Эрик Нюстрем (протестант)

Вселенная

Вселенная В некоторых местах Ветхого Завета это слово является переводом еврейского слова «тевель», т.е. населенная земля, напр., в Пс 89.2, 1Цар 2.8, Ис 14.7 (вся земля). В Новом Завете вселенная обозначается тремя разными словами, по-греч.: «ойкумена», «айон» и «космос», которые в некоторых переводах не различаются друг от друга, напр., по-немецки все эти 3 слова переведены словом «вельт». В русском же переводе разница довольно ясна, как это вытекает из следующего:

Первое слово «ойкумене» (населенная страна), соответствующее еврейскому «тевель», употребляется частью в широком значении, обозначая всю населенную людьми землю, напр., Мф 24.14проповедь Евангелия по всей вселенной; Лк 4.5 – все царства вселенной; Рим 10.18 – пределы вселенной, срав. Откр 3.10, Откр 12.9, Откр 16.14, частью в. более узком смысле, напр., Лк 2.1, где «вся вселенная» (греч.) означает все римское царство.

Второе слово «айон» означает продолжительность жизни человека, период времени или век и употребляются для обозначения человечества, каковым оно в известное время представляется, или периода времени в зависимости от того отпечатка, который наложили на него люди. Это слово употребляется особенно в тех местах, где говорится о современном мире, настоящем лукавом веке (Гал 1.4), в противоположность будущему веку (Лк 20.34 и дал., Евр 6.5). Так, напр., Писание говорит о заботе века сего (Мф 13.22); о сынах века сего (Лк 16.8), о мудрости века сего (1Кор 2.6 и дал.) и т.д. Диавол называется богом века сего (2Кор 4.4, срав. Рим 12.2, 1Тим 6.17, 2Тим 4.10). В Еф 2.2 «айон» в соединении с третьим словом «космос» переведены словами: «обычай мира сего». Во всех приведенных местах слово «век» обозначает нечто отрицательное, противоположное будущему. Срав. также Еф 1.21, Мф 12.32, где этот век и будущий упоминаются без указания на их положительное или отрицательное значение. В некоторых местах говорится о нескольких веках, предшествующих последнему, как, напр., в Евр 9.26, где сказано, что Христос явился однажды к концу веков, т.е. веков В. Завета, и в 1Кор 10.11, где говорится, что христиане того времени достигли последних веков. Слово «айон» здесь употребляется почти в том же значении, что и в тех местах, где имеется в виду совокупность всего созданного в пределах времени или века. Так, напр., Бог называется Царем времен или веков (1Тим 1.17), ибо Он создал их Своим словом (Евр 11.3) через Сына (Евр 1.2).

Третье слово «космос», собственно, украшение, как, напр., в 1Пет 3.3, или совокупность действующих сил, как, напр., язык – «космос неправды», по-русс., прикраса неправды (Иак 3.6) – обозначает вселенную (мир), в смысле того самого целого, приведенного в порядок, которое в Быт 1.1 называется небом и землею; напр., «Бог сотворил мир (космос) и все, что в нем» Деян 17.24, начало мира (космоса) Мф 24.21, основание мира (космоса) Ин 17.24, создание мира (Рим 1.20, Еф 1.4). Это слово употребляется также в более узком смысле: напр., «все царства мира» (Мф 4.8), «свет мира сего» (Ин 11.9), т.е. свет солнца; срав. Мф 26.13, 2Пет 3.6, и затем, вообще, людей или человечество: поле есть мир (Мф 13.38); Агнец Божий берет на Себя грех мира (Ин 1.29); Бог возлюбил мир (Ин 3.16); Христос пришел в мир (Ин 9.39, Евр 10.5). Это слово также употребляется по отношению к языческому миру, в противоположность евреям: «богатство миру» и «примирение миру» (Рим 11.12,15); а во 2Кор 5.19, – без этого ограничения. В этом смысле говорится о свете мира (Мф 5.14, Ин 8.12), Спасителе мира (Ин 4.42, 1Ин 4.14); «поступать в мире» (1Ин 4.17) и т.д. Иногда слово «космос» обозначает общество, народ, большое количество людей, как, напр., там, где сказано: «весь мир идет за Ним» (Ин 12.19, Срав. 14:19,22, 18:20).

От вышеупомянутого значения слова космос, как человечества вообще, следует отличать те места, где оно поставлено для обозначения этого мира, или человечества, и мирских вещей, как враждующих против Бога. В таком значении, но также и в предыдущих, это слово встречается в Писании, преимущественно у Иоанна, не менее 100 раз. Сюда принадлежат те места, где говорится, что весь мир лежит во зле (1Ин 5.19); о князе мира (Ин 12.31), о духе мира (1Кор 2.12), о мудрости мира (1:20), о веке мира сего (Еф 2.2); быть от мира сего, быть не от сего мира (Ин 8.23), говорить по мирски (1Ин 5.4). В этом смысле Иисус сказал: «Я не о мире молю» (Ин 17.9), ибо Он не мог молиться о его сохранении, но об его обращении (ст. 21,23); как и на кресте. Он молился за Своих убийц Лк 23.34). В первом значении сказано, что Христос пришел не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир (Ин 3.17, Ин 12.47); в последнем же, что Он пришел в мир на суд (Ин 9.39, Срав. 12:31,48). В первом смысле сказано, что Бог возлюбил мир (Ин 3.16), в последнем Иоанн говорит: не любите мира (1Ин 2.15, Срав. Иак 4.4). С этой же точки зрения сказано, что мир погибнет (1Ин 3.17), и будет осужден (1Кор 11.32) и что царство этого мира будет царством Господа нашего и Его Помазанника (Откр 11.15).

Комментарии для сайта Cackle