Николай Медведев

Бог и человек по богословию В. Н. Лосского

Источник

Содержание

Введение

§ 1. Биографические сведения о В. Н. Лосском

§ 2. Гносеология в понятии В. Н. Лосского

Часть первая. Гносеологические принципы в усвоении истин о Боге и человеке Глава первая. Пути богопо3нания § 1. Античная мудрость и откровение. § 2. апофатизм § 3. мистический элемент в Богословском познании § 4. Катафатизм § 5. Значение христианской жизни в деле Богопознания Глава вторая. Антропологический этюд § 2. Учение о человеке в богословскои концепции В. Н. Лосского § 3. Проблема грехопадения Часть вторая. Антиномии в онтологическом аспекте, или предел познания человеком духовных структур Глава первая. Тринитарное богословие § 1. Пролог Евангелия от Иоанна § 2. Учение о Софии в трудах русских богословов. § 3. о нетварных энергиях Глава вторая. Христологический обзор § 2. Кенозис воплощения § 3. Искупительный подвиг Христа Спасителя. § 4. Славное воскресение Христово Глава третья. Экклезиологический очерк § 1. Пятидесятница – утверждение личностно и множественности § 2. Сознание соборности Церкви Заключение Богословие Владимира Николаевича Лосского Список принятых сокращений Список опубликованных трудов В. Н. Лосского Посмертные издания Статьи В. H. Лосского помещенные в различных периодических изданиях с 1929 по 1974 гг. (кроме приведенных выше) Неопубликованные труды В. Н. Лосского Библиография  

 
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О В. Н. ЛОССКОМ

Божественное Провидение в разные исторические моменты являло миру своих светильников на ниве христианского просвещения. И никогда нельзя было предугадать: где, когда и как предстоит нести свет евангельского учения тому или иному избраннику. Судил Бог и Владимиру Николаевичу Лосскому родиться в России, получить первоначальные сведения о вере православной в недрах Русской Православной Церкви, а потом свидетельствовать о ней во Франции, а через нее и во многих странах Запада.

Подробная биография В. Н. Лосского еще не написана, поэтому в настоящем введении будут предложены фрагменты из жизни этого замечательного человека-христианина, взятые из мемориального выпуска «Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата» за 1959 год, статьи А. В. Ведерникова, помещенное в сборнике «Богословские труды» №8 за 1972 год и некоторых данных из Ε. Г. Παπαδόπουλος. Λόσσκυ Νικολάϊεβιτς Βλαδίμηρος. "Θρησκευτική καί ήθική εγκυκλοπαιδεία», τ. 8, A­θηναι, 1966, σ.350. Hildegard Schaeder. Weltkirchenlexikon. Stuttgart, 1960, p.837.

Владимир Николаевич Лосский родился в Петербурге 25 мая 1903 года в семье известного русского философа. Семнадцати лет он поступает в Петроградский университет, где занимается историей философии, увлеченно изучал творения святых отцов Церкви и видных мыслителей западного Средневековья.

В конце 1922 года Владимир Лосский вместе с семьей эмигрирует на Запад. Первым этапом этой эмиграции была Прага, где будущий богослов продолжил свое образование у знаменитого византолога Н. П. Кондакова. Из Праги семья Лосских переехала в Париж, где молодой одаренный Лосский через два года получает ученую степень по истории Средних веков в старейшем французском университете – Сорбонне. Здесь его интерес к Средневековью продолжает углубляться: он слушает лекции видного специалиста по Средним векам – профессора Ф. Лота и крупного знатока средневековой философии – профессора Э. Жильсона. Он учится строгости западной мысли, сочетая ее с тяготением в глубину. Это «тяготение в глубину» характеризуется, в первую очередь, интенсивным изучением мистико-теософических взглядов Мейстера Экхарта и глубоким проникновением в грандиозную систему мысли Фомы Аквината.

В разгар юрисдикционных разделений (1933 г.) появилась книга протоиерея о. Сергия Булгакова «Агнец Божий». В. Лосский сразу же ополчился против содержащегося в ней ложного истолкования догмата Боговоплощения. Он увидел, что автор книги, излагая этот догмат на основе софиологии, придает Боговоплощению характер природной необходимости и, тем самым, как бы упраздняет вольное снисхождение, жертву, страдания и Крест Христов (1Кор.1,17–2А). Плодом его размышлений явилась книга «Спор о Софии», вышедшая в свет в 1936 году. Не вдаваясь в подробности изложения критики, следует, однако, отметить, что пламенная ревность Владимира Лосского о чистоте и неприкосновенности для философствующего разума учения Церкви нашла свое выражение в строгой и убедительной аргументации и в предельно ясном и логически стройном изложении.

Тяжелые годы Второй мировой войны принесли семье Лосских много страданий, но не могли убить горящий дух Владимира Николаевича. В это страшное время им написан рассказ «Семь дней по дорогам Франции», сделан перевод на французский язык «Беседы преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни», написана книга «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», выпущенная в свет в 1944 году.

После освобождения Парижа, в 1944 году, при французской православной миссии имени св. Иринея организуется Французский Православный Институт имени св. Дионисия. В течение ряда лет Владимир Лосский ведет в нем курс Догматического богословия и курс Церковной истории. В 1945 году он – член редакционной коллегии журнала «Живой Бог»; избирается в члены Общества научных исследований, где возобновляет работу по изучению трудов Мейстера Экхарта и начинает чтение цикла лекций на тему: «Видение Бога в патристическом и византийском богословии».

С 1947 года Владимир Лосский становится участником ежегодной конференции англо-русского Содружества имени святого Албания и преподобного Сергия, в Абингдоне. Здесь православное свидетельство Владимира Лосского оказывается в центре внимания. Вспоминая об этом, один из участников конференции, – Дервас Читти, – писал, что под влиянием Лосского на собраниях Содружества был достигнут по-настоящему серьезный подход к догматическим вопросам1. В 1958 году молодыми английскими богословами был выпущен в свет «Очерк мистического богословия Восточной Церкви». Эта книга была охарактеризована как «первое слово жизненно важного спора о сущности Православия». Она показала, что Православие является не только «восточной» традицией, но и живым Преданием Кафолической Истины2 и это открытие оказывается решающим для всех центральных проблем современного экуменизма.

По свидетельству многочисленных друзей и учеников Владимира Лосского, он пользовался большим нравственным авторитетом, благодаря примеру его христианской жизни в кругу семьи, в отношениях с окружающими и, особенно, в жизни церковной. Эта сторона его жизни заслуживает особых слов.

Владимир Лосский проводил мысль, что православное мышление должно быть не умственной спекуляцией, а экзистенциальным знанием, требующим изменения ума, покаяния личности перед лицом Живого Бога. Богословская мысль В. Лосского коренилась в литургической и духовной жизни совершенно особого качества3. Будучи церковным человеком в полном смысле этого слова, он причащался каждое воскресение, решительно утверждая, что при совершении таинства Евхаристии нельзя присутствовать в качестве зрителя4. «Только сильные,– говорил он, имея в виду египетских пустынножителей, – могли раз в жизни принимать Святые Тайны, ибо, достигнув совершенства, они принимали их, как огонь обожения»5. И по отношению к этому огню, судящему и дающему обожение, он проявлял безграничное почитание, столь характерное для Православной Церкви.

Будучи человеком, весьма скромным, Владимир Лосский в храме часто исполнял обязанности пономаря: выносил свечу, подавал кадило священнику; иногда он читал шестопсалмие. Часто, прерывая свои занятия, он спешил в храм св. Стефана на Горе, чтобы помолиться там, у гроба св. Женевьевы. С ним всегда было маленькое греческое Евангелие, которое он читал в свободные минуты, а Великим постом перечитывал всю Библию.

С 1953 года Владимир Лосский преподает Догматическое и Сравнительное богословие на Пастырских курсах, организованных при Русском Западно-Европейском Экзархате, и продолжает дальнейшее исследование мистики Мейстера Экхарта.

В биографических заметках говорится об участии нашего богослова в конференциях философского колледжа, где он не только слушает выступления и доклады видных мыслителей, но и привлекает всеобщее внимание к своим темам. Км были прочитаны там следующие доклады: «Мрак и свет в познании Бога», «Апофаза и тринитарное богословие», «Роза и бездна» (понятие бытия у Экхарта), «Богословие образа».

Участвовал В. Лосский и в Августиновском конгрессе, состоявшемся в Париже в 1954 году, и на второй Оксфордской конференции по патрологии в 1955.

Летом 1956 года, после 34-х лет разлуки, Владимир Лосский встретился с Родиной: посетил Москву, Киев, Ленинград и Владимир; молился за богослужениями в многочисленных храмах, видя множество причастников Святых Таин. Он радовался чистоте и порядку в храмах и благолепию совершаемых в них богослужений. Словом, вся жизнь Матери-Церкви была воспринята им как неисчерпаемый источник благодатных даров, изливающихся на всех, ищущих Христовой Истины6.

С этими впечатлениями Владимир Лосский покинул Родину, чтобы больше ее никогда не увидеть. В день памяти святого Григория Богослова, 7 февраля 1958 года, перестало биться сердце ревностного деятеля на ниве христианского просвещения.

Только не умерло его дело, которое продолжает жить и плодоносить силою Божиею и усердием многочисленных учеников Владимира Николаевича Лосского.

§ 2. ГНОСЕОЛОГИЯ В ПОНЯТИИ В. Н. ЛОССКОГО

Было бы большой ошибкой подходить к трудам В. Лосского с философской меркой. Неоднократно В. Лосский указывал, что его работы – это богословие практическое, опытное и ни в коем случае не философская или даже – богословская система7.

Тем не менее, оперируя терминами, принятыми в философии, В. Лосский заставляет нас подчас переосмысливать понятия, выраженные в той или иной богословской интерпретации.

Так, например, познание по В. Лосскому – это отнюдь не теория познания со стройной системой, принятой как-либо философским течением. Это – отчасти интуитивизм, это и экзистенциализм, наконец, – это мистический опыт, который невозможно выразить никакими определениями8.

Основная цель работ В. Лосского – привести читателя к главной цели: обожению и единению с Богом. Для этого предлагаются различные пути познания, характеризуются определенные методологические основы, взятые, как правило, из практики Восточной Церкви. В некоторых случаях приводятся сравнения с литургико – мистической жизнью Западной Церкви9.

Труды В. Лосского побуждают не к новым открытиям в богословии, а к осуществлению того великого божественного плана, который уже известен христианскому миру, но требует для своего воплощения большей инициативы.

* * *

1

А. В. Ведерников. В. Лосский и его богословие, «БТ» № 8, М. 1972, стр.219.

2

А. Ведерников. В. Лосский и его богословие, стр. 219.

3

Там же.

4

Там же, стр. 220.

5

Там же.

6

А. Ведерников. В. Лосский и его богословие, стр. 221.

7

В. Лосский. Догматическое богословие, 2 – ая гл. и Мистическое богословие.4-ая гл. в «БТ» № 8,1972, стр.39,133.

8

В. Лосский. Догматическое богословие, стр. 131.

9

В. Лосский. «Видение Бога» ф византийском богословии. «БТ» №8, 1972; полностью см. в его книге: The Vision of God , Лондон 1963.


Источник: Бог и человек по богословию В. Н. Лосского / Николай Медведев - Рим, 1979. - 176 с. (RIPRODUZIONE ANASTATICA TIP. P. U. G. ROMA)

Комментарии для сайта Cackle