Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Самаряне

Самаряне в НЗ – это народ, возникший в результате этнич. смешения евреев, населявших Северное, т.е. Израильское, царство, с переселенцами из разных областей ассир. империи (4Цар. 17:24; 1Езд. 4:9.10), которые заселили города Самарии, после того как израильтяне были уведены в плен. По приказу ассир. царя один из плененных священников был возвращен в Самарию, чтобы учить языч. переселенцев бояться и почитать Господа (4Цар. 17:27), при этом от них не требовали отказаться от их прежних богов. Реформа ⇒ Иосии, затронувшая и область прежнего Северного царства, не имела здесь длит. действия. После возвращения евреев из вавил. плена С. выразили желание участвовать в восстановлении Иерусалимского храма, но евреи отказали им в этом (1Езд. 4:2), вероятно, из-за того, что С. поклонялись идолам и не были чистокровными израильтянами. С этого времени между иудеями и С. началась вражда. С. построили себе храм на горе Гаризим. Когда это произошло, неизвестно; этот храм был разрушен Иоанном Гирканом (⇒ Маккавеи) после смерти Антиоха VII (128 г. до Р.Х.) и с тех пор не восстанавливался. Поскольку С. признавали Пятикнижие Моисея как Свящ. Писание, то в этом храме они, вероятно, поклонялись Господу.

Главный спор между евреями и С. во времена Иисуса возник в связи с вопросом о месте, где следовало поклоняться Господу – в Иерусалиме или на горе Гаризим (Ин. 4:20; ср. Лк. 9:25), иначе говоря, признавать ли за Иерусалимским храмом право быть единств. святилищем Господа. При всех противоречиях с офиц. иудаизмом С. нередко показывали себя более открытыми для Иисуса и Его вести (Лк. 17:15.16; Ин. 4), чем жители других областей; именно среди С. появились первые христиане-неевреи (Деян. 8:5–25; Деян. 9:31). Милосердный самарянин в притче Иисуса (Лк. 10:33–35) смог исполнить заповедь любви (Лев. 19:18), т.к. не был, подобно иуд. священнику или левиту, скован заповедями о культовой чистоте (Лев. 21:1) и предписаниями об их исполнении.

Сегодня в Наблусе, близ древнего Сихема, проживают несколько сотен С., зарабатывающих на жизнь мелкой торговлей и ремеслами. Они ежегодно празднуют на горе Гаризим Пасху и другие предписанные в Лев. 23праздники. Самарянское ⇒ Пятикнижие Моисея имеет совсем немного существ. расхождений с Масоретским текстом; так, напр., во Втор. 27название «Гевал» заменено на «Гаризим». В остальных же прим. 6 тыс. случаях отклонения от текста незначит., многие из них согласуются с Септуагинтой. Т.о., оба варианта восходят к одинаковым или родств. первоисточникам. С. утверждают, что располагают рукописью Пятикнижия «от 13 года господства сынов Израилевых над землей Ханаана» (т.е. от 13-го года после завоевания), тем не менее можно констатировать лишь то, что текст самарянского Пятикнижия Моисея, видимо, был окончат. установлен прим. в 400 г. до Р.Х., до окончат. разрыва между евреями и С. В этой связи исследователи указывают на текст Неем. 13:28: упомянутый здесь зять Санаваллата, будучи изгн. из Иерусалима, мог взять с собой одну из рукописей Пятикнижия.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle