотрите, какое (поистине чудное) расположение у Творца; – смотрите, каково (распоряжение) у Создателя над созданиями: они (Его ученики) возглегли, а Он стоял; они питаются, а Он подает (им пищу); они умываются, а Он их отирает; и не разрушаются (καὶ οχονεύονται) ноги земнородных в дланях (сего) Судии (всех). Милостив, Милостив, Милостив буди к нам все подъявший на Себя и всех приемлющий».

10) (Ὀυτο μὲν) Так говорил ангел потому, что созерцал Тебя виноградною Лозою, питающею ветви Свои, распространяющею их по всей земле и возводящею на (небесную) высоту. Ин. 15:1; Пс. 79:1–12). А Петр, эта глава друзей Твоих, пример последователей Твоих, предводитель (святаго) Твоего общества, увидев Тебя опоясаннаго, в смущении говорил (к Тебе): «Ты ли мои умыеши нозе“? Не умоешь Ты ног моих во веки, Длань, создавшая меня. Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все подъявший на Себя и всех приемлющий».

11) (Ὕπνος) «Сон да будет мне в смерть, если я позволю Тебе, Безмертному, преклониться ко мне смертному! Враг будет смеяться надо мною, если Ты сделаешь это мне. Не довольно ли (для меня) того, что я Твоим именуюсь; не великое ли (для меня достоинство), что я Твоим считаюсь, и притом еще называюсь первым из друзей Твоих? Но Ты и ноги мои омываешь из (этого), скудельнаго сосуда, – Ты, Скудельник мира, и сверх того Ты, Искупитель (мой), хощешь омыть мои бренныя ноги, и пяты мои. – Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все на Себя подъявший и всех приемлющий».

12) (Ῥήμασι) Высказав сии слова Учителю, апостол слышит от Него: «Если», говорит Он, «Я не омою тебя, то Я не дам тебе части вместе со Мною, Я отрину тебя, как врага». Но когда сказал это Создатель, страх и боязнь напали на ученика, почему и сказал он: «Господи мой, если Ты хощешь омыть, то (омой) не ноги мои только, но и все тело мое, и даже еще более, если бы Ты захотел, да не лишусь каким либо образом (части) вместе с Твоими. Милостив, Милостив, Милостив буди к нам все (за нас) подъявший и всех приемлющий».

13) (Ὧ πόσοις) О, сколь много было (тут) союза любви,-и Иуда не сделался другом! О, какия (прелюбезныя) были тут слова и дела, – и этот ненавистный (человек) не изменялся, этот жестокосердый не смягчался! Ибо (так, видно, суждено ему) нечестиво съесть, что он съел, и испить, что он (также нечестиво) испил; воздвигнул он, как написано, пяту свою (Ин. 13:18) и, вышедипи из стада, устремился к зверям, оставив агнцев; оставив сладкий сосец, поспешил пристать к горькой груди. Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все на Себя подъявший и всех приемлющий.

14) (Μάτην) Напрасно диавол прежде со страхом от Иуды удалялся; ибо, вот, он сам ныне пришел к удалявшемуся от него прежде, и (сам) есть всецело диавол. Напрасно был он страшен для народа (как ученик Христов, имевший дары чудес); ибо, вот, он оказался пред всеми ненавистником и дерзким к (своему) Создателю. Напрасно его словом прогонялись всякаго рада болезни; ибо он (сам) уже имел в себе болезнь нечестиваго сребролюбия, – внутри его скрывалась язва! Милостив, Милостив, Милостив буди к нам все на Себя подъявший и всех приемлющий.

15) (Ἄρας) Поднявшись, (этот) беззаконник бежал к беззаконию, и поспешив на убийственный совет, (решившись) предать Христа, как чужаго, входит в самое дело (делается посредником этого гнуснаго дела). «Что ми хощете дати?» говорит он желающим купить кровь Живущаго и пребывающаго (во веки). Послушай земля,-и ужаснися! Море побежи! Ибо совещаются об убийстве, говорят о цене Неоцененнаго и об умерщвлении Бога Жизнодавца. Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все на Себя подъявший и всех приемлющий.

16) (Νῦν) Ныне оказалась твоя ненасытность, ныне обнаружилась твоя жадность, недовольный, несносный, развращенный (ты человек)! Безстыдный и жадный, безсовестный, сребролюбец! «Что ми хощете дати», говоришь ты желающим купить кровь Живущаго и пребывающаго (во веки). Ибо какого блага не имел ты? В чем не было тебе доли? Чего тебе недоставало когда либо? Ты имел (общение) с небом и землею, – и ты продаешь Бога своего! Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все подъявший на Себя и всех приемлющий.

17) (Ὅλον) Всякое богатство ты носил (при себе), (сам) ты был сокровище и ни в чем не имел нужды. Ты везде и всегда был богатым, держа в руках (своих) богатство и нося в мыслях (своих) Создателя. Итак что такое случилось с тобою, несчастный! Ибо, как бедный, ты пришел ныне к тем, которые ничего не могут дать тебе. Но что же они и дадут тебе? Что они принесли тебе за Продаемаго тобой? Небо и землю, или мир со (всеми) его (благами), вместо Него? Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все на Себя подъявший и всех приемлющий.

18) (Ὕπαγε) Иди, безумный, образумься, оставь жадность свою, воспрепятствуй своей дерзкой воле, возбрани (своим) мыслям. И вы, глупые,-когда вы будете размышлять? Ибо ты не можешь оценить, а они не в силах купить Содержащаго все дланию (Своею). Но если ты и продашь (Его), хотя Он Сам этого не хощет: то кто осмелится держать Его, кто наложит на Него (свои) руки, если Он (Сам) не соизволит, как Бог? Милостив, Милостив,

Милостив буди к нам все на Себя подъявший и всех приемлющий.

19) (Πένης) Беден был Илия, но подобно как богатый истребил некогда устремившихся на него, дерзко возставших на него пятидесятоначальника и другаго (4Цар. 1 гл.). Сего Илии непобедимый Бог и Господь был поруганием безстыдному. О безумство! – Илия был рабом ныне Предаемаго, а предатель не считал (даже) за пророка Творца пророков! – Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все подъявший на Себя и всех приемлющий.

20) (Ὄλον) Всецело предавшись диаволу, он отчуждился от Творца своего, и предая был сам и предаемый. Быв сопутником Христовым, сделался рабом врага. Он видел мертвецов идущими, слышал страшныя учения, но он был чужд для них. Заключив сребролюбием (свой) ум и сердце, (а вместе) и ум (свой), устремившись на предание Иисуса, он вовсе не помышлял о Свете. Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все на Себя подъявший и всех приемлющий.

21) (Ἵλεως) Милостиве, Милостиве, Милостиве! Куда обрушился ученик (Твой), и каким падением ниспал; – с какой высоты ниспал он,-какой произвел шум! Подлинно прежде пал диавол, показав молниею падение (свое) (Лк. 10:18); ему явился подражателем и Иуда; ибо, возстав на Христа, и устремившись на (губительныя) стрелы, он был поражен (ими), ниспал во глубину адову, и там (лежит), исполненный алчнаго корыстолюбия (своего).

22) (Ἧλθεν) Пришел, наконец, скоро нечестивец, и лобзает льстиво Человеколюбца, и поднимается (нечестивою) мыслию (своею) на Подъявшаго волею страсти и Дарующаго всем жизнь. Когда был он учеником, он был овцею Христовою: но (вот) он сделался волком для Пастыря, бегущим (из стада его), как дикий зверь. Ныне ты, безумный, приносишь лобзание: какое это лобзание? Лобзание предательское. И ты, возревновав врагу, не постыдился учиться советам его... Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все на Себя подъявший и всех приемлющий.

23) (Μεῖνον) Потерпи немного, пренесчастный, да узришь (вечно-) неизменную правду. Твоя совесть обличает тебя, дабы ты познал, что ты сделал, умирая страшною смертию. Древо служит тебе позорною казнию (δήμιος), доставляя тебе достойное возмездие. И где теперь богатство твое, корыстолюбец?<...> Но и это отдашь ты, и самаго себя не спасешь; потому что ты предал богатство, которое (прежде) имел,-сокровище души своей. Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все на Себя подъявший и всех приемлющий.

24) (Ἄγιε) Святый, Святый, Святый, Ты, Бог всех, Трисвятый, избави от падения (нас) рабов Твоих, помилуй создание Твое, чтобы избегнуть такой гибели. Итак, братие, зная (все) сие, и смотря на падение продавца, утвердим стопы свои. (А) для сего поставим (свои) стопы на ступени для (исполнения) заповедей Творца, и да бежим от стези ада, вопия к Искупителю нашему: Милостив, Милостив, Милостив буди к нам, все на Себя подъявший и всех приемлющий.

Источник : Кондаки и икосы Св. Романа Сладкопевца. Перевод диакона Сергия Цветкова. М.: 1881. С. 104–111

2. Перевод П.И. Цветкова

ИУДА ПРЕДАТЕЛЬ.

Первый пролог.

Отче неба,2

Любви Полный,

Людей Любящий!...

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..3

Второй пролог.

Господь дланями Своими

Омыл ноги у Иуды...

А злодей сей вслед за тем

Тайным образом, как вор,

Точит гнусный свой язык...4

Ах, не допусти, Христе,

До такого зверства нас,

Воспевающих Тебе

В доме Богородицы:5

"Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..»

1.

Кто не поразился, услыхавши,

Кто не ужаснулся, увидавши,

Что коварно Иисус был поцелован,

Что Христос, по зависти врагов6, был предан

И что Бог, на то Благоволивший7, схвачен?..

Ах. какая допустила

То́ земля? Какое море

Вполне пребыло спокойным,

Видя это злое дело?...

Как осталось целым небо,

Как эфир, как мир весь, если

Судия Сам,8 был предметом

Торга,9 предан был и выдан....

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

2.

Умышляя поцелуй коварный,

Убиение Твое готовил10

От Тебя избранный и Тебя отвергший,

От Тебя призванный и Тебя не чтивший,

От Тебя венчанный и Тебя презревший!...

Ты ж, Благий, хотя убийце

Показать, что нет пределов

Твоей благости великой,

В умывальницу влил воду,

Преклонив смиренно выю,

Своего раба рабом стал...

И простер Иуда ноги,

Чтобы их омыл Ты, Боже!...

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

3.

Ты, Христе, омыл водами ноги,

Кои продавать Тебя побегли,

И таинственною снедию насытил

Неприязненнаго к милости великой.

Чуждым ставшаго Твоих благословений!..11

Беднаго обогатил Ты,

Жалкому щедроты излил.

Демонов раба12 возвысил.

Истинно блаженным сделал...

Разрешение страданий

Уж имел в устах своих он13

И-за все сие отторгся

И не поражен убийца!..14

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

4.

Кто видал, чтоб гость того топтать стал,

Кем его омыты ноги были?...

Кто слыхал, чтоб конь, хозяином любимый,

На него возсевшим, возъимел мысль сбросить

Онаго, быв свыше меры им обласкан....

Снедь сему,15 омыв, Господь дал:

Кинул снедь, ворча, коварный,

Как бы зверь какой лютейший!...

Пищей были полны ясли,

А жестоковыйный тотчас

Убегает от владыки,

Подклоняя свою спину,

Чтобы вшел в него диавол!..16

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

5.

Нечестивый и неумолимый,

Лютый, многохитростный предатель!

От чего ты оценил Его стол низко?

Что терпя, ты воспитал свой злостный умысл?

Что увидев, так Его возненавидел?..

Разве не нарек тебя Он

Своим братом? Или: другом17

Собственным тебя не назвал.

Зная умысл твой коварный?...

Еще: разве не доверил

Он тебе ковчежец денег...18

Не смотря на все такое,

Ты с Ним поступил безчестно!..

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

6.

Поднялся, возстал Единородный,

К омовенью ног друзей19 готовый...

Тогда Петр стал умолять его, глаголя:

«Господи мой, Господи! Да не омыешь

Ноги мне!... Да не омыешь Ты мне ноги!»...

Сосуд был водой наполнен...

Искупитель всех, возставши,

Надел пояс, как наемник...

Ужаснулись, увидав то,

Ангелов небесных сонмы...

А безстыдный не оставил

Умысл свой, но весь всецело

Устремил себя к убийству...20

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

7.21

Изумились огненныя силы,22

Ангельские ужаснулись лики,

Видя, что Непостижимый Царь вселенной,

Все приведший в бытие, ниц преклонившись,

Волею Своею служит бренной твари...

В страхе Гавриил воскликнул:

«Ангелы святые! Други!

Посмотрите, удивитесь!

Се, Петр простирает ноги,

А Рожденный Приснодевой

Вземлет их и омывает...

Не Петра лишь омывает

Ноги, но Иуды также»...

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

8.

«Чудо: омывает море плинфу,

Чудо: очищает бездна глину

И состав ея отнюдь не сокрушает,

Но связует крепче существо сей плинфы

И произволение ей очищает...

Зрите, зрите, как Зиждитель

Возлюбил Им сотворенных!...

Возлегли они: стоит Он;

Кормятся: снедь предлагает;

Омываются: им служит,

И не гибнут ноги перстных

В дланях Омывающаго

Судии всех и Владыки»....

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

9.

Так воззвал сил неба предводитель,

Тебя видя-Лозу винограда,23

Чудным образом Питающую ветви

И Распростирающую на все страны,

А потом их Возводящую на небо...

Петр, в друзьях Твоих главнейший

И учеников кормило,24

Воевода Твоих близких25,

Видя, что надел Ты пояс,

Рек в тревоге: «Ты ль омоешь

Мои ноги, мой Создатель?...

Не омоешь, не омоешь

Никогда мои Ты ноги»...

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

10.

«Сон да будет смертию мне,26 если

Допущу я, чтобы Ты, Безсмертный,

Пред мной – смертным человеком – преклонился!..

Злобно надо мной мой недруг27 насмеется,

Если от тебя совершено то будет...

Мало ль, что Твоим я назван,

Твоим признан и что первым

Из друзей Твоих считаюсь?..

Ты же ноги омываешь

Перстнаго сосуда ныне,

Ты – Создатель всего мира!..

Скверну с ног моих снимаешь,

Искупитель человеков.»!...28

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

11.

На слова апостола тотчас же

Возразил Божественный Учитель:

«Ежели Я не омою тебе ноги,

То не будет тебе части в Моем царстве:

Как врага, тебя отрину Я – Господь твой»!...

Ужаснули и смутили

Кифу словеса Господни,

Почему он рек: «Владыко!

Если омывать надлежит,

То не ноги мои только,

Но и тело все всецело

Омывай, как Ты изволишь,

Чтоб я благ Твоих чужд не был»...

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

12.

Ах, какия сочетались в споре

Чувства, и не стал Иуда другом....29

Сколь отличны от обычных речи были

И деянья!.. И сей враг не изменился,

Существо свое не умягчил сей камень!..

Что вкусил, вкусив без веры

И приняв, что пил, без веры,30

На Христа он поднял пяту,31

И, покинувши овчарню,

С агнцами быть переставши,

Удалился к зверям лютым,

Сладостную грудь оставив,

Устремился к сосцам горьким...

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

13.

Всуе прежде страшнаго Иуды,32

Отец лжи – диавол бегал...

Вот, вот, вот он сам теперь побег в безумьи

К прежде убегавшему его далеко

И в диавола всецело превратился...33

Всуе он толпе был страшен:34

Им самим владеете зависть,

Своего Творца-Владыки

Ненавистник дерзкий стал он...35

Все болезни его словом36

Всуе прогонялись: сам он

Сребролюбием болеет,

В нем самом открылась рана...

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

14.

И направил быстро свои ноги

Ученик, чтоб совершить злодейство!..

Поспешает он в собрание к убийцам

И с злодеями вступает в торг постыдный

О Христе, Который был ему уж чуждым...

«Что вы мне дадите!»37 рек он

У него купить хотевшим

Кровь Того, Кто жив во веки...

Ужаснись, земля, тό слыша!

Море! Поспеши убегнуть!..

Об убийстве совещанье...

Оценяется безценный...

На устах смерть Живодавца!..

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

15.

Обличилась твоя злая жадность,38

Ненасытимость не тайной стала,

Ненасытимый стяжатель, непреклонный

И из всех безстыднейший корыстолюбец,

Нечестивейший сребра приобретатель!..

«Что дадите мне» сказал ты

У тебя купить хотевшим

Кровь Того, Кто жив во веки...

Чем прекрасным не владел ты?..

Чего не был ты причастник...

Что тебе недоставало?..

Горнее имел ты с дольним

И Подавшаго все предал...39

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

16.

Всяким ты владел уже богатством

И сам был сокровищем великим...40

Ты – богач был несравненный, богач вечный,

Полученное держа в своей деснице,

А в уме своем Создателя имея...

Что с тобой, несчастный, сталось,

Что пошел ты, как убогий,

К тем, которые не могут

Ничего тебе дать сами?..

Что дадут они, как цену

За Того, Кто предается?..

Дадут небо или землю?..

Или весь мир совокупно?..

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

17.

Возвратись обратно, о безумный!

Себялюбия откинь расчеты!

Задержи мысль дерзостную и на чувства

Наложи узду!.. Несмысленные! Мудры

Будете ли вы когда-либо?..41 Ты ль оценщик?

И имеют разве силу

Те купить Владыку, дланью

Содержащаго Своей все?..

Если даже и предашь ты,

Но сего Он, не захочет.

Кто посмеет овладеть Им...

Кто свои поднимет руки,

Если Сам Он не позволит...

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

18.

Илия убогий человек был,

И, однако, он, как бы богатый,42

Истреблял огнем людей, к нему враждебных, –

Двух пентиконтархов, некогда напавших

На него и дерзостно схватить хотевших...43

Илия неодолим был...

А безстыдным44 Сам Владыка

Илии ценим был мало...

Сколь велика сего глупость!

Илия пророк рабом был

Онаго, Кто ныне предан...

А предатель и пророком

Не считал Творца пророков...

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

19.

Полн диавола всецело ставши,

Отчуждился от Творца вселенной

Предающий, вместе же и предаемый;45

В отчуждении же от Христа обретшись,

Злаго ненавистника Его рабом стал...

Посмотрел на мертвых шедших,46

И, услышавши упреки,

Посторонним и для сих стал...

Сребролюбьем заковавши

Уши, сердце, равно ум свой

И всецело устремившись

На преданье Иисуса,

Перестал свет самый видеть...47

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

20.

Милосердый,

Милосердый,

Милосердый!..

Ах. как страшно ученик отторгся!..

И с каким падением ниспал ужасным...

С сколь великой высоты вниз опустился,

И с сколь необычным шумом тό свершилось!..

Некогда ниспал диавол.

Как бы молния какая!..48

То ж случилось и с Иудой...

Ибо на Христа возстал он.

Но на твердое наткнувшись,49

Был разбит, был опрокинут

И низвергнут в бездну ада,

Там насытив свою алчность...

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

21.

Притекает ко Христу безчестный

И целует Человеколюбца...

И сознательно приводит к смерти лютой

Своей волею Подъявшаго страданье

И живот всем Даровавшаго на веки...

Научался быть овцею,

Волком Пастырю явился

И отходит диким зверем...

Поцелуй теперь даешь ты? Чтό за поцелуй, безумец...

Это-поцелуй измены...

Се, врагу поревновавши,

Не стыдишься его планов!..

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

22.

О, помедли несколько, несчастный,

Чтобы видеть суд твой неизбежный!..

Твой судья – твоя же собственная совесть...

Сам уведаешь ты, сам поймешь, чтό сделал.

Умерщвляющий себя сам смертью страшной!..50

Дерево тебя накажет.

Мздой достойной воздавая...

Сребролюбец. Где же прибыль?..51

<...>

Ах, ты бросишь эту прибыль,

Но спасенья не получишь,

Ибо отдал сам богатство, Чтό имел, – души богатство!..

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

23.

О, Святый, Святый. Святый Господи,

Трисвятый Бог и всего Владыка!

Сохрани нас от падения такого!..

И, по милости Твоей, нам даруй, Боже,

Таковой опасности избегнуть страшной!..

Братья! Ведая такое

И предателя зря гибель,

Твердою стопой да ходим!

Утвердим движенья наши

На ступенях заповедей,

От Создателя нам данных...

Уклонимся стезей ада,

К Искупителю взывая:

Милостив,

Милостив,

Милостив

Буди нам,

Все Подъемлющий,

Всех Объемлющий!..

К песни «Иуда предатель».

Песнь «Иуда предатель» в рукописи Корсини, по которой она издана аббатом (впоследствии кардиналом) Питра в Analecta sacra надписывается так: τῇ ἁγία ε᾿ κσντάκιον, ῆχ γ, φέρον ἀκροστιχίδα: τοῦ ταπείνοῦ Ρωμανοῦ ποίημα. Итак, песнь сия назначена была для употребления в четверг Страстной седмицы. Из второго пролога видно, что она исполнялась именно в храме Богородицы (каком, – неизвестно).

Содержанием песни служит повествование о предании Господа Иудою. Но св. певец не столько изображает самое предание, сколько выражает чувства свои по поводу этого деяния: он негодует, ужасается, скорбит, как бы стонет... и как могло быть иначе? Предать своего Учителя и Господа, – разве это не величайшее злодеяние?.. И притом, предать после тех благодеяний и знаков любви, какие были проявлены Господом... Господь омыл ноги Иуде, совершил над ним такое дело снисхождения и благости Своей, от принятия котораго Петр отказывался, по великости онаго (строф. 9 и след.), на которое, как на совершенно необыкновенное, с ужасом смотрели ангелы (строф. 6 и сл.); Мало того: Господь сделал его участником Тайной Вечери, напитал его таинственно Своею Плотию и Кровию (строф. 3. 5. 12. 16)... Иуда имел уже в устах жизнь вечную и, несмотря на то, предал Благодетеля. – В песни св. певец касается и умовения ног учеников Господом и Тайной Вечери; но собственно предательство Иуды сосредоточивает внимание св. певца и к этому все им приурочивается.

Источник : Песни св. Романа Сладкопевца на Страстную Седмицу в русском переводе П. Цветкова. М.: 1900. – С. 136–152.

3. Перевод С.С. Аверинцева (фрагменты)

На Иуду Предателя

Кукулий I

Отче наш и Господи,

Создателю, Спасителю,

Смилуйся, смилуйся, смилуйся

Над нами, о мир Подъемлющий

и Объемлющий!

Кукулий II

Себя смирив, Владыка

стопы омыл злодею,

меж тем, как вор лукавый

язык на грех кровавый

уж готовил в потайности, –

от скверны сей и мерзости,

о Христе Господи,

нас соблюди, молящих,

в доме Девы поющих:

«Милостив, милостив, милостив

буди нам, о всё Объемлющий

и всех Приемлющий»

1

Не содрогнется ли слышащий,

не ужаснется ли видящий –

Иисуса на погибель лобызаема,

Христа на руганье предаваема,

Бога на терзанье увлекаема?

Как земли снесли дерзновение,

как воды стерпели преступление,

как море гнев сдержало,

как небо на землю не пало,

как мира строение устояло,

видя преданного, и проданного,

и погубленного Господа крепкого?

Милостив, милостив, милостив буди нам,

о всё Объемлющий и всех Приемлющий!

2

Вот обман замыслил лукавейший,

вот ковы уготовал безбожнейшнй,

призванный – и от Тебя отложившийся,

избранный – и о Тебе соблазнившийся,

возлюбленный – и на Тебя изощрившийся!

Ты же в оный час, о Милостивец,

явил погубителю проклятому

безмерное Твое человеколюбие!

Губку насытил влагой,

длань утрудил работой;

так услужал слуге Ты,

и простирал стопы свои Иуда,

Ты же омывал их. Господи!

Милостив, милостив, милостив

буди нам, о всё Объемлющий

и всех Приемлющий!

3

Иисусе, стопы омывающий

устроителю Твоего погубления,

святынею Твоей одаряющий

осквернителя Твоего благословения,

предателя Твоего лобызания, –

Ты возвысил нищего милостью,

обласкал убогого мудростью,

одарил и облагодетельствовал

игралище бесовское!

Приял он хлеб Причастья,

вкусил вино Завета –

и злобой заплатил за милости,

не постыдился, окаянный, мерзости!

Милостив, милостив, милостив буди нам,

о всё Объемлющий и всех Приемлющий!

5

Бессердечный, безбожный, безжалостный,

погубитель, предатель, отступниче,

чем побужден ты, скажи, к отпадению,

чем склонен, молви, к преступлению,

чем увлечен, ответь, к погублению?

Не братом ли Господь нарек тебя,

не другом ли Он именовал тебя,

меж тем как растленным знал тебя?

Тебе ведь Он доверил

святое достоянье,

всей братии владенье,

ты же без стыда и без совести

отнюдь не убоялся низости!

Милостив, милостив, милостив буди нам,

о всё Объемлющий и всех Приемлющий!

6

Петр Апостол с мольбою склоняется,

зря, как Искупитель снаряжается,

приступая к делу омовения,

молит Петр: «Да не будет. Господи!» –

но губка водой насыщается,

и Владыка к ногам преклоняется,

в зраке рабьем за труд принимается;

тогда и силы неба

страшились и взывали,

дивились и дрожали,

не страшился лишь тать, не одумался,

изощрился на дело предательства.

Милостив, милостив, милостив буди нам,

о всё Объемлющий и всех Приемлющий!

7

Ангелы в страхе изумляются,

архангелы крылами закрываются,

взирая с небес на Непостижного,

перед перстью Себя смирившего,

перед прахом главу преклонившего;

Гавриил кличет в исступлении:

«Рати небесные, воззритеся,

неслыханному делу подивитеся:

простер стопу апостол,

и моет плоть людскую,

Кто плоть и мир созиждил;

и не Петра единого омывает,

но Иуду служением ублажает!»

Милостив, милостив, милостив буди нам,

о всё Объемлющий и всех Приемлющий!

12

О, какие любви деяния,

а Иуда не приял умиления!

О, какие святые речения,

а злодей не принес покаяния,

не смягчился, не дрогнул, не тронулся!

Ведь вкусил от хлеба причастного,

ведь испил от вина благодатного

тать, и пяту подъял на Питавшего,

и вышел из овчарни,

оставив агнцев стадо

для волчьей стаи Ада,

покинул сосцы сладчайшие,

и прияло тебя лоно Проклятого.

Милостив, милостив, милостив буди нам,

о все Объемлющий

и всех Приемлющий!

22

О, помедли, злосчастный, одумайся,

помысли, безумный, о возмездии!

Совесть свяжет, умучит грешника,

и, в ужасе многом одумавшись,

ты предашь себя смерти мерзостной;

древо встанет над тобой губителем,

воздаст тебе сполна и без жалости;

и на что, сребролюбче, польстился ты?

Мерзкую мзду ты кинешь,

гнусную душу сгубишь,

деньгами себе не поможешь,

продавши Сокровище нетленное.

Милостив, милостив, милостив

буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий!

23

Господи, Господи, Господи,

Святый Боже, Святый Крепкий, Вседержителю

умились над Твоим творением,

над плотью, над прахом, над перстию,

сохрани, соблюди от погибели!

Мы же, братие, внимая сказание,

лукавца созерцая растление,

укрепим стопы свои крепостью,

стойкой пяте недвижный,

твердый, святой, неложный

веры устой обрящем

и от адской оградимся засады,

к Искупителю взывая с молитвою:

«Милостив, милостив, милостив

буди нам, о всё Объемлющий

и всех Приемлющий!»

Источники: Гимны / Пер. с греч.: С.С. Аверинцев // Памятники византийской литературы IV-IX веков. – М.: Наука, 1968. – С. 211–214

* * *

1

Переведено с греч. языка в первый раз на русский язык из Analecta sacra С. Pitri. Творение св Романа Сладкопевца, имеющее акростих τοῦ ταπεινοῦ ωμανοῦ ποίημα творение смиреннаго Романа. Для полноты акростиха недостает икоса, который бы начинался с ε.

3

Эти слова имеют ближайшее отношение к искуплению людей, совершенному Иисусом Христом, Который подъял на Себя все чело­веческое, кроме греха, и всех искупил, всех объемля любовию. Но не невозможно, что св. певец имеет в виду безконечную любовь и благостность Господа в прощении согрешающих. в силу которой и для Иуды возможно было получить прощение, в случае, если бы он принес покаяние. Эту мысль св. певец особенно ясно высказывает (следуя Златоусту) в песни об Апостолах. (Piträ Analecta sacra, t. I. p. 176.)

4

Для предательства тайно точит язык, подобно тому, как вор тайно точит нож для грабежа.

5

Т. е. в храме Богоматери.

6

Т. е. архиереев. Ср. Мф. 26:18.

8

Как бы раб.

9

Ср. Мф. 26и сл.

10

Ибо поцелуем выдал убийцам Господа.

11

Как. в частности, благословений Прощальной Беседы (Ин. 13Ин. 17), так и вообще благости Божией.

12

Имеется в виду не только то, что чрез предательство Иуда стал рабом диавола, но и то, что до искупления все люди находились в рабстве диаволу.

13

Вследствие соучастия со Христом в таинстве Евхаристии

14

За неблагодарность.

15

Т. е. Иуде.

16

Иуда подклонил свою спину диаволу, чтобы тот удобнее мог овладеть им.

17

Ср. Мф. 26

19

Т. е. учеников. Ср. Ин. 15:14.

20

В подлиннике: οὐκ ἐτράπη, ἀλλἀπετρπη λος προς σφαγήν. – Иуда стоял, так сказать, на распутии; для него возможно было не совершить свой умысел, но он не только еще шаг сделал к убийству, но, по умовении ног, весь проникнут стал мыслью о предании, решился, можно сказать, безповоротно на злое дело. Ср. Ин. 13:26–27.

21

Между теперешними 6 и 7 строфами, по-видимому, одна строфа выпала. Так заставляет думать пустое место, находящееся в рукописи Корсини после 6 строфы, и отсутствие буквы ε в акростихе. Ср· Piträ An. s. t. I. р. 94.

24

В подлиннике: ὁ κανν τῶν ἀκολουθόυντων σοι.

25

Ин. 21 и в др. м.

26

По-видимому, это заклятье или приточное выражение.

27

Т. е. диавол.

28

Сам Чистый от всякой скверны.

29

Ср. Ин. 15:16, где Иисус Христос называет Своих учеников Своими друзьями, когда Иуда уже удалился из горницы Евхаристии.

30

Разумеется участие Иуды, при отсутствии веры, в Тайной Вечери. Ср. Кондак „Отречение Петра“, строф. 5.

32

Т. е. когда Иуда был учеником Господа,

33

В подлиннике: καὶ ἐστὶν ὄλως διβολος.

34

Своей чудодейственной силой ужасал и изумлял.

35

И это причина его слабости, причина того, что он перестал быть предметом страха.

36

Как и словом других Апостолов. Мф. 10:1–8; Мк. 6и сл.

38

Т. е. жадность к деньгам облачилась, именно, требованием цены за предательство.

39

Ср. седален на утрени в пятницу Страстной седмицы: «Кий тя Образ. Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя Апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре?.. О коликих благ непамятлив был еси»!..

40

Не как ученик только Господа, но и как соучастник Его в Тайной Вечери.

41

Если текст исправен, то эти слова нужно понимать в общем смысле, именно как обращение к несмысленным вообще, следовательно, и к Иуде.

42

Богатство и бедность в этой строфе, а равно и в других строфах сей песни должно понимать в смысле: сила и слабость.

43

По-видимому, св. певец имеет в виду повествование в 4Цар. 1:9–12. Повествование сие приведено для того, чтоб показать глупость Иуды, проявившуюся в неведении его о Том, Кто был им предан, а равно безсилие Иуды и архиереев овладеть Преданным, если бы не было на то Его святой воли.

44

Т. е. Иудою.

45

Предаемый и губимый самим собою.

46

Под «мертвыми» разумеются здесь люди грешные, чуждые добрых дел и жизни Божией. Ср. Мф. 8:22.

47

Т. е. свет вещественный, а вместе все радостное перестал видеть и как бы уже умер.

51

Следующаго стиха недостает в рукописи.

Комментарии для сайта Cackle