Фома Аквинский (католический святой)

Сумма теологии. Том IV

Источник

Том IТом IIТом III • Том IV • Том VТом VIТом VIIТом VIIIТом IXТом XТом XIТом XIIТом XIII

 

 

Содержание

Аннотация

Трактат о конечной цели Пролог Вопрос 1. О конечной цели человека Раздел 1. Присуща ли человеческим действиям обусловленность целью? Раздел 2. (Только ли) разумной природе свойственна обусловленность действий целью? Раздел 3. Определяются ли человеческие действия их целью? Раздел 4. Существует ли конечная цель человеческой жизни? Раздел 5. Может ли у одного человека быть несколько конечных целей? Раздел 6. Все ли желаемое человеком желается им ради конечной цели? Раздел 7. Обща ли конечная цель всем людям? Раздел 8. Разделяют ли эту конечную цель все остальные твари? Вопрос 2. О том, что составляет счастье человека Раздел 1. В богатстве ли счастье? Раздел 2. Состоит ли счастье человека в чести? Раздел 3. Состоит ли счастье человека в известности и славе? Раздел 4. Состоит ли счастье человека во власти? Раздел 5. Состоит ли счастье человека в каком-либо телесном благе? Раздал 6. Состоит ли счастье человека в удовольствии? Раздел 7. Составляет ли счастье человека какое-либо душевное благо? Раздел 8. Составляет ли счастье человека какое-либо сотворенное благо? Вопрос 3. Что есть счастье Раздел 1. Является ли счастье чем-то несотворенным? Раздел 2. Является ли счастье деятельностью? Раздел 3. Является ли счастье деятельностью только умственной или же еще и чувственной части? Раздел 4. Является ли счастье, коль скоро оно относится к умственнойчасти, деятельностью ума и воли? Раздел 5. Является ли счастье деятельностью созерцательного или практического ума? Раздел 6. Действительно ли счастье состоит в рассмотрениях умозрительных наук? Раздел 7. Состоит ли счастье в познании отделенных субстанций, а именно Ангелов? Раздел 8. Состоит ли человеческое счастье в созерцании Божественной сущности? Вопрос 4. О том, что необходимо для счастья Раздел 1. Необходимо ли для счастья наслаждение? Раздел 2. Предшествует ли в счастье порядок видения [порядку] наслаждения? Раздел 3. Необходимо ли для счастья разумение? Раздел 4. Необходима ли для счастья правота воли? Раздел 5. Необходимо ли тело для человеческого счастья? Раздел 6. Необходимо ли для счастья совершенство тела? Раздел 7. Необходимы ли для счастья какие-либо внешние блага? Раздел 8. Необходима ли для счастья дружба? Вопрос 5. О достижении счастья Раздел 1. Может ли человек достигнуть счастья? Раздел 2. Может ли один человек быть счастливее другого? Раздел 3. Может ли кто-либо быть счастлив в нынешней жизни? Раздел 4. Может ли быть утраченным однажды обретенное счастье? Раздел 5. Может ли человек достигнуть счастья через посредство своих природных способностей? Раздел 6. Достигает ли человек счастья благодаря действию более возвышенной твари? Раздел 7. Необходимы ли добрые дела для того, чтобы человек мог обрести счастье в Боге? Раздел 8. Все ли люди желают счастья? Трактат о человеческих действиях, а именно, действиях, присущих человеку. Вопрос 6. О произвольном и непроизвольном Раздел 1. Наличествует ли в человеческих действиях какая бы то ни была произвольность? Раздел 2. Есть ли что-либо произвольное (в действиях) неразумных животных? Раздел 3. Может ли существовать произвольность вне каких бы то ни было действий? Раздел 4. Возможно ли насилие по отношению к воле? Раздел 5. Обусловливает ли насилие непроизвольность? Раздел 6. Обусловливает ли страх непроизвольность непосредственно? Раздел 7. Обусловливает ли непроизвольность чувственное пожелание? Раздел 8. Обусловливает ли непроизвольность неведение? Вопрос 7. Об обстоятельствах человеческих действий Раздел 1. Можно ли считать обстоятельство акциденцией человеческого акта? Раздел 2. Надлежит ли теологам учитывать обстоятельства человеческих актов? Раздел 3.Насколько точно сформулированы обстоятельства в третьей книге «этики»? Раздел 4. Являются ли наиболее важными обстоятельствами (обстоятельства) «почему» и «в чем заключается акт»? Вопрос 8. О воле со стороны того, чего желает воля Раздел 1. Только ли благо является объектом воли? Раздел 2. Относится ли волеизъявление только к цели, или также, и к средствам? Раздел 3. Одним ли и тем же актом движется воля к цели и к средствам? Вопрос 9. О том, что движет волю Раздел 1. Движет ли волю ум? Раздел 2. Движет ли волю чувственное пожелание? Раздел 3. Движет ли воля самое себя? Раздел 4. Движет ли волю внешнее начало? Раздел 5. Движет ли волю небесное тело? Раздел 6. Подвигается ли воля единственно Богом как (своим) внешним началом? Вопрос 10. О том, как именно движется воля Раздел 1. Движется ли к чему-либо воля естественным образом? Раздел 2. Движется ли воля своим объектом необходимым образом? Раздел 3. Движется ли воля низшими пожеланиями необходимым образом? Раздел 4. Движется ли воля внешним двигателем, а именно Богом, необходимым образом? Вопрос 11. О наслаждении, которое является актом воли Раздел 1. Является ли наслаждение актом желающей способности? Раздел 2. Должно ли наслаждение только разумной твари, или также и неразумным животным? Раздел 3. Относится ли наслаждение только к конечной цели? Раздел 4. Связано ли наслаждение только с обладанием целью? Вопрос 12. О намерении Раздел 1. Является ли намерение актом ума или воли? Раздел 2. Относится ли намерение только к конечной цели? Раздел 3. Может ли намерение относиться одновременно к двум вещам? Раздел 4. Является ли намерение относительно цели тем же самым актом, что и желание средств? Раздел 5. Можно ли полагать намерение способностью неразумных животных? Вопрос 13. О выборе, который является актом воли в отношении средств Раздел 1. Актом чего является выбор – воли или разума? Раздел 2. Есть ли выбор у неразумных животных? Раздел 3. Относится ли выбор только к средствам или порою также и к цели? Раздел 4. Связан ли выбор только с тем, что мы делаем сами? Раздел 5. Связан ли выбор только с возможными вещами? Раздел 6. Выбирает ли человек свободно или необходимым образом? Вопрос 14. О принятии решения1, которое предшествует выбору Раздел 1. Является ли принятие решения исследованием? Раздел 2. Относится ли принятие решения только к средствам или также и к цели? Раздел 3. Касается ли принятие решения только того, что мы делаем? Раздел 4. Принимаем ли мы решение обо всем, что мы делаем? Раздел 5. Является ли процесс принятия решения одним из видов анализа? Раздел 6. Является ли процесс принятия решения бесконечным? Вопрос 15. О согласии, которое является актом воли в отношении средств Раздел 1. Является ли согласие актом желающей или схватывающей способности? Раздел 2. Можно ли обнаружить согласие у неразумных животных? Раздел 3. Направлено ли согласие к цели или к средствам? Раздал 4. Принадлежит ли согласие на акт только высшей части души? Вопрос 16. О пользовании, которое является актом воли в отношении средств Раздел 1. Является ли пользование актом воли? Раздел 2. Можно ли обнаружить пользование у неразумных животных? Раздел 3. Может ли пользование быть связано с конечной целью? Раздел 4. Предшествует ли пользование выбору? Вопрос 17. О действиях, которыми распоряжается воля Раздел 1. Является ли распоряжение актом разума или воли? Раздел 2. Можно ли обнаружить распоряжение у неразумных животных? Раздел 3. Предшествует ли пользование распоряжению? Раздел 4. Являются ли распоряжение и действие по распоряжению одним и тем же актом или разными? Раздел 5. Действует ли воля по распоряжению? Раздел 6. Действует ли разум по распоряжению? Раздел 7. Можно ли распоряжаться актами чувственного пожелания? Раздел 8. Можно ли распоряжаться актами растительной души? Раздел 9. Можно ли распоряжаться актами внешних членов? Вопрос 18. О благе и зле в человеческих действиях в целом Раздел 1. Все ли человеческие действия благи или же среди них встречаются злые? Раздел 2. Наследует ли человеческое действие благо или зло от своего объекта? Раздел 3. Является ли человеческое действие благим или злым в зависимости от обстоятельств? Раздел 4. Является ли человеческое действие благим или злым в зависимости от цели? Раздел 5. Является ли человеческое действие благим или злым по виду? Раздел 6. Обретает ли действие вид благого или злого от своей цели? Раздел 7. Содержится ли полученный от цели вид как в своем роде в виде, полученном от объекта или наоборот? Раздел 8. Является ли какое-либо действие безразличным по своему виду (по отношению к благу и злу)? Раздел 9. Может ли индивидуальное действие быть безразличным (по отношению к благу и злу)? Раздел 10. Устанавливает ли обстоятельство вид морального действия как благого или злого? Раздел 11. Устанавливает ли каждое улучшающее или ухудшающее действие обстоятельство вид морального действия как благого или злого? Вопрос 19. О добродетельности и порочности внутреннего акта воли Раздел 1. Зависит ли добродетельность воли от объекта? Раздел 2. Зависит ли добродетельность воли только от объекта? Раздел 3. Зависит ли добродетельность воли от разума? Раздел 4. Зависит ли добродетельность воли от вечного закона? Раздел 5. Является ли воля злой, если она вступает в конфликт с заблуждающимся разумом? Раздел 6. Блага ли воля, если она следует заблуждающемуся разуму? Раздел 7. Зависит ли добродетельность воли в отношении средств от намерения относительно цели? Раздел 8. Зависит ли степень добродетельности или порочности воли от степени блага или зла в намерении? Раздел 9. Зависит ли добродетельность воли от ее соответствия Божественной воле? Раздел 10. Необходимо ли человеческой воле ради собственной добродетельности соответствовать Божественной воле в том, что касается желаемого? Вопрос 20. О добродетельности и порочности во внешних человеческих делах Раздел 1. Является ли добродетельность и порочность первичными в акте воли во внешнем действии? Раздел 2. Полностью ли зависят добродетельность или порочность внешнего действия от добродетельности воли? Раздел 3. Являются ли добродетельность и порочность внешнего действия теми же самыми, что и таковые внутреннего акта? Раздел 4. Добавляет ли внешнее действие какую-либо добродетельность к таковым внутреннего акта? Раздел 5. Увеличивают ли добродетельность или порочность последствия внешнего воздействия? Раздел 6. Может ли одно и тоже внешнее действие быть одновременно добрым и злым? Вопрос 21. О последствиях человеческих действий в связи с их добродетельностью и порочностью Раздел 1. Является ли человеческое действие правым или греховным постольку поскольку оно является благим или злым? Раздел 2. Заслуживает ли человеческое действие хвалу или вину в силу того, что оно является благим или злым? Раздел 3. Является ли человеческое действие достойным награды или осуждения в силу того, что оно является благим или злым? Раздел 4. Является ли человеческое действие достойным награды или осуждения Богом в силу того, что оно является благим или злым? Трактат о страстях. Вопрос 22. О субъекте душевных страстей Раздел 1 . Наличествует ли в душе какая-либо страсть? Раздел 2. Обнаруживается ли страсть скорее в желающей, чем в схватывающей части [души]? Раздел 3. Обнаруживается ли страсть скорее в чувственном, чем в умственном желании, которое называется волей? Вопрос 23. О как страсти отличаются друг от друга Раздел 1. Отличаются ли страсти вожделеющей части (души) от страстей раздражительной части? Раздел 2. Основано ли противоположение раздражительных страстей на противоположности блага и зла? Раздел 3. Существует ли душевная страсть, не имеющая противоположности? Раздел 4.Можно ли обнаружить в одной и той же способности какие-либо страсти, которые отличались бы по виду, но при этом не были бы противоположны друг другу? Вопрос 24. О благе и зле в душевных страстях Раздел 1. Можно ли обнаружить в душевных страстях моральные благо и зло? Раздел 2. Является ли каждая душевная страсть этически злой? Раздел 3. Может ли страсть увеличить или уменьшить добродетельность или порочность акта? Раздел 4. Является ли какая-нибудь из страстей благой или злой по виду? Вопрос 25. О взаимной упорядоченности страстей Раздел 1. Предшествуют ли раздражительные страсти вожделеющим или наоборот? Раздел 2. Является ли любовь первой из вожделеющих страстей? Раздел 3. Является ли надежда первой из раздражительных страстей? Раздел 4. Являются ли четырьмя основными страстями радость, печаль, надежда и страх? Вопрос 26. О душевных страстях по отдельности и, прежде всего, о любви Раздел 1. Находится ли любовь в вожделеющей силе? Раздел 2. Является ли любовь страстью? Раздел 3. Является ли любовь и приязнь одним и тем же? Раздел 4. Правильно ли разделять любовь на любовь-дружбу и любовь-вожделение? Вопрос 27. О причине любви Раздел 1.Является ли благо единственной причиной любви? Раздел 2. Является ли знание причиной любви? Раздел 3. Является ли подобие причиной любви? Раздел 4. Является ли причиной любви какая-либо иная душевная страсть? Вопрос 28. О следствиях любви Раздел 1. Является ли союз следствием любви? Раздел 2. Является ли следствием любви взаимное пребывание? Раздел 3. Является ли следствием любви исступление? Раздел 4. Является ли ревность следствием любви? Раздел 5. Является ли любовь страстью, причиняющей любящему душевную боль? Раздел 6. Является ли любовь причиной всего, что делает любящий? Вопрос 29. О ненависти Раздел 1. Является ли зло причиной и объектом ненависти? Раздел 2. Является ли любой причиной ненависти? Раздел 3. Является ли ненависть более сильной, чем любовь? Раздел 4. Может ли человек ненавидеть самого себя? Раздел 5. Может ли человек ненавидеть истину? Раздел 6. Может ли что-либо быть объектом всеобщей ненависти? Вопрос 30. О вожделении Раздел 1. Находится ли вожделение только в чувственном желании? Раздел 2. Является ли вожделение частной страстью? Раздел 3. Являются ли некоторые (виды) вожделения природными, а некоторые – неприродными? Раздел 4. Является ли вожделение бесконечным? Вопрос 31. Об удовольствии как таковом Раздел 1. Является ли удовольствие страстью? Раздел 2. Происходит ли удовольствие во времени? Раздел 3. Отличается ли удовольствие от радости? Раздел 4. Присутствует ли удовольствие в умственном желании? Раздел 5. Являются ли телесные и чувственные удовольствия более вильными, чем духовные и умственные? Раздел 6. Являются ли удовольствия от осязания более сильными, чем удовольствия, связанные с другими чувствами? Раздел 7. Может ли како-либо удовольствие быть неприродным? Раздел 8.Может ли одно удовольствие быть противоположным другому? Вопрос 32. О причинах удовольствия Раздел 1. Является ли деятельность собственной причиной удовольствия? Раздел 2. Является ли движение причиной удовольствия? Раздел 3. Причиняют ли удовольствие надежда и память? Раздел 4. Причиняет ли удовольствие печаль? Раздел 5. Доставляют ли нам удовольствие действия других? Раздел 6. Обусловливает ли удовольствие делание добра другому? Раздел 7. Является ли причиной удовольствия подобие? Раздел 8. Является ли причиной удовольствия удивление? Вопрос 33. О следствиях удовольствия Раздел 1. Является ли расширение следствием удовольствия? Раздел 2. Обусловливает ли удовольствие жажду, или желание самого себя? Раздел 3. Препятствует ли удовольствие пользованию разумом? Раздел 4. Делает ли удовольствие деятельность совершенной? Вопрос 34. О добродетельности и порядочности удовольствий Раздел 1. Все ли удовольствия злы? Раздел 2. Все ли удовольствия благи? Раздел 3. Является ли какое-либо из удовольствий наибольшим благом? Раздел 4. Является ли удовольствие мерой или критерием суждения относительно морального добра и зла? Вопрос 35. О боли и страдании, как таковой Раздел 1. Является ли боль душевной страстью? Раздел 2. Является ли страдание тем же, что и боль? Раздел 3. Противоположно ли страдание, или боль, удовольствию? Раздел 4. Противоположно ли всякое страдание всякому удовольствию? Раздел 5. Существует ли страдание, противоположное удовольствию от созерцания? Раздел 6. Следует ли избегать страдания в большей мере, нежели стремиться к удовольствию? Раздел 7. Является ли внешнее страдание большим, нежели внутреннее? Раздел 8. Существует ли только четыре вида страдания? Вопрос 36. О причинах боли или страдания Раздел 1. Обусловливается ли страдание утратой блага или наличием зла? Раздел 2. Является ли причиной страдания похоть? Раздел 3. Является ли причиной страдания жажда единства? Раздел 4. Является ли причиной страдания непреодолимая сила? Вопрос 37. О следствиях боли или страдания Раздел 1. Приводит ли боль к утрате одной из способностей, (а именно способности) учиться? Раздел 2. Является ли следствие страдания, или боли, бременем души? Раздел 3. Ослабляет ли страдание, или боль, деятельность в целом? Раздел 4. Является ли страдание более пагубным для тела, чем все остальные душевные страсти? Вопрос 38. О средствах от страдания или боли Раздел 1. Можно ли испытывать страдание, или боль, найти утешение в любом удовольствии? Раздел 2. Можно ли найти утешение в страдании, или боли, в слезах? Раздел 3. Может ли сочувствие друзей утешить в страдании, или боли? Раздел 4. Ослабевает ли страдание, или боль, при созерцании истины? Раздел 5. Ослабевает ли страдание, или боль, сном и посещением бань? Вопрос 39. О добродетельности и порочности страдания, или боли Раздел 1. Всякое ли страдание является злом? Раздел 2. Может ли страдание быть благом добродетели? Раздел 3. Может ли страдание быть благом пользы? Раздел 4. Является ли телесная боль наибольшим из зол? Вопрос 40. О раздражительных страстях и, в первую очередь, о надежде и отчаянии Раздел 1. Является ли надежда тем же, что и пожелание, или вожделение? Раздел 2. Принадлежит ли надежда схватывающей или желающей способности? Раздел 3. Могут ли надеяться неразумные животные? Раздел 4. Является ли отчаяние противоположностью надежды? Раздел 5. Является ли опыт причиной надежды? Раздел 6. Является ли надежда юнцов и пьяниц избыточной? Раздел 7 . Является ли надежда причиной любви? Раздел 8. Способствует ли надежда действию или (напротив) препятствует? Вопрос 41. О страхе как таковом Раздел 1. Является ли страх душевной страстью? Раздел 2. Является ли страх отдельной страстью? Раздел 3. Существует ли природный страх? Раздел 4. Должно ли различать виды страха? Вопрос 42. Об объекте страха Раздел 1. Является ли объектом страха благо или зло? Раздел 2. Является ли объектом страха зло природы? Раздел 3. Является ли объектом страха зло греха? Раздел 4. Можно ли страшиться самого страха? Раздел 5. Является ли неожиданное тем, чего бояться больше всего? Раздел 6. Более ли всего бояться того, от чего нет средств? Вопрос 43. О причине страха Раздел 1. Является ли причиной страха любовь? Раздел 2. Является ли причиной страха слабость? Вопрос 44. О следствиях страха Раздел 1. Обусловливает ли страх сокращение? Раздел 2. Способствует ли страх размышлению? Раздел 3. Бросает ли от страха в дрожь? Раздел 4. Препятствует ли страх действию? Вопрос 45. О бесстрашии Раздел 1. Противоположно ли бесстрашие страху? Раздел 2. Проистекает ли бесстрашие из надежды? Раздел 3. Является ли причиной бесстрашия некоторый недостаток? Раздел 4. Более ли смельчаки рвутся (в бой) накануне опасности, нежели при ее наступлении? Вопрос 46. О гневе как таковом Раздел 1. Является ли гнев отдельной страстью? Раздел 2. Является ли объектом гнева благо или зло? Раздел 3. Находится ли гнев в вожделеющей способности? Раздел 4. Нуждается ли гнев в акте разума? Раздел 5. Является ли гнев более естественным, чем вожделение? Раздел 6. Является ли гнев более тяжким (грехом) чем ненависть? Раздел 7. Направлен ли гнев только против тех, к кому у нас есть претензии по части справедливости? Раздел 8. Правильно ли установлены виды гнева? Вопрос 47. О причине гнева Раздел 1. Причиняется ли гнев только тем содеянным, что направлено против разгневанного? Раздел 2. Является ли пренебрежение, или презрение, единственной побудительной причиной гнева? Раздел 3. Является ли причиной гнева превосходство гневающегося? Раздел 4. Является ли причиной гнева изъян того, на кого гневаются? Вопрос 48. О следствиях гнева Раздел 1. Доставляет ли гнев удовольствие? Раздел 2. Обусловливает ли гнев прежде всего сердечный жар? Раздел 3. Препятствует ли гнев, прежде всего, пользованию разумом? Раздел 4. Обусловливает ли гнев прежде всего молчаливость?  

 
Аннотация

«Сумма Теологии» (Summa theologiae, Summa theologica), самое значительное по своему влиянию на христианский мир философское сочинение. Главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика Фомы Аквинского (Thomas Aquinas – 1225–1274). Оказал огромное влияние на развитие православного «школьного богословие», его влияние едва ли можно переоценить.

Вся «Сумма Теологии», прекрасная хрестоматия по целому массиву вопросов христианской веры и жизни. Во многих своих рассуждениях («непорочное зачатие» Девы Марии; «безусловный примат папы» и др.), Аквинат, совершенно неожиданно, для католического схоласта, занимает православную позицию.

Вся «Сумма…» состоит из трех частей. Труд представляет собою ряд трактатов , но основой деления являются вопросы оппонентов Фомы, затем приводиться противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащие автору.

* * *

1

В настоящем случае речь идет о принятии решения как о процессе, неразрывно связанном с размышлением, обсуждением, совещанием, советом и т. п., в связи с чем в приводимых ниже цитатах можно встретить все указанные термины.


Источник: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 1-48: 5-901620-68-2. Издательство: Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис. 2006. С.И.Еремеев. Перевод, редакция и примечания.

Комментарии для сайта Cackle