Азбука веры Православная библиотека преподобный Роман Сладкопевец Стихиры предпразднственные и попразднственные пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове

Стихиры предпразднственные и попразднственные пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове

Источник

Диак. Сергий Цветков приводит как творения прп. Романа все 99 стихир; Ж. Гродидье де Матон (Sources Chretiennes 110) приводит лишь первый отдел из 33 стихир с именным акростихом.

Содержание

1. Церковно-славянский текст Минеи. 1.1. 20 декабря/2 января н.ст. 1.2. 21 декабря/3 января н.ст. 1.3. 22 декабря/4 января н.ст. 1.4. 23 декабря/5 января н.ст. 1.5. 24 декабря/6 января н.ст. 1.6. 27 декабря/9 января н.ст. 1.7. 28 декабря/10 января н.ст. 1.8. 29 декабря/11 января н.ст. 1.9. 30 декабря/12 января н.ст. 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова 2.1. Предпразднственныя, на Рождество Христово. 2.1.1. Стихиры: «Ангельския». 2.1.2. (Стихиры подобны): «Ангельския». 2.1.3. (Стихиры) подобны предпразднственныя. 2.1.4. (Стихиры) подобны попразднственныя. 3. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) 4. Перевод свящ. Филиппа Парфенова

 

1. Церковно-славянский текст Минеи.

(в скобках – нумерация у диак. Сергия Цветкова)

1.1. 20 декабря/2 января н.ст.

На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6, на 4, по алфавиту. Творение Романа певца. Самоподобен:

1 (1). (Αί ἀγγελικὰι) Ангельския предыдите силы, / иже в Вифлееме уготовайте ясли: / Слово бо раждается, / Мудрость происходит/, приемлет целование Церковь/. На радость Богородицы/, людие, рцем/: благословен пришедый/ Боже наш, слава Тебе.

2 (42). (Βουνοὶ) Горы сладость да каплют, / се бо приходит Бог от юга, / язы́цы, покаряйтеся, / радуйтеся, пророцы, / патриарси, взыграйте/, человецы, восплещите руками/: Крепкий и Великий Князь Христос раждается/, Царь Небес на землю приходит.

3 (43). (Γῆθεν) От земли вознося человечество,/ Зиждитель прийде/, царский обновляя паки образ/. С радуйтеся, Горних Силы, и воспойте, / вражды средостение, разорися/, прийде, Емуже прилежаше/: Бог бо Человек бывает, / Царь Израилев, / Христос Бог наш.

4 (85). (Δεῦρω) Гряди, Израилю тяжкосердый, / отвержи иже в души твоей надлежащий тебе облак,/ познай Создателя, в вертепе раждающагося,/Сей языков чаяние, /Сей разорит праздники твоя, / вопити бо не повинуешися/: Царь Израилев/, Христос приходит.

Слава, глас и подобен тойже (45). (Ἑγγίζει) Приближается Христос/, Вифлееме, предуготовися/, уже языков спасение озаряет/, благоукраси ясли, / пастыри собери, / призови волхвы от Персиды, / воинства Безплотных умов, воззовите: / Царь Небес /на землю приходит.

И ныне, глас и подобен тойже: (83). (Ζῆλός τε) Зависть же и огнь пояст тя/, безумный прелестниче, воистинну/ и законная клятва/: се бо Дева/, якоже Исайя прорече/, име во чреве/ и в яслех восклонит Царя/, Имже вси от колена Иудова/ сильнии оскудеют.

1.2. 21 декабря/3 января н.ст.

На хвалитех стихиры, на 8. Предпразднства 4, глас 6. Подобен: Ангельский:

1 (82) (Ἡ δημιουργός) Содетельная ныне предгрядет Премудрость/, пророчестии отверзаются облацы/, благодать процветает/, истина возсия/, престают гадания сеновная, / Едемова отверзеся дверь/, Адаме, ликуй/: Создатель, Бог наш/, волею создася.

2 (81) (Θέσφατα Θεσπίσματα ) Речения исполняя пророческая и видения/, раждается плотию/ и одебелевает Слово/ и в яслех безсловесных, рожден, возлегает. / Сие крайнее схождение/, сие страшное смотрение/, егоже ради поем/: Царь Израилев/, Христос приходит.

3 – нет в собрании творений прп. Романа Сладкопевца (перев. диак. Сергия Цветкова)1

4 (50) (Κόλπον) Недр Отеческих не отступль,/ Человек явился еси / и, Девическими держимь руками, / волхвы от Персиды звездою призвал еси, / Царю Тебе и Богу покланяющияся; / Духом устен нечествующия князи языческия погубиши/ и упасеши люди осущественныя.

Слава, глас тойже: (78) (Λόγος) (из минеи 1754 года) Слово, иже Отцу единосущен Сый, от девственных растворение прием чистых кровей, и зиждется, и растет временным разстоянием: паки и раждается в вертепе: ужас велий: Ангели воспевают, человецы же руками плещут: Царь Израилев Христос приходит.

И ныне, глас тойже (52) (Μάντεως) Волхва Валаама проречения исполнение приемлют/: перскими бо знамении облияни бывше/, звезды необычныя сиянием,/ незаходимаго Солнца Христа, осияни бывше/, в Вифлееме воплощеннаго Бога Царя/ и вольнаго мертвеца дарми назнаменуют.

1.3. 22 декабря/4 января н.ст.

На хвалитех стихиры на 4, глас 6. Подобен: Ангельския предыдите:

1 (76). (Νῦν) Ныне древняя разрешаются явления, / прият бо во утробе Дева, / ибо камень из горы отсечеся, / и жезл прозябе Иессеев, / и роса ныне Гедеонова на земли пролияся/. Людие, возопием/: Царь Израилев, Христос приходит.

2 (75). (Ξένου) Страннаго Рождества странны вещи видятся/: како в Вышних Отцу соседяй/ в яслех безеловесных, восхотев, восклоняется? / како Неосязаемый в пеленах?/ како везде Сый в вертепе?/ Людие, возопием/: Царь Израилев, Христос приходит.

3 (74). (Ὁ τερατουργῶν) Иже чудеса Творяй/, и Египта уязвляя/, одождяя людем неразумным манну/, воплощается и млеком питается, / и Отроча зримо бегает гонителя Ирода/, яко на облаце, Девою Материю носимь/, яко Исайя прозре Боговиднейший.

4 (73). (Παιδίον) Отроча, прежде Сый Царь веков/, раждается вольно/, и Сын нам дадеся/, услышите, язы́цы, Израилю, внуши/. Разумейте и покаряйтеся/: с нами бо, Иже истнит и разорит от земли/ всякое и царство, и начальство, иже Его не послушаша.

Слава, подобен тойже: (72). (Ῥαύδσιδηρᾷ) Жезлом железным упасен будеши, иудее, / яко не покоривыйся и пророком не веруяй/: Сыну бо рождшуся Отец наследие дает языки/ и одержание земли всея/, тебе же отринет скверноубийственне, / вопити бо не повинуешися: / Царь Израилев, Христос приходит.

И ныне, подобен тойже: (58). (Σκίρτησον) Взыграй, Давиде/, из чресл бо твоих Христос/; радуйся, Иессее/, процвете бо корень твой/; от бедра твоего, Иудо, приходит Господь, / по проречению Валаамову/. Видите, язы́цы, по великому Исайи/: се родит Отроча Еммануила/ Дева Всечистая.

1.4. 23 декабря/5 января н.ст.

На хвалитех стихиры, на 4, глас 6. Подобен: Ангельския предыдите:

1 (59). (Τὸ προορισθὲν) Предопределенное Отцем прежде век/ и предпроповеданное пророки в последняя,/ таинство явися/, и Бог вочеловечися/, плоть прием от Девы/, зиждется несозданный волею/, Сый бывает Царь Израилев/, Христос приходит.

2 (20). (Ὑμνῶ) Пою Тя, Царю, пеленами повитаго/, решиши бо пленицы моих грехопадений/ и славою безсмертною / и нетленною почтив мя, / всего Отцу присвоил еси/, содетельствуя и воззидая/. Тем вопию Ти/: Царь Израилев/, Христос приходит.

3 (61). (Φῶς) Свет, от Света произшедший / и от Девы возсиявший/ сущим на земли звездою, видевше, звездословцы волсви/ персидскую отлагаху тьму/ и звездную всю прелесть/ и в радости рождшемуся Богу пояху/: благословен пришедый Бог наш/, слава Тебе.

4 (67). (Χλόην) Злак младенческий неистовне пожинает/, от мудрых наруган быв Ирод волхвов/, и руку скверноубийственну на Тя воздвизати мняше, / но пришел еси/, египтяном тьму глубочайшую отгони,/ с нимиже поем/: благословен пришедый Бог наш/, слава Тебе.

Слава, глас и подобен тойже: (66). (Ψάλλε) Пой, новый Израилю, песнь нову; / воспой пение Небесное оно/; веселися и красуйся радостию/ и ликуй, принеси светло празднственная: / Бог от юга плотию явися. / Тойже хощет / во Иорданских струях омытися/, яко Человек.

И ныне, подобен тойже: (64). (Ὤφθης) Явился еси на земли/ и с человеки пожил еси/, кесаря повеленьми с рабы написался еси/; создался еси, не преложився, неизменен пребыл еси,/весь Сый Бог, аще и воплотился еси/. Слава Твоему смотрению, / честь, хвала, великолепие / и ныне, и во веки, аминь.

1.5. 24 декабря/6 января н.ст.

На хвалитех стихиры, глас 6, на 4. Подобен: Ангельския предыдите:

1 (41). Звезда возсия от Иакова в вертепе, / приидем и мы, предпразднственная совершающе/, тецем с волхвы, с пастырьми идем/, видим Бога в пеленах/, видим Деву млекопитающую. / О, ужасно видение!/ Царь Израилев, Христос приходит.

2 (13). Песньми лик Ангельский ныне почитает Тебе,/ светлую и Неискусомужную Матерь/, радуяся, ликует Рождеством Твоим, Пречистая/, радуйся, надежда православных,/ радуйся, предстательство Тебе поющих/. Темже рцем/: благословен пришедый Боже наш, слава Тебе.

3 (17). Цвет изыдет из корене Иессеева/, от светлаго проповедася пророка/, зрим бо Деву, паче естества рождшую/ шипок любезный в вертепе/, сопрестолен Отцу в Вышних/. Людие, рцем/: благословен пришедый Боже наш, слава Тебе.

4 (23). Днесь Адам воззвася от прелести / и от мрачныя сопротивника лести/, Христос бо из Девы воплощается яко Человек/, Иже, Адама обновив, отъят клятву Девою. / Людие, рцем: / благословен пришедый Боже наш, слава Тебе.

Слава, глас и подобен тойже: (39). Гряди, Вифлееме, / готови рождественная, / прииди, Иосифе, напишися с Мариею/, пречестныя ясли, Богоносныя пелены/, в нихже Жизнь повившися/ пленицы смертныя расторгнет,/ стягающи к нетлению человеки/, Христос Бог наш.

И ныне, подобен тойже: (40). О, блаженное Богоотроковицы чрево, / яже мысленне Небесе больши показася!/ егоже бо не вмещает Небо, / Ты содержйши, в Себе носящи. / О, блаженны сосцы Девы/, яже соссет питаяй всяко дыхание Христос/, в ложеснах плоть Себе создав / Безмужныя Отроковицы!

1.6. 27 декабря/9 января н.ст.

(Утреня) Аще не поеши бдения, на стиховне стихиры, глас 6: Подобен: Ангельский:

1 (89) Вождествует праздник радостию вся тварь,/ и Небеса с нами радуются: / во яслех бо Зиждитель, / от Девы воплощаемый/, и в Вифлееме Иудейстем Младенец виден бысть преславно. / Людие, рцем: / благословен Рождейся/, Боже наш, слава Тебе...

3 (37) Младо нас ради, Иисусе/, явился еси Отроча,/ из Отца прежде век возсияв/, обветшавший преступлением / хотя вся обновити человеки/. Тем Тебе вси благодарно присно зовем/: благословен Рождейся, Боже наш, слава Тебе.

1.7. 28 декабря/10 января н.ст.

(Утреня) На стиховне стихиры, глас 6. Подобен: Ангельский:

3 (55) Иже во пророцех велегласный взывает/: от Девственнаго хощет родйтися чрева/ Отроча – Владыка/ паче слова и мысли/, Ангел Совета воистинну Велика/ и Жизнь живущих Сый/. С нимиже зовем/: благословен рождейся/, Боже наш, слава Тебе.

1.8. 29 декабря/11 января н.ст.

На стиховне стихиры, глас 6. Подобен: Ангельский:

1 (69) Воспеша Христа, от Девы рождшася, горы и холми, / и удолия, и поля; / звезда же Сего волхвом с небесе показа/, лежаща яко Младенца в вертепе,/ телом рабским одеяна/. К Немуже зовем: благословен рождейся/, Боже наш, слава Тебе.

2 (70) Что Твоя многая и недомысленная нищета,/ еяже ради обогатися Адам Божественными? – / вопияше Дева/, на объятиих держащи Еммануила/, Бога и Зиждителя,/ плоть от Ней приемшаго/. К Немуже зовем/: благословен рождейся/, Боже наш, слава Тебе.

3 (90) Утро мысленное/ возсияла еси, Дево, Солнце Христа/, на объятиих Твоих держащи/, Имже просвещается словесное естество все/ сиянием познания совершеннаго / и нетления сподобляется/, верно зовущее/: благословен рождейся/, Боже наш, слава Тебе.

Слава, глас и подобен тойже: (54) Ныне на земли является Отроча/, Иже от Отца рождейся прежде век: / радуйся, вся тварь, Небеса да веселятся/, видящи убо прежде отриновенныя/, паки Богу присвоены/, и Тому зовущия/:благословен рождейся/, Боже наш, слава Тебе.

И ныне: (91) Усты приснопламенными воспевают/ Небесных премирныя Силы рождшагося в вертепе / за неизреченную милость/; языки и мы пети/ бренными да сподобимся, / непрестанно Тому зовуще: / благословен рождейся,/ Боже наш, слава Тебе.

1.9. 30 декабря/12 января н.ст.

На стиховне стихиры, глас 6. Подобен: Ангельский:

1 – нет в собрании творений прп. Романа Сладкопевца (перев. диак. Сергия Цветкова)

2 (34) О, паче ума/ и неизглаголанных таинств!/ Раждается Бог на земли за благоутробие, / рабий образ Себе Самому обложив/, яко да от работы исхитит чуждаго/ верою Тому зовущия/: благословен рождейся/, Боже наш, слава Тебе.

3 (80) Станем благоговейно в дому Господни/, с восклицании воспоим согласно/ Сего благоутробие / и многое низхождение, / како в Вифлееме Иудейстем / Младенец изволи явитися? / И возопиим: / благословен рождейся, Боже наш, слава Тебе.

Слава, и ныне, подобен тойже: (36) Солнце, Сыне,/ како Тя скрыю пеленами?/ Како Тя млеком воздою/, всего естества Питателя?/Како Тя руками держу/, держащаго всяческая?/ Како на Тебе без страха воззрю/, на Негоже не смеют зрети Многоочитии? /Неискусобрачная, Христа держащи, вещаше.

2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова

2.1. Предпразднственныя, на Рождество Христово.

2.1.1. Стихиры: «Ангельския»2.

1) (Αί ἀγγελικὰι)3 Ангельския силы, предыдите, уготовьте в Вифлееме ясли; ибо раждается Слово, предходит Премудрость. Приими целование, ты, Церковь, в радость Богородицы; мы, людие, скажем: «Благословен пришедый Бог нам, слава Тебе!» (Декабря 20 ч. на хвалит. 1-я стихира).

2) (Ἰδν) Иосиф, увидев небесныя силы, поспешившия на поклонение Воплотившемуся, созерцал волхвов, с дарами поклоняющихся Рожденному от Девы, (как) таинство родившагося Царя; почему говорил: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

3) (Νίκην) Получив победу над врагами от Родившагося, ниспровергнем владычество Велиара; ибо, как скоро Христос родился, мучитель сей был связан. Почему покланяемся рождеству Твоему (от) Благословенныя Богородицы, с верою взывая: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

4) (Ὄρος) Ты, о Дево, показалась горою мысленною: (ибо) от Тебя отсекся краеугольный Камень, который пророк созерцал (Дан. 2:34–35) как образ (Христа), погубивший (власть диавола). Ибо Он (Христос) сокрушил власть страшнаго губителя человеков; почему скажем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

5) (Σάλπιγγος) Пастыри, восприимите глас трубы; волхвы, отриньте ваши гадания (λόγους μαγικούς): ибо Слово раждается, является Бог. Внидите, дщери Царевы, в радость Богородицы (Пс. 44:15–16); людие, воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

6) (Τέτοκε) Радость родила Дева неискусомужная; престала, наконец, печаль прародительская, – Несозданный раждается, Невместимый вмещается. Ныне явилась благодать, заблуждение ныне престало; людие, воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

7) (Αὐλῶν) Изыдите, пастыри, из дворов ваших, воспойте Владыку в Вифлееме; ибо Он происшел от Девы Искупителем мира. Разрешилась клятва Еввина чрез рождавшагося Царя; почему воспоем: «Благословен, Пречистая, плод чрева Твоего».

8) (Ποῖος) Какой ум человеческий изъяснит Рождение Твое? Чем Тебя наречем, преславная Марие? Ибо от Тебя воплотился Создатель твари. «Радуйся!», буду вопиять Тебе, Деве; «Радуйся!», воспою Тебе, Агнице. Людие, воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

9) (Ἐν ἀλαλαγμῶ) Ныне мы с восклицанием да восплещем руками, составим ангельское ликование: родился Господь от Девы Марии, да обновит Адама и возстановит падших, с верою взывающих. «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

10) (Ἰδού) Вот Дева родила Еммануила (Ис. 7:14), и исполнились пророчества богоносных (мужей). Прозяб Жезл (от корени Иессеева), как сказал Исаия (Ис. 11:1). Ты познался посреди двух животных (Авв. 3:2), для спасения народа Твоего. Верные, скажем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

11) (Νόμου) Творец закона (Иак. 4:12). воплотился под законом; Бездетный родился Сыном от Девы; Творец всех заключился в яслях; ибо, Сый от Отца без матери, от Девы раждается без Отца; почему возопиим: «Благословен Бог наш, слава Тебе!»

12) (Ὄντως) Ныне воистинну родилась радость в пещере. Сего дня лики ангельские торжествуют; все народы воспевают Деву нескверную. Ибо ныне Она раждает Спасителя; ныне ликует праотец Адам. Людие, воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

13) (Ὓμνον) Лик ангельский воспевает песнь Тебе, светлой и неискусомужной Марии; с веселием он ликует о Святом Рождении Твоем. Радуйся, надеждо рабов Твоих и предстательство православных. Людие, воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!» (24 ч. 2-я хвалит.).

14) (Ῥάβδος) Божественный Жезл заключился в яслях, (в тоже время) прославляемый на небеси на престоле вместе со Отцем. Ибо добровольно Он воплотился, не оставив (Своего) небеснаго пребывания; со страхом и радостию дориносится4 ангельскими чинми в недрах и объятиях Матери. Людие, воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

15) (Ὤσπερ) Как от Отца Ты родился без Матери, так от Матери вочеловечился без отца. Ибо, хотя (в начале) Ты был безтелесен; но потом (явился) во плоти. Почему херувимы Тебя славословят: «слава в вышних Богу!» Людие воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

16) (Μέγα) Великое, божественное и благочестивое явилось в мире таинство от (Бога) Отца чрез Деву! Ибо родился младенцем Содержащий все, добровольно приняв образ первозданнаго, подлинно, от неискусомужной. Людие воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!» (3 стих. хвалитн. 24 ч.).

17) (Ἄνθος) Да явится Цвет от Жезла Иессеева, предреченный славным пророком. Ибо мы видим Деву родившую паче естества сильно желаннаго с небеси Агнца, сопрестольнаго Отцу в вышних. Людие воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

18) (Νέεσθε) Приидите ныне пастыри стрегущие, созерцайте Бога, соделавшагося Младенцем непреложно, престаньте свиряющие5 и ликующие изумитесь; поскольку Богородица несет на руках (Своих Рожденнаго) прежде денницы. Людие, воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

19) (Ὅρος) Древле пророк горою Божиею предызобразил Тебя, Безмужная, святая и преславная: ибо от чрева Твоего отсекся Камень, Спаситель наш. Он дарует Адаму избавление, разрешает греховныя узы. Людие воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

20) (Ὑμνῶ) Воспеваю Тебя, Царю, повитаго пеленами; ибо Ты разрешаешь узы моих грехопадений и, облекши меня непорочною и нетленною славою, всего меня образуя и возсозидая, соединяешь теснейшим образом со Отцем; почему вопию к Тебе: «Царь Израилев, Христос, – с нами (παραγίνεται).» (2 хвал. 23-го ч.).

21) (Ἔδειξεν) Дево, радость принесло нам таинственное Рождение (Твое), Повитый пеленами в яслях. Ибо, вселившись во утробу Твою, Он не разрушил (Твоего) девства. Добровольно является вочеловечившимся Слово, воплощенное несказанно. Людие воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе».

22) (Ἴδοσαν) Узнали народы о славном спасении, возсиявшем от девическия утробы; дивились пастыри, волхвы же принесли ливан, злато и (особенный) род смирны, (как) верное изображение (Святыя) Троицы; почему воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

23) (Σήμερον) Ныне Адам воззван от заблуждения, и мрачнаго прельщения губителя. Ибо Христос воплощается от Девы как (истинный) человек, Который, воззвав Адама, разрушил клятву чрез Деву; почему воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!» (4 cт. 24 ч. хвал.).

24) (Τύπος) Образом ковчега предызображена была Дева, рождшая Бога, примирение мира; ибо в нем (ковчеге) была стамна, содержащая манну, которою питался (и насыщался древле) Израиль; почему мы, верные к Богородице воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе.»

25) (Ἄφραστον) Несказано, страшно (сие) таинство Слова для всех на земле, равно и для огненных (небесных) воинств. Ибо Сокрывший безтелесное (Божественное естество Свое) от небесных сил воплотился; является Бог вочеловечившийся, а как Он происшел, скрыв (сие) от всех; почему воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе.»

26) (Γκαὶ οὑρανὸς) Небо и земля, сорадуйтесь, видя Еммануила, о котором предвозвещали пророки, созерцаемаго как человека, в яслях покоющагося, на Котораго и ангельские лики страшатся всегда взирать. Ему воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе».

27) (Ἔγνωσαν) Ясно узнали чины ангельские, что ныне родился Содержащий вместе со Отцем (Своим) всяческая, а волхвы вопияли: «ныне Христос от Девы раждается нам во Спасителя; почему возопийте: Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе.»

28) (Νῦν) «Ныне пойдем поспешно в Вифлеем, и узнаем о надежде (возвещаемой) гласом (ангельским)»,– говорили между собою бодрствующие пастыри; «ибо странными представляются нам сии (ангельские) глаголы, странно же и песнопение их; почему воскликнем: «Благословен родившийся Бог наш, слава Тебе!""

29) (Ἐν τῆ πενιχρᾷ) Лик пастырей узрев Единаго Благодетеля всех и Господа в нищете, как младенца возлежащаго в яслях, радостно вопиял вместе с ангелами: «Слава в вышних Богу!» Почему воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе».

30) (Θεόθεν) Богом мудро наставляемые волхвы пришли поспешно от востока, ища рождшагося Царя твари; ибо они увидели возсиявшую денницу, (как предтечу) Его Самаго, и утвердившиеся (таким образом) светло-радостно говорили: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе»

31) (Λίβανον) Волхвы, принесшие ливан, злато, и смирну, подносили (их) Рождшемуся, быв поражены новым (необыковенным светом) возсиявшей звезды. При сем они и исповедали Его Богом, явившимся от Пречистой (Девы); почему восклицали: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе.»

32) (Ἰδού) Пречистая Дева возопила: вот ныне Я раждаю Сына паче ума и слова, Бога Исаии. Он просвещает все, Меня Самую сохраняет от тления; Он разрушил грех Адамов; почему воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

33) (Ἄνω) Свыше воинства и небесныя силы вопиют усердную и немолчную песнь, народы же покланяющиеся в пещере восклицают: Слава Тебе, Христе, пришедшему спасти (нас) земнородных от клятвы. Почему воспоем: «Благословен Ты, родившийся Бог наш, слава Тебе!»

2.1.2. (Стихиры подобны): «Ангельския» 6 .

34) (Ὢ) О, непостижимое и неизреченное таинство! Бог раждается на земле, по благоутробию (Своему) облекшись в рабский образ, дабы исхитить от рабства чуждаго вопиющих (к Нему) с теплою верою: «Благословен Ты, Спасителю, Единый Человеколюбец» (на стихов. 2 ст. 30 ч.).

35) (Δώμεν) Возвеличим, мы верные, Бога, по великому милосердию (Своему) воплотившагося, и Своею бедностию и нищетою обогатившаго всех, жалким образом обнищавших, и возвратившаго древнюю красоту с верою взывающим: «Благословен еси, Спасителю, Ты, Единый Человеколюбец.»

36) (Ἥλιε) «Солнце, Сыне (Мой), – как Я сокрою Тебя в пеленах? Как Я воскормлю млеком Тебя, Питателя всякаго естества? Как держу Я на руках Тебя, Содержащаго все? Как без страха Я созерцаю Тебя, на Котораго не дерзают взирать многоочитые (Херувимы)?»,– (так) говорила Неискусобрачная, держащая Христа (Сл: и ныне на стих; 30 ч.).

37) (Νέον) Новым Младенцем явился Ты нам, Иисусе, возсиявший от Отца прежде век, желая обновить всех человеков, обветшавших в древнем грехопадении. Почему все мы с благодарением, всегда к Тебе вопием: «Благословен родившийся Бог наш слава Тебе!» (ст. 3 на стих. 27 ч.)

38) (Ἂσμασι) Возопийте новыми песнями, вы, пастыри; волхвы, отложите ваши волхвования; горы и холмы источайте веселие; приидите вы, дщери царевы (Пс. 44:10) в радость Богородицы. Людие воспоем: «Благословен родившийся Бог наш, слава Тебе!»

39) (Δέυρω) Прииди, Вифлеем; уготовь (все потребное) к рождеству; ты, Иосиф, иди, напишись 7 вместе с Мариею. Досточтимейшими (должны быть для тебя) сии ясли,-эти богоносныя пелены, в которых Жизнь повитая, Христос Бог наш, разрушает узы смерти, привлекая человеков к нетлению.(Слава: на хвал; 24 ч.).

40) (Ὧ μακαριστὴ) О, преблаженная утроба Богоотроковицы! Ты мысленно сделалась пространнее небеси; ибо оно не вмещает (в себе), но Ты держишь Его носящая. О, блаженнейшие сосцы Девы, от которых питался Питающий всякое дыхание, Христос, внедрившийся плотию Своею во утробу безмужныя Юницы (на и ныне 24 ч. хвал.).

41) (Ἀνίσχη) Звезда Иакова восходит в пещере: приидем и мы, совершая предпразднество; потечем вместе с волхвами, пойдем с пастырями, да узрим Бога в пеленах и Деву, млеком Его питающую. Изумительное зрелище! Приходит (к нам) Царь Израилев, Христос (1 хвал. 24 ч.).

42) (Βουνοὶ) Холмы да источат сладость: ибо, вот, приходит Бог из Феман (Авв. 3:3)8. Покаряйтеся язы́цы (языческие народы), возвеселитесь пророки, патриархи взыграйте,-человеки возликуйте торжественно: раждается Сильный и Великий Начальник, Христос; является на земле Царь небесный (2 хвал. 20 ч.).

43) (Γῆθεν) Приходит Создатель, вознося человеков от земли (к небу), возобновляя царский образ9. Сорадуйтеся (небесныя) Силы, воспойте Всевышняго. Он разрушил средостение вражды (Еф. 2:14), как «то было предустановлено. Ибо Бог является человекам; приходит Царь Израилев, Христос.(3 хвал. 20 ч.)

44) (Δεύτε) Приидите, верные, сретим Создателя приходящаго на землю родиться от Девы. Просветимся чистотою (жизни), возсияем добродетелями. С трепетом и радостию приготовимся созерцать (мысленными очами) Христа-Младенца (Χριστὸν βρεφωθέντα), боготворящаго нас, смертных, по крайней благости Своей.

45) (Ἑγγίζει) Христос приближается: Вифлеем, предуготовься; уже сияет спасение (языческих) народов (Рим. 11:11), устрой ясли, собери пастырей, призови волхвов от Персиды. Воинства безплотных духов вопиют: «Приходит Царь небесный, Христос» (стих. хвал. на слава 20 ч.).

46) (Ζῆλον) Восприимите, пастыри, божественную ревность, разумно возсылая славу Создателю, грядущему родиться в пещере и воспринять пелены, и возлечь в яслях. Почему мы Сему. Младенцу, как Господу, возопиим: «Благословен родившийся Бог наш, слава Тебе!»

47) (Ἤγγικεν) Вот приблизилась Богородица, чтобы родить Еммануила, Котораго (Бог) Отец родил неизреченно прежде денницы. Страшно сие таинство, непостижимо для ангелов и человеков; почему, людие, мы вместе с волхвами и пастырями воспоем: «Благословен родившийся Бог наш, слава Тебе».

48) (Θέλων) Иисусе, – Ты, восхотев умилостивиться над (родом) человеческим, благоволил воплотиться от Пречистыя Девы, и принял на Себя несказанную бедность, Долготерпеливе, желая и обогатить, и обожить, и избавить от нищеты верных, взывающих к Тебе: «Благословен родившийся Бог наш, слава Тебе!»

49) (Ἲνα) Дабы избавить от губительнаго (греховнаго) яда и возсоздать мой первозданный (ἀρχικὴν) образ, Ты воплощаешься и ссешь млеко, – и повиваешься пеленами, Ты, объемлющий все манием (Своим). Воспеваю Тебя, Чудотворче, Слове, Ангеле Отчаго совета (Ис. 9:6), чрез который я соделываюсь безсмертным.

50) (Κόλπον) Не оставив недра Отчаго (Ин. 1:18), Ты явился смертным, и носимый в девственных объятиях, Ты призвал чрез звезду волхвов от Персиды, покланяющихся Тебе Царю (и) Богу, подвигая Духом (Своим) нечествующих10 (сих) предводителей (языческих) народов, которых Ты воздвигнешь и упасешь, как народ Свой (4 хвал. 21 ч.).

51) (Λύων) Желая разрешить меня от уз многих моих прегрешений, Ты пришел, Искупителю, Иисусе мой, чтобы, как младенец, быть повитым пеленами, и возлечь в яслях безсловесных (животных), для воззвания (от погибели) человеческаго рода, Господи, избавляя, Всецарю, от неразумных деяний.

52) (Μάντεως) Пророчески исполняются предречения Валаама: ибо вверившиеся персидским предсказаниям, быв озарены блистанием необычайной звезды, дарами своими свидетельствуют неприступное Солнце, (Тебя) Христа, воплотившагося в Вифлееме, Богом и Царем, а вместе и добровольным Мертвецем. (Ст. хвал. на и ныне 21ч.).

53) (Νῦν) Ныне явился на земле Младенец, рожденный от Отца прежде веков. Возвеселись вся тварь; небеса да возрадуются, созерцая прежде прельщенных опять соединившимися с Богом и взывающими к Нему: «Благословен родившийся Бог наш, слава Тебе!»

54) (Ξύλου) Ты пришел на землю, Христе, оживотворить человеков умерших за лукавое преслушание древа 11 , и положен был, как младенец, в яслях, куда волхвы принесли Тебе дары, между тем как воспевали ангелы, с которыми и мы взываем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе.»

55) (Ὁ τῶν προφητῶν) Велегласный из пророков вопиет, что из девственной утробы родится Младенец Господь, паче слова и ума, Который наречется Ангелом великаго совета (Ис. 9:6) и Жизнию (всех) живущих, к Которому мы восклицаем «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе» (3 ст. на стихов 28 ч.

56) (Πάλιν) Вифлеем снова отверз нам Едем; опять Адам ликует в нем. Ибо приходит, из сего града происходящий (по плоти), Создатель, Христос, имеющий даровать нетленное безсмертие, – Живоначалие всех (живущих), Котораго приобщаясь мы уже не умираем и, будучи смертны, делаемся безсмертными.

57) (Ῥάβδος) Жезл таинственный Ты произрастила, Марие; ибо от Тебя, Пречистая, процвел Цвет, Господь, сотворивший веки (Евр. 1:3.) и содержащий все. Чрез Него Ты соделалась Богородицею. Посему мы, сошедшись для (прославления) сей радости Твоей, вопием: «Благословен родившийся Бог наш, слава Тебе!»

58) (Σκίρτησον) Взыграй, Давид; ибо от твоего чресла (раждается) Христос; радуйся Иессей, ибо процветает твой корень; от твоего, Иуда, колена произыдет Господь, по предсказанию Валаама. (Чис. 24:9). Он поглощает (ἔδεται) народы12, как (пророчествует) великий Исаия. (Ис. 11:10). Се Дева Всечестная родит Отроча Еммануила. (На и ныне ст. 22 ч. хвал.).

59) (Τὸ προορισθὲν) Явилось таинство предопределенное (Богом) Отцем прежде век и в последние дни предвозвещенное пророками, – Бог вочеловечился, восприяв плоть (Свою) от Девы. Несозданный, по воле (Своей) созидается; Сый (прежде век) является (во времени): приходит Царь Израилев, Христос. (1 хв. ст. 23 ч.).

60) (Ὕμνον) Воспойте немолчную хвалебную песнь Владыке, имеющему родиться в Вифлееме; ибо Он безсеменно воплощается, по истине родился. Воспоем, мы людие, вместе с ангелами: «Слава в вышних Богу!» Людие, воскликнем: «Благословен пришедый Бог наш,

слава Тебе!»

61) (Φῶς) Звездочетцы волхвы, узнав посредством звезды Свет (рожденный) от Света (Предвечнаго) и возсиявший от Девы земнородным, оставили персидскую тьму и всякое свое заблуждение по звездам, и с радостию воспевали родившемуся Богу: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе.» (3 стих. 23 ч. хвал.).

62) (Χάριν) Воспримите, пастыри, благодать словесную, воспойте Господа (рожденнаго) в Вифлееме; ибо от Девы происшел Спаситель наш, Господь: разрушена клятва Евы чрез рождшагося Царя; почему воспоем: «Благословен родившийся Бог наш, слава Тебе».

63) (Ψάλλετε) «Пойте светло; ибо ныне Создатель, все устроивший вместе со Отцем (Своим)», (так вопияли чины ангельские и волхвы) – «ныне Христос раждается от Девы во Спасителя нам. Людие воспоем: Благословен родившийся Бог нащ, слава Тебе».

64) (Ὤφθης) Ты явился на земле и обращался с человеками; вместе с Своими рабами Ты записан был (в переписи народной) по законам Кесаря; Ты соделался тварию, (хотя в тоже время) не изменился: вполне неизменно пребыл Ты всецело Богом, хотя и воплотился. Слава Твоему домостроительству, честь, похвала, великолепие, и ныне и во веки! Аминь. (На и ныне 23-го хвал.).

2.1.3. (Стихиры) подобны предпразднственныя 13 .

65) (Ὣ) О, непостижимое и великое таинство! Как возложен в яслях безсловесных, будучи обвит пеленами как младенец, Неприкосновенный (существом), освобождающий всех от безсловесия и вводящий в рай вопиющих к Нему: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе».

66) (Ψάλλε) Воспой ты, новый Израиль, песнь новую, воспой песнь оную небесную, возвеселись, утешься, радуйся и ликуй, и иди светло на свои праздники; Бог явился из Феман, и хощет омыться плотию в струях Иорданских как человек, (на 23 ч. на слава, хвал.).

67) (Χλόην) Ирод посмеянный от волхвов, (как первоначальную младшую зелень), безчеловечно пожинает первый начаток младенцев, и умышлял подъять на Тебя (свою) убийственную руку. Но Ты приходишь к Египтянам, прогоняя глубочайшую тьму (неверия), с которыми мы поем: «Благословен родившийся Бог наш, слава Тебе». (на 23 ч. 4 хвал.).

68) (Φάθι) Громогласно провещай пророк Исаия: «Вот безмужная Дева во чреве приимет, и безсеменно родит Создателя и Царя всех веков (1Тим. 1:17). Которому мы вопием в радость Богородицы, светло воспевая: „Благословен родившийся Бог наш, слава Тебе“».

69) (Ὕμνησαν) Холмы, горы, долины и поля прославили Христа от Девы пришедшаго; а звезда с небеси показала (Его) волхвам, лежащаго в пещере как младенца, облеченнаго плотию раба, к Которому вопием мы: «Благословен родившийся Бог наш, слава Тебе“. (29 ч. 1 стих. на стих. у.).

70) (Τίς σου) «Сколь велика и неизъяснима (добровольно подъятая Тобою на Себя) нищета, чрез которую Адам обогатился божественными (Твоими дарами)», – вопияла Дева, держащая в (Своих) объятиях Еммануила, Бога и Творца, облеченнаго плотию Ея, к Которому вопием: «Благословен родившийся Бог наш, слава Тебе». (29 ч. 2 стих. на стих. у.).

71) (Σύμμορφος) Глас ликований небесных совершался одинаково с нашим на земле; вострубите еще благогласнее вы, пророческия трубы: ибо Бог пришел. Пастыри взыграйте на (своих) свирелях (ἀυλοῦντες); людие воспойте: «Явился Царь Израилев, Христос».

72) (Ῥαύδσιδηρᾷ) Ты, Иудей, сокрушен будешь (ποιμανθήσῃ)14 жезлом железным (Пс. 2:10); поскольку ты не уверовал и нападал на пророков. Ибо рожденному Сыну (Своему Бог) Отец дает в наследие народы (языческие) и обладание всею землею. Тебя, убийца, Он отринет; ибо ты отрекся вопиять: «Царь Израилев, Христос, приходит». (22 ч. на слава, хвал.).

73) (Παιδίον) Отроча, Царь Сый веков, раждается добровольно и Сыном нам дан (Ис. 9:6). Послушайте, народы; Израиль, внемли. Разумейте и покаряйтеся; ибо с нами Тот, Который сокрушит и ниспровергнет по всей земле всякое и царство, и начальство, Ему не повинующееся (22 ч. 4 ст. хвал.).

74) (Ὁ τερατουργῶν) Творящий чудеса и поражающий (казнями) Египет, Одождляющий неблагодарному народу манну воплощается и питается млеком, и зримый Младенцем бежит от преследующаго Ирода, военный Девою как на облаке, как предсозерцает сие Боговиднейший Исаия (Ис. 19:1). (22 ч. 3 ст. хвал.).

75) (Ξένου) При необыкновенном сем рождении являются необыкновенныя дела. Каким образом Седящий вместе со Отцем в вышних, родившись, полагается в яслях безсловесных (животных)? Как Неприкосновенный (существом) – в (сих) пеленах, Вездесущий – в (этой) убогой пещере? Людие воскликнем: «Царь Израилев, Христос, пришел». (22 ч. 2 ст. хвал.).

76) (Νῦν) Ныне разрешаются древния (прообразовательныя) видения: ибо (теперь) и Дева восприняла во чреве, и Камень отсекся от горы, и Жезл Иессеев процвел и Роса Гедеонова на землю сошла. Людие воскликнем: «Благословен родившийся Бог наш, Слава Тебе». (22 ч. 1 ст. хвал.).

77) (Μήτραν) Вселившись несказанно во утробу Девы, Ты показался во граде иудейском, Вифлееме, родившись по великому, Христе мой, благоутробию (Твоему), – между тем как свыше звезда проповедывала (о Тебе) и издалеча влекла (за собою) волхвов, с верою вопиющих: «Благословен родившийся Бог наш, слава Тебе».

78) (Λόγος) Слово Единосущное Отцу, примесившись к пречистым девственным кровям, с течением времени и образуется и возрастает, а потом раждается в пещере. Ангелы в ужасе рукоплещут, люди воспевают: «Царь Израилев, Христос приходит».(21 ч. на Слава:.хвал., в старых Минеях).

79) (Κράζε) Воскликни, Богоотец и пророк Давид, к (этой) светозарной звезде, возсиявшей прежде денницы. Но о ком ты воскликнешь? О Родившемся безсеменно от отроковицы Девы; почему возопиим, людие, в радость Богородицы, говоря: «Благословен родившийся Бог наш,

слава Тебе».

80) (Ἱστῶμεν) Станем благоговейно (ὁρθῶς) во храме (ὄιχω) Господнем, и с восклицанием воспоем согласно о Его милосердии и великом (к нам) снисхождении, по которому Он в Вифлееме Иудейском благоволил показать Себя Младенцем взывающим к Нему: «Благословен родившийся Бог наш, слава Тебе». (3 ст. стихов. 30 ч.).

81) (Θέσφατα) Слово, исполняющее богооткровения и видения пророческия, раждается плотию и образуется (человеком) (παχύνεται) (во утробе Богоматери), и родившись, полагается в яслях безсловесных. Какое крайнее Его снисхождение! (Какое) ужасное Его домостроительство, ради котораго мы поем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе». (21 ч. 2 хв.).

82) (Ἡ δημιουργός) Ныне предходит Содетельная (Божия) Премудрость; разсееваются облака пророческия? проясняется благодать, истина возсияла, упраздняются сеновныя гадания, врата Едемския отверсты. Адам, ликуй: Содетель наш, Бог, добровольно соделался человеком (πεπλαστούργηται). (1 хвал. 21 ч.).

83) (Ζῆλός τε) Зависть и ревность, как огонь, снедают тебя, безумный, поистине заблудший, и ложный исполнитель закона. Ибо, вот, Дева, как, сказал Исаия, восприяла во чреве, и возлагает в яслях Всецаря. Почему (и) истощились все вожди от колена Иудина (Быт. 49:10) (на и ныне 20 ч. хвал.).

84) (Ἐν ἀλαλαγμῷ) Мы сошедшиеся с восклицанием воспоем согласно Господа, родившагося на земле, Который зрится как младенец, и вместе с тем уничтожает всякую злобу врага, соделав нас земных небесными, – вопия к Нему: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе».

85) (Δεῦρω) Прииди сюда, тяжкосердый Израиль, прогони лежащий на душе (твоей) мрак (неведения и неверия); познай Творца раждаемаго в пещере; Он Самый есть чаяние язычников; Он уничтожит праздники твои; ибо ты отрекся взывать: «Царь Израилев, Христос приходит». (4 ст. хв. 20 ч.).

86) (Γέγηθως) Торжествующий лик ангелов, когда узрел в пещере Тебя родившагося от Девы, прославляя вопиял вместе с пастырями, и говорил: «Слава в вышних Явившемуся на земле даровать мир вопиющим: „Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе.“»

87) (Βουλῇ) Господи, Ты, приклонивый волею (Своею) небеса, снисшел (на землю) (Пс. 67:10), и вселился несказанно в девственную утробу, Ты познался в пещере Младенцем раждаемым, и обращался с человеками, указуя самый лучший путь (к Тебе) вопиющим: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

88) (Ἂνω) Горé воспевают ангельския воинства, долу Воплотившийся, по крайнему Своему благоутробию , от Пречистыя Девы созерцался, как Младенец доступный волхвам и пастырям, (но в то же время) будучи неприступным (по Божественному) естеству (Своему), – к Которому мы вопием: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

2.1.4. (Стихиры) подобны попразднственныя. 15

89) Вся тварь совершает ныне с радостию торжество, и небеса веселятся вместе с нами: ибо Творец, от Девы воплощаемый, чудно показался Младенцем в Вифлееме Иудейском, к Которому воспоем: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе.» (1 ст. стих. 27 ч.)

90) Ты явилась, Дево, мысленным утром (Соф. 3:5), держа в объятиях Своих Христа -Солнце, чрез Которое всякое словесное естество световодится сиянием познания совершенства, и удостоивается нетления. С верою возопиим: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!» (3 ст. стих. 29 ч.).

91) (Господа нашего), по неизреченной Его милости родившагося в вертепе, Котораго премирныя небесныя Силы воспевают (своими) чистыми огненными устами, – (Сего) и мы сподобляемся воспевать (ныне) бренным языком. Будем (же) непрестанно вопиять к Нему; „Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!“ (На и ныне стихов. 29 ч.).

92) Приидем мы все, где раждается Христос, имея в уме своем звезду веры; ибо, шествуя туда мысленно, мы и ускорим к тому, чтобы видеть Его родившагося в Вифлееме Иудейском, и принесем достойные Ему дары, – лучшия из добродетелей.

93) Свыше звезда показала волхвам родившагося в вертепе Еммануила,-это неописанное Солнце правды, хотя и описуемое яслями, облекшагося бренною плотию. К Нему мы вопием: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

94) Дева, сознавая Себя нетленною, чистою, после изумительнаго и несказаннаго рождения (Своего), восклицала: «Неизъясниме, Господи, Я держу Тебя повитаго пеленами, прославляю Тебя вместе с пастырями, с верою вопия: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!»

95) «Как, будучи неприкосновенным, Ты содержался во утробе? Как, будучи Огнь, Ты не сожигаешь утробу Мою? Как родился Ты Младенцем, облеченным плотию от Девы, Ты, Совечный Отцу? Воспеваю, прославляю, Господи, величия Твоего страшнаго рождества для спасения мира.»

96) «Солнце, Христе», вопияла Дева, «как Я воззрю на Тебя, и обвию (Тебя) пеленами, просвещающаго души всех Божественною благодатию? Как буду держать (Тебя) в Своих объятиях? Как Я буду питать млеком Тебя, уподобившагося вопиющим: Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе.»

97) Богоотец воскликнул, предвозвещая, что волхвы принесут Христу, родившемуся от Девы, дары из Феман (Пс. 71:10)16, и что все находящееся в пещере поклонится Тому, Котораго Ты родила, чистая Дево, почему мы вопием: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе.»

98) Ты, Богородице, явилась превыше (всех) жен: ибо восприяла во чреве Своем Слово Божие, Которое Ты родила, Дево, неискусобрачная Владычице, пребыв Девою, (и) по рождестве Облагодатствованная (κεχαριτωμένη)! К Нему с верою мы, людие возопиим: «Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!».

99) «Гавриил (архангел) говорит (Мне): „Что Ты вопиешь? О чем плачешь?“ – Смотря на убиение Моих младенцев, как слабых агнцев, и не перенося (сей)скорби, Я всецело сокрушаюсь, (истощаясь) от слез. Но тем не менее, вместе с сим, Я воспеваю Сотворившему (их, т. е. младенцев): „Благословен пришедый Бог наш, слава Тебе!“»

3. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота)

24 декабря/6 января н.ст.

На «Хвалите:» стихиры, глас 6, на 4

Подобен: Ангельския предыдите:

1 (41). Звезда воссияла от Иакова в пещере; / придем и мы совершить предпраздничные торжества; / поспешим с волхвами, с пастухами приступим, / увидим Бога в пеленах, увидим Деву молоком питающую. / О, в трепет повергающее зрелище! / Царь Израилев, Христос приходит.

2 (13). Песнопениями хор Ангельский ныне чтит Тебя, / светлую и не знавшую мужа Матерь. / Радостно ликует он / о рождении от Тебя Христа, Пречистая: / «Радуйся, надежда православных, / радуйся, Защитница Тебе поющих!» / Потому воззовем: / «Благословен пришедший Боже наш, слава Тебе!»

3 (17). «Цвет произойдет из корня Иессеева», – / богопросвещенным пророком провозглашено; / и вот, мы видим Деву, сверхъестественно родившую / Розу возлюбленную в пещере, / Того, Кто восседает на одном престоле со Отцом на небесах. / Люди, воззовем: / «Благословен пришедший Боже наш, слава Тебе!»

4 (23). В сей день Адам призван от прельщения / и от мрачной противника лжи, / ибо Христос от Девы воплощается как Человек – / Он, обновив Адама, проклятие через Деву упразднил. / Люди, воззовем: / «Благословен пришедший Боже наш, слава Тебе!»

Слава, глас и подобен тот же: (39). Скорее, Вифлеем! / Готовь все для рождества. / Иди, Иосиф, записывайся с Марией. / Священнейшие ясли, богоносные пелены! / Жизнь, в них повившись, расторгнет узы смерти, / к нетлению смертных привлекая, / – Христос Бог наш!

И ныне, подобен тот же: (40). О, блаженное чрево Богом избранной Отроковицы: / оно уму явилось большим небес! / Ибо не вмещаемого небом / Ты удерживаешь, в Себе нося. / О, блаженные сосцы Девы, / от которых питается Питающий все дышащее Христос, / Тот, Кто плоть Себе создал / во чреве незамужней Девицы!

4. Перевод свящ. Филиппа Парфенова

(Стихира 1)

Ангельские предшествуйте, силы;

Те, кто в Вифлееме, ясли готовьте!

Ведь Слово рождается, мудрость приходит.

Прими целование, Церковь,

На радость Богородицы. Люди, воскликнем:

«Благословен Пришедший нас ради,

Боже наш, слава Тебе!»

Источник: http://www.pravmir.ru/predprazdnuem-lyudie-xristovo/

* * *

1

(Ἵνα) Се Чистая паче ума и слова/ раждает Сына Божия/, егоже пророцы проповедаша древле,/ провидяще Духом Святым/, нескверну Тя сохраняюща/ и разрешающего Адама от греха/ Людие, рцем: / Царь наш Христос / плотию приходит.

2

В дополнение к кондакам и икосам св. Романа Сладкопевца, вниманию читателей предлагаются стихиры прдпразднственыя на Рождество Христово, как заключительная часть его творений, – после которых других творений св. Романа доселе (1881 г.) неизвестно. Стихиры сии подразделяются на четыре отдела. К первому отделу принадлежат стихиры под названием: «Ангельския», имеющия акростих: ἄινος ταπεινοῦ ομανοῦ εἰς τὰ γενέθλια – похвала св. Романа на дни праздника Рождества.

3

Так как сим словом начинаются сии предпразднственныя стихиры, то от сего они и получили это самое название. При сем означены стихиры, помещенныя в нашей служебной декабрьской минеи.

4

Δορυφορεῖται; это слово происходит от δορύ – копьё, и φέρω, или φορέω, несу; выражение это заимствовано от древняго обычая носить царей в сопровождении копьеносцев, которые составляли их охранительную стражу. В применении к небесным воинствам, сие выражение означает: чествуется, с особенным благоговением чтится.

5

Т.е. играющие на свирелях

6

Греческое название сих стихир: Στιχηρὰ προσόμοια, ἁι γγελικαὶ. Из начальных слов первых 7-ми стихир составляется окроетих: ᾠδὴν δω-зн: пою песнь. Следующия, до конца сего отдела, стихиры расположены в порядке греческаго алфавита от Α до Ω.

7

В переписи народной, как это было нужно, по повелению Римского императора, Августа Кесаря: потому что Иудея в то время была покорена Римлянами.

8

По Евсевию: πς (δὲ) ὁ πρὸς νότον τόπος υτω καλεῖται, т. е. Феманами называется всякое место к Югу, следовательно, из Феман – значит: от Юга. Лексик. in LXX et reliquos interpretes Graecos ac scriptores veteri testamenti Joh. Schlevsner. 1820 г.

9

Богоподобие в человеке

10

Т. е. не просвещенных истинным светом богопознания.

11

Преслушание заповеди Божией не вкушать от запрещеннаго древа, данной в раю прародителям нашим,-послужившее началом первороднаго греха, перешедшаго на всех человеков.

12

Т.е. будет обладать ими.

13

Стихиры сии, начальными буквами каждой из них, расположены в порядке греческаго алфавита обратном, от Ω до Α.

14

По смыслу, изъясненному в древлф-сдавянской Псалтири XIII в. (труд. архимандрита Амфилохия); стран. 4, примеч. 5.

15

Греческое название их: Στιχηρὰ μοια μεθεόρτια.

16

В настоящем случае выражение: из Феман – значит – от Востока, по Цислинию. Лексик. Joh. Schlevsner.


Источник: Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторые недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы и стихиры его же на препразднственные и попразднственные дни пред рождеством Христовым и по рождестве Христове / Пер. диакона Сергия Цветкова. - Москва : тип. Л.Ф. Снегирева, 1881. 201 с. / Стихиры предпразднственные и попразднственные пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. 185-201 с.

Комментарии для сайта Cackle