Эрик Нюстрем (протестант)

Пророки

Пророки евр. навиим. Так назывались святые мужи, которых Бог по временам воздвигал из среды Израиля, чтобы по Его откровению возвещать народу Его волю и предупреждения, предостерегать от греха и идолопоклонства, и свидетельствовать о могущественных делах Божиих в прошедшем. Пророки не были, как это теперь понимается, предсказателями будущего, хотя и это часто входило в их миссию, но они были прежде всего провозвестниками воли Божьей. Греческое слово «профетес» также, как и еврейское «нави» обозначает просто оратора или вестника (срав. «Нево»). Авраам является первым, который назван пророком. В Быт 20.7 Бог говорит Авимелеху «он (Авраам) пророк и помолится о тебе», хотя мы нигде не видим, чтобы Авраам предсказывал события. Аарон также называется пророком Моисея (Исх 7.1), так как он являлся лицом, которому было поручено пересказывать все то, что Моисей слышал от Бога. Итак, пророки Израиля были людьми особо призванными и являлись орудием, через которое Иегова говорил к народу. Часто, когда священники и цари заблуждались или когда угрожали бедствия и голод, выступали пророки. Эти строгие и ревностные выходцы из народа, грозными, осуждающими проповедями, или же гневными, ободряющими и утешающими речами, то указывали на дела Господа в прошлом и глубоко внедряли в сердца людей сознание необходимости сердечного послушания Богу, а не одного лишь выполнения обрядовой стороны закона; то возвещали грядущие наказания, которые будут совершаться руками иноплеменников, нападающих на непокорного Израиля; и говорили о возмездии, которое постигнет языческие народы за порабощение ими Израиля. Предсказывали также о дивных временах царства Мессии и о том спасении, которое, в лице Царя этого Царства, будет явлено на горе Сионе, а оттуда распространится на народы всей земли (4Цар 17.13, Иер 25.4).

Взятые из различных слоев общества, некоторые от сохи или стада (3Цар 19.20, Ам 7.15) и охваченные пересозидающей, переплавляющей, усмиряющей и закаляющей силой Духа (1Цар 10.6 и дал., Ис 6.5 и дал., Иер 1.6 и дал., Иез 3.8), пророки выступали среди склонного к идолопоклонству изнежненного народа со святым дерзновением и самоотвержением (4Цар 1.1–8, 4Цар 5.15 и дал., Мф 3.4), говоря во имя Господа, терпя злострадания (Иак 5.10). Иногда они соединяли свою проповедь с символическими поступками; таким образом – путем личных выступлений, а иногда и семейных обстоятельств, пророки являлись знаменем для народа (Ис 8.18,20, Иер 19.1, Ос 1.3, Иез 4.5), будучи во всех обстоятельствах верны своему Господу: и в плену, и в тюрме, и в смерти (Мф 23.34 и дал., Евр 11.32 и дал.).

Подобно тому, как Аарон был пророком (голосом) Моисея (Исх 7.1) или его устами (Исх 4.16), – и пророки должны были передавать людям только Слово Божие; поэтому они часто начинают свою речь словами: «Так говорит Господь». Следовательно, они говорили только то, что им внушал Бог и не выдавали себя за всезнающих прорицателей, могущих все предсказать (4Цар 4.27), за каковых их часто принимало общественное мнение (4Цар 6.12). Библия также иногда отличает собственный вымысел пророка от того слова, которое Бог повелел ему передать (2Цар 7.3 и дал., срав. 1Кор 7.10 и дал.).

На обязанности пророков лежало говорить Слово Божие, и их речь всегда вращалась вокруг Бога-Слова (Личного Слова), центра и главного предмета их пророчества. Христос, будучи сущностью и силой прообразных жертв, являлся также и средоточием пророчеств: «свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр 19.10); пророки говорили» будучи движимы Духом Святым» (2Пет 1.21); они исследовали и свидетельствовали о страданиях Христовых и о последующей за ними славе по вдохновению живущего в них Духа Христова (1Пет 1.10 и дал., Лк 24.27,44, Деян 10.43). Все они были предтечами Великому Пророку, Которого Господь через Моисея обещал воздвигнуть сынам Израилевым из среды их братьев (Втор 18.15 и дал,, Деян 3.22 и дал.).

Обетование в Втор 18.1 о пророке, которому поручено будет говорить Слово Божие народу, понимается некоторыми, как указание на ветхозаветных пророков, которых Бог по временам посылал Израилю, хотя это обетование собственно указывает на Христа, «Великого Пророка», большего, нежели Моисей, хотя Моисей был величайшим пророком в Ветхом Завете (Втор 34.10). См. сравнение между Моисеем и Христом в Евр 3 гл. Такую достойность или многоразличие мы замечаем в некоторых из пророческих предсказаний.

Пророчество, которое ближайшим образом предугадывает вскоре предстоящее событие, может также содержать представление о еще более великом событии, относящемся к отдаленным временам. Например, пророчество Исайи об Еммануиле указывает сначала на спасение от сириян, а затем также на другое, великое спасение через Сына, рожденного от Девы (Ис 7.14 и дал., Мф 1.23). Пророчество Мф 24.1 сопоставляет разрушение Иерусалима со вторым пришествием Иисуса Христа. Одним словом, многие пророчества можно уподобить картине, на переднем плане которой нарисовано небольшое селение с церковью, а на заднем плане – синеющие горы, находящиеся на расстоянии многих миль от селения. (Ср. Ис 6.9 с Мф 13.14, Пс 108.8 с Деян 1.16,20). Иногда указание пророка на какое-либо дело Божие в прошедшем времени являлось также указанием на что-то еще большее в будущем. (Ср. Ос 11.1 с Мф 2.15). Пророки часто получали свои откровения в виде картин, которые, подобно панораме, проносились перед их внутренним взором в видении или в сновидении, в то время как их тело находилось в состоянии экзальтации или просто во сне. Исследуйте сказанное об Аврааме (Быт 15.12 и дал.); Иеремии (Иер 31.26); Исайи (Ис 6.1); о том как были на Иезекиле «рука Господня» и «дух» (Иез 1.3, Иез 2.1,2, Иез 3.14, Иез 11.1,24); и как Даниил изнемог и заболел от тех видений, которые представились его взору (Дан 8.27, Дан 10.8 и дал.); Срав. также рассказ о Валааме (Чис 24.2 и дал.); Петре (Деян 10.10 и дал.); Иоанне (Откр 1.10 и дал.). Настоящие и будущие события являлись при этом взору пророка не в последовательном по времени порядке, иногда даже о будущих событиях говорится так, как будто они уже совершились: например, пророчество Ис 53.1. Во время подобного прозрения духа все душевные способности пророка достигали такого напряжения, что переходили границы его природных дарований, так что он сам не вполне ясно понимал цель и значение тех сообщений, которые ему поручалось передать. Так, мы видим, что Даниил и Иоанн просили и получили объяснения некоторой части тех откровений, которые им были даны (Дан 8.15 и дал., Откр 17.7 и дал.). Из 1Пет 1.11 видно, что пророки не вполне понимали, на которое и на какое время указывал Дух, и из Дан 12.8 и дал. следует, что смысл некоторых предсказаний остался для них сокрытым.

Символические действия, которые должны были совершать пророки – часто очень трудно понять и объяснить; поэтому некоторые склонны согласиться с Шаффом (Schaff), который говорит относительно пророка Иезекииля; «Многие из символических действий, по всей вероятности, не буквально совершались пророком, а только описываются таким образом для риторического эффекта». Например, написано, что Иезикииль съел книжный свиток (Иез 2.9, Иез 3.3); что дух (ветер) поднял его между землею и небом и принес его по воздуху в Иерусалим (Иез 8.3 и дал.). Некоторые так же понимают рассказ о браке пророка Осии (Ос 13.1) с блудницею Гомерь. Одно, по крайней мере, ясно, что именно так нужно понимать слова о чаше с вином ярости, которую Господь подал Иеремии, и из которой он напоил народы (Иер 25.15).

Рука Господня, которая брала человека и делала его орудием для откровения воли Божьей, избирала иногда таких людей, которые в прямом смысле слова не были пророками и даже не принадлежали к народу Божьему. Филистимлянин, мадианитянин, вавилонянин и римлянка могли получать пророческие видения во сне (Быт 20.6, Суд. 7.13, Дан 2.1, Мф 27.19); развратитель Валаам был принужден пророчествовать и благословлять, вместо того, чтобы проклинать (Чис 22.1Чис 24.1, Срав. 31:16); даже Каиафа, сам того не ведая, пророчествовал (Ин 11.51).

Еще несколько слов о внешнем виде пророков. Их одежда, обыкновенно, состояла из длинного широкого плаща сделанного из грубой шерстяной или волосяной ткани (3Цар 19.13, 4Цар 2.8,13), называемой также вретищем (Ис 20.2), опоясанного кожаным поясом (4Цар 1.8, Мф 3.4). Два свидетеля Господня в последнее время также будут пророчествовать, облеченные во вретище (Откр 11.3). Лжепророки подражали пророкам своей одеждой (Зах 13.4).

В противоположность священникам, служение которых совершалось только в святилище, пророки выступали со своей проповедью повсюду, где того требовали обстоятельства. Они проповедывали в общественных местах, на улицах и торговых площадях, около городских ворот и на дворах храма (Ис 20.1,2, Иер 7.2, Иер 19.14, Иер 26.2, Иер 19.14, Иер 26.2, Иер 29.26, Ин 3.4). Когда Бог повелевал им, они безбоязненно выступали в царских дворцах, обличая царей в их преступлениях и объявляя суды Божьи, как, например, Самуил перед Саулом; Нафан перед Давидом; Илия перед Ахавом и Исайя перед Ахазом и Езекиею (Ис 7.1, Ис 38–39). В Израильском царстве, где после разделения – во времена Иеровоама, – никакого регулярного богослужения и никаких законных священников не было, пророки являлись единственными представителями верховной власти Иеговы. Люди собирались у них для молитвы и приносили к ним хлебные начатки (4Цар 4.23,42, Срав. 4Цар 17.13,23).

Живая речь, которая, как уже было замечено, иногда сопровождалась символическими поступками, возвышалась иногда до поэтического энтузиазма (Ам 5.1, Ис 5.1). В древнее время и музыка также содействовала возбуждению пророческого дара. Елисей просил призвать гуслиста, когда стоял перед Иорамом для того, чтобы сказать ему слово Господне. «И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея» (4Цар 3.15). Пророки на холме Божием (Гиват-Елохим) пророчествовали при звуках музыки на псалтири, тимпанах, свирели и гуслях, и, когда Саул встретил их, «сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них» (1Цар 10.5 и дал.). Вероятно, в этом случае пророчествование состояло в том, что они в восторге пели духовные песни, равно как в 1Пар 25.1 певцы при богослужении представляются как пророчествующие на своих инструментах.

Когда Дух Божий совершенно овладевает человеком, так что он не сам говорит или действует, а Дух говорит и действует через него, тогда и речь и действие того человека называются пророчествованием в истинном смысле слова. Если, с другой стороны, злой дух настолько овладевает человеком, что он действует или говорит по вдохновению этого духа, то и это в Библии носит название пророчествования. Так, в 1Цар 18.10 написано, что Саул, когда злой дух от Бога напал на него, бесновался (по-евр. «пророчествовал») в своем доме; он поступал, как сумасшедший: бросал копьем в Давида, намереваясь пригвоздить его к стене – и об этом сказано, что он «пророчествовал», т.е. действовал по вдохновению. В 3Цар 18.29 то же слово обозначает поступок пророков Ваала: они стали кричать громким голосом и кололи себя ножами и копьями, так что кровь лилась по ним; прошел полдень, а они все еще пророчествовали (русс, перевод «бесновались»). Срав. рассказ в 1Цар 19.20 и дал., где говорится, что Саул послал слуг взять Давида. Слуги увидели сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними; Дух Божий сошел на них, и они стали пророчествовать. Саул послал еще два посольства – получились те же результаты. Тогда Саул пошел сам в Раму; и вот Дух Божий сошел также на него; он снял свою одежду «и пророчествовал перед Самуилом и весь день тот и всю ночь лежал неодетый».

Следовательно, мы видим, что слово «пророчествовать», кроме общеизвестного значения

1. говорить от имени Господа людям в назидание, увещание и утешение (1Кор 14.3 и дал.);

2. предсказывать сокрытое и будущее (Мф 26.68, 1Кор 13.2, Иуд 1.14) также может обозначать

3. петь и играть

4. поступать ненормально по вдохновению от доброго или злого духа.

Другое назначение пророков было – писать историю. Моисей, великий пророк Израиля, записал не только закон, данный Богом, но и начальную историю своего народа. Впоследствии, мы видим, что некоторые из пророков записывали не только свои пророчества, но и историю отдельных царей, или целых исторических периодов. Упоминается не менее пяти пророков, или провидцев, как летописцев царствования Соломона (1Пар 29.29, 2Пар 9.29); срав. далее 2Пар 12.15, 2Пар 13.22, 2Пар 26.22, 2Пар 32.32). Поэтому евреи в своем расположении книг Ветхого Завета поместили под названием «старшие пророки» те большие исторические книги, которые в нашей Библии следуют непосредственно после книг Моисеевых, именно кн. Иисуса Навина, кн. Судей и 4 книги Царств. Смотри «Библия». В противоположность этим книгам они дали название «младшие пророки» книгам, написанным пророками в настоящем смысле этого слова. «Великими пророками» называют Исайю, Иеремию, Иезекииля к которым у нас присоединена и книга пророка Даниила, отнесенная евреями к поэтическим книгам Ветхого Завета; «Малыми пророками» называются Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Время выступления этих пророков заключается, приблизительно, между 800–400 годами до Р.Хр. Хотя и трудно с полной уверенностью определить их хронологическую последовательность, но все-таки, приблизительно, можно наметить 4 периода. В первый период (до переселения Израиля в Ассирию 722 г. до Р.Хр.) выступали Амос, Осия, Иоиль, Исайя и Михей; во второй период (с 722 г. до переселения в Вавилон, 606 г. до Р.Хр.) Наум, Софония, Иеремия, Аввакум и Авдий; в 3 период (во время Вавилонского плена) Иеремия, Иезекииль и Даниил и в 4 период (по возвращении из Вавилонского плена) Аггей, Захария и Малахия. (Относительно распределения исторических и пророческих книг для чтения в евр. синагогах, см. «Законы Моисеевы».

Кроме этих пророков, книги которых имеются в Библии, еще упоминается не малое число посланных Богом мужей с этим названием; вот имена этих пророков, кроме Моисея: Самуил, прибл. 1100 г. до Р.Хр. (1Цар 3.20, Деян 3.24, Деян 13.20); далее, во время царствования Давида и Соломона: Гад и Нафан; во время Ровоама и Иеровоама: Ахия, Самей и Адда; во время Асы, Ваасы и Иосафата: Азария, Ананий, Ииуй, Михей и Иозиил (2Пар 20.1–4). Елиазар и Одед; во время Ахана и Иоахаза: Илия, Елисей и Михей; во время Иоаса: Захария (2Пар 24.20) и во время Иоакима: Урия.

Женщины также иногда получали дар пророчества. Мы знаем следующих пророчиц Ветхого Завета: Девору, жену Лапидофа (Суд. 4.4), Олдаму, жену Шаллума (4Цар 22.14), Мариамь также названа пророчицей (Исх 15.20). Ноадия была лжепророчицей и противодействовала Неемии (Неем 6.14). Однако слово «пророчица» у Ис 8.3 употреблено не иначе, как в смысле «жены пророка». В Новом Завете упоминается о пророчице Анне (Лк 2.36) и о жене Иезавели, которая выдавала себя за пророчицу (Откр 2.20).

Как видно из приведенных мест, пророк Самуил является первым звеном в цепи пророков (Деян 3.24, Деян 13.20), через которых Бог воспитывал народ израильский. В промежутке от Моисея до Самуила редко слышен пророческий голос (См. Суд. 4.4, Суд. 6.8 и дал., 1Цар 2.27 и дал.), С Самуила в этом смысле началась новая эра. Пробуждению народных масс содействовали, возникшие сначала при Самуиле, а потом при Илие и Елисее – школы пророков; эти школы состояли из набожных людей, которые, как служители и ученики, сплачивались вокруг пророков. Священное Писание называет их «сынами пророков». Мы знаем о таковых школах в Навафе (1Цар 19.19 и дал.), в Вефиле (4Цар 2.3), в Иерихоне (4Цар 2.5), в Галгале (4Цар 4.38) и также в других местах (4Цар 6.1,2). Сыны пророческие жили вместе (4Цар 6.1), часто большими группами (4Цар 2.16, 3Цар 18.4,13) и имели общий стол (4Цар 4.38 и дал.), среди них были и женатые мужи (4Цар 4.1). Вероятно, в этих пророческих школах изучали слова откровения (Слово Божие) и посредством проповеди и песнопений пробуждали и развивали теократический (т.е. где Бог является Правителем) дух. Сыны пророческие, или ученики, иногда выходили стройными рядами, говорили и пели, что видно из 1Цар 10.5, 1Цар 19.20 и дал. Иногда сыны пророческие посылались пророком с особым поручением. Например, Елисей послал одного из них помазать Ииуя в цари (4Цар 9.1). Из вышесказанного нельзя сделать заключения, что только посещавшие эти школы, и выступали потом, как пророки. Пророческий дух иногда охватывал мужей из народа, совершенно неподготовленных к тому (2Пар 20.14). Aмос ясно высказал, что он не был пророком или сыном пророка, но что Бог взял его от стада (Ам 7.14 и дал.); Иеремия и Иезекииль происходили из священнического рода; Софония, м.б., из царского рада.

Кроме название «пророк», встречаем и другие названия, обозначающие этих посланников Господа. Вследствие того, что божественное откровение нередко давалось посредством внутреннего видения или прозрения, пророк назывался провидцем (евр. роэ) или прозорливцем (евр. хоце). Исаия жалуется на то, что сыны израилевы говорят провидящим: «Перестаньте провидеть» и прорицателям: «не всматривайтесь» (евр. текст) (Ис 30.10). Гад назван прозорливцем Давидовым (1Пар 21.9). В 1Пар 29.29 Самуил назван провидцем, Нафан – пророком и Гад – прозорливцем. Во 2Пар 9.29 упоминается об Иоиле прозорливце и т.д. Из 1Цар 9.9 мы узнаем, что пророки прежде назывались прозорливцами. В Чис 12.6 и дал., говорится о разнице между низшей формой откровения – посредством видения и сновидения и высшей формой, которую Бог даровал Своему рабу Моисею: «Устами к устам говорю Я с ним и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит», С другой стороны Иеремия предостерегает от пророков, которые передают сны, и посылает к Слову Божию (Иер 23.28).

Как орудие Господа, водимое Духом, пророк имеет и другие названия. Так, например, пророк Аггей называется «Ангелом Господа» (евр.), т.е. вестником Господа (Агг 1.13). Нередко мы встречаем название «человек Божий», обозначающее пророков (1Цар 2.27, 1Цар 9.6,10). Так же назван и Моисей (Втор 33.1, Пс 89.1). «Вдохновенный» (евр. муж Духа) – наименование пророка в Ос 9.7. Другое название, указывающее на ответственность пророческого служения, есть «страж» (Ис 52.8, Ис 56.10, Иер 6.17, Иез 3.17, Иез 33.2 и дал., срав. Евр 13.17). Наконец, пророк часто называется «рабом Господа» (Ам 3.7, 4Цар 17.13, Иер 7.25).

В противоположность истинным пророкам Господа, часто упоминается о лжепророках, которые пророчествовали именем ложных богов (Иер 23.13), и жили в пороках, утверждая и прочих в нечестии (Иер 23.14) или ложно выдавали себя за говорящих от имени Господа (Иер 29.23). Число их было велико.

Израильский царь Ахав собрал 400 таких лжепророков (3Цар 22.6). Иеремия скорбит о том, что и священники, и пророки лицемеры и нечестивцы, и что, благодаря им, нечестие распространилось из Иерусалима на всю землю (Иер 23.11,15). О характере и отличительном признаке лжепророков срав. Втор 18.20 и дал., Иер 23.9 и дал., Иез 13.14. Они появлялись среди народа, будучи похожими по внешности на истинных пророков Господних, одетые в такие же одежды из грубой шерсти (власяницы) или овечьей шкуры (Зах 13.4, Мф 7.15). О лжепророках срав. Иез 13.17 и дал.

Когда мы переходим к Новому Завету, то нам приходится отметить, что некоторые из евреев поняли Втор 18, в смысле пророчества, указывающего на определенного пророка, предшествующего Мессии, причем они думали, что это будет один из ветхозаветных пророков, воскресший из мертвых (См. Мф 16.14, Ин 7.40 и дал.). Имея ввиду только воскресшего из мертвых пророка, евреи спросили Иоанна Крестителя: «Ты ли пророк?» на что он ответил отрицательно, так как он не воскрес из мертвых (Ин 1.21,25). Кто такой он был в библейском смысле, см. Мф 11.13,14, Мф 17.12–13.

Название «пророк» в Новом Завете дается не только ветхозаветным пророкам, из которых Иоанн Креститель был последним и величайшим, по собственным словам Иисуса (Мф 11.1, Лк 7.28), но и Самому Иисусу – «Пророк из Назарета Галилейского» (Мф 21.11). «Тот Пророк. Которому должно прийти в мир» (Ин 6.14, Деян 3.22 и дал), а впоследствии, в среде христианской церкви, – христианам обоего пола, говорящим на собрании (1Кор 11.4, 1Кор 14.29). Так у благовестника Филиппа были четыре дочери, которые пророчествовали (Деян 21.9).

Дар пророчества новозаветных пророков, который состоял в том, что они говорили краткое слово в назидание, увещание и утешение, отличался от дара апостольства и учительства и ставился среди духовных даров выше всех, как наиболее назидавший церковь. (Ср. 1Кор 12.10,28, 1Кор 14.1,3,22,30). Нельзя было уничижать пророчества (1Фес 5.20); у каждого оно не должно было превышать его веры (Рим 12.6). Иисус, вероятно, указывает на этих пророков в Мф 10.41, Мф 23.34, также и ангел в Откр 22.9. Мы находим далее, что в Антиохии, в тамошней церкви, были пророки и учителя, которые, по вдохновению Св. Духа, отпустили Павла и Варнаву в их первое миссионерское путешествие (Деян 13.1). Иуда и Сила, будучи пророками, обильным словом преподали наставление братьям и утвердили их (Деян 15.32). В Еф 3.4,5 говорится, что тайна Христова теперь открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым; и в Еф 4.11, что Он поставил (гр. т. даровал) церкви своей апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей. Без сомнения, апостол имел в виду этих пророков, говоря: «вы утверждены на основании апостолов и пророков» (Еф 2.20), т.е. на том же основании, на котором были утверждены первые свидетели и посланники Христовы. Многие все-таки относят эти слова к новозаветным апостолам и ветхозаветным пророкам и к возвещавшемуся ими основанию спасения.

Разница между даром пророчества в этом смысле и даром говорить (иными) языками была та, что пророк говорил по вдохновению и побуждению Духа Святого, сохраняя самообладание и ясность духа, между тем, как говорящий языками говорил в состоянии исступления, которое затуманивало его сознание. От дара учительства дар пророчества отличался тем (по Иоанну Златоусту), что пророчествующий говорил только по побуждению Духа; учитель же говорил и от своего собственного сердца и ума.

Также и у новозаветных пророков упоминается дар пророческого предсказания, а именно: у Агава (Деян 11.28, Деян 21.10 и дал.).

Наконец, в Откр 11.3 говорится о двух свидетелях Божих, которые будут пророчествовать с силою Моисея и Илии 1.260 дней, будучи облечены во вретище; после чего они будут убиты в Иерусалиме и 3 12 дня спустя воскреснут и взойдут на небо.

Комментарии для сайта Cackle