Источник

Глава XIV. Последование святого елеяГлава XVI. Последование великого освящения святых Богоявлений

Часть четвертая. О молитвах и последованиях, содержащихся в требнике

Глава XV. Последование малого освящения воды

§1. Водоосвящение малое в начале каждого месяца

Освящение воды есть двоякое: малое, которое у восточных совершается в начале каждого месяца и в некоторые другие времена, и великое, которое бывает только в праздник Богоявления Господня и при крещении оглашенных. Что великое освящение воды установлено апостолами, этого никто не отвергает; что же касается до малого освящения, то древность сего обряда, ведущего свое начало также от времен апостольских, подтвердил Александр, епископ римский, пострадавший при кесаре Адриане, как значится у Барония (в лет. 132): «древнее обыкновение освящения воды в церкви утвердил Александр в своих сочинениях, сказав, что этою водою расторгаются сети чародейства и прогоняются демоны». Первоначальное установление освящать воду Климент (в Постановлениях апостольских, кн. 3, гл. 28) приписывает собственно апостолу Матфею: «о воде и елее я, Матфей, повелеваю, да благословит», то есть, да освятит епископ воду и елей, а если епископ находится в отсутствии, да благословит пресвитер вместе с диаконом. Восточная церковь ввела в обыкновение совершать малое освящение воды при наступлении каждого месяца по следующей причине (Вальсамон на 65 правило шестого Вселенского собора): «у иудеев был некогда обычай в начале каждого месяца совершать праздник с коленопреклоненною молитвою, дабы Господь благословил счастием препровождение всего месяца, по каковому обстоятельству и сказал Господь чрез пророка: новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя. Они же (иудеи) разжигали костры пред лавками своими, где покупают и продают, и пред воротами домов, в которых живут, и перескакивали чрез огонь, в надежде истребить огнем все несчастия, приключившиеся с ними пред тем временем, и получить другие блага. Сообразно с ними поступали и христиане в те времена, в которые был шестой собор в Трулле. Почему отцы, бывшие на сем соборе, повелели упразднить и совершенно прекратить это обыкновение. В 56 правиле сего собора сказано: «в новомесячия, возжигание некоторыми пред своими лавками или домами костров, чрез кои, по некоему старинному обычаю, безумно скачут, повелеваем отныне упразднить». Когда сим святейшим правилом утверждено прекращение языческого обряда, тогда и праздник новомесячия, введенный со времен незапамятных, престал, – а вместо его, дабы умилостивить Бога, по благодати Божией, в начале каждого месяца совершается всенародно в церкви молебствие и освящение воды, – и мы окропляемся водою благословенною, а не запрещенною. Для сего повсемесячного освящения воды в греческих монастырях и церквах доныне имеются особые кладези, которые везде именуются водосвятилищами или крестильницами. Вода из этих кладезей хотя хранилась и для всеобщего (домашнего) употребления, но чтобы сообщить благодатную силу исцеления и предохранения от наветов вражиих, греки освящали ее, как в день Богоявления Господня освящением великим, так и в начале каждого месяца сим малым освящением, для которого тогда же вновь было составлено и самое последование. Таким образом, по сходству с древним, принят и утвержден обычай новый. Где нет кладезей, там употреблялась полукруглая чаша, по-гречески фиал, которая всегда имеется в готовности и ныне при наших церквах. Цель, для которой освящается эта вода, довольно объяснена в словах молитвы, произносимой при ее освящении. Но сверх того и апостол Матфей, преподавший первую заповедь об освящении сей воды (у того же Климента в Постановл. апост.), исчисляет благодатные ее действия и вместе указует цель ее освящения в следующих словах: «Дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражия наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

§2. При малом водоосвящении воспевается одна Богородица

Еже радуйся ангелов. Тропари, следующие после первого: Еже радуйся, – числом 24, начинаются буквами по порядку греческого алфавита. Например, первый стих начинается словом: ἀνυμνῶμεν – воспеваем, второй – βασιλέων – царем, третий – γλῶσσα – язык, четвертый – δός – даждь, далее – επί σε – на Тя, ζῶσον – оживи, последний – ω Παρθένε – о Дево и так далее. Посему, сколько в греческой азбуке считается букв, столько же здесь имеется и тропарей. Один только первый тропарь, Еже радуйся, не состоит в порядке алфавита, но он полагается напереди, вместо ирмоса, и потому поется дважды. По внутреннему своему содержанию все сии тропари или молитвы, как предначинательный, так и следующие за ним, расположенные по порядку букв греческой азбуки, воспевают и умоляют одну Богородицу Деву. Вальсамон на то же правило продолжает: «в двадцать третий день июня, ввечеру собирались мужчины и женщины на берегах рек и в некоторых домах и украшали перворожденную деву наподобие невесты. Потом начинали пир и пляски, подобные тем, какие употреблялись во время празднования Бахусу, ходили в круг и пели песни, употребляемые на празднествах. Между тем они вливали морскую воду в некоторый сосуд, имеющий узкое отверстие, и каждый влагал туда же некоторые из своих вещей. Тогда эта дева получала власть – без сомнения от демона – предсказывать будущее, а все прочие вопрошали ее о своем счастии, требующем какой-либо предосторожности, или о средствах к избежанию несчастных случаев. Дева вынимала из урны вложенные туда вещи – по одной, – и раздавала вопрошающим. Приняв вещь из рук ее, язычник по бессмыслию своему веровал в нее, как в нечто божественное и ожидал от нее себе счастия или несчастия в будущем. На другой день при той же музыке и пляске и с тою же девою они опять приходили к тем же берегам и, почерпнув морской воды без всякого произношения слов, окропляли ею свои домы; потом в продолжение целой ночи разжигали костры сухих веществ, перескакивали через огонь, – вопрошали опять о своем счастии или несчастии, гадали и о других событиях, – видимо демонским образом. Дорогу к этим кострам и обратно, равно как и самый дом, в котором производили гадание, они украшали всячески, устилали и увенчивали древесными листьями, вероятно для почтения и для угощения сатаны, который поработил их своей власти». Для пресечения всего этого суеверия, христиане, почитая более всех святых Матерь Божию и Приснодеву, как Невесту Духа Святого, преисполненную всяких даров и небесной благодати, возносят к Ней при сем водоосвящении свои моления с того времени, с которого начали по настоящему чинопоследованию освящать воду в кладезях или в чаше в начале каждого месяца, дабы посредством сей воды, помощию и заступлением небесной Владычицы, приобрести благий успех в делах и начинаниях, благополучие в жизни временной и самое блаженство в вечности. Отсюда во всех тропарях сего последования содержатся молитвенные воззвания ко Пресвятой Богородице Деве, исполненные толикими похвалами; отсюда на тех же тропарях живая уверенность и упование христиан на Ее заступление; по сей же причине возносятся к Ней усердные моления, да отвратит от нас всякое зло, и на Нее возлагается вся надежда. Когда освященная таковым благословением вода окропляет нас, наши домы, поля и все, что имеем, тогда она действительно может отогнать от нас все вражеские действия и низвести небесное покровительство на нас и все места и вещи, ею освященные.

§3. Отшедшие благословною виною

Благословною виною отшедших. Отшедшие благословною виною, должно думать, суть оглашенные и кающиеся двух средних степеней то есть, послушающие и припадающие, которые не только выходили и выводимы были из храма и притвора во время литургии, – при возгласе: елицы оглашеннии, изыдите, но не были и допускаемы к вечернему и утреннему богослужению; – и потому – суть отшедшие благословною виною. А состоящие на прочих степенях покаяния, как то: на первой – стоящие с верными, и на последней – плачущие, не могут быть в числе сих отшедших. Ибо стоящие стоят с верными в храме, участвуют во всех молениях, а плачущие никогда и в церковь вводимы не были. – Следовательно, отшедшими благословною виною почитаются одни кающиеся и оглашенные второй и третьей степеней, которых церковь, кроме стоящих и плачущих, по известным причинам, выводит из храма чрез диаконов. В числе отшедших благословною виною могут быть также и те, которые не могут иногда придти в церковь по причинам извинительным. Впрочем, эти слова здесь не новые: их в первый раз употребил Василий Великий в своей литургии, где в молитве, читаемой во время задостойника, упоминаются те же благословною виною отшедшие.

§4. Освященная вода и антидор даются непричастившимся

Исполнитися освящения Твоего воды сея причащением. Причащением сея воды поистине исполняются освящения Божия. Ибо древние христиане, когда по некоторым обстоятельствам не могли причаститься Св. Таин, вместо Крови Христовой причащались этой освященной воды, а вместо Тела Христова принимали хлеб, благословленный на всенощном бдении, или антидор, надеясь, что сия вода и благословенный хлеб или антидор произведут в душах их некоторое освящение и утешение. Посему, как благословенный хлеб и антидор, так и сия освященная вода, сохраняются у православных христиан в великом почете и приемлются с особенным благоговением.


Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с.

Комментарии для сайта Cackle