Эрик Нюстрем (протестант)

Петр

Петр апостол Иисуса Христа, нередко упоминаемый первым, когда речь идет об апостолах (Мф 10.2, Мк 3.16, Лк 6.14, Деян 1.13); он часто говорит от их лица (Мф 16.16, Мф 19.27, Мф 26.40, Мк 8.29, Лк 12.41). Его настоящее имя было Симон; он был сын некоего Ионы и брат Андрея, вместе с которым занимался ловлею рыбы; жил он в Капернауме (Мф 4.18, Мф 8.14). В 1-ой главе ев. Иоанна говорится, что Андрей был учеником Иоанна Крестителя; когда Андрей привел своего брата Симона к Иисусу, то тот дал ему новое имя – Кифа, или по-гречески Петр, т.е. камень (Ин 1.42). Христос призвал их вторично в Галилее, когда они закидывали сети в море, словами: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они тотчас оставили сети и последовали за Ним (Мф 4.18 и дал.). Вместе с Иаковом и Иоанном Симон составлял тесный кружок учеников, близких Иисусу, которые присутствовали при Преображении «на святой горе» (2Пет 1.18), при воскресении дочери Иаира и в Гефсимании. Симон первый исповедал Иисуса Мессией, Сыном Божьим (Мф 16.16), и Иисус назвал его новым именем Кифа, или Петр, т.е. камень, на котором Спаситель обещал построить Свою Церковь; может быть, этими словами Христос указывал на первую проповедь Петра в день Пятидесятницы, когда к Церкви присоединилось 3000 душ (Деян 2.1), и на его проповедь в доме Корнилия, когда первые христиане из язычников были приняты в Церковь (Деян 10.1). Срав. название столп в Гал 2.9. «Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали Павлу и Варнаве руку общения». Название Петр все-таки не препятствовало ему в начале иметь плотские понятии о Царстве Божием: он хотел отговорить своего Господа от пути страдания, за что и был обличен Иисусом (Мф 16.22 и дал.). Петр был человеком пылким по натуре; он смело пошел по воде навстречу Господу, но бушующие волны скоро устрашили его и он поколебался в вере (Мф 14.28 и дал.). Он также горячо обещал Господу быть верным до конца. Вместе с Иоанном он отважно последовал за Иисусом в среду врагов, извлек меч и ударил им одного из слуг, присланных взять Иисуса (Ин 18.10,15). В час же искушения он не устоял и трижды отрекся от своего Господа (Мф 26.69, Мк 14.66, Лк 22.55, Ин 18.17 и дал.). Заметив обращенный на него взор Иисуса, Петр вышел, горько заплакав. Впоследствии он получил от ангела, свидетеля воскресения Христа, особенное повеление идти в Галилею, чтобы встретить там Иисуса (Мк 16.7). У Тивериадского моря Господь трижды спросив Петра, любит ли он Его, дал ему поручение пасти Его агнцев и овец и предсказал о его предстоящей мученической кончине (Ин 21.15).

После вознесения Иисуса и сошествия Св. Духа Петр выступил смелым свидетелем Воскресшего и в его проповедях, страданиях и делах проявилась перерождающая, укрепляющая и созидающая общества верующих сила (Деян 2.14, Деян 3.5, Деян 4.3,13, Деян 5.18,29, Деян 9.32 и дал.). В Иоппии он был научен особым видением проповедовать Евангелие язычнику Корнилию (Деян 10.1); после этого он сильно и красноречиво защищал свой поступок перед братьями в Иерусалиме. Если Бог в видении повелел ему заколоть и есть таких животных, которых закон объявил нечистыми, но которых Бог очистил, то он должен был послушаться побуждения Духа и идти с посланными от Корнилия в Кесарию; видя же, как Дух Святой сошел на слушавших Евангелие об Иисусе, он должен был крестить их во имя Господа, ибо «кто же я» – говорит он – «чтобы мог воспрепятствовать Богу» (Деян 11.1–18).

После смерти Иакова старшего, Ирод намеревался убить и Петра и заключил его в тюрьму, но ангел Господень освободил апостола ночью, и он неожиданно пришел к своим друзьям (Деян 12.3 и дал.). После недолгого отсутствия (Деян 12.17) он снова выступил на соборе апостолов (Деян 15.7 и дал.) как посредник между спорящими сторонами. Потом мы видим его в Антиохии (Гал 2.11 и дал.) и в миссионерских путешествиях в сопровождении жены (1Кор 9.5).

О его кончине в Новом Завете ничего не сказано. Предание говорит, что он проповедовал в Малой Азии (срав. 1Пет 1.1), затем в Риме и что в этом городе он мученически закончил свою жизнь (в 64 или 69 году), будучи распят на кресте головой вниз, потому что не считал себя достойным умереть таким же образом, как и его Наставник.

О жизни Петра в Риме Новый Завет ничего не говорит, если не предположить, что Вавилон, из которого Петр написал свое первое послание, – и есть Рим (1Пет 5.13).

Об отношениях Петра к Павлу, см. «Павел».

Комментарии для сайта Cackle