Эрик Нюстрем (протестант)

Правосудие

Правосудие Наблюдающим за правосудием, наказывающим за проступки всюду в Священном Писании является Сам Иегова; поэтому правосудие отправлялось от Его имени. Искать правосудия называлось «просить суда у Бога» (Исх 18.15); стоять перед судом, значило стоять перед Богом (Втор 19.17); в качестве представителей Бога судьи назывались богами (Исх 21.6); ибо суд – дело Божие (Втор 1.17). Поэтому говорится в законе о праведном суде (Втор 1.16, Втор 17.11, Втор 19.18, срав. 2Цар 23.3, 2Пар 19.6 и дал.) Священное Писание постоянно осуждает неправедных судей (1Цар 8.3, 3Цар 21.8, Ис 1.23, Ис 10.1, Мих 3.11, Мих 7.3).

Судопроизводство в древние времена было очень несложно. Глава дома являлся также судьей и суд его был короток (Быт 38.24). Когда семейства разрослись и образовали племена, тогда старейшина или начальник племени стал отправлять правосудие. Во всей истории Израиля говорится о старейшинах как о судебной власти, а во времена царей – как о совещательном органе при царях, своего рода, народном представительстве (Руфь 4.2, 3Цар 8.1, 3Цар 20.7, 4Цар 23.1, Иер 29.1, Иез 14.1, Иез 20.1).

В пустыне Моисей был сам судьею народа до тех пор, пока, по совету своего тестя Иофора, не учредил системы судопроизводства и не выбрал из всего Израиля способных людей, которых поставил начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Они и судили народ во всякое время; маловажные дела они решали самостоятельно, а о важных доносили Моисею, который относительно их часто испрашивал особого Божьего изволения (Исх 18.13, Лев.24.12). Эти судьи, по всей вероятности, были князьями родоначальниками и начальниками племен, о которых мы читаем впоследствии (Чис 27.2). После вступления в Ханаан, в городах и селениях были поставлены разные начальствующие лица, для совместной работы со священниками, также находившихся под властью Иеговы, Верховного Судьи Израиля (Втор 16.18, Втор 19.17, Втор 21.1 и дал.). Местные суды состояли по Втор 16.18 из судей и надзирателей; по Иосифу Флавию, они состояли из 7 членов. Кроме этого суда, на страже закона в каждом городе стоял совет старейшин, на обязанности которого лежало наказание виновных и искоренение зла (Втор 19.12, Втор 21.19, Втор 22.15, Втор 25.7 и дал.). Без сомнения, вышеупомянутый суд и совет старейшин во многих случаях сотрудничали друг с другом, как, например, в Втор 21.2 и дал. Этот местный суд в Мф 5.21 называется судом; в некоторых случаях он мог выносить смертный приговор. Для более важных дел был установлен особый верховный суд, имевший свое местопребывание при святилище и состоявший из священников и мужей из народа (Втор 17.8, Втор 19.16 и дал.). Во времена разделения и беспорядка, которые последовали после Иисуса Навина, выдвинулись те герои и военачальники, история которых рассказана в книге Судей. Вследствие того, что этим военачальникам, по всей вероятности, поручалось решение судебных дел, – они назывались также судьями. Так, написано, что Девора судила израильтян под пальмою (Суд. 4.6); Самуил из года в год ходил и обходил Вефиль, Галгал и Массифу и судил Израиля во всех этих местах (1Цар 7.16 и дал.). Само собою разумеется, что впоследствии судьями стали цари (1Цар 22.16, 2Цар 4.9 и дал., 3Цар 22.26 и дал.). Давид назначил при доме Господнем 6000 писцов и судей (1Пар 23.4, 1Пар 26.29). Иосафат ввел регулярное судопроизводство; во всех укрепленных городах Иудеи поставил низших судей и, кроме того, учредил в Иерусалиме верховное судилище, состоявшее из священников и мужей из народа; всем судьям он дал строгое предписание (2Пар 19.5 и дал.). Дальнейшим развитием этого верховного судилища считается синедрион (Мф 5.22). Расследование дел происходило у городских ворот, как на самом открытом месте (Втор 21.19, Втор 22.15, Втор 25.7). У городских ворот или на других открытых местах утверждались также письменные договоры (Руфь 4.1,11, срав. Иер 32.12). Суд никому не выносил обвинительного приговора, если обвинение не было подтверждено двумя, ни в чем не расходящимися в показаниях, свидетелями (Чис 35.30); в противном случае обвиняемый мог оправдаться клятвою (Исх 22.11). Приговор приводился в исполнение немледенно, и, в некоторых случаях, первый камень должны были бросить свидетели (Втор 17.5, Нав 7.25, 3Цар 2.24,34). Применение пытки для вынуждения сознания встречается всего один раз, и то во время римлян (Деян 22.24); также мы встречаем один раз поверенного, которого пригласили евреи для обвинения Павла перед Феликсом (Деян 24.1).

Что касается наказаний за преступления по закону Моисееву, то они почти сплошь построены на принципе: «око за око» (Исх 21.23, Лев.23.17 и дал., Втор 19.16 и дал.). Это правило применялось также и к животным; см., например, «если вол забодал человека... (Исх 21.28 и дал.). Застращивание применялось редко, хотя оно и не отсутствует, но зато очень ясно проводится в тех местах, где сказано, что лжесвидетель должен понести то наказание, которое следовало за ложно возводимое им на другого преступление, тогда «и прочие услышат и убоятся и не станут впредь делать такое зло среди тебя» (Втор 19.19, срав. Втор 17.13). Когда наказание имело целью месть, то оно должно было являться выражением необходимости уничтожения зла и восстановления справедливости, вкладывая, таким образом, в понятия святой гнев праведного Бога против греха. В наказаниях, установленных законом Моисеевым, мы не находим той суровости и жестокости, которые характеризуют законодательство средних и позднейших веков, даже в самой Европе. Так, например, число ударов точно было определено; признавалось человеческое достоинство подсудимого. Таких наказаний, как физическая пытка или лишение человека чести (доброго имени), закон Моисея не знает.

Наказания, которые накладывал закон, были следующие: лишение жизни, телесные наказания и денежные штрафы.

Самым обычным видом смертной казни было побивание камнями, причем свидетели первые должны были бросать камень (Втор 17.5 и дал., срав. Деян 7.58). Камнями побивали за такие преступления, как: идолослужение, богохульство, прелюбодеяние и проч. (Лев.20.27, Лев.24.10 и дал., Втор 22.21,24 и т.д.). По сведениям раввинов, побивание камнями производилось во всех тех случаях, когда по закону не был предписан род смертной казни. В Исх 21.28 побивание камнями устанавливается, как смертная казнь для животных, именно, для вола, забодавшего на смерть человека. Второй род смертной казни – убиение мечем (Втор 13.15, 2Цар 1.15, 4Цар 10.25, Иер 26.23), но это не было отсечением головы, так как подобного рода казнь вошла в обычай в позднейшие времена при владычестве римлян (Мф 14.10). За более тяжкие преступления наказывали сожжением (Лев.20.14, Лев.21.9); это понимают в том смысле, что осужденного сначала побивали камнями, а затем сжигали. Так совершили суд над Аханом (Нав 7.15,25). Так же понимают и те случаи, в которых говорится о наказании через повешение (Чис 25.4, Втор 21.22, 2Цар 21.6). Из Есф 9.7 и дал. видно, что сыновья Амана сначала были убиты, а затем повешены; срав. 2Цар 4.12. Тела повешенных не должны были ночевать на дереве (Втор 21.23), ибо проклят перед Богом всякий повешенный на дереве. Иногда на казненного набрасывали груду камней (Нав 7.25, Нав 8.29, 2Цар 18.17). Не установленные законом, но заимствованные из разных стран мучительные способы смертной казни упоминаются нередко, например, сожжение заживо (2Цар 12.31, Дан 3.20), колесование и разные другие мучительные способы лишения жизни (Евр 11.35), также сбрасывание с высоты (2Пар 25.12, Лк 4.29), перепиливание (2Цар 12.31, Евр 11.37), разрубливание беременных женщин (4Цар 8.12, 4Цар 15.16), отдача на растерзание диким зверям (Дан 6.1), утопление (Мф 18.6), и распятие (Мф 27.26).

Самым обычным телесным наказанием было бичевание (Лев.19.20). Бичем или палкою наносили до сорока ударов, но не больше ((Втор 25.3, 2Кор 11.24). В случае причинения какого-либо личного вреда, виновный по суду получал по принципу: око за око, зуб за зуб и т.д. (Исх 21.23 и дал., Втор 19.19). Тюремное заключение, как таковое, не упоминается в законе Моисеевом, но в позднейшие времена оно не являлось уже редкостью (2Пар 16.10, Деян 5.18); иногда заключенного сковывали цепями (Иер 40.1) и забивали в колодки (деревянная колода с отверстиями для рук, ног или шеи преступника) (Иер 20.2, Иер 29.26, Иов 13.27, Иов 33.11, Деян 16.24). Мы находим в Библии телесные наказания, которые не были введены евреями, например, отсечение членов (Иез 23.25), ослепление (4Цар 25.7, Иер 52.11, срав. Суд. 16.21, 1Цар 11.2). Выселение из страны упоминается у Езд 7.26.

В известных случаях законом были установлены денежные штрафы в определенных суммах (Втор 22.19,29); самое большое взыскание равнялось 100 сиклям серебра; в иных случаях платили по соглашению (Исх 21.22). О возмещении за вред, причиненный бодливым волом смотри Исх 21.29 и дал.

Комментарии для сайта Cackle