Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


протоиерей Серафим Слободской

Закон Божий

Часть 1

   

Содержание

   Предисловие ко 2-му изданию

Часть первая. Предварительные понятия

О мире О Боге Свойства Божии О молитве О грехе О крестном знамении О поклонах Какие бывают молитвы Когда Бог слышит нашу молитву Где и когда можно молиться Богу О храме Благословение священника О святых иконах Как изображается Бог на святых иконах Кого, кроме Бога, изображаем на святых иконах О святых ангелах О святых людях О нимбах на иконах ПОЧЕМУ МЫ НАЗЫВАЕМСЯ ПРАВОСЛАВНЫМИ ХРИСТИАНАМИ

Часть вторая. Молитвы

Краткие молитвы Хвалебная молитва Господу Богу Молитва мытаря Молитва Господу Иисусу Молитва Святому Духу Ангельская песнь Пресвятой Троице, или «Трисвятое» Славословие Пресвятой Троице Молитва Пресвятой Троице Молитва Господня Ангельское приветствие Божией Матери Хвалебная песнь Богородице Самая краткая молитва к Божией Матери Молитва Животворящему Кресту Молитва Ангелу-Хранителю Молитва святому Молитва за живых Молитва за умерших Молитва пред учением Молитва после учения Молитва пред вкушением пищи Молитва после вкушения пищи Утренняя молитва Вечерняя молитва Церковнославянские буквы Сравнительная таблица чисел

Часть третья. Священная история Ветхого и Нового Завета

Введение в Священную историю Ветхого и Нового Завета ВЕТХИЙ ЗАВЕТ Сотворение неба — невидимого мира Сотворение земли — видимого мира Беседа о первом дне творения Беседа о втором дне творения Беседа о третьем дне творения Беседа о четвертом дне творения Беседа о пятом дне творения Беседа о шестом дне творения Как Бог сотворил первых людей Жизнь первых людей в раю Беседа о человеке Грехопадение Последствия грехопадения и обетование Спасителя Беседа о грехопадении Почему Господь Бог допустил грехопадение первых людей. А если допустил, то почему Господь просто («механически») не возвратил их после грехопадения в прежнее состояние райской жизни? Об образе и подобии Божием в человеке Каин и Авель Потоп Беседа о потопе Жизнь Ноя и его детей после потопа Столпотворение вавилонское и рассеяние людей Появление идолопоклонства Авраам Явление Бога Аврааму в виде трех странников Гибель Содома и Гоморры Принесение Исаака в жертву Женитьба Исаака Исав и Иаков Видение Иаковом таинственной лестницы Иосиф Иосиф в Египте Свидание Иосифа с братьями и переселение Иакова с семейством в Египет Беседа: история Иосифа, записанная на языке деревьев История многострадального Иова Египетское рабство Моисей Пасха и исход евреев из Египта Переход евреев через Чермное (Красное) море и другие чудеса Синайское законодательство Скиния Сорокалетнее странствование евреев. Медный змий Вступление евреев в землю обетованную Беседа о чуде Иисуса Навина Судии Гедеон Самсон Самуил История Руфи Саул, первый царь еврейский Победа Давида над Голиафом Царь Давид Царь Соломон Разделение царства еврейского на два: Иудейское и Израильское Пророки Пророк Илия Пророк Елисей Пророк Иона Беседа о пребывании пророка Ионы во чреве китовом Падение израильского царства Иудейское царство Пророк Исаия Падение Иудейского царства. Пророк Иеремия Вавилонский плен Пророк Иезекииль Пророк Даниил Друзья пророка Даниила — Анания, Азария и Мисаил — в печи вавилонской Падение вавилонского царства Мидийско-персидское владычество. Пророк Даниил во рве львином Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение второго храма Греческое владычество. Перевод книг Священного Писания на греческий язык Мученики за веру. Маккавеи Римское владычество. Всеобщее ожидание Спасителя Палестина НОВЫЙ ЗАВЕТ. Рождество Пресвятой Девы Марии Введение во храм Пресвятой Девы Марии Пресвятая Дева Мария у Иосифа Возвещение Ангела о рождении Предтечи Благовещение Пресвятой Девы Марии Посещение Пресвятою Девою Мариею праведной Елизаветы Рождество Иоанна Предтечи Рождество Христово Поклонение волхвов Сретение Господне Явление ангела во сне Иосифу. Бегство в Египет и избиение младенцев. Возвращение в Назарет Отрок Иисус в храме Проповедь Иоанна Предтечи Крещение Иисуса Христа Иисус Христос в пустыне и искушение Его от диавола Явление Иисуса Христа народу и Его первые ученики Первое чудо Иисуса Христа Изгнание торгующих из храма Беседа Иисуса Христа с Никодимом Беседа Иисуса Христа с Самарянкою Исцеление сына царедворца Исцеление расслабленного при овчей купальне Исцеление сухорукого Избрание апостолов Нагорная проповедь ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ О НЕОСУЖДЕНИИ БЛИЖНЕГО О ПРОЩЕНИИ БЛИЖНЕГО О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ОБРАЩЕНИЯ С БЛИЖНИМИ О СИЛЕ МОЛИТВЫ О МИЛОСТЫНЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ДОБРЫХ ДЕЛ Сила веры и молитвы за других — исцеление расслабленного в Капернауме Воскрешение сына Наинской вдовы Притча о сеятеле Притча о зерне горчичном Притча о закваске Притча о пшенице и плевелах О пришествии Царства Божия на земле Укрощение бури Воскрешение дочери Иаира Усекновение главы Иоанна Предтечи Чудесное насыщение народа пятью хлебами Хождение Иисуса Христа по водам Исцеление дочери хананеянки Исповедание Петра. Предсказание Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении Преображение Господне Главная заповедь Иисуса Христа — любовь к Богу и ближнему Притча о милосердном самарянине Иисус Христос у Марфы и Марии Обличение Спасителем фарисеев в грехе — хулы на Духа Святого и прославление Им Божией Матери Кто именуется в Евангелии «братьями» Господа Иисуса Христа Исцеление слепорожденного Притча о неразумном богаче Дарование молитвы ученикам О прощении обид. Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце Исцеление десяти прокаженных Притча о богатом и Лазаре Притча о мытаре и фарисее Благословение детей Притча о блудном сыне Предсказания Иисуса Христа о кончине мира и о втором Его пришествии Притча о десяти девах Притча о талантах О страшном суде Воскрешение Лазаря Торжественный вход Господа в Иерусалим Притча о злых виноградарях О ПОДАТИ КЕСАРЮ О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ О БОЖЕСТВЕННОМ ДОСТОИНСТВЕ МЕССИИ — ХРИСТА Лепта вдовицы Предательство Иуды Тайная вечеря Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу Суд над Иисусом Христом у первосвященников Отречение апостола Петра Погибель Иуды Иисус Христос на суде у Пилата Иисус Христос на суде у царя Ирода Последний суд над Иисусом Христом у Пилата Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу Распятие и смерть Иисуса Христа Снятие с креста и погребение Спасителя Воскресение Иисуса Христа Явление воскресшего Иисуса Христа двум ученикам на пути в Эммаус Явление Иисуса Христа всем апостолам и другим ученикам, кроме апостола Фомы Явление Иисуса Христа апостолу Фоме и другим Апостолам Явление Иисуса Христа ученикам при море Тивериадском и восстановление отрекшегося Петра в апостольстве Явление Иисуса Христа апостолам и более чем пятистам ученикам Христос Воскресе! Вознесение Господне Сошествие Святого Духа на апостолов Жизнь первых христиан Гонение иудеев на христиан. Святой первомученик Стефан Обращение Савла Успение Божией Матери Апостольский Собор в Иерусалиме Проповеднические труды апостолов КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ о проповеди и о судьбе св. апостолов Всеобщее гонение на христиан. Разрушение Иерусалима Прекращение гонений. Воздвижение Креста Господня Новые враги христианства Вселенские соборы Отпадение Римской церкви. Просвещение славян Крещение Руси

Часть четвертая. О вере и жизни христианской

Назначение человека О естественном откровении О сверхъестественном Божественном Откровении. О Священном Предании и Священном Писании КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Символ Веры О первом члене Символа Веры О втором члене Символа Веры Беседа о превечном рождении Сына Божия О третьем члене Символа Веры Беседа о воплощении Сына Божия Беседа о чудесах Божиих О четвертом члене Символа Веры Беседа о Кресте Христовом Беседа о трех промыслительных действиях Божиих, явленных нам на нашей грешной земле О благодатном огне на гробе Господнем Благодатный огонь Великой Субботы О пятом члене Символа Веры Беседа о Воскресении Христовом О шестом члене Символа Веры О седьмом члене Символа Веры О восьмом члене Символа Веры О девятом члене Символа Веры О десятом члене Символа Веры ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ ТАИНСТВО БРАКА ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ Об одиннадцатом члене Символа Веры Беседа о всеобщем воскресении мертвых О двенадцатом члене Символа Веры О жизни христианской Десять заповедей Закона Божия О первой заповеди Закона Божия О второй заповеди Закона Божия О третьей заповеди Закона Божия О четвертой заповеди Закона Божия О пятой заповеди Закона Божия О шестой заповеди Закона Божия О седьмой заповеди Закона Божия О восьмой заповеди Закона Божия О девятой заповеди Закона Божия О десятой заповеди Закона Божия Девять заповедей блаженства О первой заповеди блаженства О второй заповеди блаженства О третьей заповеди блаженства О четвертой заповеди блаженства О пятой заповеди блаженства О шестой заповеди блаженства О седьмой заповеди блаженства О восьмой заповеди блаженства О девятой заповеди блаженства Беседа о смысле зла Заключение СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНЫЕ И ВЕРА В БОГА

Часть пятая. О богослужении православной церкви

Понятие о Богослужении Храм и его устройство Священнослужители и их священные одежды (облачения) О порядке церковных Богослужений О Богослужебных книгах Ектении Всенощное бдение БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ Молитва на Литургии пред Св. Причащением О Литургии св. Василия Великого Литургия Преждеосвященных Даров Молитва святого Ефрема Сирина Важнейшие действия при совершении таинств О молебнах О погребении усопших КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БОГОСЛУЖЕНИЙ ГОДОВОГО КРУГА Великий Пост Недели Великого Поста Страстная седмица Великий Четверг Великая Пятница Великая Суббота ПРАЗДНИК ПАСХИ — СВЕТЛОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО Праздник Пятидесятницы — День Св. Троицы Праздник Воздвижения Креста Господня Праздник Преображения Господня Праздник Рождества Христова Праздник Крещения Господня О монашестве и монастырях О паломничестве О юродстве ради Христа О колоколах и русском православном звоне Послесловие
Предисловие ко 2-му изданию
   Необходимость иметь обширное пособие в преподавании Закона Божия диктуется современными, особенными, небывалыми условиями:

1. В большинстве школ Закону Божиему не учат, а все естественные науки преподаются сугубо материалистически.

2. Большинство русских детей и молодежи находится в окружении иностранной среды, среди различных вероисповеданий и рационалистических сект.

3. Учебники старого издания уже все распроданы, их достать почти невозможно. Кроме того, не все учебники старого издания могут вполне удовлетворять требованиям и запросам современных детей.

   Все эти указанные условия и другие обстоятельства нашего трудного времени налагают на родителей, на всех воспитателей детей и, особенно, на преподавателей Закона Божия огромную ответственность. Кроме того, никто не знает, что будет завтра, — будет ли данный ребенок учить Закон Божий или нет, может быть завтра семья его переедет в место, где не будет ни церковной школы, ни храма, ни священника. Уже это одно обстоятельство не дает нам возможности в самых первых классах ограничиваться простым (без всяких пояснений) рассказыванием ребенку событий священной Истории, как это делалось раньше, при программах, рассчитанных на много лет.
   В наше время необходимо избегать рассказывать Закон Божий в форме наивной сказки (как говорят «по-детски»), ибо ребенок и поймет его, как сказку. Когда же будет взрослым, у него произойдет разрыв между учением Закона Божия и восприятием мира, как это мы и наблюдаем нередко в окружающей нас жизни. У многих современных людей с высшим образованием знания в области Закона Божия остались только со школьной скамьи первых классов, т. е. в самой примитивной форме, которая, конечно, не может удовлетворять всем запросам ума взрослого человека. Да и у самих детей, растущих в современных условиях и развивающихся быстрее обычного, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы. Такие вопросы, на которые многие родители и взрослые совершенно не в силах ответить.
   Все эти обстоятельства выдвигают первостепенную задачу, — дать в руки не только детям в церковной школе, но и самим родителям, преподавателям и воспитателям, а лучше сказать семье, — школу Закона Божия. Для этого, как показывает практика, необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни.
   Ввиду того, что многие из учащихся может быть никогда не возьмут в руки Св. Библию, а будут довольствоваться только одним учебником, то такое положение требует от учебника абсолютную правильность передачи Слова Божия. Не должно быть допущено не только искажения, но даже малейшей неточности в изложении Слова Божия.
   Нам приходилось видеть многие учебники, особенно для младших классов, в которых допускались неточности, а порой и неправильности в передаче Слова Божия. Приведем несколько примеров, начиная с мелких.
   В учебниках часто пишут: «Мать Моисея сплела из тростника корзинку»... В Библии же сказано: «взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою»... (Исх.2:3). На первый взгляд это кажется «мелочью», но эта «мелочь» сказывается дальше уже в более крупном.
   Так вот, в большинстве учебников пишут, что Голиаф поносил, хулил имя Божие. Когда в Слове Божием сказано так: «не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы?.. сегодня я посрамлю полки израильские, дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем»... И говорили израильтяне: видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля»... (1 Цар.17:8, 10, 25). И сам Давид свидетельствует, когда говорит Голиафу: «ты идешь против меня с мечем и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил» (1 Цар.17:45).
   Вполне ясно и определенно сказано, что Голиаф смеялся вовсе не над Богом, а над полками израильскими.
   Но есть ошибки-искажения, которые явились роковыми для многих людей, напр., повествование о потопе. В подавляющем большинстве учебников довольствуются сказать, что шел дождь 40 дней и 40 ночей и наполнил землю водою, покрыв все высокие горы.
   В самой же Св. Библии сказано совершенно иначе: «... в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей»... «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт.7:11-12; 24).
   А в следующей главе говорится: «... и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней ...» «в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт.8:3; 5).
   С предельной ясностью Божественное Откровение говорит, что потоп усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затем вода стала убывать, и только на 10-ый месяц показались верхи гор. Значит, потоп продолжался не меньше одного года. Это особенно важно и существенно знать в наше рационалистическое время, ибо и научные геологические данные это всецело подтверждают.
   Укажем еще на одно очень важное обстоятельство. Все учебники, за очень редким исключением, принимают дни творения за наши обычные дни. Каждый учебник так и начинается: «Бог сотворил мир в шесть дней ...», т. е. другими словами в неделю. А, ведь, в наше время такие слова, которые в Библии не существуют, для школьников являются самыми странными. Этими словами всегда оперируют безбожники, но, именно, эти то слова и являются полным искажением, в самом начале, Божественного Откровения. Эти слова вызывают у неутвержденного человека сомнения и тогда все остальное Св. Писание начинает им отвергаться, признаваться ненужным и плодом человеческой фантазии. Именно это и пришлось пережить пишущему эти строки, по необходимости слушая антирелигиозные лекции в школе.
   Вопрос о днях творения, в условиях нашего времени, никак нельзя оставить без внимания. Тем более, что разъяснение этого вопроса мы находим еще в 4-м веке у Св. Василия Великого, в его книге «Шестоднев», у Св. Иоанна Дамаскина, а также у Св. Иоанна Златоуста, у Св. Климента Александрийского, у Св. Афанасия Великого, у блаж. Августина и др.
   Наш день (сутки) зависит от солнца, а в первые три дня творения, не было еще и самого солнца, — значит были не наши дни. Какие были дни творения — неизвестно, ибо «у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Пет.3:8). Но одно можем предположить, что эти дни не были мгновениями, об этом говорит последовательность, постепенность творения. И Святые Отцы «седьмым днем» называют весь период от сотворения мира до наших дней и продолжающимся до конца мира.
   Но, вот, пережив духовный кризис, попадаем за границу. Здесь, талантливый писатель Минцлов своею книгою «Сны земли» снова вызывает мучительные дни недоумений и сомнений.
   Дело в том, что Минцлов, описывая спор студентов петербургской Дух. Академии, устами студента Крестовоздвиженского говорит:
   — Нельзя же закрывать глаза на достижения науки в исследовании Библии: она на три четверти фальсификация жрецов!
   — А например?
   — Например, хотя бы история исхода евреев из Египта — Библия рассказывает, что они сами ушли оттуда, что войско египтян погибло вместе с фараоном Мернефтой в Чермном море, а недавно в Египте нашли гробницу этого самого фараона, и из надписей в ней видно, что он и не думал погибать нигде, а умер себе дома...»
   Мы не намерены спорить с г. Минцловым, что фараон Мернефта есть, именно, тот фараон, при котором евреи вышли из Египта. Ибо это дело историков, тем более, что в Библии не указано имя фараона. Но мы хотим сказать, что в этом вопросе г. Минцлов оказался совершенно несведущим, но одновременно с этим, он, не задумываясь, смело бросает «яд» сомнения в достоверность Слова Божия.
   В Священном Писании нет определенно точного исторического указания о гибели самого фараона.
   В книге «Исход», в которой находится историческое описание перехода Израильтян через Чермное море, в главе 14-й этой книги сказано следующее:
   23. Погнались египтяне, и вошли за ними (израильтянами) в середину моря все кони фараона, колесницы его и все всадники его.
   24. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан египтян;
   25. и отнял колеса у колесниц их, так — что они влекли их с трудом. И сказали египтяне: побежим от израильтян, потому что Господь поборает за них против египтян.
   26. И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их.
   27. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря.
   28. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них».
   Как видно из приведенного текста, о самом фараоне, что он погиб, ничего не сказано. Но в то же время вполне ясно сказано, что погибло все войско фараоново; при этом Моисей уточняет, что вода «покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море».
   Также и в других местах Библии, где упоминается об этом событии, не говорится о гибели самого фараона.
   Только в 135-м хвалебном псалме, — в котором воспевается всемогущество Божие, говорится: «и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его» (стих 15).
   Но здесь нет исторического описания события. Это есть псалом-гимн, в котором говорится о низвержении самого фараона в море образно, символически, как об окончательном низвержении силы и власти его над Израильским народом.
   Для самих израильтян фараон погиб, «утонул».
   Так же образно-символически выражается и в предыдущих стихах этого псалма сила Божия, когда говорится, что Господь вывел Израиля «рукою крепкою и мышцею простертою, ибо во век милость Его» (Пс.135:12).
   Точно так же символически-образно поет и Церковь о гибели фараона в море. Подобно тому, как она в воскресные дни воспевает победную силу Христову: «врата бо медная сокрушил еси, и вереи железные стерл еси» ...
   (Глас 2-й, стихиры на Господи воззвах).
   Никто не станет понимать эти слова в буквальном смысле, ибо каждому известно, что в мире духовном, небесном, нет ни меди, ни железа, но каждому ясно и понятно, что эти слова есть символ, образ.
   В историческом же описании, в книге «Исход», сам фараон не утонул.
   Итак, мы — христиане — верим и знаем, что «Все писание богодухновенно» и есть непреложная истина.
   Часто безбожники, пользуясь неосведомленностью верующих в Слове Божием, смело начинают высмеивать то, о чем в Свящ. Писании ничего не сказано. Так они любят утверждать, якобы в Библии говорится, что земля стоит на четырех китах, что Бог человека слепил из глины и т. п. То же сделал, может быть сам не ведая того, и писатель Минцлов. Потому, если безбожники будут стараться опровергать истину Божию от имени якобы науки, то пусть каждый из нас сначала тщательно проверит: знает ли этот безбожник то, о чем он говорит, и то, что он опровергает. Совершенно ясно, найдена ли гробница фараона, при котором евреи вышли из Египта, или нет, это нисколько не опровергает истины Слова Божия.
   К величайшему сожалению, в пересказах Священного Писания есть много неточностей. Эти неточности, большею частью, и есть те «камни преткновения», которые для неутвержденных играют роковую роль.
   При составлении нашего учебника мы старались, с помощью Божией, устранить все эти «камни преткновения» и передать насколько возможно точнее слова Божественного Откровения.
   Наше время требует особого внимания и бережного изложения Слова Божия. В современных условиях необходимо доказывать бытие Божие, доказывать истинность Закона Божия, доказывать духовно-нравственные основы жизни человека. Необходимо научить верующих давать ответы вопрошающим, согласно указания Ап. Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет.3:15). Особенно необходимо в наше время давать ответы на лукавые вопросы безбожного мира, который ведет наступление на истину Божию, якобы во имя науки. Но, как раз, в этом то безбожники и терпят постоянное поражение. Потому что подлинная наука не только не противоречит, но, наоборот, с несомненностью подтверждает истину Божию.
   В наши дни необходимо, чтобы в преподавании закона Божия имели место элементы апологетики (защиты веры), что раньше, при постоянных и твердых устоях жизни, не требовалось.
   Рассказы из Закона Божия следует подтверждать примерами жития святых и другими примерами из обыденной жизни, чтобы ребенок понял и усвоил, что Закон Божий есть не теория, не наука, а есть сама жизнь.
   В заключение необходимо указать на весьма странное, непонятное и совершенно недопустимое искажение во всех учебниках, которые нам довелось видеть. Искажение это касается крестного знамения. В этих учебниках сказано — крестное знамение наносить на себя правою рукою полагается так: на лоб, затем на грудь и на правое и левое плечи.
   При составлении нами учебника первого издания, нам показалось странным, что нижний конец креста получается короче, чем верхний, т. е. крест получается перевернутым. Но, просмотрев все имеющиеся учебники, утвержденные Святейшим Синодом, мы с некоторым колебанием сохранили данные указания. Впоследствии, получив основательное замечание от одного верующего человека, мы поняли какую страшную ошибку мы допустили. Потому во втором издании с радостью исправляем.
   Ведь, подумать только, в течение многих десятилетий, нанося на себя крестное знамение, человек опрокидывал на себе Крест Христов, — это победное знамение Христово над диаволом. Тому только бесы радовались.
   Приведенный здесь рисунок дает полное наглядное объяснение.
   В священной книге «Псалтирь», по которой учились и воспитывались с древних времен православные люди, сказано в «кратком изъявлении» — «о еже како православному христианину, по древнему преданию святых Апостол и Св. Отец... подобает на себе знамение креста изображати». «...полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра».
   Да сохранит нас Господь от всяких, даже самых малейших, отклонений от исконно-православной веры Христовой.
   И да поможет нам Господь облегчить труд воспитания ребенка и молодого поколения в вечной истине, правде и любви Божией. И если этот скромный труд принесет некоторую пользу душе христианской, то для нас это будет большою радостью.
   Да окажет нам в этом милость Свою Господь Бог и Его Пречистая Матерь и да оградит Он нас, силою Честного и Животворящего Креста Своего, от всякого зла.
   При составлении этой книги мы пользовались следующими трудами:
   1) «Первая книга по Закону Божию», составленная группой московских законоучителей и переизданная под редакцией прот. Колчева. 2) «Наставление в Законе Божием», прот. А. Темномерова. 3) «Закон Божий», прот. Г. Чельцова. 4) «Краткая Священная история», Архим. Нафанаила. 5) «Наставление в Законе Божием», Архиеп. Агафодора; 6) «Священная история Ветхого и Нового завета», прот. Д. Соколова; 7) «Священная История Ветхого и Нового завета», свящ. М. Смирнова; 8) «История земной жизни Спасителя», А. Матвеевой; 9) «История христианской Православной Церкви», прот. П. Смирнова; 10) «Руководство к изучению православной христианской веры», прот. П. Мазанова; 11) «Православно-христианский катехизис», Архим. Аверкия; 12) «Опыт христианского православного катехизиса», Митр. Антония; 13) «Краткий Православный катехизис», изд. Русской школы при Скорбященской церкви, Париж; 14) «Учение о православном богослужении», прот. Н. Перехвальского; 15) «Краткое учение о Богослужении Православной Церкви», прот. А. Рудакова; 16) «Учение о православном богослужении», прот. В. Михайловского; 17) «Сборник поучений», прот. Л. Колчева; 18) «В царском саду», Т. Шорэ; 19) «Достоверность Библейских Чудес», Артур Гук; 20) «Жил ли Иисус Христос?», прот. Г. Шорец; 21) «Наука о человеке», проф. В. Несмелова; 22) «Конспект к изучению Библии Ветхого Завета», Архиеп. Виталия; 23) «Уроки и примеры Христианской Веры», прот. Григория Дьяченко и другие. Некоторые источники указаны в самом тексте учебника.
   Протоиерей Серафим Слободской.
   1966 г.


Часть 1