Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Безумец, безумие, безрассудный

Безумец, безумие, безрассудный: 1) «безрассудный» в Библии – это не обязат. глупец, как и безумие – не признак глупости. (⇒ Глупец, глупый.) Если страх Божий является началом мудрости, то грех и отпадение от Бога являют собой безумие. Всякое безбожие в корне своем – глупость;

2) Лаван, говоря Иакову о его безрассудстве (Быт. 31:28), упрекает его не столько в глупости, сколько в несправедливости. Саул, называя себя безумным, признает свой грех перед Давидом: «Безумно поступал я, и очень много погрешал» (1Цар. 26:21; см. также 2Пар. 16:9; Иов. 1:22). Текст Пс. 13:1: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» – явно указывает на то, что безумие отождествляется с безбожием. Псалмы называют грешного человека безумным, а его путь – безумием (см., напр., Пс. 48:14; Пс. 73:18). Безумный, как и неверующий, слеп к делам и творениям Божьим. О греховности, свойств. чел. природе, в Притчах говорится как о его врожд. глупости: «Глупость привязалась к сердцу юноши» (Притч. 22:15; ср. Притч. 5:23; Притч. 8:5; Притч. 10:1.21; Притч. 13:19; Притч. 14:8.24.29; Притч. 15:21; Притч. 19:3). Об этом же говорят Екклесиаст и Пророки (Екк. 9:3; Екк. 10:1.13; Ис. 44:25; Иер. 4:22; Иер. 10 и др.);

3) НЗ тоже говорит о том, что грех – это безумие (1Тим. 6:9; 2Тим. 2:23; 2Тим. 3:9; 2Петр. 2:16). Осуждение лености мышления и необдуманности поступков занимают здесь важное место. Безрассудство приносит несчастье; это касается, напр., человека, строящего свой дом на песке (Мф. 7:26) и неразумных дев (Мф 25 и след.; ср. Лк. 24:25). Впечатляет текст первых трех глав в 1Кор, где противопоставлены мудрость мира и кажущееся безумие вести о кресте. Павел подчеркивает, что Евангелие не подчинено человеч. мудрости и не может быть опровергнуто никакой критикой. Языческие философы могли хвалиться своей мудростью и насмехаться над «безумной» проповедью о Христе. Но то, что безумно для мира, мудро пред Богом (1Кор. 1:27). В 11-й главе 2Kор Павел называет «неразумием» собств. самопрославление, выражающееся в перечислении своих дарований и заслуг. Он считает, что это само по себе безумие, но в данном случае он говорит о своих заслугах вполне осознанно, чтобы обосновать перед коринфянами свои апостольские полномочия (2Кор. 11:1.16.17.21.23; ср. 2Кор. 12:11 и ⇒ Прославление, восхваление).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle