Письма к разным лицам

Источник

Содержание

Предисловие

Жизнь и деятельность святителя и его эпистолярное наследие

О подлинности и о хронологии писем

О классификации писем

Заключение

Избранная библиография

Часть I. Письма, писанные святым Василием прежде епископства его. 357–370 гг.

1. К Евстафию Философу 2. К Григорию Богослову 3. К Кандидиану 4. К Олимпию 5. К Нектарию 6. К Нектариевой супруге 7. К Григорию, другу 8. К кесарийским монахам 9. К Максиму Философу 10. К матери Дионисия 11. Без надписи 12. К Олимпию 13. К Олимпию 14. К Григорию, другу 15. К Аркадию, комиту 16. Против еретика Евномия 17. К Oригену 18. К Макарию и Иоанну 19. К Григорию, другу 20. К Леонтию, софисту 21. К Леонтию, софисту 22. О совершенстве в монашеской жизни 23. К настоятелю монахов 24. К Афанасию, отцу Афанасия, епископа Анкирского 25. К Афанасию, епископу Анкирскому 26. К Кесарию, брату Григория Богослова 27. К Евсевию, епископу Самосат­скому 28. К Неокесарийской Церкви, утешительное 29. К Анкирской Церкви, утешительное 30. К Евсевию, епископу Самосат­скому 31. К Евсевию, епископу Самосат­скому 32. К Софронию, магистру 33. К Авургию 34. К Евсевию, епископу Самосат­скому 35. Без надписи 36. Без надписи 37. Без надписи 38. К Григорию, брату 39 (42). К ученику Хилону 40 (43). Увещание новопоступившим 41 (44). К падшему монаху 42 (45). К падшему монаху 43 (46). К падшей деве

Часть II. Письма, писанные святым Василием в продолжение его епископства, 370–378 гг.

44 (48). К Евсевию, епископу Самосат­скому 45 (49). К Аркадию, епископу 46 (50). К Иннокентию, епископу 47 (51). К Воспорию, епископу 48 (52). К монахиням 49 (53). К хорепископам 50 (54). К хорепископам 51 (55). К Паригорию, пресвитеру 52 (56). К Пергамию 53 (57). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 54 (58). К Григорию, брату 55 (59). К Григорию, дяде 56 (60). К Григорию, дяде 57 (61). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 58 (62). К Церкви Парнасской 59 (63). К неокесарийскому градоначальнику 60 (64). К Исихию 61 (65). К Атарвию 62 (66). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 63 (67). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 64 (68). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 65 (69). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 66 (70). Без надписи 67 (71). К Григорию 68 (72). К Исихию 69 (73). К Каллисфену 70 (74). К Мартиниану 71 (75). К Авургию 72 (76). К Софронию, магистру 73 (77). Без надписи 74 (78). Без надписи 75 (79). К Евстафию, епископу Севастийскому 76 (80). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 77 (81). К Иннокентию, епископу 78 (82). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 79 (83). К чиновнику, облагающему податями 80 (84). К правителю области 81 (85). О том, что не должно клясться 82 (86). К правителю области 83 (87). Без надписи 84 (88). Без надписи 85 (89). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 86 (90). К святейшим братиям и епископам на Западе 87 (91). К Уалериану, епископу Иллирийскому 88 (92). К италийским и галльским епископам 89 (93). К Кесарии, жене патриция, о приобщении 90 (94). К Илии, правителю области 91 (95). К Евсевию, епископу Самосат­скому 92 (96). К Софронию, магистру 93 (97). К советодательному собранию в Тиане 94 (98). К Евсевию, епископу Самосат­скому 95 (99). К Терентию, комиту 96 (100). К Евсевию, епископу Самосат­скому 97 (101). Утешительное 98 (102). К сатальским гражданам 99 (103). К жителям Саталы 100 (104). К Модесту, ипарху 101 (105). К диакониссам, дочерям комита Терентия 102 (106). К воину 103 (107). К вдове Иулитте 104 (108). К попечителю наследников Иулитты 105 (109). К Елладию, сотоварищу ипарха 106 (110). К Модесту, ипарху 107 (111). К Модесту, ипарху 108 (112). К военачальнику Андронику 109 (ИЗ). К пресвитерам в Тарсе 110 (114). К Кириаку, живущему в Тарсе 111 (115). К Симпликии, еретичке 112 (116). К Фирмину 113 (118). К Иовину, епископу Перры 114 (119). К Евстафию, епископу Севастийскому 115 (120). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 116 (121). К Феодоту, епископу Никопольскому 117 (122). К Пимению, епископу в Саталах 118 (123). К Урвикию, монаху 119 (124). К Феодору 120 (125). Список исповедания веры 121 (126). К Атарвию 122 (127). К Евсевию, епископу Самосат­скому 123 (128). К Евсевию, епископу Самосат­скому 124 (129). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 125 (130). К Феодоту, епископу Никопольскому 126 (131). К Олимпию 127 (132). К Аврамию, епископу в Ватнах 128 (133). К Петру, архиепископу Александрийскому 129 (134). К Пеонию, пресвитеру 130 (135). К Диодору, пресвитеру Антиохийскому 131 (136). К Евсевию, епископу Самосат­скому 132 (137). К Антипатру 133 (138). К Евсевию, епископу Самосат­скому 134 (139). К жителям Александрии 135 (140). К Антиохийской Церкви 136 (141). К Евсевию, епископу Самосат­скому 137 (142). К сборщику общественных денег при областных правителях 138 (143). К другому сборщику общественных денег 139 (144). К одному из начальников 140 (145). К Евсевию, епископу Самосат­скому 141 (146). К Антиоху 142 (147). К Авургию 143 (148). К Траяну 144 (149). К Траяну 145 (150). К Амфилохию, от имени Ираклида 146 (151). К Евстафию, первому врачу 147 (152). К Виктору, военачальнику 148 (153). К Виктору, бывшему консулу 149 (154). К Асхолию, епископу Фессалоникийскому 150 (155). К Сорану 151 (156). К Евагрию, пресвитеру 152 (157). К Евсевию, епископу Самосат­скому 153 (158). К Антиоху 154 (159). К Евпатерию и к его дочери 155 (160). К Диодору 156 (161). К Амфилохию, рукоположенному во епископа 157 (162). К Евсевию, епископу Самосат­скому 158 (163). К Иовину, комиту 159 (164). К Асхолию, епископу Фессалоникийскому 160 (165). К Сорану 161 (168). К пресвитеру Антиоху, племяннику Евсевия Самосат­ского, сопровождающему его в изгнание 162 (169). К Григорию Богослову 163 (170). К Гликерию 164 (171). К Григорию Богослову 165 (172). К Софронию, епископу 166 (173). К Феодоре, монахине 167 (174). К вдове 168 (175). К Магниниану, комиту 169 (176). К Амфилохию, епископу Иконийскому 170 (177). К Софронию, магистру 171 (178). К Авургию 172 (179). К Аринфею 173 (180). К Софронию, магистру, за Евмафия 174 (181). К Отрию Мелитинскому 175 (182). К пресвитерам Самосат­ским 176 (183). К правителям Самосат­ским 177 (184). К Евстафию, епископу Иммерийскому 178 (185). К Феодоту, епископу Верийскому 179 (186). К Антипатру, областному правителю 180 (188). К Амфилохию, о правилах, первое каноническое послание 181 (189). К Евстафию, первому врачу 182 (190). К Амфилохию, епископу Иконийскому 183 (191). К одному из епископов 184 (192). К Софронию, магистру 185 (193). К Мелетию, первому врачу 186 (194). К Зоилу 187 (195). К Евфронию, епископу Колонии Армянской 188 (196). К Авургию 189 (197). К Амвросию, епископу Медиоланскому 190 (198). К Евсевию, епископу Самосат­скому 191 (199). К Амфилохию, о правилах, второе каноническое послание 192 (200). К Амфилохию, епископу Иконийскому 193 (201). К Амфилохию, епископу Иконийскому 194 (202). К Амфилохию, епископу Иконийскому 195 (203). К приморским епископам 196 (204). К неокесарийцам 197 (205). К Елпидию, епископу 198 (206). К Елпидию, епископу, утешительное 199 (207). К неокесарийским клирикам 200 (208). К Евланкию 201 (209). Защитительное, без надписи 202 (210). К неокесарийским ученым 203 (211). К Олимпию 204 (212). К Иларию 205 (213). Без надписи 206 (214). К Терентию, комиту 207 (215). К Дорофею, пресвитеру 208 (216). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 209 (217). К Амфилохию, о правилах, третье каноническое послание 210 (218). К Амфилохию, епископу Иконийскому 211 (219). К Самосат­скому клиру 212 (220). К клиру в Верии 213 (221). К жителям Верии 214 (222). К халкидянам 215 (223). Против Евстафия Севастийского 216 (224). К Генефлию, пресвитеру 217 (225). К Димосфену, от лица Церкви 218 (226). К подведомственным ему подвижникам 219 (227). К клиру в Колонии, утешительное 220 (228). К градоправителям в Колонии 221 (229). К никопольскому причту 222 (230). К градоправителям Никополя 223 (231). К Амфилохию, епископу Иконийскому 224 (232). К тому же Амфилохию 225 (233). К тому же Амфилохию 226 (234). К тому же Амфилохию 227 (235). К тому же Амфилохию 228 (236). К тому же Амфилохию 229 (237). К Евсевию, епископу Самосат­скому 230 (238). К никопольским пресвитерам 231 (239). К Евсевию, епископу Самосат­скому 232 (240). К никопольским пресвитерам 233 (241). К Евсевию, епископу Самосат­скому 234 (242). К западным 235 (243). К италийским и галльским епископам 236 (244). К Патрофилу, епископу Церкви в Егеях 237 (245). К Феофилу, епископу 238 (246). К жителям Никополя 239 (247). К причту в Никополе 240 (248). К Амфилохию, епископу Иконийскому 241 (249). Без надписи 242 (250). К Патрофилу, епископу Церкви в Егеях 243 (251). К евсеянам 244 (252). К епископам Понтийской области 245 (253). К антиохийским пресвитерам 246 (254). К Пелагию, епископу Лаодикии Сирийской 247 (255). К Виту, епископу Карров 248 (256). К монахам 249 (257). К монахам, притесняемым арианами 250 (258). К Епифанию, епископу 251 (259). К монахам Палладию и Иннокентию 252 (260). К Оптиму, епископу 253 (261). К жителям Сизополя 254 (262). К Урвикию, монаху 255 (263). К западным 256 (264). К Варсе, епископу Едессы, находящемуся в изгнании 257 (265). К Евлогию, Александру и Арпократиону, епископам Египетским, находящимся в изгнании 258 (266). К Петру, архиепископу Александрийскому 259 (267). К Варсе, епископу Едессы, находящемуся в изгнании 260 (268). К Евсевию, живущему в изгнании 261 (269). К супруге военачальника Аринфея, утешительное 262 (270). Без надписи, о похищении девицы 263 (271). К Евсевию, другу 264 (272). К Софронию, магистру 265 (273). Без надписи 266 (274). К Имерию, магистру 267 (275). Без надписи 268 (276). К великому Арматию 269 (277). К Максиму Схоластику 270 (278). К Уалериану 271 (279). К Модесту, ипарху 272 (280). К Модесту, ипарху 273 (281). К Модесту, ипарху 274 (282). К епископу 275 (283). К одной вдове 276 (284). К сборщику податей 277 (285). Без надписи 278 (286). К смотрителю над тюрьмами 279 (287). Без надписи 280 (288). Без надписи 281 (289). Без надписи, об одной притесненной женщине 282 (290). К Нектарию 283 (291). К Тимофею, хорепископу

Часть III. Письма святого Василия, в которых не видно времени их написания

284 (292). К Палладию 285 (293). К Юлиану 286 (294). К Фисту и Магну 287 (295). К монашествующим 288 (296). К одной вдове 289 (297). К одной вдове 290 (298). К одному благочестивому человеку 291 (299). К сборщику податей 292 (300). Утешительное 293 (301). К Максиму, утешительное 294 (302). К супруге Врисоновой, утешительное 295 (303). К комиту 296 (304). К Авургию 297 (305). Без надписи 298 (306). К севастийскому градоначальнику 299 (307). Без надписи 300 (308). Без надписи 301 (309). Без надписи 302 (310). Без надписи 303 (311). К главному начальнику 304 (312). К сборщику податей 305 (313). К сборщику податей 306 (314). Без надписи 307 (315). Без надписи 308 (316). Без надписи 309 (317). Без надписи 310 (318). Без надписи, о соотечественнике 311 (319). Об одном страннике 312 (320). Без надписи 313 (322). Без надписи 314 (323). К Филагрию Аркинскому 315 (324). К врачу Пасинику 316 (325). К Магниниану 317 (326). Без надписи 318 (327). Без надписи 319 (328). К Иперехию 320 (329). К Фалерию 321 (330). Без надписи 322 (331). Без надписи 323 (332). Без надписи 324 (333). К писцу 325 (334). К переписчику 326 (335). К Ливанию 327 (337). К Ливанию 328 (339). К Ливанию 329 (342). К Ливанию 330 (344). К Ливанию 331 (348). К Ливанию 332 (350). К Ливанию 333 (351). К Ливанию 334 (353). К Ливанию 335 (356). К Ливанию 336 (359). К Ливанию

Предисловие к письмам Василия Великого

Александр Петров

Жизнь и деятельность святителя и его эпистолярное наследие

Святитель Василий Великий (Βασίλειος ο Μέγας, †379; память 114 января), великий отец и учитель Вселенской Церкви, родился в 329 году в Кесарии Каппадокийской (ныне – территория Восточной Турции) в родовитой и благочестивой семье. Среднее образование будущий Святитель получил в родном городе, а высшее – в Афинах, где он, кстати сказать, познакомился и подружился с учившимся там же Григорием Богословом. По возвращении на родину Василий преподавал риторику. Около 356 года Святитель побывал в монастырях Месопотамии, Палестины и Египта. В 357 (или 358) году Василий был крещен и получил должность чтеца. Но, находясь под впечатлением увиденного во время паломничества, Василий предался аскетическому уединению, основывая монастыри в Понте (Прибрежной Каппадокии). При их устроении Святитель старался сочетать суровость физического труда с высокой духовной собранностью и широкой благотворительностью. Для монастырей он написал правила монашеской жизни. Около 362 года Василий был посвящен в сан пресвитера, а в середине 370 года был избран епископом Кесарии.

Памятником его деятельности на поприще церковного богослужения явилась литургия, названная его именем. На поприще церковного устроения Святитель прославился бескомпромиссной борьбой с арианством. Среди сочинений Архипастыря особым успехом пользовались «Девять бесед на Шестоднев», «Пять книг против Евномия», «Беседы на псалмы», «Нравственные правила», «Правила, изложенные в вопросах и ответах» (пространные и краткие) и другие. Огромная заслуга Василия Великого и в том, что им была окончательно определена Троичная терминология, принятая Церковью. Святитель почил о Господе в 379 году в Кесарии Каппадокийской.

В эпистолярном наследии Святителя ярко отразился огромный духовный путь, который святитель Василий прошел от юношеской риторической экспрессии до сдержанной умудренной вдохновенности Писанием. Кроме того, письма святого Василия представляют собой и ценный исторический источник: по его письмам можно проследить, как разворачивалась борьба с различными ересями, противостоявшими Святителю на пути становления никейской веры.

Письма Святителя весьма разнообразны в содержательном отношении и блестяще написаны. При известной строгости и «практичности», стилю писем святителя Василия не была чужда и ирония, но если в ранних письмах это была горькая ирония философа, несколько свысока смотрящего на «внешнюю суету мира», то впоследствии она приобретает смелый оттенок правоты в спорах с еретиками. Размышления Святителя по поводу устроения подвижнической жизни благодаря активной переписке довольно рано получили широкое распространение в аскетических кругах Каппадокии, Понта, Западной Сирии и Армении, а затем и в более отдаленных провинциях империи. Потом наступило время антиарианской полемики, которая нашла убедительное отражение как в обличении заблуждений Евномия, так и в появлении писем догматического содержания. Святитель Василий пользовался таким нравственным авторитетом, что его канонические установления, составленные в виде писем к епископу Амфилохию Иконийскому, стали основой византийского Номоканона. В своих последних письмах Архипастырь достигает полноты зрелости, находясь в расцвете духовных и умственных способностей.

Его письма поражают особенной, смелой, открытостью, способностью к внутреннему диалогу с самим собой, к трезвенному и искреннему самопознанию: «Но я стыжусь и писать о том, что сам делаю ночь и день в этой пустыне. Ибо хотя и оставил я городскую жизнь как повод к тысячам зол, однако же никак не мог оставить самого себя» (письмо 2). Подобная откровенность не доходит у Святителя до несколько болезненной саморефлексии, присущей западной аскетической традиции (например, у блаженных Августина и Иеронима). В данном случае можно говорить скорее о мудром душепопечении, сердцеведении: Святитель не скрывал в письмах своих чувств и был отзывчив к чужой боли. Например, в письме 5, посвященном смерти единственного сына своего друга, он пишет: «Нужно ли говорить, как это опечалило меня и сколько пролил я слез?». Чужое горе глубоко трогало Святителя, и он старался найти самые точные слова, идущие от сердца.

Поначалу Святитель в своей переписке не избегал красот стиля: его письма демонстрируют превосходное владение высокой культурой античного образования (ή παιδεία). Он с удивительной легкостью мог применять «украшающий» стиль, и ранние письма, как, например, письма 1, 2, 4, 14, являются очевидными свидетельствами его увлечения искусством риторики. Однако не следует забывать, что, как подлинный христианин, Василий в своей литературной работе опирался прежде всего на Евангелие, написанное галилейскими рыбаками, нежели на художественное наследие аттических софистов. Он, возможно, более, чем кто-либо из святых отцов, смог поставить мастерство риторического красноречия на службу истине.

Отличительная особенность писем Святителя – это подчеркнутое внимание к практическим, деятельным способам воплощения в жизнь евангельских идеалов. Решение насущных задач по устроению тела церковного занимает в переписке Архипастыря не меньшее место, чем разработка богословско-назидательных проблем, что заметно отличает переписку святителя Василия от писем его великого друга – святителя Григория Богослова, которому больше были свойственны умеренно-мечтательное, поэтическое настроение и несколько отстраненное отношение к возникавшим проблемам.

Рукописные собрания писем святителя Василия бытовали уже при его жизни, а впоследствии широко переписывались по средневековой Европе. Критические издания стали появляться начиная с XVIII века. Настоящее издание писем, следуя православной традиции, по своему составу ориентировано на издание Московской Духовной Академии (1911), в котором опущена часть неподлинных писем Святителя. В скобках дана и альтернативная нумерация писем, принятая в западной литературе.

О подлинности и о хронологии писем

На основании внутренней (особенности мышления, темы, стиль, словарный состав) и внешней (рукописная традиция) критики текста специалисты пришли к следующему выводу: среди 365 писем (по Maran – Garnier) около 40 не принадлежат Святителю. Помимо писем, попавших в корпус по ошибке (и которые представляют собой ответы адресатов, обращенные к самому Святителю), неподлинными являются такие письма, как письмо 8 (давшее основания для многочисленных дискуссий по поводу богословия святителя Василия), которое должно быть отнесено к ученику Святителя, Евагрию Понтийскому, что было убедительно продемонстрировано W. Bousett и R. Melcher1; письма 39(42)-42(45); письма 10, 16, 38, 181(189), 329(342) и 331(348), принадлежащие святителю Григорию Нисскому (письмо 16 «Против еретика Евномия» пересоставлено из главы 10 трактата святителя Григория Нисского «Против Евномия». Письмо 181(189) «К Евстафию, первому врачу», критическое издание которого было подготовлено G. Mercati2, все же, хотя и с оговорками, признается за творение Григория Нисского). Письма (47), (166)–(167), 162(169)-164(171) и (321) должны быть приписаны авторству святителя Григория Богослова (они практически идентичны письмам 42, 65–66, 246–248 и 57 из его собрания писем). Письмо 77(81) приписывают святителю Иоанну Златоусту. Письмо (117) принадлежит перу Фирмина, аскета из Кесарии и ученика Василия. Письмо 46(50), по всей вероятности, принадлежит перу епископа Амфилохия Иконийского3.

Подлинность переписки Святителя с ритором Ливанием Антиохийским (письма 326(335)-336(359) и с Аполлинарием Лаодикийским (письма (361)–(364) до сих пор является предметом научных дискуссий, несмотря на то, что G.-L. Prestige4 постарался предоставить убедительные доказательства подлинности переписки с Аполлинарием, сравнив стиль и словарный состав писем с подлинными творениями Василия и доказав, что Василий никогда не отвергал возможности переписки с Аполлинарием.

Хронологическая таблица, дающая относительно точную датировку писем, составлена на основании статьи: Fedwick P.-J. A Chronology of the Life and Works of Basil of Caesarea / Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic: A Sixteen-Hundredth Anniversary Symposium: In 2 v. Ed.: P.-J. Fedwick. Toronto, 1981. V. 1. P. 3–19.

Хронологическая таблица:

      Даты         Письма
357, до ноября 1. К Евстафию Философу
357 (или 358) 14. К Григорию, другу
358 2. К Григорию Богослову
4. К Олимпию
360–362 9. К Максиму Философу
362 или 363 3. К Кандидиану
17. К Oригену
18. К Макарию и Иоанну
363 19. К Григорию, другу
363–370 22. О совершенстве в монашеской жизни
363–378 43(46). К падшей деве
365 20. К Леонтию, софисту
21. К Леонтию, софисту
365–378 15. К Аркадию, комиту
368, после 10 октября 26. К Кесарию, брату Григория Богослова
369, осень 31. К Евсевию, епископу Самосатскому
370, весна 27. К Евсевию, епископу Самосатскому
370–371, зима 25. К Афанасию, епископу Анкирскому
370–373 57(61). К Афанасию, архиепископу Александрийскому
370–378 24. К Афанасию, отцу Афанасия, епископа Анкирского
45(49). К Аркадию, епископу
49(53). К хорепископам
50(54). К хорепископам
51(55). К Паригорию, пресвитеру
52(56). К Пергамию
58(62). К Церкви Парнасской
59(63). К неокесарийскому градоначальнику
60(64). К Исихию
370–378 68 (72). К Исихию
69(73). К Каллисфену
73(77). Без надписи
74(78). Без надписи
79(83). К чиновнику, облагающему податями
81(85). О том, что не должно клясться
82(86). К правителю области
83(87). Без надписи
103(107). К вдове Иулитте
104(108). К попечителю наследников Иулитты
105(109). К Елладию, сотоварищу ипарха
111(115). К Симпликии, еретичке
147(152). К Виктору, военачальнику
148(153). К Виктору, бывшему консулу
165(172). К Софронию, епископу
170(177). К Софронию, магистру
171(178). К Авургию
172(179). К Аринфею
173(180). К Софронию, магистру, за Евмафия
178(185). К Феодоту, епископу Верийскому
184(192). К Софронию, магистру
186(194). К Зоилу
262(270). Без надписи, о похищении девицы
264(272). К Софронию, магистру
266(274). К Имерию, магистру
269(277). К Максиму Схоластику
274(282). К епископу
275(283). К одной вдове
276(284). К сборщику податей
277(285). Без надписи
279(287). Без надписи
280(288). Без надписи
281(289). Без надписи, об одной притесненной женщине
282(290). К Нектарию
283(291). К Тимофею, хорепископу
298(306). К севастийскому градоначальнику
371, не позднее марта 44 (48). К Евсевию, епископу Самосатскому
371 54(58). К Григорию, брату
55(59). К Григорию, дяде
56(60). К Григорию, дяде
53(57). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому
62(66). К Афанасию, архиепископу Александрийскому
371, июнь 30. К Евсевию, епископу Самосатскому
371, лето 64(68). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому
66(70). Без надписи
371, позднее лето – осень 65(69). К Афанасию, архиепископу Александрийскому
63(67). К Афанасию, архиепископу Александрийскому
371, конец года 75(79). К Евстафию, епископу Севастийскому
371–372, зима 78(82). КАфанасию, архиепископу Александрийскому
371–372 28. К Неокесарийской Церкви, утешительное
29. К Анкирской Церкви, утешительное
114(119). К Евстафию, епископу Севастийскому
372 234(242). К западным
372, до Пасхи 86(90). К святейшим братиям и епископам на Западе
87(91). К Уалериану, епископу Иллирийскому
88(92). К италийским и галльским епископам
85(89). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому
372, ранняя весна 34. К Евсевию, епископу Самосатскому
372, после 7 сентября 67(71). К Григорию
372 7. К Григорию, другу
90(94). К Илии, правителю области
76(80). КАфанасию, архиепископу Александрийскому
129(134). К Пеонию, пресвитеру
130(135). К Диодору, пресвитеру Антиохийскому
251(259). К монахам Палладию и Иннокентию
372–373, зима 145(150). К Амфилохию, от имени Ираклида
372 или 373 70(74). К Мартиниану
71(75). К Авургию
72(76). К Софронию, магистру
32. К Софронию, магистру
33. К Авургию
93(97). К советодательному собранию в Тиане
101(105). К диакониссам, дочерям комита Терентия
109(113). К пресвитерам в Тарсе
372(или 371)–377 106(110). К Модесту, ипарху
100(104). К Модесту, ипарху
107(111). К Модесту, ипарху
271(279). К Модесту, ипарху
272(280). К Модесту, ипарху
273(281). К Модесту, ипарху
373 61(65). К Атарвию
373, май 91(95). К Евсевию, епископу Самосатскому
373, конец июня 94(98). К Евсевию, епископу Самосатскому
373, лето 123(128). К Евсевию, епископу Самосатскому
128(133). К Петру, архиепископу Александрийскому
373, август 95(99). К Терентию, комиту
120(125). Список исповедания веры
96(100). К Евсевию, епископу Самосатскому
373, конец августа 122(127). К Евсевию, епископу Самосатскому
373, позднее лето 97(101). Утешительное
108(112). К военачальнику Андронику
373, сентябрь – октябрь 140(145). К Евсевию, епископу Самосатскому
373, осень 98(102). К сатальским гражданам
133(138). К Евсевию, епископу Самосатскому
134(139). К жителям Александрии
373, осень 135(140). К Антиохийской Церкви
373 110(114). К Кириаку, живущему в Тарсе
149(154). К Асхолию, епископу Фессалоникийскому
270(278). К Уалериану
373, конец года 136(141). К Евсевию, епископу Самосатскому
373 или 374 92(96). К Софронию, магистру
141(146). К Антиоху
142(147). К Авургию
143(148). К Траяну
144(149). К Траяну
80(84). К правителю области
132(137). К Антипатру
150(155). К Сорану
113(118). К Иовину, епископу Перры
151(156). К Евагрию, пресвитеру
373 или 374, зима 156(161). К Амфилохию, рукоположенному во епископа
374, начало года 131(136). К Евсевию, епископу Самосатскому
152(157). К Евсевию, епископу Самосатскому
157(162). К Евсевию, епископу Самосатскому
374, лето 125(130). К Феодоту, епископу Никопольскому
192(200). К Амфилохию, епископу Иконийскому
374, позднее лето – осень 161(168). К пресвитеру Антиоху, племяннику Евсевия Самосатского, сопровождающему его в изгнание
374,осень 174(181). К Отрию Мелитинскому
374 99(103). К жителям Саталы
158(163). К Иовину, комиту
159(164). К Асхолию, епископу Фессалоникийскому
160(165). К Сорану
177(184). К Евстафию, епископу Иммерийскому
179(186). К Антипатру, областному правителю
182(190). К Амфилохию, епископу Иконийскому
183(191). К одному из епископов
374 168(175). К Магниниану, комиту
187(195). К Евфронию, епископу Колонии Армянской
374 или 375 153(158). К Антиоху
154(159). К Евпатерию и к его дочери
180(188). К Амфилохию, о правилах
374 или 375, зима или начало 375 117(122). К Пимению, епископу в Саталах
175(182). К пресвитерам самосатским
374–378, после лета – осени 176(183). К правителям самосатским
211(219). К самосатскому клиру
375, начало года 124(129). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому
190(198). К Евсевию, епископу Самосатскому
205(213). Без надписи
375 115(120). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому
116(121). К Феодоту, епископу Никопольскому
247(255). К Биту, епископу Карров
127(132). К Аврамию, епископу в Ватнах
245(253). К антиохийским пресвитерам
246(254). К Пелагию, епископу Лаодикии Сирийской
248(256). К монахам
235(243). К италийским и галльским епископам
189(197). К Амвросию, епископу Медиоланскому
212(220). К клиру в Верии
213(221). К жителям Верии
214(222). К халкидянам
169(176). К Амфилохию, епископу Иконийскому
375, июнь – июль 215(223). Против Евстафия Севастийского
216(224). К Генефлию, пресвитеру
217(225). К Димосфену от лица Церкви
375, лето 121(126). К Атарвию
375, после сентября 193(201). К Амфилохию, епископу Иконийскому
375 126(131). К Олимпию
375 167(174). К вдове
375, конец года 219(227). К клиру в Колонии, утешительное
220(228). К градоправителям в Колонии
221(229). К никопольскому причту
222(230). К градоправителям Никополя
223(231). К Амфилохию, епископу Иконийскому
218(226). К подведомственным ему подвижникам
375 или 376 155(160). К Диодору
191(199). К Амфилохию, о правилах
118(123). К Урвикию, монаху
185(193). К Мелетию, первому врачу
194(202). К Амфилохию, епископу Иконийскому
376, начало года 229(237). К Евсевию, епископу Самосатскому
224(232). К тому же Амфилохию
225(233). К тому же Амфилохию
226(234). К тому же Амфилохию
227(235). К тому же Амфилохию
228(236). К тому же Амфилохию
230(238). К никопольским пресвитерам
232(240). К никопольским пресвитерам
240(248). К Амфилохию, епископу Иконийскому
376, до лета 195(203). К приморским епископам
196(204). К неокесарийцам
197(205). К Елпидию, епископу
198(206). К Елпидию, епископу, утешительное
199(207). К неокесарийским клирикам
200(208). К Евланкию
376, середина года 231(239). К Евсевию, епископу Самосатскому
376, раннее лето 202(210). К неокесарийским ученым
203(211). К Олимпию
204(212). К Иларию
376, позднее лето – ранняя осень 206(214). К Терентию, комиту
376, осень 207(215). К Дорофею, пресвитеру
208(216). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому
210(218). К Амфилохию, епископу Иконийскому
376, до сентября(?) 244(252). К епископам Понтийской области
376 48(52). К монахиням
233(241). К Евсевию, епископу Самосатскому
238(246). К жителям Никополя
239(247). К причту в Никополе
249(257). К монахам, притесняемым арианами
376, конец года 236(244). К Патрофилу, епископу Церкви в Егеях
237(245). К Феофилу, епископу
250(258). К Епифанию, епископу
376 или 377 242(250). К Патрофилу, епископу Церкви в Егеях
47(51). К Воспорию, епископу
376 или 377, зима или начало 377 209(217). К Амфилохию, о правилах
377, январь 243(251). К евсеянам
377, начало года 255(263). К западным
256(264). К Варсе, епископу Едессы, находящемуся в изгнании
257(265). К Евлогию, Александру и Арпократиону, епископам египетским, находящимся в изгнании
252(260). К Оптиму, епископу
253(261). К жителям Сизополя
254(262). К Урвикию, монаху
377 или 378, зима 258(266). К Петру, архиепископу Александрийскому
259(267). К Варсе, епископу Едессы, находящемуся в изгнании
378 260(268). К Евсевию, живущему в изгнании
188(196). К Авургию
378, после 9 августа 261(269). К супруге военачальника Аринфея, утешительное
трудно датируемые 5. К Нектарию
6. К Нектариевой супруге
11. Без надписи
12. К Олимпию
13. К Олимпию
23. К настоятелю монахов
35. Без надписи
36. Без надписи
37. Без надписи
84(88). Без надписи
89(93). К Кесарии, жене патриция, о приобщении
102(106). К воину
112(116). К Фирмину
119(124). К Феодору
137(142). К сборщику общественных денег при областных правителях
138(143). К другому сборщику общественных денег
139(144). К одному из начальников
146(151). К Евстафию, первому врачу
166(173). К Феодоре, монахине
201(209). Защитительное, без надписи
241(249). Без надписи
263(271). КЕвсевию, другу
265(273). Без надписи
267(275). Без надписи
268(276). К великому Арматию
278(286). К смотрителю над тюрьмами
284(292). К Палладию
285(293). К Юлиану
286(294). К Фисту и Магну
287(295). К монашествующим
288(296). К одной вдове
289(297). К одной вдове
290(298). К одному благочестивому человеку
291(299). К сборщику податей
292(300). Утешительное
293(301). К Максиму, утешительное
294(302). К супруге Врисоновой, утешительное
295(303). К комиту
296(304). К Авургию
297(305). Без надписи
299(307). Без надписи
300(308). Без надписи
301(309). Без надписи
302(310). Без надписи
303(311). К главному начальнику
304(312). К сборщику податей
305(313). К сборщику податей
306(314). Без надписи
307(315). Без надписи
308(316). Без надписи
309(317). Без надписи
310(318). Без надписи, о соотечественнике
311(319). Об одном страннике
312(320). Без надписи
313(322). Без надписи
314(323). К Филагрию Аркинскому
315(324). К врачу Пасинику
316(325). К Магниниану
317(326). Без надписи
318(327). Без надписи
319(328). К Иперехию
320(329). К Фалерию
321(330). Без надписи
322(331). Без надписи
323(332). Без надписи
324(333). К писцу
325(334). К переписчику

Итак, письма (в том числе и формально не принадлежавшие Святителю) 8, 10, 16, 38, (39)–(41), 39(42)-42(45),(47), 46(50), 77(81), (166–167), 162(169)-164(171), 181(189),(321), 326(335)-336(359), (360)–(365) ныне считаются неподлинными или их подлинность сомнительна. Письмо (117) принадлежит аскету Фирмину.

Рукописная традиция, история издания и исследования писем

Письма Святителя очень рано стали рассматриваться в качестве образцов эпистолярного жанра. Маленькая записка из шести строк, адресованная святителем Григорием Богословом своему внучатому племяннику Никобулу, обучавшемуся риторике,– единственный литературный источник того времени, дающий прямые сведения о составлении сборника писем Василия. Когда Никобул вопросил святителя Григория о правилах и законах эпистолярного жанра, святитель Григорий Богослов отослал его к письмам Василия как к образцам этого искусства. Когда же Никобул попросил Архипастыря прислать некоторые Василиевы письма, Григорий сделал «некое собрание» и отправил его Никобулу, заметив, что ценит письма Василия выше своих собственных: «Постоянно я ценил выше себя Василия Великого... посему и предлагаю в первую очередь его письма, а не свои»5.

Вряд ли этот сборник, представлявший собой учебное пособие по эпистолярной стилистике, был большим, да он и не мог включать всех писем Святителя. Впрочем, возможность точной реконструкции или хотя бы приблизительного воспроизведения этого первоначального сборника признана ныне чистой утопией.

Весьма интересно и упоминание, сделанное самим автором, о бытовании как автографов его писем, так и их копий,– упоминание, отнюдь не характерное для античной традиции. В письме 191 (199), к епископу Амфилохию Иконийскому (в так называемом втором каноническом послании), святитель Василий пишет: «О тех, которые вступают в супружество с двумя сестрами, или которые выходят в замужество за двух братьев, выдано мною письмо (речь идет, по мнению большинства исследователей, о письме 155 (160) «К Диодору». – А.П.), с которого список (τό αντιγραφον) послал я к твоему благоговению». Сделал ли Святитель сам копию ввиду важности содержания этого письма, или при его создании наряду с оригиналом группой писцов сразу создавалось несколько рукописей, неизвестно. Ценным представляется само свидетельство о зарождении и распространении рукописной традиции уже при жизни Святителя.

В оригинале письма Святителя, вероятно, представляли собой коллекцию небольших сборников, составленных как самим Святителем, так и его друзьями, что превращало весь корпус переписки Архипастыря в мозаику разрозненных документов. Весьма вероятно, что «изначальный» Сборник, составленный Григорием Богословом, не был единственным. Интересно, что в средневековых манускриптах, писанных спустя шесть-семь веков после смерти святителей Василия и Григория, часто смешиваются письма того и другого, что объясняется не только знаменитой дружбой архипастырей, но и в какой-то мере равновеликостью их творческого наследия и известной близостью эпистолярной стилистики. Впрочем, следует помнить, что применительно к IV веку нельзя говорить об «издании» сборников. «Издать» – означало передать рукопись или ее копию из рук в руки, из храма в храм, из монастыря в монастырь, из Церкви в Церковь. Однако до наших дней не сохранилось ни одной подлинной рукописи поздней греко-римской античности, и письма святителя Василия не являются исключением.

К самым ранним рукописям писем относятся греческий папирус V века (SM. Inv. 6795, Berlin), содержащий отрывки из писем 2, 5, 6, 145(150) и 285(293), а также сирийский папирус VI века (BL. Add. 17144, London) с переводами ряда писем (письма 2, 14, 29, 43(46), 107(111) и других). Остальные письма дошли до нас в рукописях VIIIIX-XVI веков.

Первое полное издание корпуса писем Василия на греческом и латыни было осуществлено в Париже в 1618 году6, однако и структура, и нумерация писем находились еще в хаотичном состоянии.

Заслуга наиболее точного с исторической точки зрения критического издания, послужившего образцом для последующих публикаций, принадлежит бенедиктинцу Р. Maran и его коллеге J. Garnier7. Бенедиктинцы монастыря Святого Мавра опубликовали в своем издании 365 писем, среди которых, впрочем, были не только принадлежащие Святителю, но и обращенные к нему. Вероятно, подобное количество писем можно объяснить его символическим характером (в соответствии с числом дней в году). Именно это издание послужило основой для публикации корпуса писем в знаменитой «Патрологии» Миня.

В исследованиях XVII-XVIII веков письма святителя Василия рассматривались не только как богословский памятник, но и как исторический документ. Выдающиеся французские историки Церкви и теологи G. Hermant, L.-E. Du Pin и главным образом S. Le Nain de Tillemont положили начало использованию писем Василия в качестве исторического источника8. Еще большую ценность для современного исследователя представляет «Жизнь святого Василия Великого» того же Р. Maran9.

Главная заслуга основополагающей критической классификации рукописей принадлежит М. Bessieres10, который описал и классифицировал почти три десятка манускриптов, сохранивших большое число писем, по меньшей мере триста. Bessieres провел свою классификацию различных эпистолярных традиций по расположению и порядку писем, что привело к появлению двух принципиально различных групп писем, каждую из которых он обозначил, соответственно, буквами А и В. В рамках этих обширных разделов он выделил три подгруппы в рамках группы А и четыре подгруппы в рамках группы В, обозначив их как Аа, АЬ, Ас и Во, Bu, Bx, Bz. В результате этой работы группа А стала рассматриваться как наиболее близкая к первоисточнику, а группа В – как появившаяся в результате процесса последовательной логической компоновки писем, осуществлявшейся в более позднее время. Подгруппы Аа и Во являются аутентичными и полными образцами для каждой из групп. В папирусе V века порядок расположения писем практически совпадает с порядком в рукописях из подгруппы Аа, что подтверждает более раннее происхождение этой группы. Группа В в критических изданиях используется в основном для вариативной корректировки спорных и трудных мест из основной группы.

Дальнейшие исследователи, такие, как A. Cavallin11 и S.-Y. Rudberg12, занимались сравнительным анализом рукописной традиции и подробно разрабатывали внутренние соотношения между группами писем, но и ими признавалось, что в целом группа А имеет более раннее происхождение, чем группа В. Кроме того, Rudberg подготовил новое критическое издание писем 2, 145(150) и 166(173) на основании массы источников13.

Yves Courtonne использовал достижения предыдущих текстологов для своего критического издания писем в 1957–1966 годах14. Он провел огромную работу, чтобы подготовить к изданию тексты писем. В своем издании Courtonne реконструирует текст на основании древнейших рукописей семьи (подгруппы) Аа. К сожалению, в своем издании он не сумел предоставить полный перевод наиболее трудных мест, а его историческим комментариям зачастую недостает точности, в них он зависит от предшественников. Издание М. Forlin Patrucco15, включающее 46 писем, более верно, чем издание Courtonne, передает прочтение подгруппы Аа.

Необходимо отметить работу К. Treu16, который тщательно изучил словарный состав и стиль дружеских писем Святителя. Следует также упомянуть издание писем с параллельным текстом на греческом и английском языках, подготовленное R.-J. Deferrari17, и сочинение А.-С. Way18. Несмотря на некоторое несоответствие проведенной в этих трудах индексации писем сравнительно с общепринятой, они пользуются огромным авторитетом. Нельзя не отметить и классический труд по патрологии J. Quasten19, содержащий как классификацию писем, так и исчерпывающий обзор изданий и исследований эпистолярной традиции Святителя, подготовленных к середине прошлого века.

И конечно, никакое серьезное изучение эпистолярного наследия святителя Василия невозможно без обращения к фундаментальному труду J.-R. Pouchet20, который в своей работе, помимо отслеживания рукописной традиции, помимо собственной системы датировки и превосходной классификации писем, с благодарностью подытожил весь накопленный опыт предшествующих исследований.

В русской патрологической науке отсутствуют специальные монографии, посвященные эпистолярному наследию святителя Василия. Впрочем, во многих общих обзорных трудах по патрологии письма используются как источник для характеристики мировоззрения и личности Святителя. Некоторые из них содержат и классификацию писем21.

Из специальных монографий о святителе Василии особо стоит отметить труды А.В. Горского22 и архимандрита Порфирия (Успенского)23 (у архимандрита Порфирия описанию писем Святителя посвящен специальный раздел).

Более подробно переписка Архипастыря исследуется в, вероятно единственном до 1917 года, специальном труде: статье И. А. Чистовича «Письма святого Василия Великого»24. В этой небольшой работе автору удалось в основных чертах рассмотреть главные направления и характер переписки, причем им активно использованы и выдержки из писем.

Специальное внимание анализу писем как источника по вопросам канонического права, церковного суда и состояния общества уделяется в статье «Деятельность пастырей Церкви IV века по отношению к общественной жизни», опубликованной без имени автора25.

В качестве источника для изучения пастырской деятельности Святителя его переписка рассматривается в работе В. Георгиевского «Святитель Василий Великий как пастырь и учитель Церкви (преимущественно по его письмам)»26.

В кандидатском сочинении выпускника Ленинградской Духовной Академии священника П. Дарманского «Письма святителя Василия Великого как источник сведений о его жизни и деятельности» (Л., 1956) содержатся серьезный анализ писем, их классификация и систематизация всех изложенных в них сведений о жизни, учении и личности Василия.

О классификации писем

Собрание писем Святителя (по Maran – Garnier) подразделяется на три большие группы:

№ 1–43(46): письма, написанные между 357–370 годами, до его епископства;

№ 44(48)-283(291): письма, написанные между 370–378 годами, относящиеся к периоду его епископского служения;

№ 284 (292)–(365): письма, датировка которых затруднительна, поскольку отсутствуют какие-либо указания на время их составления, причем авторство Василия в ряде случаев сомнительно.

Огромное количество адресатов писем свидетельствует о широком круге дружеских и «рабочих» связей Святителя. Среди адресатов и епископы, и рядовые священники, и различные члены клира; письма обращены и к имперским чиновникам, и к общинам аскетов, и к родственникам. Кроме того, корпус писем содержит множество упоминаний о посредниках в переписке, содействовавших обороту корреспонденции и обязанных при необходимости уточнять содержание доверенного им послания.

Сложившиеся в эпоху античности эпистолярные жанры не всегда представлены в переписке святителя Василия Великого в своем чистом виде. Хотя такие жанры, как, например, рекомендательное письмо, поучение, утешение, деловое письмо, и наличествуют в корпусе писем Святителя, следует всегда иметь в виду, что зачастую в письмах Архипастыря происходит смешение жанров, например, дружеского и рекомендательного письма и т. п. Кроме того, христианская направленность и богословское содержание корреспонденции приводят к появлению вовсе не свойственных прежней традиции писем, посвященных вопросам веры, милосердия, пастырского служения, церковного богослужения и т. д. Эти письма формально нельзя свести ни к одному из античных образцов, однако любое из них может включать в себя элементы разных жанров. Такое жанровое разнообразие писем не позволяет очень уж строго классифицировать их по содержанию, тем не менее представляется возможным (по Quasten) выделить следующие группы:

Дружеские (или личные) письма

Огромное количество писем написано святителем Василием друзьям. На основании этих писем видно, какой высокой ценностью для него была дружба. «Ибо думаю, что не найдешь никого,– писал Василий к своему другу,– кто бы так любил тебя и домогался вашей (имеются в виду и сыновья адресата.– А.П.) дружбы» (письмо 11). Впрочем, Святитель не боится и выказать разочарование при столкновении с несправедливостью, приведшей к потере дружеских отношений, как, например, в случае с епископом Евстафием Севастийским: «Сердце у меня стало связано, язык расслабел, рука онемела, и впал я в немощь души немужественной... едва не дошел я до человеконенавидения; мне казалось, что всякий нрав подозрителен, что в природе человеческой нет блага любви» (письмо 236(244).

Будучи наделен подлинным даром дружбы, святитель Василий умел поддерживать и ободрять своих друзей в трудные минуты. В таких письмах мы видим готовность Святителя принять чужое несчастье как собственное. Но Василий не боится проявить и собственные чувства скорби в связи с потерей матери и, уже будучи в годах, жалуется «на сиротство» (письмо 30). Святитель не только сострадает вместе с друзьями, но и мужественно советует «перенести скорбь человечески» (письмо 28), призывая «употребить... в дело» заложенный в нас Богом «целомудренный рассудок» (письмо 5). К группе дружеских писем можно отнести следующие письма: 1, 3, 4, 7, 12–14, 17, 19–21, 27, 52(56)-54(58), 59(63)-60(64), 91(95), 113(118), 118(123)-119(124), 127(132)-130(135), 140(145)-144(149), 147(152)-153(158), 157(162)-161(168), 165(172)-169(176), 174(181), 177(184)-179(186), 184(192)-188(196), 190(198), 192(200)-193(201), 200(208)-202(210), 229(237), 233(241), 244(252), 246(254)-247(255), 251(259), 259(267)-260(268), 263(271), 270(278), 274(282), 276(284)-277(285), 312(320), 323(332)-325(334).

Утешительные письма

Особой теплотой и сочувствием наполнены письма к родителям и супругам, потерявшим близких, к епископам, священникам и монахам, впавшим в уныние, к церквам, лишенным пастырей, к клирикам и мирянам, подвергающимся нападкам еретиков (см. письма 5, 6, 28, 29, 58(62), 97(101), 103(107), 134(139)-135(140), 198(206), 219(227), 230(238), 239 (247), 248(256)-249(257), 261(269), 292(300)-294(302).

В письмах к женщинам нельзя не отметить мудрую осторожность Святителя при обращении к суровым законам своего времени, которые содержали весьма строгие установления касательно поведения женщины в обществе. В этих письмах проявилось подлинное величие настоящего Архипастыря, который активно отстаивал интересы женщин, в том числе вдовиц и жен, защищая их от произвола и насилия властей. Более того, Святитель прославляет женщин как хранительниц церковного Предания и правого исповедания, отмечая их добродетельность, твердость в благочестии и даже находя в них равных собеседниц для богословского диалога (см., например, письма 48(52), 101(105), 154(159).

Рекомендательные письма

Святитель Василий написал огромное количество писем к высокоавторитетным и богатым лицам, заступаясь за знакомых и друзей, за бедных и угнетенных и даже за целые города и селения (см., например, следующие письма: 3, 15, 31–37, 68(72)-74(78), 79(83)-84(88), 92(96), 100(104), 104(108)-108(112), 132(137), 137(142)-139(144), 170(177)-173(180), 263(271), 265(273)-268(276), 271(279)-273(281), 295(303)-311(319).

К этой же группе писем относится и переписка Святителя с ритором Ливанием Антиохийским (см. письма 326(335)-336(359), подлинность которой, впрочем, до сих пор является предметом споров. Некоторые из писем, по крайней мере такие, как 326(335)-330(344), могут быть признаны аутентичными на основании их рукописной традиции и содержащихся в них исторических сведений. Послания Архипастыря к Ливанию, полные благодарности, представляют молодых кап-падокийских учеников Святителя выдающемуся греческому софисту и ритору.

В этих письмах Святитель в полной мере использует свое риторическое мастерство, да так, что Ливаний в одном из своих ответных писем (письмо (338) говорит, что он был побежден красотой эпистолярного стиля Василия27. Эта переписка представляет собой интересный факт дружеского диалога между христианином и язычником и дает один из самых лучших примеров теплых взаимоотношений между двумя великими представителями христианского и эллинистического (языческого) мира. Но кроме того, эти документы показывают Василия Великого как благодарного и благородного ученика, на всю жизнь сохранившего уважение к своему учителю.

Канонические письма

Святитель написал много писем с целью исправления канонического порядка везде, где имело место его нарушение. Особое внимание в этих письмах уделяется епископам в сельской местности, так называемым хорепископам (οι χωρεπίσκοποι), которые по статусу были равны епископу столицы провинции, но юридически ему подчинялись. Наиболее интересными в этой группе писем являются письма 49 (53) и 50 (54), относящиеся к самому началу епископского служения Василия и ярко характеризующие суровость Василия как пастыря (недавно заступившего на свой пост и горячо чувствующего свой долг) по отношению ко многим сельским епископам. Можно говорить о суровости начальника, который видит в решительном и бескомпромиссном искоренении злоупотреблений единственный способ вывести дрейфующий корабль Церкви на правильный курс.

По свидетельству святителя Григория Богослова, у святителя Василия было в подчинении около 50 сельских епископов28. Письма к хорепископам (см. письма 120(125), 314(323) и другие), помимо достаточно суровых порицаний, содержат и слова похвалы и одобрения, а также свидетельствуют о готовности защищать своих братьев во Христе от бессодержательных нападок.

Особое место в этой группе занимают три письма (знаменитые «канонические послания») к Амфилохию, епископу Иконийскому (см. письма 180(188), 191(199) и 209(217), с изложением церковных правил. Эти послания содержат детальные церковные указания по самым разным вопросам, особенно по покаянной дисциплине, и очень важны для истории формирования канонического права. Они вскоре приобрели всеобщее признание на Востоке как образец установлений церковного права Православной Церкви.

Пастырские (морально-аскетические) письма

Данное издание открывается письмом к Евстафию Философу – горячим исповеданием аскетических идеалов молодого Василия, закончившего свое обучение в Афинах и уже побывавшего в лучших монастырях православного мира.

Распространение идеалов христианской нравственности и аскетизма является основной задачей большинства писем Святителя к монашествующим, клиру и церковному народу. Василий утешает отпавших от Церкви и приглашает их обратно в ее лоно во имя новой жизни, увещевает епископов и священников, призывает их к добросовестному исполнению своих обязанностей, демонстрируя пути и средства для достижения совершенства и превознося монашескую жизнь с большим энтузиазмом. К этой группе относятся письма 2, 10–11, 14, 18, 22–26, 45(49), 61(65), 79(83), 81(85), 93(97), 102(106), 108(112), 111(115)-112(116), 156(161), 166(173)-167(174), 175 (182)-176(183), 189(197), 211(219)-214(222), 232(240), 238(246), 241(249), 243(251), 251(259), 269(277), 275(283), 283(291)-291 (299). Самыми ранними из них принято считать письма 2, 14, 18.

Письма же 40(43)-42(45), несмотря на то что не являются подлинными, показывают самим фактом своего включения в корпус писем Архипастыря, каким большим авторитетом пользовались аскетические идеи святителя Василия как при его жизни, так и после смерти. Подобно блаженному Иерониму в Палестине, святитель Василий Великий активно занимался духовным и интеллектуальным образованием монашествующих Понта Каппадокийского, призывая их своею проповедью изучать Священное Писание и вести богоугодную жизнь (см., например, письмо 22).

Догматические письма

Некоторые из догматических писем настолько объемны, что становятся как бы самостоятельными произведениями. Большинство из этих писем посвящено учению о Святой Троице, истолкованию Никейского символа, и в особенности защите Единосущия Сына и Святаго Духа, и направлены против разнообразных ересей той эпохи. Письма 225 (233)-228 (236), обращенные к епископу Амфилохию Иконийскому, образуют в принципе единое целое и рассматривают отношения между верой и разумом, природой и Откровением как источниками нашего знания о Боге. К этой группе также относят и письма 9, 38, 48 (52), 101 (105), 109 (113)-110 (114), 120 (125), 124 (129), 126 (131), 154 (159), 168 (175), 202 (210), 206 (214), 218 (226), 243 (251), 250 (258), 253 (261)-254 (262). Подлинность письма 38, особенно важного благодаря разбираемым в нем различиям между выражениями «сущность» (ή ουσία и «ипостась» (ή υπόστασις), вызывает определенные сомнения29.

Одной из главных целей, которые ставил перед собой Василий в общении с учениками и с оппонентами, было отстаивание «здравой веры» (ή υγιής) (см. письма 166(173), 254(262), или «правой веры» (ή ορθή πίστισ) (см. письмо 210(218), каковая, по Василию, есть синоним «православия» (ή ευσέβεια). Эту борьбу за подлинную веру нельзя рассматривать в отрыве от борьбы за аскетические идеалы, в основе которых лежит жизнь по Евангелию. Именно подвижники, а также выдающиеся христиане, ставшие на путь евангельского совершенствования, наиболее действенно помогают Василию в деле торжества «правого исповедания» (ή ευσέβεια) над многочисленными заблуждениями и ересями, постоянно угрожающими идеалам христианства. Вера и жизнь у святого Василия, как и у святого апостола Павла, с которого Архипастырь всегда брал пример, неразрывно и органично переплетены.

От епископа к епископу, от Церкви к Церкви Василий способствует формированию единой структуры «правого исповедания» и активно противостоит распространению еретического представления о богочеловечестве – представления, ставшего было приобретать популярность из-за сговора высокопоставленных чиновников и придворных епископов, а также и рядовых священников, привлеченных различными «удобными» формами воинствующего арианства.

Литургические письма

Письма святителя Василия весьма интересны как важный материал для исторической литургики, на их примере можно проследить этапы становления литургии. Например, в письме 199(207) «К неокесарийским клирикам» представлено яркое описание древнего Чина всенощного бдения. Письмо 89(93) «К Кесарии, жене патриция, о приобщении» посвящено теме ежедневного причащения. Рассказывается о традиции причащения как минимум четыре раза в неделю (в среду, пятницу, субботу и воскресенье), а также об особенностях причащения во время гонений.

Исторические письма

Эпистолярное наследие святителя Василия является обширным и неоценимым кладезем сведений для истории Восточной Церкви в IV веке, особенно в Каппадокии. Впрочем, область распространения переписки Святителя была поистине огромна. В письме 196 (204) он замечает: «Пусть будут спрошены епископы писидийские, ликаонские, исаврийские, обеих Фригии, из армянских со мною соседственные, македонские, ахайские, иллирийские, галльские, испанские, всей Италии, сицилийские, африканские, из египетских, соблюдающие здравую веру, и весь остаток сирских. Все они пишут ко мне письма и от меня получают также». Благодаря таким обширным связям письма Василия являются одним из основных источников по истории Византийской империи, по истории церковно-государственных отношений и связей между Востоком и Западом.

Переписка между Святителем и императором Юлианом (по Maran-Gamier, письма (39), (40), (41) и (360) является неподлинной30 и была признана таковой уже в Византии. Подложным является и письмо (365), к императору Феодосию.

Заключение

Письмо, несмотря на, так сказать, «малую» и субъективно окрашенную форму, способно тем не менее передать всю глубину личности автора, подобно тому как книжная миниатюра может передать величие изображаемого не хуже великолепной византийской мозаики.

В своей переписке Василий Великий с удивляющей прямотой открывает себя, выказывая логическую безупречность суждений и суровый реализм и ответственность в сочетании с чувствительностью и мягкостью. Мужественная строгость и сила духа Святителя были выстраданы в результате подвига веры, в чем нетрудно убедиться, читая его письма. Поэтому простое чтение писем великого учителя само по себе настраивает на подвиг внутреннего устроения, и пробуждая нас от лености души, и приучая к трезвенности.

Горячая борьба Святителя с социальной несправедливостью, с беззаконием властей, слово утешения в скорбях, строгое попечение о соблюдении канонов Церкви, неустанная проповедь Писания помогают нам обрести якорь спасения и жить по Евангелию.

Избранная библиография

Тексты

S.P.N. Basilii Magni, Caesareae Cappadociae archiepiscopi, Opera omnia quae reperiri potuerunt..: In 3 t. [Ed. et latin. Fronton du Due [Ducaeus] – Federic Morel]. Parisiis, 1618.

S.P.N. Basilii, Caesareae Cappadociae archiepiscopi, Opera omnia quae exstant..: In 3 t. Opera et studio domini Juliani Gamier, presbyteri et monachi Benedictini, e congregatione Sancti Mauri. Parisiis, 1721–1730.

S.P.N. Basilii, Caesareae Cappadociae archiepiscopi, Epistolae / S.P.N. Basilii, Caesareae Cappadociae archiepiscopi, Opera omnia quae exstant... Parisiis, 1857. T. 4. Col. 220–1112. (Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca Accurante J.-P. Migne. T. 32).

Basilio di Cesarea. Le lettere A cura di M. Forlin Patrucco. Torino, 1983. V. 1: Lettere 1–46.

Basilius von Caesarea. Briefë Im 3 Bd. Eingeleitet, ubersetzt und erlautert von W.-D. Hauschild. Stuttgart, 1973–1992.

Saint Basil. The Letters: In 4 v. With an English Translation by R.-J. Deferrari. London; Cambridge, 1926–1934.

Saint Basile. Lettres: En 3 t. Texte etabli et traduit par Y. Courtonne. Paris, 1957. T. 1: Epistolae 1–100; 1961. T. 2: Epistolae 101–218; 1966. T. 3: Epistolae 219–366.

The Fathers Speak: St. Basil the Great, St. Gregory of Nazianzus, St. Gregory of Nyssa: Selected letters and life-records Translated from the Greek and introduced by G.-A. Barrois; with a Foreword by J. Meyendorff. New York, 1986.

Исследования

[Аноним]. Деятельность пастырей Церкви IV века по отношению к общественной жизни / Православный собеседник. Казань, 1860. Ч. 1. № 1. С. 34–72; № 2. С. 145–180.

Барсов Н.И. Лекции по патристике. СПб., 1887.

Георгиевский В. Святитель Василий Великий как пастырь и учитель Церкви (преимущественно по его письмам) / Странник. СПб., 1896. Т. 1–2. № 1. С. 3–21; №2. С. 185–204; №6–7. С. 185–208.

[Горский А. В., прот.]. Жизнь святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского / Прибавления к изданию Творений святых Отцов, в русском переводе. М., 1845. Ч. 3. С. 1–110 [своя пагинация].

Дарманский П., свящ. Письма святителя Василия Великого как источник сведений о его жизни и деятельности. Л., 1956.

Иванченко А.В., Михайловский А.В. К публикации 38-го письма святого Василия Великого / Историко-философский ежегодник'95. М., 1996. С. 268–271.

Муравьев А. В. Переписка Юлиана Отступника и святого Василия Великого (BHG 260) в связи с житийной традицией последнего / Вестник древней истории. М., 1997. № 2. С. 138–145.

Порфирий (Успенский), архим. Жизнь святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской / Душеполезное чтение. М., 1864. Ч. 1. № 1. С. 15–54; № 2. С. 113–143; № 3. С. 223–260.

Сагарда Н.И. Лекции по патрологии, читанные LXX курсу студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1911–1912 учеб. г. Литогр. СПб., 1912.

Чистович И.А. Письма святого Василия Великого / Христианское чтение. СПб., 1866. Ч. 1. № 1. С. 3–38; № 3. С. 289–316.

Amand de Mendieta E. L'authenticite des lettres ascétiques 42 a 45 de la correspondance de saint Basile de Cesaree / Recherches de science religieuse. Paris, 1958. T. 56. P. 241–264.

Attrep A. Wisdom from the Letters of Saint Basil / Patristic and Byzantine Review. Kingston, 1987. V. 6. P. 238–247.

Bessieres M. La tradition manuscrite de la correspondance de saint Basile. Oxford, 1923.

Bonis K.-G. Αι τρεις "Κανονικαί Επιστολαί» του Μεγάλου Βαβιλείου προς τόν Αμφιλόχιον, μητροπολίτην Ικονιου (са. 34145–395400) καί τά γεννώμενα εκ τούτων προβλήματα / Byzantinische Zeitschrift. Munchen, 1951. Bd. 44. H. 1–2. S. 62–78.

Bousset W. Apophthegmata. Tubingen, 1923. S. 335–336.

Cadiou R. Basile dans sa correspondance / Revue des études grecques. Paris, 1957. T. 70. № 331–333. P. 500–505.

Cavallin A. Studien zu den Briefen des hl. Basilius. Lund, 1944.

Colas C. La societe épiscopale dans la correspondance de Basile de Cesarée. Dactylographie. Lyon, 1989.

Courtonne Y. Un temoin du IVe siecle oriental. Saint Basile et son temps d'apres sa correspondance. Paris, 1973.

Danielou J. Grégoire de Nysse a travers les lettres de saint Basile et de saint Gregoire de Nazianze / Vigiliae christianae. Amsterdam; Leiden, 1965. Dl. 19. Pag. 31–41.

D'Ippolito G. Basilio di Cesarea e la poesia greca / Basilio di Cesarea. La sua eta, la sua opera e il basilianesimo in Sicilia: Atti del Congresso internazionale su Basilio di Cesarea (Messina, 3–6 dicembre 1979): In 2 v. Messina, 1983. V. 1. P. 309–379.

Fedwick P.-J. A Commentary of Gregory of Nyssa or the 38th Letter of Basil of Caesarea / Orientalia christiana periodica. Roma, 1978. V. 44. Fasc. 1. P. 31–51.

Fedwick P.-J. A Chronology of the Life and Works of Basil of Caesarea / Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic: A Sixteen-Hundredth Anniversary Symposium: In 2 v. Ed.: P.-J. Fedwick. Toronto, 1981. V. 1. P. 3–19.

Gargano G. L'invito alla contemplazionë la lettera II dell'Epistolario Basiliano. Un esempio di dialogo con la cultura e le sensibilite dei non cristiani? / Seminarium. Series nova. Vaticano, 1990. V. 30. Fasc. 3. P. 531–546.

Koskenniemi H. Studien zur Idee und Phraseologie des griechischen Briefes bis 400 n. Chr. Helsinki, 1956.

Le Main de Tillemont S. Mémoires pour servir a l'histoire ecclesiastique des six premiers siecles. Paris, 1703. T. 9. P. 1–304, 628–691.

Maran P. Vita sancti Basilii Magni, archiepiscopi Caesariensis / S.P.N. Basilii, Caesareae Cappadociae archiepiscopi, Opera omnia quae exstant... Parisiis, 1730. T. 3. P. XXXVIII-CCLIX.

Maran P. Vita sancti Basilii Magni, archiepiscopi Caesariensis / S.P.N. Basilii, Caesareae Cappadociae archiepiscopi, Opera omnia quae exstant... Parisiis, 1857. T. 1. Col. V-CLXXVII. (Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca Accurante J.-P. Migne. T. 29).

Martin V., abbe. Essai sur les lettres de saint Basile le Grand, these présentée a la Faculté des lettres de Rennes. Nantes, 1865.

Melcher R. Der 8 Brief des hl. Basilius ein Werk des Evagrius Ponticus. Munster, 1923.

Mercati G. La lettera Eustazio De Sancta Trinitate... / Mercati G. Varia Sacra. Roma, 1903. Fasc. 1. P. 57–70. (Studi e testi; V. 11).

Mitchell J.-F. Consolatory letters in Basil and Gregory Nazianzen / Hermes. Wiesbaden, 1968. Bd. 96. H. 3. S. 299–318.

Papadopoulos S. Η Αλληλογραφία Βασιλείου του Μεγάλου καί Γρηγορίου του Θεολόγου / Θεολογία, Αθηναι, 1979. Т. 50. Σ. 297–319.

Pouchet J.-R. Basile le Grand et son univers d'amis d'apres sa correspon-dance. Une stratégie de communion. Roma, 1992.

Prestige G.-L. St. Basil the Great and Apollinaris of Laodicea. London, 1956.

Quasten J. Patrology: In 3 v. Utrecht; Antwerp, 1960. V. 3. P. 220–226.

Riedmatten H. de. La correspondance entre Basile de Césarée et Apollinaire de Laodicée / The Journal of Theological Studies. New Series. London, 1956. V. 7. P. 199–210; 1957. V. 8. P. 53–70.

Rudberg S.-Y. Etudes sur la tradition manuscrite de saint Basile. Lund, 1953.

Treu К. Φιλία und αγάπη. Zur Terminologie der Freundschaft bei Basilius und Gregor von Nazianz / Studii clasice. Bucuresti, 1961. V. 3. P. 421–427.

Van de Paverd F. Die Quellen der kanonischen Briefe Basileios des Grossen / Orientalia christiana periodica. Roma, 1972. V. 38. Fasc. 1. P. 5–63.

Vischer L. Das Problem der Freundschaft bei den Kirchenvatern Basilius der Grope, Gregor von Nazianz und Chrysostomus / Theologische Zeitschrift. Basel, 1953. Bd. 9. S. 173–200.

Vogler Ch. L'administration impériale dans la correspondance de saint Basile et saint Grégoire de Nazianze / Institutions, société et vie politique dans l'Empire Romain au IVе siecle ap. J.-C. Roma, 1992. P. 447–464.

Way A.-C. The Language and Style of the Letters of Saint Basil. Washington, 1927.

* * *

1

В издании 1911 г.: «какое-то счастие». В ходе работы над изданием возникла необходимость сверить некоторые фрагменты писем с греческим текстом для уточнения и исправления перевода. Сверка производилась по изданию: Saint Basile. Lettres: En 3 t. Texte etabli et traduit par Y. Courtonne», Paris, 1957–1966. Далее в основном тексте мы будем помещать сделанные нами исправления, а в примечаниях указывать вариант, опубликованный в издании 1911 г. Примечания, не отмеченные редактором (Ред.), относятся к изданию 1911 г. – Ред.

2

Константинополь

3

К Кесарии.

4

Сие заключение письма читается в рукописи Венской библиотеки под № 86. См. Lambecii Commentaria de Bibl. Cols. Vindobonensi L. III, р. 373.

5

«Подобное по сущности».

6

Комит – чиновник, заведующий сбором царских денег; градоначальник. – Ред.

7

В издании 1911 г.: «пригвожден страхом Богом». – Ред.

8

В издании 1911 г.: «Пиша». – Ред.

9

Хорепископ (греч.) – сельский епископ в Древней Церкви, соответствует священнику, в обязанности которого входило совершение богослужений и попечение о нищих(см. 14-е Правило Неокесарийского Собора). Впоследствии сан хорепископа был упразднен. – Ред.

10

Мусония.

11

В издании 1911 г.: «если быть в необходимости». – Ред.

12

Под сим числом находится письмо сие в подлиннике по Гарниерову изданию, в котором под числами 39, 40 и 41 помещены два письма к св. Василию императора Юлиана и ответ к нему самого св. Василия. В переводе письма сии исключены, потому что последнее не признается подлинным, а первые, если бы они и были подлинные, не должны входить в сие издание, как не Василиевы.

13

В издании 1911 г.: «предварительное состояние». – Ред.

14

В издании 1911 г.: «к проступкам». – Ред.

15

В издании 1911 г.: «оно во мне». – Ред.

16

Сулица – дротик, копие, пика(см.: Чис. 25, 7–8; Неем. 4,13,16). – Ред.

17

Ритина – смола, бальзам. – Ред.

18

Письмо у Гарниера 47-е исключено в сем издании, как принадлежащее св. Григорию Богослову и в переводе сих последних 36-е.

19

См.: К подчиненным ему епископам. Правило 90 / Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых отец. Репр. воспр. изд. 1893 г. (Москва). [Сергиев Посад]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 351–352. – Ред.

20

См.: К хорепископам каноническое послание. Правило 89 / Книга Правил... С. 349–50. – Ред.

21

См.: Послание к Григорию, пресвитеру. Правило 88/ Книга Правил... С. 347–348. – Ред.

22

Правило 3: Μήτε Επισκώπω, μήτε Πρεσβυτέρω, μήτε διακόνω, μήτε όλως τινι των εν κλήρω, εξειναι συνείσακτην εχειν.

23

Западные епископы.

24

Преемник папы Сикста с 261 года.

25

В издании 1911 г.: «...рассудил, этой заботе». – Ред.

26

Кеадом называлась пропасть, в которую лакедемоняне низвергали приговоренных к смерти. См.: «Паввания», кн. 4, гл. 18.

27

Название Харония первоначально принадлежало одному источнику в древнем Лациуме, которого воды издавали заразительные пары. – Плиний. «Естественная история»: В 37 кн. Кн. 2, гл. 23.

28

С восточных областей Римской империи, за исключением Озроены и Исаврии, на отделение воинов собиралось не вещами, но деньгами, и этот взнос назывался πραγματευτικόν Χρυσιον (запасное золото).

29

В издании 1911 г.: «...разумение ухищрений, как думают дел бы правильно, если бы не имел сообщником себе другого, и не скрыто всё, что ни сделано». – Ред.

30

У Гарниера за письмом сим следует ответ Фирмина, из которого видно, что, вняв увещанию св. Василия, решается он возвратиться к подвижнической жизни. Ответ сей не предлагается в сем переводе.


Источник: Творения : в 2 т. / свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. - Москва : Сибирская благозвонница, 2008-2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 4). ISBN 978-5-91362-144-3 // Том 2. 2009. – 1232 с. / Письма. 440-956 с.

Комментарии для сайта Cackle