Виталий Кандалинцев

Учение Оптинских старцев

Источник

Содержание

Предисловие

Глава 1. Учение о воле Божией 1.1. Границы человеческого мышления 1.2. Путь к смирению 1.3. Богоугодное видение жизни 1.4. Направление к свету лица Божия Глава 2. Учение о смирении 2.1. Путь к Богу 2.2. Считать себя хуже всех 2.3. Три степени смирения 2.4. Смирение в мирской жизни 2.5. Срединный и малый путь Глава 3. Учение о молитве 3.1. Смирение – основа молитвы 3.2. Дар умной молитвы надо заслуживать 3.3. Степени молитвы 3.4. Молитва как испытание» Глава 4. Учение о покаянии 4.1. Признаки истинного покаяния 4.2. Уловки врага и что господь законоположит согрешающим 4.3. Если не исправляешься, ищи разрешения и прощения 4.4. Признание суда Божия о нас праведным Глава 5. Учение о спасении 5.1. Сознание своей греховности 5.2. Умеренный путь 5.3. Труд и лишения 5.4. Осторожность и внимательность к спасению Глава 6. Учение о помыслах 6.1. Когда заканчивается безгрешие 6.2. Правила борьбы с помыслами 6.3. О необходимости осмотрительности 6.4. Ответственность человека и помощь Божия 6.5. Наставления старцев на разные случаи Глава 7. Учение о страстях 7.1. Причина и корень страстей 7.2. Появление гордости 7.3. Обольщение чувственностью 7.4. Утверждение самости 7.5. Иллюзорность сознания 7.6. Недовольство, что все не так как хочется 7.7. Агрессивное сопротивление разоблачению 7.8. Безысходная скорбь и отказ от жизни Глава 8. Учение об искушениях 8.1. Неизбежное и горькое лекарство 8.2. Разъяснение частных случаев 8.3. За что настигают искушения 8.4. Что открывается искушениями 8.5. Как вести себя в искушениях Глава 9. Учение о любви 9.1. Любовь Бога к человеку 9.2. Любовь человека к Богу 9.3. Триединство любви детей света 9.4. Союз любви и смирения 9.5. Наши ошибки на пути любви Глава 10. Учение о жизни 10.1. Добрые дела 10.2. Заповеди 10.3. Трезвение и крест 10.4. Мир душевный 10.5. Брак и семья 10.6. Болезни и смерть Литература  

 
Предисловие

Предлагаемая книга содержит подборку поучений и наставлений Оптинских старцев. Наследие старцев обширно, и подборка включила только некоторую часть из того, что было ими сказано. Если давать определение сущности старческого учения, то его можно назвать практическим руководством по усвоению и применению слова Божия в христианской жизни. В этом качестве учение старцев бесценно.

Для ознакомления читателя с данным учением было выделено десять направлений старческой мысли, каждому из которых посвящена отдельная глава. Наставления старцев приводятся в определенной последовательности, которая позволяет убедиться в глубокой внутренней связи всех частей их учения. Комментарии к наставлениям призваны отразить эту связь и показать системность, целостность старческого учения. Автор комментариев стремился строго следовать смыслу высказываний старцев. Поэтому комментарии часто повторяют соответствующие поучения. Вместе с тем они акцентируют внимание на тех мыслях старцев, которые обеспечивают переход от одного их высказывания к другому.

В главе 1 раскрывается подход старцев к познанию и исполнению воли Божией. Отправной точкой здесь выступает признание определенной ограниченности обычного человеческого мышления. Поняв, в чем состоит эта ограниченность, человек может перейти к смирению, которое старцы определяют как путь к Богу. По их учению, только смиренный человек приобретает истинное, Богоугодное видение жизни и способен всю жизнь выдерживать направление к свету Лица Божия.

В главе 2 учение о смирении рассматривается более подробно. Ключевой момент – смирение является важнейшим для спасения качеством человека, которое в нас прежде всего ищет Господь. Именно смирение в состоянии противостоять губительному действию гордости. Проявляется смирение в способности человека считать себя хуже всех. Вместе с тем в смирении есть степени, по которым рекомендуют идти старцы, чтобы осилить путь смирения. И есть определенная специфика смирения в мирской (в отличие от монашеской) жизни, которую тоже надо учитывать.

Глава 3 излагает учение о молитве. Основой молитвы выступает смирение, благодаря которому человек может идти молитвенным путем несмотря на свою немощь и проходить степени молитвы. Старцы детально характеризовали степени молитвы, используя три взаимосвязанных классификации: по месту пребывания сознания и творения молитвы, по характеру моления и его результату, по качеству молитвы как дара Божия.

Глава 4 посвящена учению о покаянии. В нем существенное место занимает определение признаков истинного покаяния, наставление, как правильно приносить покаяние. Старцы дают знание уловок врага, который стремится сделать покаяние неистинным, и одновременно четко показывают, что Господь законоположит согрешающим. Не оставляются без внимания и вопросы, что делать, если исправление не удается и как достичь единства с Богом.

В главе 5 приводятся поучения о спасении. Указывается на необходимость иметь сознание собственной греховности, чтобы смиряться, а не гордиться. Также старцы говорят о важности умеренности (избегания крайностей), а также труда и лишений. Для спасения нужно быть осторожным и внимательным к спасению.

В главе 6 характеризуется учение о помыслах. Если первая стадия помысла (прилог) не является грехом человека, то последующие (сочетание и сосложение) уже образуют грех. Пропуск прилога на следующие стадии создает все усиливающуюся опасность поражения страстью (пленения греховным помыслом, толкающим на грех уже и через действия – слова и поступки). С исключительным искусством старцы наставляют правилам борьбы с помыслами, учат осмотрительности и прибеганию к помощи Божией.

Глава 7 содержит учение о страстях. Причина и корень страстей – гордость, которую старцы метко называли семиголовой гидрой. В соответствии с этим выделены семь тенденций гордости, которые вместе образуют совокупность различных страстей, борющих человека. Приводятся семь пунктов общего понимания причин страстей и средств борьбы с ними.

Глава 8 раскрывает учение об искушениях. Искушения необходимы для нашего исправления. Они болезненны и часто воспринимаются нами как что-то неприятное и ненужное, что надо избежать. Старцы указывают, что искушения, по сути, инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

В главе 9 рассматривается учение о любви. Бог любит людей больше, чем они порой думают – утешают старцы. А вот люди должны помнить, что ответная любовь к Богу состоит не в умилении и не в восхождении к Нему умом, а прежде всего в исполнении Его заповедей. Приводится поучение о триединстве любви детей света. Любовь без смирения падательна, а потому нужен союз любви и смирения. Как и знание наших ошибок на пути любви, которые довольно часты, особенно в начале этого пути.

В главе 10 излагается учение о жизни. Здесь старцы ведут речь о призвании человека к добрым делам и дают определение, что нужно считать добрым делом. Они говорят о заповедях как основе человеческой жизни, но также указывают на необходимость трезвения и неизбежность креста, который вырос на почве нашего сердца. Смиренное несение креста приносит душе мир. Наставляют старцы и правильному отношению к браку и семье, болезням и смерти.


Источник: Автор: Кандалинцев В.Г.

Комментарии для сайта Cackle